Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ С НЕГАТИВНЫМ РЕАГИРОВАНИЕМ НА СТРЕСС У СОТРУДНИКОВ МЧС'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ С НЕГАТИВНЫМ РЕАГИРОВАНИЕМ НА СТРЕСС У СОТРУДНИКОВ МЧС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоционально-волевые профессионально важные качества / негативные реагирования на стресс / профессиональная деятельность сотрудников МЧС / emotional and volitional professionally important qualities / negative responses to stress / professional activity of emergency workers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алонцева Александра Ивановна, Шибкова Яна Александровна

Статья отражает результаты научного исследования, а именно связи эмоционально-волевых профессионально важных качеств с негативным реагированием на стресс у сотрудников МЧС. Раскрываются определения понятий эмоционально-волевых профессионально важных качеств с негативным реагированием на стресс у сотрудников МЧС. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых отражается анализ эмоционально-волевых профессионально важных качеств с негативным реагированием на стресс у сотрудников МЧС, с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алонцева Александра Ивановна, Шибкова Яна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects the results of a scientific study, namely, the connection of emotionally volitional professionally important qualities with a negative response to stress among emergency workers. The definitions of the concepts of emotionally-volitional professionally important qualities with a negative response to stress among emergency workers are revealed. The research methods used are described and the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the analysis of emotionally-volitional professionally important qualities with a negative response to stress among emergency workers using the Pearson correlation coefficient.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ С НЕГАТИВНЫМ РЕАГИРОВАНИЕМ НА СТРЕСС У СОТРУДНИКОВ МЧС»

5. Меркурьев, Д. В. Совладающее поведение личности: обзор исследований / Д.В. Меркурьев // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. -2023. -№ 1.- С. 48-57

6. Остонов, Ж.Ш. Концепция копинга: определение, функция и виды / Ж.Ш. Остонов // Центр научных публикаций. -2021.-№22. -С. 279-280

7. Перунов, А.Н. Психологическое здоровье как интегративный показатель профессиональной пригодности сотрудника МЧС / А.Н. Перунов // Экстремальная психология: теория и практика. Сборник научных статей. - 2017. -С. 211-216

8. Петров, В.Г. Счастье и психологическое благополучие в структуре ресурсной модели психологического здоровья /

B.Г. Петров, К.В. Злогыстева // Acta Biomedica Scientifica. - 2015. - № 4 (104). - С. 79-83

9. Стрельникова, Ю.Ю. Типы психологических и соматических последствий, возникающих у сотрудников МЧС России в процессе профессиональной деятельности / Ю.Ю. Стрельникова // Психология. Психофизиология. - 2016. - № 1. -

C. 55-63

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Алонцева Александра Ивановна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Шибкова Яна Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ С НЕГАТИВНЫМ

РЕАГИРОВАНИЕМ НА СТРЕСС У СОТРУДНИКОВ МЧС

Аннотация. Статья отражает результаты научного исследования, а именно связи эмоционально-волевых профессионально важных качеств с негативным реагированием на стресс у сотрудников МЧС. Раскрываются определения понятий эмоционально-волевых профессионально важных качеств с негативным реагированием на стресс у сотрудников МЧС. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых отражается анализ эмоционально-волевых профессионально важных качеств с негативным реагированием на стресс у сотрудников МЧС, с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Ключевые слова: эмоционально-волевые профессионально важные качества, негативные реагирования на стресс, профессиональная деятельность сотрудников МЧС.

Annotation. The article reflects the results of a scientific study, namely, the connection of emotionally volitional professionally important qualities with a negative response to stress among emergency workers. The definitions of the concepts of emotionally-volitional professionally important qualities with a negative response to stress among emergency workers are revealed. The research methods used are described and the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the analysis of emotionally-volitional professionally important qualities with a negative response to stress among emergency workers using the Pearson correlation coefficient.

Key words: emotional and volitional professionally important qualities, negative responses to stress, professional activity of emergency workers.

Введение. Активное и частое взаимодействие со стрессогенными факторами обуславливает высокую интенсивность негативных эмоциональных состояний и реакций, что, в свою очередь, может найти свое выражение в поведении субъекта труда. Такое реагирование может найти свое выражение в аддиктивном поведении, тревоге, агрессии и т.п. Особого внимания заслуживает самоповреждающее поведение: мысли о суициде, суицидальное поведение и др. Исследователями в области психологических наук активно изучаются различные факторы, препятствующие возникновению негативных реагирований сотрудников служебной деятельности после их участия в экстремальных и опасных ситуациях. Однако, в настоящее время нет исследований, раскрывающих особенности взаимосвязи эмоционально-волевых профессионально важных качеств с негативным реагированием на стресс у сотрудников МЧС.

Особая важность, как отмечают Н.А. Коваль, А.А. Тарасова, принадлежит эмоционально-волевым качествам личности - эмоциональной устойчивости, самообладания и интернальности, необходимыми для сознательной регуляции поведения, четкости выполняемых действий, командной слаженности и высокой самостоятельности в процессе выполнения поисково-спасательных работ [5; 8]. Зарубежным психологом Р. Кеттеллом в рамках концепции личностных особенностей эмоционально-волевые качества определялись факторами личности, отражающие устойчивость ее эмоциональных реакций и степень осознанного обладания индивида над собственным поведением [1]. Исследователем Н.Н. Дудалем приводится следующее определение эмоционально-волевых профессионально важных качеств личности - совокупность эмоциональных и волевых процессов, выполняющих регулятивные функции психической деятельности для реализации целенаправленной деятельности в профессиональной сфере. Особенностью эмоционально-волевых качеств является проявление отношения к предметам и явлениям окружающей реальности, обуславливающее характер взаимодействия с ней. [6]. Стресс, как специфическая реакция организма, обуславливала проявление соответствующего поведения, направленного на совладание со стрессогенной ситуацией, снижения негативных переживаний, связанных с ней и выработку решений для адаптации к ней - такие идеи были предложены для определения копингов как реагированию на стресс Р. Лазарус и С. Фолкман [6]. Слом мобилизационных процессов психической деятельности и сопротивления факторам стресса на разных уровнях психики (по А.Г. Караяни), может проявляться в виде различных нарушений. Такие нарушения рядом автором (А.Г. Караяни, Н.В. Тарабрина, Е.С. Молчанова и др.) относятся к острому стрессу, стрессовым расстройствам, в совокупности выражающимися в посттравматическом стрессовом расстройстве [4; 7]. По определению И.О. Котенева, ПТСР - это комплекс симптомов, обуславливающих нарушения психической деятельности после переживания травмирующей стрессовой ситуации, которые обнаруживаются в виде нарушения эмоциональной, поведенческой регуляции и когнитивными нарушениями [1]. Зарубежным ученым Дж.У. Боффа раскрываются особенности реагирования на стресс среди сотрудников пожарных частей, которые проявляют симптомы ПТСР и суицидальные попытки [4].

Объектом нашего научного исследования стала профессиональная деятельность сотрудников МЧС. Предметом выступила взаимосвязь эмоционально-волевых профессионально важных качеств с негативным реагированием на стресс у сотрудников МЧС. Мы выдвинули предположение о том, что существует взаимосвязь между эмоционально-волевыми профессионально важными качествами и негативным реагированием на стресс, а именно, чем выше эмоциональная устойчивость, самообладание и интернальность, тем ниже суицидальный риск и посттравматическое стрессовое расстройство.

Для проверки выдвинутой гипотезы была составлена выборка из 45 сотрудников 11 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу. Для реализации поставленных задач мы использовали такие методы, как теоретический анализ научных источников, профессиографический анализ деятельности, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных (коэффициент корреляции Пирсона). С целью получения эмпирического материала для его последующей математической обработки мы применяли такие психодиагностические инструменты, как: «Личностный опросник Кеттелла 16PF», Р. Кеттел, адаптация А.Н. Капустина, Л.В. Мургулец, П.М. Палей, Э.С. Чугунова. «Опросник уровня субъективного контроля», Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, A.M. Эткинд. «Опросник суицидального риска», Т.Н. Разуваева. «Опросник травматического стресса», И.О. Котенёв.

По результатам диагностики эмоционально-волевых профессионально важных качеств сотрудников МЧС определено, что большая часть обследуемых обладают высокой эмоциональной устойчивостью (51%) и самообладанием (53%) по методике Р. Кеттелла, а также высокой интернальностью (53%) по методике Е.Ф. Бажина.

Для большинства сотрудников МЧС в выборке характерно проявлять устойчивость настроения, эмоциональных реакций. Такие сотрудники сдержаны при работе в условиях аварийно-спасательных операций, сохраняют направленность поведения, что обеспечивает длительное сохранение высокой работоспособности. При аварийно-спасательных работах они обдумывают совершаемые действия, точно могут следовать инструкциям при взаимодействии с пострадавшими или погибшими, не проявляют острых реакций, которые могут отвлекать или приводить к ошибкам в спасательной деятельности. Для большинства респондентов характерно приписывать имеющиеся достижения и успехи в спасательной деятельности к собственным действиям. Но также они имеют сомнения в том, что добиваются выполнения задач и достигают целей только собственными усилиями, т.к. работают в непредсказуемых условиях и при интенсивном взаимодействии с другими спасателями, которые могут выполнять работу более эффективнее.

По результатам исследования реагирования на стресс у сотрудников МЧС определено, что преобладающе количество человек в выборке характеризуются низким суицидальным риском (73%) по методике Т.Н. Разуваевой, низким ПТСР (84%), низким ОСР (100%) и низкой депрессией (80%) по методике И.О. Котенева.

Преобладающая часть сотрудников МЧС характеризуются высокой самостоятельностью в переживании негативных воздействий экстремальных условий, они не привлекают внимание к себе посредством импульсивной реакции после участия в сложных спасательных операциях. Обследуемые характеризуются адекватной оценкой своей жизни, в полной степени удовлетворены своими условиями жизни, работы, а также убеждены, что все совершаемое с ними происходит в рамках нормы. Их реагирование на стресс характеризуется проявлением сдержанности, собранности поведения. Такие сотрудники МЧС могут оперативно разработать план действий в ответ на стрессогенные обстоятельства. Также такие обследуемые быстро восстанавливаются после участия в психотравмирующих условиях спасательной деятельности. Это значит, что все сотрудники МЧС, принявшие участие в исследовании, на протяжении недели не проявляли острых стрессовых реакций, условия аварийно-спасательных операций не воспринимались ими как угрожающие их жизни и здоровью. Такие сотрудники МЧС оперативно переключаются от образов психотравмирующих ситуаций, не придают высокой значимости наблюдаемых экстремальных событий, сохраняют рациональность в оценке условий спасательной деятельности, а также не испытывают навязчивых мыслей, включены в активное преодоление трудностей, спокойно реагируют на возникающие трудности. Они сохраняют активность и ровное настроение в ответ на стрессогенные обстоятельства аварийно-спасательных работ, могут проявлять яркость эмоций, инициативу в общении со всеми окружающими людьми.

Для исследования взаимосвязи эмоционально-волевых профессионально важных качеств с негативным реагированием на стресс у сотрудников МЧС, был использован коэффициент корреляции Пирсона. По результатам проведенного корреляционного анализа были обнаружены значимые обратные связи. Чем выше эмоциональная устойчивость сотрудников МЧС по методике Р. Кеттелла, тем ниже их суицидальный риск (р < 0,05), аффективность (р < 0,01), а также посттравматическое стрессовое расстройство (р < 0,01) и депрессия (р < 0,01). Чем выше самообладание сотрудников МЧС по методике Р. Кеттелла, тем ниже их суицидальный риск (р < 0,05), аффективность (р < 0,05) посттравматическое стрессовое расстройство (р < 0,01) и депрессия (р < 0,01). Чем выше интернальность сотрудников МЧС по методике Е.Ф. Бажина, тем ниже их суицидальный риск (р < 0,01), аффективность (р < 0,05), максимализм (р < 0,05), а также посттравматическое стрессовое расстройство (р < 0,01) и депрессия (р < 0,05).

Полученный результат может быть обоснован тем, что субъективная включенность и высокая осознанность сотрудниками МЧС собственных действий, а также принятие ответственности за совершаемые поступки, сделанный выбор способствуют выработке конструктивного реагирования в ситуациях взаимодействия с трудностями во время выполнения служебных задач. Сотрудники МЧС, проявляя уверенность в себе, сохраняя спокойствие и выполняя точные действия в экстремальных условиях аварийно-спасательных работ направлены на выработку и решение поставленных задач спасения или предотвращения последствий чрезвычайных событий. Для этого им необходимо в поведении проявлять собранность и сдержанность, уметь планировать и обсуждать решения возникающих трудностей.

Выводы. В результате корреляционного анализа взаимосвязи эмоционально-волевых профессионально важных качеств с негативным реагированием на стресс у сотрудников МЧС были обнаружены значимые обратные связи. Чем выше эмоциональная устойчивость сотрудников МЧС, тем ниже их суицидальный риск, аффективность, а также посттравматическое стрессовое расстройство и депрессия. Чем выше самообладание сотрудников МЧС, тем ниже их суицидальный риск, аффективность, а также посттравматическое стрессовое расстройство и депрессия. Чем выше интернальность сотрудников МЧС, тем ниже их суицидальный риск, аффективность, максимализм, а также посттравматическое стрессовое расстройство и депрессия.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что чем выше эмоциональная устойчивость, самообладание и интернальность, тем ниже суицидальный риск и посттравматическое стрессовое расстройство, нашла свое подтверждение.

Литература:

1. Болучевская, В.В. Посттравматическое стрессовое расстройство: риск возникновения у военнослужащих, принимавших участие в военных конфликтах / В.В. Болучевская, Д.Н. Куликова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. -2018. -№ 2. - С. 136-140

2. Дудаль, Н.Н. Психология. Эмоционально-волевая сфера : практическое пособие / Н.Н. Дудаль. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2017. - 36 с.

3. Ефимова, A.A. Исследование типологических особенностей личности студентов I-III КУРСОВ КММИВСО / A.A. Ефимова // Проблемы и перспективы научных исследований. Материалы ХХП научно-практической конференции студентов, преподавателей и молодых ученых. -2019,- С. 210-213

4. Караяни, А.Г. Военная психология: учебник для специалистов психологической работы Вооруженных сил Российской Федерации / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. - Москва: Военный университет, 2016. - 500 с.

5. Коваль, H.A. Модель личностной и профессиональной надежности специалистов МЧС / H.A. Коваль, С.Н. Савинков // Поведенческие теории и практика российской науки. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 102-105

6. Остонов, Ж.Ш. Концепция копинга: определение, функция и виды / Ж.Ш. Остонов // Центр научных публикаций. -2021.-№.22.-С. 279-280

7. Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стрессового расстройства: интегральный подход: специальность 19.00.04 «Медицинская психология: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Тарабрина Надежда Владимировна; Институт психологии Российской Академии наук. - Санкт-Петербург: Институт психологии РАН, 2008. - 50 с. - Место защиты: Российский государственный педагогический университет им. А.И Герцена. Куликов, Л.В. Проблема поиска эмпирических оснований классификации чувств / Л.В. Куликов // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2018. - № 1. - С. 4-12

8. Тарасова, A.A. Психодиагностическое сопровождение как часть обеспечения профессиональной надежности специалистов МЧС России / A.A. Тарасова // Гражданская оборона на страже мира и безопасности. Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. - 2019. -С. 59-64

9. Boffa, J.W. PTSD symptoms and suicidal thoughts and behaviors among firefighters / J.W. Boffa, I.H. Stanley, M.A. Horn et al 11 Journal of psychiatric research. - 2017. - № 84. - Pp. 277-283

Психология

УДК 159.9.072

кандидат педагогических наук Аникина Анна Саввишна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат психологических наук, доцент Калашникова Ольга Владиславовна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К

УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлены результаты исследовательской деятельности по изучению особенностей адаптации студентов первого курса к условиям обучения в высшей школе. Среди всех видов адаптации выбрана социально-психологическая, как наиболее значимая в процессе учебно-профессиональной деятельности и личностном развитии в юношеском возрасте. Доказывается значимость данного процесса в возрастном развитии молодых людей. Обосновывается влияние индивидуальных особенностей развития субъектов деятельности на социально-психологическую адаптацию. В статье анализируются психолого-педагогические условия, повышающие продуктивность адаптационных процессов. Авторы обосновывают необходимость управления процессом социально-психологической адаптации в связи с возможностью возникновения дезадаптационных нарушений, которые могут повлечь за собой разрушение системы личностного развития студентов. Сделан акцент на факторы риска, которые могут привести к дезадаптации. Представлены результаты исследовательской деятельности направленной на оценку процессов социально-психологической адаптации на базе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил. Подчеркивается необходимость системных действий в сопровождении социально-психологической адаптации студентов первых курсов вуза, опирающихся на учет индивидуально-психофизиологических и психологических особенностей студентов.

Ключевые слова: студенческий возраст, адаптация, дезадаптация, социально-психологическая адаптация, факторы риска в процессе социально-психологической адаптации, управление социально-психологической адаптацией.

Annotation. The article presents the results of research activities on the study of the peculiarities of adaptation of first-year students to the conditions of higher education. Among all types of adaptation, socio-psychological adaptation was chosen as the most influential on the processes of educational and professional activity and personal development in adolescence. The importance of this process in the age development of young people is proved. The influence of individual characteristics of the development of subjects of activity on socio-psychological adaptation is substantiated. The article analyzes the psychological and pedagogical conditions that increase the productivity of adaptation processes. The author substantiates the need to manage the process of socio-psychological adaptation in connection with the possibility of maladaptation disorders that may lead to the destruction of the system of personal development of students. The emphasis is placed on risk factors that can lead to maladjustment. The results of research activities aimed at assessing the processes of socio-psychological adaptation on the basis of the branch of the Russian State Vocational Pedagogical University in Nizhny Tagil are presented. The need for systematic actions to accompany the socio-psychological adaptation of first-year students of the university, based on taking into account the individual psychophysiological and psychological characteristics of students, is emphasized.

Key words: student age, adaptation, maladaptation, socio-psychological adaptation, risk factors in the process of socio-psychological adaptation, management of socio-psychological adaptation.

Введение. Студенческий возраст является объектом психолого-педагогических исследований в силу своей неоднозначности и значимости для развития общества. Проблемы выбора профессиональной деятельности, сложности мотивационных состояний после окончания школы создают основу для изменения эмоционального состояния современных молодых людей. Особенно данное состояние усиливается нестабильность социальных отношений в обществе, когда ситуация выбора становится более ответственной и значимой, а также более навязываемой со стороны ближайшего окружения. Поэтому мера ответственности за собственное решение существенным образом увеличивается [6]. Важным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.