УДК 159.922
ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
CONATIVE CONTROL OF FUTURE EXPERTS' PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT
© 2017
Ж.Г. Гаранина Zh. G. Garanina
В статье представлены результаты исследования особенностей личностно-профессионального саморазвития и волевой организации личности студентов. Выявлены значимые корреляционные взаимосвязи между уровнем саморазвития и такими волевыми качествами, как самостоятельность, настойчивость, саморегуляция. Показано, что уровень личностно-профессионального саморазвития студентов определяется системой волевой регуляции. В результате кластерного анализа выделены три группы студентов, каждая из которых характеризуется особым соотношением показателей сформированное™ волевых качеств и уровнем личностно-профессионального саморазвития. Лица с развитой волевой сферой обладают высоким уровнем личностно-профессионального саморазвития и мотивационной готовностью к самопознанию и саморазвитию, что проявляется в их самостоятельности и настойчивости, умении организовывать свое поведение и деятельность для осуществления систематической работы над собой. Дальнейшее исследование механизмов и закономерностей личностно-профессионального саморазвития может содействовать разработке тренинго-вых программ, направленных на формирование практических навыков волевой регуляции процесса личност-но-профессионального саморазвития студентов в процессе учебной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие; личностный рост; волевая саморегуляция; самостоятельность; настойчивость; самоорганизация.
Article considers the results of the empirical study of the personal and professional self-development and volitional organization of a student's personality. Processing of the data was carried out by means of correlation and cluster analysis. The significant correlation relationships were found between the level of self-development and such volitional qualities as independence, organization of activity, perseverance, self-regulation. It is shown that the level of personal and professional self-development of students is determined by the system of volitional regulation. As a result, cluster analysis identified three clusters of students, according to the levels of personal and professional self-development and different indicators of the formation of volitional qualities. Persons with a developed volitional sphere possess a high level of personal and professional self-development and a motivational readiness for self-knowledge and self-development. This is manifested in their independence and self-control, their ability to organize their activities for systematic work on themselves. The mechanisms and regularities will develop training programs for the formation of practical skills of volitional regulation in the process of students' personal and professional self-development in their education.
Keywords: professional self-development; personal growth; volitional self-regulation; independence; perseverance; self-organization.
Проблема исследования процесса личностного и профессионального саморазвития приобретает в настоящее время все большее значение в связи с возрастанием требований к современным специалистам, которые должны быть способны к постоянному повышению своего профессионального уровня, самосовершенствованию и самоизменению. Среди качеств, влияющих на процесс саморазвития, можно выделить особенности волевой регуляции, определяющие способность принимать взвешенные решения, ставить значимые цели и дости-
гать их, преодолевать внутренние и внешние препятствия. Объектом настоящего исследования является волевая регуляция процесса личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов.
Теоретико-методологический анализ проблемы личностного и профессионального саморазвития показывает многообразие подходов к данной проблеме в отечественной и зарубежной литературе. Так, в работах зарубежных психологов саморазвитие личности связывается с врожденным свойством человека - стремлением к личностному, ду-
ховному росту. В гуманистической психологии А. Маслоу [1], К. Роджерс [2], Э. Фромм [3] рассматривают саморазвитие как открытие идентичности и на этой основе приобретение полноты человечности через самоактуализацию и личностный рост. С точки зрения логотерапии В.Э. Франкл трактует саморазвитие как стремление к обретению смысла своего существования [4].
В отечественной психологии проблема саморазвития анализируется с точки зрения системного подхода. Саморазвитие рассматривается как целостное системное образование, состоящее из взаимосвязанных функциональных компонентов, которые не сводятся к аддитивному сложению составляющих. В частности, Б.Ф. Ломов рассматривает личность как самоорганизующуюся многоуровневую систему, а саморазвитие - как следствие собственной активности человека в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала [5].
Л.И. Анциферова рассматривает профессиональное саморазвитие личности с позиций динамического подхода как процесс развития личности, ориентированный на высокий уровень профессиональных достижений. Исследовательница отмечает, что личность - это субъект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельностного отношения к миру, в котором могут лучше всего проявиться и развиваться уникальные потенции индивида [6, с. 31].
С позиции субъектного подхода, разрабатываемого А.В. Брушлинским [7],
A.К. Марковой [8], М.В. Ермолаевой [9],
B.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым [10] и другими исследователями, человек мыслится как субъект профессиональной деятельности, способный самосовершенствоваться, стремящийся к саморазвитию, самоактуализации в профессиональной сфере. В.И. Слободчиков определяет саморазвитие как способность человека быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [10, с. 77].
В.Г. Маралов понимает под саморазвитием специфический процесс постановки и достижения целей через изменение человеком собственной деятельности и самого себя на основе внутренних побуждений и внешних влияний [11].
С позиций акмеологического подхода личностно-профессиональное саморазвитие А.А. Деркач толкует как процесс, ориентированный на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в ходе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий [12].
С точки зрения синергетического подхода (Э.Ф. Зеер, И.В. Мешкова), профессиональное саморазвитие - процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление [13].
Обобщая сказанное сторонниками различных подходов к проблеме личност-но-профессионального саморазвития, мы считаем возможным определить процесс саморазвития как целостную, интегратив-ную, информационно открытую систему, основанную на деятельностном преобразовании личностью себя. Саморазвитие порождается потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляется в ходе саморегуляции личностью своего поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимых целей [14, с. 376].
Среди частных аспектов проблемы личностно-профессионального саморазвития выделяется вопрос о факторах, детеми-нирующих данный процесс. Среди них -волевая регуляция, способствующая актуализации внутренних ресурсов с целью достижения поставленных целей саморазвития. Особенности волевой регуляции поведения и ее роль в процессе саморазвития личности рассматривались таким авторами, как Н.В. Аникеева, Е.П. Ильин, Т.И. Шуль-га, В.Н. Шляпников и др.
Е.П. Ильин считает, что процесс произвольного самоуправления организует поведение, реализуемое через произвольные сознательные и мотивированные действия. Самоуправление своим поведением с помощью сознания предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения, но ив инициации действий, их осуществлении и контроле [15]. Т.И. Шуль-га и В.Н. Шляпников считают, что в процессе профессионализации человек перестраивает свою активность через формирование необходимых профессиональных навыков посредством развития волевой регуляции профессиональной деятельности, что способствует саморазвитию личности профессионала [16]. Н.В. Аникеева указывает на большое значение волевой регуляции в процессе самосовершенствования личности, в формировании программы самовоспитания [17]. Я.В. Сорокина считает, что волевая регуляция поведения студентов в процессе обучения оказывает значимое влияние на преодоление низкой активности в учебной деятельности и побуждает к саморазвитию [18].
Б.М. Мухамадиев, Г.М. Хадиева в качества важного элемента саморазвития выделяют самоорганизацию, к которой относят такие качества, как планирование, дисциплину, самоконтроль и волевую регуляцию [19]. В.Б. Батоцыренов считает, что волевая регуляция связана с осознанным выбором личностных ориентиров регуляции своего поведения и самосознания [20].
Наши исследования показывают, что в процессе овладения профессией возникают противоречия между использованием имеющихся личностных ресурсов и необходимостью их развития, адаптации к меняющимся условиям внешней среды, в связи с чем активизируются механизмы волевой регуляция деятельности, совершенствуются операциональные составляющие саморазвития.
Высокий уровень волевой регуляции обусловливает активизацию внутренней деятельности, направленной на самосовершенствование и самоизменение, что способ-
ствует реализации процессов активного профессионального и личностного саморазвития. Особенности волевой регуляции влияют на планирование целей саморазвития, учет значимых условий, оценку и коррекцию деятельности для получения субъективно приемлемых результатов. Только на основе механизмов волевой регуляции возможно осуществление целенаправленного самоизменения, осуществление систематической и осознанной работы над собой.
На основании проведенного анализа теоретических подходов к проблеме лич-ностно-профессионального саморазвития и особенностей его регуляции нами была определена цель исследования - изучить особенности волевой регуляции процесса личностно-профессионального саморазвития студентов. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования: эмпирически выявить особенности личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов; изучить особенности волевой сферы студентов, влияющие на процесс саморазвития; выявить механизмы волевой регуляции процесса личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов.
Для изучения особенностей и структуры волевых качеств и особенностей профессионального саморазвития студентов было проведено исследование среди студентов 3-4 курса отделения «Психология» Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. В исследовании приняли участие 116 человек в возрасте 19 лет - 21 года (80 девушек и 36 юношей).
Были использованы следующие методы: опросник «Способность к саморазвитию» (И.В. Зверева), тест «Готовность к самопознанию и саморазвитию» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта), методика исследования волевой организации личности (М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило), опросник «Стиль саморегуляции поведения студентов» (В.И. Моросанова). Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с помощью корреляционного и кластерного анализа.
Анализ полученных результатов показывает, что активный уровень личностно-профессионального саморазвития выявлен у большинства опрошенных (76,7%). У 81% студентов выявлен высокий уровень готовности к самопознанию и саморазвитию. Полученные данные свидетельствуют о стремлении большинства студентов к активному самопознанию и саморазвитию,
самоизменению, систематической работе над собой.
Для выявления взаимосвязей между показателями саморазвития и особенностями волевой регуляции был проведен корреляционный анализ. Наиболее значимые взаимосвязи (на 0,5%) уровне отражены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа особенностей волевой регуляции и личностно-профессионального саморазвития студентов
Ценностно-смысловая организация личности Организация деятельности Настойчивость Самообладание Самостоятельность Волевая организация личности Саморегуляция
Уровень саморазвития 0,26 0,34 - 0,33 0,43 0,28 0,33
Готовность к саморазвитию 0,39 - 0,45 - 0,38 0,31 0,55
Готовность к самопознанию - 0,29 - - 0,31 - -
Из таблицы 1 видно, что существует значимая корреляционная связь между уровнем саморазвития и таким волевым качеством, как самостоятельность. Это говорит о том, что студенты, характеризующиеся высоким уровнем самостоятельности, более склонны прилагать усилия к профессиональному саморазвитию, самообразовываться, самостоятельно заниматься дополнительным обучением. Статистически значимые взаимосвязи выявлены также между уровнем саморазвития и такими волевыми качествами, как умение организовывать свою деятельность, самообладание, саморегуляция. Мотивационная готовность к саморазвитию наиболее значимо коррелирует с саморегуляцией, а также с ценностно-смысловой организацией личности, настойчивостью, самостоятельностью. Готовность к самопознанию связана с самостоятельностью и умение организовывать свою деятельность.
Выявленные взаимосвязи свидетельствуют о том, что студенты с высоким уровнем организации деятельности более склонны к систематической работе над собой, стремятся к самопознанию и самосовершенствованию, характеризуются высоким уровнем самообладания и саморегуляции.
Для выявления уровней саморазвития студентов-психологов нами был проведен кластерный анализ. Процедуре кластеризации подвергались показатели уровня саморазвития, готовности к саморазвитию и самопознанию, такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, умение организовывать свою деятельность, ценностно-смысловая организация личности, саморегуляция. В результате кластерного анализа было выявлено три группы испытуемых в соответствии с уровнями лич-ностно-профессионального саморазвития.
В первый кластер вошло 46% испытуемых. Испытуемые данной группы ха-
рактеризуются высоким уровнем выраженности показателей саморазвития, которое можно назвать активным, готовностью к саморазвитию и к самопознанию, а также высоким уровнем саморегуляции, самостоятельности, самообладания и организации деятельности.
Во второй кластер вошло 39% студентов от всей выборки. Испытуемые данной группы характеризуются средними показателями уровня саморазвития и готовности к саморазвитию и самопознанию. Уровень самостоятельности достаточно высок, но вместе с тем саморегуляция, ценностно-смысловая организация личности и настойчивость развиты в средней степени. Лич-ностно-профессиональное саморазвитие студентов данной группы является неупорядоченным в силу слабой сформированно-сти регулятивных качеств. Личностно-профессиональное саморазвитие происходит не в результате осознанной и систематической работы над собой, а стихийно.
В третий кластер вошли студенты (15%), находящиеся на низком уровне саморазвития. Показатели уровня саморазвития и мотивационной готовности к нему находятся на низком уровне. В данной группе выявлены средние и низкие показатели самостоятельности, саморегуляции, настойчивости и умения организовывать свою деятельность. Студенты, входящие в данную группу, не стремятся к осознанному саморазвитию и к самосовершенство-
ванию в силу слабой сформированности волевой регуляции. Развитие у таких лиц происходит низкими темпами.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что лич-ностно-профессиональное саморазвитие студентов определяется наличием развитой системы волевой регуляции, которая способствует осуществлению самостоятельной и целенаправленной организации деятельности по самоизменению и самосовершенствованию. Такие волевые свойства студентов, как самостоятельность, настойчивость, саморегуляция, умение организовывать свою деятельность, являются основой для формирования способности к систематической работе над собой, направленной на достижение поставленных целей по самоизменению и самосовершенствованию. По соотношению показателей саморазвития и особенностей волевой регуляции можно выделить три группы студентов, каждая из которых характеризуется определенным уровнем сформированности волевых качеств и соответствующим уровнем саморазвития и мотивационной готовности к нему. Дальнейшее исследование личност-но-профессионального саморазвития поможет в разработке тренинговых программ, направленных на формирование практических навыков волевой регуляции процесса саморазвития студентов в процессе учебной деятельности.
& & &
1. Маслоу А. Самоакутализированные люди: исследование психологического здоровья // Городское управление. 2011. № 1(174). С. 93-98.
2. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 48-58.
3. Фромм Э. Человек для себя. М. : Полиграфиздат, 2012. 430 с.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.
5. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М. : Психолого-социальный ин-т, 2011. 423 с.
6. Анциферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни [Электронный ресурс] // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала : сборник науч. трудов. М. : Ин-т психологии АН СССР, 1991. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26514193 (дата обращения 20.07.2017).
7. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 6. С. 5-10.
8. Маркова А.К. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования // Акмеология. 2003. № 3(7). С. 47-50.
9. Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2006. 200 с.
10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М. : Школа-Пресс, 1995. 384 с.
11. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М. : Academia, 2002. 250 с.
12. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста [Электронный ресурс] // Акмеология. 2013. № 3(47). С. 14-21. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19051744 (дата обращения 21.08.2017).
13. Зеер Э.Ф., Мешкова И.В. Детерминация саморазвития личности в профессионально-образовательном пространстве // Образование и наука. 2012. № 9(98). С. 78-89.
14. Гаранина Ж.Г., Мальцева О.Е. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3(84). С. 374-381.
15. Ильин Е.П. Психология воли. СПб. : Питер, 2009. 560 с.
16. Шульга Т.И., Шляпников В.Н. Особенности волевой регуляции в процессе овладения профессиональной деятельностью // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2009. № 2. С. 85-91.
17. Аникеева Н.В. Значение волевых качеств личности в профессиональном становлении // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5. С. 242-245.
18. Сорокина Я.В. Психологическое сопровождение эмоционально-волевой регуляции активности студентов // Психологическое сопровождение в системе образования : сборник науч. трудов по материалам междунар. междисциплинарной науч.-практ. конф. «Психология и психологическая практика в современном мире». Екатеринбург : Уральский ун-т, 2015. С. 240-245.
19. Мухамадиев Б.М., Хадиева Г.М. Социально-психологические аспекты самоорганизации субъекта образовательной деятельности [Электронный ресурс] // Современная педагогическая наука и образование в России: наследие, тенденции, прогнозы : сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2016. С. 150-153. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27384093 (дата обращения 23.08.2017).
20. Батоцыренов В.Б. Психологические детерминанты академических достижений студентов [Электронный ресурс] // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. № 9. С. 6775. Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=269179&selid=21573022 (дата обращения 21.08.2017).