Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / РАЗВИТИЕ / ВОЛЯ / ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ / ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / STUDENT / DEVELOPMENT / WILL / CONATION / VOLITIONAL SELF-REGULATION / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поскребышева Татьяна Александровна

В статье рассматривается вопрос формирования и развития волевой саморегуляции студентов технического университета. Целью статьи является рассмотрение проблемы развития волевой саморегуляции студентов первых и вторых курсов бакалавриата, обучающихся в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева, в процессе изучения иностранного языка. Рассмотрены основные характеристики понятий «воля», «волевая саморегуляция», выявлена их значимость для жизни и обучения. Определяются средства формирования и развития волевой саморегуляции студентов в процессе изучения иностранного языка. Приводится описание практической работы, направленной на развитие волевой саморегуляции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STRONG-WILLED SELF-REGULATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the question of volitional self-regulation formation and development of students of technical university. The purpose of the article is to consider the problem of volitional self-regulation development of the first and second-year students who study at Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev in the process of foreign language education. The main characteristics of the concepts “will”, “volitional self-regulation” are considered; their importance for life and education is revealed. The means of students’ volitional self-regulation formation and development in the process of foreign language education are determined. The description of practical work aimed at students’ volitional self-regulation development is given.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Литература:

1. Алаева Л.С., Соболева Н.А. К вопросу о формировании профессиональных компетенций у студентов вузов // Сибирское юридическое обозрение. 2011. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-professionalnyh-kompetentsiy-u-studentov-vuzov (дата обращения: 11.11.2020).

2. Алдашева А.А. Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №4 (109). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/professionalnaya-kompetentnost-ponyatie-i-struktura (дата обращения: 10.11.2020).

3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.

4. Гладкая И.В. Становление понятия «Профессиональная компетентность» в теории профессионального образования // ЧиО. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-ponyatiya-professionalnaya-kompetentnost-v-teorii-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.11.2020).

5. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 N 959 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 11.04.04 «Электроника и наноэлектроника» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2017 N 48462). - 15 с.

6. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль, 2000.

7. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002. 396 с.

8. Софьина В.Н. Акмеологический подход к анализу структуры профессиональной компетентности // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. №1 (Психология). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskiy-podhod-k-analizu-struktury-professionalnoy-kompetentnosti (дата обращения: 16.11.2020).

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования и развития волевой саморегуляции студентов технического университета. Целью статьи является рассмотрение проблемы развития волевой саморегуляции студентов первых и вторых курсов бакалавриата, обучающихся в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева, в процессе изучения иностранного языка. Рассмотрены основные характеристики понятий «воля», «волевая саморегуляция», выявлена их значимость для жизни и обучения. Определяются средства формирования и развития волевой саморегуляции студентов в процессе изучения иностранного языка. Приводится описание практической работы, направленной на развитие волевой саморегуляции студентов.

Ключевые слова: студент, развитие, воля, волевое усилие, волевая саморегуляция, иноязычное образование, технический вуз.

Annоtation. The article is devoted to the question of volitional self-regulation formation and development of students of technical university. The purpose of the article is to consider the problem of volitional self-regulation development of the first and second-year students who study at Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev in the process of foreign language education. The main characteristics of the concepts "will", "volitional self-regulation" are considered; their importance for life and education is revealed. The means of students' volitional self-regulation formation and development in the process of foreign language education are determined. The description of practical work aimed at students' volitional self-regulation development is given.

Keywords: student, development, will, conation, volitional self-regulation, foreign language education, technical university.

Введение. Обучение иностранному языку в университете всегда вызывает определенные сложности, которые приходится преодолевать учащимся. В таком случае необходимую помощь, поддержку должен оказать преподаватель, грамотно оценивая возможности и способности группы и каждого студента, разработав адекватную стратегию обучения. Особые трудности возникают при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. В данной статье будет рассмотрена проблема формирования и развития волевой саморегуляции студентов технического университета.

Целью данной статьи является рассмотрение проблемы развития волевой саморегуляции студентов первых и вторых курсов бакалавриата, обучающихся в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева, в процессе изучения иностранного языка.

Целесообразно отметить, что профессиональная деятельность будущего специалиста напрямую зависит от устойчивых к препятствиям, хорошо развитых волевых качеств личности [1]. Особое значение имеет формирование у человека сильной воли еще и потому, что волевое усилие способствует мобилизации внутренних ресурсов и создает устойчивую мотивацию для достижения поставленных целей [8].

Изучение иностранного языка является эффективным средством развития волевых качеств личности, т.к. данный процесс требует применения от учащихся, усидчивости, концентрации внимания, активной мыслительной работы.

Изложение основного материала статьи. В ходе осуществления иноязычного образовательного процесса, используя методы наблюдения и анкетирования, было отмечено, что проблема заключается в том, что студенты имеют различный уровень базовой языковой подготовленности. Если на первом курсе в начале изучения общих тем иностранного (английского) языка около 75% студентов проявляют интерес к изучаемым темам. Это объясняется тем, что изучение данного материала не требует от студентов, особенно имеющих хороший уровень языковой подготовленности, применения волевых усилий. В процессе постепенного включения в иноязычную подготовку материалов, связанных с технической терминологией

специальности студентов, уже только 40% студентов готовы на сосредоточенную, кропотливую работу, т.е. прикладывают волевые усилия для освоения новых и сложных разделов обучения.

Важно рассмотреть теоретический аспект данного вопроса. Для этого необходимо определить понятиям «воли» и «волевой саморегуляции». Воля необходима для преодоления какого-либо препятствия для удовлетворения личностно-значимой потребности, что возможно осуществить, только приложив интеллектуальные, психические и физические усилия. То же самое относится и к эмоциональным реакциям, когда по тем или иным причинам требуется их преодолеть в том случае, если они мешают успешной профессиональной деятельности, межличностным контактам, поиску выхода из критической или экстремальной ситуации. В особенности это касается той деятельности, которая требует преодоления пробелов в знаниях, отсутствия нужных навыков, нежелания заниматься кропотливой, скучной работой. В таком случае воля основывается не на словах «я хочу», а на принципах «я должен», «надо», и противостоит силе одномоментных желаний.

Волевая саморегуляция является наиболее общей способностью, сочетающей в себе разнообразные личностные характеристики и интеллектуальные параметры. Нацеленная на преодоление препятствий и трудностей сознательная организация своего поведения призвана помочь человеку достигать поставленные цели и является неотъемлемой характеристикой профессионального потенциала личности. Основу формирования данной способности составляют биологические факторы, такие как индивидуальные особенности нервной системы, и социальные - воздействия, поступающие из внешней среды.

Термины «личностная саморегуляция» и «саморегуляция личности» - это понятия, появившиеся в отечественной науке относительно недавно. Ранее ученым было свойственно идентифицировать саморегуляцию с функцией воли, поэтому отечественные исследователи, такие как В.К. Калин, Л.С. Выготский, В.И. Селиванов, С.Л. Рубинштейн занимались изучением биологической основы саморегуляции и выхода на личностный уровень - важнейших проблем, связанных с саморегуляцией. Рассматривая сознательное регулирование процессов внешней и внутренней деятельности, Л.С. Выготский,

B.И. Селиванов, В.К. Калин определяли саморегуляцию как функцию воли, К. Левин как волевой процесс, а

C.Л. Рубинштейн - в качестве связующего звена внешней и внутренней активности. Как считает О.А. Конопкин, продуктивное и успешное овладение новыми, более сложными видами деятельности является ярким проявлением общей способности к саморегуляции. Это может находить внешнее выражение в нахождении решений в нетипичных ситуациях, преодолении нестандартных трудностей, в настойчивости и упорстве на пути к цели. По мнению О.А. Конопкина, существует внутренняя характеристика саморегуляции, которой является осознанность, понимание причин осуществляемой деятельности, ее цели, выбранных способов достижения результатов, а также самооценка проведенной деятельности. При этом участвует процесс осознанного учета объективных внешних условий деятельности и собственных субъективных возможностей.

Структура волевой саморегуляции включает в себя следующие компоненты: побудительный, включающий в себя личностные мотивы, намерения и цели; исполнительный компонент, состоящий из выбранных личностью способов и действий достижения цели. И третий - это результативный компонент, представляющий собой результаты конкретных действий. Воля, как процесс, направленный на преодоление внутренних конфликтов и трудностей, можно определить как самоконтроль своих чувств, действий, власть над собой. Волевые процессы являются мощным стимулом определения личностью своих целей, намерений, деятельности. Окончательное развитие воли происходит в подростковом возрасте по мере завершения формирования личности. Для этого периода характерно формирование самосознания, самооценки, появление личностного интереса к своим способностям и возможностям. Подростковый возраст - это период формирования нравственных норм и ценностей, а также период активного развития личного самоуправления индивидуальной деятельностью. Важно отметить, что существует непрерывная связь между волевой регуляцией и смысловой сферой личности. Это означает, что волевая регуляция будет более развита у тех людей, чья жизнь наполнена смыслом, что понимается как самоощущение личностью важности, значимости своей жизни, непременное условие которой - это нравственные ценности, идеалы, цели, мотивы. Личностная саморегуляция состоит из следующих компонентов: самоконтроль в деятельности, поведении и эмоциональной сфере и волевой самоконтроль. Самоконтроль происходит при проведении человеком оценки соответствия собственного поведения поведению, требуемому по оптимальным критериям. Волевой самоконтроль является мерой владения собой, собственным состоянием в разнообразных ситуациях, способность осознанно управлять своими чувствами, побуждениями, действиями. Об уровне развития волевого самоконтроля можно судить по таким чертам характера, как упорство, самообладание, опора на здравый смысл и настойчивость.

При рассмотрении саморегуляции, как способности человека к управлению своим поведением и состоянием, процесс саморегуляции можно считать начальным этапом развития самоуправления. О развитии самоуправленческих способностей, как об одном из основных условий личностного формирования говорил Н.С. Пейсахов, считая самоуправление целенаправленным самоизменением личности, которая самостоятельно обозначает цели и виды деятельности, управляет поведением, общением, чувствами и эмоциями. Самоуправление несомненно является творческим процессом, который всегда предполагает приобретение новых способов общения и поведения в необычной ситуации, которые вырабатываются в процессе самоизменения и самосовершенствования человека. Саморегуляция тоже предполагает изменения имеющихся норм, правил, установок. Но функция саморегуляции другая, она состоит в закреплении приобретенных в процессе самоуправления навыков. Следовательно, самоуправление и саморегуляция являются не двумя разными процессами, а двумя сторонами активности личности, единством устойчивого и изменчивого в постоянном развитии внутреннего мира личности. Существует прямая зависимость между способностью к самоуправлению и качеством выполнения деятельности, ее продуктивности и успешности. Важно отметить две стадии развития способности самоуправления. Первая стадия характеризуется возникновением потребности в формировании системы самоуправления. Такая потребность возникает при признании человеком неэффективности привычных способов деятельности и общения, при чувстве неудовлетворенности собой. Приняв решение о необходимости измениться, личность начинает пробовать применять новые, незнакомые, несвойственные методы, приемы, подходы. Далее следует анализ своего поведения и его самоуправление. Таким образом, происходит становление и развитие системы самоуправления, состоящей из восьми последовательных этапов: анализа противоречий; прогнозирования;

целеполагания; разработка критериев; оценивания качества; принятия решения к деятельности; контроля; коррекции.

H.С. Пейсахов при подробном изучении полного цикла самоуправления рассматривает следующие стадии: 1. Ориентирование в ситуации. У человека создается представление о сложившейся ситуации, происходит анализ своих действий, чувств, эмоций, личностных изменений, обстоятельств, причин неудач. 2. Прогнозирование. Анализируя прошлое и настоящее, события, свои действия, противоречия, человек пытается сформировать прогноз будущих событий и действий, представить, как его поведение может повлиять на ту или иную ситуацию, пытается принять предварительное решение, как он будет действовать в том или ином случае. 3. Целеполагание. На этой стадии происходит формирование субъективной модели необходимого результата. Целеполагание - это процесс постановки целей, прогнозирования вероятных результатов. 4. Планирование. Происходит выбор средств и методов достижения целей. 5. Определение критериев оценки качества результата деятельности. 6. Реализация плана. 7. Проведение самоконтроля осуществляемой деятельности, самостоятельное оценивание достигаемых результатов, анализ возникающих ошибок и трудностей. 8. Коррекция. Анализируя промежуточные результаты реализуемой деятельности, человек может изменять собственные действия для достижения большей эффективности. Затем начинается следующий цикл самоуправления, и эти циклы будут повторяться, пока не произойдет трансформация в саморегуляцию, т.е. привычные действия и поступки, совершаемые на основе обозначенных целей. Следовательно, главной целью педагогических воздействий является предоставление учащимся возможности научиться системному целевому подходу к саморегуляции индивидуальной деятельности. Реализовать это получится, если сформировать у человека алгоритм перехода от постановки цели к ее осуществлению. Поэтому любая педагогическая система призвана способствовать целенаправленному развитию и совершенствованию способности управления своей деятельностью, что подразумевает:

- способность определять индивидуальные цели и стремиться к их достижению;

- способность к логически правильному выстраиванию задач;

- способность к поиску и изучению необходимой для реализации целей информации;

- способность к эффективному распределению времени и логическому выстраиванию деятельности;

- способность к прогнозированию и преодолению возможных трудностей и проблем, которые могут возникнуть в процессе деятельности;

- способность к анализу и оцениванию результатов своей деятельности.

Однако, опираясь на факт того, что обучение является процессом передачи опыта, важно, чтобы человек, являющийся источником данного опыта, обладал хорошо развитой волевой саморегуляцией, имел способность устанавливать межличностные связи, организовывал педагогический процесс, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, применяя личностно-ориентированный подход.

Для формирования и развития волевых качеств и волевой саморегуляции студентов были применены практические занятия по иностранному языку. Данная работа включала следующие этапы (которые характеризуются постепенным усложнением заданий): 1. Чтение и перевод англоязычных вводных текстов в техническую специальность (например, название текста: Introduction to Biotechnology - Введение в биотехнологию). Тексты сопровождались максимально подробными комментариями терминологии, употребленной в них. Сложные термины и терминосочетания имели перевод на русский язык. Послетекстовые упражнения были направлены на формирование четкого понимания студентами структуры текста, его основных логических частей и включали подробную лексико-грамматическую работу с текстом. В дальнейшем студентам предлагались более сложные и объемные тексты, комментарии и сопровождающая пояснительная готовая информация сокращались. Это требовало от студентов усидчивой длительной работы со словарями и справочными материалами. Важно подчеркнуть тот факт, что вся работа проходила в полном взаимодействии студентов и педагога, что позволяло педагогу осуществлять необходимые объяснения, если у студентов возникали затруднения, препятствующие дальнейшему выполнению задания. 2. Составление студентами диалогических и монологических высказываний с опорой на текст. 3. Ответы на общенаучные вопросы, выражение своего мнения, участие в дискуссиях по предложенным темам.

Выводы. Описанная работа проводилась в течение одного семестра. Были получены следующие положительные результаты: студенты постепенно заинтересовались иноязычным изложением материалов, изучаемых ими в рамках основной технической специальности. Последовательность усложнения заданий и их выполнения, первоначальные подробные объяснения и поддержка педагога позволили студентам осознанно (с пониманием) выполнять задания. Осознанный подход к собственной деятельности являлся свидетельством для самих студентов об успехе приложенных волевых усилий к изучению материала. В результате работы было отмечено, что если в начале работы только 40% студентов были готовы прилагать усилия воли для изучения новых и сложных материалов, то в итоге, примерно с середины семестра уже 65% студентов были вовлечены в упорный труд по освоению английской терминологии, пониманию и анализа научных текстов. Таким образом, можно сделать вывод, что изучение иностранного языка в рамках приведенной практической работы способствует планомерному и качественному развитию волевой саморегуляции личности.

Литература:

I. Захарова А.В., Яшкина Е.М., Ожиганова М.В., Смирнова И.А. Развитие волевых качеств студентов технического вуза средствами физического воспитания // Современные проблемы науки и образования. -2019. - № 2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28648 (дата обращения: 10.11.2020).

2. Калин В.К. Психология воли: сборник научных трудов памяти В.К. Калина. - Симферополь, 2011. - 208 с.

3. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 36-46.

4. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал ВШЭ. 2005. №1. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/stmktumo-funktsionalnyy-i-soderzhatelno-psihologicheskiy-aspekty-osoznannoy-samoregulyatsii (дата обращения: 14.11.2020).

5. Мешкова И.В. Способность самоуправления как диагностический критерий личностно-профессионального развития студентов педагогического вуза // Вестник ТГПУ. 2015. №1 (154). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sposobnost-samoupravleniya-kak-diagnosticheskiy-kriteriy-lichnostno-professionalnogo-razvitiya-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 15.11.2020).

6. Пейсахов Н.М. Произвольные и непроизвольные компоненты психической саморегуляции // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1976. С. 5-36.

7. Шевцов М.Н. О возможности использования хронометрических методик для оценки способности к самоуправлению // Психология в Казанском университете: сб. науч. трудов. Казань: КГУ, 2004. С. 119-132.

8. Яковлева И.В., Дмитриева Т.Ю. Исследование волевой саморегуляции: структура, особенности и роль в учебно-физкультурной деятельности студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-volevoy-samoregulyatsii-struktura-osobennosti-i-rol-v-uchebno-fizkulturnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 11.11.2020).

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза на основе личностно-деятельностного подхода. Определены преимущества технического образования и возможности Нижегородского государственного технического вуза, предоставляемые студентам. Приведены основные положения личностно-деятельностного подхода, на основе которого определяется способ развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов, дается обоснование его эффективности.

Ключевые слова: студент, иноязычная коммуникативная компетенция, развитие, личностно-деятельностный подход, технический вуз.

An^tatton. The article is devoted to the question of development of foreign language communicative competency of students of technical university on the basis of personality-activity approach. The advantages of technical education and possibilities of Nizhny Novgorod State Technical University are determined. Fundamentals of personality-activity approach are given. The described approach is used as the basis for development of foreign language communicative competency of students, its substantiation is presented.

Keywords: student, foreign language communicative competency, development, personality-activity approach, technical university.

Введение. Техническое образование становится все более привлекательным для абитуриентов, готовящихся стать высококвалифицированными специалистами в этой области. В стране развивается международное партнерство с иностранными предприятиями, в вузах предлагается большой выбор проектов, связанных с техническими исследованиями или усовершенствованиями какой-либо области. Студентам Нижегородского государственного технического вуза предлагается большой выбор для участия в различных инновационных разработках уже на уровне бакалавриата. Зачастую проекты и научно-исследовательская работа вуза связаны с зарубежными компаниями и предприятиями, поэтому овладение студентами необходимыми для коммуникации речевыми навыками и умениями иностранного языка являются ключевыми задачами для иноязычного образования. Таким образом, формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции является ведущей деятельностью в процессе иноязычной подготовки.

Изложение основного материала статьи. Преподавание иностранного языка в техническом вузе всегда предполагает решение педагогом некоторых сложностей, обусловленных несколькими факторами: студенты совсем недавно были школьниками, и многим из них трудно адаптироваться к новым предметам по основной изучаемой технической специальности. Особую трудность представляет иноязычное образование, т.к. студентам необходимо изучать специальную лексику, связанную с изучаемой специальностью. Эта работа предполагает хорошее владение речевыми навыками по иностранному языку, что позволило бы студентам развиваться и в плане обогащения собственного иноязычного профессионального тезауруса. Итак, актуальность исследования определяется следующими фактами: 1) студенты вторых курсов технического вуза на занятиях по иностранному языку начинают осваивать иностранную терминологию на иностранном языке, читать специальные тексты, но испытывают при этом недостаток базовых знаний по иностранному языку; 2) практические занятия со студентами показали у студентов снижение заинтересованности иностранным языком, т.к. многие студенты испытывали трудности в практическом использовании общей лексики иностранного языка, тем более в освоении технического иностранного языка. В этой связи было решено организовать специальный факультатив, на основе которого было бы возможно: 1) эффективно прививать интерес к иностранному языку; 2) развивать и совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию студентов, развивать у студентов умения понимать устную и письменную речь на иностранном языке, высказывать, отстаивать свою точку зрения по какому-либо вопросу, комментировать обсуждаемые проблемы.

Целью исследования являются разработка и практическое применение программы факультатива (несвязанной с профессиональной терминологией), направленной на развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов вторых курсов технического вуза. Для достижения данной цели был организован факультатив по чтению художественной литературы на иностранном языке, студентам было предложено на добровольной основе участвовать в нем.

Цель факультатива - предоставить студентам возможность для развития иноязычной коммуникативной компетенции на основе работы с англоязычным источником художественного произведения (пьесы) О. Уайльда «Идеальный муж». Следует отметить, что выбор данного писателя и произведения был сделан, руководствуясь следующими положениями: писатель обладает мировой известностью парадоксалиста, его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.