Научная статья на тему 'Особенности формирования словообразовательной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня'

Особенности формирования словообразовательной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1521
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общее недоразвитие речи третьего уровня / словообразовательная компетенция / процессы словообразования / логопедическая работа / general underdevelopment of speech of the third level / word-formation competence / word-formation processes / logopedic work

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — П А. Маслакова, Н Л. Егорова

В статье раскрывается понятие «словообразовательная компетенция», выявлены особенности ее формирования. Проанализированы трудности овладения словообразовательной компетенцией детьми с общим недоразвитием речи. Представлен примерный план логопедической работы по формированию данной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — П А. Маслакова, Н Л. Егорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF WORD-FORMATIVE COMPETENCE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL

The article reveals the concept of “word-formation competence”, reveals the peculiarities of its formation. Difficulties of mastering word-formation competence of children with general underdevelopment of speech are analyzed. The approximate plan of logopedic work on the formation of this competence is presented.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования словообразовательной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня»

чувств. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются явные трудности в способности поставить себя на место другого, децентрироваться [4].

Результаты проведенного нами анализа различных литературных источников (В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Л.Г. Соловьева,

A.Г. Арушанова) позволяют сделать некоторые частные выводы о том, что у детей с дизартрией наравне с нарушением языкового компонента также наблюдается резкое недоразвитие коммуникативного компонента речи и его составляющих, детям трудно вступить в контакт с собеседником, диалоги имеют тенденцию к быстрому завершению, так как дошкольникам с дизартрией сложно поддерживать диалогическое общение вследствие речевого дефекта. Они предпочитают невербальные ответы вербальным, не часто проявляют инициативу в беседе. Отмечаются трудности в использовании речевого этикета вследствие того, что у дошкольников с дизартрией малый словарный запас, они нечасто используют устойчивые речевые формы, а если и используют, то шаблонные.

Список литературы

1 Арушанова А. Г. Истоки диалога : книга для воспитателей /А. Г. Арушанова, Н. В. Дурова, Р. И. Иванкова,

Е. С. Рычагова; под ред. А. Г. Арушановой. - Москва, 2000.

2 Базжина Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития / Т. В. Базжина //Детская речь: лингвистический аспект. - Санкт-Петербург : Образование, 1992. - С. 57-66.

3 Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие /

B. П. Глухов. - Москва : ACT: Астрель, 2005. - 351 с.

4 Глухова О. А. Исследование состояния рефлексии в общении у детей с тяжелыми нарушениями речи с позиции инклюзивного образования / О. А. Глухова. - Текст : электронный // Концепт. - 2016. - № 11. - С. 3321-3325. -URL: http://e-koncept.ru/2016/86701.htm (дата обращения: 18.04.2018).

5 Захарова Т. В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы / Т. В. Захарова, А. А. Моисеева // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации : материалы Всерос. научно-практ. конф. (24 мая 2012 г.) : в 2 ч., Ч. 2. -Новокузнецк: РИО КузГПА, 2012. - С. 45-47.

6 Кузьменкова Н. Ю. Формирование коммуникативной способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством обучения речевому этикету: автореферат дис.... к. пед. наук/

Н. Ю. Кузьменкова. - Москва, 2006. - 197 с.

7 Мастюкова Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом : книга для логопеда /

Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - Москва : Просвещение, 1985. - 170 с.

8 Панасенко К. Е. Развитие диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи как условие позитивной социализации / К. Е. Панасенко,

Л. В. Шинкарева // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - С. 88-90.

9 Соловьева Л. Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями / Л. Г. Соловьева // Дефектология. - 2007. - № 4. - С. 37-45.

References

1 Arushanova A. G. Istoki dialoga : kniga dlya vospitateley/ A. G. Arushanova, N. V. Durova, R. I. Ivankova, E. S. Rychagova; pod red. A. G. Arushanovoy. - Moskva. 2000.

2 Bazzhina T. V. Dialog na nachalnom etape yazykovogo razvitiya / T. V. Bazzhina //Detskaya rech: lingvisticheskiy aspekt. -Sankt-Peterburg : Obrazovaniye, 1992. - S. 57-66.

3 Glukhov V. P. Osnovy psikholingvistiki: ucheb. posobiye / V. P. Glukhov. - Moskva : ACT: Astrel, 2005. - 351 s.

4 Glukhova O. A. Issledovaniye sostoyaniya refleksii v obshchenii u detey s tyazhelymi narusheniyami rechi s pozitsii inklyuzivnogo obrazovaniya /O. A. Glukhova. - Tekst: elektronnyy//Kontsept. - 2016. - № 11. - S. 3321-3325. -URL: http://e-koncept.ru/2016/86701.htm (data obrashcheniya: 18.04.2018).

5 Zakharova T. V. Korrektsionno-pedagogicheskaya rabota po formirovaniyu sotsialnykh emotsiy u detey starshego doshkolnogo vozrasta s obshchim nedorazvitiyem rechi sredstvami khudozhestvennoy literatury / T. V. Zakharova,

A. A. Moiseyeva //Sovremennyy rebenok i obrazovatelnoye prostranstvo: problemy i puti realizatsii: materialy Vseros. nauchno-prakt. konf. (24 maya 2012 g.) : v 2 ch.. Ch. 2. -Novokuznetsk: RIO KuzGPA, 2012. - S. 45-47.

6 Kuzmenkova N. Yu. Formirovaniye kommunikativnoy sposobnosti u detey starshego doshkolnogo vozrasta s obshchim nedorazvitiyem rechi posredstvom obucheniya rechevomu etiketu : avtoreferat dis.... k. ped. nauk/N. Yu. Kuzmenkova. - Moskva, 2006. - 197 s.

7 Mastyukova E. M. Narusheniye rechi u detey s tserebralnym paralichom : kniga dlya logopeda /E. M. Mastyukova,

M. V. Ippolitova. - Moskva : Prosveshcheniye, 1985. -170 s.

8 Panasenko K. E. Razvitiye dialogicheskogo obshcheniya u starshikh doshkolnikov s obshchim nedorazvitiyem rechi kak usloviye pozitivnoy sotsializatsii/K. E. Panasenko,

L. V. Shinkareva //Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. -2017. - № 5. - S. 88-90.

9 Solovyeva L. G. Dialogicheskoye vzaimodeystviye doshkolnikov s rechevymi narusheniyami/L. G. Solovyeva // Defektologiya. - 2007. - № 4. - S. 37-45.

УДК 376.37

П.А. Маслакова, Н.Л. Егорова

Курганский государственный университет,

Курган

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Аннотация. В статье раскрывается понятие «словообразовательная компетенция», выявлены особенности ее формирования. Проанализированы трудности овладения словообразовательной компетенцией детьми с общим недоразвитием речи. Представлен примерный план логопедической работы по формированию данной компетенции.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи третьего уровня, словообразовательная компетенция, процессы словообразования, логопедическая работа.

P.A. Maslakova, N.L. Egorova Kurgan state University, Kurgan

FEATURES OF FORMATION OF WORD-FORMATIVE COMPETENCE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL

Abstract. The article reveals the concept of "word-formation competence", reveals the peculiarities of its formation. Difficulties of mastering word-formation competence of children with general underdevelopment of speech are analyzed. The approximate plan of logopedic work on the formation of this competence is presented.

Key words: general underdevelopment of speech of the third level, word-formation competence, word-formation processes, logopedic work.

Проблема формирования словообразовательных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является актуальной во все времена, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом.

Овладение словообразовательными компетенциями является одним из показателей нормального развития ребенка. Роль словообразования в развитии речи ребенка достаточно велика: через словообразование словарный запас пополняется производными словами, развивается языковое чутье, интерес к родной речи, эмоционально-волевая сфера, высшие психические функции [2].

Именно полноценное владение навыками словообразования способствует полноценной речевой коммуникации ребенка, а также его адаптации в социуме. Нарушения словообразования, характерные для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, препятствуют процессу общения дошкольников, полноценному усвоению знаний, развитию речемыслительной и познавательной деятельности, что впоследствии оказывает отрицательное влияние на формирование личности ребенка [2, 1].

Словообразовательная компетенция, по мнению Т.В. Тумановой, это иерархически выстроенная совокупность словообразовательных представлений, знаний, умений и навыков их практического применения в процессе овладения устной и письменной речью [5].

Словообразование - один из наиболее значимых и объемных разделов коррекционной программы; оно является важным средством обогащения словаря, с одной стороны, а с другой -является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путём соединения и комбинирования морфем.

Процессы словообразования у детей с общим недоразвитием формируются в той последовательности, что и у детей с нормой речевого развития, но задерживаются в развитии и медленно усваиваются. Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной отмечены следующие особенности словообразовательных процессов при общем недоразвитии речи третьего уровня: дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, некоторых прилагательных. Также дети допускают много ошибок при образовании приставочных глаголов. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости. Авторы отмечают, что недостаточная ориентация в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка. Таким образом, аналитическое изучение литературных источников по проблеме исследования показало: у дошкольников с ОНР III уровня наблюдается грубое нарушение словообразовательных компетенций [1].

Это объясняется тем, что дети не могут наблюдать, анализировать и обобщать языковые явления, производить мыслительные операции над языковым материалом, понимать и правильно использовать языковой знак, соотносить определенную морфему, слово с конкретным предметом или явлением, также нарушен процесс усвоения языковых знаков и правил их использования, следовательно, и оперирование этими знаками в процессе порождения речи [5,1,3]. Поэтому перед логопедами стоит задача формирования словообразовательной компентенции у детей с ОНР.

Считается, что для решения проблемы формирования словообразовательных компетенций, необходимо помочь детям быстрее и качественнее усвоить процессы словообразования, способствовать этому могут дидактические игры, которые включены в систему логопедической работы с детьми [1].

Так как ведущим видом деятельности для дошкольников остается игра в любых ее формах и проявлениях, можно утверждать о том, что дидактическая игра будет наиболее эффективно способствовать формированию навыка словообразовательной компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР.

Логопедическая работа, по мнению многих авторов, должна опираться на следующие принципы: от простого к сложному, системности, этио-патогенетический, принцип опоры на закономерности онтогенетического развития, принцип поэтапного формирования умственных действий, принцип учета ведущего вида деятельности [3].

Содержание логопедической работы по формированию словообразовательных компетенций имеет следующую структуру: I этап - подготовительный; II этап - основной; III этап - заключительный [4].

I этап - подготовительный. Основной целью данного этапа логопедической работы является

67

формирование предпосылок к усвоению словообразования (развитие психологической базы речи, создание положительного настроя на коррекцион-ную работу).

На подготовительном этапе применяются различные игры и упражнения на развитие:

- внимания, памяти, мышления. Например: «Найди различия», «Что исчезло?», «Аналогии», «Мостик» и т.д.;

- развитие мелкой моторики. Например: штриховки, лабиринты, «Дорисуй рисунок», «Соедини точки» и т.д.;

- упражнения для развития артикуляционной моторики. Например: «Лошадка», «Вкусное варенье», «Часики», «Улыбка», «Загони мяч в ворота», «Маляр» и др.

Для создания положительного настроя к занятиям используют методы точечного самомассажа, зарядки, эффекты неожиданности, создание ситуации успеха.

II этап - основной. Целью данного этапа логопедической работы является формирование словообразовательных компетенций с помощью усвоения основных способов словообразования. Параллельно с этим осуществляется работа по развитию языковой способности. На данном этапе коррекционной работы основное внимание уделяется системе продуктивных словообразовательных моделей. При формировании этих моделей необходимым элементом является уточнение связи между значением морфемы и ее звучанием.

На данном этапе традиционно используют на-стольно-печатные, словесные, подвижные игры, такие как: «Что из чего сделано?», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Путаница», «Ералаш», «Назови ласково», «Большой - маленький», «Гном и гномик».

Также, для более легкого и продуктивного усвоения навыков словообразования, хорошо зарекомендовали себя авторские игры логопедов, созданные с помощью программы PowerPoint, такие как «Непослушные слова», «Семейки слов» и т.д. Эти игры очень нравятся детям своей доступностью, наглядностью материала, использованием различных анимированных и звуковых эффектов.

III этап - заключительный. Основной целью данного этапа логопедической работы является закрепление полученных умений по развитию словообразовательных способностей.

Полученные навыки закрепляются в различных игровых ситуациях, в процессе бесед, а также игр и упражнений.

Итак, актуальность изучения словообразовательных компетенций у старших дошкольников с ОНР третьего уровня несомненна. Высокий уровень словообразовательной компетенции поможет в формировании общей культуры личности детей, в развитии их социальных, нравственных, интеллектуальных качеств, в формировании предпосылок учебной деятельности, что является одной из основных задач, определенных ФГОС дошкольного образования.

Список литературы

1 Гончарова В. А. Нарушение словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР / В. А. Гончарова //Логопед в детском саду. - 2015. - № 1(4). - С. 4-9.

2 Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : книга для логопеда /

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. -Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. - 302 с.

3 Правдина О. В. Логопедия : учеб. пособие /

О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.

4 Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) : учеб. пособие / Е. Ф. Соботович. - Москва : Классикс стиль, 2016. - 54 с.

5 Туманова Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова. -Текст : электронный // Библиотека диссертаций: [сайт]. -URL: http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/formirovanie-slovoobrazovatelnoj-kompetencii-detej-doshkolnogo-i-mladshego. html (дата обращения: 20.04.2018).

References

1 Goncharova V. A. Narusheniye slovoobrazovaniya u doshkolnikov s FFN i ONR / V. A. Goncharova //Logoped v detskom sadu. - 2015. - № 1(4). - S. 4-9.

2 Zhukova N. S. Logopediya. Preodoleniye obshchego nedorazvitiya rechi u doshkolnikov: kniga dlya logopeda /

N. S. Zhukova, E. M. Mastyukova, T. B. Filicheva. - Ekaterinburg : ARD LTD, 1998. - 302 s.

3 Pravdina O. V. Logopediya : ucheb. posobiye /

O. V. Pravdina. - Moskva : Prosveshcheniye, 1973. - 272 s.

4 Sobotovich E. F. Rechevoye nedorazvitiye u detey i puti ego korrektsii (deti s narusheniyem intellekta i motornoy alaliyey) : ucheb. posobiye /E. F. Sobotovich. - Moskva : Klassiks stil, 2016. - 54 s.

5 Tumanova T. V. Formirovaniye slovoobrazovatelnoy kompetentsii detey doshkolnogo i mladshego shkolnogo vozrasta s obshchim nedorazvitiyem rechi/ T. V. Tumanova. -

Tekst: elektronnyy //Biblioteka dissertatsiy: [sayt]. - URL: http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/formirovanie-slovoobrazovatelnoj-kompetencii-detej-doshkolnogo-i-mladshego. html (data obrashcheniya: 20.04.2018).

УДК 376.37

Д.А. Михневич, А.Н. Овсянникова Курганский государственный университет, Курган

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В статье проведен анализ категорий «отношение», «общение», «межличностные отношения». Автором дается обоснование актуальности изучения проблемы построения младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью межличностных отношений, а также выявлены основные особенности построения межличностных отношений младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова: межличностные отношения, характер, социальная адаптация, общение, младшие школьники, интеллектуальная недостаточность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.