Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
301
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ-СПАСАТЕЛЬ / СПЕЦИАЛИСТЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СКЛОННОСТЬ К РИСКУ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ / SPECIALIST RESCUER / SPECIALISTS IN EXTREME PROFESSIONS / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ABILITIES / SKILLS / VOLITIONAL SELF-REGULATION / PROPENSITY TO TAKE RISKS / MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS / MOTIVATION TO AVOID FAIL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гермацкая Екатерина Игоревна

Цель. Изучение уровня развития отдельных профессионально значимых психологических качеств будущих специалистов экстремальных профессий, таких как волевая саморегуляция, склонность к риску, мотивация достижения успеха или преодоления неудачи. Методы. Проведение констатирующего эксперимента: психологическое тестирование с помощью методик: «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана), «Исследование склонности к риску» (опросник А.Г. Шмелева), «Уровень развития волевой саморегуляции» (опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана). Результаты. Описаны результаты изучения уровня развития волевой саморегуляции, самообладания и настойчивости, мотивационной направленности и склонности к риску обучающихся 1-го и 3-го курсов Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. Кратко рассмотрены условия профессиональной деятельности специалистов экстремальных профессий. Волевые усилия для работников экстремальных видов деятельности необходимы для преодоления таких внешних препятствий, как трудности служебной деятельности, помехи различного рода, сопротивление других людей или жизненных обстоятельств. Сделан вывод, что для большинства респондентов характерен высокий уровень волевой саморегуляции, настойчивости и самообладания. У преобладающего большинства обучающихся как 1-го, так и 3-го курсов диагностирована выраженность мотивации на достижение успеха. При изучении склонности к риску выявлено, что практически у всех респондентов, принявших участие в исследовании, уровень склонности к риску средний. Область применения исследований. Представленные результаты изучения могут использоваться для разработки программы развития профессионально важных психологических качеств, умений и навыков специалистов экстремального профиля, для прогнозирования основных условий и закономерностей их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гермацкая Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE DEVELOPMENT LEVEL OF SEVERAL PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF FUTURE SPECIALISTS IN EXTREME PROFESSIONS

Purpose. Studying the level of development of certain professionally significant psychological qualities of future specialists in extreme professions, such as volitional self-regulation, propensity to take risks, motivation to achieve success or overcome failure. Methods. Carrying out an ascertaining experiment: psychological testing using the techniques: «Motivation of success and fear of failure» (questionnaire by A.A. Rean), «Research of the propensity to take risks» (questionnaire of A.G. Shmelev), «Level of volitional self-regulation» (questionnaire A.V. Zverkov and E.V. Eydman). Findings. The results of studying the level of development of volitional self-regulation, self-control and perseverance, motivational orientation and propensity to risk of the 1st and 3rd year students of the University of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Belarus are presented. The conditions of professional activity of specialists in extreme professions are briefly considered. Strong-willed efforts for workers in extreme activities are necessary to overcome such external obstacles as difficulties in professional activities, various hindrances, confronting with other people or life circumstances. It can be concluded that the majority of respondents are characterized by a high level of volitional self-regulation, perseverance and self-control. The overwhelming majority of the first and third year students were diagnosed with pronounced motivation to achieve success. It has been found that almost all respondents participating in the study had an average level of propensity to take risks. Application field of research. The presented results can be used to work out a program for the development of professionally important psychological qualities, skills and abilities of extreme profile specialists aimed at forecasting the main conditions and regularities of their formation.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ»

Б01: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-3.433 УДК 159.9:614.8

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ

Гермацкая Е.И.

Цель. Изучение уровня развития отдельных профессионально значимых психологических качеств будущих специалистов экстремальных профессий, таких как волевая саморегуляция, склонность к риску, мотивация достижения успеха или преодоления неудачи.

Методы. Проведение констатирующего эксперимента: психологическое тестирование с помощью методик: «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана), «Исследование склонности к риску» (опросник А.Г. Шмелева), «Уровень развития волевой саморегуляции» (опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана).

Результаты. Описаны результаты изучения уровня развития волевой саморегуляции, самообладания и настойчивости, мотивационной направленности и склонности к риску обучающихся 1-го и 3-го курсов Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. Кратко рассмотрены условия профессиональной деятельности специалистов экстремальных профессий. Волевые усилия для работников экстремальных видов деятельности необходимы для преодоления таких внешних препятствий, как трудности служебной деятельности, помехи различного рода, сопротивление других людей или жизненных обстоятельств. Сделан вывод, что для большинства респондентов характерен высокий уровень волевой саморегуляции, настойчивости и самообладания. У преобладающего большинства обучающихся как 1-го, так и 3-го курсов диагностирована выраженность мотивации на достижение успеха. При изучении склонности к риску выявлено, что практически у всех респондентов, принявших участие в исследовании, уровень склонности к риску средний.

Область применения исследований. Представленные результаты изучения могут использоваться для разработки программы развития профессионально важных психологических качеств, умений и навыков специалистов экстремального профиля, для прогнозирования основных условий и закономерностей их развития.

Ключевые слова: специалист-спасатель, специалисты экстремальных профессий, профессионально важные качества, умения, навыки, волевая саморегуляция, склонность к риску, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи.

(Поступила в редакцию 14 сентября 2020 г.)

Введение

Для успешного выполнения профессиональных задач каждый человек должен обладать определенным набором профессионально значимых качеств, требуемых для конкретного вида деятельности. Поэтому представляется необходимым изучать профессионально важные качества, степень их выраженности у отдельных работников. Это особенно актуально для профессий экстремального профиля, т. к. ценой их профессиональных ошибок может быть человеческая жизнь [ 1].

Рассмотрим особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС, которая проходит в особых условиях и отличается тем, что на специалиста влияет большое количество стрессогенных факторов, действие которых при недостаточной выраженности профессионально важных качеств приводит к снижению эффективности выполнения служебных задач и профессиональному выгоранию сотрудников. Необходимые для каждого вида трудовой деятельности профессионально значимые качества специалиста развиваются в процессе его профессионального становления или компенсируются другими навыками и умениями. В экстремальных ситуациях, к которым относятся чрезвычайные происшествия

природного и техногенного характера, требования к отдельным профессионально важным качествам специалиста резко повышаются, многие из известных механизмов компенсации не действуют. Если профессиональная деятельность связана с тем, что чрезвычайные ситуации являются постоянной составляющей этой деятельности, то появляется необходимость в тщательном профессиональном отборе работников, не соответствующих по своим профессионально важным качествам требованиям экстремальной деятельности, или в перераспределении их по рабочим местам с учетом актуального уровня развития профессионально значимых качеств, навыков и умений [2].

Исходя из актуальности и необходимости изучения степени выраженности профессионально важных качеств специалистов экстремальных профессий, было проведено исследование отдельных профессионально значимых психологических качеств обучающихся 1-го и 3-го курсов Университета гражданской защиты с использованием следующих методик: «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана), «Исследование склонности к риску» (опросник А.Г. Шмелева), «Уровень развития волевой саморегуляции» (опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана). В исследовании принял участие 81 человек.

Изучение уровня развития волевой саморегуляции. СЛ. Рубинштейн определяет понятие волевой саморегуляции таким образом: «Воля - сознательное регулирование индивидом своего поведения (деятельности и общения), которое связано с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это способность человека, которая проявляется в саморегуляции им своего поведения» [3].

Воля каждого отдельно взятого индивида находит выражение в том, насколько эффективно он преодолевает возникающие препятствия и трудности, в том числе в профессиональной деятельности, насколько он способен контролировать свое поведение в различных ситуациях, подчинять свои действия определенным целям и задачам. Таким образом, волевая саморегуляция - это психический процесс сознательной, целеустремленной регуляции человеком своих действий и поведения с целью достижения поставленных целей [4].

Волевую регуляцию любого вида деятельности можно описать как динамику психических состояний. У одних людей отдельные психические состояния бывают более устойчивыми, у других - менее устойчивыми. Таким образом, стойкое состояние инициативности и решительности может сочетаться с менее устойчивым уровнем настойчивости. Все волевые состояния тесно связаны с волевыми качествами личности [5].

Поведение человека определяется не одними только импульсами подсознания, а детерминируются сознанием личности. Воля человека организует все психические процессы, преобразует их в волевые состояния, обеспечивающие достижение поставленных целей. Процесс формирования воли - это процесс перехода внешнего общественного контроля к внутреннему самоконтролю личности [6].

Исследование уровня развития волевой саморегуляции обучающихся Университета гражданской защиты МЧС Беларуси проводилось с применением методики «Уровень развития волевой саморегуляции» (опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана). Данная методика позволяет определить общий уровень волевой саморегуляции по общей шкале (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

Таблица 1. - Сравнительный анализ результатов изучения волевой саморегуляции обучающихся

Шкалы

Высокий уровень

1-й курс

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

3-й курс

Средний уровень

Низкий уровень

Волевая

саморегуляция (В), %

88

5

7

87

8

5

Настойчивость (Н), %

79

16

87

Самообладание (С), %

79

12

84

5

8

5

9

8

8

У подавляющего большинства обучающихся 1-го и 3-го курсов общие показатели волевой саморегуляции находятся на высоком уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства испытуемых характерны активность, самостоятельность, уверенность в себе, способность быстро принимать решения в ситуации неопределенности и дефицита информации.

По шкале «настойчивость» высокий уровень выраженности характерен для 79 % обучающихся 1-го курса и 87 % - обучающихся 3-го. Эту категорию специалистов характеризует стремление к достижению поставленных целей, высокая работоспособность, целенаправленная активность. Выделяется общий фактор настойчивости, состоящий из двух вспомогательных - физического и интеллектуального компонентов, определяются проявления воли в подвижной и интеллектуальной деятельности. Люди, воспитанные на умственном труде, чаще всего достигают успеха при решении интеллектуальных задач, при этом могут оказаться неэффективными в борьбе с физическими трудностями [7].

Экстремальные ситуации деятельности характеризуются тем, что в них обязательно должны присутствовать оба компонента - и физический, и интеллектуальный. В ситуации неопределенности и дефицита информации именно интеллект является генератором недостающей информации и способствует принятию правильных решений в максимально сжатые сроки для эффективного выхода из чрезвычайной ситуации [8].

Уровень самообладания также является высоким у 79 % и 84 % обучающихся 1-го и 3-го курсов соответственно. Это свидетельствует о высокой эмоциональной устойчивости, хорошем уровне владения собой в различных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности. Самообладание можно определить как способность оставаться эффективным при необходимости действовать в неожиданных или неопределенных ситуациях, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции. Самообладание - это не только выдержка, также это понятие включает смелость и способность принимать решения, особенно в ситуациях недостатка информации или времени [9].

Воля проявляется в умении заставить себя делать то, что является необходимым в данной ситуации и в данный момент времени. Также волевые усилия необходимы для преодоления внешних препятствий, таких как трудности служебной деятельности, помехи различного рода, сопротивление других людей или жизненных обстоятельств. Если в повседневной жизни безвольный человек просто приносит мало пользы, то в ситуации опасности или риска для жизни, которыми характеризуется труд специалистов экстремальных профессий, такой человек будет опасен для окружающих. Немаловажным качеством для специалистов экстремальных видов деятельности, к которым мы относим и спасателей-пожарных, является решительность. Под ней понимается способность быстро оценивать окружающую обстановку и принимать необходимые решения, приняв их, не колебаться, а действовать целенаправленно и эффективно [10].

Изучение выраженности мотивации успеха и боязни неудачи. Обычно при реализации определенных видов деятельности поведением индивида управляют два вида мотивации - это мотивация стремления к успеху и мотивация избегания возможной, но не всегда реальной неудачи. Процессы принятия решений и способы достижения поставленных целей нередко зависят от того, какие именно мотивы преобладают в деятельности. Мотивация стремления к успеху направлена на конкретный результат, который возможен благодаря определенному набору профессионально значимых качеств. Она имеет позитивную векторную направленность и проявляется в способности к адекватной конкуренции, в стремлении к профессиональной и личностной самореализации. Мотивация достижения характеризуется постоянным контролем и при необходимости изменением профессиональных целей. Специалисты, мотивированные на стремление к успеху, уверены в себе и своих силах, ответственны, инициативны и активны, их отличает настойчивость в достижении цели и целеустремленность [11].

Мотивация избегания неудачи - это выработанный психикой механизм избегания возможных ошибок и неудач, практически всегда это достигается любыми путями и средствами. Для индивида с преобладающей мотивацией избегания неудачи главной целью деятельности является не допустить ошибку, даже если для этого необходимо полностью изменить основную цель действия. Мотивация на неудачу относится к неконструктивной мотивации, в основе которой заложена идея негативных ожиданий и их избегания. Специалисты, заранее замотивированные на неуспех, обычно отличаются повышенной тревожностью и низкой уверенностью в своих силах. Они пытаются избегать ответственных задач, а при необходимости их выполнения могут впадать в состояние, очень близкое к паническому, ситуативная тревожность в этом случае становится максимально высокой [12].

Мотивационная направленность обучающихся изучалась с помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана). Данная методика позволяет диагностировать четыре варианта мотивации: мотивация на избегание неудачи, тенденция мотивации на неудачу, тенденция мотивации на успех и мотивация на достижение успеха.

Таблица 2. - Результаты изучения мотивационной направленности обучающихся 1-го и 3-го курсов

Шкалы 1-й курс 3-й курс

Мотивация на неудачу, % 0 3

Тенденция мотивации на неудачу, % 5 3

Тенденция мотивации на успех, % 18 8

Мотивация на успех, % 77 86

Как видно из результатов, у преобладающего большинства обучающихся как 1 -го, так и 3-го курсов диагностирована мотивация на стремление к достижению успеха. Это свидетельствует о том, что для данной группы обучающихся характерны такие личностные качества, как целеустремленность, инициативность и ответственность. Можно заметить, что у 18 % специалистов, находящихся на начальном этапе профессионального становления, выявлена тенденция к мотивации на успех, которая к окончанию обучения становится устойчивой мотивацией достижения успеха.

Исследование склонности к риску. Термин «склонность» описывает избирательную направленность человека на определенную сферу интересов, которая побуждает заниматься определенным видом деятельности. Склонность к риску характеризует направленность личности, для которой максимально желательными являются те виды активности, которые связаны с риском. Рисковое поведение - это деятельность человека, которая направлена на удовлетворение психологических, биологических, физиологических и социальных потребностей, связанных с повышенным риском [13].

Считается, что риск направлен на получение общественно значимых результатов деятельности новыми способами в условиях неопределенности и ситуации обязательного выбора. В то же время рискованное поведение может приводить к авантюрным поступкам, торможению социального прогресса, к тем или иным социально-экономическим и моральным последствиям. Такой вариант развития возможен в условиях неполной исходной информации, когда в ситуации риска варианты решения выбираются без должного учета объективных закономерностей развития данного социального явления, по отношению к которому принимается решение [14].

В экстремальных ситуациях склонность к риску выступает необходимым условием эффективной деятельности в условиях дефицита оперативной информации о складывающейся обстановке. Специалисты, не склонные к риску, в чрезвычайных ситуациях испытывают более высокий уровень психической напряженности, они склонны прилагать меньше усилий для выполнения своих профессиональных задач. Длительные затруднения в период выполнения работы в условиях повышенной опасности приводят к психическому состоянию повышенной личностной и ситуативной тревожности, неуверенности в своих силах. Данная

категория лиц стремятся по возможности избегать воздействия психотравмирующих факторов, что может приводить к избеганию персональной ответственности, отказу от выполнения служебных обязанностей. Все это может препятствовать полноценной адаптации к действиям в условиях чрезвычайной ситуации. Действия специалистов экстремальных профессий, обладающих достаточным уровнем склонности к риску, приобретают такие качества, как надежность, точность, целенаправленность, ответственность и уверенность в своих силах.

Выраженность склонности к риску обучающихся изучалась с помощью методики «Исследование склонности к риску» (опросник А.Г. Шмелева).

Таблица 3. - Результаты изучения склонности к риску обучающихся 1-го и 3-го курсов

Степень выраженности склонности к риску 1-й курс 3-й курс

Высокий уровень, % 0 5,3

Средний уровень, % 100 94,7

Низкий уровень, % 0 0

Для всех обучающихся 1-го курса, находящихся на начальных этапах обучения профессиональной деятельности, характерен средний уровень склонности к риску. Для 94,7 % обучающихся 3-го курса, у которых уже имеется определенный уровень сформированности профессиональных навыков и умений, также характерным является средний уровень выраженности склонности к рискованному поведению. Полученные результаты позволяют предположить благоприятный прогноз профессиональной деятельности и дальнейшего обучения данной категории учащихся.

Заключение

Специалисты экстремальных профессий, профессиональную деятельность которых мы рассматриваем на примере пожарных-спасателей, в процессе выполнения аварийно-спасательных работ подвергаются воздействию экстремальных условий труда. Их профессиональная деятельность тесно связана с угрозой для их собственной жизни и здоровью, а также состоянию физического и морального благополучия пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, ее результаты имеют высокую социальную значимость. Содержание работ, необходимость оперативного принятия решений, сложность используемых технических средств и другие специфические условия, возникающие при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловливают высокие требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к уровню знаний, навыков, умений и психологических особенностей спасателей [2].

В связи с особенностями труда специалист экстремальных видов деятельности должен обладать определенным набором профессионально значимых качеств. С целью прогнозирования успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности специалистов по профилактике и предупреждению чрезвычайных ситуаций определен уровень развития таких профессионально важных психологических качеств, как волевая саморегуляция, мотивационная направленность на достижение успеха или преодоление неудачи и склонность к риску. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что для большинства респондентов характерны высокий уровень волевой саморегуляции, настойчивости и самообладания. Это свидетельствует о том, что для данной группы испытуемых характерны активность, самостоятельность, уверенность в себе, способность быстро принимать решения в ситуации неопределенности и дефицита информации. Также у преобладающего большинства обучающихся как 1-го, так и 3-го курсов диагностирована выраженность мотивации на достижение успеха.

Это свидетельствует о том, что для этих специалистов характерны такие личностные качества, как активность, целеустремленность, инициативность, ответственность. При изучении склонности к риску выявлено, что практически у всех обучающихся, принявших участие в исследовании, уровень склонности к риску средний.

Таким образом, исследованные характеристики профессионально важных качеств достаточно выражены у обучающихся и 1-го, и 3-го курсов. Это позволяет сделать благоприятный прогноз на обучение и дальнейшую профессиональную деятельность данной категории специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Самоукина, Н.В. Экстремальная психология / Н.В. Самоукина. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС», 2000. - 288 с.

2. Гермацкая, Е.И. Психологические аспекты профессионально важных качеств пожарных-спасателей / Е.И. Гермацкая // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2020. - Т. 4, № 1. - С. 96-105. Б01: 10.33408/2519-237Х.2020.4-1.96.

3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.

4. Сергиенко, Н.П. Воля как составляющая личности будущих работников МЧС / Н.П. Сергиенко // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: сб. статей по материалам III Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, Воронеж, 20 сент. 2012 г.: в 2 частях / ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России. - Воронеж, 2012. - Ч. 2. - С. 159-161.

5. Рудик, П.А. Воля и волевые действия / П.А. Рудик. - М.: Наука, 1974. - 480 с.

6. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников - М.: Московский университет, 1991. - 264 с.

7. Полякова, Л.О. Волевая активность личности в экстремальных условиях спортивного туризма (обзор научной литературы) [Электронный ресурс] / Л.О. Полякова, В.Н. Полякова // Мир науки: интернет-журнал. - 2018. - № 3. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/72PSMN318.pdf. -Дата доступа: 10.07.2020.

8. Рувинский, Л.И. Как воспитывать волю и характер / Л.И. Рувинский, С.И. Чубов. - М.: Образование, 1986. - 227 с.

9. Ильин, Е.П. Психология воли / Е. П. Ильин. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 320 с.

10. Кремень, М.А. Спасателю о психологии / М.А. Кремень. - Минск: Изд. центр БГУ, 2003. - 136 с.

11. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - СПб.: Речь, 2001. - 256 с.

12. Селиванов, В.И. Воля и ее воспитание / И.В. Селиванов. - М.: Знание, 1976. - 63 с.

13. Авдулова, Т.П. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма / Т.П. Авдулова, Е.В. Вит-ковская, Е.В. Поневаж // Клиническая и специальная психология. - 2013. - № 3. - С. 62-73.

14. Альгин, А.П. Риск и его роль в общественной жизни / А.П. Альгин. - М.: Мысль, 1989. - 188 с.

Оценка уровня развития отдельных профессионально значимых психологических качеств будущих специалистов экстремальных профессий

Evaluation of the development level of several professionally significant psychological qualities of future specialists in extreme professions

Гермацкая Екатерина Игоревна Государственное пожарное аварийно-спасательное учреждение «Республиканский отряд специального назначения» МЧС Республики Беларусь, центр кризисной психологической помощи, старший инспектор-психолог

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес: ул. Карвата, 78,

220138, г. Минск, Беларусь e-mail: germatskaya.cat2012@yandex.by ORCID: 0000-0001-8977-9273

Ekaterina I. Germatskaya State Fire and Rescue Institution «Republican Special Purpose Unit» of The Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus, Crisis Psychological Center, Senior Inspector-Psychologist

Address: Karvata str., 78,

220138, Minsk, Belarus e-mail: germatskaya.cat2012@yandex.by ORCID: 0000-0001-8977-9273

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-4.433

EVALUATION OF THE DEVELOPMENT LEVEL OF SEVERAL PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF FUTURE SPECIALISTS

IN EXTREME PROFESSIONS

Germatskaya E.I.

Purpose. Studying the level of development of certain professionally significant psychological qualities of future specialists in extreme professions, such as volitional self-regulation, propensity to take risks, motivation to achieve success or overcome failure.

Methods. Carrying out an ascertaining experiment: psychological testing using the techniques: «Motivation of success and fear of failure» (questionnaire by A.A. Rean), «Research of the propensity to take risks» (questionnaire of A.G. Shmelev), «Level of volitional self-regulation» (questionnaire A.V. Zverkov and E.V. Eydman).

Findings. The results of studying the level of development of volitional self-regulation, self-control and perseverance, motivational orientation and propensity to risk of the 1st and 3rd year students of the University of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Belarus are presented. The conditions of professional activity of specialists in extreme professions are briefly considered. Strong-willed efforts for workers in extreme activities are necessary to overcome such external obstacles as difficulties in professional activities, various hindrances, confronting with other people or life circumstances. It can be concluded that the majority of respondents are characterized by a high level of volitional self-regulation, perseverance and self-control. The overwhelming majority of the first and third year students were diagnosed with pronounced motivation to achieve success. It has been found that almost all respondents participating in the study had an average level of propensity to take risks.

Application field of research. The presented results can be used to work out a program for the development of professionally important psychological qualities, skills and abilities of extreme profile specialists aimed at forecasting the main conditions and regularities of their formation.

Keywords: specialist rescuer, specialists in extreme professions, professionally important qualities, abilities, skills, volitional self-regulation, propensity to take risks, motivation to achieve success, motivation to avoid failure.

(The date of submitting: September 14, 2020) REFERENCES

1. Samoukina N.V. Ekstremal'naya psikhologiya [Extreme psychology]. Moscow: TANDEM, EKMOS, 2000. 287 p. (rus)

2. Germatskaya E.I. Psikhologicheskiye aspekty professional'no vazhnykh kachestv pozharnykh-spasateley [Psychological aspects of professionally important qualities of fire-rescuers]. Journal of Civil Protection, 2020. Vol. 4, No. 1. Pp. 96-105. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2020.4-1.96.

3. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshcheypsikhologii [Fundamentals of General Psychology]: tutorial. St. Petersburg: Piter, 2013. 713 p. (rus)

4. Sergiyenko N.P. Volya kak sostavlyayushchaya lichnosti budushchikh rabotnikov MChS [Will as a component of the personality of the future employees of the Ministry of Emergencies]. Proc. IIIAll-Russian scientific and practical conference with international participation «Fire safety: problems and prospects», Voronezh, September 20, 2012. Voronezh Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia. Voronezh, 2012. Part 2. Pp. 159-161. (rus)

5. Rudik P.A. Volya i volevye deystviya [Will and volitional actions]. Moscow: Nauka, 1974. 480 p. (rus)

6. Ivannikov V.A. Psikhologicheskiye mekhanizmy volevoy regulyatsii [Psychological mechanisms of volitional regulation]. Moscow: Moscow University, 1991. 264 p. (rus)

7. Polyakova L.O., Polyakova V.N. Volevaya aktivnost' lichnosti v ekstremal'nykh usloviyakh sportivnogo turizma (obzor nauchnoy literatury) [Volitional activity of personality in extreme conditions of sports tourism (review of scientific literature)]. World of Science. Pedagogy and psychology, 2018. No. 3, available at: https://mir-nauki.com/PDF/72PSMN318.pdf (accessed: July 10, 2020). (rus)

8. Ruvinskiy L.I., Chubov S.I. Kakvospityvat'volyu i kharakter [How to train will and character]. Moscow: Obrazovanie, 1986. 227 p. (rus)

9. Il'in E.P. Psikhologiya voli [Psychology of will]. St. Petersburg: Piter, 2000. 320 p. (rus)

10. Kremen' M.A. Spasatelyu opsikhologii [Rescuer about psychology]. Minsk: Belarusian State University, 2003. 136 p. (rus)

11. Khekkhauzen K.H. Psikhologiya motivatsii dostizheniya [Psychology of achievement motivation]. St. Petersburg: Rech', 2001. 256 p. (rus)

12. Selivanov, V.I. Volya i ee vospitanie [Will and its trainig]. Moscow: Znanie, 1976. 147 p. (rus)

13. Avdulova T.P., Vitkovskaya E.V., Ponevazh E.V. Riskovoye povedenie v yunosti: otklonenie ili norma [Risk behavior in adolescence: deviation or norm]. Clinical and special psychology, 2013. No. 3. Pp. 6273. (rus)

14. Al'gin A.P. Risk i ego rol' v obshchestvennoy zhizni [Risk and its role in public life]. Moscow: Mysl', 1989. 188 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.