УДК 159.9.072.432:656.2
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ И ЭФФЕКТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ КАК ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (на примере работников локомотивных бригад)
© Марина Владимировна Хватова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат биологических наук, доцент кафедры клинической психологии,
e-mail: g_khvatova@mail.ru © Александр Юрьевич Трунов Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры общей психологии, e-mail: g_khvatova@mail.ru
В статье рассмотрена структура психологического здоровья личности. Выделены уровни психологического здоровья: личностный и субъектный. Проанализированы связи показателей психологического здоровья работников локомотивных бригад между собой, с особенностями их психического состояния и субъектными качествами личности. Способность отражать свое психическое состояние и эффективная ориентация во времени рассматриваются как наиболее значимые показатели психологического здоровья.
Ключевые слова: психологическое здоровье личности; эмоциональная рефлексия; самоактуализация; субъектность.
Введение. Эмоциональную жизнь современного человека определяют две разнонаправленные тенденции: первая - характеризуется возрастанием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок, вторая - негативным отношением к эмоциям, которым обычно приписывается деструктивная, дезорганизующая роль как в политической, так и в личной жизни отдельного человека. Совместное действие этих факторов, как полагают А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян, создает предпосылку к нарушению эмоциональной регуляции и развитию психических и психосоматических заболеваний [1].
В профессии машиниста и помощника машиниста локомотива обе эти тенденции весьма выражены, т. к. управление локомо-
тивом связано с высокой ответственностью и информационной нагрузкой, а социальнопсихологический климат в коллективе работников локомотивных бригад не способствует ни эмоциональной рефлексии, ни эмоциональному самовыражению и требует жесткого контроля над аффективными проявлениями. Как результат в исследовании Н.Н. Боклиной у 65 % опрошенных ею работников локомотивных бригад были выявлены признаки синдрома профессионального выгорания: редукция профессиональных
достижений, эмоциональное истощение, циничность по отношению к людям [2].
Проблема здоровья человека и, в частности, здоровья личности - психологического здоровья, по актуальности и практической
значимости считается одной из самых важных в современной науке. В то же время само понятие «психологическое здоровье», как и понятие «норма», «здоровье» в целом, при всей своей важности не имеет общепринятого однозначного определения [3-4].
Разграничение понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье», как правило, основывается на разведении сугубо медицинского аспекта здоровья с аспектом социальным и личностным. Как считает
Н.О. Амосова, термин «психологическое здоровье» целесообразно использовать в случаях оценки состояния человека, находящегося между полюсами полного психического здоровья и проявлениями психопатологии, когда человека нельзя однозначно назвать ни больным, ни здоровым [4].
Проблемы с рефлексией собственного эмоционального состояния, неспособность к эмоциональному резонансу с партнером по общению, неумение идентифицировать собственные чувства, отделять их от физиологических ощущений и адекватно выражать их, составляющие в совокупности симптомо-комплекс алекситимии, являются примером недостатка именно психологического здоровья, поскольку алекситимия сама по себе не является заболеванием. В то же время наличие алекситимии в структуре личности увеличивает риск возникновения как психической, так и соматической патологии [5].
При этом, на наш взгляд, понятие «психологическое здоровье», будучи синонимично понятию «личностное здоровье», не исчерпывается функциями успешного приспособления к среде и эмоциональной регуляции, а должно включать и надситуативную активность.
С точки зрения А.В. Клочко и О.М. Крас-норядцевой, как показатель психологического здоровья человека особого внимания заслуживает суверенность личности, отражающая ее способность к самосозиданию и самоорганизации. Понятие «суверенности личности» представляется нам близким к понятию «субъектности», поскольку авторы отмечают, что «становясь суверенной личностью, человек получает возможность менять образ жизни, стимулируя тем самым дальнейшее развитие собственного мира» [6].
Конкретизируя проблему исследования психологического здоровья применительно к
работникам локомотивных бригад, можно выделить противоречие между имеющейся многогранностью и размытостью категории «психологического здоровья» и объективной необходимостью уточнения показателей для его оценки и профилактики его снижения у машинистов и помощников машинистов локомотивов.
Целью настоящего исследования было проанализировать структуру показателей психологического здоровья у работников локомотивных бригад и оценить важность его составляющих. Объектом исследования являлись компоненты психологического здоровья машинистов и помощников машинистов локомотивов, а предметом - связь показателей психологического здоровья работников локомотивных бригад между собой, с особенностями их психического состояния и субъектными качествами личности.
Концептуальная структура психологического здоровья личности. Хотя понятие «здоровье» ассоциировано в первую очередь с медициной, категория «психологического здоровья», в отличие от категории «психического здоровья», выходит далеко за рамки медицинской психологии и чисто клинического подхода. Целый ряд авторов [4, 6] так или иначе соотносят это понятие с активным саморазвитием личности, что делает понятие «психологическое здоровье» важным для акмеологических исследований.
А.И. Шувалов в рамках антропологической теории рассматривает психологическое здоровье как оптимальное состояние для конкретного человека при соответствующих условиях развития, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. При этом «норма» понимается не как отсутствие патологии, не как среднее, а как лучшее из возможного. «Максима психологического здоровья есть интеграл (т. е. единство, полнота и цельность) жизнеспособности и человечности индивида» [7].
По мнению А.Г. Портновой и М.Г. Ивановой, психологическое здоровье является интегральной характеристикой состояния личности и отражает баланс между успешностью функционирования человека как личности и «ценой» достижения целей развития. Авторами выделены стабильные и вариативные показатели психологического здоровья.
К стабильным показателям отнесены параметры эмоционального состояния, а к вариативным - параметры социально-психологической адаптированности и интеллектуально-личностные характеристики. Психологическое здоровье связано с позитивным само-отношением и принятием других, рефлексией и самопознанием, потребностью в саморазвитии [8].
Н.О. Амосова приводит такие показатели психологического здоровья как высокий уровень адаптации, принятие себя и других, полноценное межличностное общение, осознание своих желаний, ценностей, смысла жизни, уверенность в своем выборе, саморегуляция, самоактуализация и рефлексия. Психическое здоровье рассматривается ею как условие поддержания здоровья психологического [4].
А.В. Клочко и О.М. Краснорядцева [6], обобщив представления различных психологических теорий и школ, подчеркивают ряд общих моментов в определении показателей «психологического здоровья»:
- интегрированность, целостность и единство личности;
- эволюционирующая, «гетеростазиче-ская» природа личности, существование ее в виде процесса, а не в виде застывшей сущности;
- выход за пределы себя, самотранс-ценденция, творческий, осмысленный характер жизнедеятельности;
- открытость опыту, сотрудничество с другими людьми, социальный интерес, расширение связей с окружающим миром;
- автономность, «суверенность личности» в терминологии авторов, независимость, самосозидание и самоорганизация.
Рассматривая проявления личностной автономии и суверенности как важнейшие составляющие психологического здоровья, авторы различают «гомеостазический» и «гетеростазический» уровни, на которых реализуется свобода и независимость личности [6, с. 5].
На наш взгляд, многочисленные показатели психологического здоровья можно условно разделить на 2 группы. Первые касаются, в основном, ситуативной активности личности и включают высокую адаптирован-ность, интегрированность, принятие себя и других, благоприятный эмоциональный фон и способность его поддерживать благодаря
рефлексии и саморегуляции, автономность как независимость в принятии решений. Вторая группа показателей связана с надси-туативной активностью личности и включает самотрансценденцию и осмысление жизни, саморазвитие, самоактуализацию, самоорганизацию, социальный интерес и расширение связей с окружающим миром, субъектность и суверенность как творческую свободу.
В связи с этим, в структуре психологического здоровья целесообразно выделить личностный и субъектный уровни. Личностный уровень психологического здоровья как первоначальное условие становления характеристик субъектного уровня выступает связующим звеном, переходом между показателями психического здоровья и здоровья психологического и реализует «свободу от» препятствующих достижению интегрированности факторов. Характеристики же, связанные с надситуативной активностью личности, принадлежат к субъектному уровню и отражают стремление личности перерасти самое себя, «свободу для» действия.
Ряд показателей могут быть в равной мере отнесены как к первому, так и ко второму уровню, поскольку могут быть проявлениями и ситуативной, и надситуативной личностной активности, отражают и условия ее осуществления и ее направленность. Это рефлексия как первая ступень самотрансценденции личности, саморегуляция, рассматриваемая
О.А. Конопкиным как критерий субъектно-сти [9], жизнестойкость, связанная с принятием «вызова жизни» и имеющая различные уровни от адаптации до самодетерминации и самореализации [10].
Таким образом, в структуре психологического здоровья личности можно различать личностный и субъектный уровни, а психическое здоровье рассматривать как базу для личностного уровня психологического здоровья (т. е. индивидный уровень). Исходя из этого мы можем предположить поэтапность формирования данных уровней соответственно развитию и раскрытию личностного потенциала и субъектных качеств личности. В этом случае человек, не обладающий достаточным психологическим здоровьем, на личностном уровне не сможет достичь гармоничной самореализации и стать субъектом собственного развития.
Эмпирическая структура показателей психологического здоровья работников локомотивных бригад. В эмпирическом исследовании принимали участие 82 испытуемых: 40 машинистов и 42 помощника машиниста.
Для оценки личностного уровня психологического здоровья работников локомотивных бригад нами использовались Торонтская шкала алекситимии и опросник дезадаптации О.Н. Родиной. В качестве основного критерия психологического здоровья на субъектном уровне мы рассматривали самоактуализацию личности, поэтому для его оценки применяли тест САМОАЛ в адаптации А.В. Лазуткина. Уровень развития субъектных качеств и внутренней активности оценивался с помощью теста стилевых особенностей саморегуляции В.И. Моросановой и методики определения уровня субъективного контроля (УСК). Для оценки рабочего состояния и отношения к работе использовался опросник удовлетворенности работой Р. Кунина и методика дифференциальной оценки состояний сниженной работоспособности ДОРС А.Б. Леоновой и С.Б. Величков-ской [11-17].
Учитывался возраст, стаж и профессиональная подготовленность работников, а также частота отклонений индексов регуляции функционального состояния [3] за пределы диапазона адаптивной реакции в сторону увеличения (ригидность состояния, риск гипертонической болезни) и в сторону уменьшения (лабильность, астенизация). Полученные в результате тестирования данные обрабатывались методами корреляционного и дисперсионного анализа на уровне значимости не ниже 0,95.
Анализ корреляционной матрицы подтвердил предполагаемую связь алекситимии и дезадаптации у работников локомотивных бригад. В частности, со снижением способности к эмоциональной рефлексии были связаны такие показатели дезадаптации как снижение активности (г = 0,603), нарушения суточного цикла (г = 0,514) и соматовегета-тивные нарушения (г = 0,552); в меньшей степени с этим показателем оказались связаны признаки утомления: снижение мотивации к работе (г = 0,380), ощущение усталости (г = 0,404) и ослабление внимания и памяти (г = 0,293). Связь между алекситимией и по-
казателями эмоциональных сдвигов и нарушений социального взаимодействия оказалась также слабой (0,317 и 0,309 соответственно), но это объясняется тем, что алекси-тимичные испытуемые слабо отражают такие нарушения и не жалуются на них.
Большинство шкал дезадаптации и шкала алекситимии были отрицательно связаны с субъектными качествами личности: осознанной саморегуляцией (и большинством шкал саморегуляции кроме шкалы «самостоятельность»), общей интернальностью, интернальностью в производственных отношениях и в отношении здоровья, в меньшей степени - с субъективным контролем достижений и семейных отношений. Таким образом, шкала алекситимии действительно выявляла у работников локомотивных бригад дефицит психологического здоровья в целом.
Показатель самоактуализации у работников локомотивных бригад в среднем составил 50,8 (± 8,3) %. При этом с субъектными качествами личности работников локомотивных бригад оказались связаны шкалы эффективной ориентации во времени и принятия базовых ценностей самоактуализирую-щейся личности. В частности, шкала эффективной ориентации во времени коррелировала с такими показателями как общий уровень саморегуляции (г = 0,347), моделирование условий деятельности (г = 0,389), общая ин-тернальность (г = 0,491), внутренний контроль достижений (г = 0,424), производственных (г = 0,482) и семейных (г = 0,473) отношений. Шкала базовых ценностей самоак-туализирующейся личности коррелировала с показателями общего уровня саморегуляции (г = 0,354), программирования деятельности (г = 0,373), гибкости в выборе средств (г = 0,401) и контроля над достижениями (г = 0,443). Эти же 2 шкалы самоактуализации отрицательно коррелировали с большинством показателей дезадаптации.
Большинство других шкал, в основном, не обнаруживали значимых связей ни с субъектными качествами, ни с показателями дезадаптации за исключением шкалы «самопонимание», обнаружившей связи с показателями общей интернальности (г = 0,396), алекситимии (г = -0,317), эмоциональных сдвигов (г = -0,335), снижения активности (г = -0,403) и ощущения усталости (г = -0,308). Таким образом, в структуре самоактуализа-
ции работников локомотивных бригад показатели эффективной ориентации во времени и принятия базовых ценностей самоактуали-зирующейся личности относятся к субъектному уровню психологического здоровья, а показатель самопонимания - преимущественно к личностному уровню и имеет значение, скорее, предпосылки самоактуализации.
Анализ связей показателей психологического здоровья с особенностями психоэмоционального и функционального состояния и отношения к работе показал различия в группе машинистов и помощников машиниста.
Во всей выборке испытуемых удовлетворенность трудом отрицательно коррелировала с алекситимией (г = -0,375) и показателями дезадаптации, особенно со снижением активности (г = -0,527), и положительно -со всеми шкалами УСК (г от 0,308 до 0,538). Среди показателей самоактуализации с удовлетворенностью трудом были связаны те же шкалы: «эффективная ориентация во времени» и «базовые ценности», что подтверждает, с одной стороны, наши концептуальные построения, а с другой стороны, наибольшую значимость эффективной ориентации во времени и разделения базовых ценностей в структуре самоактуализации локомотивных работников.
При этом в группе помощников машиниста показатели самоактуализации оказались значительно меньше связаны с удовлетворенностью трудом, по сравнению с группой машинистов, и больше зависели от стажа в должности и индивидуальных особенностей, в частности, от ригидности. Среди помощников машиниста, в отличие от машинистов, субъектные качества и профессиональная подготовленность также оказались практически не связаны с профессиональной удовлетворенностью.
Показатель алекситимии был связан с низкой удовлетворенностью трудом и развитием состояний стресса и психического пресыщения во всех исследуемых группах. В группе машинистов он был также связан с развитием состояния монотонии (г = 0,563). С эффективностью ориентации во времени в этой группе, в большей или меньшей степени, оказались отрицательно связаны все типы состояний сниженной работоспособности: утомление (г = -0,330), психическое пресыщение (г = -0,524), монотония (г = -0,452) и
стресс (г = -0,414), тогда как в группе помощников такой связи не наблюдалось совсем. При этом в группе помощников машиниста утомление оказалось отрицательно связано с возрастом, что объясняется, по-видимому, процессами адаптации. Принятие ценностей самоактуализирующейся личности с рабочим состоянием не было связано ни в одной из групп.
Отклонения индексов регуляции функционального состояния оказались не специфичными по отношению к рабочему состоянию и к алекситимии. В целом по выборке наблюдалась отрицательная связь частоты понижений индексов с возрастом (г = 0,383) и положительная связь частоты повышения индексов со стажем работы (г = 0,492). Эффективная ориентация во времени оказалась связанной с отклонениями индексов только в группе машинистов, причем отрицательно -с отклонениями в сторону увеличения и положительно - в сторону уменьшения. Последнее объясняется, по-видимому, тем, что для машинистов, в отличие от помощников, более характерны завышенные индексы регуляции, поэтому обратная тенденция свидетельствует о большей гибкости таких испытуемых.
Еще одной выявленной особенностью являлась более тесная корреляция шкал эффективной ориентации во времени и принятия базовых ценностей в группе помощников машиниста. Это, на наш взгляд, подчеркивает значимость показателя «эффективная ориентация во времени» для профессии машиниста, и если в группе помощников машиниста эффективность ориентации во времени развивается вместе с общей самоактуализацией, то в группе машинистов - еще и в связи с их профессиональным развитием.
Для дальнейшего исследования выборка была разделена на основании двух критериев: степень самоактуализации и наличие отклонений психологического здоровья (алек-ситимии и дезадаптации) - на 4 группы по 15 человек, испытуемые с неопределенными показателями были исключены из анализа. Дисперсионный анализ подтвердил первичность личностного уровня психологического здоровья: по большинству параметров саморегуляции испытуемые с высоким уровнем самоактуализации отличались от испытуе-
мых с низким уровнем только в группе без алекситимии и дезадаптации.
Более того, такие показатели как ответственность, субъективный контроль над достижениями и состоянием собственного здоровья и удовлетворенность трудом были наиболее низкими в группе со сравнительно высоким показателем самоактуализации, но с проявлениями алекситимии и дезадаптации. При этом в адаптированной группе отмечалась связь между алекситимией и самоактуализацией (г = -0,420), а в дезадаптированной группе такой связи не было. Это говорит либо о самоактуализации вне профессиональной деятельности, либо, что еще более вероятно, о феномене «ложной самоактуализации», когда испытуемые считают качества самоактуализирующейся личности социально желательными. В любом случае такое положение связано с дефицитом самостоятельности, субъектности, ответственности.
В структуре самоактуализации в адаптированной самоактуализирующейся группе преобладали шкалы «ориентация во времени», «базовые ценности» и «самопонимание». При ложной самоактуализации по шкале «базовые ценности» отмечался спад, тогда как показатели «спонтанность», «аутосимпатия», «контактность» и «гибкость в общении» были выше, чем у всех остальных групп. В этой же группе, при декларируемой гибкости, показатели моделирования значимых условий деятельности, умения оценить результат и гибкости оказались минимальными, что говорит о ригидности и стремлении к психологической защите таких испытуемых. Адаптированная, но не самоактуали-зирующаяся группа по профилю показателей самоактуализации личности была ближе к первой, чем ко второй, либо занимала промежуточное положение. В группе с низкими адаптацией и самоактуализацией наименее выраженными по сравнению с другими группами были показатели ориентации во времени, отношения к природе человека, креативности и самопонимания, что также свидетельствует о ригидности данной группы (рис. 1).
Таким образом, способность к рефлексии, ориентации в собственном психическом состоянии и функции успешной адаптации работников локомотивных бригад к их профессиональной среде составляют базовый
личностный уровень психологического здоровья, создающий предпосылки для формирования высшего, субъектного уровня и осуществления истинной самоактуализации личности в профессии, в структуре которой у машинистов локомотивов главным показателем является эффективная ориентация во времени.
Заключение. Исследование показателей психологического здоровья работников локомотивных бригад позволяет сделать следующие выводы.
1. Эмпирические данные подтверждают концептуальное представление о двухуровневой структуре психологического здоровья личности. В состав базового, личностного уровня входят функции адаптации личности к среде, самопонимания и самопринятия, эмоциональной рефлексии и регуляции, а в состав высшего, субъектного уровня - осознанная саморегуляция, саморазвитие, самоактуализация и другие различные проявления субъектных качеств личности.
2. Дефицит психологического здоровья и риск нарушений психического и соматического здоровья и возникновения состояний стресса и психического пресыщения у работников локомотивных бригад может выявляться шкалой алекситимии. Подтверждается связь алекситимии и явлений дезадаптации у работников локомотивных бригад.
3. В структуре самоактуализации работников локомотивных бригад показатели эффективной ориентации во времени и принятия базовых ценностей самоактуализирую-щейся личности относятся к субъектному уровню психологического здоровья, а показатель самопонимания - преимущественно к личностному уровню.
4. Эффективная ориентация во времени является не только показателем психологического здоровья машинистов, но и их профессионально важным качеством, способствующим как сохранению работоспособного состояния, так и саморазвития личности в профессии.
Таким образом, психолого-акмеологи-ческая работа над развитием эмоциональной рефлексии и эффективного восприятия времени может способствовать улучшению психологического здоровья локомотивных работников и создавать условия для развития и реализации их личностного потенциала.
Самоактуализация, %
■ Адаптированные, самоактуализи-рующиеся
Адаптированные, не самоактуа-лизирующиеся
Ложная самоактуализация
Дезадаптированные, не самоакту-ализирующиеся
Рис. 1. Структура самоактуализации в группах работников локомотивных бригад с разным уровнем показателей психологического здоровья личности
1. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61-73.
2. Боклина Н.Н. Проявление синдрома «профессионального выгорания» у работников локомотивных бригад // Психофизиологическое обеспечение работников локомотивных бригад в период реформирования ОАО «РЖД»: сборник докл. М., 2009. С. 48-52.
3. Туминас К.Б., Ефимов Н.В. Методические основы определения группы повышенного риска и результаты применения автоматизированной системы предрейсовых осмотров на базе комплексов КАПД-01-СТ (АСПО) для медико-психологического обеспечения безопасности движения поездов. СПб., 2004.
4. Амосова Н.О. Понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в современной психологии // Менеджмент здоровьесберегающих технологий в образовательном
пространстве вуза: межрегиональная научнопрактическая конф. М., 2009. С. 44.
Брель Е.Ю. Психологическая структура алек-ситимии // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2005. № 2. С. 43-51.
Клочко А.В., Краснорядцева О.М. Суверенность личности как основание психологического здоровья // Сибирская психология сегодня: сборник науч. трудов. Кемерово, 2002. С. 5.
7. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 27.
8. Портнова А.Г., Иванова М.Г. Психологическое здоровье и зрелость личности как цели возрастно-психологического консультирования // Психология человека в современном мире. Т. 3 / отв. ред. А.Л. Журавлев и др. М., 2009. С. 98-105.
Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22-25.
10. Александрова Л.А. К концепции жизнестойко-
сти в психологии. Суверенность личности как основание психологического здоровья. Вып. 2 // Сибирская психология сегодня: сборник
науч. трудов. Кемерово, 2003. С. 82-90.
11. Никифоров Г. С. и др. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2003. С. 147-151.
12. Харский К. Благонадежность и лояльность персонала. СПб., 2003.
13. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2002.
14. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 118-127.
15. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. М., 2004.
16. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 426-433.
17. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009.
Поступила в редакцию 24.11.2010 г.
UDC 159.9.072.432:656.2
EMOTIONAL REFLECTION AND EFFECTIVE ORIENTATION IN TIME AS RATES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH (ON EXAMPLE OF WORKERS OF LOCOMOTIVE TEAMS)
Marina Vladimirovna Khvatova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Biology, Associate Professor of Clinical Psychology Department, e-mail: g_khvatova@mail.ru
Aleksander Yuryevich Trunov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of General Psychology Department, e-mail: g_khvatova@mail.ru
In clause the structure of psychological health of the person is considered. The levels of psychological health, personal and subject, are highlightened. The links of parameters of psychological health between locomotive brigade workers with their mental condition and subject qualities of person are analyzed. The ability to reflect the mental condition and effective orientation in time are considered as the representative parameters of psychological health of locomotive brigade workers.
Key words: psychological health of person; emotional reflection; self-actualization; subject activity.