Научная статья на тему 'Объективная оценка функционального состояния работников локомотивных бригад'

Объективная оценка функционального состояния работников локомотивных бригад Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
402
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL RELIABILITY / FUNCTIONAL STATE / LOCOMOTIVE CREWS

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Гончаров А. В.

Предлагается методика количественной оценки функционального состояния работников локомотивных бригад с целью снижения аварийности на железнодорожном транспорте. Применение методики позволит снизить производственный травматизм работников локомотивных бригад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVE ASSESSMENT OF LOCOMOTIVE CREW FUNCTIONAL STATE

A method of assessing the functional state of locomotive crews in order to reduce accidents on railways has been proposed. The methods will enable to reduce occupational injuries of the locomotive crews.

Текст научной работы на тему «Объективная оценка функционального состояния работников локомотивных бригад»

УДК:658.3:61:681.3

ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД

А.В. Гончаров, ассистент, Украинская государственная академия железнодорожного транспорта, г. Харьков

Аннотация. Предлагается методика количественной оценки функционального состояния работников локомотивных бригад с целью снижения аварийности на железнодорожном транспорте. Применение методики позволит снизить производственный травматизм работников локомотивных бригад.

Ключевые слова: профессиональная надежность, функциональное состояние, работники локомотивных бригад.

ОБ’ЄКТИВНА ОЦІНКА ФУНКЦІОНАЛЬНОГО СТАНУ ПРАЦІВНИКІВ ЛОКОМОТИВНИХ БРИГАД

А.В. Гончаров, асистент, Українська державна академія залізничного транспорту, м. Харків

Анотація. Пропонується методика кількісної оцінки функціонального стану працівників локомотивних бригад з метою зниження аварійності на залізничному транспорті. Застосування методики дозволить знизити виробничий травматизм працівників локомотивних бригад.

Ключові слова: професійна надійність, функціональний стан, працівники локомотивних бригад.

OBJECTIVE ASSESSMENT OF LOCOMOTIVE CREW FUNCTIONAL STATE

A. Goncharov, Teaching Assistant,

Ukrainian State Academy of Railway Transport, Kharkiv

Abstract. A method of assessing the functional state of locomotive crews in order to reduce accidents on railways has been proposed. The methods will enable to reduce occupational injuries of the locomotive crews.

Key words: professional reliability, functional state, locomotive crews.

Введение

Снижение аварийности на железнодорожном транспорте - одна из ключевых проблем охраны труда. Железнодорожные аварии влекут за собой человеческие жертвы, экологические катастрофы, большой материальный ущерб. Согласно мировой статистике, от 50 до 95 % эксплуатационных ошибок совершается человеком-оператором. Работники локомотивных бригад (РЛБ) при авариях травмируются на рабочем месте, поэтому обеспечение их профессиональной надежности требует повышения эффективности контроля их функционального состояния (ФС)

как в процессе деятельности, так и на этапе допуска к работе.

Таким образом, контроль ФС РЛБ является одной из важнейших задач повышения безопасности их труда.

Анализ публикаций

Число аварий в опасных сферах деятельности из-за ошибок человека составляет до 80% от всех причин [1, 2]. Из-за ошибок человека происходит 60 - 80 % всех аварий и несчастных случаев в промышленности и на транспорте [3].

Эта проблема остро стоит также перед железнодорожным транспортом. Например, в системе УЗ, по официальным данным, этот процент составил в 2006 - 2007 г.г. 80 % -84 % [4].

Таким образом, для снижения аварийности и производственного травматизма РЛБ целесообразно контролировать их профессиональную надежность, а этого, в свою очередь, можно достичь путем контроля их ФС.

Цель и постановка задачи

к4 - отношение мощности сигнала сердечного ритма в низкочастотной области к мощности в высокочастотной области; к5 - среднее значение активного сопротивления кожи правой руки, кОм; к6 - уровень физического состояния [5]; к7 - биологический возраст, лет [6].

Р Ут —

800

0, р2 < 0

1, Р? > 1

0 < Р2 < 1

(3)

Целью работы является разработка новых методов и средств контроля текущего функционального состояния работников локомотивных бригад для снижения аварийности на железнодорожном транспорте путем повышения надежности их деятельности.

Изложение основного материала

Для объективной количественной оценки ФС РЛБ организм человека рассматривается как иерархическая система автоматического регулирования, состоящая из двух уровней -физиологического и уровня высшей нервной деятельности. Разработан интегральный показатель функционального состояния (ИПФС), вычисляемый по формуле

а — УІ (1—Р1) х (1—р2ут)

(1)

где ^ и ^2ут - оценки состояния физиологического уровня и уровня высшей нервной деятельности соответственно.

— ——50 х 0,1421-

1 70

1082-^-

0,06

х 0,1340 -

-3 — 3466 -. — 0,64

+^-----------[ х 0,0839 + -4---— х 0,2313-

1018 1,86

+1^ -5 — 2І х 0,1185 +-1—^ х 0,1126 +

(2)

0,474

-7 — 20

-7----------х 0,1777,

40

где — - среднее значение частоты сердечных сокращений, 1/мин; -2 - коэффициент вариации значений Я-Я интервалов; -3 - общая мощность сигнала сердечного ритма, мс ;

где п1 - время сложной зрительно-моторнои реакции, мс; п2 - количество ошибочных реакций; Ц - временная цена ошибки, мс.

Для практической реализации данной модели создан микропроцессорный комплекс «Гамма» [7], состоящий из аппаратной и программной частей. Структура аппаратной части показана на рисунке 1.

Рис. 1. Структурная схема микроконтроллера

Аппаратная часть предназначена для съема сигналов с обследуемого, их преобразования и передачи для дальнейшей обработки в персональный компьютер. Программная часть обеспечивает реализацию методик обследования, расчет всех показателей и вывод результатов в графической форме в реальном времени. Ее структура показана на рисунке 2.

00

б)

Главный модуль программы (Main.pas)

Модуль выбора методики обследования

Модуль инструкции к методике "РДО" (U_RD 0_ln str. pas)

Модули подготовки к обследованию

*1

“I

Модуль методики 1 1 1 1 1 1 Модуль расчета результатов методики "РДО" (Rdo Res.pas)

"РДО" (RDO.pas) 1 I 1 W 1 1

■ І і

Модуль методики 1 1 1 1 і 1 Модуль расчета результатов методики "ВСДР" (RezPrSt2.pas)

(StrsUnit.pas) і ■ Ї -1 . ■

* 1 1 ■ 1 1

Модуль методики " Вегетативный контроль" (VK.pas) ■ ■ 1 1 „ Модуль мате магического анализа сига аларитма сердца (Sp е dr р as)

! і :

! 1 !

Модуль методики "Тест зрительной памяти" ('ImageUnit.pas') і 1 і г Модуль расчета результатов теста зрительной памяти (RezImUnt.pas')

і

Модуль методики Модуль реализации Модуль выбора пола

"Расчет УФ С" теста для расчета БВ обследуемого

(FCL.pas) (Test, pas) (S el. pas)

Модули реализации тестовых методик

L

Модуль

обновления

картотеки

(AddpersUnit)

Модуль ітображения заставки (Logo.pas)

Модуль

просмотра

результатов

обследований

ViewDatapas)

Модуль отображения устаревших данных (Lstpa

Модуль

настройки

(ComSetup.pas)

Модуль

изменения

пароля

(Chgpass.pas)

Модуль проверки пароля (Pass, pas)

Вспомогательные модули

Модули отображении и сохранения результатов обследования

Структура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"RESULTS"

т

I

-t-

I

т

I

Т"

1

Системный

реестр

Windows

БАЗА ДАННЫХ

Рис. 2. Структурная схема программного продукта

Вестник ХНАДУ, вып. 59, 2012

Для мониторинга ФС РЛБ данные по каждому обследованию вносятся в базу, что позволяет медицинскому работнику, проводящему обследование, отслеживать динамику изменения как ФС в целом, так и значений отдельных показателей.

Для проверки возможности использования ИПФС в качестве критерия оценки ФС РЛБ было обследовано 124 РЛБ, выходящих в рейс и 74 РЛБ, вернувшихся из рейса. Распределения значений ИПФС в группах «до работы» и «после работы» характеризуются значениями: до работы d = 0,510, сй = 0,162, после работы d = 0,426, ^ = 0,164. Анализ значимости различий по 1-критерию Стью-дента показал, что эти различия статистически значимы (1 = 3,722, р = 0,01). Расчет проводился с помощью программы «81ай8йса 6». Разработанный показатель позволяет выявлять РЛБ в неудовлетворительном ФС.

Выводы

Используемые в настоящее время методы предрейсового контроля ФС РЛБ не позволяют достоверно и надежно выявлять РЛБ в неудовлетворительном ФС.

Разработанный комплекс «Гамма» позволяет реализовать новую усовершенствованную методику предрейсового контроля ФС РЛБ.

ИПФС может быть использован в качестве критерия для объективной количественной оценки ФС РЛБ.

Литература

1. Hollnagel E. Human Reliability Analysis: Context and Control. Academic / E. Hollnagel.

- London. 1993. - 15б p.

2. Reason J. A systems approach to organizational error / J. Reason // Ergonomics. -1995. - Vol. 3S, № S. - P. 170S - 1721.

3. O’Hare D. Cognitive failure analysis for aircraft accident investigation / D. O’Hare, M. Wiggins, R. Batte, D. Morrison // Ergonomics. - 1994. - Vol. 37, № 11. -P.1S55 - 1S69.

4. Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах Украины в 2007 году / В. Гусь, М. Кутняк, В. Крот. - К.: УАЗТ, 200S. 234 с.

5. Пирогова Е. А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. - К.: Здоров’я, 19S6. - 152 с.

6. Номограммы для определения некоторых интегральных показателей биологического возраста и профессионального здоровья / В.А. Пономаренко, Г.П. Ступаков, B.C. Ти-хончук. - М.: ВЦ АН СССР, 1991. - 52 с.

7. Брусєнцов В. Г. Комп’ютерний комплекс контролю психофізіологічного стану локомотивних бригад / В.Г. Брусєнцов, А.В. Гончаров // Інформаційно-керуючі системи на залізничному транспорті. -2001. - №5. - С. 115 - 117.

Рецензент: А.В. Бажинов, профессор, д.т.н.,

ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 22 августа

2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.