ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
А. Ю. ТРУНОВ
В статье рассмотрена модель профессиональной психологической адаптации как условие личностно-профессионального развития работников локомотивных бригад. Адаптация машинистов и помощников машиниста понимается как активный процесс, происходящий на индивидном, личностном и субъектном уровнях. На основании психолого-акмеологической модели разработана и внедрена программа обучения саморегуляции, направленная на развитие субъектного уровня адаптации и активизацию личностно-профессионального развития работников локомотивных бригад. Сделан вывод, что у испытуемых, участвовавших в программе обучения саморегуляции, значимо повышались показатели адаптированности и лич-ностно-профессионального развития.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, психолого-акмеологическое сопровождение, личностно-профессиональное развитие, саморегуляция.
В условиях современных социально-экономических изменений и возрастающей ценности высокопрофессиональных кадров возрастает значимость признания приоритета активных, самостоятельных и ответственных действий специалистов, в том числе, субъектов операторского труда. Процессы в современном российском обществе предъявляют повышенные требования не только к профессионализму работников железнодорожного транспорта, но и к их личностным качествам, субъектному отношению к профессии, труду, собственному психическому состоянию в ходе деятельности [1; 5].
Возможности достижения высокой профессиональной эффективности работниками локомотивных бригад (РЛБ) во многом определяются степенью их адаптированности к профессии, поскольку их деятельность осуществляется в условиях повышенной ответственности, может выступать источником острого и хронического стресса и создавать предпосылки для эмоционального выгорания и профессиональной деструкции[1; 2; 5; 8]. Это обусловливает необходимость изучения психологической адаптации РЛБ как условия их успешного функционирования и развития в профессии. Актуальность проблемы определяется важностью теоретического осмысления и практической оценки роли процессов психологической адаптации к профессиональной среде в развитии работников операторских профессий, необходимостью анализа психоло-го-акмеологических условий и факторов личностно-
профессионального развития РЛБ и их психологической адаптации (что связано с обеспечением безопасности ж/д транспорта и сохранением профессионального здоровья работников). Несмотря на достаточно давний интерес исследователей к психологии профессиональной деятельности железнодорожников, можно отметить дефицит научных работ, посвященных развитию личности машинистов и помощников машинистов локомотивов.
При изучении психологической адаптации и профессионального развития РЛБ остаются нерешенными противоречия: между различными психологическими школами в понимании структуры адаптации и ее связи с развитием личности; между возрастающими требованиями к личности поездных работников и недостаточной изученностью процесса их профессионального развития и его психолого-акмеологических детерминант; между признанием важности системного изучения адаптации целостной личности и концентрацией внимания исследователей на ее отдельных аспектах; между потребностью в психолого-акмеологической работе с машинистами и ограниченностью методического инструментария, необходимого для ее осуществления в локомотивных депо [3; 6; 8; 9].
Данные противоречия определили необходимость построения психолого-акмеологической модели, отражающей влияние адаптации РЛБ на их личностно-профессиональное развитие, с одной стороны, и возможности его оптимизации в ходе психологической работы с машинистами и помощ-
никами машиниста, с другой стороны. Психолого-акмеологическая модель, основанная на представлении о диалектической взаимосвязи профессиональной адаптации и личностно-профессионального развития, должна отражать ряд процессов в качестве подсистем, взаимодействия между ними и процесс интеграции, активного разрешения внешних и внутренних противоречий, в качестве системообразующего фактора. Эмпирические исследования, на материале которых строилась модель адаптации РЛБ как условия их личностно-профессионального
развития, проводилось на базе эксплуатационного локомотивного депо ТЧЭ-12 «Кочетовка» в период с 2008 г. по 2012 г. и охватывали в общей сложности 515 чел. (282 машиниста, 233 помощника машиниста) в возрасте от 25 до 55 лет.
Модель включает ряд подсистем: «Личност-но-профессиональное развитие», «Детерминанты личностно-профессионального развития РЛБ», «Психологическая адаптация» и «Психолого-акмеологи-ческое сопровождение деятельности РЛБ» (рис. 1).
Рис. 1. Психолого-акмеологическая модель адаптации как условия личностно-профессионального развития
работников локомотивных бригад
Условные обозначения: й - положительное влияние;
- отрицательное влияние;
- взаимосвязь;
- переход.
Подсистема «Личностно-профессиональное развитие РЛБ» отражает основные направления и фазы развития машиниста и помощника машиниста. Личностно-профессиональное развитие РЛБ понимается как процесс формирования личности машиниста, ориентированный на высокие профессиональные достижения, профессионализм, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях. При этом в плане содержания выделяются субъектно-личностный и субъектно-деятельностный аспекты развития, а в плане его динамики - стадиально-диахронический, отражающий поступательность развития с течением времени от одного его этапа к другому, и самоак-туализационный, отражающий стремление к достижению акме, самореализации, самоактуализации на любом отрезке жизненного пути, независимо от возрастного этапа. С учетом двух этих планов анализа могут рассматриваться следующие 4 направления личностно-профессионального развития РЛБ.
1. Стадиально-возрастное развитие личности -от формирования профессиональной социальной идентичности к профессиональной личностной зрелости и продуктивности, происходящее под влиянием смены ведущей деятельности и социальной ситуации в профессии - субъектно-личностное развитие в аспекте времени (диахронии).
2. Совершенствование, интеграция и самореализация личности внутри любой ведущей деятельности в результате формирования личного опыта движения - от гомеостатических потребностей к потребности в самоактуализации; перехода от адаптации к индивидуализации; осознания личного отношения к профессиональной деятельности и своего места в ней - субъектно-личностное развитие в самоактуализационном аспекте.
3. Поэтапное повышение уровня выполнения деятельности - от стадий оптации и адаптации до стадий высококлассного профессионализма, мастерства (суперпрофессионализма) и наставничества (постпрофессионализма), в результате расширения и углубления системы оперативных элементов деятельности, освоения новых уровней ее организации - субъектно-деятельностное развитие в стадиально-диахроническом аспекте.
4. Повышение уровня проявления субъектно-сти - от субъекта отдельных форм активности (индивидный уровень) до субъекта жизни (надличностный уровень) с выходом активности за пределы профессиональной ситуации, ростом аутопсихоло-гической компетентности, совершенствованием
саморегуляции - субъектно-деятельностное развитие в самоактуализационном аспекте.
Исходя из опытных и литературных данных [1; 2; 6; 8; 10], можно говорить, что в ходе успешной профессионализации работников локомотивных бригад со временем (диахронический аспект развития) должен наблюдаться карьерный рост, повышаться классность, надежность деятельности (безаварийность), уровень владения техническими средствами и готовности к экстренным действиям (субъектно-деятельностное направление), формироваться и развиваться профессиональная самоидентичность машиниста (субъектно-личностное направление). Прогрессивные проявления диахронического аспекта развития выражаются также в повышении приверженности базовым просоци-альным и экзистенциальным ценностям, симпатии к людям, с одной стороны, и росте целенаправленности, честности и критичности, с другой стороны. Регрессивным проявлением личностных изменений в стадиально-диахроническом аспекте является увеличение ригидности, вероятно, связанное с пассивной адаптацией (привыканием) к однотипным операторским действиям и однотипным решениям, длительной работой в одной должности и на одних и тех же обслуживаемых участках, отсутствием новых задач профессиональной социализации и адаптации. РЛБ, склонные к профессиональной и личностной стагнации, отличаются пассивностью, ригидностью, амбивалентностью самооценки (уровень их осознанных притязаний снижен, а неосознанных - завышен, часто имеется обида на людей и на обстоятельства).
Эффективная ориентация во времени и принятие базовых ценностей самоактуализирующейся личности, а также (в несколько меньшей степени) креативность и самопонимание могут рассматриваться как показатели успешного субъектно-личностного развития машинистов в самоактуали-зационном аспекте, которое проявляется формированием личностного смысла деятельности, повышением ее субъективной ценности (как для машиниста, так и для помощника машиниста). В субъ-ектно-деятельностном плане самоактуализацион-ный аспект развития проявляется индивидуализацией стиля деятельности, возникновением интереса к дополнительным профессиональным функциям, внутренней ответственности (интернальности) по отношению к профессии и профессиональному здоровью, несмотря на наличие множества внешних механизмов привлечения к ответственности, а также ростом срабатываемости в бригадах и эмоциональной устойчивости в работе (к помехам,
факторам стресса, социальному давлению) за счет осознанной саморегуляции [1; 8; 9].
Цикл развития рассматривается как непрерывный процесс возникновения и разрешения противоречий, сопровождающих освоение деятельности, в которой личностно-профессиональное развитие происходит. Работники, находящиеся на ранних этапах ее освоения, могут развиваться либо в направлении накопления противоречий с режимом профессиональной деятельности (что препятствует профессионализации), либо в направлении улучшения адаптации, которая способствует снятию этих противоречий. После этого, в результате привыкания к деятельности, редукции ее смыслового компонента и перехода на поверхностную модель психофизиологического приспособления к условиям профессии (без участия целостной личности), противоречия возникают на новом - социально-психологическом - уровне. Разрешение противоречий с социальной средой является двигателем как личностного, так и карьерного роста локомотивного работника, однако в перспективе создает предпосылку для возникновения противоречия между работником как индивидом и его профессиональной общественной функцией, между индивидуальными потребностями машиниста и жесткими требованиями, предъявляемыми к нему, что может проявляться в росте профессиональной заболеваемости, эмоциональном выгорании, вторичной дезадаптации. Снятие этого противоречия определяется формированием способности ставить и решать задачи активной адаптации, определяемой осознанной саморегуляцией и самосовершенствованием. При этом на любой фазе профессионального развития личности «естественное» прекращение адаптации в конечном итоге ведет и к прекращению прогрессивных изменений, т. е. к профессиональной стагнации [6].
Подсистема «Психологическая адаптация» отражает уровни и компоненты адаптации РЛБ, ее основные типы, а также переход от индивидного уровня адаптации к субъектному как условие активного освоения среды, осознания и преодоления проблем развития и самореализации в деятельности. В нашем исследовании под психологической адаптацией РЛБ мы предлагаем понимать комплексный многоуровневый процесс оптимизации взаимоотношений между работником как индивидом, личностью и субъектом деятельности и его профессиональной средой, включающий процессы приспособления личности к среде, процессы ее активного освоения и процессы саморегуляции и выступающий как условие его личностно-профессионального развития.
В соответствии с методологическими работами Б. Г. Ананьева о структуре индивидуальности и теоретическими представлениями А. А. Реана, А. Р. Кудашева и А. А. Баранова о трех уровнях адаптационных ресурсов, мы рассматриваем индивидный, личностный и субъектный уровни адаптации РЛБ. Индивидный (психофизиологический) уровень определяет адаптацию организма работника к режиму деятельности; личностный (социально-психологический) уровень - адаптацию личности работника к профессиональной социальной среде; субъектный (акмеологический) уровень проявляется в активном согласовании и оптимизации внешних и внутренних условий деятельности и развитии работника как субъекта. Успешная адаптация оператора к деятельности, осуществляемая только на уровне индивида, может вызывать свертывание и упрощение ориентировочных схем деятельности и профессиональную дезадаптацию на личностном уровне. С другой стороны, адаптация только к социальным требованиям среды может находиться в противоречии с состоянием организма, его биологическими возможностями и потребностями. При переходе адаптации на субъектный уровень происходит снятие противоречия между социальной ролью и индивидуальностью, осуществляется гармонизация целенаправленного освоения личностью профессиональной среды, реактивного приспособления к ней и осознанной саморегуляции состояния. Осознанная саморегуляция на этом этапе обособляется в самостоятельную деятельность [3; 6; 8].
На основе анализа научных представлений (С. А. Вихорев, Л. Г. Дикая, Е. К. Завьялова, А. К. Нисская, А. А. Реан, С. И. Степанова, С. А. Шапкин и др.), нами были выделены структурные компоненты психологической адаптации РЛБ: когнитивно-операциональный, включающий поиск и применение необходимых знаний, умений и способностей, потребностно-смысловой, включающий осмысление отношений со средой и удовлетворение потребностей, и эмоционально-регулятивный, реализующийся в координации собственной активности и состояния с объективными условиями деятельности.
Психологическая адаптация РЛБ может быть гармоничной (если достигнута, по крайней мере, средняя адаптированность на индивидном и личностном уровнях, и задействованы все компоненты адаптации) или же дисгармоничной (если не выполняется любое из этих условий). Рассогласование между социальным и психофизиологическим уровнями, либо между компонентами адаптации определяют ее неполноту и в итоге проявляется
как дезадаптация, что неизбежно должно сказываться на функциональном состоянии работника. Поэтому в тех случаях, когда человек внешне адаптирован и к режиму деятельности, и к социальной среде, но при этом демонстрирует снижение профессиональной удовлетворенности, можно говорить о дефиците адаптации на субъектном уровне как о дефиците осознанности и целенаправленной гармонизации состояния.
Подсистема «Детерминанты личностно-профессионального развития» отражает условия и факторы, влияющие на адаптацию РЛБ и его лично-стно-профессиональное развитие. Условия лично-стно-профессионального развития мы рассматриваем как внутренние и внешние обстоятельства, существование которых предшествует процессам развития и детерминирует границы его возможностей, способствует, либо препятствует развертыванию определенных его составляющих, формируя своего рода «русло», в котором развитие осуществляется. Под факторами личностно-профессионального развития мы предлагаем понимать направленно действующие детерминанты, оказывающие положительное или отрицательное влияние на процесс развития личности работника как субъекта профессиональной деятельности. В разработанной нами модели отражены внешние (средовые) условия личностно-профессионального развития и его внутренние (психологические) факторы, поскольку изучение их влияния наиболее актуально в контексте поставленных исследовательских задач.
Анализ данных литературы и практического опыта психологической работы с РЛБ позволяет выделить условия, требующие активизации адаптационных процессов для успешного продолжения деятельности и осуществления личностно-профессионального развития. Это напряженно-монотонный характер деятельности, повышенная ответственность за сохранность пассажиров и оборудования, наличие наездов на людей и технику и других внештатных ситуаций, сменный график работы, строгая регламентация деятельности и систематический контроль администрации и медработников, специфика обратной связи с руководством в форме разборов и инструктажей, значимость взаимоотношений в бригаде, сложность реализации увлечений и самовыражения. На развитие РЛБ влияют также условия среды, которые могут требовать приспособления или же, наоборот, преодоления, а могут и сразу оказаться благоприятными. Это наличие или отсутствие наставничества при включении в деятельность, социально-психологический климат в колонне, организация и посещаемость технических занятий, здоровый или нездоровый образ жизни
ближайшего социального окружения работника. Адаптация РЛБ к профессиональной среде, таким образом, рассматривается как условие, опосредующее влияние других внешних и внутренних детерминант на их личностно-профессиональное развитие [1; 2; 5; 8].
Факторы успешной профессиональной адаптации были получены путем факторного анализа эмпирических данных, на первом этапе которого были выделены 14 взаимосвязанных первичных факторов, а на втором - они были объединены в группы, в зависимости от их взаимной близости / удаленности в общем пространстве независимых вторичных факторов (метафакторов). Как показал анализ содержания метафакторов, их высокие значения определяли организацию адаптации на индивидном, личностном или субъектном уровне. Было выделено 3 основных группы факторов адаптации, являющихся также и факторами личностно-профессионального развития РЛБ [7].
1. Факторы активной адаптации: осознанная саморегуляция (16,1 % дисперсии), профессиональная ответственность (10,3 % дисперсии), конструктивность (5,1 % дисперсии), нормативность (2,6 % дисперсии) и социальная активность (4,1 % дисперсии). Факторы данной группы способствуют более успешной адаптации на всех ее уровнях и положительно влияют на показатели личностно-профессионального развития машиниста, причем наибольшим влиянием обладают факторы, определяющие развитие субъектных качеств. Психологическое содержание данной группы факторов во многом совпадает с содержанием акмеологических инвариантов профессионализма.
2. Факторы дезадаптации: регулятивная дезорганизация (8,5 % дисперсии), ригидность-обособленность (4,2 % дисперсии) и профессиональная пассивность (6,0 % дисперсии). Вся группа отрицательно связана с предыдущей. Существование факторов данной группы напрямую способствует дезадаптации РЛБ и препятствует их личност-но-профессиональному развитию. Таким образом, профессиональная дезадаптация отрицательно связана с развитием РЛБ.
3. Факторы адаптивной дисгармонизации: профдевальвация (7,3 % дисперсии, профдеформа-ция (4,8 % дисперсии), псевдоадаптация (3,5 % дисперсии). Факторы данной группы оказывали двойственное влияние на адаптацию РЛБ, ослабляя отдельные ее компоненты или уровни. При этом эти факторы отрицательно влияли на личностно-профессиональное развитие, что говорит о важности гармоничной адаптации для успешного развития РЛБ.
Остальные первичные факторы, такие как факторы самоориентации (3,6 % дисперсии), аф-филиации (3,2 % дисперсии) и психологической защиты (3,1 % дисперсии), были сравнительно изолированными и оказывали слабо положительное влияние на адаптацию, практически не влияя при этом на личностно-профессиональное развитие РЛБ.
Подсистема «Психолого-акмеологическое сопровождение деятельности РЛБ» включает его основные принципы и этапы. Принципы психолого-акмеологического сопровождения деятельности машинистов были сформулированы нами, исходя из ее специфики и личностно-профессиональных особенностей РЛБ, с одной стороны, и проблем психологического взаимодействия, связанных с этими особенностями, с другой стороны. В их число входят: активность и ответственность сторон; обращение к актуальным потребностям; переход от невербального к вербальному; переход от внешнего к внутреннему; единство средств воздействия и обратной связи; ориентация на перспективу развития; передача инициативы от психолога к РЛБ; регулярность и систематичность [4]. Сам процесс психолого-акмеологического сопровождения деятельности РЛБ включает следующие этапы [3]:
1. Информационно-мотивационный. Целью является уточнение потребностей РЛБ и доведение до них информации о возможности саморегуляции состояния и деятельности, о преимуществах, целях и правилах совместной работы. Работа направлена на приобретение навыков самонаблюдения и самовоздействия и организацию их систематического применения с поощрением любых результатов и интереса к собственной личности (без глубокого погружения в проблемы).
2. Проблемно-коррекционный. Целью является интеграция, развитие эмоциональной рефлексии и активной конструктивной личностной позиции. Осуществляется совместная консульта-ционно-коррекционная работа над личностными проблемами и неблагоприятным психическим состоянием, анализ, осмысление и коррекция субъективной временнойтрансспективы РЛБ, интеграция образов прошлого, настоящего и будущего.
3. Субъектно-преобразовательный. Целью является передача инициативы в саморегуляции и саморазвитии работнику. Происходит переход от ситуации консультирования к жизненному плану, выбирается цель, рассматриваются значимые внешние и внутренние условия деятельности, способы управления ими, создается программа действий, устанавливаются сроки выполнения и
критерии оценки результата, прорабатываются альтернативные пути достижения цели.
Экспериментальная проверка психолого-акмеологической модели психологической адаптации как условия личностно-профессионального развития РЛБ осуществлялась при участии испытуемых в программе обучения осознанной саморегуляции, разработанной на основе модели психологической адаптации РЛБ. Программа обучения РЛБ осознанной саморегуляции включает в себя комплекс диагностических, просветительских, психопрофилактических, психокоррекцион-ных и реабилитационно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие субъектного уровня адаптации и активизацию процессов саморазвития у машинистов и помощников машиниста. Психолого-акмеологическое сопровождение деятельности РЛБ в соответствии с программой подразумевает как оценку и коррекцию текущего состояния работника, так и формирование у него способности самостоятельно справляться с адаптационными трудностями, психологическими проблемами и нересурсными состояниями (монотония, утомление, стресс).
Независимой переменной в эксперименте являлся средний показатель адаптированности испытуемых, оцениваемый по совокупности показателей компонентов адаптации. Независимая переменная имела два условия: достаточная адаптиро-ванность ( >2 баллов по экспертным оценкам), отсутствие признаков дезадаптации и неудовлетворенности в 2/3 ответов и более (экспериментальное условие) и недостаточный уровень адап-тированности ( < 2 баллов по экспертным оценкам), наличие признаков дезадаптации в более чем половине ответов (контрольное условие). В качестве зависимой переменной в исследовании выступал уровень самоактуализации испытуемых, оцениваемый с помощью методики САМОАЛ, и в частности, шкалы самоактуализации, проявившие наиболее тесную связь с показателями личностно-профессионального развития и субъектными качествами личности РЛБ («эффективная ориентация во времени», «принятие базовых ценностей», «креативность», «самопонимание»).
В качестве экспериментальной выступала группа из 6 помощников машиниста в возрасте от 20 до 35 лет (стаж работы < 3 лет), и 3 машинистов в возрасте от 46 до 50 лет (стаж >10 лет), работающих в грузовом и маневровом движении, с выявленными трудностями в адаптации. В качестве контрольной была подобрана группа из 9 помощников и 5 машинистов с аналогичными показателями возраста и стажа, работающих в тех же видах
движения и также имеющих признаки дезадаптации. С контрольной группой никаких специальных мероприятий, кроме предусмотренных планом текущего психологического сопровождения деятельности, не проводилось.
Экспериментальной гипотезой было предположение о том, что в результате прохождения программы по обучению осознанной саморегуляции (как наиболее важного компонента адаптации РЛБ) в экспериментальной группе будет наблюдаться значимо отличающееся от нуля повышение не только уровня адаптированности, но и уровня показателей самоактуализации, тогда как в контрольной группе значимых изменений наблюдаться не будет (либо будет наблюдаться ухудшение показателей).
Оценка результатов формирующего эксперимента осуществлялась с помощью метода парных сравнений с проверкой значимости по t-критерию Стьюдента (обработка пакетом статистических программ SPSS 17.0). В ходе формирующего эксперимента было установлено, что у испытуемых, участвовавших в программе обучения саморегуляции значимо (p < 0,001) повышались показатели лично-стно-профессионального развития и адаптирован-ности, тогда как в контрольной группе изменения были незначимыми, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Таким образом, психологическая адаптация выступает условием личностно-профессионального развития РЛБ, если: во-первых, она остается активным процессом и по достижении адаптирован-ности на одном уровне переходит на более высокий уровень; во-вторых, все ее компоненты представлены гармонично, а способы адаптации, осуществляемые на любом из уровней не вызывают дезадаптацию на других уровнях. При этом развитие саморегуляции как главного компонента адаптации является фактором перехода к субъектному уровню адаптации и способствует личностно-профессиональному развитию РЛБ.
Литература
1. Медико-психологическое обеспечение безопасности движения транспортных средств: метод. пособие. М., 2002.
2. Нерсесян Л. С. Железнодорожная психология. М., 2005.
3. Трунов А. Ю. Обучение саморегуляции как направление психолого-акмеологической работы в локомотивных депо // XVII Державинские чтения. Академия социальных и образовательных технологий: мат-лы Общерос. науч. конф. Тамбов, 2012. С. 46-51.
4. Трунов А. Ю. Принципы и задачи психолого-акмеологического сопровождения деятельности работников локомотивных бригад // Акмеология. Научно-
практический журнал. 2011. № 3 (специальный выпуск) Июль - Сент. С. 295-298.
5. Трунов А. Ю. Проблема исследований личностного потенциала машинистов и помощников машинистов железнодорожного транспорта / Потенциал личности: комплексная проблема: мат-лы VII Между-нар. конф. (заоч.) 5 июня 2008 г. / отв. ред. В. Н. Косы-рев. Тамбов, 2008. С. 128-133.
6. Трунов А. Ю. Субъектный уровень адаптации как психолого-акмеологическое условие профессионально-личностного развития работников локомотивных бригад // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 9 (89). С. 83-89.
7. Трунов А. Ю. Факторы успешной профессиональной адаптации работников локомотивных бригад // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докладов Междунар. конф. Психологические науки / отв. ред. А. В. Горбенко. Липецк, 2010. Т. 2. С. 205-210.
8. Трунов А. Ю., Хватова М. В. Функциональная саморегуляция как акмеологический фактор в профессии машиниста (помощника машиниста) локомотива // Акмеология. Научно-практический журнал. 2009. № 3 (31). С. 271-273
9. Трунов А. Ю., Хватова М. В. Эмоциональная рефлексия и эффективная ориентация во времени как показатели психологического здоровья (на примере работников локомотивных бригад) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 1 (93). С. 156-163.
10. Федоренко Т. Н. Личностные особенности машинистов локомотивов, эффективных в профессиональной деятельности: дис... канд. психол. наук. Хабаровск, 2005.
* * *
PSYCHOLOGICAL-ACMEOLOGICAL MODEL OF ADAPTATION OF EMPLOYEES OF LOCOMOTIVE CREWS
A. Yu. Trunov
In article the model of professional psychological adaptation as conditions of personal and professional development of employees of locomotive crews is considered. Adaptation of drivers and assistant drivers is understood as the active process happening at individual, personal and subject levels. On the basis of psychological-acmeological model the program of training of the self-control, aimed at the development of subject level of adaptation and activation of their personal and professional development of employees of locomotive crews is developed and introduced. The conclusion that at the examinees participating in the program of training in self-control significantly indicators of adaptation and personal-professional development raised is drawn.
Key words: professional adaptation, psychological-acmeological maintenance, personal and professional development, self-control.