Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТЬЮ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / COGNITIVE ACTIVITY / STUDENT / ACADEMIC SUCCESS / PSYCHOLOGICAL MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конубрикова Л.И.

Представлены результаты эмпирического исследования использования студентами психологических средств познавательной деятельности в зависимости от академической успешности. Установлено, что частоты применения различных психологических средств во время обучения в вузе связаны с такими показателями успешности, как принятие целей обучения и самооценка обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF PECULIARITIES OF USING STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL MEANS OF COGNITIVE ACTIVITY WITH ACADEMIC SUCCESS

The results of an empirical study of students' use of psychological means of cognitive activity are presented depending on academic success. It has been established that the frequency of the use of various psychological tools during training in a university is related to such indicators of success as the acceptance of learning goals and the self-evaluation of training.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТЬЮ»

УДК 159.9.07

Конубрикова Л.И. студент магистратуры 1 курса факультет психолого-педагогического и социального образования

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ

УСПЕШНОСТЬЮ

Представлены результаты эмпирического исследования использования студентами психологических средств познавательной деятельности в зависимости от академической успешности. Установлено, что частоты применения различных психологических средств во время обучения в вузе связаны с такими показателями успешности, как принятие целей обучения и самооценка обучения.

Ключевые слова: познавательная деятельность, студент, академическая успешность, психологическое средство.

Konubrikova L.I. graduate student

1 course, Faculty of Psychological, Pedagogical and Social Education

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Russia, Volgograd

INTERRELATION OF PECULIARITIES OF USING STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL MEANS OF COGNITIVE ACTIVITY WITH

ACADEMIC SUCCESS

The results of an empirical study of students' use ofpsychological means of cognitive activity are presented depending on academic success. It has been established that the frequency of the use of various psychological tools during training in a university is related to such indicators of success as the acceptance of learning goals and the self-evaluation of training.

Keywords: cognitive activity, student, academic success, psychological means.

Современное общество производит непрерывный поток информации огромных масштабов, и от человека все больше требуется не столько ее воспроизведение, сколько умение искать, анализировать, обобщать различные источники, строя на их основе собственные знания и применяя их на практике. В познавательной деятельности в процессе получения образования важное место занимает «потребление» информации, так как именно в учебных заведениях происходит как ее освоение, так и изучение методов работы с ней. В педагогической литературе и средствах массовой

информации обсуждается необходимость овладения средствами работы с информацией, но в системе образования эта задача решается еще не в полной мере.

Значимой проблемой, определяющей сущность становления личности, является деятельность, ее место в жизни общества, ее воздействие на развитие новых поколений. Для начала приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической литературе.

В большом психологическом словаре понятие деятельность рассматривается как «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности» [9: 33].

Деятельность можно определить как форму активного отношения субъекта к действительности, ориентированную на достижение осознанно поставленных целей и связанную с освоением социального опыта или формированием общественно значимых ценностей [12].

Деятельность человека очень многообразна, далее мы будем рассматривать такую деятельность как познание. В познавательной деятельности человек изучает окружающий мир и самого себя.

Н.В. Дороднева считает, что «познавательная деятельность - это деятельность, в ходе которой учащиеся осознают воспринимаемые предметы и явления, уточняют представления о них, приводят их в связь с прежними представлениями, выделяют существенное в изучаемых предметах и устанавливают связь между ними» [4: 19].

М.И. Лисина делит виды познавательной деятельности на два класса: общие и специфические. Общими видами познавательной деятельности называют те виды, которые применяются при работе в разных областях. Например, умение контролировать выполнение деятельности, умение ее планировать. К общим относятся и все приёмы логического мышления (сравнение, обобщение, выведение следствий, выделение свойств, признаков предмета, приемы доказательства, классификации и др.). Эти приемы независимы от определенного материала, но выполняются с использованием каких-либо предметных знаний.

К специфическим видам познавательной деятельности относятся такие, которые применяются лишь в данной области знания [8: 20].

В работе В.В. Афанасьева отдельно описывается учебно-познавательная деятельность студента. «Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) - целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, направленное на решение учебных задач, формирующее познавательное и эмоционально-ценностное отношение к этой действительности, учебному предмету и будущей профессиональной деятельности». [4: 28].

Изучая учебную деятельность, необходимо также рассмотреть понятие «академическая успешность» и ее структуру.

В структуре учебной деятельности Д.М. Гребневой выделяются когнитивная, ценностная и эмоциональная компоненты. Таким образом, под академической успешностью понимается комплексная характеристика, выражающая учебные достижения в субъективно-личностном аспекте. Академическая успешность определяется представлениями самой личности об успехе, в той степени, насколько это является успехом для самой личности и ее ближайшего социального окружения [3].

М.Р. Шабалина считает, что академическая успешность представляет собой единое образование, которое состоит из деятельностьно-практического, психологического и ментально-аксиологического компонентов. Достижение личностно значимых целей в учебной деятельности связано с деятельностно-практическим компонентом. Например, получение высокой отметки, формирование навыков работы с компьютером, интеллектуальное развитие. Психологический компонент содержит субъективное отношение обучающихся к результату и процессу учебной деятельности. Ценностное отношение к обучению и познанию характеризует ментально-аксиологический компонент академической успешности [11].

Таким образом, под академической успешностью понимается комплексная характеристика, которая представляет собой отражение учебных достижений в субъективно-личностном аспекте.

Также в нашей работе мы рассматриваем различные подходы к понятию «средство».

Употребление слова «средство» в психологической литературе неоднозначно. Наиболее широкое значение этого слова можно найти в работах С.Л. Рубинштейна: «Поскольку конечная цель деятельности достигается в целом ряде действий, результат каждого из этих действий, будучи по отношению к конечной цели средством, является вместе с тем для данного частного действия целью» [10: 53].

Понятие средства использовал Л.С. Выготский в исследованиях по изучению высших психических функций: «Примерами психологических орудий и их сложных систем могут служить язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, произведения искусства, письмо, схемы, диаграммы, карты, чертежи, всевозможные условные знаки и т.д.» [2: 51].

Согласно идеям Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, опосредствование выявляется уже на уровне операций. Например, необходимость лучшего запоминания материала проводит к оперированию знаками, символами. В этом случае опосредствование приобретает характер «вспомогательный»: оно служит другой деятельности — деятельности запоминания. Однако уже на данном уровне опосредствование не должно быть понято упрощенно. Поиск и применение «вспомогательных средств» содержат в себе

регулятивную функцию. Указывая на необходимость различения понятий орудия и знака, Л.С. Выготский подчеркивал, что «знак ничего не меняет в объективной психологической операции, он есть средство для психологического воздействия на поведение свое или чужое, средство внутренней деятельности, направленное на овладение самим человеком. Знак направлен внутрь» [1: 78].

В работе Б.В. Зейгарник говорится, что уже на уровне «вспомогательного действия» процесс опосредствования носит регулирующий характер, что знак помогает человеку овладеть своим поведением и направить его сообразно своим целям, что овладение поведением представляет собой опосредствованный процесс.

Опосредствуя свое поведение, человек получает возможность вырабатывать новые способы действия, активности, новые мотивы. Поведение человека становится более произвольным и осознанным [5].

Таким образом, мы рассматриваем психологические средство как психическое орудие, которое, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта.

Мы выделяем наиболее важные с нашей точки зрения, психологические средства познавательной деятельности: технология радиантного мышления или интеллект-карты, кластеры, инсерт, денотантный граф, эффективная лекция, различные мнемотехники и приемы воображения.

В предыдущем исследовании мы изучали средства активизации воображения студента в процессе консультирования. В ходе обсуждений обучающиеся предложили свои средства активизации воображения. Они предположили, что развивать воображение можно с помощью чтения книг, рисования и написания сочинений, участия в различных театральных кружках и придумывания сценариев для мероприятий [6].

В проведенном нами эмпирическом исследовании проверялась гипотеза о том, что частота и разнообразие использования психологических средств в познавательной деятельности студентов взаимосвязаны с их академической успешностью: более успешные в учебной деятельности студенты используют более вариативные средства. Выборку исследования составили студенты факультета психолого-педагогического и социального образования (всего 71 человек).

В исследовании решались следующие задачи: теоретически обосновать, разработать и реализовать программу эмпирического исследования специфики применения студентами психологических средств познавательной деятельности.

Для изучения успешности обучения был использован анкетный вопрос, в котором респондентам предлагалось определить успешность обучения по итогам последних 2-3х сессий. Также для исследования самооценки обучения мы применяли опросник «Имплицитные теории» Двек-Смирнова, направленный на изучение житейских представлений о возможностях

развития интеллекта, личностного роста в обучении. Из опросника возможно извлечение четырёх показателей: 1) принятие имплицитной теории «наращиваемого» интеллекта; 2) принятие имплицитной теории «обогащаемой» личности; 3) принятие целей обучения;4) самооценка обучения [7].

Нами была разработана методика для исследования применения психологических средств познавательной деятельности. Студентам предлагалось оценить частоту использования 10 описанных средств познавательной деятельности во время обучения в вузе («никогда», «иногда», «часто») в трех ситуациях: (1) по заданию преподавателей, (2) самостоятельно по своей инициативе в письменном виде и (3) самостоятельно в умственном плане при восприятии и понимании информации.

Также в нашем эмпирическом исследовании мы изучали, как студенты используют психологические средства при работе с новым материалом. Для этого мы предложили испытуемым текст, после прочтения которого следовало выполнить несколько заданий, разработанных нами на основе теоретического анализа приемов работы с информацией. В завершении студентам предлагалось ответить на 4 вопроса по содержанию текста. При обработке результатов учитывался также характер вспомогательных записей и пометок во время ознакомления с текстом или работы над предложенными заданиями.

Анализ результатов позволил выявить психологические средства, которые используются студентами чаще остальных: выделение смысловых единиц текста, использование пометок и закладок в процессе чтения и обращение к различным словарям. Также были обнаружены значимые корреляции (р < 0,01) между показателями частоты использования средств в письменном и умственном видах и принятием целей обучения. Мы установили связь (р < 0,01) между частотой использования средств в письменном виде и самооценкой обучения. Получены значимые корреляции (р < 0,01) между показателями частоты самостоятельного применения студентами карт понятий в письменном виде и принятием целей обучения, его самооценкой. Частоты использования по инициативе студентов в письменном и умственном видах такого средства, как деление информации на категории «новая», «известная» коррелируют с самооценкой обучения.

По результатам нашего исследования большинство студентов, испытывающих более или менее значительные сложности в обучении, не смогли составить или построить таблицы и схемы с учетом всех смысловых компонентов материала. Студенты, которые сдают сессии на «хорошо» и «отлично», сумели построить краткие и подробные таблицы, схемы, наполнив их содержание различными примерами.

Для проверки гипотезы о взаимосвязи успешности обучения и использования вариативных средств познавательной деятельности успешность оценивалась вопросом об успеваемости студентов за последние

сессии и показателем самооценки обучения по методике «Имплицитные теории» Двек-Смирнова. При этом между группами студентов по-разному оценивших свою успеваемость различия не были выявлены. Более существенные связи были обнаружены с показателем самооценки успешности обучения по методике Двек-Смирнова.

Было выявлено, что частоты применения различных психологических средств познавательной деятельности во время обучения в вузе связаны с такими показателями успешности, как принятие целей обучения (р < 0,01) и самооценка обучения (р < 0,01). Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Выводы. Мы понимаем познавательную деятельность, основываясь на работах Н.В. Дородневой, как деятельность, в ходе которой учащиеся осознают воспринимаемые предметы и явления, уточняют представления о них, приводят их в связь с прежними представлениями, выделяют существенное в изучаемых предметах и устанавливают связь между ними.

Опираясь на работы Д.М. Гребнева и М.Р. Шабалиной о структуре академической успешности, мы рассматриваем академическую успешность как комплексную характеристику, которая имеет отражение учебных достижений в субъективно-личностном аспекте.

На основе идей Л.С. Выготского, мы рассматриваем психологическое средство как психическое орудие, которое, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта.

Были описаны отдельные психологические средства познавательной деятельности: технология радиантного мышления или интеллект-карты, кластеры, инсерт, денотантный граф, эффективная лекция, различные мнемотехники и приемы воображения.

Анализ результатов позволил установить психологические средства, которые используются студентами чаще остальных. Это выделение смысловых единиц текста, использование пометок и закладок в процессе чтения и обращение к словарям.

Были обнаружены значимые корреляции между показателями частоты использования студентами различных средств в письменном и умственном планах студентами с одной стороны и самооценкой принятием целей обучения с другой стороны.

Была подтверждена гипотеза о том, что частота и разнообразие использования психологических средств в познавательной деятельности студентов взаимосвязаны с их академической успешностью: более успешные в учебной деятельности студенты используют более вариативные средства.

Использованные источники:

1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: 1960.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т.1. М.: Педагогика, 1982.

3. Гребнева Д.М. Учебная успешность как процесс и результат педагогического взаимодействия // Педагогическое образование в России. 2011. №1. С. 251-254.

4. Дороднева Н. В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс (на материалах изучения английского языка на языковом факультете): дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Тобольск, 2005.

5. Зейгарник Б. В. Патология мышления. М.: 1999.

6. Конубрикова Л.И. Средства активизации воображения студента в процессе консультирования // СтРИЖ. 2017. № 4. С. 71-75.

7. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Чумакова М.А., Корнилов С.А., Новотоцкая-Власова Е.В. Модификация опросника имплицитных теорий К. Двек в контексте изучения академических достижений студентов // Психологический журнал. 2008. № 3. С. 106-120.

8. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С.17-22.

9. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.

10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 2005.

11.Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов / М.Р. Шабалина : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2009.

12.Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М.: 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.