Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ С ФОРМАМИ РЕАГИРОВАНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ С ФОРМАМИ РЕАГИРОВАНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоционально-волевые профессионально-важные качества / формы реагирования / напряженные ситуации / профессиональная деятельность сотрудников МВД. / emotional-volitional professionally important qualities / forms of response / tense situations / professional activities of police officers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Михалева Виктория Вячеславовна

Статья отражает результаты научного исследования связи эмоционально-волевой сферы с формами реагирования в напряженных ситуациях у сотрудников правоохранительных органов. Раскрываются определения понятий эмоционально-волевых профессионально-важных качеств и формам реагирования в напряженных ситуациях. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых отражается анализ связи эмоционально-волевой сферы с формами реагирования в напряженных ситуациях у сотрудников правоохранительных органов с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Михалева Виктория Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects the results of a scientific study of the connection between the emotional-volitional sphere and the forms of response in tense situations among law enforcement officers. The definitions of the concepts of emotional-volitional professionally important qualities and forms of response in tense situations are revealed. The research methods used are described and the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the analysis of the connection between the emotional-volitional sphere and the forms of response in tense situations among law enforcement officers using the Pearson correlation coefficient.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ С ФОРМАМИ РЕАГИРОВАНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

9. Ермакова, E.B. Изучение синдрома профессионально выгорания как нарушения ценностно смысловой сферы личности / Е.В. Ермакова. - Текст: электронный // Московский городской психолого-педагогический университет. - 2010. -№ 1. - С. 27-37. - URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2010_nl/chp_2010_nl_29159.pdf ( дата обращения: 16.07.2023)

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Михалева Виктория Вячеславовна Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ С ФОРМАМИ РЕАГИРОВАНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация. Статья отражает результаты научного исследования связи эмоционально-волевой сферы с формами реагирования в напряженных ситуациях у сотрудников правоохранительных органов. Раскрываются определения понятий эмоционально-волевых профессионально-важных качеств и формам реагирования в напряженных ситуациях. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых отражается анализ связи эмоционально-волевой сферы с формами реагирования в напряженных ситуациях у сотрудников правоохранительных органов с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Ключевые слова: эмоционально-волевые профессионально-важные качества, формы реагирования, напряженные ситуации, профессиональная деятельность сотрудников МВД.

Annotation: The article reflects the results of a scientific study of the connection between the emotional-volitional sphere and the forms of response in tense situations among law enforcement officers. The définitions of the concepts of emotional-volitional professionally important qualities and forms of response in tense situations are revealed. The research methods used are described and the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the analysis of the connection between the emotional-volitional sphere and the forms of response in tense situations among law enforcement officers using the Pearson corrélation coefficient.

Key words: emotional-volitional professionally important qualities, forms of response, tense situations, professional activities of police officers.

Введение. В силу напряженных политических и экономических кризисов в стране в настоящее время может наблюдаться рост числа преступлений, экстремисткой и террористической деятельности, учащаются конфликты при взаимодействии с гражданским населением. На этой основе повышается необходимость командирования личного состава в части страны с повышенным риском возникновения вооруженных конфликтов, повышаются требования к оперативности и эффективности деятельности служащих, предъявляются высокие требования к поведению сотрудников, что в совокупности не может не отразиться на психике субъектов служебной деятельности.

Для успешной адаптации к подобным профессиональным условиям деятельности силовых структур, сотрудникам важно обладать способностью адекватно и оперативно реагировать на возникающие в ходе служебной деятельности напряженные ситуации, чтобы сохранить как физическое здоровье, так и здоровую психику. В настоящее время в структуре МВД наблюдается нехватка сотрудников, обладающих необходимыми качествами, вследствие чего многие новые сотрудники увольняются спустя непродолжительное время работы, с трудом переживают травматические события при исполнении служебных обязанностей, не могут проявить необходимые поведенческие и эмоциональные реакции в экстремальных ситуациях. Также, в научном мире не акцентируется особое внимание на эмоционально-волевых профессионально важных качествах личного состава как фактора, связанного с формами реагирования в напряженных ситуациях.

Изложение основного материала статьи. Вопросом определения форм реагирования в напряженных ситуациях в настоящее время занимается молодая область психологической науки - психология экстремальных ситуаций. В учебнике под редакцией Н. С. Хрусталевой указано, что среди подходов к определению экстремальных ситуаций можно обнаружить близкие по смыслу понятия: напряженные ситуации, крайние условия, сложные ситуации, нештатные ситуации и т.п. Мы вслед за Н. С. Хрусталевой также будем придерживаться подхода к трактовке рассматриваемого явления. Вместе с этим, автор дает объемное содержание понятию экстремальных ситуаций - характеристика внезапно и радикально изменившейся обстановки и связанных с этим неблагоприятных факторов, угрожающих нормальной жизнедеятельности личности, определяющих напряженность, проблемность, риск в реализации целенаправленной деятельности в конкретных условиях [7].

Большой вклад в изучение трудных ситуаций был внесен Е.В. Битюцкой. Автором указывается на то, что исследователи, делающие акцент на трактовке напряженных ситуаций, указывают на определенные состояния личности как ответную реакцию, способствующую мобилизации сил и активному функционированию личности в трудных условиях. Любая напряженная ситуация, таким образом, как пишет Е.В. Битюцкая, обуславливает определенное реагирование человека на нее. Прежде всего, такое реагирование находит себя в когнитивном оценивании таких трудных обстоятельств, под которым исследователь предлагает понимать восприятие ситуации личностью, ее интерпретации и выражение отношения к ней. Подобная оценка обуславливает степень совладания человека с напряженной ситуацией в виде выбора того или иного копинга [1].

Ведущей концепцией понимания форм реагирования в настоящее время считается предложенная Р. Лазарус и С. Фолкман теория совладающего поведения (копинг-поведение). Совладающее поведение, может представляться особым видом социального поведения человека, обеспечивающего или разрушающего здоровье и благополучие человека. Копинги позволяют субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с использованием осознанных действий и направлено на активное взаимодействие с ситуацией, в частности, на ее изменение или приспособление к ней. Исходя из ключевых идей, по Р. Лазарус и С. Фолкман, совладающее поведение как форму реагирования в напряженных ситуациях

следует трактовать как динамичные когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на то, чтобы справится с определенными внешними или внутренними требованиями, оцениваемыми как отягощающих или превышающих ресурсы человека [3]. Основываясь на подходе Р. Лазарус и С. Фолкман, такие американские психологи как Н. Эндлер и Дж. Паркер предлагают альтернативный взгляд на понимание совладающего поведения как формы реагирования на стрессовые ситуации - диспозиционные тенденции, обеспечивающие результаты совладания со стрессовой ситуацией и обусловленные чертами личности [9].

Альтернативный взгляд на форму реагирования в напряженных ситуациях приводит зарубежный исследователь К. Дженкинс. Согласно исследователю, форма реагирования в напряженных ситуациях - это активность поведенческих реакций человека, обуславливающих, с одной стороны, включенность индивида в разрешение трудности и сопровождающее его эмоциональное напряжение, или, с другой стороны, пассивность и отстраненность от разрешения напряженной ситуации. К. Дженкинс в своей концепции описал два типа поведенческой активности. К первому типу форм реагирования «А», ученый отнес такие проявления, как эмоциональная напряженность, интенсивная вовлеченность в работу, длительная борьба за достижение целей, импульсивность, нетерпеливость, несдержанность, враждебность и агрессивность при блокировании потребностей, динамичное и яркое выражение эмоций. Противоположными формами реагирования на напряженные ситуации выступает тип поведенческой активности «Б» - пассивность, низкая вовлеченность, сдержанность эмоций, перекладывание ответственности, низкая оценка значимости трудных ситуаций [5].

Профессионально-важные качества являются одним из ключевых вопросов, изучаемых психологией труда и психологией служебной деятельности, в частности. В.Д. Шадриков, первый ученый в отечественной психологии, кто дает точное определение профессионально-важным качествам - индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Выделенное явление по В.Д. Шадрикову, выступает в роли тех внутренних условий, через которые преломляются воздействия внешней среды и требования деятельности [6].

Как указывает С.А. Кобзарев, блок эмоционально-волевых качеств для специалистов экстремальных профессий, в числе которых исследователь называет полицейских, является одним из ключевых для успешной реализации боевых задач. Непосредственно к эмоционально-волевым профессионально-важным качествам относятся эмоционально-волевая устойчивость и волевая саморегуляция. Эмоционально-волевая устойчивость понимается исследователем как интегративная характеристика человека, обуславливающая способность изменять свои состояния, степень беспокойства и напряжения для сохранения рационального поведения в условиях выполнения профессиональных обязанностей. Волевую саморегуляцию исследователь трактует как изменение степени активности деятельности, которая основана на процессах возбуждения и торможения психических процессов [4].

Во многом эмоционально-волевые профессиональные качества личности рассматриваются с позиции компетентностного подхода, в котором, как указывает А.Г. Ермаков, рассматриваемый феномен изучается в контексте проблемы произвольного поведения. Эмоционально-волевые качества предоставляют возможность регулировать эмоциональные реакции, что является основой для волевого контроля действий в процессе профессиональной деятельности [2]. В современное время можно наблюдать активный исследовательский интерес к так называемым «Гибким навыкам» профессионала, основанных на эмоционально-волевой сфере личности человека, о чем пишет А.Э. Цымбалюк. С позиции автора, гибкие навыки представляются как широкий набор качеств личности, обуславливающих ее реализацию в профессиональной и повседневной жизни, влияющих на эффективность разного рода деятельности и являются общими для разных видов профессий [8].

В процессе исследования связи эмоционально-волевой сферы с формами реагирования в напряженных ситуациях у сотрудников правоохранительных органов был реализован профессиографический анализ деятельности. Была рассмотрена общая характеристика профессии, в процессе чего обозначены высокая степень возникновения проблемных ситуаций и напряженность трудовой деятельности, обусловленные высокой ответственностью за жизнь и здоровье граждан, правопорядка и государственного строя, а также систематическим взаимодействием с правонарушителями и разнообразным контингентом граждан. Также были изучены требования к профессионально-важным качествам сотрудников МВД, среди которых выделены развитые адекватные формы реагирования в напряженных ситуациях для совладания с трудностями служебной деятельности, эффективного выполнения задач в экстремальных условиях; развитая эмоционально-волевая сфера для контроля эмоциональных и поведенческих реакций в трудных ситуациях и при межличностном взаимодействии.

Объектом нашего научного исследования стала профессиональная деятельность сотрудников МВД. Предметом выступила взаимосвязь эмоционально-волевых профессионально-важных качеств с формами реагирования в напряженных ситуациях у сотрудников МВД. Мы выдвинули предположение о том, что существует значимая взаимосвязь эмоционально-волевых профессионально-важных качеств с формами реагирования в напряженных ситуациях у сотрудников МВД, а именно: чем выше общий эмоциональный интеллект, волевой самоконтроль, настойчивость и самообладание, тем выше проблемно-ориентированный копинг, ниже эмоционально-ориентированный копинг и копинг избегания, и ниже агрессивная и неуравновешенная модель поведения.

Для проверки выдвинутой гипотезы была составлена выборка из 40 сотрудников УМВД по г. Новокузнецку. Для реализации поставленных задач мы использовали такие методы, как теоретический анализ литературы, профессиографический анализ, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных (коэффициент корреляции К. Пирсона). С целью получения эмпирического материала для его последующей математической обработки мы применяли такие психодиагностические инструменты, как «Тест эмоционального интеллекта» Д.В. Люсина; «Опросник волевого самоконтроля» А.Г. Зверькова, Е.В. Эйдмана; методику «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н. Эндлера, Дж. Паркера (адаптация Т.Л. Крюковой) и методику «Тип поведенческой активности» К. Дженкинса (адаптация A.A. Гоштаутас).

По результатам диагностики эмоционально-волевых профессионально важных качеств у сотрудников МВД было определено, что большинство обследуемых обладают высоким общим эмоциональным интеллектом по методике Д.В. Люсина (73%), высокой саморегуляцией (80%), высокой настойчивостью (80%) и высоким самообладанием (65%) по методике А.Г. Зверьков, Е.В. Эйдман. Большинство обследуемых сотрудников МВД характеризуются точным пониманием эмоций и их управлением как у других людей, так и у себя. В процессе дознания и утонения обстоятельств правонарушений такие сотрудники могут эффективно взаимодействовать с гражданами и представителями других правоохранительных органов в силу развитой способности контролировать свои эмоции при общении, точно понимать реакции других и грамотно использовать эмоциональную информацию для снижения негативных эмоций у граждан, изменения своих эмоциональных реакций. Большая часть обследуемых сотрудников МВД характеризуются самостоятельностью при работе с гражданами и выяснении обстоятельств правонарушений, они эффективно распределяют силы для успешного взаимодействия с населением и работы с приказами, составления служебных актов. Вместе с этим, такие сотрудники МВД чрезмерно стараются контролировать свое поведение при общении с другими представителями правоохранительных органов, коллегами и гражданскими лицами, что отражает высокую дисциплинированность и ответственность.

По результатам диагностики форм реагирования в напряженных ситуациях у сотрудников МВД было определено, что большинство обследуемых сотрудников МВД имеют средний проблемно-ориентированный копинг (60%), средний эмоционально-ориентированный копинг (65%) и средний копинг избегания (50%) по результатам использования методики Н. Эндлер, Дж. Паркер. Для большей части респондентов в выборке характерно проявлять гибкость поведения в напряженных ситуациях, они могут при столкновении стрессовых ситуаций в правоохранительной деятельности разработать план действий, использовать имеющиеся знания законодательства и служебные инструкции для преодоления конфликтов со специфичным контингентом граждан. В напряженных ситуациях при взаимодействии со специфичным контингентом граждан и в экстремальных ситуациях снижать воздействие стрессоров посредством яркого выражения эмоций, после интенсивного стресса такие сотрудники могут прибегать к использованию аддитивного поведения для изменения своего состояния, чтобы снизить интенсивность стресса. А также такие обследуемые могут в напряженных ситуациях проявлять поведение ухода, уклонения от разрешения конфликтов при общении с гражданами и правонарушителями. Интенсивное негативное эмоциональное напряжение особых сложных ситуаций может снижаться сотрудниками МВД посредством отвлечения на другие вопросы, общения на другие темы, занятия альтернативными делами.

Большинство обследуемых сотрудников характеризуются промежуточным типом поведенческой активности (55%) по методике К. Дженкинс. Для большинства обследуемых сотрудников характерно проявлять высокую активность и целенаправленность деятельности в напряженных ситуациях правоохранительной деятельности: они решительны и настойчивы при общении с гражданами и правонарушителями, последовательны и исполнительны при выполнении приказов и распоряжений руководства. Такие сотрудники способны сохранять баланс психической активности после участия в конфликтных и трудных ситуациях. Также у таких сотрудников МВД наблюдается продуктивная смена деятельности между работой и отдыхом.

Для исследования взаимосвязи эмоционально-волевых профессионально важных качеств с формами реагирования в напряженных ситуациях у сотрудников МВД мы использовали коэффициент корреляции Пирсона. В процессе корреляционного анализа мы выявили статистически значимые связи между эмоционально-волевыми профессионально важными качествами с формами реагирования в напряженных ситуациях у сотрудников МВД. Имеется значимая плотная прямая связь эмоционального интеллекта по методике Д.В. Люсина с проблемно-ориентированным копингом по методике Н. Эндлера, Дж. Паркера (р <0,01). Также обнаружены значимые плотные обратные связи эмоционального интеллекта по методике Д.В. Люсина с эмоционально-ориентированным копингом (р <0,01) и копингом-избегания (р <0,01) по методике Н. Эндлера, Дж. Паркера. Выявлена значимая плотная прямая связь эмоционального интеллекта по методике Д.В. Люсина с уравновешенностью поведения по методике К. Дженкинса (р <0,01). Обнаружилась значимая плотная прямая связь между волевой саморегуляцией по методике А.Г. Зверькова, Е.В. Эйдмана с проблемно-ориентированным копингом по методике Н. Эндлера, Дж. Паркера (р <0,01). Выявлена значимая прямая связь волевой саморегуляцией по методике А.Г. Зверькова, Е.В. Эйдмана с уравновешенностью поведения по методике К. Дженкинс (р < 0,05). Имеется значимая обратная связь между настойчивостью по методике А.Г. Зверькова, Е.В. Эйдмана с эмоционально-ориентированным копингом по методике Н. Эндлера, Дж. Паркера (р < 0,05). Также обнаружена значимая плотная обратная связь настойчивости по методике А.Г.Зверькова, Е.В. Эйдмана с копингом-избегания (р < 0,01) по методике Н. Эндлера, Дж.Паркера. Имеется значимая обратная связь между самообладанием по методике А.Г. Зверькова, Е.В. Эйдмана с эмоционально-ориентированным копингом по методике Н. Эндлера, Дж. Паркера (р < 0,05). Также обнаружена значимая плотная обратная связь самообладания по методике А.Г.Зверькова, Е.В. Эйдмана с копингом-избегания (р < 0,01) по методике Н. Эндлера, Дж. Паркера.

Сотрудники МВД с высоким эмоциональным интеллектом точно оценивают свое состояние и поведение, понимают причины его изменения, что обуславливает их способность сохранять стабильность реакций, психических процессов в условиях напряженных ситуаций при взаимодействии с правонарушителями, конфликтов с гражданами. Сотрудники МВД с высоким самообладанием эффективно контролируют свои эмоциональные реакции, сохраняют устойчивость поведения и эффективно владеют собой в различных напряженных ситуациях, что обуславливает у них снижение импульсивности реагирования, ответственность за принимаемые решения, активное участие в преодолении трудностей правоохранительной деятельности.

Выводы. В процессе корреляционного анализа выявлены статистически значимые связи между эмоционально-волевыми профессионально важными качествами с формами реагирования в напряженных ситуациях у сотрудников МВД.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что существует значимая взаимосвязь эмоционально-волевых профессионально-важных качеств с формами реагирования в напряженных ситуациях у сотрудников МВД, а именно: чем выше общий эмоциональный интеллект, волевой самоконтроль, настойчивость и самообладание, тем выше проблемно-ориентированный копинг, ниже эмоционально-ориентированный копинг и копинг избегания, и ниже агрессивная и неуравновешенная модель поведения, нашла свое частичное подтверждение.

Чем выше общий эмоциональный интеллект, тем выше проблемно-ориентированный копинг, ниже эмоционально-ориентированный копинг, копинг-избегание и агрессивный, неуравновешенный тип поведения. Чем выше волевой самоконтроль, тем выше проблемно-ориентированный копинг, ниже копинг-избегание и агрессивный, неуравновешенный тип поведения. Чем выше настойчивость и самообладание, тем ниже эмоционально-ориентированный копинг и копинг-избегание.

Литература:

1. Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая//ВестникМосковскогоуниверситета. Серия 14. Психология. -2011. -№ 1. -С. 100-111

2. Ермаков, А.Г. Эмоционально-волевые качества сотрудника ОВД как основа формирования компетенций /

A.Г. Ермаков, A.A. Штепа // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2020). Материалы международной научно-практической конференции. - 2020. -С. 188-190

3. Журавлева, А.Л. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюкова, Е.А. Сергиенко. - Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008. - 680 с. - ISBN 978-5-9270-0141-5

4. Кобзарев, С.А. Эмоционально-волевая регуляция специалиста в экстремальных условиях деятельности / С.А. Кобзарев, Н.В. Потапова. - Текст: непосредственный // Инновационное развитие. - 2018. -№ 3. - С. 129-131

5. Козлов, В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учебное пособие /

B.В. Козлов, В.А. Мазилов, Н.П. Фетискин. - Москва: Издательство «Институт психотерапии и клинической психологии», 2018. - 720 с. - ISBN 5-89939-086-7

6. Мироновская, И.К. Обзор проблемы изучения профессионально важных качеств в отечественной и зарубежной литературе / И.К. Мироновская // Проблемы теории и практики современной психологии. Материалы XVII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - 2018. - С. 368-373

7. Хрусталева, Н.С. Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм: учебник / Н.С. Хрусталева, A.M. Беглер, Т.Н. Беркалиев и др. - Санкт-Петербург: Издательство «Санкт-Петербургского государственного университета», 2013. - 590 с. - ISBN 978-5-288-05660-4

8. Цымбалюк, А.Э. Психологическое содержание soft skills / А.Э. Цымбалюк, В.О. Виноградова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 6,- С. 120-127

9. Smith, М.М. Coping strategies and psychological outcomes: The moderating effects of personal resiliency / M.M. Smith, D.H. Saklofske, K.V. Keefer // Thejournal of psychology. - 2016. -№ 3. - P. 318-332

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук Зеер Эвальд Фридрихович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); старший преподаватель Шаров Антон Александрович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

УСПЕШНОСТИ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается психолого-педагогические особенности формирования профессиональной успешности, отдельно рассмотрен феномен самоорганизации как предиктор формирования профессиональной успешности субъекта деятельности. Предложена эвристическая модель самореализации субъекта профессиональной успешности, выделены структурные компоненты самореализации для социономических профессий, выполняющие инструментальные функции.

Ключевые слова: самореализация, профессиональная успешность, эвристическая модель, субъект деятельности.

Annotation. The article examines the psychological and pedagogical features ofthe formation of professional success, separately considers the phenomenon of self-organization as a predictor ofthe formation of professional success ofthe subject of activity. А heuristic model of self-realization ofthe subject of professional success is proposed, structural components of self-realization for socionomic professions performing instrumental functions are identified.

Key words: self-realization, professional success, heuristic model, subject of activity.

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РНФ № 23-28-00227 «Персонификация субъекта деятельности как предиктор формирования социально-профессиональнойуспешности студенческой молодежи»

Введение. Профессиональная успешность - это достижение высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Это может включать в себя достижение карьерных целей, повышение квалификации, получение признания от коллег и руководителей, а также удовлетворение от своей работы.

Для достижения профессиональной успешности необходимо обладать определенными качествами и навыками. Во-первых, это умение ставить цели и планировать свою работу. Во-вторых, это способность к самоорганизации и управлению своим временем. В-третьих, это коммуникативные навыки и умение работать в команде. В-четвертых, это профессионализм и постоянное совершенствование своих знаний и навыков.

Профессиональная успешность также зависит от многих других факторов, таких как мотивация, трудолюбие, стрессоустойчивость, умение принимать решения и адаптироваться к изменениям.

Важно понимать, что профессиональная успешность не приходит сразу, она требует времени и усилий. Однако, если вы стремитесь к успеху, то можете достичь высоких результатов в своей профессии.

В настоящее время нет единого определения понятия «профессиональная успешность так как оно может быть рассмотрено с разных точек зрения и в разных контекстах. Однако, профессиональная успешность обычно связывается с достижением высоких результатов в работе, карьерным ростом, признанием со стороны коллег и руководства, а также удовлетворением от своей деятельности.. Профессиональной успешности посвящены работы психологов Бодрова В.А., Зеера Э.Ф., Климова Е.А., Пряжникова, Н.С., Родиной О.Н., Толочека В.А. и др. [7].

На основании оценки профессиональной успешности можно определить уровень профессионализма и компетентности работника, а также его вклад в развитие организации, разработать рекомендации по повышению профессиональной эффективности работников, оценить эффективность системы профессионального образования и определить направления ее совершенствования.

Актуальность исследования проблемы успешности человека определяется ее значимостью для понимания механизмов достижения человеком высоких результатов в различных сферах жизни. Успешность является важным фактором, влияющим на самооценку и уровень удовлетворенности жизнью, а также на успешность в профессиональной и личной жизни. Исследование успешности может помочь выявить факторы, способствующие достижению успеха, и разработать стратегии, которые могут быть использованы для повышения уровня успешности среди населения.

Изложение основного материала статьи. Социальная ситуация развития субъектов профессиональной деятельности характеризуется различными противоречиями, между новыми требованиями, предъявляемыми к субъектам, и их готовностью к выполнению этих требований; между потребностями субъектов в профессиональном росте и возможностями их удовлетворения в рамках существующей системы образования и профессиональной подготовки; между интересами и возможностями субъектов в выборе профессионального пути и потребностями общества в определенных специалистах; между стремлением субъектов к профессиональной самореализации и возможностью достижения успеха в выбранной сфере деятельности.

Конфликтующие реальности порождают различные точки зрения и подходы к решению проблем, что может привести к разногласиям и конфликтам. Однако, осознание этих противоречий является важным шагом на пути к более глубокому пониманию проблемы и поиску эффективных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.