Научная статья на тему 'СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА'

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ / ПСИХОЛОГ-КОНСУЛЬТАНТ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / IMAGINATION / WAYS OF ACTIVIZATION / COUNSELOR-PSYCHOLOGIST / EDUCATIONAL ACTIVITY / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конубрикова Л.И.

В статье рассматриваются условия для формирования запроса на развитие воображения как ресурса учения студента. Результаты эмпирического исследования показывают, что существуют противоречия между субъективной самооценкой уровня развития воображения и показателями проведенных психодиагностических методик. Выделены некоторые способы развития и активизации воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMAGINATION OF IMAGINATION IN THE WORK OF THE PSYCHOLOGIST CONSULTANT

The article considers the conditions for forming a request for the development of the imagination as a resource for the student's teaching. The results of the empirical study show that there are contradictions between the subjective self-evaluation of the level of development of the imagination and the indicators of the psychodiagnostic methods used. Some ways of developing and activating the imagination are singled out.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА»

УДК 159.9.07

Конубрикова Л.И. студент магистратуры 1 курса факультет психолого-педагогического и социального образования

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Аннотация: В статье рассматриваются условия для формирования запроса на развитие воображения как ресурса учения студента. Результаты эмпирического исследования показывают, что существуют противоречия между субъективной самооценкой уровня развития воображения и показателями проведенных психодиагностических методик. Выделены некоторые способы развития и активизации воображения.

Ключевые слова: воображение, способы активизации, психолог-консультант, учебная деятельность, студент

Konubrikova L.I. graduate student

1 course, Faculty of Psychological, Pedagogical and Social Education

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Russia, Volgograd

WAYS OF IMAGINATION OF IMAGINATION IN THE WORK OF THE PSYCHOLOGIST CONSULTANT

Abstract: The article considers the conditions for forming a request for the development of the imagination as a resource for the student's teaching. The results of the empirical study show that there are contradictions between the subjective self-evaluation of the level of development of the imagination and the indicators of the psychodiagnostic methods used. Some ways of developing and activating the imagination are singled out.

Key words: imagination, ways of activization, counselor-psychologist, educational activity, student

Современное общество предъявляет особые требования к личности: сложившаяся на настоящий период времени российская система образования на всех этапах, в том числе и дошкольном, призвана развивать ключевые компетенции, среди которых также называется креативность, способность к созидательной деятельности, творчеству и пр. В основе названных качеств, согласно теоретическим постулатам Л.С. Выготского, Э.В. Ильенкова, Ю.А. Полуянова, О.М. Дьяченко и пр., лежит основная психическая высшей нервной деятельности - воображение.

Воображение играет большую роль в жизни человека, в литературе по психологии и психофизиологии воображение представляется в качестве

образования новых комбинаций и сочетаний на основе сложившихся нервных связей в коре головного мозга.

Вопросы о психологических основах воображения достаточно широко исследованы в отечественной и зарубежной практике научного исследования. В психологических источниках воображение рассматривается в качестве преобразования имеющегося опыта и порождения на его основе новых образов, которые являются продуктами творческой деятельности личности и одновременно - прообразами для нее. Таким образом, любые нарушения и отклонения в развитии воображения приводят к деструктивным последствиям практически для всей психики в целом, нарушения защитной, воспроизводящей, познавательной и других функций воображения. Нарушения развития воображения является препятствием для нормального процесса развития личности.

Стоит также отметить, что на сегодняшний день перед специалистами, работающими в образовательных учреждениях, зачастую на первый план выходит задача по развитию игровых, творческих сфер деятельности, требующих проявления и развития фантазии, креативности, творчества.

Несмотря на широкое освещение теоретических вопросов развития воображения в онтогенезе, природе его функционирования, недостаточно раскрытыми остаются частные вопросы, такие как, например, диагностика развития тех или иных видов воображения, а также организация методов и приемов активизации воображения с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся. Последнее - обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы «Средства активизации воображения клиента в консультативной практике психолога образования».

Объектом исследования является воображение студентов ВУЗа.

Предмет исследования: психолого-педагогические приемы активизации воображения студентов ВУЗа в консультативной практике.

Цель исследования - теоретическое обоснование и практическое изучение средств активизации воображения студентов в психологическом консультировании.

Сформулированные цель, объект и предмет исследования приводят к необходимости последовательного решения совокупности задач:

1) на основе теоретического анализа определить понятие воображения и особенности проявления в обучении;

2) на основе научных исследованиях психологов изучить положения об особенностях и приемах активизации воображения в консультативной практике;

3) подобрать методики для проведения эмпирического исследования;

4) провести эмпирическое исследование с целью изучения особенностей активизации воображения студентов.

В работе используются следующие методы исследования:

1) теоретический анализ;

2) эмпирические методы: наблюдение; психодиагностические -

методики «Соответствие» и «Странная картинка» А.В. Анищенковой; «Изучение особенностей воссоздающего воображения» (авторская модификация); самооценочные шкалы (авторская разработка);

3) консультирование;

4) количественный и качественный анализ результатов исследования.

Выборку исследования составили 9 студентов 1 курса профиля

«Психология образования» ВГСПУ.

Теоретический анализ источников позволил нам рассмотреть различные подходы к пониманию воображения, его связь с другими психическими процессами. Были рассмотрены некоторые виды воображения, в частности произвольное и непроизвольное, творческое и воссоздающее [3].

Изучая характеристики и определения воображения, в качестве основного принимаем следующее. Под воображением мы понимаем универсальную человеческую способность, заключающуюся в создании новых целостных образов действительности при помощи переработки содержания сложившегося опыта.

В нашей работе мы основываемся на таких существенных характеристиках воображения как реализм, умение видеть целое раньше частей, надситуативность, мысленно-практическое экспериментирование. [2].

Для понимания роли воображения в процессе учебной деятельности были рассмотрены понятия «академическая успешность» и ее структуру. Было определено, что под академической успешностью понимается несколько большая интегративная характеристика, чем академическая успеваемость, поскольку она объединяет в себе учебные достижения и удовлетворенность студента собственной учебной деятельностью. Исходя из теоретического анализа структуры академической успешности, она представляет как единство трех основных компонентов: деятельностьно-практического, психологического и ментально-аксиологического [Шабалина, 2009].

Также мы упомянули, что в различных теория существуют свои подходы к видению цели и понятия консультирование. В нашей работе мы опираемся на понятие, выделенное Е.Е. Сапоговой. Она рассматривает психологическое консультирование как форму деятельности профессионального психолога «состоящей в непосредственном взаимодействии с людьми с целью оказания помощи в принятия ими решений относительно обстоятельств и условий их личной и социальной жизни, направленных на достижение психологического комфорта, личностный рост и развитие поведения» [5].

Было отмечено, что психологическое консультирование не единственная деятельность, которую выполняет психолог в системе образования. Поэтому консультирование психолога, работающего в сфере образования, является одним из составляющих его профессиональной

деятельности.

Далее были рассмотрены приемы и методы активизации воображения, которые могут быть использованы в консультативной практике психолога образования. Были изучены такие приемы как типизация, комбинирование, акцентирование, реконструкция, агглютинация, гиперболизация, уподобление, расчленение, замещение и аналогия [4].

Затем мы говорили, о связи воображения и мышления. Сходство данных процессов заключается в том, что они возникают в проблемных ситуациях высокого уровня неопределенности, мотивируются личностными потребностями и являются необходимыми компонентами в творческой деятельности. Данный вывод позволил нам предположить об использовании книг для саморазвития в качестве еще одного средства активизации воображения клиента.

Следующий этап нашей работы заключался в выполнении третьей задачи, а именно подбор методик для проведения эмпирического исследования. В программе эмпирического исследования были использованы методики А.В. Анищенковой «Соответствие» и «Странная картинка», направленные на изучение уровней развития воображения, на выявление умения человека выходить за пределы обыденных связей и способности к модификации нереального в реальное в условиях заданной ситуации с помощью преобразования несоответствия, а также диагностику механизма воображения - процесс схватывания целого раньше частей [1]. Помимо названных методик мы применили методику «Изучение особенностей воссоздающего воображения школьников» (авторская модификация) предназначенную для выявления индивидуальных особенностей воссоздающего воображения. В дополнении использовали самооценочные шкалы (авторская разработка), в которых испытуемые отмечали уровень развития собственных познавательных сфер и степень влияния этих психических процессов на успешность обучения.

Также мы использовали метод наблюдения во время присутствия на занятии по дисциплине «Практикум академической компетентности», преподаватель данного курса О.П. Меркулова. Тема лабораторно-практического занятия касалась проблемы о влиянии познавательных процессов на учебную деятельность студентов.

Результаты примененных методик показали, что у большинства испытуемых недостаточно сформированы такие характеристики воображения, как умение видеть целое раньше частей и надситуативность, способность к модификации нереального в реальное в условиях заданной ситуации с помощью преобразования несоответствия и умения выходить за пределы обыденных связей. Показатели методики «Изучение особенностей воссоздающего воображения школьников» в целом были высокими.

После проведения диагностики проводилось консультирование с участниками исследования. Входе консультаций студенты рассказывали о проблемах, связанных с познавательными процессами. Были выделены

несколько проблем: неумение запоминать несистематизированный текст и суть информации, неспособность запоминать текст на длительный срок, трудности в решении новых задач и сложности в концентрации и удержании внимания. Затем первокурсником предлагалось подумать о способах решения возникших трудностей. Идеи заключались в применении схем, таблиц, словарей, использовании различных упражнений и головоломок.

Ни один из испытуемых не обнаружил у себя проблемы с воссоздающем или творческим воображением, а наоборот посчитал, что воображение развито на достаточно сильном или очень сильном уровне. По мнению большинства клиентов выполнение методики «Соответствие» позволило максимально активизировать их воображение. Также в качестве дополнительных приемов развития воображения были названы чтение книг и различные виды творческой деятельности (рисование, написание сочинений, придумывание сценариев, участие в театрализованных постановках).

Таким образом, мы выяснили, что, по мнению участников исследования, их воображение было наиболее активно во время проведения методики «Соответствие».

Использованные источники:

1. Анищенкова А.В. Социальная природа воображения в рамках межличностного общения // Вестник РГГУ. 2010. № 17. С. 51-64.

2. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека: основания культурно-исторического подхода. Рига: Эксперимент, 1999.

3. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 2005.

5. Сапогова Е.Е. Консультативная психология. М.: Академия, 2008.

6. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов / М.Р. Шабалина: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.