Научная статья на тему 'Психологические аспекты надежности профессиональной деятельности работников локомотивных бригад'

Психологические аспекты надежности профессиональной деятельности работников локомотивных бригад Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
567
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORKERS OF LOCOMOTIVE CREWS / PROFESSIONAL RELIABILITY / PERSONAL TRAITS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бугайченко И. И.

Рассматривается влияние личностных особенностей работников локомотивных бригад на уровень их профессиональной надежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL RELIABILITY OF LOCOMOTIVE CREW WORKERS

The impact of personal traits of locomotive crew workers on their professional reliability level has been examined.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты надежности профессиональной деятельности работников локомотивных бригад»

УДК:658.3:61:681.3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАДЕЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД

И.И. Бугайченко, старший преподаватель, Украинская государственная академия

железнодорожного транспорта, г. Харьков

Аннотация. Рассматривается влияние личностных особенностей работников локомотивных бригад на уровень их профессиональной надежности.

Ключевые слова: работники локомотивных бригад, профессиональная надежность, личностные особенности.

ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ НАДІЙНОСТІ ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПРАЦІВНИКІВ ЛОКОМОТИВНИХ БРИГАД

І.І. Бугайченко, старший викладач, Українська державна академія залізничного транспорту, м. Харків

Анотація. Розглядається вплив особистісних особливостей працівників локомотивних бригад на рівень їх професійної надійності.

Ключові слова: працівники локомотивних бригад, професійна надійність, особистісні особливості.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL RELIABILITY OF LOCOMOTIVE CREW WORKERS

I. Bugaichenko, Assistant Professor,

Ukrainian State Academy of Railway Transport, Kharkiv

Abstract. The impact of personal traits of locomotive crew workers on their professional reliability level has been examined.

Key words: workers of locomotive crews, professional reliability, personal traits.

Введение

Достижение эффективности профессиональной деятельности на железнодорожном транспорте требует обеспечения более высоких показателей профессиональной надежности работников операторского профиля, непосредственно связанных с безопасностью движения поездов.

Как свидетельствуют данные ежегодных анализов состояния безопасности движения на железных дорогах Украины, около 20 % транспортных происшествий возникают вследствие ошибочных действий работников

локомотивных бригад (РЛБ), которые являются распространенной профессиональной категорией железнодорожной отрасли, отличающейся своеобразием условий труда в виде отрицательного воздействия на организм факторов производственной среды.

При рассмотрении основных причин сниженной профессиональной надежности РЛБ особго внимания заслуживает психологическое состояние, а также психологические возможности работника. Поскольку машинист локомотива является сложной саморегулирующейся системой, способной задействовать резервные механизмы функциональ-

ных систем организма для достижения необходимого результата, важной задачей является комплексное изучение влияния личностных особенностей на надежность трудовой деятельности.

Анализ публикаций

Несмотря на то, что вопросы оценки свойств личности давно и широко разрабатываются в психологии, на сегодняшний день нет четко сформулированного аппарата, позволяющего оценить и прогнозировать уровень профессиональной надежности РЛБ с учетом их личностных характеристик. Результаты существующих исследований в этом направлении [1-5] имеют, в основном, невыраженный характер и позволяют оценивать и прогнозировать уровень профессиональной надежности работников преимущественно с достаточно небольшой достоверностью.

Таким образом, исследования направлены на усовершенствование методов контроля составляющих профессиональной надежности работников локомотивных бригад и изучение закономерностей в системах взаимодействия человека со средствами управления техническими объектами железнодорожного транспорта и являются актуальными.

Цель и постановка задачи

Целью проведенного обследования работников локомотивных бригад депо «Застава» (г. Одесса) было получение количественной оценки степени взаимосвязи личностных особенностей с уровнем профессиональной надежности. Для этого был использован 16-факторный личностный опросник, предложенный Р. Кеттеллом (Sixteen Personality Factor Questionnarie, 16 PF). Информация о работниках получена в ходе проведения экспертного опроса по однотуровой процедуре без непосредственного взаимодействия экспертов [6]. Экспертами были машинисты-инструкторы, которые хорошо знают обследуемых. Они оценивали их по 5-бальной шкале по показателям «Н» - надежность, «Т» - теоретическая подготовка, «Пр» - практическая подготовка.

Экспериментальные исследования

Предварительный анализ результатов опроса показал, что наблюдаються различия в мне-

ниях экспертов, что обусловлено наличием собственных предпочтений, поэтому был проведен более тщательный экспертный анализ с применением метода средних арифметических рангов и метода медианов рангов. По итогам проведенного анализа получено итоговое ранжирование, что дает возможность определить статистическую связь между мнениями экспертов. Для этого были рассчитаны коэффициенты конкордации (согласованности) Кендалла. Получены следующие значения:

- по показателю «Н» - Жя>(4)= 0,64580;

- по показателю «Т» - >(4)= 0,2845 ;

- по показателю «Пр» - Ж<Пр> (4) = 0,63012 .

Подтверждение существования неслучайной согласованности во мнениях экспертов выполнялось с помощью критерия для проверки гипотезы о неравномерности распределения против альтернативы о равномерности (табл. 1).

Таблица 1 Оценка значимости коэффициентов конкордации

W

X табл*

Хю факт

Экспертные оценки «Н» «Т» «Пр»

0,6458 0,2845 0,63012

28,415

19,675

12,512

27,725

* табличное значение X табл принимается при уровне значимости 95 %.

Поскольку для оценки значимости коэффициента конкордации необходимо и достаточно, чтобы найденное фактическое значение

х1 Факт = (п~ 1)• т-Жбыло больше табличного значения ;^2 табл, которое определяется

числом степеней свободы V и уровнем доверительной вероятности Р, делается вывод -экспертные показатели «Н» и «Пр» РЛБ являются достоверными, что позволяет в дальнейшем выявить взаимосвязь между ними и личностными особенностями самих работников.

С этой целью была получена регрессионная модель количественной оценки степени взаимосвязи личностных особенностей работников с уровнем их профессиональной надежности. Отбор значимых факторов теста

Кеттелла для включения в модель проведен при уровне F = 1, что обеспечивает уровень значимости коэффициентов модели р < 0,30, а достоверность 1 - р > 0,70.

Уравнение регрессии для экспертной оценки «Н» имеет вид

Н = 4,752075 - 0,264956 • A -

- 0,081398 • L + 0,152041 • Q3, (1)

где A, L, Q3 - факторы теста Кеттелла.

Коэффициент детерминации модели «Н» по факторам А, L и Q3 составляет R2 = 0,964.

Результаты влияния факторов теста Кеттелла на профессиональную надежность рассчитываются по величине стандартизированных коэффициентов регрессии BETA (табл. 2).

Как видно из представленных данных, долговременная функциональная составляющая профессиональной надежности РЛБ зависит на 37,65 % от фактора А - «замкнутость - общительность», на 26,13 % - от фактора Ь «доверчивость - подозрительность», на 32,62 % -от фактора ^3 - «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль». Эти факторы являются наиболее информативными. При этом работник, который склонен к замкнутости в себе и скептически настроен (фактор А), легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе (фактор Ь), целеустремленный, хорошо контролирует свои эмоции и поведение (фактор Q3), потенциально имеет более высокий уровень профессиональной надежности.

Выводы

Полученные результаты исследования позволили выделить связь личностных особенностей с долговременной функциональной составляющей профессиональной надежно-

сти работников локомотивных бригад, а также определить количественно степень этого влияния, что дает возможность выявить (оценить) потенциальную предрасположенность работника к эффективному выполнению своих трудовых обязанностей и прогнозировать влияние психологических механизмов регуляции на показатели надежности профессиональной деятельности.

Литература

1. Бодров В. А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 288 с.

2. Богомолов А. В. Диагностика состояния человека: математические подходы / A.B. Богомолов, Л. А. Гридин, Ю.А. Кукушкин, И.Б. Ушаков. - М.: Медицина, 2003. - 462 с.

3. Нерсесян Л. С. Инженерная психология и проблема надежности машиниста / Л.С. Нерсесян, O.A. Конопкин. - М.: Транспорт, 1978. - 240 с.

4. Пузир В. Г. Наукові основи удосконалення технології передрейсової підготовки локомотивів та локомотивних бригад: автореферат дис. на здобуття наук. ступ. д-ра техн. наук.: 05.22.07 «Рухомий склад залізниць та тяга поїздів» / В. Г. Пузир. -X., 2005. - 22 с.

5. Брусенцов В. Г. Оценка функциональной надежности локомотивных бригад в процессе предрейсового контроля / В. Г. Брусенцов, В. Г. Пузырь, В. Н. Самсонкин // Залізничний транспорт України. - 2008. -№ 1. - С. 3 - 5.

6. Давние В. В. Прогнозные модели экспертных предпочтений: монография /

В.В. Давние, В. И. Тинякова. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. - 248 с.

7. Орлов А. И. Экспертные оценки: учебное пособие / А. И. Орлов. - М.: ИВСТЭ, 2002. - 32 с.

8. Юнкеров В. И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В. И. Юнкеров, С. Г. Григорьев.- С.Пб.: ВМед, 2002. - 266 с.

Рецензент: Н.Б. Волненко, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 31 августа 2012 г.

Таблица 2 Степень и значимость влияния Факторов теста Кеттелла на ФН

Факторы теста Кеттелла Степень влияния, % Уровень значимости (p-level)

A 37,65 0,000002

L 26,13 0,000037

Q3 32,62 0,000009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.