Научная статья на тему 'Воображение как универсальная способность человека'

Воображение как универсальная способность человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9437
932
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ ЦЕЛОЕ РАНЬШЕ ЕГО ЧАСТЕЙ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ / СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ / IMAGINATION / THE ABILITY TO SEE THE WHOLE BEFORE ITS PARTS / CREATIVE ACTIVITY / ESPECIALLY OF THE IMAGINATION / SYMBOLIC SUBSTITUTION / THE STAGES OF DEVELOPMENT OF THE IMAGINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселёва Светлана Леонидовна

В статье рассматриваются научно-практические взгляды на природу воображения человека. Исследуются различные подходы к пониманию сущности воображения, его особенностей. Особое внимание уделяется изучению такой основной особенности воображения, как «схватывание» целого раньше его частей, которая позволяет индивиду сразу интегрально видеть предметы глазами «всех других людей». Рассматриваются выделенные исследователями характеристики воображения и смена их доминирования в развитии воображения по этапам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imagination as universal human ability

Scientific and research opinions according to the nature of human imagination are reviewed in this article. Different approaches to the essence and features of the imagination are analyzed. Special attention is attended to the investigation of basic feature of imagination such as “seeing” something in whole before its’ parts. This allows person to see things like other people see them. The characteristics of imagination revealed by scientists and the change of the dominance in the development of the imagination by stages are reviewed.

Текст научной работы на тему «Воображение как универсальная способность человека»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2015. Вып. 4 (39). С. 108-117

Киселёва Светлана Леонидовна, канд. психол. наук, Смоленский государственный университет slkis@mail.ru

Воображение

КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

С. Л. Киселёва

В статье рассматриваются научно-практические взгляды на природу воображения человека. Исследуются различные подходы к пониманию сущности воображения, его особенностей. Особое внимание уделяется изучению такой основной особенности воображения, как «схватывание» целого раньше его частей, которая позволяет индивиду сразу интегрально видеть предметы глазами «всех других людей». Рассматриваются выделенные исследователями характеристики воображения и смена их доминирования в развитии воображения по этапам.

Традиционные взгляды на сущность воображения обычно предполагают трактовку его в качестве многоплановой психической деятельности, имеющей чувственное и логическое содержание.

Диффузность термина «воображение» определяется тем, что его трактуют как процесс, который призван получить, формировать нечто новое, оригинальное (в отличие от других познавательных функций). При этом между воображением и творчеством ставится знак равенства, а остальные психические процессы априори становятся репродуктивными, механическими, рутинными, не подвластными свободе и воле субъекта. Такая трактовка воображения чрезмерно расширяет область его реального действия.

По мнению Т. Рибо, воображение как прямая причина изобретения великого или малого действует без заметного детерминизма; по этой именно причине ему и приписывают самопроизвольность... Возникновение работы воображения нельзя свести ни к какому закону; оно является следствием схождения в одной точке часто случайного, различных, изученных предварительно факторов1.

Традиционно к фантазии относят любые новые образы и знания; образы реального, но в данный момент не присутствующего; любое искаженное отражение реальности, в том числе и иллюзии; неадекватное, неверное представление человека о ранее не воспринимавшемся и т. п. Классическое понимание воображения стирает грань между ним и мышлением, между фантазией и представлением.

1 Полуянов Ю. А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 51—54.

Размывая границы между воображением, мышлением, представлением, мы обрекаем себя на серьезные трудности не только в теории и методологии психологии, но и в повседневной практической работе. Формируя воображение детей, воспитатели и психологи часто занимаются совсем иным делом и упражняют другие психологические функции воспитанников.

Основные этапы становления личности неотделимы от развития творческих возможностей и, следовательно, от развития воображения. Исследованию этой проблемы посвящены многие философские, эстетические, психологические и педагогические работы. Однако до сих пор отсутствует приемлемая полидисциплинарная теория воображения.

В философско-логической области наиболее интересную характеристику воображения можно найти в трудах Э. В. Ильенкова2. Согласно его работам, в истории общества воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему правильно видеть то, что действительно есть в мире, как умение видеть его во всем многообразии предметов и их качеств. В актах познания воображение позволяет соотносить усвоенные общие знания с единичным фактом.

Э. В. Ильенков считал, что в воображении человек строит глобальный образ целостной ситуации раньше детализированных образов ее частей. Кроме того, по мнению В. Т. Кудрявцева, В. Б. Синельникова, сила воображения стягивает в одну неделимую точку всеобщее и единичное, необходимое и случайное, главное и, казалось бы, второстепенное3 .

И. П. Фарман в одной из последних отечественных монографий, посвященных воображению, выделяет следующие ракурсы исследования проблем воображения, отражающие различные ипостаси этой способности: «1) воображение как акт сознания и его место в структуре мышления; 2) познавательная функция воображения; 3) творческая продуктивная способность воображения»4. Универсальным началом, составной частью всех указанных аспектов рассмотрения воображения будут являться его познавательные, когнитивные возможности.

Подчеркивая универсально-творческий характер деятельности способности воображения, Ф. Т. Михайлов отмечает, что сила фантазии, воображения, творчества — она же и способность продуктивного воображения — «оказывается искомой и исходной для других сил души. А именно силой, реализующей себя и в сновидениях, и в интуиции, и в интеллекте, и в высших эмоциях, и в нравственном императиве... и в воле»5.

Следует отметить, что воображение не относится к своим объектам как к чему-то изначально бескачественному, аморфному и нецелостному, как к «чистой доске», на которой дозволительно чертить все, что угодно. Оно «видит» в них прежде всего самобытные целостности, связанные содержательно, по существу в контексте той или иной целостности более высокого порядка. Сама же эта

2 Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.

3 Кудрявцев В. Т. , Синельников В. Б. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. № 9. С. 52—59.

4 Фарман И. П. Воображение в структуре познания. М., 1994. С. 7.

5 Михайлов Ф. Т. Избранное. М., 2001. С. 107.

целостность есть не нечто данное, а заданное (от слова «задача»), и ее можно постичь лишь через творческое открытие некоторого скрытого принципа, который лежит в основе развития предметной ситуации.

Воображение обеспечивает как бы замыкание абстрактного знания на частный факт, общего на единичное, что дает решение той или иной задачи, не достижимое чисто абстрактными мыслительными средствами. В поле воображения единичный факт поворачивается в такой ракурс, при котором начинает выступать его всеобщий характер. Воображение позволяет видеть индивидуальность факта в свете всеобщего и, наоборот, индивидуализировать общее знание, так сказать «с умом», не по штампу, а творчески. Воображение сразу охватывает факт в его всеобщем значении, в «целом», не производя еще его детального анализа. Отсюда следует, по мнению Э. В. Ильенкова, что воображение — это способность видеть целое раньше его частей6.

Мы согласны с мнением В. В. Давыдова о том, что, к сожалению, эти принципиально важные положения не получили адекватного и развернутого раскрытия на психологическом материале. Вместе с тем в современной психологии имеется много таких данных, которые позволяют гипотетически описать возможный процесс функционирования воображения.

Отметим, что некоторые особенности воображения и символического замещения изучены в психологии достаточно подробно. Так, в работах Е. Торренса выявлены многие черты переноса свойств и функций одних предметов на образы других. Характерные черты символического замещения описаны Д. Б. Эль-кониным7. Процесс зарождения и развития символической функции прослежен Б. Шильдерем. Однако до сих пор в психологии экспериментально почти не изучается такая особенность воображения, как «схватывание» целого раньше его частей. Более того, гибкость и динамика репродуктивных представлений порой отождествляется с самим воображением (в этой динамике не фиксируется процесс переноса определенных свойств с одного образа на другой).

Одним из возможных истолкований смысла только что указанной основной особенности воображения может быть следующее. Перенос свойств одного образа на другой образ делает его разнородным, возникает задача превращения такой разнородности в новую однородность. Для этого перенесенное свойство в качестве некоторой главенствующей целостности должно переформировать другие свойства (части) существующего образа и тем самым создать свои собственные части. Иными словами, переносимое свойство в качестве еще неразвернутой целостности используется как средство создания своих частей. «Схватывание» и «удержание» «целого» раньше его частей является существенной особенностью воображения.

Отметим, что воображение наиболее интенсивно развивается и культивируется в недрах художественного сознания людей, которое находит свое выражение в разных видах искусства. Искусство развивает воображение людей как «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реа-

6 Ильенков Э. В. Об идолах...

7 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

лизуется в любой сфере человеческой деятельности и познания — и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде»8.

Так, ученому, например, важно обладать развитым эстетическим чувством красоты, возникающим благодаря воображению, чтобы верно схватывать образ «целого», до того как будут проверены алгеброй все частности и детали этого «целого», до того как это конкретное целое будет воспроизведено в мышлении в форме строго логически развитой системы абстракций.

Кроме того, по мнению Т. В. Себар, способность воображения можно определить следующим образом:

— воображение человека несет в себе не только психологическую нагрузку (как у животных), но и выполняет важнейшие познавательные операции, связанные с синтезом чувственной и рассудочной сферы человека;

— существенным признаком воображения является его созидающий, деятельный характер, проявляющийся в широких синтетических возможностях.

Автор указывает также на непреходящую значимость воображения в синтезировании времени — его возможность объединять в познавательном акте и опыте прошлое с настоящим и будущим. Таким образом, именно воображение связывает разнородные и разрозненные во времени и пространстве восприятия человека в единый пласт индивидуального человеческого и общественного опыта — культуры9.

Эстетика прошлого и нашего времени дала немало концепций, объясняющих влияние искусства на развитие способностей человека. Среди них четкой разработкой именно тех теоретических положений, которые прямо отвечают запросам педагогики и психологии, выделяется концепция отечественного философа Э. В. Ильенкова10.

«Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, — писал Э. В. Ильенков, — принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и вообще универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду. Человечество без силы фантазии никогда не запустило бы в космос ракету»11.

Известные в психологии и педагогике факты (если их интерпретировать с точки зрения концепции Э. В. Ильенкова) указывают на то, что, по-видимому, потребность в развитии воображения как всеобщей и объективно необходимой человеку способности наиболее полно может объяснить стремление детей к художественным проявлениям вообще и к изобразительному творчеству в частности.

8 Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964. С. 56.

9 Себар Т. В. Продуктивное воображение в различных мировоззренческих модусах. Воронеж, 2002.

10 Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.

11 Там же. С. 56.

Создание художественного образа предполагает наличие у человека высокоразвитого воображения как такой способности, благодаря которой человек может видеть «целое раньше его частей» и видеть «правильно»12. Для развития этой способности обучение должно формировать у детей умение выделять в действительности (или в учебном материале) не только сами объекты и их части, но и, прежде всего, отношения между ними. Умение ориентироваться в этих отношениях, оперировать ими и, главное, их обобщать, приведя к целостности, является главной составляющей способности воображения.

Построение человеком образа воображения возможно в процессе перехода в сознании от целого к частям, от общего к частному. Отметим, что подобный переход в его своеобразном виде присущ содержательному обобщению, которое, по-видимому, свойственно как созданию образа фантазии, так и построению абстрактных понятий (что свидетельствует о наличии определенной связи, существующей между художественным образом и научным понятием).

Изложение материалов о развитии воображения целесообразно провести с учетом одного положения Э. В. Ильенкова, затрагивающего проблему генетической связи воображения со специфически человеческим восприятием предметов. «Уметь видеть целое раньше его частей, — писал Э. В. Ильенков, — значит уметь видеть его "глазами другого человека", глазами всех других людей, значит в самом акте непосредственного содержания выступать в качестве полномочного представителя "человеческого рода". <...> Это своеобразное умение как раз и вызывает к жизни ту самую способность, которая называется "воображением", "фантазией", ту самую способность, которая позднее в искусстве достигает профессиональных высот своего развития, своей культуры»13.

Согласно Э. В. Ильенкову, любое всеобщее вначале возникает как аномалия, затем приобретающая статус закона. С такими аномалиями и имеет дело воображение14. Воображая, человек как бы «сходу» проникает в суть, в основание развивающейся целостности предмета еще до того, как в его сознании сложится сколь-нибудь отчетливое понятие о нем. Предмет будущей мысли уже явлен сознанию в чувственном образе. Мысли, которой только предстоит родиться, но которая уже предчувствуется. Воображение и есть предчувствие мысли в образно-смысловой форме.

Такая основная особенность воображения, как «схватывание» целого раньше его частей, позволяет индивиду «сразу» интегрально видеть предметы глазами «всех других людей» (в том числе и людей угасших поколений). Он не вынужден для этого воображать себя на месте каждого из этих людей. Этим образ воображения существенно отличается от образов памяти и воспоминаний. Видение предмета «глазами другого человека» является вместе с тем исходным моментом человеческого сознания15. Поэтому генезис и развитие предметного восприятия, воображения и сознания тесно связаны друг с другом. Сознание невозможно без воображения, а само воображение «организует» восприятие (то есть чувствен-

12 Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности. М., 1961.

13 Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии. С. 52.

14 Ильенков Э. В. Об идолах.

15 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

ность). Все они вместе служат основой для творческой деятельности человека, порождающей его личность.

Кроме того, такие общеизвестные «приемы работы» воображения, как гиперболизация, агглютинация и прочее, — это лишь то, что оказывается доступным внешнему наблюдению. Поэтому авторы многочисленных учебников по психологии едва ли правы, классифицируя их как механизмы воображения. Однако, по мнению В. Т. Кудрявцева16, подлинный механизм воображения — это смыслообразование, которое обеспечивает саму возможность преобразования, познания и переживания реальности окружающего мира и собственного Я.

В своей работе «Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека» В. П. Зинченко17 кроме обычного зрения выделил еще и «духовное зрение» у человека, которое определил как особый функциональный, а не анатомо-физиологический орган индивида. Он может развиваться в большей или меньшей степени, что определяется условиями жизни, обучения и воспитания ребенка. Если попытаться выделить главное в духовном зрении, то таковым, по мнению В. П. Зинченко, окажется не только целостное, предметное и осмысленное видение мира, но и парадоксальная способность человеческого восприятия (и сознания в целом) видеть невидимое, с чем никак нельзя не согласиться.

По словам В. П. Зинченко, смысл в отличие от значения «схватывается» симультанно, и ситуация оценивается без предварительного построения ее образно-концептуальной модели, «... без кропотливого анализа значений»18.

Существующие методы исследования творчества, в особенности детского, ориентированы преимущественно на оценку конечного продукта деятельности и не позволяют выделить процессуальную самобытность креативных актов ребенка. Развитие креативных способностей дошкольника, в частности, протекает отнюдь не по пути движения от «нетворчества» к «творчеству» или от «творчества более низкого порядка» к «творчеству более высокого порядка». В этом развитии мы усматриваем прежде всего процесс овладения ребенком созидательным потенциалом человеческого рода, складывающимся от поколения к поколению. Этот потенциал воплощен в системе универсальных творческих способностей людей, о которых мы говорили выше и которые ребенок осваивает и модернизирует в рамках разных видов своей деятельности.

Отметим также, что реализм воображения и умение видеть целое раньше его частей есть универсальные характеристики детского творчества. Эти две способности связаны друг с другом настолько тесно, что имеет смысл рассматривать их в едином ключе.

Но существует и другая — менее распространенная — позиция, с которой согласны и мы. В соответствии с ней воображение неправомерно сводить к безудержному фантазированию и самоцельному оригинальничанию. Подлинное

16 Кудрявцев В. Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 16-29.

17 Зинченко В. П. Живое знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Самара, 1998.

18 Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте общего духовного развития // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 15-30.

воображение всегда реалистично. Правда, под реальностью здесь понимается не то, что лежит на поверхности и непосредственно бросается в глаза. Воображение трактуется как образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта.

При помощи воображения человек выделяет те свойства, которые хотя и скрыты, но специфичны для данного объекта и наиболее рельефно отражают его общую, целостную природу (они могут или сформироваться в процессе развития объекта, или не возникнуть вообще, так и не претворившись в действительность, оставшись в сфере возможного). Воображение и творчество — не произвольное «вламывание» в объект, не разрушение его целостности; наоборот, это ее достраивание в согласии с особенностями объекта.

Конкретно-психологические исследования этого феномена стали проводиться лишь в самое последнее время (В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, М. В. Ермолаева, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев, А. А. Нураханова, Н. Н. Палагина, Ю. А. Полуянов, Е. Е. Сапогова и др.)19.

Тот факт, что названное умение относится исключительно к сфере воображения, вовсе не низводит его до уровня частного. Воображение представляет собой универсальное свойство творящего человеческого сознания (Э. В. Ильенков, Ю. М. Бородай, В. В. Давыдов)20, а это умение — универсальную функцию самого воображения. Способность видеть целое раньше его частей находит свое значимое проявление не только в ходе решения мыслительных задач, но и перцептивных (Р. Арнхейм). Экспериментальные исследования эмоционально-смысловых структур личности ребенка-дошкольника также свидетельствуют о том, что подобное «видение» является, например, важным механизмом процессов эмоционального предвосхищения (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович21), производства новых смыслов как средства коррекции аффективных состояний (А. А. Нураханова22).

Мы придерживаемся того факта, что среди ведущих функций воображения выделяется умение видеть целое раньше его частей. Этот интегральный способ мировидения характерен и для детей дошкольного возраста (В. В. Давыдов, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев). Он проявляется и в способности смотреть на мир глазами другого человека, шире — всего человеческого рода, а значит видеть мир по-настоящему целостно (Э. В. Ильенков). Благодаря игре предметом такого интегрального взгляда может стать сам ребенок, его возможности, его место в игре, его место в мире.

19 Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 2000; Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996; Ермолаева М. В. Указ. соч.; Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. М., 1991; Кудрявцев В. Т. Природа и генез воображения // Э. В. Ильенков. Личность и творчество / И. П. Фарман, ред.-сост. М., 1999. С. 154—171; Нураханова А. А. Психологическая коррекция аффективных проявлений у детей старшего дошкольного возраста: автореф. ... канд. психол. наук. М., 1991; Палагина Н. Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза: дис. ... д-ра. психол. наук. М., 1992; Полуянов Ю. А. Указ. соч. С. 94—101; Сапогова Е. Е. Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 45—52.

20 Ильенков Э. В. Об идолах.; Бородай Ю. М. От фантазии к реальности. (Происхождение нравственности). М., 1995; Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

21 Дьяченко О. М. Указ. соч.

22 Нураханова А. А. Указ. соч.

Процесс порождения идеи как симультанный процесс преобразования информации связан, прежде всего, с переструктурированием образов (слово также включается в этот процесс).

Относительно процесса порождения плана реализации идеи можно полагать, что планирование, являясь сукцессивным процессом, связано, прежде всего, с планирующей функцией речи. Однако, так же как речевые процессы включаются в этап порождения идеи продукта воображения, образные процессы могут включаться в планирование целостного продукта. План может быть представлен как цепочка образов, моделирующая основное содержание с возможностью планирования у ребенка, что прямо связано с умением создавать целостные произведения.

Предложенный подход к изучению воображения позволяет нам переосмыслить некоторые имеющиеся в современной психологии данные. Принято считать, что в дошкольном возрасте осознание своей деятельности идет в направлении от наименования после изображения к наименованию в процессе изображения и, наконец, к наименованию до начала изображения. Выделенные исследователями характеристики воображения и смена их доминирования в развитии воображения дают возможность считать, что указанная Д. Б. Элькониным динамика тесно связана с выделенными этапами. Так, первый этап в развитии воображения, связанный с воспринимаемой предметной действительностью, дает возможность осмыслить уже готовый продукт; второй, детерминированный прошлым опытом ребенка, в котором предметные отношения еще играют важную роль, ведет к «наименованию в процессе изображения». Наконец, третий этап характеризуется возникновением особой внутренней позиции и дает ребенку возможность перейти в действительности к высшим формам движения воображения — от замысла к его реализации.

Есть основания полагать, что на первом этапе (2,5-3 года) специфической особенностью использования образа при порождении идеи воображаемого продукта является построение этого образа за действием «опредмечивания». Отдельные впечатления о действительности достраиваются до некоторого предметного целого, причем занимают в этом целом центральное положение. Например, при дорисовывании неопределенных изображений дети превращают квадрат в дом, телевизор и т. д. «Опредмеченный» образ становится первой ступенью в овладении средствами воображения как высшей психической функции, так как возможность его использования позволяет ребенку направлять свое воображение на решение стоящей перед ним задачи.

Второй этап в развитии воображения (4-5 лет) связан с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Но без специального руководства оно носит при этом в основном воспроизводящий характер, поскольку ребенок нацелен на следование образцам. Отклонения от образцов в процессе овладения ими возможны, но они носят обыгрывающий характер, часто случайный и ненаправленный.

В возрасте 6-7 лет появляется новая возможность использования образа — при выполнении заданий на воображение целостный образ начинает строиться способом «включения»: он по-прежнему создается на основе отдельного эле-

мента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное положение, а второстепенное, становится отдельной деталью образа воображения. Например, тот же квадрат превращается в кирпич, который поднимает подъемный кран, что обеспечивает многовариативность решения задач.

Таким образом, одна из основных линий педагогики воображения должна быть направлена на овладение ребенком, независимо от конкретного материала, основными средствами, перестраивающими функцию воображения и направляющими ее на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач. Основными средствами построения целостного продукта воображения являются образы, построенные различными способами, и значения слов, включенные в различные контексты и отношения целостных продуктов воображения, порождаемые и фиксируемые, прежде всего, в речевой деятельности ребенка или в виде образа-модели будущего произведения.

Ключевые слова: воображение, способность видеть целое раньше его частей, творческая деятельность, особенности воображения, символическое замещение, этапы развития воображения.

Imagination as universal human ability S. Kiseleva

Scientific and research opinions according to the nature of human imagination are reviewed in this article. Different approaches to the essence and features of the imagination are analyzed. Special attention is attended to the investigation ofbasic feature of imagination such as "seeing" something in whole before its' parts. This allows person to see things like other people see them. The characteristics of imagination revealed by scientists and the change of the dominance in the development of the imagination by stages are reviewed.

Keywords: imagination, the ability to see the whole before its parts, creative activity, especially of the imagination, symbolic substitution, the stages of development of the imagination.

Список литературы

1. Бородай Ю. М. От фантазии к реальности. (Происхождение нравственности). М., 1995.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.

4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

5. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.

6. Ермолаева М. В. Психология развития. М., 2003.

7. Зинченко В. П. Живое знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Самара, 1998.

8. Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте общего духовного развития человека // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 15—30.

9. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности. М., 1961.

10. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.

11. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964. С. 56.

12. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.

13. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. М., 1991.

14. Кудрявцев В. Т. Природа и генез воображения // Э. В. Ильенков. Личность и творчество / И. П. Фарман, ред.-сост. М., 1999. С. 154-171.

15. Кудрявцев В. Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 16-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Кудрявцев В. Т., Синельников В. Б. Ребенок-дошкольник. Новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. № 9. С. 52-59.

17. Михайлов Ф. Т. Избранное. М., 2001. С. 107.

18. Нураханова А. А. Психологическая коррекция аффективных проявлений у детей старшего дошкольного возраста: автореф. ... канд. психол. наук. М., 1991.

19. Палагина Н. Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992.

20. Полуянов Ю. А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 94-101.

21. Сапогова Е. Е. Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 45-52.

22. Себар Т. В. Продуктивное воображение в различных мировоззренческих модусах. Воронеж, 2002.

23. Фарман И. П. Воображение в структуре познания. М., 1994.

24. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.