Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ С ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ У СОТРУДНИКОВ МВД'

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ С ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ У СОТРУДНИКОВ МВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ МВД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Родькина Ольга Сергеевна

В статье описаны результаты научного исследования взаимосвязи мыслительных профессионально-важных качеств с волевой саморегуляцией у сотрудников МВД. Раскрывается определение мыслительных профессионально-важных качеств сотрудников МВД, рассмотрены подходы к пониманию волевой саморегуляции в научной литературе. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых отражается психологический профиль исследуемых сотрудников МВД и производится анализ связи мыслительных профессионально-важных качеств с волевой саморегуляцией с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Родькина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF THINKING PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES WITH VOLITIONAL SELF-REGULATION AMONG EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The article describes the results of a scientific study of the relationship of thinking professionally important qualities with volitional self-regulation among employees of the Ministry of Internal Affairs. The definition of the mental and professional qualities of employees of the Ministry of Internal Affairs is revealed, approaches to understanding volitional self-regulation in the scientific literature are considered. The research methods used are described, the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the psychological profile of the investigated employees of the Ministry of Internal Affairs and analyze the connection of mental professionally important qualities with volitional self-regulation using the Pearson correlation coefficient.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ С ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ У СОТРУДНИКОВ МВД»

учитывая образовательные потребности; 5) развитие способов проектирования и работы по выбору форм вузовского образования («Лучший образовательный проект», Студенческий турнир, которые помогают студентам справляться с важными событиями в обществе и их мотивацией. Задача проекта, формирование творческих идей и практическое научное обоснование, определение методов выполнения действия, обучение, распространение, достижения результатов); 6) руководство целями системы образования, начиная с культурных, развлекательных мероприятий в различных профессиональных областях, направленных на содействие образованию, основываясь на независимых студентах, адаптированных к потребностям, живущих своей профессиональной и личной жизнью.

Таким образом, процесс участия студентов в студенческой волонтерской деятельности улучшается, потому что все основные компоненты и методы этого процесса раскрывают мотивационные особенности; с другой стороны, системность этого подхода заключается в том, что все его элементы присутствуют в тесной взаимосвязи социального заказа с профессией самого высокого статуса, способного к самоуправлению в плане профессиональной деятельности. Участие студентов в студенческой волонтерской деятельности обеспечивает их мотивационную готовность к будущей профессиональной деятельности, способность к самоуправлению.

Литература:

8. Бокова, О.А. Современные направления реализации добровольческих практик и существующих систем подготовки добровольцев в регионах Российской Федерации / О.А. Бокова, Ю.А. Мельникова // Сибирский педагогический журнал. -2021. - № 5. - С. 30-39

9. Воронова, Р.Б. Женское лицо современного молодежного волонтерского движения / Р.Б. Воронова // Научное мнение. - 2022. - № 3. - С. 96-103

10. Воронова, Р.Б. Необходимость внедрения самообразования студентов-первокурсников с включением элементов интерактивного обучения по дисциплине "Информатика и ИКТ" факультета среднего профессионального образования СЗИУ РАНХиГС / Р.Б. Воронова // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. - 2019. - № 1. -С. 51-59

11. Желонкин, В.В. Практический опыт использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе Барнаульского юридического института / Н.В. Попова, В.В. Желонкин, А.Г. Завгородний // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 3 (166). - С. 457-459

12. Платонова, Н.А. Диагностика воспитанности межэтнической толерантности учащихся и студентов / Н.А. Платонова, В.Н. Платонов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7-2 (19). - С. 195-198

13. Попова, Н.В. Инновационные педагогические технологии как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров Института физической культуры и спорта / Н.В. Попова // Мир науки, культуры, образования. -2017. - № 2 (63). - С. 194-198

14. Психолого-педагогические технологии и интерактивные формы обучения волонтеров в современном образовательно-воспитательном пространстве: обобщение опыта регионов / Ю.А. Мельникова, О.А. Бокова, А.С. Свидовская; под науч. ред. Ю.А. Мельниковой. - Барнаул: АлтГПУ, 2021. - 30 с.

15. Суворов, В.В. Положение и преподавание дисциплин медицинского профиля в свете реформируемой системы подготовки будущих педагогов / В.В. Суворов Л.И, Цибирова, Е.Е. Мирошниченко, Е.В. Грабиненко // В сборнике: Психодидактика высшего и среднего образования. материалы Девятой Международной научно-практической конференции. - 2012. - С. 314-315

16. Супрунов, С.И. Индивидуальный подход в обучении посредством педагогики неформального общения / С.И. Супрунов // Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого. - 2015. - Т. 5. - № 1а (14). - С. 141-143

17. Четошникова, Е.В. Социально-психологические характеристики личности волонтеров / Е.В. Четошникова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5 (72). - С. 369-371

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Родькина Ольга Сергеевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ С ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ У СОТРУДНИКОВ МВД

Аннотация. В статье описаны результаты научного исследования взаимосвязи мыслительных профессионально-важных качеств с волевой саморегуляцией у сотрудников МВД. Раскрывается определение мыслительных профессионально-важных качеств сотрудников МВД, рассмотрены подходы к пониманию волевой саморегуляции в научной литературе. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых отражается психологический профиль исследуемых сотрудников МВД и производится анализ связи мыслительных профессионально-важных качеств с волевой саморегуляцией с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Ключевые слова: мыслительные профессионально-важные качества, волевая саморегуляция, профессиональная деятельность сотрудников МВД.

Annotation. The article describes the results of a scientific study of the relationship of thinking professionally important qualities with volitional self-regulation among employees of the Ministry of Internal Affairs. The definition of the mental and professional qualities of employees of the Ministry of Internal Affairs is revealed, approaches to understanding volitional self-regulation in the scientific literature are considered. The research methods used are described, the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the psychological profile of the investigated employees of the Ministry of Internal Affairs and analyze the connection of mental professionally important qualities with volitional self-regulation using the Pearson correlation coefficient.

Key words: mental and professional qualities, salt self-regulation, professional activity of employees of the Ministry of Internal Affairs.

Введение. Существующее общественное мнение о профессиональной деятельности сотрудника полиции фиксирует факты формального отношения к запросам и обращениям граждан, затруднения в выстраивании коммуникации с населением, отсутствие умения оперативно оценивать сложившуюся ситуацию и оказывать помощь. Также частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни, ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения. Далеко не всегда сотрудники внутренних дел способны эффективно выполнять поставленные задачи. Умение концентрировать внимание и мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи, за которое отвечает волевая саморегуляция, является чрезвычайно важным качеством сотрудника органов внутренних дел, которое необходимо развивать и совершенствовать. В современных условиях деятельности сотрудников органов внутренних дел успех выполняемой ими работы, эффективность совместного труда сотрудников, психологический климат в коллективе в значительной степени зависят от умения регулировать свое поведение, сдерживать чувства, считаясь с требованиями ситуации и окружающих. В этой связи для сотрудников МВД актуален вопрос овладения методами, которые позволяют развить необходимые профессионально-важные мыслительные качества, обеспечивающие эффективность их профессиональной деятельности, в том числе и за счет развития волевой саморегуляции.

Изложение основного материала статьи. Волевая саморегуляция личности как психологическое явление представляет особый интерес в сфере служебной деятельности. Регуляция собственных различных поведенческих реакций в структуре силовых государственных организаций особенно важно при рассмотрении таких вопросов, как межличностное взаимодействие, эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, преувеличение полномочий и т.п. В психологической науке среди ученых нет единого понимания феномена волевой саморегуляции, а также можно встретить различные трактовки рассматриваемого понятия в виде эмоционально-волевой саморегуляции, эмоциональной регуляции деятельности, психическая саморегуляция, саморегуляции социального поведения, волевое поведение и т.д.

Среди зарубежных исследователей в понимание феномена волевой саморегуляции большой вклад был внесен

A. Лэнгле. Предлагаемое им понимание волевой регуляции следует рассматривать как способность человека управлять собственным поведением [7]. Другими западными исследователями Дж. М. Бартельс, С. Магун-Джексон и А.Д. Кемп предлагается следующая трактовка рассматриваемого явления. Волевой самоконтроль - использование таких стратегий поведения, которые направлены на регуляцию эмоций, мотивации и когнитивных процессов для достижения цели. Также авторы дополняют, что волевой самоконтроль необходим личности для поддержания усилий и настойчивости в достижении определенной цели при наличии внешних или внутренних препятствий [6].

Исследователи А.А. Кацеро и А.В. Кобзарь указывают, что в отечественной психологии принято выделять три главенствующих подхода. Первый включает в себя понимание саморегуляции как одну из основных функций сознания, наравне с процессом отражения. Во втором подходе процесс волевой саморегуляции принято понимать в качестве механизма оптимизации состояний человека и подразумевает овладение специализированными способами и техниками воздействия. В данном случае особенностью саморегуляции является выработка эффективной жизненной ориентации, чувства наследственной приемлемости, цельности, самоуважения, что в совокупности представляет собой процесс механизма адаптации. В третьем подходе волевая саморегуляция понимается в виде частных процессов управления личности - ее цели, смыслы, самодетерминация и самореализация. А также это процесс контроля своей познавательной активности, поведения, деятельности и межличностного взаимодействия [1]. В нашей научной работе мы будем опираться на подход, предложенный А.Г. Зверьковым и Е.В. Эйдманом. Волевая саморегуляция - это мера осознания и овладения собственными действиями, состояниями и побуждениями в разнообразных ситуациях, которая включает в себя волевой самоконтроль, настойчивость и самообладание [3].

Различные задачи служебной деятельности требуют от сотрудников МВД комплекса психологических профессионально-важных качеств, среди которых в общем виде выделяются мыслительные процессы. Некоторые авторы акцентируют внимание на таких способностях личности, как широта знаний (в частности, юридических), способность к анализу информации, выделению наиболее важных аспектов и др. Мыслительные процессы некоторые авторы, например,

B. А. Шаповал, рассматривают в рамках интеллектуальных способностей. Способность мыслительных профессионально-важных качеств оценивать информацию и рассуждать рационально рассматривается в рамках особенностей интеллекта [5]. Многие зарубежные исследователи понимают интеллект как сложную структуру психики. Исследователь Дж. Равен младший, приводит следующее понятие интеллекта - свойство умственных способностей людей. Продуктивная умственная деятельность по Дж. К. Равену - это один из нескольких важных психологических процессов для эффективного выполнения деятельности, для поддержания привлекательности выполняемых действий и мотивации к ним [4]. Знаменитый исследователь интеллекта В.И. Векслер, чей подход рассматривает А.А. Лучникова, приводит следующее определение изучаемого феномена: способность человека совершать действия разумно, мыслить рационально и эффективно справляться с жизненными обстоятельствами. В данном случае интеллект рассматривается в качестве способности к адаптации [2].

В исследовании взаимосвязи мыслительных профессионально-важных качеств с волевой саморегуляцией у сотрудников МВД нами был произведен психологический анализ деятельности субъекта труда, в процессе которого рассмотрена общая характеристика профессии, в котором указано, что характер ответственности для сотрудников правоохранительной системы повышенный, обусловленный обеспечением государственного строя, сохранением прав и свобод личности граждан. Среди факторов, определяющих психическую напряженность, выделяются риск возникновения экстремальных ситуаций, работа в режиме повышенной готовности, интенсивное взаимодействие с людьми. К факторам физической напряженности относятся специальные подготовки к работе с оружием, суточные и ночные дежурства, разнообразные учения. А также были выделены особо значимые профессионально-важные качества субъекта труда: волевая саморегуляция (для преодоления стрессовых ситуаций, жизненных трудностей, контроля поведения и реакций, выполнения приказов и распоряжений) и мыслительные процессы (оперативность, точность процессов синтеза и анализа информации, умение выстроить верные выводы, широкий объем знаний и способность оперировать ими).

Объектом нашей научной работы выступила профессиональная деятельность сотрудников МВД. Предметом стала взаимосвязь мыслительных профессионально-важных качеств с волевой саморегуляцией у сотрудников МВД. Мы выдвинули гипотезу о том, что существует значимая взаимосвязь между мыслительными профессионально-важными качествами с волевой саморегуляцией у сотрудников МВД, а именно: чем выше волевая саморегуляция, тем выше мыслительные профессионально-важные качества.

Для достижения целей нашего исследования была составлена выборка из 40 сотрудников Управления МВД России по г. Новокузнецку. Среди респондентов приняли участие 55% мужчин и 45% женщин.

Для реализации поставленных задачи были использованы такие методы, как теоретический анализ литературы, профессиографический анализ деятельности, психодиагностическое тестирование, метод математико-статистической обработки (процентное распределение, коэффициент корреляции Пирсона). Для получения эмпирического материала были применены следующие психодиагностические методики: тест «КОТ» (Краткий ориентировочный, отборочный тест),

В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик; тест «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. К. Равена; тест «Словарь» Дж. Фланагана, в адаптации В.А. Чикер; тест «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.

По методике «Краткий ориентировочный, отборочный тест», В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик, среднее значение общего показателя умственных способностей для всей выборки составляет 52,3 (± 15,33). Данный показатель является пограничным и находится в пределах среднего уровня, достаточного для успешной профессиональной реализации. Полученный результат свидетельствует о том, что темп умственных процессов, продуктивность интеллектуальной деятельности, рассудительность, сообразительность находятся в пределах нормы. При благоприятных условиях у испытуемых может достаточно быстро происходить формирование необходимых навыков и умений, перестройка стратегий и способов переработки информации при изменении условий деятельности.

Согласно результатам теста «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж.К. Равена, среднее значение для всей выборки составляет 67,3 (± 11,06). .Данный показатель находится в пределах среднего уровня. Полученный результат свидетельствует о том, что сотрудники в достаточной степени обладают внимательностью, имеют средний уровень статистического представления, воображения и визуального различия, среднюю способность к обнаружению связей, выявлению отношений и зависимостей между предметами и явлениями. полученный результат мы связываем с требованиями служебной деятельности к внимательности и наблюдательности сотрудников, прослеживанию непрерывных изменений, способности представлять, которые, в совокупности, предъявляют значительные требования к личностным ресурсам служащих в МВД.

По тесту «Словарь» Дж. Фланагана, в адаптации В.А. Чикер, среднее значение общего показателя культурного уровня и словарного запаса для всей выборки составляет 54,7 (± 11,3). Данный показатель находится в пределах среднего уровня. Полученный результат свидетельствует о том, что сотрудники в целом имеют средний уровень эрудированности, познавательных интенций, образовательного и общекультурного статуса.

Для исследования волевой саморегуляции у сотрудников МВД был использован тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции». Среднее значение индекса волевого самоконтроля для всей выборки составляет 20,5 (± 2,37). Данный показатель находится в пределах среднего уровня. Полученный результат говорит о том, что у сотрудников наблюдается средний уровень эмоциональной зрелости, активности, самостоятельности, уверенности в себе. Умеренно развиты ответственность и чувство долга, способность контролировать свои поступки. Среднее значение показателя настойчивости - 13,8 (± 1,53), также находится на среднем уровне. Он означает средний уровень работоспособности среди респондентов, стремление к выполнению намеченного при условии отсутствия серьезных препятствий. Большинство сотрудников в меру устойчивы к соблазнам, строят свое поведение с учетом социальных норм. Среднее значение показателя самообладания - 10,8 (± 1,81), также находится на среднем уровне. Это говорит о том, что в стрессовых ситуациях умеренной интенсивности респонденты способны сохранять самообладание. Отмечается также несклонность к скоропалительным решениям, умеренная готовность к разумному риску, колебания настроения, адекватные ситуации.

В процессе корреляционного анализа выявлены статистически значимые связи между мыслительными профессионально-важными качествами и волевой саморегуляцией у сотрудников МВД. Опосредованная связь имеется между уровнем развития общего и невербального интеллекта (по методике Дж. Равена) и волевой саморегуляцией (по методике А.В. Зверькова, Э.В. Эйдмана). А именно, чем выше волевая саморегуляция, тем выше самообладание и тем выше уровень развития общего и невербального интеллекта (p < 0,01). Высокое развитие самообладания у сотрудников МВД способствует их эмоциональной устойчивости, хорошим владением собой в различных ситуациях, что, в свою очередь, способствует обеспечению систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности.

Выводы. Согласно результатам психодиагностического исследования мыслительных профессионально-важных качеств исследуемые сотрудники характеризуются средним уровнем. Согласно результатам исследования уровня волевой саморегуляции, большинство сотрудников обладают средним уровнем волевого самоконтроля, настойчивости, самообладания.

В процессе корреляционного анализа полученных данных были выявлены статистически значимые связи между мыслительными профессионально-важными качествами и волевой саморегуляцией у сотрудников МВД. А именно, чем выше волевая саморегуляция, тем выше самообладание и тем выше уровень развития общего и невербального интеллекта.

Заявленная в начале исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь между мыслительными профессионально-важными качествами с волевой саморегуляцией у сотрудников МВД, а именно: чем выше волевая саморегуляция, тем выше мыслительные профессионально-важные качества, нашла свое подтверждение.

Литература:

1. Кацеро, А.А. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии / А.А. Кацеро, А.В. Кобзарь // Психологические науки: теория и практика: материалы II Международной научной конференции; Москва, март 2014 г. - Т. 1. - Москва: Буки-Веди, 2014. - С. 10-12

2. Лучникова, А.А. К вопросу об уточнении понятий «Интеллект», «Потенциальный интеллект», «Интеллектуальные способности» / А.А. Лучникова // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2015. - № 3. - С. 261-267

3. Малкин, В.Р. Психологические методы подготовки спортсменов / В.Р. Малкин, Л.Н. Рогалева. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 96 с.

4. Равен, Дж. Джон Карлайл Равен (1902-1970), его научное наследие и влияние на современную психологию / Дж. Равен, Дж. Равен // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - № 3. - С. 381-397

5. Шаповал, В.А. Взаимосвязь толерантности к неопределённости со структурными компонентами интеллекта у курсантов образовательной организации МВД России / В.А. Шаповал, А.В. Кулинченко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 1. - С. 219-227

6. Bartels, J.M. Volitional Regulation and Self-regulated. Learning: An Examination of Individual. Differences in Approach-Avoidance. Achievement Motivation / J.M. Bartels, S. Magun-Jackson, A.D. Kemp. - Text: electronic // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. - 2009. - № 7. - P. 605-626

7. Trnka, R. Re-Constructing Emotional Spaces. From Experience to Regulation / R. Trnka, K. Balcar, M. Kuska. - Prague: Prazska vysoka skola psuchosocialnich studii, 2011. - 220 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.