Научная статья на тему 'Особенности состояния языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня'

Особенности состояния языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1502
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая способность / языковая компетенция / общее недоразвитие речи (ОНР) / language ability / language competence / general speech underdevelopment (GSU)

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А А. Смирнова, Л С. Дмитриевских

В статье представлены сущность и компонентный состав языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Проведём сравнительный анализ языковых способностей в норме и при патологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — А А. Смирнова, Л С. Дмитриевских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE STATE OF LANGUAGE ABILITY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF LEVEL III

The article presents the essence and component composition of language ability in preschool children with general underdevelopment of speech of the third level. We will conduct a comparative analysis of language abilities in normal and pathological conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности состояния языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня»

ющее опознание объекта и (или) слова еще до того, как они будут полностью восприняты.

2 формирование речемыслительного уровня антиципации (т.е. обобщения, гипотезы об объекте, явлении), а как следствие - обобщенности восприятия морфем. Все это должно помочь детям осознать морфему как отдельный языковый знак.

2 раздел: формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил.

Цель: обучение дошкольников с ОНР навыкам осознанного образования производных слов.

В результате дети должны научиться обобщать значение морфологических элементов слов, закрепить умение их соединения в рамках целого слова в соответствии как с формально-семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка. Впоследствии эти умения и навыки следует закреплять в контекстной речи детей.

М.М. Алексеева, Б.И. Яшина в «Методике формирования способов словообразования» считают необходимым развивать речевой слух, обогащать представления об окружающем мире, словарь прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств [2].

В своей работе отмечают такие направления: способы образования слов при помощи суффиксов, приставок (ехал - уехал - переехал - выехал); образования слов по аналогии существительных, прилагательных, а также глаголов. Методами формирования словообразовательных компетенций являются игры-драматизации и дидактические игры с игрушками, используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало».

Проблема изучения словообразовательных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной на сегодняшний день и рассматривается такими авторами, как Т.В.Туманова, Р.И. Лалаева, О.М. Вершинина, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.

При анализе лингвистической и психолого-педагогической литературы было выявлено, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются значительные отличия в состоянии развития грамматической системы словообразования по сравнению с дошкольниками с нормальным речевым развитием.

Таким образом, проанализировав методическую литературу, методики исследования и формирования словообразовательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, мы разработали компилятивным путем методику исследования словообразования для полноценного формирования словообразовательных компетенций.

Список литературы

1 Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина //Логопед. - 2004. - № 1. - С. 25.

2 Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / О. М. Вершинина, Е. М. Мастюкова,

т. Б. Филичева. - Москва, 1990. - 172 с.

3 Туманова Т. В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 6. - С. 58.

4 Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова //Дефектология. - 2001. - № 4. - С. 69.

References

1 Vershinina O. M. Osobennosti slovoobrazovaniya u detey s obshchim nedorazvitiyem rechi III urovnya / O. M. Vershinina // Logoped. - 2004. - № 1. - S. 25.

2 Zhukova N. S. Preodoleniye obshchego nedorazvitiya rechi doshkolnikov/O. M. Vershinina, E. M. Mastyukova,

T. B. Filicheva. - Moskva, 1990. - 172 s.

3 Tumanova T. V. Razvitiye slovoobrazovaniya u doshkolnikovi mladshikh shkolnikovs obshchim nedorazvitiyem rechi/ T. V. Tumanova // Vospitaniye i obucheniye detey s narusheniyami razvitiya. - 2003. - № 6. - S. 58.

4 Tumanova T. V. Formirovaniye gotovnosti k slovoobrazovaniyu u doshkolnikov s obshchim nedorazvitiyem rechi/ T. V. Tumanova //Defektologiya. - 2001. - № 4. - S. 69.

УДК 371.927

А.А. Смирнова, Л.С. Дмитриевских Курганский государственный университет, Курган.

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. В статье представлены сущность и компонентный состав языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Проведём сравнительный анализ языковых способностей в норме и при патологии.

Ключевые слова: языковая способность, языковая компетенция, общее недоразвитие речи (ОНР).

A.A. Smirnova, L.S. Dmitrievskikh Kurgan state University, Kurgan

FEATURES OF THE STATE OF LANGUAGE ABILITY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF LEVEL III

Abstract. The article presents the essence and component composition of language ability in preschool children with general underdevelopment of speech of the third level. We will conduct a comparative analysis of language abilities in normal and pathological conditions.

Key words: language ability, language competence, general speech underdevelopment (GSU).

Вся наша жизнь строится на общении. Для успешного вступления в деятельность человеку важны языковые способности, причем речь нужна человеку не только в качестве общения, но и для процесса мышления. В последние десятилетия поиск путей совершенствования коррекци-онно-развивающей работы привел к сближению логопедии с психолингвистикой. Многие авторы (Е.Н. Винарская, О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, Л.Г. Соловьева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская) в качестве основного дефекта детей с общим недоразвитием речи (ОНР) стали называть дефи-цитарность языковой способности. Некоторые исследователи, придерживающиеся данного подхода, связывают с ней недостаточную эффективность коррекционно-педагогической работы (Е.Д. Божович, О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, В.В. Юртайкин), т.е. считают, что причиной последнего является неполная адекватность применяемых методик и способов коррекционно-педагогического воздействия характеру дефекта детей с ОНР [2].

Языковая способность(языковая компетенция) - это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок [1].

Общее недоразвитие речи - системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй [4].

Д.Н. Россова выделяет в своей статье следующие компоненты языковой способности: фонети-ко-фонологический; лексическо-грамматический; морфологический; синтаксический. Рассмотрим фонетическую сторону речи. Здесь подразумевается произношение звуков как согласование всех отделов речевого и двигательного аппарата. Под фонемной стороной речи подразумевают способность различать и разделять фонемы языка. Эта сторона речи обусловливается работой аппарата речи и слуха.

Вообще развитие и становление фонетики происходит постепенно, не сразу.

В три года подвижность артикуляции повышается, но произношение не идеально, есть отклонения от нормы. Далее мы наблюдаем укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В обиходе ребенка появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т.е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия. Все это происходит на четвертом и пятом году общего развития. Фонематические процессы у детей к пяти годам

совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

В возрасте шести-семи лет дети произносят правильно все звуки языка, слова разнообразной структуры, четко выделяют слоги и слова с заданным звуком из общей группы, различают близкие по звучанию. К школе речь ребенка максимально приближена к речи взрослого с соблюдением норм литературного произношения, имеется развитое фонематическое восприятие, владение некоторыми навыками звукового анализа. Все это готовит ребенка к овладению грамотой.

Далее более подробно остановимся на лекси-ко-грамматической стороне речи. Здесь имеется в виду словарь и грамматически правильное его использование.

Под словарем подразумеваются слова, обозначающие предметы, различные явления, действия, признаки окружающей нас действительности. Бывает активный словарь, когда слова употребляют в речи, и пассивный - когда есть возможность понимать значения слов. По количественным и качественным показателям можно судить об уровне развития словаря.

В три года в обиходе малыша более тысячи слов, присутствуют слова-обобщения, которые означают родовые понятия, также определяются значения слов, запас слов увеличивается благодаря приобретению жизненного опыта, общению с окружающими людьми. Здесь мы наблюдаем усвоение правил формообразования, появление простых предложений с предлогами. Появляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Уже более четко видно согласование прилагательного и существительного, предложения становятся более распространенными, входят в обиход сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами.

Далее с возрастом объем словаря увеличивается до двух с половиной тысяч слов. Дети знают основные геометрические фигуры, измерения некоторых величин, точно определяют пространственные отношения. К пяти годам ребенок овладевает всеми типами склонений существительных, основными формами согласования слов.

Чтобы овладеть приемами словоизменения и словообразования, существует морфологический уровень. А.Н. Гвоздев отмечал, что с 3 до 7 лет усваивается морфологическая система русского языка, типы склонений и спряжений. В этот период в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже - система чередования в основах. Ближе к школьному возрасту происходит овладение грамматически правильным построением словосочетаний и предложений, активно осваивается сложный синтаксис при построении монолога, ребенок уверенно выделяет из своей речи предложения, слова, звуки.

Обратимся к следующему компоненту языковой способности - синтаксическому. Этот компонент определяется умением составлять предложения, грамматически правильно применять сочетания слов в предложениях. Синтаксис заключен в многообразии построения простых и сложных предложений.

В более раннем возрасте (три-четыре года), ребенок допускает ошибки при построении предложений, они опускают и переставляют слова, заменяют или исключают союзы, пользуются в основном простейшими предложениями из подлежащего, сказуемого и дополнения, изредка вставляют обстоятельство. Очень долго не используют обстоятельства причины, цели, условия. Далее ребенок начинает постепенно пользоваться однородными членами предложения, начиная с однородного подлежащего, глагола, и потом более распространенного однородными определениями, дополнениями и обстоятельствами. Наиболее легко им даются сложносочиненные предложения. В сложноподчиненных чаще всего дети используют придаточное времени, далее - изъяснительное, и редко - определительное.

К этому времени ребенок употребляет предложения из двенадцати-пятнадцати слов, но здесь присутствуют синтаксические ошибки, потому что ему трудно одновременно следить и за содержанием, и за формой выражения мысли. В дальнейшем у детей формируется умение противопоставлять однородные члены, пользоваться противительными союзами [3].

У детей с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными сами задатки к развитию языковой компетенции. В качестве таковых Т.Б. Глезерман (1983) называет: особенности строения и функционирования цитоархитектони-ки коры головного мозга (особенно отделов пре-фронтальной, нижнетеменной и височной областей); пластичность соответствующих областей мозга, определяемая генотипом, обеспечивает избирательную активацию областей ДНК, отвечающих за способность изменения; повышение количества РНК, белков мембранных и синаптических комплексов под влиянием сенсорной стимуляции и облучения; согласованность работы правого и левого полушарий [2].

Нарушение функционирования языковой способности у детей с ОНР III уровня проявляется в виде: пониженной речевой активности; пониженного внимания к речевому окружению и недостаточно активной наблюдательности; замедленной выработки и патологической инертности речевых стереотипов, плохой переключаемости или, напротив, быстром угасании возникших следов в памяти; возникают трудности актуализации даже хорошо знакомых, не осуществляется перенос усвоенной грамматической формы на другие слова; в речевой беспомощности в новых ситуациях и хаотичных действиях при решении вербальных задач; в нарушении программирования выска-80

зывания, несформированности динамического стереотипа; снижение языковой компетенции отражается на недостаточной способности к моделированию, замещению и символизации [2]. Таким образом, изучив состояние языковой способности у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, можно сделать вывод, что все компоненты языковой компетенции, а именно: фонетико-фо-нологический, лексическо-грамматический, морфологический, синтаксический - оказываются недостаточно сформированными. Следовательно, дети имеют затруднения в различении и разделении фонем языка, грамматически правильном использовании словаря, овладении приёмами словоизменения и словообразования и умении правильно составлять предложения.

Список литературы

1 Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. -Москва : Академия, 2000.

2 Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Микляева // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 29-33.

3 Россова Д. Н. Компоненты языковой способности, их реализации и особенности детского речевого творчества на разных этапах овладения языком/Д. Н. Россова // Специальное образование. - 2017. - № 2. - С. 27-34.

4 Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Сазонова. - Москва, 2005.

References

1 Alekseyeva M. M. Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkolnikov/ M. M. Alekseyeva, B. I. Yashina. -Moskva : Akademiya, 2000.

2 Miklyayeva N. V. Razvitiye yazykovoy sposobnosti u detey s obshchim nedorazvitiyem rechi/N. V. Miklyayeva // Defektologiya. - 2001. - № 2. - S. 29-33.

3 Rossova D. N. Komponenty yazykovoy sposobnosti. ikh realizatsii i osobennosti detskogo rechevogo tvorchestva na raznykh etapakh ovladeniya yazykom / D. N. Rossova // Spetsialnoye obrazovaniye. - 2017. - № 2. - S. 27-34.

4 Sazonova S. N. Razvitiye rechi doshkolnikov s obshchim nedorazvitiyem rechi/S. N. Sazonova. - Moskva, 2005.

УДК 376.37

А.А. Чеснокова, В.А. Дубовская

Курганский государственный университет,

Курган

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ПАТОЛОГИИ

Аннотация. В данной статье представлены сведения о коммуникативных универсальных учебных действиях, описаны особенности сфор-мированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.