УДК 613.9-057.875:159.947.3
УРОВЕНЬ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ - ИНДИКАТОР ПОВЕДЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
канд. биол. наук, доц. И.В. ПАНТЮК (Белорусский государственный университет, Минск)
Представлены результаты исследования волевой саморегуляции студентов 1 курса специальности «Современные иностранные языки». Показано, что для данной группы респондентов характерны достаточно высокие показатели индексов волевой саморегуляции по всем 3 шкалам. Они проявили способность сознательно управлять своими действиями, состоянием и побуждениями. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, развитое чувство долга. Исследование волевой саморегуляции студентов в процессе усвоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека» является важным индикатором сформированности определенного уровня культуры безопасности и здорового образа жизни. В случае выявления низких показателей активности, работоспособности, повышенной утомляемости и внутренней напряженности необходима разработка индивидуальной программы коррекции этих свойств в учебном процессе.
Ключевые слова: волевая саморегуляця, культура безопасности жизнедеятельности, здоровый образ жизни, студенческая молодежь.
Введение. В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь среди прочих внутренних угроз выделены: изменение шкалы жизненных ценностей молодого поколения в сторону ослабления патриотизма и традиционных нравственных ценностей; наличие в обществе криминальных тенденций и проявлений; низкая культура безопасности жизнедеятельности населения2.
В настоящее время одним из приоритетных направлений воспитания молодежи в учреждениях образования является воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на усвоение обучающимися правил безопасного поведения в обществе, на производстве и в повседневной жизни, включающего формирование норм и правил поведения в социальной и природной среде.
Культурой безопасности жизнедеятельности является внутренняя потребность в безопасности, основанная на совокупности профессиональных и специфических знаний, постоянном совершенствовании умений и навыков безопасной реализации профессиональной деятельности3.
За последние годы проведены многочисленные исследования в области формирования культуры безопасности и здорового образа жизни молодежи. Ученые отмечают, что очевиднее становится тот факт, что деятельность по недопущению и смягчению последствий угроз и опасностей различного характера не может ограничиваться только нормативными, правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями [1].
На наш взгляд, на основе комплексного подхода необходимо определить основные поведенческие, ценностные, когнитивные, мировоззренческие, нравственные компетенции у студентов в учебно-педагогическом процессе в университете при изучении интегрированного учебного курса «Безопасность жизнедеятельности человека». Одним из критериев сформированности культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни молодежи является уровень волевой саморегуляции личной безопасности и сохранения здоровья.
Традиционно понятие воли включает сознательную организацию и саморегуляцию человеком своей деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной цели путем преодоления трудностей. Общий источник воли - потребности человека. Проблемы развития воли рассматривались еще И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. В психологии вопросы волевой регуляции личности изучали многие видные ученые, среди которых Н.Н. Ланге, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, О.А. Конопкин, Б.В. Зейгарник, В.И. Морасонова, Е.А. Сергеенко и др. [2; 3].
В исследованиях И.В. Яковлевой, В.И. Долговой, Р.В. Овчаровой, О.А. Жидковой обсуждается вопрос изучения волевой саморегуляции в учебно-физкультурной деятельности студентов. Авторы отмечают, что способность к саморегуляции составляет основу адаптационного потенциала субъекта деятельности и может проявляться как на уровне бессознательной психической регуляции, так и при помощи сознательного изменения собственных психических состояний. Однако для осуществления сознательных действий от субъекта требуется наличие комплекса определенных профессионально важных качеств и компетенций. Универсальные компетенции и компетентности личности служат базой для успешной профессиональной деятельности [2; 4; 5].
2 Об утверждении концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г. № 575 // Ком. гос. безопасности Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://kgb.by/ru/ukaz575/.
Зырянова, Т.В. Формирование у будущих учителей основ культуры безопасной жизнедеятельности в процессе изучения специальных дисциплин [Электронный ресурс] / Т.В. Зырянова. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-kultury-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-u-studentov-turistskogo-vuza
Практические исследования волевой саморегуляции сотрудников силовых структур посвящены работы Н.А. Гончаровой, О.А. Жидковой, С.В. Ларионовой.
Несмотря на большой интерес к проблеме психической саморегуляции, большинство работ посвящено общим подходам без учета экспериментального использования конкретных методов саморегуляции. Недостаточно разработан вопрос применения психической саморегуляции в учебном процессе, а также не выявлены психологические механизмы влияния саморегуляции на структуру учебной деятельности студентов [5; 6].
Актуальность исследования волевой саморегуляции в аспекте феномена культуры безопасности состоит в том, что в современных условиях образование в области безопасности жизнедеятельности является ядром комплексной системы выполнения государственного заказа отечественного образования на формирование гражданских и патриотических качеств у подрастающего поколения с целью повышения готовности личности к восприятию современного мира опасностей, успешного применения личных и коллективных мер безопасности, совершенствования человекозащитной и природозащитной деятельности на основе развития мировоззренческой культуры безопасности, отвечающих характеру долговременной стратегии развития страны. Особое место в развитии компетенций ноксологического и валеологического характера, необходимых для эффективной социализации и профессиональной деятельности будущих специалистов, занимает высшая школа.
Под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, в т.ч. и экстремальных, когда необходимо принимать решение, связанное с преодолением препятствий и трудностей. Например, при чрезвычайной ситуации на производстве или при возникновении пожарной ситуации в быту. Тогда проявляются такие волевые качества личности, как решительность, инициатива, самообладание, способность контролировать ситуацию и др.
Цель исследования - определить уровень волевой саморегуляции студентов гуманитарного профиля при изучении учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека».
Методы исследования: тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции. Тест содержит 30 утверждений, по которым определяется величина индексов волевой саморегуляции по 3 субшкалам: общей шкалы (В), «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С) [7].
В исследовании приняли участие студенты 1 курса специальности «Современные иностранные языки». Выборка составила 38 человек. Средний возраст 18+/-2 лет, для которого характерно формирование личностных качеств, становление профессионального самоопределения и развитие эмоционально-волевой регуляции.
На рисунке 1 представлены результаты исследования уровня волевой саморегуляции студентов 1 курса специальности «Современные иностранные языки» по общей шкале (В).
Величина индексов волевой саморугуляции студентов 1 курса специальности «Современные иностранные языки» (шкала В)
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37
Рисунок 1. - Результаты исследования уровня волевой саморегуляции студентов 1 курса специальности «Современные иностранные языки» по общей шкале (В)
Из рисунка 1 видно, что минимальное значение индекса волевой саморегуляции по общей шкале равно 7, максимальное - 20, среднее значение - 11,89, стандартное отклонение - 3,52. Данные показатели свидетельствуют о том, что уровень развития общей регуляции выше среднего, стремится к высокому показателю. В целом данных респондентов отличает реалистичность взглядов, спокойствие, выраженная социально-позитивная направленность.
На рисунке 2 представлены результаты исследования студентов 1 курса специальности «Современные иностранные языки» по субшкале «настойчивость» (Н).
Согласно рисунку, минимальное значение показателя индекса волевой саморегуляции равно 2, максимальное - 14, среднее значение - 7,16, стандартное отклонение - 3,28. Средние показатели по субшкале «настойчивость» характеризуют силу намерений человека к завершению начатого дела. Исследование проводилось в начале
учебного года, когда студенты только поступили на первый курс. Поэтому они полны энергии и энтузиазма для усвоения новых знаний. Значения показателей свидетельствуют об их социальной активности, работоспособности и стремлении выполненить намеченные цели.
12 10
Величина индексов волевой саморугуляции студентов 1 курса специальности «Современные иностранные языки» (шкала (Н)
■НИМ
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37
Рисунок 2. - Результаты исследования студентов 1 курса специальности «Современные иностранные языки» по субшкале «настойчивость» (Н)
На рисунке 3 представлены результаты исследования уровня волевой саморегуляции студентов 1 курса специальности «Современные иностранные языки» по субшкале «самообладание» (С).
Рисунок 3. - Результаты исследования уровня волевой саморегуляции студентов 1 курса специальности «Современные иностранные языки» по субшкале «самообладание» (С)
Из рисунка 3 видно, что минимальное значение величины индекса по шкале «самообладание» равно 4, максимальное - 19, среднее значение - 6,8, стандартное отклонение - 2,86. Высокий балл по субшкале «самообладание» характеризует студентов 1 курса как уверенных в себе, творческих, готовых к восприятию новых знаний.
Таким образом, проведенное исследование уровня волевой саморегуляции студентов показало, что данные респонденты обладают характерными, четко выраженными тенденциями к проявлению волевой саморегуляции, стремящейся к вышесреднему значению. Это свидетельствует об их способности в случае чрезвычайной ситуации проявить решительность, инициативу и самообладание. Студенты специальности «Современные иностранные языки» сознательно управляют своими действиями, состоянием и побуждениями. Их отличают спокойствие, уверенность в себе, развитое чувство долга.
Безусловно, эти результаты не отражают в полной мере сформированность культуры безопасности и здорового образа жизни студентов. Но на наш взгляд, уровень развития волевой саморегуляции является своеобразным индикатором готовности студентов к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз, безопасному поведению, способности сохранять здоровье при неблагоприятных условиях, адекватно реагировать с учетом своих знаний и возможностей на различные чрезвычайные ситуации. Волевая саморегу-
ляция способствует самоорганизации здорового образа жизни студентов, их стремлению к физическому самосовершенствованию, социальной активности. Мы считаем, что для формирования стрессоустойчивого поведения при чрезвычайных ситуациях необходимо наличие определенного достаточно высокого уровня развития волевой саморегуляции для личностей эмоционально зрелых, активных и самостоятельных. И достаточно высокие значения этого показателя являются характеристикой поведенческих компетенций культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни студентов данного профиля обучения.
Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни молодежи не первый год активно обсуждаются в среде профессионалов. Это новое направление в педагогике, нацеленное на утверждение культуры безопасности жизнедеятельности в качестве одного из основных, базовых компонентов образовательного процесса, расширение научной базы и обновление содержания образования, освоение комплексных задач обучения безопасной жизнедеятельности и сохранения здоровья студенческой молодежи.
В настоящее время немало работ посвящено различным методологическим подходам к построению и внедрению моделей формирования культуры безопасности в студенческой среде. Междисциплинарность знаний в области безопасности обязывает учитывать различные научные подходы, имеющие свое отражение в теории и практике педагогики. В педагогической литературе рассматриваются различные критерии оценки, параметры, составляющие компоненты и подходы к результатам формирования культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни обучающихся. По нашему мнению, исследование волевой саморегуляции студентов в процессе усвоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека» - важный индикатор сформированное™ определенного уровня культуры безопасности и здорового образа жизни.
Заключение. Результаты исследования волевой саморегуляции студентов 1 курса специальности «Современные иностранные языки» показали, что для данной группы респондентов характерны достаточно высокие показатели индексов волевой саморегуляции по всем 3 шкалам. Студенты проявили способность сознательно управлять своими действиями, состоянием и побуждениями. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, развитое чувство долга. Исследование волевой саморегуляции студентов в процессе усвоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека» - важный индикатор сформированности определенного уровня культуры безопасности и здорового образа жизни. В случае выявления низких показателей активности, работоспособности, повышенной утомляемости и внутренней напряженности необходима разработка индивидуальной программы коррекции этих свойств в учебном процессе. Необходимо целенаправленно формировать ответственное, приоритетное отношение к собственной безопасности; осознание приоритетности обеспечения безопасности во всех сферах деятельности; готовность к безопасному типу поведения в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; способность идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гафнер, В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.) / В.В. Гафнер. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - 200 с.
2. Яковлева, В.И. Исследование волевой саморегуляции: структура, особенности и роль в учебно-физкультурной деятельности студентов [Электронный ресурс] / В.И. Яковлева, Т.Ю. Дмитриева // CYBERLENINKA. Психол. науки. - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/issledovanie-volevov-samoregulvatsii-struktura-osobennosti-i-rol-v-uchebno-fizkulturnoy-deyatelnosti-studentov. - Дата доступа 20.02.2022.
3. Жидкова, О.А. Эмоционально-волевая как основа адаптационного потенциала сотрудников полиции / О.А. Жидкова // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России. - 2017. - № 4. - С. 202-206.
4. Долгова, В.И. Исследование эмоционально-волевой регуляции студентов / В.И. Долгова, Р.В. Овчарова // Вестн. Че-ляб. гос. пед. ун-та. - 2015. - № 5. - С. 69-73.
5. Гончарова, Н.А. Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надежности сотрудников ОВД / Н.А. Гончарова, О.А. Жидкова // Психопедагогика в правоохран. органах. - 2017. - № 3 (70). - С. 11-15.
6. Ларионова, С.В. Исследование эмоционально-волевой саморегуляции у обучающихся ВУЗов деонтологического типа / С.В. Ларионова // Пед. образование в России. - 2018. - № 1. - С. 185-189.
7. Исследование волевой саморегуляции А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана [Электронный ресурс] // ТЕСТотека. - Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/2/05.html. - Дата доступа 20.02.2022.
REFERENCES
1. Gafner, V.V. (2013). Kul'tura bezopasnosti: analiticheskiy obzor dissertatsionnykh issledovaniy (pedagogicheskiye nauki, 2002-2012 gg.) [Safety culture: an analytical review of dissertation research (pedagogical sciences, 2002-2012)]. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University. (In Russ.).
2. Yakovleva, V.I. & Dmitriyeva T.Yu. (2016). Issledovaniye volevoy samoregulyatsii: struktura, osobennosti i rol' v uchebno-fizkul'turnoy deyatel'nosti studentov [The study of volitional self-regulation: structure, features and role in the educational and physical activity of students]. CYBERLENINKA. Psikhologicheskiye nauki [CYBERLENINKA. Psychological sciences]. (In Russ., abstr. in Engl.). https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-volevoy-samoregulyatsii-struktura-osobennosti-i-rol-v-uchebno-fizkulturnoy-deyatelnosti-studentov
3. Zhidkova, O.A. (2017). Emotsional'no-volevaya kak osnova adaptatsionnogo potentsiala sotrudnikov politsii [Emotional-volitional as the basis of the adaptive potential of police officers]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], (4), 202-206. (In Russ., abstr. in Engl.).
4. Dolgova, V.I. & Ovcharova, R.V. (2015). Issledovaniye emotsional'no-volevoy regulyatsii studentov [Study of emotional-volitional regulation of students]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], (5), 69-73. (In Russ., abstr. in Engl.).
5. Goncharova, N.A. & Zhidkova, O.A. (2017). Emotsional'no-volevaya regulyatsiya kak usloviye obespecheniya nadezhnosti sotrudnikov OVD [Emotional-volitional regulation as a condition for ensuring the reliability of police officers]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh [Psychopedagogy in law enforcement agencies], 3(70), 11-15. (In Russ., abstr. in Engl.).
6. Larionova, S.V. (2018). Issledovaniye emotsional'no-volevoy samoregulyatsii u obuchayushchikhsya VUZov deontologicheskogo tipa [The study of emotional-volitional self-regulation in students of higher education institutions of the deontological type]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Pedagogical education in Russia], (1), 185-189. (In Russ., abstr. in Engl.).
7. Issledovaniye volevoy samoregulyatsii A.V. Zver'kova i Ye.V. Eydmana [The study of volitional self-regulation by A.V. Zverkov and E.V. Eidman]. TESToteka [TESToteka]. (In Russ.). http://testoteka.narod.ru/lichn/2705.html
Поступила 16.03.2022
THE LEVEL OF VOLITIONAL SELF-REGULATION IS AN INDICATOR OF BEHAVIORAL COMPETENCIES OF A SAFETY CULTURE AND HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS
I.PANTIOUK
The article presents the results of a study of volitional self-regulation of lst-year students of the specialty "modern foreign languages". It is shown that this group of respondents is characterized by fairly high indices of volitional self-regulation on all 3 scales. They have shown the ability to consciously control their actions, state and motives. They are distinguished by calmness, self-confidence, and a developed sense of duty. The study of volitional self-regulation of students in the process of mastering the academic discipline "Human life safety " is an important indicator of the formation of a certain level of safety culture and a healthy lifestyle. In case of detection of low indicators of activity, working capacity, increased fatigue and internal tension, it is necessary to individually develop a program for correcting these properties in the educational process.
Keywords: strong-willed self-regulation, life safety culture, healthy lifestyle, student youth.