Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПОЖАРНЫХ-СПАСАТЕЛЕЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПОЖАРНЫХ-СПАСАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3877
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EXTREME CONDITIONS OF ACTIVITY / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / SKILLS / ABILITIES / PSYCHOLOGICAL TRAINING / EMERGENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гермацкая Екатерина Игоревна

Цель. Описание условий работы пожарных-спасателей, их профессионально важных качеств и умений, психологических аспектов их формирования. Определение навыков и умений, которые необходимы пожарным-спасателям для успешного выполнения профессиональных задач. Методы. Теоретический анализ исследований по изучению профессиональных качеств пожарных-спасателей, их навыков и умений. Результаты. Описаны условия трудовой деятельности спасателей. Предпринята попытка рассмотреть понятия «профессионально важные навыки пожарных-спасателей» и «профессионально важные умения пожарных-спасателей», определить, в чем их принципиальная разница. Выявлено, что отсутствие или недостаточное развитие профессионально важных качеств снижает эффективность профессиональной деятельности спасателей. Описаны и структурированы по отдельным группам профессионально важные качества специалистов экстремального профиля, определена их роль при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Область применения исследований. Представленные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения условий и факторов формирования навыков и умений пожарных-спасателей для разработки программы развития профессиональных умений специалистов экстремального профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гермацкая Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF FIREFIGHTERS-RESCUERS

Purpose. The description of the main professionally important qualities and skills of fire-rescuers, aspects of their development. Determination of skills and abilities that firefighter-rescuers need to successfully complete professional tasks. Methods. Theoretical analysis of the available results of studies of professional qualities of firefighter-rescuers, and their skills. Findings. The conditions of activity of rescuers are described. The concepts «professionally important skills of firefighter-rescuers» and «professionally important abilities of firefighter-rescuers» are considered, their fundamental difference is determined. It was revealed that the absence or insufficient development of professionally important qualities reduce the effectiveness of professional activities of rescuers. The professionally important qualities of specialists of extreme profile are described and structured into separate groups, their role in emergency response is determined. Application field of research. The presented results can be used to further study of the conditions and factors of the formation of skills and abilities of firefighter-rescuers to develop a program for the training extreme specialist’s skills and abilities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПОЖАРНЫХ-СПАСАТЕЛЕЙ»

Б01: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-1.96 УДК 159.9:614.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ

ПОЖАРНЫХ-СПАСАТЕЛЕЙ

Гермацкая Е.И.

Цель. Описание условий работы пожарных-спасателей, их профессионально важных качеств и умений, психологических аспектов их формирования. Определение навыков и умений, которые необходимы пожарным-спасателям для успешного выполнения профессиональных задач.

Методы. Теоретический анализ исследований по изучению профессиональных качеств пожарных-спасателей, их навыков и умений.

Результаты. Описаны условия трудовой деятельности спасателей. Предпринята попытка рассмотреть понятия «профессионально важные навыки пожарных-спасателей» и «профессионально важные умения пожарных-спасателей», определить, в чем их принципиальная разница. Выявлено, что отсутствие или недостаточное развитие профессионально важных качеств снижает эффективность профессиональной деятельности спасателей. Описаны и структурированы по отдельным группам профессионально важные качества специалистов экстремального профиля, определена их роль при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Область применения исследований. Представленные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения условий и факторов формирования навыков и умений пожарных-спасателей для разработки программы развития профессиональных умений специалистов экстремального профиля.

Ключевые слова: экстремальные условия деятельности, профессионально важные качества, умения, навыки, психологическая подготовка, чрезвычайная ситуация.

(Поступила в редакцию 25 ноября 2019 г.)

Введение

Деятельность пожарных-спасателей сопряжена с постоянным столкновением с опасностью и риском для жизни. Чрезвычайные обстоятельства и постоянная угроза здоровью -отличительная особенность профессионального опыта пожарных-спасателей. Экстремальные условия их труда связаны с опасностью причинения вреда физическому и психическому здоровью работников, а также с угрозой жизни и здоровью гражданского населения, с массовыми человеческими жертвами и большими материальными потерями. Профессию пожарного-спасателя характеризуют такие особенности трудовой деятельности, как психотравми-рующие ситуации, экстремальные воздействия и состояние постоянной готовности к риску.

Необходимые для каждого вида трудовой деятельности профессиональные качества и свойства специалист развиваются в процессе его профессионального становления или компенсируются другими навыками и умениями. В экстремальных ситуациях, к которым относятся пожары и другие чрезвычайные происшествия, требования к отдельным психическим свойствам и качествам специалиста резко повышаются и многие механизмы компенсации не действуют. И если профессиональная деятельность связана с тем, что чрезвычайные ситуации возникают в ней постоянно, появляется необходимость в тщательном профессиональном отборе работников. Соответствующих по индивидуальным личностным характеристикам специалистов следует перераспределять по рабочим местам с учетом актуального уровня развития профессионально важных качеств, навыков и умений [5].

Основная часть

Общая характеристика профессиональной деятельности сотрудников МЧС.

Пожарные-спасатели выполняют работу, связанную с тушением пожаров, ликвидацией последствий природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также занимаются оказанием помощи при различных несчастных случаях (например, при дорожно-транспортных происшествиях или нефтяных загрязнениях). Деятельность в экстремальных ситуациях опасна и требует доверительного сотрудничества: неправильное решение или поведение могут поставить под угрозу здоровье или жизнь как самого спасателя, так и здоровье, жизнь или имущество спасаемых им людей [2].

Пожарный-спасатель должен уметь в совершенстве пользоваться спасательным оборудованием, знать основные требования техники безопасности, алгоритмы действий при ликвидации различных чрезвычайных ситуаций; обладать отличным здоровьем, выносливостью, физической силой. Представитель профессии «пожарный-спасатель» должен владеть навыками оказания первой медицинской помощи, быть стрессоустойчивым, ведь каждая экстремальная ситуация развивается непредсказуемо, не всех людей удается спасти, иногда они гибнут на глазах, специалисту экстремального профиля важно уметь переживать подобные психотравмирующие ситуации с наименьшими потерями для собственного психического здоровья.

Деятельность пожарных-спасателей сопровождается постоянным воздействием неблагоприятных физических, химических, психологических и других факторов, вызывающих выраженный профессиональный стресс. Экстремальные условия работы характеризуются значительным травмирующим воздействием событий и обстоятельств чрезвычайной ситуации на психику сотрудника. Это воздействие может быть мощным и однократным при угрозе жизни и здоровью или многократным, требующим адаптации к постоянно воздействующим источникам стресса. Оно характеризуется различной степенью внезапности, может служить источником как объективно возникающего, так и субъективно воспринимаемого сотрудниками стресса [9].

Специфичным стрессогенным фактором, характерным для профессиональной деятельности пожарных-спасателей, является режим ожидания выезда для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. У некоторых сотрудников МЧС волнение, вызванное ожиданием тревожного вызова, сопровождается реакцией, которая по силе воздействия на эмоциональное состояние работников нередко превосходит реакцию, возникающую в период непосредственного выполнения работ по ликвидации. Все время на протяжении рабочей смены пожарный-спасатель находится в состоянии постоянной боевой готовности, чтобы в случае возникновения экстремальной ситуации тут же отправиться на место ее ликвидации.

М.И. Марьин так описывает условия труда пожарных-спасателей: «Также следует отметить, что работа пожарных-спасателей связана с большими физическими нагрузками, которые вызваны высоким темпом работы при эвакуации пострадавших и материальных ценностей, разборке конструкций и оборудования, прокладывании рукавных линий, работе с пожарно-техническим оборудованием. В этих условиях пожарные-спасатели работают в специальном снаряжении, только стандартное обмундирование пожарного весит около 30 кг, а с ним нужно быстро передвигаться, маневрировать во время пожара, пешком подниматься на верхние этажи. Иногда приходится работать в непривычных позах (лежа, ползком и т. п.), в условиях ограниченного пространства, в непригодной для дыхания среде при весе противогаза до 15 кг. Сильная плотность дыма может ограничивать видимость вокруг. Напряженная физическая работа в условиях высокой температуры и влажности может вызывать нарушения водно-солевого баланса, терморегуляции организма, головные боли, нежелание двигаться, заторможенность реакций. Снижение концентрации кислорода и наличие продуктов горения (ядовитые газы, выделяемые при горении) оказывают отравляющее действие на организм работников» [8].

Профессионально важные качества сотрудников МЧС. В результате изучения условий труда пожарных-спасателей в предыдущем разделе мы пришли к выводу, что профессиональная деятельность спасателей отличается повышенной опасностью и ответственностью за свою жизнь и жизнь других людей, поэтому предъявляет высокие требования к профессионально важным качествам сотрудников МЧС.

При проведении работ по ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций последних лет встречались случаи несоответствия профессионально важных качеств пожарных-спасателей стоящим перед ними задачам. Принимаемые ими решения нередко были чересчур поспешными и иногда приводили к потерям, которых можно было избежать. В отдельных случаях сотрудники МЧС оказывались неспособными к выполнению аварийно-спасательных работ в условиях повышенных физических и психологических нагрузок. В результате этого профессиональная деятельность ряда пожарных-спасателей не соответствовала требованиям складывающейся чрезвычайной обстановки, резко снижалась их работоспособность, среди определенного количества спасателей возрастала вероятность получения ими физических и психических травм, что не только делало крайне неэффективным их дальнейшее участие в проведении аварийно-спасательных работ, но и требовало привлечения дополнительных сил и средств [10].

Изучение особенностей профессии пожарного-спасателя и необходимых сотруднику пожарно-спасательной службы профессионально важных качеств встречается в работах В.И. Дутова, И.Н. Ефановой, М.И. Марьина, А.В. Осипова, А.П. Самонова, А.В. Шленкова и др.

В структуре профессионально важных качеств пожарных-спасателей можно выделить следующие группы качеств:

- психологические и социально-психологические качества: внимание, память, мышление, самооценка, воля, когнитивный стиль деятельности, коммуникабельность;

- физические (двигательные) качества: сила, выносливость, быстрота, ловкость, координационные способности, гибкость;

- медицинские (физиологические) качества: состояние общего здоровья, органов чувств, сердечно-сосудистой, дыхательной и костно-мышечной систем;

- эргономические качества: состояние ЦНС, монотонноустойчивость, импульсивность (рефлексивность);

- инженерно-психологические качества: эффективность и качество движений, быстрота и точность двигательных реакций, уровень самоконтроля.

Рассмотрим профессионально важные качества спасателей по каждой из указанных

групп.

Психологические и социально-психологические профессионально важные качества необходимы для эффективного выполнения служебных задач, профессионального общения, преодоления экстремальных условий деятельности, возникающих в процессе выполнения аварийно-спасательных работ. Достаточный уровень развития внимания, памяти, мышления, воли, самооценки и коммуникативных навыков превращают деятельность пожарных-спасателей в продуктивную, организованную и активную. В практической деятельности пожарных-спасателей определяющую роль играет прогнозирование событий, определение характера и объема информации, необходимой для принятия решения в постоянно меняющейся обстановке чрезвычайной ситуации. Волевые характеристики сотрудников МЧС важны в формировании эмоционально-волевой устойчивости, которая позволяет максимально быстро и эффективно адаптироваться к условиям чрезвычайной ситуации. Такое понятие, как когнитивный стиль, определяет следующие особенности деятельности пожарных-спасателей: способность ориентироваться при принятии решения на объективную ситуацию, а не на имеющиеся знания и опыт, если они противоречат друг другу, и навык принятия самостоятельного решения в изменяющейся обстановке ликвидации чрезвычайной ситуации [1].

Под физическими качествами понимаются социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную и целесообразную двигательную деятельность. Они определяют способность человека совершать действия с определенным мышечным напряжением, в минимальный для данных условий отрезок времени, противостоять утомлению и неизбежно появляющейся усталости, быстро и рационально перестраивать свои действия в соответствии с меняющейся обстановкой. Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают пространственную ориентировку, точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам, статическое и динамическое равновесие. Пространственная ориентировка подразумевает сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций) и умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями.

Медицинские (физиологические) качества в целом характеризуют степень соответствия возможностей организма пожарного-спасателя содержанию и условиям выполнения аварийно-спасательных работ.

Эргономические профессионально важные качества определяют эффективность, уровень и надежность выполняемых пожарными-спасателями работ при взаимодействии с техническими средствами, применяемыми при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Инженерно-психологические качества связаны с деятельностью (работой) спасателя, которая выполняется с помощью пультов управления. Важную роль при этом играют состояние опорно-двигательной системы и уровень самоконтроля.

Умения и навыки пожарных-спасателей, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Успешность проведения аварийно-спасательных работ достигается в первую очередь точным определением решающего направления, своевременным сосредоточением и введением сил и средств на нем, тактически грамотным их управлением, активными и решительными действиями, дисциплинированностью и слаженной работой руководителей и пожарных-спасателей [3].

Важнейшей задачей подготовки сотрудников МЧС является формирование у личного состава высоких морально-боевых качеств, активной жизненной позиции, преданности профессиональному долгу, чувства ответственности за сохранение человеческих жизней и материальных ценностей, дисциплинированности, готовности выполнить боевую задачу в любых условиях за минимально короткое время. Тактическая подготовка пожарных-спасателей -это непрерывный процесс обучения и воспитания, направленный на повышение профессиональных знаний, формирование умений и навыков управления силами и средствами на пожарах, а также проведение действий по выполнению основной боевой задачи [6].

Тактическая подготовка включает принципы, формы и методы обучения и воспитания всего личного состава гарнизонов пожарной службы с целью обеспечения высокого уровня их профессиональной подготовленности. В процессе тактической подготовки у спасателей вырабатываются требуемые профессионально важные качества, в том числе самообладание и воля, выдержка и психологическая устойчивость к работе в экстремальных условиях деятельности. Для формирования этих качеств, а также выработки у сотрудников тактического мышления в образовательном процессе используются тактико-специальные полигоны, огневые полосы, современные технические средства и другие современные формы и методы обучения тактической подготовке [1].

Тактическое мышление - это сложный психологический процесс наблюдения за постоянно меняющейся обстановкой при выполнении аварийно-спасательных работ и своевременной выработки необходимых решений, направленных на организацию боевых действий по ликвидации чрезвычайной ситуации. Необходимо постоянно развивать вариативность тактического мышления, благодаря которой обеспечиваются своевременная и четкая оценка обстановки на пожаре и вносятся коррективы в принятые ранее решения [2].

Опасная профессия требует от человека:

- специальной психологической готовности к работе в экстремальных условиях, предопределяя ведущее значение личностных характеристик индивидуума (мотивы, потребности, целевые установки, характер, воля);

- наличия достаточно выраженных врожденных задатков, обеспечивающих высокий уровень поддержания гомеостатических функций различных систем организма;

- исключительно пластичной нервной системы, позволяющей в течение жизни формировать гибкие функциональные системы в головном мозге, обеспечивающие такие творческие процессы, как интуиция, предвосхищение, эвристика [7].

В процессе обучения и профессионального развития деятельность сотрудника совершенствуется, сокращается время выполнения действий и повышается их точность. Процесс формирования умений и навыков пожарных-спасателей является долгим и сложным, потому что не бывает одинаковых чрезвычайных ситуаций. Наиболее сложным оказывается процесс принятия решений. В условиях неопределенности деятельности значительная часть времени, необходимого для проведения спасательной операции, затрачивается на принятие решения. Увеличение времени принятия решения обусловлено не только недостаточной информацией или слабой профессиональной подготовленностью, но в большинстве случаев страхом за последствия своих действий, за возможность ошибки. Кроме того, специалист, обладающий только профессиональным опытом действий в стандартных ситуациях, не в состоянии надежно действовать в нестандартном случае [4].

Методика формирования умения отличается от процесса выработки необходимых навыков, умение по своей структуре является более сложным образованием, чем навык. Навык - это действие, доведенное до наивысшей степени совершенства, которое выполняется автоматически. Умение - сознательное действие, которое производится в новой, постоянно изменяющейся обстановке. К ведущим свойствам психики, которые обеспечивают успешность действий, относятся оперативное мышление и предвосхищение реакций (прогнозирование). Именно с помощью этих способностей человек может по отдельным признакам еще не произошедших событий предугадать ход их развития. Основой формирования способности прогнозировать возможные варианты развития тех или иных событий являются постоянное совершенствование имеющихся знаний, навыков и умений, развитие общих и специальных способностей.

Деятельность в чрезвычайной ситуации не может быть обеспечена только лишь знаниями, навыками, умениями, и в этом ее существенная психологическая особенность. Спасателю нередко приходится встречаться с ситуацией, в которой требуется преодолеть привычную логику мышления, совершать антифизиологические действия, противоестественные операции. Исследования поведения человека в опасной ситуации показали, что на него, как правило, воздействуют комплексные раздражители биологической и психологической природы, что нередко приводит к нарушению интеграции деятельности. Важной особенностью опасных профессий, к которым относится труд пожарных-спасателей, является то, что специалист должен не избегать опасных факторов деятельности, а преодолевать их, подчинять им свою повседневную работу [7].

Процесс формирования профессиональной надежности специалистов экстремального профиля крайне важен, так как он позволяет углубить в человеке самое ценное - творческое начало. Только хорошо развитые творческие способности дают возможность создать эмоциональный буфер против главного стрессора - неопределенности информации и отсутствия полной уверенности в успешности принятых решений. Формирование действий по решению нестандартных ситуаций в конечном счете выходит на формирование профессиональной надежности [11].

Заключение

В процессе выполнения аварийно-спасательных работ пожарные-спасатели подвергаются воздействию поражающих факторов чрезвычайных ситуаций и экстремальных условий

труда. Их профессиональная деятельность связана с постоянной угрозой для жизни и здоровья, ее результаты имеют высокую социальную значимость. Содержание работ, необходимость оперативного принятия решений, сложность используемых технических средств и другие специфические условия, возникающие при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обуславливают высокие требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к уровню знаний, умений, навыков и психологических особенностей спасателей.

В связи с выявленными особенностями трудовой деятельности спасатель должен обладать определенными профессионально важными качествами, такими как смелость, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенность в себе, способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысление, способность к длительному сохранению высокой активности; умение распределять и переключать внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач; иметь хорошую память, уравновешенность, самообладание, склонность к риску и т. д. Кроме того, для эффективной работы должны быть на достаточно высоком уровне развиты умственные способности, техническое мышление, память, внимание.

Важным фактором успешной профессиональной деятельности пожарных-спасателей является достаточный уровень развития профессионально важных навыков и умений. При этом принципиальным отличием навыков и умений является то, что навык - это действие, доведенное до автоматизма постоянным механическим повторением этого действия. Умение - более сложное психическое образование, действие, которое обеспечивает эффективное выполнение работ в постоянно изменяющейся обстановке. Анализ особенностей профессиональной деятельности спасателей дает нам основания полагать, что стрессоустойчивость и надежность специалиста определяются многими психологическими и психофизиологическими факторами, а также степенью их соответствия количественным и качественным характеристикам профессиональной деятельности.

Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств снижает эффективность профессиональной деятельности. В связи с этим важным фактором успешной деятельности пожарного-спасателя как профессионала является постоянное развитие и совершенствование профессионально важных качеств, навыков и умений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дежкина, Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации: автореф. дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.03 / Ю.А. Дежкина; Рос. гос. пед. ун-т. - СПб., 2008. - 23 с.

2. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

3. Кремень, М.А. Психологические аспекты системного анализа в деятельности специалистов органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям / М.А. Кремень [и др.] // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. - 2014. - Т. 20, № 2. - С. 69-74.

4. Кремень, М.А. Психологические аспекты управленческой деятельности специалистов органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям / М.А. Кремень, А.П. Герасимчик, А.Б. Богданович // Проблемы упр. - 2017. - Т. 66, № 4. - С. 44-48.

5. Кремень, М.А. Психологические аспекты управленческой деятельности специалистов органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям / М.А. Кремень, А.П. Герасимчик, А.Б. Богданович, В.Н. Сергеев // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. - 2014. -Т. 19, № 1. - С. 82-88.

6. Кремень, М.А. Психология безопасности жизнедеятельности: информационный компонент / М.А. Кремень [и др.] // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. -2015. - Т. 22, № 2. - С. 105-112.

7. Кремень, М.А. Спасателю о психологии / М.А. Кремень. - Минск: Изд. центр БГУ, 2003. - 136 с.

8. Марьин, М.И. Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных / М.И. Марьин, Е С. Соболев // Психологический журнал. - 1990. - Т. 11, № 1. - С. 102-108.

9. Марьин, М.И. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: пособие / М.И. Марьин [и др.]; под общ. ред. Е.А. Ма-шалкина. - М.: ВНИИПО, 1998. - 114 с.

10. Осипов, А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления: автореф. дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / Юж. федер. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2009. - 24 с.

11. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. -М.: Смысл, 2007. - 319 с.

Психологические аспекты профессионально важных качеств пожарных-спасателей Psychological aspects of professionally important qualities of firefighters-rescuers

Гермацкая Екатерина Игоревна

Государственное пожарное аварийно-спасательное учреждение «Республиканский отряд специального назначения» МЧС Республики Беларусь, центр кризисной психологической помощи, инспектор-психолог

Адрес: ул. Карвата, 78,

220138, г. Минск, Беларусь e-mail: germatskaya.cat2012@yandex.by ORCID: 0000-0001-8977-9273

Ekaterina I. Germatskaya

State Fire and Rescue Institution «Republican Special Purpose Unit» of The Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus, Crisis Psychological Center, Inspector-Psychologist

Address: ul. Karvata, 78,

220138, Minsk, Belarus e-mail: germatskaya.cat2012@yandex.by ORCID: 0000-0001-8977-9273

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-1.96

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

OF FIREFIGHTERS-RESCUERS

Germatskaya E.I.

Purpose. The description of the main professionally important qualities and skills of fire-rescuers, aspects of their development. Determination of skills and abilities that firefighter-rescuers need to successfully complete professional tasks.

Methods. Theoretical analysis of the available results of studies of professional qualities of firefighter-rescuers, and their skills.

Findings. The conditions of activity of rescuers are described. The concepts «professionally important skills of firefighter-rescuers» and «professionally important abilities of firefighter-rescuers» are considered, their fundamental difference is determined. It was revealed that the absence or insufficient development of professionally important qualities reduce the effectiveness of professional activities of rescuers. The professionally important qualities of specialists of extreme profile are described and structured into separate groups, their role in emergency response is determined.

Application field of research. The presented results can be used to further study of the conditions and factors of the formation of skills and abilities of firefighter-rescuers to develop a program for the training extreme specialist's skills and abilities.

Keywords: extreme conditions of activity, professionally important qualities, skills, abilities, psychological training, emergency.

(The date of submitting: November 25, 2019) REFERENCES

1. Dezhkina Yu.A. Razvitie professional'no vazhnykh kachestv sotrudnikov gosudarstvennoy pro-tivopozharnoy sluzhby MChS Rossii v protsesse professionalizatsii [Development of professionally important qualities of employees of the state fire-fighting service EMERCOM of Russia in the process of professionalization]. Grand PhD psych. sci. diss. Synopsis: 19.00.03. Herzen State Pedagogical University of Russia. Saint Petersburg, 2008. 23 р. (rus)

2. Il'in E.P. Differentsial'nayapsikhologiyaprofessional'noy deyatel'nosti [Differential psychology of professional activities]. Saint Petersburg: Piter, 2008. 432 p. (rus)

3. Kremen' M.A., Gerasimchik A.P., Bogdanovich A.B., Sergeev V.N. Psikhologicheskie aspekty sistem-nogo analiza v deyatel'nosti spetsialistov organov i podrazdeleniy po chrezvychaynym situatsiyam [Psychological aspects of the system analysis in activity of agencies and departments for emergency]. Vestnik Komandno-inzhenernogo institutaMChSRespubliki Belarus', 2014. Vol. 20, No. 2. Pp. 69-74. (rus)

4. Kremen' M.A., Gerasimchik A.P., Bogdanovich A.B. Psikhologicheskie aspekty upravlencheskoy deyatel'nosti spetsialistov organov i podrazdeleniy po chrezvychaynym situatsiyam [Psychological aspects of administrative activity of specialists of agencies and departments for emergency]. Problemy upravleniya, 2017. Vol. 66, No. 4. Pp. 44-48. (rus)

5. Kremen' M.A., Gerasimchik A.P., Bogdanovich A.B., Sergeev V.N. Psikhologicheskie aspekty uprav-lencheskoy deyatel'nosti spetsialistov organov i podrazdeleniy po chrezvychaynym situatsiyam [Psychological aspects of administrative activity of specialists of agencies and departments for emergency]. Vest-nik Komandno-inzhenernogo instituta MChS Respubliki Belarus', 2014. Vol. 19, No. 1. Pp. 82-88. (rus)

6. Kremen' M.A., Gerasimchik A.P., Bogdanovich A.B., Sergeev V.N., Novitskiy V.V. Psikhologiya be-zopasnosti zhiznedeyatel'nosti: informatsionnyy komponent [Psychology of life safety information component]. Vestnik Komandno-inzhenernogo instituta MChS Respubliki Belarus', 2015. Vol. 22, No. 2. Pp. 105-112. (rus)

7. Kremen' M.A. Spasatelyu opsikhologii [Psychology for rescuer]. Minsk: Izdatel'skiy tsentr BGU, 2003. 136 p. (rus)

8. Mar'in M.I., Sobolev E.S. Issledovanie vliyaniya usloviy truda na funktsional'noe sostoyanie pozharnykh [Study of the influence of working conditions on the functional state of firefighters]. Psikhologicheskiy zhurnal, 1990. Vol. 11, No. 1. Pp. 102-108. (rus)

9. Mar'in M.I. [et al.]. Professiografiya osnovnykh vidov deyatel'nosti sotrudnikov Gosudarstvennoy pro-tivopozharnoy sluzhby MVD Rossii [Profiography of the main activities of employees of the State fire

fighting service of the Ministry of internal affairs of Russia]: handbook. Ed. by Mashalkin E.A. Moscow: FGBU VNIIPO of EMERCOM of Russia, 1998. 114 p. (rus)

10. Osipov A.V. Professional'no vazhnye kachestva sotrudnikov pozharno-spasatel'nykh formirovaniy na raznykh etapakh professional'nogo stanovleniya [Professionally important qualities of employees of fire and rescue units at different stages of professional development]. Grand PhD psych. sci. diss. Synopsis: 19.00.13. Souther Federal University. Rostov-on-Don, 2009. 24 р. (rus)

11. Psikhologiya ekstremal'nykh situatsiy dlya spasateley i pozharnykh [Psychology of extreme situations for rescuers and firefighters]. Ed. by Shoygu Yu.S. Moscow: Smysl, 2007. 319 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.