Научная статья на тему 'Особенности состояния языковой способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Особенности состояния языковой способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1042
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевое общение / языковая способность / общее недоразвитие речи / speech communication / language ability / general speech underdevelopment

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А. С. Тропина, Л. С. Дмитриевских

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию и особенности состояния языковой способности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Представлен анализ механизмов языковой способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — А. С. Тропина, Л. С. Дмитриевских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE STATE OF LANGUAGE ABILITY IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

The article discusses the main approaches to understanding and features of the state of language ability in senior preschoolers with general underdevelopment of speech of third level. The analysis of the mechanisms of linguistic ability in children of senior preschool age with general speech underdevelopment is presented.

Текст научной работы на тему «Особенности состояния языковой способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

РАЗДЕЛ II

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

УДК 376.37

А.С. Тропина, Л.С. Дмитриевских Курганский государственный университет, Курган

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к пониманию и особенности состояния языковой способности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Представлен анализ механизмов языковой способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: речевое общение, языковая способность, общее недоразвитие речи.

А.S. Tropina, L.S. Dmitrievskikh Kurgan State University, Kurgan

PECULIARITIES OF THE STATE OF LANGUAGE ABILITY IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL

UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Abstract. The article discusses the main approaches to understanding and features of the state of language ability in senior preschoolers with general underdevelopment of speech of third level. The analysis of the mechanisms of linguistic ability in children of senior preschool age with general speech underdevelopment is presented.

Key words: speech communication, language ability, general speech underdevelopment.

В последнее десятилетие поиск путей совершенствования коррекционно-развивающей работы привел к сближению логопедии с психолингвистикой - наукой о восприятии и порождении речевого высказывания. Многие авторы (О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, С.Н. Шаховская) в качестве основного дефекта речи детей с ОНР стали называть дефицитарность языковой спо-

собности и связывают с ней недостаточную эффективность коррекционно-педагогической работы. По мнению вышеперечисленных авторов, причиной последнего является неполная адекватность применяемых методик и способов коррек-ционно-педагогического воздействия характеру дефекта детей с общим недоразвитием речи.

В логопедии термин «языковая способность» используется с 60-х годов XX века. Выдающийся немецкий философ Вильгельм фон Гумбольдт впервые употребил термин «языковая способность», связав процесс усвоения языка ребенком с овладением «внутренней языковой формой». Он считал, что у детей происходит не механическое выучивание языка, а развертывание языковой способности [1].

В психолингвистике языковая способность рассматривается как один из компонентов модели языка, наряду с речевой деятельностью и языковой системой. По мнению А.А. Леонтьева, языковая способность - совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива [2, с. 54].

У нормально развивающихся детей в младшем дошкольном возрасте системообразующим, т.е. ведущим, является фонологический компонент, который обеспечивает появление ориентировки на морфемный состав слова и грамматическую значимость его компонентов - это становится основой для интеграции фонологического и синтаксического компонентов в среднем дошкольном возрасте. Затем синтаксический компонент интегрируется с семантическим, обеспечивая в старшем дошкольном возрасте возможности синтаксического прогноза высказываний и упреждающего синтеза текста. В старшем дошкольном возрасте семантический компонент выходит вперед и начинает работать в комплексе с фонологическим, переводя языковую способность на уровень языковых обобщений и противопоставлений [4].

Иная динамика смены ведущего компонента языковой способности у детей с общим недоразвитием речи. На ее развитие с раннего возраста начинает оказывать влияние не фонологический, а семантический компонент. В итоге страдают обе стратегии в усвоении языка, о которых говорил И.А. Сикорский: одна - связанная с вниманием детей к звуковому облику слова и выделением в нем ударного слога, вторая - с вниманием к

33

слоговой структуре слова и темпо-ритмической стороне фразы. Это затрудняет формирование интеграционных фонетико-семантических и фоне-тико-синтаксических связей, которые в это время формируются у нормально развивающихся детей. Вследствие этого дети с речевой патологией могут переходить с одного уровня общего недоразвития речи на другой, но, как точно подметил Б.М. Гриншпун, остаются «практически не говорящими детьми» [4].

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными сами задатки к развитию языковой способности. Под языковой способностью мы понимаем формирование системы ориентировочных действий в языковом материале, направленную на улавливание законов языка - регулярности и продуктивности языковых явлений, то есть то, что К.Д. Ушинский назвал чутьем языка - удивительную способность человека творить из ограниченного набора языковых единиц неограниченное количество высказываний.

По данным Н.В. Микляевой, в развитии языковой способности детей с общим недоразвитием речи действуют те же психолого-педагогические закономерности, что и у их нормально развивающихся сверстников: увеличение языковой способности с возрастом, выделение ведущего компонента языковой способности на каждом возрастном этапе, налаживание интеграционных связей между компонентами языковой способности [3].

Вместе с тем нельзя не заметить своеобразия ее развития; так, особенностями языкового развития детей с общим недоразвитием речи являются более низкие показатели языковой способности, чем у нормально развивающихся детей, и замедление темпов их роста. Развитие языковой способности с осложненными формами общего недоразвития речи, напротив, идет несколько скачкообразно: небольшой прирост в 3-4 и 5-6 лет и резкий скачок в 4-5 и 6-7 лет [4].

Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны нарушение формирования комплексных познавательно-языковых, коммуникативно-языковых, ритмически-языковых и других ориентировок; затруднения в переносе названых ориентировок на языковой материал и интеграции в систему (ориентировка по подражанию, по образцу, памяти, аналогии и ориентировка на «чувство языка»). Как следствие, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается рассогласование языковых ориентировок и всех компонентов языковой способности (синтаксического, семантического, фонологического) [5].

У старших дошкольников языковые ориентировки появляются, но долго не складываются в языковую систему: в основном это связано с неустойчивостью языковой установки и ее соскальзывании на коммуникативную ориентировку при воз-34

никновении трудностей в восприятии и понимании речевого материала, обобщении собственного речевого опыта в процессе программирования и реализации высказывания. Это обусловливает задержку формирования языковых обобщений, противопоставлений и формирования механизмов контроля языковой правильности высказывания на основе чувства языка [3].

Л.Г. Соловьева, изучая особенности развития языковой и коммуникативной способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи, отметила, что у большинства из них отмечается дефицитарность языковой и коммуникативной компетенций; у остальных преимущественно нарушается одна из рассматриваемых способностей [6]. Речевые и коммуникативные затруднения препятствуют установлению и поддержанию контактов со сверстниками во время игры, формированию игры как деятельности. Особенности диалогического поведения во время игровой деятельности проявляются в многословности, склонности перебивать собеседника, неспособности выслушать его до конца. Дети используют такие типы высказываний, которые не требуют речевой реакции сверстника (констатация). Следовательно, подлинное диалогическое общение у них не формируется [7, с.103].

Развитие языковой и интеллектуальной способностей у детей с общим недоразвитием речи, напротив, свидетельствует о их взаимной зависимости. Психологопедагогическое изучение детей с нарушениями речи раннего возраста позволяет говорить о том, что дефицитарность языковой способности негативно влияет на психическое развитие детей (Н. С. Жукова, Т.В. Костина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.).

Как следствие нарушения в формировании предметной деятельности, у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста отмечается репродуктивный тип деятельности, малая вариабельность тактики, нарушение механизмов контроля за собственной деятельностью. У них страдают произвольное внимание и анализирующее восприятие, произвольная и опосредованная память, предпосылки к развитию нагляднообразного и словесно-логического мышления. Особенные затруднения у дошкольников вызывают действия, связанные с замещениями предметов, кодированием и декодированием символической информации, моделированием и созданием творческих поделок, построек и рассказов. Соответственно, дефицитарность языковой способности отражается не только на снижении способности к речевому творчеству, но и к другим видам творчества. Эмоции, обычно выполняющие ведущую, регулирующую роль в механизмах детского творчества, наоборот, здесь оказывают негативное влияние на творческий процесс.

Таким образом, результаты исследований подтверждают наличие взаимосвязи между развитием языковой и интеллектуальной, коммуника-

тивной, творческой, символической, ритмической способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи. Соответственно, к концу дошкольного детства у данной категории детей не складывается функциональная система способностей, характеризующая в дальнейшем уровень их обучаемости в школе [8, с.148].

Список литературы

1 Гумбольт В. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольт. - Москва : Прогресс, 1984.

2 Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 1997.

3 Микляева Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование /Н. В. Микляева. - Москва : Айрис-Пресс, 2006.

4 Микляева Н. В. К вопросу о разработке технологии диагностики языковой способности / Н. В. Микляева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 13. - № 2(3). - 2011. - С. 550-554.

5 Микляева Н. В. Совершенствование коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в аспекте развития языковой способности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук/Н. В. Микляева. - Москва, 2001.

6 Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи /

Л. Г. Соловьева //Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 62-66.

7 Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Альфа, 1993.

8 Филичева Т. Б. Формирование речи у детей дошкольного возраста: дисс. ...докт. пед. наук в форме научного доклада / Т. Б. Филичева. - Москва, 2000.

References

1 Gumbolt V. Izbrannyye trudy po yazykoznaniyu / V. fon Gumbolt. - Moskva : Progress, 1984.

2 Leontyev A. A. Osnovy psikholingvistiki/A. A. Leontyev. -Moskva: Smysl, 1997.

3 Miklyayeva N. V. Diagnostika yazykovoy sposobnosti u detey doshkolnogo vozrasta. Logopedicheskoye obsledovaniye / N. V. Miklyayeva. - Moskva : Ayris-Press, 2006.

4 Miklyayeva N. V. K voprosu o razrabotke tekhnologii diagnostiki yazykovoy sposobnosti /N. V. Miklyayeva //Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. -

T. 13. - № 2(3). - 2011. - S. 550-554.

5 Miklyayeva N. V. Sovershenstvovaniye korrektsionno-logopedicheskoy raboty s doshkolnikami s obshchim nedorazvitiyem rechi v aspekte razvitiya yazykovoy sposobnosti: avtoref. diss. . kand. ped. nauk / N. V. Miklyayeva. - Moskva, 2001.

6 Solovyeva L. G. Osobennosti kommunikativnoy deyatelnosti detey s obshchim nedorazvitiyem rechi/L. G. Solovyeva // Defektologiya. - 1996. - № 1. - S. 62-66.

7 Filicheva T. B. Podgotovka k shkole detey s obshchim nedorazvitiyem rechi v usloviyakh spetsialnogo detskogo sada / T. B. Filicheva. G. V. Chirkina. - Moskva : Alfa, 1993.

8 Filicheva T. B. Formirovaniye rechi u detey doshkolnogo vozrasta: diss. ...dokt. ped. nauk v forme nauchnogo doklada / T. B. Filicheva. - Moskva, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.