психологические Зайцева Ольга Юрьевна, Карих Виктория Вячеславовна
науки ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ...
УДК 159:372.015.3
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0078
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОЙ ЭКОПЛАСТИКИ
© 2020
SPIN: 5725-4629
AuthorlD: 630529
Зайцева Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования»
SPIN: 9283-8949
AuthorlD: 336819
Карих Виктория Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Карла Маркса, 1, e-mail:[email protected])
Аннотация. Цель: экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе детской экопластики. Методы: комплекс диагностических процедур включал в себя комплекс заданий, разработанных О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, Е.П. Крупника ориентированных на оценку представлений детей об экопластике как продуктивной конструктивной деятельности, особенностей творческого воображение детей и их конструктивных умений, позволил нам проанализировать особенности творческого воображения и наметить перспективу дальнейшего его развития, в части апробации педагогических условий. Результаты: на основе анализа психолого-педагогических исследований по данной проблеме, рассмотрен генезис развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте. Результаты исследования позволили выявить, что большинство детей старшего дошкольного возраста отнесено к среднему уровню творческого воображения, что полученные данные является эмпирическим доказательством сензитивности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Научная новизна: в статье на основе использования комплекса психолого-педагогических методов выявлены и охарактеризованы динамика и педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе детской экопластики. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития творческого воображения у современных детей старшего дошкольного возраста в процессе детской экопластики.
Ключевые слова: воображение, творческое воображение, продуктивная деятельность, экопластика, детская экопластика, старшие дошкольники, детское творчество, творческое самовыражение детей.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF CHILDREN'S ECOPLASTICS
© 2020
Zaytseva Olga Yuryevna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education» Karikh Victoria Vyacheslavovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education» Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, street Karl Marx, 1, e-mail: e-mail: [email protected])
Abstract. Objective: to test experimentally the pedagogical conditions that contribute to the development of creative imagination of children of older preschool age in the process of children's ecoplastics. Methods: the complex of diagnostic procedures included a set of tasks developed by. Methods: the complex of diagnostic procedures included a set of tasks developed by O. M. Dyachenko, E. E. Kravtsova, E. P. Krupnik aimed at evaluating children's ideas about ecoplastics as a productive constructive activity, features of children's creative imagination and their constructive skills. This allowed us to analyze the features of creative imagination and outline the prospects for its further development, in terms of testing pedagogical conditions. Results: based on the analysis of psychological and pedagogical research on this problem, the Genesis of the development of creative imagination in the older preschool age is considered. The results of the study revealed that the majority of children of older preschool age are assigned to the average level of creative imagination, and that the data obtained is an empirical proof of the sensitivity of the development of creative imagination in children of older preschool age. Scientific novelty: the article uses a set of psychological and pedagogical methods to identify and characterize the dynamics and pedagogical conditions for the development of the creative imagination of children of older preschool age in the process of children's ecoplastics. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and educational activities when considering the nature and trends of the development of creative imagination in modern children of senior preschool age in the process of children's ecoplastics.
Keywords: imagination, creative imagination, productive activity, ecoplastic, children's ecoplastics, senior preschoolers, children's creativity, creative expres-sion of children.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Условия развития современного общества вызывают серьезную необходимость развития у детей уже в дошкольном возрасте субъектной позиции в любом виде деятельности, в том числе - в художественной.
Одним из средств решения этой важной проблемы является развитие творческого воображения старших дошкольников, а также верный выбор педагогических условий его развития.
На современном этапе развития науки данная про-
блема представлена лишь отдельными исследованиями, не объединенными общим смысловым полем, что не дает возможности интегрировать научные достижения в этой области в единую картину понимания такого сложного феномена как творческое воображение.
Актуальность исследования обусловлена еще и современными гуманистическими подходами в образовании, связанными с художественным развитием личности, ее субъектной позицией, необходимостью реализации в этой связи идеи непрерывности художественно-эстетического образования, прежде всего, в системе
Zaytseva Olga Yuryevna,, Karikh Victoria Vyacheslavovna psychological
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT ... science
«детский сад-школа».
Творческое воображение является тем звеном, которое позволяет оперировать художественным содержанием в конкретных видах продуктивной деятельности, связанных с изобразительным искусством. Поэтому актуальность темы вызывает сомнения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Сегодня по-прежнему актуально изучение воображения как универсальной способности [1].
В настоящее время проблеме соотношения понятий «воображение» и «творчество» посвящены многочисленные научные исследования [2-6]. Возросло количество исследований по вопросам развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте [7-12]. Воображение является одним из центральных психических новообразований дошкольного периода, выполняя в жизни ребенка целый ряд специфических функций: представление действительности в образах; регулирование эмоциональных состояний; участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний; формирование внутреннего плана действий. Развитие воображения в период дошкольного детства проходит четыре этапа от полного господства фантазии во внутреннем мире ребенка к отграничению воображения от мира реальной действительности [13].
Развиваясь в старшем дошкольного возрасте, творческое воображение имеет особенности проявления у мальчиков и у девочек [14].
При изучении психолого-педагогической литературы, нами было выявлены следующие противоречия: во-первых, между растущими требованиями к продуктам детской изобразительной деятельности и реальным уровнем творческого воображения старшего дошкольника; во-вторых, между осознанием необходимости и возможности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий его развития в процессе экопластики. Стремление найти пути разрешения данных противоречий определило проблему нашего исследования: можно ли использовать экопластику для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста?
Формирование целей статьи. Цель: экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе экопластики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения философов, психологов и педагогов о художественно-образной форме познания окружающей действительности (Ю.М. Бородай, Л.М. Веккер); положение эстетики об искусстве как о форме общественного сознания, опирающейся на художественно-образное отражение действительности; системно-структурный подход к изучению психических явлений и ведущей роли деятельности в развитии психики, представленные в трудах Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; о взаимодействии двух основных способов освоения действительности человеком: научно-теоретический (познание объекта таким, каков он есть сам по себе, вне зависимости от целей и интересов человека) и практически-духовной (освоении мира через призму общечеловеческих ценностей и оценок); теория творческого воображения (О.М. Дьяченко, Л.С. Выготский); идеи о создании конструктивного образа в процессе эко-пластики в работе с детьми дошкольного возраста (И.А. Лыкова, Т.А. Чичканова).
Постановка задания. Используемые в исследовании методы, методики и технологии.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в работах отече-
ственных и зарубежных исследователей.
2. Выявить особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и определить педагогические условия его развития.
3. Апробировать педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе экопластики.
Для решения поставленных задач нами использовались методы исследования. Это теоретические методы: анализ и обобщение философской, эстетической, искусствоведческой, психологической и педагогической литературы и исследований по проблеме; теоретическое моделирование как одна из форм научного синтеза. Психодиагностические методы: беседа, наблюдение за процессом создания детьми художественного образа, диагностические задания, диалогические техники, анализ и интерпретация продукта детской продуктивной деятельности.
При обработке полученных результатов применялся комплекс математико-статистических методов: метод ранжирования, метод оценки независимых экспертов, метод классификационного шкалирования; вычисление и сопоставление среднего арифметического показателя, коэффициента эффективности, U-критерия Манна-Уютни.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Научные взгляды на природу и сущность воображения человека на данный момент характеризуются разными позициями.
Несмотря на то, что в науке представлены разные подходы к пониманию сущности воображения и его особенностей, единый подход на данный момент не выделен (Н.А. Бердяев, Ф.Г. Лорка, Г.Д, Гачев, А.А. Шевцо, С.А. Борчиков, Д.Н. Разеев; Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Я. Дудецкий, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев, Р.Г. Натадзе, Н.Н. Палагина, А.В. Петровский и мн. др.).
Ф. Лорка отмечает, что воображение есть синоним способности к открытию. По его мнению, воображение действует в пределах человеческой логики, оно контролируется разумом и не может от него освободиться.
Как отмечает С.Л. Киселева, традиционные взгляды на сущность воображения состоят в рассмотрении его как многоплановой психической деятельности, в которой есть как чувственное, так и логическое содержание. Размытость термина «воображение» по мнению автора, связано с тем, что воображение понимают, как процесс, который призван получить нечто новое, какой-то оригинальный продукт в отличие от других познавательных функций. В связи с этим, воображение обособляют от других психических функций и часто приравнивают к творчеству по своим характеристикам [1].
С.Л. Рубинштейн определяет воображение как процесс отражения реальной действительности в новых связях и подчеркивает, что воображение строит новые ряды из накопленных впечатлений, а не повторяет старые [15].
По мнению ряда авторов, воображение есть способность человека представить себе объекты и процессы, не воспринимаемые им в данный момент или не существующие личном опыте данного человека или вообще в действительности.
Кроме того, воображение является процессом преобразующего отражения действительности, при котором в результате анализа исходного материала происходит перегруппировка информации и синтез мыслительных моделей объектов и процессов (Б.И. Долотов, В.Д. Бердоносов, М.В. Долотова).
Воображение разделяют на следующие виды: по степени активности и волевых усилий на активное и пассивное, по степени преобразования действительности на продуктивное или творческое, и репродуктивное, то есть воссоздающее воображение.
психологические науки
Зайцева Ольга Юрьевна, Карих Виктория Вячеславовна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ...
Остановимся на рассмотрении творческого воображения, исходя из предмета нашего исследования.
Творческое воображение отличается тем, что им создаются образы, которые не существуют и относятся к будущему. Эти образы являются результатом умственных действий, они перерабатывают сенсорно-перцептивный опыт [15].
По мнению А.В. Брушлинский, творческое воображение может быть рассмотрено, как один из языков мышления, а именно язык предметных пространственно-временных гештальтов. Творческое воображение в процессе построения новых образов оперирует ментальными действиями [16].
Как особый вид воображения, рассматривает творческое воображение Ю.Ф. Лукьянова, подчеркивая, то результатом действия творческого воображения является оригинальный продукт.
Е.И. Игнатьев, рассматривая характеристики творческого воображения указывает, что в процессе воображения образы создаются на основе тех представлений о предметах и явлениях объективной реальности, которые были сформированы ранее. Эти образы преобразуются и возникают совершенно новые образы. Этот процесс может проходить в различных формах.
Создание оригинальных образов происходит в результате применения следующих приемов: агглютинации, гиперболизации, схематизации, типизации и акцентирования и другие [17].
А.Я. Дудецкий творческое воображение рассматривается, как процесс состоящий из трех этапов. На первом этапе происходит возникновение творческой идеи, когда в сознании появляется смутный образ и не всегда осознается. На втором этапе происходит вынашивание замысла, разрабатывается путь его реализации. Третьим этапом является непосредственная реализация замысла, опредмеченная в художественном образе [18].
В работах Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко указывается, что дошкольный возраст является активизацией функций воображения. В начале у детей развивается воссоздающее воображение, а затем творческое воображение, которое позволяет не только представлять образы, но и создавать принципиально новые образы.
У старших дошкольников наглядно-образное мышление помогает обогащать образы и лучше оперировать ими [19-22].
Как отмечают исследователи, у старших дошкольников появляется такая форма воображения, как мечты. Мечты о будущем у детей являются ситуативными, неустойчивыми и связаны с событиями, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Опорой для этого выступают не только реальные объекты, но и представления, которые выражаются в слове. На фоне развития мышления у старших дошкольников улучшается умение перерабатывать образы, устанавливать причинно-следственные связи [23].
В старшем дошкольном возрасте, как указывают В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская, у детей развивается произвольность поведения. На фоне возрастающей произвольности улучшается регуляция всех психических процессов. Благодаря развитию произвольности старшие дошкольники способны планировать процесс воплощения замысла, доводить начатое до конца, намечать план достижения цели, подготавливать необходимое оборудование в зависимости от вида деятельности [24].
Предпосылками развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте являются: переход от воссоздающего воображения к творческому; способность к анализу и синтезу для создания новых художественных образов; активность и инициативность ребенка; потребность детей в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении; обогащение субъектного художественно-эстетического опыта детей; образность речи; овладение достаточными техническими умениями и навыками в разных видах продуктивной деятельности.
Дети уже становятся способными не просто к преобразованию и созданию нового образа путем комбинации отдельных элементов, но и внесению оригинальных элементов в полученный образ.
Рассматривая динамику развития воображения Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Г.Б. Хорина указывают, что на начальных этапах развития ребенок осмысливает уже готовое и развитие воображения идет от предмета к замыслу. Чем более развитым становится творческого воображения, тем более выраженной становится обратная направленность от замысла к предметной реализации. Авторы подчеркивают, что важнейшим компонентом воображения выступает надситуативная внутренняя позиция. К числу ключевых условий исследователи относят предметную среду, опыт ребенка, особенности общения детей и деятельность, как источник опыта.
В дошкольном возрасте вопросы развития творческого воображения рассмотрены в практическом аспекте. Е.Е. Кравцова, Д.И, Лукиянова, О.М. Дьяченко, Л.А. Убогова и другие авторы рассматривают приемы развития творческого воображения, в том числе и применительно к продуктивной деятельности.
Одним из развивающихся направлений продуктивной деятельности в дошкольном возрасте является конструирование. Конструирование - это создание конструкций, фигурок, композиций из отдельных частей или элементов на основе выявления способа создания осмысленного целого.
Многие современные исследователи проблем развития творческого воображения обращают внимание не только на классические техники рисования, но и на неклассические современные техники художественного творчества, одной из которых является, экопластика [25].
Экопластика - это один из видов художественного конструирования, в котором оригинальные изделия, сюжетные и декоративные композиции (панно, аранжировки, инсталляции) создаются из разных природных материалов на основе выявления взаимосвязи между частями конструкции и выбора адекватного способа их соединения в осмысленное целое (И.А. Лыкова).
Детская экопластика - вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве ребенка с великим художником - Природой. Художественный образ возникает на основе готовой природной формы (шишки, ветки, раковины, камня), при этом сохраняются ее сущностные признаки и свойства - цвет, форма, фактура, запах, вес, блеск и мн.др.
Т.А. Чичканова указывает, что экопластика - это вид художественного творчества, в котором художественные образы создаются с помощью разнообразных природных материалов. Отличает ее экологичность, поскольку в процессе занятий экопластикой используются только безопасные материалы, созданные самой природой и формируется культура поведения в природе и отношение к природному окружению. Это позволяет с помощью экопластики решать не только задачи творческого развития детей, но и задачи экологического воспитания. Поэтому экопластика, как вид художественного творчества носит интегративный характер.
По мнению Л.Ф. Лобазновой, С.А. Семыкиной, Т.И. Хорошиловой с точки зрения развития творческого воображения потенциал экопластики достаточно высок. Кроме того, в экопластике у детей происходит развитие и ассоциативного мышления. Играя в «ассоциации», дети раскладывают камешки, листья, палочки и другие природные материалы и придумывают, что это детям напоминает. То есть дети начинают видеть на основе частей целое, дорабатывать образ на основе первичных представлений. Используя природные материалы в эко-пластике, дети учатся составлять «образы» из различных материалов, которые они выбирают сами. В экопластике используется также прием составления узоров из различных листьев, шишек, палочек как по образцу, так и
Zaytseva Olga Yuryevna,, Karikh Victoria Vyacheslavovna
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT .
psychological science
по собственному замыслу, что позволяет детям научиться применять основные приемы воображения в работе с природными материалами. В процессе экопластики дети могут составлять «портреты», которые также являются целостными образами. Сам природный материал уже позволяет создавать образы, отличные от образов, существующих в реальности и связанных с ними только общими свойствами, схожестью форм, очертаний или цветовой гаммы [26].
Как отмечают Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова благодаря природному материалу в процессе экопластики, дети учатся абстрагироваться от конкретных предметных образов и переносить их свойства на другие образы, составленные из непривычных материалов. В этом помогают различные задания и приемы, которые используются в процессе экопластики.
На первом этапе нашего эмпирического исследования в рамках разрешения данного комплекса противоречий мы изучили комплекс педагогических условий, а также особенности творческого воображения у 50 детей возрасте 6,5-6,11 лет.
Детей условно разделили на экспериментальную и контрольную группы - по 25 детей в каждой группе. Комплекс диагностических методик, таких как «Дорисование фигур» (О.М. Дьяченко), «Разрезные картинки» (Е.Е. Кравцова), «Долепи фигуру» (модифицированная нами методика О.М. Дьяченко), «На кого стал похож?» и «Художественный образ» (модифицированная нами методика Е.П. Крупника), позволил нам проанализировать особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Разработанная нами беседа, позволила выявить представления детей о экопластике как продуктивной изобразительной деятельности.
Полученные результаты свидетельствовали о том, что наименьшее количество старших дошкольников отнесено нами к высокому уровню творческого воображения (14% детей экспериментальной группы и 15% контрольной группы), а наибольшее - к среднему уровню (40% детей экспериментальной группы и 42% детей контрольной группы). Полученные данные является эмпирическим доказательством сензитивности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Применение метода математической статистики и - критерий Манна-Уютни, предназначенного для сравнения двух независимых выборок показал, что полученное эмпирическое значение и (101.5) находится в зоне незначимости. Значит, достоверных различий между контрольной и экспериментальной групп не выявлено.
Дети, отнесенные к среднему уровню, проявили незначительный интерес, но с удовольствием вступили в беседу. Присутствует интерес к художественному познанию сути вещей и явлений, умение с помощью взрослого устанавливать и обосновывать причинно-следственные связи и способы действия на основе информационно-поискового сотрудничества со взрослым Эмоциональное настроение неустойчивое.
Выделение экопластики среди других видов деятельности не явное. Испытывают трудности при обосновании выбора поделки из природного материала, перечислении материалов используемого для экопла-стики, выделении отличии между поделками из природного материала и поделками из других материалов. Заниматься конструированием нравиться, но не больше чем другими видами деятельности. Иногда путали названия различных видов продуктивной деятельности, не всегда правильно выделяли характерные особенности, аргументировали свой выбор.
Задание на определение уровня оригинальности с дорисовыванием фигур свидетельствует о том, что все полученные дети образы схематичны, шаблоны. Дети, в основном, изображают отдельные объекты, не пытаясь включать их в определенный воображаемый сюжет.
Например, Ваня М. из прямоугольника нарисовали автобус. Рядом с автобусом стоящего мальчика. Автобус мальчик не стал детально прорисовывать, так же как и нарисованного мальчика. У Вани М. шесть рисунков повторяющихся по содержанию с другими детьми и только два оригинальных.
Кроме того, половина детей продемонстрировала низкий уровень беглости и гибкости творческого воображения.
Дети отказывались выполнять задание, мотивируя свой отказ тем, что их «этому не учили», «не умею», «не хочу».
Дети проявили фрагментарную самостоятельность при создании конструктивного образа, в поделках оригинальность не ярко выражена, в созданных образах в основном присутствуют конструктивные штампы и «натуралистический образ».
Производят эпизодичное соотнесение образа с деталями.
Из 20 педагогов дошкольной образовательной организации на этапе констатирующего эксперимента 40% находятся на базовом уровне готовности к развитию творческого воображения детей дошкольного возраста из 100%.
Педагоги знают, что такое «творческое воображение», считают необходимым развивать его у детей. Но при этом не знают, что такое «экопластика» и не используют ее в своей профессиональной деятельности в образовательном процессе с детьми. Педагоги не составляют и не используют в образовательном процессе для развития творческого воображения дошкольников в самостоятельной деятельности рабочие тетради, технологические и пооперационные карты в «Центре конструирования» группы. Не регулярно (раз в месяц) пополняет «Центр конструирования» в группе. Однако, используют природный материал для конструирования из природного материала в непосредственно-образовательной деятельности с детьми.
В календарных планах не прослеживается работа с семьями воспитанников по привлечению родителей к процессу развития творческого воображения у детей. Они не изучают литературу и не проходят курсы, веби-нары по развитию творческого воображения в дошкольном возрасте, но при этом у них есть желание к получению знаний.
Экспертиза «Центра конструирования» показала, что данные центры полностью соответствуют принципам организации предметно-пространственной среды (оснащенности и насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности, безопасности), но содержат недостаточное количество природного материала и оборудования для развертывания продуктивной деятельности детей на основе их представлений о экопластики.
Анкетирование 50 родителей старших дошкольников (по одному из родителю из семьи) условно разделенные нами на контрольную и экспериментальную группы - по 25 человек в каждой, на этапе констатирующего эксперимента позволило нам проанализировать их когнитивную готовность в вопросах развития творческого воображения у детей. Так, большинство родителей по 57% в обеих группах было отнесено нами к базовому уровню для которого характерно: нейтрально относится к конструированию вообще и к экопластики в частности; сомневаются, что нужно развивать творческое воображение у своего ребенка в процессе экопластики; знают какие 2-3 качества развиваются у ребенка, во время приобщения его к конструированию как продуктивной деятельности; иногда обращают внимание своего ребенка к сооружениям архитектуры во время прогулки по городу; иногда посещает с ребенком (или без него) разные выставки, музеи и т.п.; не знают какой конструктивной деятельностью увлекается ребенок дома (вне детского сада) и не владеют информацией о том, какая работа
психологические науки
Зайцева Ольга Юрьевна, Карих Виктория Вячеславовна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ...
проводится педагогами по развитию творческого воображения средствами экопластики. Но хотели бы получать информацию от педагогов детского сада по развитию творческого воображения у детей для применения этих знаний в домашних условиях. Но при этом они не создают поделки и не конструируют с детьми дома из природного материала.
В рамках формирующего этапа исследования нами была выстроена последовательная работа по развитию творческого воображения старших дошкольников в процессе экопластики. Формирующий этап исследования проходил в три этапа: I этап - «Вводный». Цель: воспитывать у детей интерес к продуктивной изобразительной деятельности вообще, и к экопластики, в частности; научиться выделять и пользоваться средствами выразительности экопластики, связывая их с конструктивным пластическим образом. Обогатить «Центр конструирования» в группе. II этап - «Основной». Цель: развивать творческое воображение детей (агглютинации, типизации, схематизации, гиперболизации), используя разнообразные техники, способы, приемы и средства экопла-стики, а также материал. III этап - «Заключительный». Цель: закреплять и совершенствовать полученные знания, умения и навыки в создании конструктивного пластического образа средствами экопластики через поиск способов творческого воображения. Блочно-модульное планирование по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста включало 8 тематических недель (промежуток одной темы от пяти до 10 рабочих дней). В каждой тематической неделе раскрывался организационный блок (условия организации развивающей предметно-пространственной среды; деятельность педагога, направленная на развитие творческого воображения старших дошкольников; формы и методы интеграции разных видов детской деятельности; работа с семьями воспитанников); содержательно-дея-тельностный блок и контрольно-оценочный.
Для подтверждения логических выводов об эффективности проведенной экспериментальной работе со старшими дошкольниками был проведен контрольный эксперимент по методике констатирующего. Мы выявили положительную динамику у детей экспериментальной группы: низкий уровень отсутствует, на высоком уровне - 45 % детей, на среднем - 55%. Существенные изменения можно отметить только в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе в процент высокого уровня вошли те дети, которые потенциально имеют высокий уровень художественного развития. Динамическая интерпретация результатов осуществлялась посредством и - критерия Манна-Уютни. Эмпирическое значение Иэмп(51) находится в зоне значимости. Это подтверждает эффективность проделанной работы.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Полученные данные исследования позволили нам определить особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Установить, что развитое творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста приводит к осознанному не только пониманию, но и созданию оригинальных конструктивных пластических образов. А также экспериментально проверить педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе экопластики:
- обогащении «Центра конструирования» в группе детского сада для поддержания интереса детей старшего дошкольного возраста к экопластике как разновидности продуктивной деятельности;
- системы совместно-образовательной деятельности, направленной на развитие творческого воображения детей в триаде «ребенок-воспитатель-родитель» через усложнении способов творческого воображения (агглютинации, типизации, схематизации, гиперболизации) и техники экопластики (от создания образа «по образцу»
до создания «по замыслу») с использованием рабочей тетради;
- консультирование педагогов и родителей по вопросам развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе детской экопластики.
Проведённое нами исследование не претендует на окончательное решение проблемы. В качестве перспективных идей можно рассматривать такие, как исследование творческого воображения детей среднего дошкольного возраста и в других видах продуктивной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Киселёва С.Л. Воображение как универсальная способность // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 108-117.
2. Величко Ю.В. О соотношении понятий креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 2-3. С. 629-631.
3. Войтюк Е.С., Аблямитова Л.Х. Сущность понятия «творчество» и «творческое воображение» // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2019. № 2 (18). С. 19-20.
4. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе //Молодой ученый. 2015. № 24 (104). С. 1053-1055.
5. Войтюк Е.С., Аблямитова Л.Х Сущность понятия «творчество» и «творческое воображение» // Педагогические науки. 2019. № 2 (18).
6. Ильинова Н.А. Воображение и искусство // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 4 (89). С. 6-10.
7. Нургатина И.Е., Мошкина Е.М. Разбитие творческого воображения у детей старшей группы ДОО средствами сюжетной аппликации //Вопросы педагогики. 2019. № 6-1. С. 94-97.
8. Григорьева О.А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-ого года жизни // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 36.
9. Давыдова Л.С. Развитие творческого воображения в детском возрасте //Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (266). С. 103-106.
10. Аширова А.М., Горшкова Е.Н.Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 4-3. С. 107-110.
11. Сорокина Е.А., Смальченко А.А. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста путем изобразительной деятельности //Вестник научных конференций. 2016. № 3-6 (7). С. 102103.
12. Канунникова И.М., Чуева И.Г. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности на основе детского дизайна // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 2 (8). С. 209-210.
13. Слюнко, Т.В. Развитие воображения детей дошкольного возраста / Т.В. Слюнко // European Scientific Conference. — 2017. — С. 73 — 77. 3. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т.А. Барышевой. — СПб.: Питер, 2018. — 296 с.
14. Ситникова Л.Р., Зворыгина Н.Н. Развитие воображения и оригинальности мышления у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 (68). С. 252-255.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, 2014. — 486 с.
16. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. — М.: Наука, 2009. —216 с.
17. Игнатьев, Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. — М.: Знание, 2008. — 30 с.
18. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. — Смоленск: изд-во Смоленского гос. пед. ин-та, 2014. — 154 с.
19. Чикова И.В., Диль-Илларионова Т.В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 340-343.
20. Пичугина Г.А., Абдулаева Э.Б.К. Развитие умения учащихся в решении расчетных задач на основе образного мышления //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 5-7.
21. КарнауховаВ.А., Сизова О.А. Работа над образными аспектами музыкального текста как исполнительская задача и приоритетное направление современной музыкальной педагогики // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 74-76.
22. Андриенко О.А. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-8.
23. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М., 2008. — 179 с.
24. Долгова В.И. Развитие воображения у дошкольников. -Челябинск: Атоксо, 2010. — 124 с.
25. Убогова Л.А. Развитие творческого воображения дошкольни-
Zaytseva Olga Yuryevna,, Karikh Victoria Vyacheslavovna psychological
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT ... science
ков в художественной продуктивной деятельности. // Символ науки. - 2016. - №7-1. - С.15-19.
26. Лобазнова Л.Ф. Экопластика как средство развития творческих способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2015. -№2-5 (2). - С.83-85
Статья поступила в редакцию 07.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020