ориентировке в собственном теле, теле другого человека, в окружающем пространстве, пространственная лексика не развита. Это может приводить к различным негативным последствиям, затруднениям при обучении в школе, овладении чтением и письмом.
Формирование оптико-пространственной ориентировки имеет исключительную важность для подготовки ребенка с дизартрией к обучению в школе и его социализации в среде сверстников, поэтому необходимой является разработка кор-рекционно-логопедической программы по формированию у детей с дизартрией пространственных представлений и пространственной лексики.
Список литературы
1 Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей /
Е. Ф. Архипова - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 344 с.
2 Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи : пособие для логопедов /Л. Н. Ефименкова. - Москва : Национальный книжный центр, 2015. - 183 с.
3 Манелис Н. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе / Н. Г. Манелис //Школа здоровья. -1997. - Т. 4. - № 3. - С. 25-37.
4 Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений : метод. пособие / И. Н. Моргачева. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 212 с.
5 Сивцова В. А. Содержание коррекционно-логопе-дической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении / В. А. Сивцова // Теория и практика образования в современном мире : материалы V междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. - С. 93-100.
References
1 Arkhipova E. F. Stertaya dizartriya u detey/E. F. Arkhipova -Moskva : AST : Astrel, 2007. - 344 s.
2 Efimenkova L. N. Formirovaniye rechi u doshkolnikov: deti s obshchim nedorazvitiyem rechi : posobiye dlya logopedov/
L. N. Efimenkova. - Moskva : Natsionalnyy knizhnyy tsentr, 2015. -183 s.
3 Manelis N. G. Razvitiye optiko-prostranstvennykh funktsiy v ontogeneze /N. G. Manelis//Shkola zdorovia. - 1997. - T. 4. -№ 3. - S. 25-37.
4 Morgacheva I. N. Rebenok vprostranstve. Podgotovka doshkolnikov s obshchim nedorazvitiyem rechi k obucheniyu pismu posredstvom razvitiya prostranstvennykh predstavleniy : metod. posobiye /1. N. Morgacheva. - Sankt-Peterburg : DETSTVO-PRESS, 2009. - 212 s.
5 Sivtsova V. A. Soderzhaniye korrektsionno-logopedicheskoy raboty po formirovaniyu prostranstvennykh predstavleniy u detey s obshchim nedorazvitiyem rechi v doshkolnom obrazovatelnom uchrezhdenii/ V. A. Sivtsova // Teoriya i praktika obrazovaniya
v sovremennom mire : materialy V mezhdunar. nauch. konf. -Sankt-Peterburg : Satis, 2014. - S. 93-100.
УДК 376.37
Е.А. Разумова, Д.В. Чиянова, В.А. Дубовская «СОШ № 9», ГБУ «Центр помощи детям», Курганский государственный университет, Курган
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Аннотация. В статье представлены методики исследования и формирования словообразовательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Описаны особенности методик изучения и формирования словообразовательных компетенций.
Ключевые слова: словообразовательные компетенции, способы словообразования, общее недоразвитие речи.
E.A. Razumova, D.V. Chiyanova, V.A. Dubovskaya
"School No. 9", children's emergency centre State budgetary institution, Kurgan state University, Kurgan
ANALYSIS OF METHODS OF STUDYING AND FORMATIONOFMORPHOLOGICAL COMPETENCE IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOLAGE WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL
Abstract. The article presents the methods of research and formation of word-formation competences in children of preschool age with general underdevelopment of speech of the third level. Features of methods of studying and formation of word-formation competences are described.
Key words: word-formation competences, wordformation methods, general underdevelopment of speech.
Морфологические компетенции являются одним из показателей нормального развития ребенка, т.к. через словообразование у ребенка пополняется словарный запас, развивается языковое чутье, высшие психические функции, возникает интерес к родной речи. Благодаря словообразовательным компетенциям ребенок в полной мере овладевает речевой коммуникацией, легко адаптируется в социуме.
В настоящее время увеличивается количество детей с речевыми патологиями, а в частности, с общим недоразвитием речи, поэтому проблема нарушения словообразовательных компетенций является актуальной на сегодняшний день.
Вопросами изучения данной проблемы занимались Н.С. Жукова, Г.А. Каше, РИ. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, О.М. Вершинина, Т.А. Ткаченко, Н.В. Серебрякова, Т.А. Лопатина и др.
После анализа методической литературы по изучению словообразовательных компетенций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня нами был проведен констатирующий этап эксперимента, в ходе которого были получены и проанализированы результаты сформированности словообразования у дошкольников и школьников.
При изучении словообразовательных компетенций мы опирались на методические разработки следующих авторов:
М.М. Алексеева, Г.М. Яшина предлагают методику «Исследование способности словообразования», включающую в себя:
- задания, предназначенные для проверки правильного называния животных и их детенышей в единственном и множественном числе. Оценка результатов производится по баллам, где количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы;
- задание «Правильно ли мы говорим?», его целью является проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования. Оценка результатов: максимальное количество - 5 баллов;
- задание «Игра со словами» направлено на проверку умения образовывать слова с помощью слияния двух основ и путем перехода слов из одного грамматического класса в другой. Количество набранных баллов соответствует количеству правильно образованных слов. Максимальное количество - 10 баллов [2].
Методика Т.А. Фотековой [39]. Цель данной методики - исследование словаря и навыков словообразования, она направлена на изучение образования названия детенышей животных, существительных в уменьшительной форме, образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных).
Г.А. Волкова предлагает «Методику обследования нарушений речи у детей», она рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми нарушениями и направлена на изучение способности словообразования существительных, глаголов и прилагательных, оценку результатов не предусматривает [7].
Методика исследования словообразования существительных Р.И. Лалаевой [19] рассчитана для детей с нарушениями устной речи.
Целью изучаемой методики является выявление уровня сформированности словообра-
зования имен существительных, прилагательных и глаголов в импрессивной и экспрессивной речи. Материалом исследования служат предметные картинки и слова, а также инструкция экспериментатора.
Задания оценивались следующим образом:
Высокий уровень (4 балла) - правильное и самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) - правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.
Средний уровень (2 балла) - систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.
Уровень ниже среднего (1 балл) - систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.
Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
Для формирования словообразовательных компетенций нами были рассмотрены следующие методики:
Методика Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой учитывает тесную связь процессов развития лексики и словообразования. Цель заданий: уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами [17].
Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова выделяют три этапа логопедической работы по формированию словообразования [17].
Первый этап - закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Второй этап - работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Третий этап - уточнение значения и звучания непродуктивных моделей.
Т.В. Туманова в методике «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников и младших школьников» предлагает использовать специальные упражнения, наглядно моделирующие словообразовательные отношения на основе материализованных опор, т.е. схемы, предметы и предметные картинки, лото, использует обозначения для длинного и короткого слова - длинные и короткие полоски, контурные силуэтные изображения, «схемы-паровозики» [11].
Т.В. Туманова выделяет два раздела:
1 раздел: ориентировочно-исследовательская деятельность детей. В нем два направления:
1 формирование предварительной ориентировки детей в формально-семантической структуре слов на основании таких критериев, как длина слогового контура слов, звуковое сходство пар родственных слов, т.е. формирование начальных уровней восприятия, обеспечивающего опережа-
77
ющее опознание объекта и (или) слова еще до того, как они будут полностью восприняты.
2 формирование речемыслительного уровня антиципации (т.е. обобщения, гипотезы об объекте, явлении), а как следствие - обобщенности восприятия морфем. Все это должно помочь детям осознать морфему как отдельный языковый знак.
2 раздел: формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил.
Цель: обучение дошкольников с ОНР навыкам осознанного образования производных слов.
В результате дети должны научиться обобщать значение морфологических элементов слов, закрепить умение их соединения в рамках целого слова в соответствии как с формально-семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка. Впоследствии эти умения и навыки следует закреплять в контекстной речи детей.
М.М. Алексеева, Б.И. Яшина в «Методике формирования способов словообразования» считают необходимым развивать речевой слух, обогащать представления об окружающем мире, словарь прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств [2].
В своей работе отмечают такие направления: способы образования слов при помощи суффиксов, приставок (ехал - уехал - переехал - выехал); образования слов по аналогии существительных, прилагательных, а также глаголов. Методами формирования словообразовательных компетенций являются игры-драматизации и дидактические игры с игрушками, используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало».
Проблема изучения словообразовательных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной на сегодняшний день и рассматривается такими авторами, как Т.В.Туманова, Р.И. Лалаева, О.М. Вершинина, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.
При анализе лингвистической и психолого-педагогической литературы было выявлено, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются значительные отличия в состоянии развития грамматической системы словообразования по сравнению с дошкольниками с нормальным речевым развитием.
Таким образом, проанализировав методическую литературу, методики исследования и формирования словообразовательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, мы разработали компилятивным путем методику исследования словообразования для полноценного формирования словообразовательных компетенций.
Список литературы
1 Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина //Логопед. - 2004. - № 1. - С. 25.
2 Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / О. М. Вершинина, Е. М. Мастюкова,
т. Б. Филичева. - Москва, 1990. - 172 с.
3 Туманова Т. В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 6. - С. 58.
4 Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова //Дефектология. - 2001. - № 4. - С. 69.
References
1 Vershinina O. M. Osobennosti slovoobrazovaniya u detey s obshchim nedorazvitiyem rechi III urovnya / O. M. Vershinina // Logoped. - 2004. - № 1. - S. 25.
2 Zhukova N. S. Preodoleniye obshchego nedorazvitiya rechi doshkolnikov/O. M. Vershinina, E. M. Mastyukova,
T. B. Filicheva. - Moskva, 1990. - 172 s.
3 Tumanova T. V. Razvitiye slovoobrazovaniya u doshkolnikovi mladshikh shkolnikovs obshchim nedorazvitiyem rechi/ T. V. Tumanova // Vospitaniye i obucheniye detey s narusheniyami razvitiya. - 2003. - № 6. - S. 58.
4 Tumanova T. V. Formirovaniye gotovnosti k slovoobrazovaniyu u doshkolnikov s obshchim nedorazvitiyem rechi/ T. V. Tumanova //Defektologiya. - 2001. - № 4. - S. 69.
УДК 371.927
А.А. Смирнова, Л.С. Дмитриевских Курганский государственный университет, Курган.
ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация. В статье представлены сущность и компонентный состав языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Проведём сравнительный анализ языковых способностей в норме и при патологии.
Ключевые слова: языковая способность, языковая компетенция, общее недоразвитие речи (ОНР).
A.A. Smirnova, L.S. Dmitrievskikh Kurgan state University, Kurgan
FEATURES OF THE STATE OF LANGUAGE ABILITY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF LEVEL III
Abstract. The article presents the essence and component composition of language ability in preschool children with general underdevelopment of speech of the third level. We will conduct a comparative analysis of language abilities in normal and pathological conditions.