Морально-психолопическая профессиональная подготовка и надежность
Morally-psychological and professional training and reliability
УДК 378 © В. В. Булгаков, 2020 DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-13001
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Формирование психологической устойчивости пожарных к негативным условиям профессиональной деятельности
Булгаков Владислав Васильевич \
кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника — начальник института профессиональной подготовки.
ORCID: 0000-0002-6012-6137. E-mail: [email protected]
1 Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 153040, Иваново, пр. Строителей, 33, Россия
Реферат
Введение. Профессиональная деятельность пожарных связана с воздействием опасных факторов пожара, которые оказывают негативное влияние на физическое и психологическое состояние личного состава пожарно-спасательных подразделений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров. Для формирования эмоциональной и психологической устойчивости курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России, к воздействию негативных факторов пожара необходима разработка новых методик практической подготовки в условиях максимального приближения к реальному пожару. Материалы и методы. Проведен анализ требований, предъявляемых к должности начальника пожарно-спасательного караула, на которую по окончании учебного заведения назначаются выпускники. Выявлены преимущества и недостатки применяемых методик подготовки пожарных. Для разработки методики практической подготовки использовались методы моделирования профессиональной деятельности пожарных и дидактические принципы ассоциативно-рефлекторной теории, теории мотивации, модульного и проблемного обучения. Результаты и обсуждение. Предложенная методика практической подготовки курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров способствует формированию психологической устойчивости и готовности к экстремальным условиям профессиональной деятельности, связанным с угрозой для жизни и здоровья личного состава и спасаемых людей. Особенностью разработанной методики является комплексный характер подготовки, формирующий практические умения и навыки в области проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров, физические и психологические качества, повышающие уровень профессиональной подготовки и психологической устойчивости курсантов к стрессовым воздействиям. Выводы. Предложенная методика реализована в образовательном процессе Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России и может представлять практический интерес для подготовки сотрудников силовых ведомств, профессиональная деятельность которых связана с экстремальными физическими и психологическими нагрузками.
Ключевые слова: комплексная методика практической подготовки; стрессовые воздействия на пожарных; психологическая устойчивость и готовность пожарных.
Для цитирования: Булгаков В. В. Формирование психологической устойчивости пожарных к негативным условиям профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 3(82). С. 246-253. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-13001
Основные положения:
1. Условия работы пожарных требуют развития и совершенствования практической подготовки в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, направленной на формирование психологической устойчивости к негативным условиям профессиональной деятельности.
2. С учетом исследования и моделирования профессиональной деятельности пожарных, дидактических принципов ассоциативно-рефлекторной теории, теории мотивации, модульного и проблемного обучения раз-
работана методика практической подготовки курсантов в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России, которая носит комплексный характер, направленный на повышение уровня профессиональной подготовки и психологической устойчивости к стрессовым воздействиям.
3. Методика практической подготовки реализуется в форме практического занятия, включающего последовательное выполнение индивидуальных и групповых практических упражнений, направленных на формирование и контроль практических умений и навыков, физических,
психологических качеств и стрессоустойчивости, требующихся для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения в условиях воздействия на курсантов негативных физических и психологических факторов.
4. Формирование психологической и эмоциональной устойчивости курсантов к эмоциональным травмам, вызываемым гибелью и ранениями людей, разрушением зданий и сооружений, взаимодействием с пострадавшими людьми и родственниками погибших, осуществляется в ходе обучения дисциплинам «Экстремальная психология», «Психологические аспекты принятия управленческих решений в экстремальных ситуациях», а также в процессе взаимодействия с сотрудниками психологической службы при прохождении практик.
5. Предложенная методика реализована в образовательном процессе Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России и может представлять практический интерес для подготовки сотрудников силовых ведомств, профессиональная деятельность которых связана с экстремальными физическими и психологическими нагрузками при выполнении служебных задач.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Работа пожарного относится к наиболее опасным профессиям, связанным с тяжелыми физическими и психологическими нагрузками как в процессе несения службы на суточном дежурстве, так и в процессе проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров. Для формирования эмоциональной и психологической устойчивости курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России, к воздействию негативных факторов пожара требуется разработка новых методик практической подготовки в условиях максимального приближения к реальному пожару.
Теоретические предпосылки. Психологическая подготовка пожарных к действиям в условиях пожара является наиболее важным элементом обучения. Исследованию вопросов психологической подготовки, психологической готовности и устойчивости пожарных к профессиональной деятельности посвящены многочисленные работы российских [1-4] и зарубежных ученых [5-8].
В условиях пожара при возникновении экстремальных ситуаций, связанных с оценкой и принятием критически важных решений или совершением действий, 20% пожарных не могут грамотно оценить обстановку и принять правильное решение, 10% принимают неверные решения, 22% впадают в ступор и не осуществляют никаких действий, 34% выполняют лишние или ненужные действия и усугубляют ситуацию [9, с. 20]. Психологическая подготовка формирует психологическую устойчивость и позволяет пожарному сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых окружающей средой и работой, и выполнить поставленную задачу. Психологическая устойчивость в условиях проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения пред-
ставляет собой адаптационную готовность к воздействию негативных факторов пожара, к которым относится физическое и психологическое напряжение, возникающее в результате угрозы для жизни и здоровья и при столкновении с человеческими страданиями, травмами, гибелью людей.
Психологическая готовность пожарного заключается в свойствах и чертах личности, особенностях функционирования его нервной системы, способствующих выполнению профессиональных задач в условиях пожара. Психологическая характеристика пожарного включает направленность личности, темперамент, моральные и волевые качества, а также профессиональные качества личности [9, с. 21].
Работа пожарных в неопределенных условиях пожара связана с непредсказуемым развитием ситуации и воздействием опасных факторов пожара, которые могут привести к получению травмы или потере жизни. Указанные обстоятельства профессиональной деятельности предполагают действия, связанные с риском. В экстремальных условиях пожарные в зависимости от склонности к риску ведут себя по-разному. Лица, склонные к риску, в условиях тушения пожаров проявляют решительность и смелость, быстро реагируют на неожиданные ситуации, правильно оценивают обстановку и сохраняют работоспособность в опасных для жизни условиях [3, с. 7]. Лица, не склонные к риску, избегают действовать в опасной зоне, стремятся выбрать наиболее безопасное место или уклониться от выполнения задания, часто преувеличивают опасность.
К показателям психологической подготовленности пожарных относится стрессоустойчивость, которая представляет собой определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих [10, с. 125]. А. В. Шленков [11, с. 151] и А. В. Марков [12, с. 279] выделяют такие основные стрессовые воздействия на пожарных в процессе проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара, как:
— экстремальные и продолжительные физические нагрузки в условиях воздействия опасных факторов пожара;
— угроза для жизни и здоровья от воздействия внешних опасных факторов пожара;
— высокая ответственность за принятие решений, связанных с возможными последствиями для жизни и здоровья подчиненного личного состава и спасаемых людей;
— эмоциональные травмы, вызванные гибелью и ранениями людей, разрушением зданий, взаимодействием с пострадавшими людьми и родственниками погибших.
Уровень стрессоустойчивости определяется типом и свойством нервной системы человека и интеллектом, позволяющим оценивать и прогнозировать развитие ситуации для принятия решения, волевой готовностью к выполнению профессиональных задач, наличием мотивов, которые формируют эмоциональную устойчи-
вость, и эмоциональным опытом личности, накопленным в процессе преодоления отрицательного воздействия экстремальных ситуаций. Эмоциональная устойчивость дает возможность пожарному сохранять физическую и психическую работоспособность в условиях пожара, эффективно снижать уровень стресса для адекватного реагирования на экстремальные ситуации, принимать правильные решения, в том числе в условиях дефицита времени.
Для формирования эмоциональной и психологической устойчивости курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России, к воздействию негативных факторов пожара, возникающих при проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров, требуется разработка новых методик практической подготовки в условиях максимального приближения к реальному пожару.
Материалы и методы
Для разработки методики практической подготовки курсантов, направленной на комплексное развитие практических умений и навыков в области проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров, физических и психологических качеств, в том числе формирующих эмоциональную устойчивость курсантов к воздействию негативных факторов пожара, проведен обзор методик подготовки пожарных, а также их анализ. Представленные методики практической подготовки пожарных имеют специальный или узконаправленный характер, формирующий определенные профессиональные навыки, например профессионально-прикладные [13], физические [14], тактические [15]. Проанализированы требования, предъявляемые к должности начальника пожарно-спасательного караула, необходимые профессионально важные качества, такие как психомоторные, волевые и эмоциональные [11; 16-18].
Для разработки методики практической подготовки использовались методы моделирования профессиональной деятельности пожарных с учетом анализа методик практической подготовки и требований, предъявляемых к должности начальника пожарно-спасательного караула, а также условий учебно-полигонной базы Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России (далее — академия).
Моделирование профессиональной деятельности пожарных осуществлялось посредством разработки практических упражнений и подбора пожарно-строевых нормативов ', предназначенных для формирования учебно-методической схемы практического занятия, направленной на комплексное формирование практических умений и навыков в области проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров, физических и психологических качеств.
С учетом моделирования профессиональной деятельности пожарных, анализа основных стрессовых воз-
действий на пожарных в процессе проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров [11, с. 151; 12, с. 279] и исследования педагогических теорий, формирующих практические умения и навыки, разработана методика практической подготовки. В ее основе лежат дидактические принципы ассоциативно-рефлекторной теории, развитой в работах Дж. Локка, Я. А. Коменского, С. Л. Рубинштейна и др. Методика практической подготовки включает основные положения теорий мотивации (А. К. Маркова, В. В. Давыдов, Л. Выготский и др.), модульного (Дж. Рассел, П. А. Юцявичене, П. И. Третьяков и др.) и проблемного обучения (В. Оконь, М. И. Махмутов, А. Брушлинский и др.).
Результаты и обсуждение
Методика практической подготовки курсантов внедрена в образовательный процесс академии и реализует комплексную подготовку курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров. Концептуальная модель методики практической подготовки представлена на рисунке. Предложенная методика практической подготовки (п. I) позволяет формировать психологическую устойчивость курсантов к экстремальным и продолжительным физическим нагрузкам (п. 1), к угрозе для жизни и здоровья в результате воздействия опасных факторов пожара (п. 2), к ответственности за принятые решения с возможными последствиями для жизни и здоровья спасаемых людей и личного состава пожарно-спасательного караула (п. 3).
Психологическая устойчивость к эмоциональным травмам, которые могут быть вызваны гибелью и ранениями людей, разрушением зданий, взаимодействием с пострадавшими людьми и родственниками погибших (п. 4) формируется посредством обучения по дисциплинам психологической направленности (п. II) и в процессе прохождения практик в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (п. III).
Методика практической подготовки предназначена для формирования практических умений и навыков, физических и психологических качеств курсантов на протяжении всего периода обучения. Такое формирование осуществляется на базе практических упражнений профессиональных дисциплин в области проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров. Например, по специальности 20.05.01 — Пожарная безопасность к дисциплинам, формирующим практические умения и навыки, относятся пожарно-строевая и спасательная подготовка; организация газодымозащитной службы; подготовка газодымозащитника; специальная пожарная и аварийно-спасательная техника; пожарная тактика; планирование и организация тушения пожаров; организация и ведение аварийно-спасательных работ; оперативно-тактические действия при тушении пожаров.
По каждой дисциплине разработаны базы практических упражнений, формирующие практические навыки и умения в области проведения аварийно-спасательных
1 Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава Федеральной противопожарной службы. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Факторы пожара, оказывающие стрессовое воздействие на пожарного в процессе проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров
1. Экстремальные и продолжительные физические нагрузки
2. Угроза для жизни и здоровья пожарного
в результате воздействия опасных факторов пожара
3. Ответственность за принятые решения, связанные с возможными последствиями
для жизни и здоровья спасаемых людей и личного состава
4. Эмоциональные травмы, вызванные гибелью и ранениями людей, разрушением зданий, взаимодействием с пострадавшими людьми и родственниками погибших
Факторы обучения, формирующие психологическую устойчивость курсантов к стрессовому воздействию на пожарного Формы обучения, формирующие психологическую устойчивость курсантов к стрессовому воздействию на пожарного
1.1. Последовательный и непрерывный характер выполнения практических упражнений I. Методика практической подготовки, формирующая практические умения и навыки выполнения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров
1.2. Выполнение практических упражнений в условиях воздействия опасных факторов пожара
1.3. Руководство пожарно-спасательным подразделением при проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров
4.1. Получение знаний и изучение практик на учебных занятиях по психологической подготовке и формированию психологической устойчивости II. Обучение дисциплинам «Основы первой помощи», «Экстремальная психология», «Психологические аспекты принятия управленческих решений в экстремальных ситуациях»
4.2. Получение знаний и изучение практик при взаимодействии с сотрудниками психологической службы в практических пожарно-спасательных подразделениях ГПС МЧС России III. Учебная и производственная практики курсантов в должностях пожарного, командира отделения и начальника пожарно-спасательного караула
Рис. Концептуальная модель методики практической подготовки курсантов в области проведения аварийно-спасательных
работ и тушения пожаров
(Fig. Conceptual Model of the Methodics of the Cadets' Practical Training in the field of Emergency Rescue Works and Fire Extinguishing)
работ и тушения пожаров. Базы практических упражнений в зависимости от года изучения профессиональных дисциплин сформированы в базы практических упражнений по уровню подготовки. Уровни подготовки в целях обозначения основного направления подготовки и формирования интереса курсантов к практическому обучению в зависимости от года обучения получили следующие наименования: 1-й год обучения — «пожарный»; 2-й — «спасатель»; 3-й — «газодымозащитник»; 4-й — «начальник караула»; 5-й год обучения — «руководитель тушения пожара».
Методика практической подготовки реализуется в форме практического занятия, включающего последовательное выполнение индивидуальных и групповых практических упражнений из базы соответствующего уровня подготовки. Например, практические занятия на 3-м году обучения по уровню подготовки «газодымозащитник» включают практические упражнения по дисциплинам, изученным на 1-2-м годах и изучаемых на 3-м году обучения. В целях мотивации курсантов к получению практических умений и навыков в области проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров перед экзаменационной сессией организуется итоговое практическое занятие по соответствующему уровню подготовки, предназначенное для контроля практических умений и навыков курсантов и допуска к сессии. Итоговое практическое занятие включает 3 этапа: 1) выполнение индивидуальных практических упражнений; 2) выполнение групповых практических упражнений в составе пожарно-спасательного отделения; 3) выполнение практической пожарно-тактической задачи в составе пожарно-спасательного караула.
Итоговое практическое занятие проводится в составе учебной группы или учебного курса, курсанты
последовательно выполняют практические упражнения трех этапов, объединяясь на 2-м этапе в пожарно-спасательные отделения, состоящие из 5 курсантов, и на 3-м этапе — в пожарно-спасательные караулы, каждый из которых включает 2 отделения. Курсанты выполняют практические упражнения в боевой одежде пожарного со снаряжением и с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее — СИЗОД) при выполнении упражнений в непригодной для дыхания среде. В случае невыполнения индивидуального или группового практического упражнения курсанты индивидуально или в составе пожарно-спасательного отделения направляются в штрафную зону для выполнения дополнительных упражнений, например, таких как подтягивание, приседание и скатка пожарного рукава. Для прохождения всех этапов практического занятия установлено время не более 60 минут.
Предложенная методика предусматривает выполнение практических упражнений в условиях максимального приближения к реальному пожару и позволяет формировать, помимо практических умений и навыков проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров, и психологическую устойчивость к негативным факторам пожара, а также к тяжелым условиям профессиональной деятельности.
Проанализируем реализацию в предложенной методике элементов практической подготовки, нацеленных на формирование практических умений и навыков, физических и психологических качеств, направленных на повышение уровня подготовки к стрессовым воздействиям, возникающим в процессе:
— экстремальных и продолжительных физических нагрузок;
— действия опасных факторов пожара, создающих угрозу жизни и здоровью;
— принятия управленческих решений, связанных с возможными последствиями для жизни и здоровья спасаемых людей и подчиненного личного состава.
Последовательное, непрерывное и динамичное выполнение в течение 60 минут практических упражнений на итоговом практическом занятии позволяет создавать для курсантов экстремальные и продолжительные физические нагрузки, тренируя и контролируя их физические, психологические и эмоциональные качества. Время для последовательного прохождения курсантами комплекса практических упражнений выбрано, исходя из статистики работы пожарно-спасательных подразделений на пожарах, которое в 60% случаев составляет около 1 часа [19, с. 414]. Экстремальные физические нагрузки, воздействующие на курсантов, связаны с непрерывным выполнением разноплановых практических упражнений в течение практического занятия. Разноплановые упражнения вызывают аэробные, анаэробные и гипокси-ческие нагрузки, воздействующие на организм курсанта. Например, индивидуальное практическое упражнение «подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни» выполняется на время со штурмовой лестницей, которая весит 9,3 кг, высота 4-го этажа составляет 13,2 м. Таким образом, это упражнение дает высокоинтенсивную скоростную и силовую физическую нагрузку, а также для его выполнения необходимы ловкость, гибкость и координационные способности. Кроме того, скоростной подъем на высоту вызывает у курсантов психологическое напряжение различной интенсивности.
Итоговое практическое занятие включает упражнения, выполняемые в условиях воздействия внешних опасных факторов пожара и создающие угрозу жизни и здоровью. Опасные факторы пожара, к которым, например, относятся тепловой поток, повышенная температура окружающей среды, повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения, снижение видимости в дыму 2, требуют наличия защитной боевой одежды и снаряжения и выполнения упражнения в СИЗОД. Например, индивидуальное практическое упражнение «прохождение полосы психологической подготовки», представляющее собой динамичное перемещение в боевой одежде со снаряжением с использованием СИЗОД в экстремальных условиях воздействия открытого огня и дыма, позволяет тренировать курсантов в условиях, максимально приближенных к реальному пожару. Прохождение полосы психологической подготовки вызывает гипоксическую нагрузку, связанную с возникновением кислородной недостаточности вследствие высокоинтенсивного передвижения в СИЗОД по конструкциям психологической полосы (фрагмент двухэтажного дома с лестницей для подъема и столбом для спуска, разноуровневые эстакады с лестницами для подъема и спуска, лабиринты и т. п.), имеющим разноуровневое располо-
жение. Выполнение упражнения требует от курсантов скоростных характеристик передвижения, выносливости, ловкости и координационных способностей. Основным предназначением полосы психологической подготовки являются тренировка и формирование психологической устойчивости курсантов к условиям непосредственного воздействия внешних опасных факторов пожара, создающих угрозу жизни и здоровью.
Методика практического занятия включает как индивидуальные практические упражнения, так и групповые, которые выполняются в составе пожарно-спасательного отделения или караула. Групповые практические упражнения позволяют формировать и совершенствовать не только взаимодействие и взаимопонимание курсантов для выполнения практических упражнений, но и управленческие навыки будущих руководителей пожарно-спасательных подразделений. Курсанты на групповом этапе и на этапе выполнения пожарно-тактической задачи, назначенные на должности начальников пожарно-спасательных отделений и караулов, получают навыки принятия управленческих решений и организации выполнения профессиональных задач в области проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
Выполнение пожарно-тактической задачи в составе пожарно-спасательного караула относится к наиболее сложному этапу практического занятия. Пожарно-тактическая задача представляет собой контекстно-профессиональную форму [20] комплексного практического упражнения, включающего выполнение аварийно-спасательных работ и тушения пожаров в условиях, максимально приближенных к реальному пожару, на объектах учебно-полигонной базы академии. К объектам учебно-полигонной базы академии относятся здания и сооружения производственного, социально-бытового назначения и транспортной инфраструктуры. Например, к объектам транспортной инфраструктуры относятся фрагменты железнодорожного пути с вагонами и автомобильной дороги с автомобилями грузового и легкового класса.
Целью пожарно-тактической задачи являются поиск и эвакуация людей, локализация и ликвидация пожара на различных объектах. Решение пожарно-тактической задачи, сопровождающейся воздействием опасных факторов пожара, таких как открытое пламя, тепловой поток, токсичные продукты горения и термического разложения, снижение видимости в дыму, позволяет курсантам получать навыки работы в условиях экстремальных физических и психологических нагрузок. При ликвидации реального пожара курсанты получают навыки управления пожарно-спасательными подразделениями, которые формируют психологическую готовность и уверенность в принятии ответственных управленческих решений.
Основы знаний и практики в области формирования психологической и эмоциональной устойчивости курсанты получают на занятиях по дисциплинам «Основы
2 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
первой помощи», «Экстремальная психология», «Психологические аспекты принятия управленческих решений в экстремальных ситуациях» в рамках обучения по специальности 20.05.01 — Пожарная безопасность. Практическое формирование психологической и эмоциональной устойчивости курсантов к негативным последствиям пожара осуществляется в рамках учебных и производственных практик. Практика в боевых пожарно-спасательных подразделениях сопровождается участием курсантов в ликвидации реальных пожаров, которые могут вызывать эмоциональные травмы, связанные с гибелью и ранениями людей, разрушением зданий и сооружений, а также взаимодействием с родственниками пострадавших и погибших людей. Непосредственное взаимодействие с сотрудниками психологической службы практических подразделений МЧС России, которые оказывают психологическую помощь как пострадавшим, так и пожарным, принимавшим участие в ликвидации пожаров, позволяет курсантам, проходящим практику в должностях пожарного, командира пожарно-спасательного отделения и караула, получить бесценный опыт психологической и эмоциональной подготовки.
Выводы
1. Рассмотренные условия деятельности пожарных при проведении аварийно-спасательных работ и тушения пожаров, сопровождающиеся воздействием физических и психологических негативных факторов, требуют создания научно обоснованной методики практической подготовки курсантов, направленной на комплексное формирование практических умений и навыков, физических и психологических качеств, требующихся выпускнику для выполнения должностных обязанностей начальника пожарно-спасательного караула.
2. С учетом исследования вопросов психологической подготовки и психологической готовности пожарных к проведению аварийно-спасательных работ и тушения пожаров разработана методика практической подготовки
курсантов, которая реализована в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Особенностью и преимуществом предложенной методики является комплексный характер формирования практических умений и навыков, физических и психологических качеств курсантов.
3. Последовательное и непрерывное выполнение индивидуальных и групповых практических упражнений в условиях максимального приближения к реальному пожару позволяет тренировать и формировать индивидуальные практические умения и навыки в области проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров, физические и психологические качества, коллективную ответственность, взаимовыручку и психологическую совместимость в условиях стресса. Предложенная методика дает возможность формировать у курсантов управленческие компетенции для руководства пожарно-спасательными подразделениями в условиях пожара и психологическую готовность к ответственности за принимаемые решения, непосредственно влияющие на жизнь и здоровье как спасаемых людей, так и личного состава вверенного подразделения.
Предложенная методика может представлять практический интерес для подготовки сотрудников силовых ведомств, профессиональная деятельность которых носит экстремальный характер и связана с высоким физическим и психологическим напряжением и угрозой для жизни и здоровья.
Перспективы. Для развития и совершенствования предложенной методики требуются разработка и создание новых учебно-тренажерных комплексов, предназначенных для практического выполнения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров на различных объектах. Развитие учебно-тренажерной базы позволит расширить перечень формируемых индивидуальных и групповых практических умений и навыков, физических и психологических качеств.
Список литературы
1. Морозова Л. Б., Куфлина В. А. Эмоционально-волевая устойчивость к стрессовым воздействиям как профессионально важное качество сотрудников службы МЧС России // Концепт. 2015. Т. 13. С. 2821-2825.
2. Харин В. В., Стрельцов О. В., Рюмина С. И. Психологические особенности готовности к профессиональной деятельности курсантов образовательных учреждений ГПС МЧС России // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2017. Т. 1, № 8. С. 390-393.
3. Никитенко Н. А. Индивидуальный подход к психологической подготовке пожарных // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2016. № 4(28). С. 33-39.
4. Абрамов А. В., Ермилов А. В. Развитие психологических качеств начальника караула пожарной части у курсантов вузов МЧС России // Научный поиск. 2015. № 2.4. С. 5-6.
5. Physiological, Perceptual and Psychological Responses of Career versus Volunteer Firefighters to Live-fire Training Drills/ Petruzzello S. J., Poh P. Y. S., Greenlee T. A., Goldstein E., Horn G. P., Smith D. L. Stress and Health. 2016. No 32(4). Pp. 328-336. DOI: 10.1002/ smi.2620.
6. Emotion regulatory flexibility sheds light on the elusive relationship between repeated traumatic exposure and posttraumatic stress disorder symptoms / Levy-Gigi E., Bonanno G. A., Shapiro A. R., Richter-Levin G., Keri S., Sheppes G. Clinical Psychological Science. 2016. No 4(1). Pp. 28-39. DOI: 10.1177/2167702615577783.
7. Firefighting and mental health: Experiences of repeated exposure to trauma / Jahnke S. A., Poston W. S. C., Haddock C. K., Murphy B. Work. 2016. No 53(4). Pp. 737-744. DOI: 10.3233/W0R-162255.
8. Personality characteristics and individual factors associated with PTSD in firefighters one month after extended wildfires / Psarros C., Theleritis C., Kokras N., Lyrakos D., Koborozos A., Kakabakou O. et al. Nordic Journal of Psychiatry. 2018. No 72(1). Pp. 17-23. DOI: 10.1080/08039488.2017.1368703.
9. Соколов Е. Е., Легошин М. Ю., Чистяков И. М., Никишов С. Н. Обоснование тестов и критериев профессионально-прикладной физической и психической подготовленности пожарных-газодымозащитников : монография. Иваново, 2017. 94 с.
10. Талалаева А. С. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности спасателей-пожарных Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь // Современное образовательное пространство: психологическое благополучие и культура безопасности : сб. докладов межрегион. конф. с междунар. участием (г. Екатеринбург, 15-16 февраля 2017 г.). Екатеринбург, 2017. С. 124-128.
11. Шленков А. В. Динамика изменений представлений о профессионально важных качествах спасателя у курсантов в процессе обучения в образовательных организациях МЧС России // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2016. № 1. С. 150-159.
12. Марков А. В. Проблема профессиональной психологической адаптации пожарных и спасателей // Техногенная и природная безопасность : сб. мат-лов IV всерос. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 19-21 апреля 2017 г.). Саратов, 2017. С. 279-281.
13. Чумила Е. А. Повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов учебных заведений МЧС Республики Беларусь // Пожарная и аварийная безопасность : мат-лы X междунар. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию МЧС России (г. Иваново, 26-27 ноября 2015 г.). Иваново, 2015. С. 325-328.
14. Бондин В. И., Смирнов А. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников пожарной безопасности // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности : мат-лы III междунар. науч. конф. (г. Ростов-на-Дону, 21-24 мая 2016 г.). Ростов н/Д, 2016. С. 51-57.
15. Зенин Ю. Н., Старов В. Н., Зайцев А. Н. Методика проверки владения профессиональными навыками и оценка тактики действий сотрудников МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2014. № 1. С. 132-138.
16. Жернаков Д. В., Уколов А. В., Лагунов А. Н. Теоретические и практические аспекты формирования профессионально важных качеств курсантов ГПС МЧС России : монография. Железногорск, 2016. 125 с.
17. Андреева О. В., Григорян А. Р. Профессионально важные качества пожарных как предикторы эффективности трудовой деятельности // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 73-78.
18. Протасов А. В., Черноусова И. Д. Профессионально важные качества пожарных // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2014. № 1(5). С. 351-353.
19. Соколов Е. Е., Легошин М. Ю., Чистяков И. М. Условия профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России // Пожарная и аварийная безопасность : мат-лы VII междунар. науч.-практ. конф. (г. Иваново, 28-30 ноября 2012 г.). Иваново, 2012. С. 413-414.
20. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 207 с.
Поступила 12.07.2019
UDC 378 © V. V. Bulgakov, 2020
DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-13001
13.00.08 Theory and Methods of Professional Education
Formation of Firefighters' Psychological Stability to Negative Professional
Conditions
Vladislav V. Bulgakov \
Candidate of Technical Sciences, associate-professor, deputy-chief, chief of the Institute of Professional Training.
ORCID: 0000-0002-6012-6137. E-mail: [email protected]
1 the Ivanovo Fire-and-Rescue Academy of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, 33 Stroiteley pr., Ivanovo, 153040, Russia
Abstract
Introduction. Firefighters' professional activity is related to the influence of dangerous fire factors which have a negative impact on physical and psychological conditions of fire-rescue squads' personnel participating in rescue work and fire extinguishing. To form emotional and psychological stability of cadets at the educational institutions of the State Fire-and-Rescue Service of the Russian EMERCOM to the impact of fire negative factors it is necessary to develop new methods of practical training under maximum similarity to real fire conditions. Materials and Methods. The paper presents the analysis of the requirements for the position of the chief of fire-rescue guard where graduates of educational institution are assigned to. The advantages and disadvantages of the methods applied in firefighters' training are revealed. To develop a methodics of practical training the methods of modeling firefighters' professional activity and didactic principles of associative reflex therapy, motivational theory, modular and problem learning were employed. Results and Discussion. The suggested methods of cadets' practical training in the field of emergency rescue work and fire extinguishing facilitate the formation of psychological stability and readiness for extreme professional conditions threatening personnel and rescued people life and health. The peculiarity of the developed methodics is the complex character of training which forms practical skills and abilities in the field of emergency rescue work and fire extinguishing, physical and psychological qualities which increase the level of cadets' professional training and psychological stability to stress. Conclusions. The suggested methodics is implemented in the educational processes of the Ivanovo Fire-and-Rescue Academy of the State Fire Service of the Russian EMERCOM and can be of practical interest for preparing officers whose professional activity is connected with extreme physical and psychological loads.
Keywords: complex methodics of practical training; stress influence on firefighters; firefighters' psychological stability and readiness.
Citation: Bulgakov V. V. Formation of Firefighters' Psychological Stability to Negative Professional Conditions. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2020. Vol. 25, No 3(82). Pp. 246-253 (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-13001
References
1. Morozova L. B., Kuflina V. A. Emotional volitional stability to stress impacts as a professionally important quality of the Russian EMERCOM officers. Concept. 2015. No 13. Pp. 2821-2825. (In Russ.)
2. Kharin V. V., Streltsov O. V., Ryumina S. I. Psychological peculiarities of readiness for professional activity of the cadets at educational institutions of the State Fire Service of the Russian EMERCOM. Fire Safety: Problems and Prospects. 2017. Vol. 1, No 8. Pp. 390-393. (In Russ.)
3. Nikitenko N. A. Individual approach to firefighters' psychological training. Emergency: Industrial and Ecological Security. 2016. No 4(28). Pp. 33-39. (In Russ.)
4. Abramov A. V., Ermilov A. V. Development of fire rescue guard chief psychological qualities in cadets of higher educational institutions of the Russian EMERCOM. Scientific search. 2015. No 2.4. Pp. 5-6. (In Russ.)
5. Physiological, Perceptual and Psychological Responses of Career versus Volunteer Firefighters to Live-fire Training Drills / Petruzzello S. J., Poh P. Y. S., Greenlee T. A., Goldstein E., Horn G. P., Smith D. L. Stress and Health. 2016. No 32(4). Pp. 328-336. DOI: 10.1002/ smi.2620.
6. Emotion regulatory flexibility sheds light on the elusive relationship between repeated traumatic exposure and posttraumatic stress disorder symptoms / Levy-Gigi E., Bonanno G. A., Shapiro A. R., Richter-Levin G., Keri S., Sheppes G. Clinical Psychological Science. 2016. No 4(1). Pp. 28-39. DOI: 10.1177/2167702615577783.
7. Firefighting and mental health: Experiences of repeated exposure to trauma / Jahnke S. A., Poston W. S. C., Haddock C. K., Murphy B. Work. 2016. No 53(4). Pp. 737-744. DOI: 10.3233/WOR-162255.
8. Personality characteristics and individual factors associated with PTSD in firefighters one month after extended wildfires / Psarros C., Theleritis C., Kokras N., Lyrakos D., Koborozos A., Kakabakou O. et al. Nordic Journal of Psychiatry. 2018. No 72(1). Pp. 17-23. DOI: 10.1080/08039488.2017.1368703.
9. Sokolov E. E., Legoshin M.Yu., Chistyakov I. M., Nikishov S. N. Substantiating tests and criteria for professional applied physical and mental proficiency of firefighters — smoke divers. Ivanovo, 2017. 94 p. (In Russ.)
10. Talalaeva A. S. The role of resistance to stress in professional activity of rescue firefighters of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus. Modern Educational Space: Psychological Welfare and Security Culture. Collected reports of the interregional conference with international participation. (Yekaterinburg, Febr 15-16, 2017). Yekaterinburg, 2017. Pp. 124-128. (In Russ.)
11. Shlenkov A. V. Dynamics of changes in the views on rescuer's professionally important qualities in cadets during the course of studies at educational organizations of the Russian EMERCOM. Current Problems of Physical and Special Training of Power Structures. 2016. No 1. Pp. 150-159. (In Russ.)
12. Markov A. V. The problem of firefighters' and rescuers' professional psychological adaptation. Technogenic and natural security. Collected materials of the 4th All-Russian science and practice conference (Saratov, April 19-21, 2017). Saratov, 2017. Pp. 279-281. (In Russ.)
13. Chumila E. A. Increasing the level of professionally applied physical readiness of cadets of educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus. Fire and Emergency Security. Materials of the 10th international science and practice conference devoted to 25th anniversary of the Russian EMERCOM (Ivanovo, Nov 26-27, 2015). Ivanovo, 2015. Pp. 325-328. (In Russ.)
14. Bondin V. I., Smirnov A. A. Professionally applied physical training of fire security servicemen. Psychological, pedagogical and physiological aspects of designing sport and health programmes and their security. Materials of the 3rd scientific conference (Rostov-on-Don, May 21-24, 2016). Rostov-on-Don, 2016. Pp. 51-57. (In Russ.)
15. Zenin Yu. N., Starov V. N., Zaitsev A. N. Methodics used to master professional skills and assessment of tactics of the Russian EMERCOM officers' activities. Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of the Russian EMERCOM. 2014. No 1. Pp. 132-138. (In Russ.)
16. Zhernakov D. V., Ukolov A. V., Lagunov A. N. Theoretical and practical aspects of forming professionally important qualities of cadets of the State Fire Service of the Russian EMERCOM. Zheleznogorsk, 2016. 125 p. (In Russ.)
17. Andreeva O. V., Grigoryan A. R. Firefighters' professionally important qualities as predictors of effective work. Bulletin of Tver State Technical University. Series: Social Sciences and Humanities. 2013. No 2. Pp. 73-78. (In Russ.)
18. Protasov A. V., Chernousova I. D. Firefighters' professionally important qualities. Modern Technologies of Providing Civil Defence and Elimination of Consequences of Emergencies. 2014. No 1(5). Pp. 351-353. (In Russ.)
19. Sokolov E. E., Legoshin M.Yu., Chistyakov I. M. Conditions of professional activity of the officers of the State Fire Service of the Russian EMERCOM. Fire and Emergency Security. Materials of the 7th international science and practice conference (Ivanovo, Nov 28-30, 2012). Ivanovo, 2012. Pp. 413-414. (In Russ.)
20. Verbitsky A. A. Active learning in higher school: context approach. Moscow, 1991. 207 p. (In Russ.)
Submitted 12.07.2019