ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.320-336
УДК 331.108.4: 005.322: 629.4.076
H. В. Андронова1, Ж. Г. Гаранина2, М. С. Ионова3, Н. В. Резепова4
1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: andronov1971@mail.ru 2Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: garanina23@mail.ru 3Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: ionovams@mail.ru 4 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Москва, Россия), e-mail: natalia0309@list.ru
Особенности профессионально важных качеств членов локомотивных бригад на железнодорожном транспорте
Введение. Статья посвящена проблеме профессионального отбора и определения набора качеств, которыми должны обладать специалисты сферы «человек - техника», в частности, работники локомотивных бригад. Вопрос об оценке профессиональной пригодности машинистов паровозов в России ставился еще в конце XIX в. железнодорожными инженерами-администраторами. Однако изучение профессионально важных качеств членов локомотивных бригад не теряет актуальности. В практическом аспекте важность соответствующих исследований связана с обеспечением безопасности движения поездов. Материалы и методы. В ходе исследования использовалась совокупность методов: анализ литературы, тестирование (методика диагностики уровня личностной готовности к риску PSK Р. Шуберта, тест «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова, Е. В. Эйдмана, методика перцептивной оценки типа стрессоустойчивости), опрос (анкета). Для статистического анализа эмпирических данных применялся метод ранговой корреляции yg Спир-мена. Результаты исследования. Описываются результаты эмпирического исследования особенностей ряда профессионально важных качеств работников локомотивных бригад. В частности, приводятся данные диагностики волевой саморегуляции и стрессоустойчи-вости машинистов тепловозов и помощников машинистов, а также результаты измерения их готовности к риску, рассматриваемой как анти-ПВК. Было выявлено, что у большинства испытуемых - работников локомотивных бригад низкий и средний уровни личностной готовности к риску, они не склонны действовать необдуманно, наугад. Большая часть машинистов и их помощников имеют высокий уровень развития волевой саморегуляции, т. е. являются эмоционально зрелыми личностями, активны, независимы и самостоятельны. Три четверти обследованных работников локомотивных бригад продемонстрировали высокий уровень развития настойчивости, подавляющее большинство - высокоразвитое самообладание. Больше половины выборки - представители типа Б стрессоустойчивости, т. е. стрессоустойчивые люди. Однако более трети членов локомотивных бригад относятся к типу А стрессоустойчивости. У них отмечаются проявления агрессивности, нетерпеливости, неустойчивости к стрессам. Статья содержит материал анализа проведенного опроса
© Андронова Н. В., Гаранина Ж. Г., Ионова М. С., Резепова Н. В., 2019
О-^Гк ГумАнитАрий : актуальные проблемы to v i шю
гуманитарной науки и образования ' " '
членов локомотивных бригад относительно качеств, необходимых представителям их профессии. Чаще других среди ответов встречались волевые черты характера, выражающие отношение к труду и к окружающим людям. Анкетирование выявило особую значимость развития у машинистов тепловоза и их помощников следующих психологических качеств: терпения, внимательности, ответственности, решительности, уверенности в себе, бдительность, трудолюбия. Корреляционный анализ эмпирических данных установил наличие статистически значимой связи волевой саморегуляции и самообладания с типами стрессо-устойчивости. Между обозначенными качествами работников локомотивных бригад существуют средние по силе обратные связи. Данные корреляционного анализа и логика теста, примененного для измерения стрессоустойчивости, позволяют говорить, что чем выше уровень развития волевой саморегуляции и самообладания как ее компонента, тем лучше стрессоустойчивость членов локомотивных бригад. Обсуждение и заключение. Для повышения продуктивности профессиональной деятельности членов локомотивных бригад психологу депо можно рекомендовать проводить с машинистами тепловоза и их помощниками тренинговые упражнения на развитие волевой саморегуляции и такого ее элемента, как самообладание, что может способствовать улучшению стрессоустойчивости. Ключевые слова: профессионально важные качества, железнодорожный транспорт, локомотивная бригада, машинист, помощник машиниста, стрессоустойчивость, волевая саморегуляция, самообладание, настойчивость, готовность к риску.
Для цитирования: Андронова Н. В., Гаранина Ж. Г., Ионова М. С., Резепова Н. В. Особенности профессионально важных качеств членов локомотивных бригад на железнодорожном транспорте // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2019. - Т. 19, N° 3. - С. 320-336. DOI: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.320-336
Благодарность: Исследование выполнено при содействии сотрудников Эксплуатационного локомотивного депо Рузаевка.
Natalia V. Andronova1, Zhanna G. Garanina2, Maria S. Ionova3, Natalia V. Rezepova4
1 National Research Ogarev Mordovia State University
(Saransk, Russia), e-mail: andronov1971@mail.ru
2 National Research Ogarev Mordovia State University
(Saransk, Russia), e-mail: garanina23@mail.ru
3 National Research Ogarev Mordovia State University
(Saransk, Russia), e-mail: ionovams@mail.ru 4PlekhanovRussian University of Economics (Moscow, Russia), e-mail: natalia0309@list.ru
The Peculiarities of Professionally Important Qualities of the Members of Locomotive Brigades of Railway Transport
Introduction. The article covers the issue of professional selection and determination of the set of qualities that should be possessed by the specialists of "person - machines" field, in particular, workers of locomotive brigades. The issue of assessing the professional suitability of operators of locomotives in Russia was raised in the late XIX century by railway engineers-administrators. However, the study of professionally important qualities of the members of the locomotive crews proves to be relevant today. The practical importance of corresponding research is related to ensuring the safety of trains movement. Materials and Methods. The study incorporated a combination of methods: literature analysis, testing (methods for diagnostics of level of personal risk readiness "PSK" R. Schubert, test "A study of volitional self-regulation" A. V. Zverkova, E. V. Eydman, methodology for perceptual assessment of stress), the survey (questionnaire). Spearman rank correlation method was used for statistical analysis of empirical data. Results. The article describes the results of empirical research of peculiarities of professionally important
qualities of locomotive brigade workers. In particular, the authors introduce the data of diagnostics of volitional self-regulation and stress resistance of locomotive drivers and assistant drivers, and also results of measuring their risk tolerance, considered as an anti-PVK. It was revealed that the majority of the tested workers of locomotive brigades demonstrate low and medium levels of personal readiness to take risks, they are not inclined to act rashly and randomly. The majority of drivers and their assistants have a high level of volitional self-regulation development, i.e., they are emotionally mature, active, independent and self-reliant. Three quarters of the surveyed workers from the locomotive crews demonstrated a high level of perseverance and an overwhelming majority showed highly developed self-control. More than a half of the sample turned out to be representatives of the B type stress, i. e., stress-resistant people. However, more than a third of the members of locomotive crews tend to exhibit A type stress. They showed manifestations of aggressiveness, impatience, and intolerance to stress. The article contains the analysis of the survey of the locomotive staff members concerning the qualities required for the representatives of their profession. Most frequent feedback among the responses was about volitional traits expressing attitude to work and to other people. The survey revealed the particular importance of fostering some psychological qualities of the locomotive drivers and their assistants: patience, attentiveness, responsibility, determination, self-confidence, vigilance, diligence. Correlation analysis of empirical data using Spearman's rank correlation determined the presence of statistically significant connection of volitional self-regulation and self-control with the types of stress resistance. There is an average force feedback between the indicated qualities of workers of locomotive brigades. The data of correlation analysis and test logic, used to measure stress resistance, suggest that higher level of volitional self-regulation development and self-control as its component inevitably boost better stress resistance of locomotive crew members. Discussion and Conclusion. Efficiency of professional activities of locomotive brigade members of a depot can be bettered by means of training exercises, carried out by a specialist of psychological profile, involving locomotive drivers and their assistants. The exercises should be targeted at the development of volitional self-regulation, and its element self-control, thus contributing to stress resistance improvement.
Keywords: professionally important qualities, rail transport, locomotive crew, driver, assistant driver, stress, volitional self-regulation, self-control, persistence, willingness to take risks.
For citation: Andronova N. V., Garanina Zh. G., Ionova M. S., Rezepova N. V. The Peculiarities of Professionally Important Qualities of The Members of Locomotive Brigades of Railway Transport. Gumanitarian : aktual'nyeproblemygumanitarnoinaukiiobrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2019; 19(3): 320-336. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.320-336 Acknowledgements: The study was performed with the assistance of staff of the Operational locomotive depot in Ruzaevka.
Введение
В современном мире существует несколько тысяч профессий. В течение жизни мы сталкиваемся с представителями многих из них. Не исключение контакты с работниками железнодорожного транспорта во время поездок на отдых, в командировки и по другим нуждам. В соответствии с Национальным стандартом РФ
железнодорожный транспорт представляет собой часть единой транспортной системы Российской Федерации, которая призвана во взаимодействии с организациями других видов транспорта своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом1.
1 ГОСТ Р 55056-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/1200101551.
Гуманитарий : актуальные проблемы to v i шю
гуманитарной науки и образования ' " '
Выступая в лице потребителя, пользующегося услугами РЖД, мы, безусловно, думаем о своей безопасности. Отчасти наша жизнь и здоровье зависят от состояния железнодорожного подвижного состава и от профессиональной компетентности управляющих им машиниста и его помощника. В связи с этим весьма важной является проблема профессионального отбора и определения набора качеств, которыми должны обладать специалисты сферы «человек -техника», в частности, работники локомотивных бригад. К сказанному добавим, что известный отечественный специалист в области психологии труда Е. А. Климов в качестве фундаментальной теоретической основы изучения проблем профессиональной ориентации и профотбора считает вопрос соответствия психологических качеств человека и профессиональных требований, предъявляемых ему в деятельности [6].
Заметим, что согласно концепции В. Д. Шадрикова, под системой профессионально важных качеств (ПВК) следует понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения [16]. С точки зрения Е. С. Ермаковой, ПВК представляют собой сочетание личностных и психомоторных свойств, соответствующих требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующих эффективности овладения ею [4].
Следует сказать, что попытки найти способы решения обозначенной выше проблемы предпринимались в России еще сто лет назад. Так, советским психотехником А. И. Колодной были разработаны методы испытания профпригодности паровозных машинистов и их помощников, а также выделены профессионально важные качества, среди которых устойчивость и объем внимания, память пространства, техническая сметливость, понимание строения и работы машины, способность определять скорость
движения и уверенная правильная реакция с выбором, ответственность, старание и ряд других [7].
Безусловно, вопросы, связанные с ПВК членов локомотивных бригад, затрагивают в своих работах и современные авторы [5; 8; 10; 11; 12; 14; 17; 19; 20]. М. Ю. Гаврилюк на основании проведенного в конце XX в. исследования саморегуляции деятельности и ее профессиографического анализа разработала и апробировала методику профессионального отбора машиниста маневрового локомотива. Ею изучена связь между индивидуальными особенностями личности и микроклиматом в первичном и вторичном коллективах (в локомотивной бригаде и в колонне) [1].
Психограмма «Машинист локомотива», представленная в книге Е. С. Романовой «99 популярных профессий», содержит перечень качеств, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности. Среди них наряду с хорошим здоровьем приводятся быстрота реакции, скорость и точность движений, хорошая их координация, эмоциональная устойчивость (умение трезво мыслить в критических ситуациях) и психическая устойчивость (умение преодолевать воздействие однообразного ландшафта и ровного гудения приборов длительное время), оперативность мышления. Как и другие авторы, Е. С. Романова говорит о свойствах внимания (высокий уровень переключаемости, концентрации, устойчивости). В психограмме также указывается на важность для машиниста острого зрения, навыков зрительного восприятия в процессе движения, точного глазомера, хорошего слуха (навыков различения сигналов). Кроме того, приводятся личностные качества: сообразительность, осторожность, наблюдательность, осмотрительность, бдительность, решительность, выдержка, дисциплинированность, организованность, самообладание, ответственность [13].
В статье В. В. Серикова и соавторов обозначен ряд профессионально значимых качеств работников локомотивных бригад, в числе которых готовность к экстренным действиям, бдительность, все основные свойства внимания, помехоустойчивость, стрессоустойчивость, точность зрительного восприятия, скорость сложной сенсомоторной реакции, склонность к риску. Для данной категории работников указываются такие профессионально личностные свойства, как высокая ответственность, активность, эмоциональная устойчивость, развитое вербаль-но-логическое мышление [3].
Изучая ПВК машинистов и их помощников, Т. И. Леженкина установила, что показателем психологической готовности локомотивной бригады к действиям в опасных ситуациях является переключение внимания. По результатам ее исследования, наиболее «нагруженными» факторами выступили готовность к экстренному действию в условиях монотонно действующих факторов, стрессоустойчивость, тревожность и индивидуализм [9].
Целью предпринятого нами эмпирического исследования было изучение особенностей ряда профессионально важных качеств работников локомотивных бригад. В частности, мы ставили перед собой следующие задачи:
- определить у машинистов тепловозов и их помощников уровень развития таких ПВК, как волевая саморегуляция и стрессо-устойчивость, а также готовности к риску, рассматриваемой нами в качестве анти-ПВК;
- выявить представления членов локомотивной бригады о качествах, которыми должен обладать представитель их профессии;
- установить характер связи между изученными профессионально важными качествами.
Методы
В роли испытуемых выступили 30 сотрудников Эксплуатационного локомотивного депо Рузаевка (15 машинистов тепловоза и 15 помощников машиниста тепловоза). Возрастной диапазон участников исследования в целом составил от 20 до 47 лет (в подгруппе машинистов - от 28 до 47 лет, в подгруппе помощников машиниста - от 20 до 46 лет). Стаж работы испытуемых в локомотивной бригаде - от 1 года до 27 лет (в подгруппе машинистов - от 3 лет до 21 года, в подгруппе помощников машиниста - от 1 года до 27 лет).
Из совокупности профессионально важных качеств, описанных в професси-ограмме для работников локомотивных бригад, для исследования мы выбрали волевую саморегуляцию и стрессоустой-чивость; также была изучена готовность к риску как анти-ПВК. Для диагностики уровня личностной готовности к риску нами применялась методика PSK Р. Шуберта. Назначение теста - оценка степени готовности к риску. Автор методики под риском понимает действие наудачу в надежде на счастливый исход или возможную опасность, действие, совершаемое в условиях неопределенности2.
Изучение волевой саморегуляции испытуемых проводилось с помощью методики А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана. Под уровнем волевой саморегуляции авторы подразумевают меру овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. Тест содержит общую шкалу (В) и две субшкалы: на-
Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом : учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 285 с.
'l'y Л. гуманитарии : актуальные проблемы № 3 ....
гуманитарной науки и образования ' " '
стойчивость (Н) и самообладание (С). Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека - его стремление к завершению начатого дела. Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний3.
Далее мы использовали методику «Перцептивная оценка типа стрессоустой-чивости» [14]. Соответствующее психическое свойство обусловливает способность личности управлять эмоциями, действиями, поддерживать оптимальный уровень работоспособности в сложных условиях выполнения профессиональной деятельности.
В ходе исследования наряду с тестовыми методиками нами применялась самостоятельно разработанная анкета, направленная на изучение представлений респондентов о качествах, необходимых члену локомотивной бригады.
Также мы выявляли, связаны ли изучаемые нами профессионально важные качества между собой. В частности, нами определялся характер связи волевой само-
регуляции и самообладания с типами стрес-соустойчивости. Для этого мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты
По данным нашего исследования, низкий уровень развития личностной готовности к риску выявлен у половины испытуемых (15 чел.), средний уровень - у 40 % выборки (12 чел.) и высокий уровень - у 10 % (3 чел.).
Описанные эмпирические данные отражены в табл. 1.
Анализ результатов измерения волевой саморегуляции членов локомотивных бригад показал, что большинство испытуемых (25 чел., или 83,3 %) обладают высоким уровнем развития данного свойства. Низкий уровень волевой саморегуляции продемонстрировали только 5 чел. (16,7 %) из выборки. Почти три четверти выборки (73,3 %, или 22 чел.) имели высокий уровень развития настойчивости. Немного больше, чем четвертая часть обследованных членов локомотивных бригад (26,7 %, или 8 чел.), была отнесена нами к катего-
Таблица 1
Распределение испытуемых по категориям в зависимости от уровня личностной готовности к риску
Table 1
Subject categorization depending on the level of personal risk taking
Число испытуемых в категориях / The number of testees in the categories Уровень личностной готовности к риску / The level of personal risk taking
Низкий / Low (от -30 до -10 баллов) Средний / Average (от -10 до +4 баллов) Высокий / High (от +4 до +20 баллов)
Количество / Number 15 12 3
% 50 40 10
Средний показатель по категории (в баллах) / The average for the category (in points) -20,5 -3,1 +7,7
Психологические исследования: Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / сост.: Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов. - М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО МОДЭК, 1996. - 177 с.
рии с низким уровнем развития настойчивости. Высоко развитым самообладанием наделены 90 % испытуемых (27 чел.). Не-
значительная часть выборки (3 чел., или 10 %) имела низкий уровень развития самообладания.
Таблица 2
Распределение испытуемых по категориям в зависимости
от уровня волевой саморегуляции
Table 2
Testees categorization depending on the level of volitional self-regulation
Число испытуемых в категориях / The number of testees in the categories Уровень волевой саморегуляции / The level of volitional self-regulation
Высокий / High Низкий / Low
Общая шкала (В) / Common scale (V)
Количество / Number 25 5
% 83,3 16,7
Средний показатель по категории (в баллах) / The average for the category (in points) 17,9 9,4
Субшкала «настойчивость» (Н) / The subscale "persistence" (P)
Количество / Number 22 8
% 73,3 26,7
Средний показатель по категории (в баллах) / The average for the category (in points) 12,1 7,0
Субшкала «самообладание» (С) / The subscale "self-control" (S)
Количество / Number 27 3
% 90,0 10,0
Средний показатель по категории (в баллах) / The average for the category (in points) 9,8 3,0
Таблица 3
Распределение испытуемых по категориям в зависимости от типа стрессоустойчивости
Table 3
Testees categorization depending on the type of stress resistance
Число испытуемых в категориях / The number of testees in the categories Тип стрессоустойчивости / Type of stress
Тип А / Type A (от 20 до 40 баллов) Тип Б/Type B (от 0 до 20 баллов)
Количество / Number 12 18
% 40 60
Средний показатель по категории (в баллах) / The average for the category (in points) 26,5 14,4
ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ю v ? mto
гуманитарной науки и образования ' " '
Таблица 4
Распределение испытуемых по категориям в зависимости от уровня выраженности типа стрессоустойчивости
Table 4
Testees categorization depending on severity type of stress tolerance
Число испытуемых в категориях / The number of testees in the categories Уровень выраженности типа стрессоустойчивости / Level of severity type of stress tolerance
Явно выраженный / A distinct type of stress Умеренно выраженный / Moderate type of stress
Тип А / Type A
Количество / Number 4 8
% 33,3 66,7
Средний показатель по категории (в баллах) / The average for the category (in points) 34,7 22,4
Тип Б/Type B
Количество / Number 3 15
% 16,7 83,3
Средний показатель по категории (в баллах) / The average for the category (in points) 7 15,9
Описанные эмпирические данные можно видеть в табл. 2.
Проведенная систематизация данных, полученных по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости», позволила распределить испытуемых на две группы. Больше половины выборки (60 %, или 18 человек) были отнесены к типу Б. Достаточно большая часть членов локомотивных бригад (40 %, или 12 чел.) принадлежала к типу А.
Описанные эмпирические данные представлены в табл. 3.
Внутри выделенных групп мы провели дифференциацию испытуемых по степени выраженности того или иного типа стрессоустойчивости. Среди представителей типа Б у большинства (83,3 %, или 15 чел.) выявлен умеренно выраженный уровень, а явно выраженный уровень имеют только 3 чел. (16,7 %). В числе испытуемых, относящихся к типу А, более
половины (66,7 %, или 8 чел.) с умеренно выраженным уровнем. Треть группы типа А (33,3 %, или 4 чел.) обладает явно выраженным уровнем.
Соответствующие эмпирические данные отражены в табл. 4.
Приведем результаты анализа полученных от респондентов ответов на вопрос: «Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать член локомотивной бригады?». В целом опрошенными машинистами тепловозов и их помощниками было дано 73 варианта ответа и обозначено 32 различных свойства. Среди них, в частности, присутствовали следующие группы черт характера:
- волевые качества (решительность, терпение, усидчивость, сила воли, стойкость, настойчивость, выносливость, собранность, смелость, целеустремленность, самообладание);
- выражающие отношение к труду (ответственность, добросовестность, испол-
Таблица 5
Качества члена локомотивной бригады
Table 5
Qualities of a locomotive crew member
Ответы респондентов / The respondents' answers Частота встречаемости / Frequency of occurrence Процентное соотношение / Percentage ratio
Терпение / Patience 9 12,3 %
Внимательность / Attentiveness 9 12,3 %
Ответственность / Responsibility 8 10,9 %%
Решительность / Determination 6 8,2 %
Уверенность в себе / Self confidence 5 6,8 %
Трудолюбие / Diligence 4 5,5 %
Бдительность / Vigilance 4 5,5 %
Понимание / Understanding 2 2,7 %
Усидчивость / Assiduity 2 2,7 %
Собранность / Concentration 2 2,7 %
Старательность / Diligence 1 1,4 %
Сообразительность / Cleverness 1 1,4 %
Сдержанность / Restraint 1 1,4 %
Сила воли / Willpower 1 1,4 %
Стойкость / Firmness 1 1,4 %
Настойчивость / Persistence 1 1,4 %
Исполнительность / Sense of duty 1 1,4 %
Самообладание / Self-control 1 1,4 %
Выносливость / Endurance 1 1,4 %
Общительность / Sociability 1 1,4 %
Спокойствие / Calmness 1 1,4 %
Смелость / Courage 1 1,4 %
Порядочность / Honesty 1 1,4 %
Отзывчивость / Responsiveness 1 1,4 %
Целеустремленность / Purposefulness 1 1,4 %
Дружелюбие / Friendliness 1 1,4 %
Добросовестность / Conscientiousness 1 1,4 %
Профессионализм / Professionalism 1 1,4 %
Здоровье / Health 1 1,4 %
Быстрота реакции / Quick response 1 1,4 %
Способность принимать правильные решения / The ability to make the right decisions 1 1,4 %
Соответствие своей профессии / Compatibility with profession 1 1,4 %
O-^O ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ю v î mto
гуманитарной науки и образования ' " '
нительность, трудолюбие, старательность, бдительность);
- выражающие отношение к окружающим людям (дружелюбие, отзывчивость, порядочность, общительность, понимание);
- эмоциональные качества (сдержанность, спокойствие);
- интеллектуальные качества (сообразительность);
- выражающие отношение к самому себе (уверенность в себе).
Кроме вышеперечисленных психологических свойств, респонденты назвали способность к принятию правильных решений, профессионализм, быстроту реакции, внимательность. Также для члена локомотивной бригады была обозначена важность здоровья и соответствия своей профессии.
Чаще всех (девять раз, что составляет 12,3 % от всех ответов) респонденты указывали качества «терпение» и «внимательность». Чуть реже (восемь раз, или 10,9 %) встречалась черта характера «ответственность». Достаточно популярными были ответы «решительность» (шесть раз, или 8,2 %) и «уверенность в себе» (пять раз, или 6,8 %). По четыре раза (по 5,5 %) названы качества «трудолюбие» и «бдительность». Дважды упоминались свойства «собранность», «усидчивость» и «понимание» (по 2,7 %). Остальные качества встречались только по одному разу (по 1,4 %).
Соответствующие эмпирические данные представлены в табл. 5.
В ходе корреляционного анализа были получены следующие данные. Эмпирическое значение для выявления характера связи уровня волевой саморегуляции с типом стрессоустойчивости А (г^ = -0,608 при р < 0,05). Полученное эмпирическое значение для выявления характера связи уровня волевой саморегуляции с типом стрессо-устойчивости Б (г = -0,497 при р < 0,05). Эмпирическое значение для выявления характера связи уровня самообладания с ти-
пом стрессоустойчивости А (г = -0,594 при р < 0,05). Полученное эмпирическое значение для выявления характера связи уровня самообладания с типом стрессоустойчивости Б (г = -0,526, при р < 0,05).
Представленные выше количественные показатели свидетельствуют о существовании статистически значимой обратной корреляционной связи между волевой саморегуляцией и типами стрессоустойчивости испытуемых. Также статистически значимой является отрицательная корреляция между самообладанием и типами стрессоу-стойчивости. Выявленные корреляционные связи являются средними по силе.
Обсуждение
Заметим, что полученные при диагностике готовности к риску результаты следует считать вполне оптимистичными. Обследованные члены локомотивных бригад в массе своей не склонны к совершению рискованных действий, что в определенной степени может выступать гарантией безопасности пассажиров железнодорожного транспорта, сохранности подвижного состава и перевозимого на нем груза.
Учитывая мнение авторов методики диагностики волевой саморегуляции, основную часть машинистов тепловозов и их помощников (категорию с высоким уровнем развития изучаемого свойства) можно охарактеризовать как эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличают спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство долга. Как правило, члены локомотивных бригад с развитой волевой саморегуляцией хорошо анализируют личные мотивы, планомерно реализуют намеченное, умеют распределять усилия и способны контролировать поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. Следует подчеркнуть, что в экстремаль-
ных ситуациях у них возможно повышение внутренней напряженности. Это обусловлено стремлением держать под контролем каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.
Для небольшой части обследованных членов локомотивных бригад (категории с низким уровнем волевой саморегуляции) свойственно проявление чувствительности, эмоциональной неустойчивости. Они ранимы, не уверены в себе. Рефлексивность у этих испытуемых невысока, общий фон активности чаще снижен. Им присущи импульсивность и неустойчивость намерений. Как указывают А. В. Зверьков и Е. В. Эйдман, это может быть связано как с незрелостью личности, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
В соответствии с интерпретацией к тесту большинство машинистов и их помощников (категория с высоким уровнем развития настойчивости) следует характеризовать как людей деятельных, работоспособных, активно стремящихся к выполнению задуманного. Их мобилизуют препятствия на пути к цели, но могут отвлекать появляющиеся альтернативы. Представителей данной категории испытуемых отличает то, что начатое дело для них является основной ценностью. Таким людям свойственны уважение к социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении, однако, возможна утрата гибкости поведения, даже появление маниакальных тенденций.
Меньшая доля выборки (категория с низким уровнем развития настойчивости) обладает повышенной лабильностью, неуверенностью, импульсивностью, которые могут приводить к непоследовательности поведения. По замечанию авторов методики, сниженный фон активности и работо-
330
способности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью. Также у описываемой категории испытуемых могут наблюдаться проявления свободной трактовки социальных норм.
Почти обо всех обследованных членах локомотивных бригад можно сказать, что они эмоционально устойчивые люди, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственные им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождают от страха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией к новаторству, совершению решительных действий при столкновении с какими-либо проблемами. Вместе с тем, как подчеркивают А. В. Зверьков и Е. В. Эйдман, стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности могут приводить к возрастанию внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.
Относительно нескольких человек из выборки (принадлежащих категории испытуемых с низким уровнем развития самообладания) следует полагать, что спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают их от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.
Больше половины обследованных членов локомотивных бригад являются стрессоустойчивыми. В соответствии с интерпретацией теста люди соответствующего типа (Б) четко определяют цели деятельности и выбирают оптимальные способы их достижения. Они стремятся справиться с проблемами самостоятельно, трудности и причины их возникновения подвергают анализу, спо-
ГУМАНИТАРИй : актуальные проблемы юг? шю
гуманитарной науки и образования ' " '
собны делать правильные выводы. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределять время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи.
Остальная часть испытуемых (принадлежащая к типу А) отличается стремлением к конкуренции, достижению цели. Представители этой категории обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и переключаются на новую цель. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, для них характерны быстрая речь и постоянное напряжение лицевой мускулатуры.
Более глубокий анализ данных позволяет говорить о преобладании среди испытуемых типа Б людей с умеренной выраженностью, для которых свойственно частое проявление стрессоустойчивости. Из числа отнесенных к типу А достаточно много человек также имеют умеренную выраженность, и, согласно интерпретации теста, у них нередко проявляется неустойчивость к стрессам.
Исходя из данных корреляционного анализа и принимая во внимание логику диагностической методики, с помощью которой измерялась стрессоустойчивость испытуемых, можно заключить, что чем выше уровень развития волевой саморегуляции и самообладания как ее компонента у членов локомотивных бригад, тем лучше их стрессоустойчивость.
Заключение
Обобщение результатов эмпирического исследования дает возможность констатировать, что машинисты тепловозов и их помощники осознают значимость наличия у членов локомотивных бригад различных волевых качеств, черт характера, выражающих отношение к труду и окружающим людям. Прежде всего они выделяют такие психологические свойства личности, как
терпение, внимательность и ответственность.
Члены локомотивных бригад не склонны рисковать, предпочитают совершать обдуманные поступки, действовать не «наугад», а с оптимальной мерой осторожности. У них хорошая волевая саморегуляция, достаточно высоко развиты настойчивость и самообладание, что способствует достижению поставленных целей и задач, преодолению возникающих трудностей. Такое профессионально важное качество, как стрессоустойчивость, у большинства машинистов тепловозов и их помощников в норме. Они могут сохранять адекватный наличным условиям труда уровень работоспособности на протяжении значительного срока, не пасуют перед неудачами, действуют активно и уверенно.
Данные корреляционного анализа позволяют говорить, что включение в программу психологического сопровождения тренинговых упражнений, нацеленных на развитие волевой саморегуляции, и такого ее элемента, как самообладание, может способствовать улучшению стрес-соустойчивости машинистов и их помощников, повышению продуктивности их профессиональной деятельности, лич-ностно-профессиональному развитию в целом [2; 18].
Психолог депо может обучить участников тренинга достаточно простым, но при этом эффективным способам саморегуляции. Например, использованию самоприказа по типу команды «Стоп!» для прекращения нежелательного своего действия или самопоощрения, подобного похвале, одобрению («Молодец!», «Так держать!») в случае необходимости приободрить себя. На занятиях будет полезно поработать над созданием так называемого «ресурсного состояния», в частности, с помощью актуализации воспоминаний о когда-то произошедших приятных собы-
тиях, людях, вызывающих положительные на вооружение». Обогащению обозначен-
эмоции, о любимых животных, предметах, ного ресурса поможет и фильмотека, куда
связанных с ощущениями комфорта, и могут войти киноленты «Поезд вне рас-
т. п. Развитию навыков волевой саморегу- писания», «Магистраль», «34-й скорый»
ляции у членов локомотивных бригад мо- и др. Для машинистов и их помощников
гут способствовать упражнения на сдержи- ценным является и умение регулировать
вание эмоций. Например, психолог может поведение так, чтобы действия локомотив-
предложить участникам тренинга заранее ной бригады были согласованными. В свя-
подготовленные фрагменты кинокомедий зи с этим рекомендуем включить в тренинг
и выступлений сатириков, при просмотре упражнение «Футбол для осьминогов», в
которых нужно не засмеяться. Подойдет и ходе выполнения которого разделенные на
модифицированный вариант детской игры команды участники должны пытаться за-
«Море волнуется раз...», в ходе которой бить голы соперникам, не расцепляя рук
тоже важно «не поддаваться провокаци- и не разрушая тем самым образованный в
ям» ведущего, сохранять принятую позу и начале игры круг4.
мимику. Одно или два занятия могут быть Безусловно, члены локомотивных бри-
посвящены анализу экстремальных ситуа- гад должны владеть техниками релаксации
ций из опыта работы участников тренинга, для снятия физического и эмоционального
где пристальное внимание следует уделить напряжения. Несложными для освоения и
действиям предпринятым членами локо- применения в последующем на практике
мотивных бригад. Те из них, которые ока- являются упражнения на дыхание и с че-
зались конструктивными, результативны- редованием напряжения и расслабления
ми, психолог может посоветовать «взять мышц.
Библиографический список
1. Гаврилюк М. Ю. Психологическая оценка и подбор персонала производственного объекта «Железная дорога» : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998. - 146 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dslib.net/psixologia-trada/psihologicheskaja-ocenka-i-podbor-personala-proizvodstvennogo-obekta-zheleznaja.html.
2. Гаранина Ж. Г., Баляев С. И., Ионова М. С. Роль самоотношения в личностно-профессио-нальном саморазвитии студентов высшей школы // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. -№ 1. - С. 82-96.
3. Диагностика профессионально важных качеств работников локомотивных бригад с помощью психодиагностических комплексов «VIENNA» и «УПД-МК» / В. В. Сериков,
B. Я. Колягин, А. А. Закревская [и др.] // Социально-гуманитарные проблемы современности. - Белгород : Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). - 2017. -
C. 106-109.
4. Ермакова Е. С. Личностные особенности студентов вуза как основа формирования профессионально важных качеств специалистов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2016. - № 4-1. - С. 131-141.
5. Карпов А. В. Закономерности структурно-уровневой организации профессионально важных качеств личности // Ярославский психологический вестник. - 2017. - № 3 (39). - С. 36-44.
6. Климов Е. А. Психология профессионала. - М. : Изд-во Ин-та практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 400 с.
7. Колодная А. И. Психологический анализ железнодорожных происшествий // История психологии труда. Тексты (20-30-е годы ХХ века) / под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. - С. 236-244.
Грецов А. Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции : учеб.-метод. пособие. - СПб. СПбНИИ физической культуры, 2006. - 44 с.
W7 ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы № 3 ....
гуманитарной науки и образования ' " '
4
8. Колошина Г. В. Организационные основы формирования профессионально важных качеств проводников пассажирских вагонов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2018. - № 1 (213). - С. 33-40.
9. Леженкина Т. И. Формирование психологической готовности локомотивной бригады к действиям в опасных ситуациях : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 255 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dslib.net/psixologia-trada/formirovanie-psihologicheskoj-gotovnosti-lokomotivnoj-brigady-k-dejstvijam-v.html.
10. Малахова О. Ю., Маланчева С. Н., Иванова А. П. Векторы подготовки конкурентоспособного специалиста в контексте реализации клиентоорентированности ОАО «РЖД» на основе формирования корпоративных компетенций. - Самара ; Оренбург : СамГУПС, 2017. - 126 с.
11. Никитина А. В., Егорова Ю. Н. Развитие профессионально важных качеств в контексте подготовки специалиста железнодорожной отрасли // Научный поиск: теория и практика : альманах. - Уфа, 2017. - С. 128-130.
12. Рожковская Е. В., Зоткин Н. В. Об особенностях психофизиологического обеспечения деятельности работников локомотивных бригад // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. - 2018. - № 1 (55) [Электронный ресурс]. - URL: http://7universum.com/ ru/psy/archive/item/6754.
13. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. -СПб. : Питер, 2008. - 464 с.
14. Сокольская М. В. Взаимосвязь профессионально-важных качеств и стрессоустойчивости личности машиниста локомотива как показателя(ей) профессионального здоровья // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. И. О. Логинова. - 2016. - С. 121-129.
15. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.
16. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М. : Логос, 1998 - 320 с.
17. Bell J. Review of human reliability assessment methods. Holroyd. - Buxton : HSE Books, 2009. - 79 p.
18. Garanina Zh. G., Andronova N. V., Lashmaykina L. I., Maltseva O. E., Polyakov O. Е. The structural model of future employees personal and professional self-development // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21. - № 4 (89). - С. 596-608.
19. Gauchard G. C. Individual characteristics in occupational accidents due to imbalance: a case-control study of the employees of a railway company // Occupational and Environmental Medicine. - 2003. - No. 5. - P. 330-335.
20. Hammerl M., Vanderhaegen F. Human factors in the railway system safety analysis process // 3rd International rail human factors conference (France). 2009. - URL: https://core.ac.uk/download/ pdf/11137175.pdf.
References
1. Gavriljuk M. Ju. Psychological Assessment and Selection of Personnel of the Production Facility «Railway»: Dis. ... Cand. Psych. Sc. Moscow, 1998, 146 p. (In Russ.) URL: http://www.dsHb. net/psixologia-truda/psihologicheskaja-ocenka-i-podbor-personala-proizvodstvennogo-obekta-zheleznaja.html. (In Russ.).
2. Garanina Zh. G., Baljaev S. I., Ionova M. S. The Role of Self-Attitude in the Personal and Professional Self-Development of University Students. Obrazovanie i nauka = Education and science. 2019; V. 21; No 1: 82-96. (In Russ...)
3. Diagnostics of Professionally Important Qualities of Locomotive Crew Workers Using the VIENNA and UPD-MK Psycho-Diagnostic Complexes. Social'no-gumanitarnye problemy sovremennosti = Social and humanitarian problems of modernity. Belgorod, 2017: 106-109. (In Russ.)
4. Ermakova E. S. Personal Characteristics of University Students as the Basis for the Formation of Professionally Important Qualities of Specialists. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina = Bulletin of the Leningrad State University. A. S. Pushkin. 2016; No. 4-1: 131-141. (In Russ.).
5. Karpov A. V. Patterns of Structural-Level Organization of Professionally Important Personality Traits. Jaroslavskijpsihologicheskij vestnik = Yaroslavl Psychological Bulletin. 2017; 3 (39): 3644. (In Russ.).
6. Klimov E. A. Psychology of a Professional. Moscow; Voronezh, 1996, 400 p. (In Russ.).
7. Kolodnaja A. I. Psychological Analysis of Railway Accidents. Istorija psihologii truda. Teksty (20-30-e gody ХХ veka) = History of labor psychology. Texts (20-30s of the twentieth century). Moscow, 1983: 236-244. (In Russ.).
8. Koloshina G. V. Organizational Basis for the Formation of Professionally Important Qualities of Conductors of Passenger Cars. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Adygea State University. 2018; No 1(213): 33-40. (In Russ.).
9. Lezhenkina T. I. Formation of the Psychological Readiness of the Locomotive Brigade for Action in Dangerous Situations: Dis. ... Cand. Psych. Sc. Moscow, 2010, 255 p. URL: http://www. dslib.net/psixologia-truda/formirovanie-psihologicheskoj-gotovnosti-lokomotivnoj-brigady-k-dejstvijam-v.html. (In Russ.).
10. Malahova O. Ju., Malancheva S. N., Ivanova A. P. Vectors of Training a Competitive Specialist in the Context of the Implementation of Customer Focus of Russian Railways Based on the Formation of Corporate Competencies. Samara; Orenburg, 2017, 126 p. (In Russ.).
11. Nikitina A. V., Egorova Ju. N. Development of Professionally Important Qualities in the Context of Training a Specialist in the Railway Industry. Nauchnyj poisk: teorija i praktika: al'manah = Scientific research: theory and practice: almanac. Ufa, 2017: 128-130. (In Russ.).
12. Rozhkovskaja E. V., Zotkin N. V. On the Peculiarities of Psychophysiological Support for the Activities of Locomotive Brigade Workers. Universum: Psihologija i obrazovanie = Universum: psychology and education. 2018; No 1(55). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/ item/6754. (In Russ.).
13. Romanova E. S. 99 Popular Professions. Psychological Analysis and Professiograms. Saint Petersburg, 2008, 464 p. (In Russ.).
14. Sokol'skaja M. V. Relationship of Professionally Important Qualities and Stress Resistance of the Personality of the Locomotive Driver as an Indicator (s) of Professional Health. Psihologicheskoe zdorov'e cheloveka: zhiznennyj resurs i zhiznennyjpotencial = Psychological human health: a vital resource and life potential. 2016, 121-129. (In Russ.).
15. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manujlov G. M. Socio-Psychological Diagnosis of the Development of Personality and Small Groups. Moscow, 2002, 490 p. (In Russ.).
16. Shadrikov V. D. Psychology of Human Activity and Ability. Moscow, 1998, 320 p. (In Russ.).
17. Bell J. Review of Human Reliability Assessment Methods. Holroyd. (Review of human reliability assessment methods. Holroyd). Buxton, 2009, 79 p. (In Engl.)
18. Garanina Zh. G., Andronova N. V., Lashmaykina L. I., Maltseva O. E., Polyakov O. E. Structural Model of Future Employees Personal and Professional Self-Development. Integracija obrazovanija = Integration of Education. 2017. V 21; No 4 (89): 596 - 608. (In Engl.)
19. Gauchard G. C. Individual Characteristics in Occupational Accidents due to Imbalance: a Case-Control Study of the Employees of a Railway Company. Occupational and Environmental Medicine = Occupational and Environmental Medicine. 2003; No. 5: 330 - 335. (In Engl.)
20. Hammerl M., Vanderhaegen F. Human Factors in the Railway System Safety Analysis Process. France, 2009. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/11137175.pdf . (In Engl.).
Поступила 05.06.2019 г.
"I"! Л ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы № 3 ....
гуманитарной науки и образования ' " '
Сведения об авторах
Андронова Наталья Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: психологическая компетентность, педагогическая психология, этническая толерантность, психология общения и межличностных отношений, психология труда. Автор более 80 научных и учебно-методических публикаций. ORCID https://orcid/org 0000-00031909-5575.
E-mail: andronov1971@mail.ru
Гаранина Жанна Григорьевна - кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: психологическая компетентность, личностно-профессиональное саморазвитие. Автор более 130 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https:// orcid.org/0000-0003-1428-1213.
E-mail: garanina23@mail.ru
Ионова Мария Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: проблемы развития профессионального мышления, психологическое сопровождение школьников и студентов, проблемы профессиональной деятельности психолога в поликультурном пространстве. Автор более 120 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0002- 4982-9691.
E-mail: ionovams@mail.ru
Резепова Наталья Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Российского экономического университета им. Плеханова и кафедры западноевропейских языков ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова. Сфера научных интересов: когнитивная гибкость как компонент комплексного мышления, выявление условий для повышения когнитивной гибкости студентов в рамках академического дискурса посредством применения определенных дискурсивных практик. Автор более 40 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1660-0812.
E-mail: natalia0309@list.ru
Submitted 05.06.2019.
About the authors
Natalia V. Andronova - Candidate of Psychology, Associate Professor, the Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: psychological competence, pedagogical psychology, ethnic tolerance, psychology of communication and interpersonal relations, psychology of labor. The author has more than 80 scientific and educational publications. ORCID https://orcid/org 0000-0003-1909-5575.
E-mail: andronov1971@mail.ru
ПСИХОЛОГИя
Zhanna G. Garanina - Candidate of Psychology, Professor, the Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University. Sphere of science interests: psychological competence, personal and professional self-development. Author more than 130 science and educational publications. ORCID: https:// orcid.org/0000-0003-1428-1213.
E-mail: garanina23@mail.ru
Maria S. Ionova - Candidate of Psychology, Associate Professor, the Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: problems of the development of professional thinking, psychological support for schoolchildren and students, problems of the psychologist's professional activities in a multicultural space. The author of more than 120 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4982-9691.
E-mail: ionovams@mail.ru
Natalia V. Rezepova - Candidate of Philology, Associate Professor, the Department of Foreign Languages, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow State University. Research interests: cognitive flexibility as a component of sophisticated thinking revealing conditions for enhancement of cognitive flexibility among students within the framework of academic discourse by means of application of certain discursive practices. The author of more than 40 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1660-0812.
E-mail: natalia0309@list.ru
22/ ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы № 32пю
Jгуманитарной науки и образования ' " '