Научная статья на тему 'Личностные предикторы аварийности на железнодорожном транспорте'

Личностные предикторы аварийности на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТНИК ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДЫ / АВАРИЙНОСТЬ / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / WORKER OF A LOCOMOTIVE CREW / ACCIDENCE / ACCENTUATION OF PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макаричева Э. В., Сахарова А. Е.

Обследовано 500 работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» с помощью ряда психодиагностических методик и с анализом некоторых социально-демографических показателей. Выявлены психологические особенности личности работника локомотивной бригады и их взаимосвязь с фактором аварийности, в частности зависимость аварийности от степени акцентуированности личности, курения, приема алкоголя, возраста, степени доверия к технике, склонности к риску, уровня субъективного контроля. Доказано, что аварийность повышается с возрастом, приемом алкоголя, склонностью к риску и высоким доверием к технике. На снижение показателя аварийности влияет наличие некоторых акцентуированных черт характера (гипертимных, возбудимых, эмотивных, педантичных, тревожных, циклотимных, демонстративных, дистимных, застревающих, экзальтированных), а также курение. Описана структура личности работника локомотивной бригады с выделением системообразующего фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal predictors of accident rate on a railway transport

There were examined 500 workers of locomotive crews of Joint Stock Company «Russian Railways» through a series of psycho-diagnostic techniques and analysis of some sociodemographic indicators. There were revealed the psychological characteristics of the personality of a worker of locomotive crew and their relationship with the factor of the accident, in particular, the dependence of accidence on the degree of accentuated personality, smoking, alcohol, age, degree of confidence in the technology, risk appetite, level of subjective control. It is proved that the accident rate increases with age, alcohol intake, risk appetite and high confidence in the technology. The decrease in the accident rate is affected by the presence of some accented character traits (hyperthymic, excitable, emotive, pedantic, anxious, cyclothymic, demonstrative, dysthymatic, sticking, exalted) and smoking. The structure of the personality of a worker of a locomotive crew with the backbone factor is described.

Текст научной работы на тему «Личностные предикторы аварийности на железнодорожном транспорте»

70 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА '5 (90) сентябрь 2015 г.

УДК 656.085.1:159.923.2

Э.в. макаринева, а.е. сахарова

казанский государственный медицинский университет, 420012, г. казань, ул. Бутлерова, д. 49

Личностные предикторы аварийности на железнодорожном транспорте

Макаричева Эльвира Вячеславовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры медицинской и общей психологии, тел. +7-987-296-15-14, e-mail: emakaricheva@mail.ru

Сахарова Анна Евгеньевна — ассистент кафедры медицинской и общей психологии, тел. +7-904-661-71-71, e-mail: sakharova_anna@mail.ru

Обследовано 500 работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» с помощью ряда психодиагностических методик и с анализом некоторых социально-демографических показателей. Выявлены психологические особенности личности работника локомотивной бригады и их взаимосвязь с фактором аварийности, в частности зависимость аварийности от степени акцентуированности личности, курения, приема алкоголя, возраста, степени доверия к технике, склонности к риску, уровня субъективного контроля. Доказано, что аварийность повышается с возрастом, приемом алкоголя, склонностью к риску и высоким доверием к технике. На снижение показателя аварийности влияет наличие некоторых акцентуированных черт характера (гипертимных, возбудимых, эмотивных, педантичных, тревожных, циклотимных, демонстративных, дистимных, застревающих, экзальтированных), а также курение. Описана структура личности работника локомотивной бригады с выделением системообразующего фактора.

Ключевые слова: работник локомотивной бригады, аварийность, акцентуация характера.

E.V. MAKARICHEVA, А.Е. SAKHAROVA

Kazan State Medical University, 49 Butlerov St., Kazan, Russian Federation, 420012

Personal predictors of accident rate on a railway transport

Makaricheva E.V. — Cand. Med. Sc., Associate Professor of the Department of Medical and General Psychology, tel. +7-987-296-15-14, e-mail: emakaricheva@mail.ru

Sakharova A.E. — Assistant of the Department of Medical and General Psychology, tel. +7-904-661-71-71, e-mail: sakharova_anna@mail.ru

There were examined 500 workers of locomotive crews of Joint Stock Company «Russian Railways» through a series of psychodiagnostic techniques and analysis of some sociodemographic indicators. There were revealed the psychological characteristics of the personality of a worker of locomotive crew and their relationship with the factor of the accident, in particular, the dependence of accidence on the degree of accentuated personality, smoking, alcohol, age, degree of confidence in the technology, risk appetite, level of subjective control. It is proved that the accident rate increases with age, alcohol intake, risk appetite and high confidence in the technology. The decrease in the accident rate is affected by the presence of some accented character traits (hyperthymic, excitable, emotive, pedantic, anxious, cyclothymic, demonstrative, dysthymatic, sticking, exalted) and smoking. The structure of the personality of a worker of a locomotive crew with the backbone factor is described.

Key words: worker of a locomotive crew, accidence, accentuation of personality traits.

В настоящее время работа железнодорожного транспорта связана с использованием большого числа современных технологий, направленных на увеличение скорости движения, объема перевозок и т.д. В то же время безопасность жизнедеятельности зависит во многом от работников, обеспечивающих движение поездов [1-4]. Доказано, что у работников локомотивных бригад (далее РЛБ) широко распространены различные заболевания: 41% — сердечно-сосудистые, 19,2% — гипертоническая болезнь; 21,6% — заболевания органов пищеварения; 12,4% — тугоухость [5-9], также влияющие на психическую дезадаптацию.

Кроме того, известно, что у лиц, занятых в сфере деятельности, требующей повышенного внимания и ответственности, и в условиях часто меняющихся внешних обстоятельств, возрастает значимость психологических механизмов предвосхищения (антиципации) [10].

Цель исследования — изучение личностных характеристик и психосоматических предикторов аварийности движения РЛБ ОАО «РЖД». В исследование были включены 500 работников локомотивных бригад, из них 65,4% машинистов, 29,2% помощников со стажем работы до 5 лет — 11%, от 5 до 10 лет

ПСИХИАТРИЯ. НЕВРРЛ

'5 (90) сентябрь 2015 г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ^ 71

- 47%, от 11 до 15 лет - 21%, 16-20 лет - 12%, 21-30 лет — 10%, более 30 лет — 0,8%. Отягощен-ность соматическими заболеваниями имелась у 28% обследованных, из них у 62% имеется гипертоническая болезнь, у 25% — язвенная болезнь. 27,2% испытуемых имели нарушения безопасности движения, среди которых 35% составили наезды на пешеходов, 1,6% — наезды на транспортные средства, 0,8% — сходы. 47% испытуемых курили, 11,6% отмечали употребление алкоголя один раз в неделю, 10% испытуемых отрицали употребление алкоголя.

Применялись следующие психодиагностические методики: тест «доверие к технике», тест анти-ципационной состоятельности (В.Д. Менделевич) [11, 12]; СМОЛ (сокращенный многопрофильный опросник личности); Клинический опросник для выявления невротических состояний; Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда и С. Шмишека; тест-опросник на исследование волевой саморегуляции (А.В. Зверьков, Е.В. Эйдман); тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте); диагностика уровня личностной готовности к риску (PSK) Шуберта; методика диагностики уровня субъективной локализации контроля (УСК модификация методики Дж. Роттера).

Как показали результаты исследования по тесту «доверие к технике», у большей части испытуемых (68%) был выявлен тип «Д»: «средняя надежность» (5,13 балла), «средняя освоенность техники» (5,74 балла) и «среднее доверие» (5,53 балла). Данный тип характеризовался пониманием возможности отказа работы техники, нейтральной оценкой стабильности работы техники в разных условиях, осуществлением частичного контроля за ее работой, а также осознанием необходимости дальнейшего осваивания техники, позитивной оценкой своих знаний и нейтральной — навыков по ее управлению, готовностью использовать свои знания и имеющиеся навыки, а также приобретать дополнительные навыки управления. По параметрам надежности распределение оказалось следующим: низкая — 21,2%, средняя — 64,2%, высокая — 14,6%; освоенности: низкая — 11,2%, средняя — 71,2%, высокая — 17,6%, доверию: низкое

— 15,6%, среднее — 70,4%, высокое — 14%.

По результатам исследования с помощью характерологического опросника К. Леонгарда преобладающими типами акцентуаций в данной выборке являются: гипертимная (74,2%), характеризующаяся постоянно приподнятым настроением, повышенной психической активностью, жаждой деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенной словоохотливостью, коммуникабельностью; экзальтированная (64,4%), характеризующаяся склонностью к «аффективной экзальтации», быстрой эмоциональной возбудимостью, внешней экспрессивностью, демонстративностью мимики и жестикуляции; эмотивная (63,2%), что подразумевало эмоциональную лабильность, неустойчивость, резкую смену настроения в зависимости от внешних обстоятельств, от ситуации; впечатлительностью, повышенную тенденцию к эм-патии. При сравнении средних значений наиболее высокого уровня в структуре характера работника ЛБ достигли показатели гипертимной (14,1 балла) и эмотивной (12,3 балла) акцентуаций (акцентуация диагностируется при достижении 12-балльного значения).

При диагностике механизмов психологической защиты по тесту «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте) наиболее распространенными механизмами психологической защиты стали: отрицание — 50,2% — игнорирование потенциально тревожной, неприятной информации за счет временного отвлечения внимания; проекция — 28,2% — неосознаваемый перенос собственных неприемлемых или неприятных чувств, мотивов, желаний на другого человека — приписывание другим людям собственных побуждений, в которых сам себе человек признаться не может или не хочет (далее проекция); интеллектуализация — 88% — замена реального переживания или побуждения, которое некомфортно осознавать в данный момент, его вербальным, «словесным», рациональным эквивалентом. При сравнении средних значений наиболее сильную выраженность имели показатели отрицания (7,51), проекции (6,56) и интеллектуализации (6,73).

По данным клинического опросника для выявления и оценки невротических состояний К.К. Яхина и Д.М. Менделевича невротические расстройства являлись малораспространенными среди работников локомотивных бригад. Наиболее частым из меньшинства проявлением невротических расстройств стала невротическая депрессия (5%).

При анализе усредненного профиля РЛБ по СМОЛ показатели шкал II, III, IV, VI, IX имели значения ниже 40 Т, наиболее низкие значения получили шкалы (II, III, VI, IX), что охарактеризовало выборку следующим образом: низкий уровень тревоги, активность, общительность, ощущение своей значимости, силы, энергии и бодрости (II шкала). В то же время выявлены интроверсия, скептицизм, недостаточная способность к спонтанности в социальных контактах (III шкала). Для испытуемых были характерны недоверчивость и осторожность, страх неприятных последствий своих действий (VI шкала); выявлена сниженная активность контактов с людьми (IX шкала). Остальные шкалы находились в пределах нормативного разброса.

При исследовании антиципационной состоятельности 86,2% испытуемых явились антиципационно состоятельными, что отражало общую антиципа-ционную состоятельность (далее ОАС) как способность в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий; Личност-но-ситуативная антиципационная состоятельность была отмечена у 56,8% испытуемых, что отражало коммуникативный уровень антиципации (далее Л-САС); Временная антиципационная состоятельность имелась у 57% испытуемых и репрезентировала хроноритмологические особенности человека, способности прогнозировать течение и точно распределять время (далее ВАС); Пространственная антиципационная состоятельность была характерна для 78% испытуемых и демонстрировала способность предвосхищать движение предметов в пространстве, упреждать их, координировать собственные движения, проявляя моторную ловкость (далее ПАС). Таким образом, большинство испытуемых являлись антиципационно состоятельными, т.е. умели предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий в общении, пространстве и времени.

По результатам сравнения средних значений уровни составляющих ОАС находились в диапазоне нормы: ОАС (271 балл), Л-САС (170 баллов),

Вихиагрия',НЕВРОЛОГИГ1

72

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

'5 (90) сентябрь 2015 г.

Рисунок 1. Волевая саморегуляция

ВАС (43 балла), ПАС (56 баллов). (Нормативы ОАС — от 240, Л-САС от 166, ВАС от 42, ПАС от 52.)

При исследовании личностной готовности к риску ^К) Шуберта было обнаружено, что 68,4% испытуемых имели средние значения, однако почти у трети испытуемых была высокая готовность к риску (30%).

Волевая регуляция у выборки исследования в основном имеет высокие значения (92,2%), что характеризовало испытуемых как эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных.

У большинства испытуемых обнаружена выраженная экстернальность (42,6%) — внешне направленное защитное поведение; убежденность, что его неудачи являются результатом невезения,

случайностей, отрицательного влияния других людей. В 30,8% случаев был выражен смешанный тип локализации контроля. Выраженная интерналь-ность обнаружена у 26,6% испытуемых — высокая ответственность за свои поступки, за свою жизнь и здоровье.

Исходя из полученных данных статистического исследования (корреляционный, дивергентный анализ), был выделен фактор «волевая саморегуляция», имевший наиболее тесные и многочисленные связи (34 корреляционных связи на высоком уровне значимости р<0,001), следовательно, можно было констатировать, что данный параметр являлся системообразующим, на основании чего построена корреляционная плеяда (рис. 1).

ПСИХИАТРИЯ. НЕВРРЛ

'5 (90) сентябрь 22015 г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ^ 73

Как показано на рис. 1, личность с высокой волевой саморегуляцией обладала высоким уровнем антиципационной состоятельности, интернальным локусом нонтроля в областях неудач и достижений, семейных, межличностных и произврдственных от-ношени й, а также отсутствием обсессивно-фобиче-ских и вегетативных нарушений, отсутствием тревоги, астении и истерического типт реагирования; выраженн ыми психологичес кими защита ми являлись интеллектуализация и отртцанее , примитивные формы защит не использовались. Данная личность обладала выраженной демонстративностью и низкой выриженностью черт возбудимо сии, эмо-тивности, циклотирносви, тревожности, педантичности, дистимности.

Таким образом, результаты птиходиагностиче-ского исследования покволили определить «психологический портрер» РЛБ. Однако для достижения основной цели исследования — выявления прогностических факторов риска а вир ийности движения — важным было обнаружение корреляционных

ЛИТЕРАТУРА

1. Леженкина Т.И.Форчирование психологической! чотовно-сти локомотивной бригады н действиям в опасных ситуациях / Т.И. Леженкина: авточеф. дии каьд. ... пкихол. саук. — тосева, 2010.

2.Макаричева Э.В. Невротичегиие и психосоматические расстройства у работников локомктивны х (^рз^гад // Не- рологиаес кий вистннк. -ч 2113.— СП2. — С. 53-59.

93. Нерсесян Л.С. Психологические аспсьты надежнепти машинист"^ льтчьотиви и безииассость дпижения / TT.С. Нерсесян, С.Г. Ьурехзон, — М." ЦНИИТЭИ МПС, 1986. - 28 с.

4. Karlechвдеп S., Maltt U. Fn, Hoff 8,. eet al. "Chi, effect of mijor cailway accident on the psychological hea.tC of tra.n drivers / 4. Karl.chagen, U.Fr. M ai .tt: H.-off et al. // Journal nC ("aychosom-tic Re gearcC. - 1997. - Vol. 337. - P. 807-81 7.

5. Тчстробчн В"В. Психологические аспекты риска развития эс-сентдиальноа гипертензии среди работников локомотионых бригад / В.В. Евдо1симов, В.В. Востребин // ■/"кат^-^ль.иыч; вопросы терапии псисич еских за .елевчн ий. — Ч елибинсс, 20 00.

6. Пр о-ле м а а ртергаль но "с гипертензииу работников желязно-дотмжного тсанспопта и особенности формирования коррекции / Под ред. Г.А. Батищева и Ю.Н. Чернова. — Ьоронеж, "008.

связей ме>кду из:уче!ни1з1ми параметрами и некоторыми демографическими параметрами (рис. 2).

Быто выыявлено, что аварийность имела прямую связь со склонно стыю к риску и доверием к техни-ре. Обнаружено, что доверие к технике не снижало, а повышамо урове ты аварийности. Возможно, это быто связано с тем, что, надеясь на технику/, тЛБ снижал т|себовательнойть к собствйнны1м психологическим свойствам, значимые для профилактики аварийности. Кроме того, быти обнаружены! прямы1е зав ис^ыос:т"и амарийности от факта алкоао-лизации и возраста. Однако, факт курения, по данные статистическосо анализа, обратно зависел от аварийности, что, вероятно, связано со снижением ьревоги при суренис. Достоверной связи атармй-ности со стажем о бнаружено не бы1 ло.

Проведенное исследование позволяет констати-[эоватыы, чта важные фактором профилактики авт-рийности на ж/д сранспорте может являться вы1 явление сп ецифичепких личностны1х особенсоттей в пр оцессе ппиходиагно стического обследования.

7. Dijk J.L. How safe are the new guidelines of the; community oa European railways for locomotive drivers wifh a heart disease / J.L. D — k // First International Meeting «Actual Questions of Railway Medicice» Moscow, Apr, 15-16. — 2004. — Р.56-58.

8.Цфасман А.З. Внезапная сердечная смерть и ее профессиональные асаекты/ А.З. Цфасман. — М.:МЦНМО, Т003. — 302 с.

9. Ц фасаан А.З.П ро фессиональные аспесаы гипертонической болезни / А.Зг Цфасман, И.Ф. Старых, Г.Н. Журавлева и др. — М.: 1987. -с 94 с.

10. Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Феномен астиципаци-оннь.х способносте° как предмен психологаческого исследования // Психолагический ж.рнал. — 2006. — №5. — С. 50-59.

11. Менделевич В.Д. ".ест антиципацсонной состоятелсмости и п|зогностической компетентности — эаспериментально-пеихоло-гичейкой оценки готовности к невротнсеским расстройствам // Социалнная и кмиаическая психиатрия. — 2003. — №1. — С. 35-40.

12. Мендел евич В.Д. А1тсципацион ные меха низм ы неврозоге-нсма. — Казань: педицина, 2101!.. — 2 88 с.

www.pmarchive.ru

САЙТ ЖУРНАЛА «ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.