Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / STUDENT / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCY / PROFESSIONAL AWARENESS / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поскребышева Татьяна Александровна

В статье рассматривается вопрос развития профессиональной компетенции студентов, изучающих технические специальности, в процессе иноязычного образования. Определяется значимость работы Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева в рамках сотрудничества с международными компаниями. Объясняются причины высоких требований, предъявляемых компаниями, особенно международными, к молодому специалисту. Описываются преимущества и возможности технического образования, предоставляемые студентам, получающих высшее образование в Нижегородском государственном техническом вузе. Рассмотрены основные характеристики понятий «профессиональная компетенция», «профессиональная компетентность», выявлена значимость их формирования у студентов. Определены ключевые задачи иноязычного образования студентов технического вуза. Обосновывается необходимость интегрирования в иноязычную подготовку будущих специалистов профессионально-ориентированного обучения (обучения для специальных целей - esp).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поскребышева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION

The article is devoted to the question of professional competency development of students of technical specialties in the process of foreign language education. The importance of work carried out at Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev in the framework of cooperation with international companies is described. The reasons of making high demands on young specialist by companies, especially by international companies, are explained. The advantages and possibilities of higher technical education presented to the students of Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev are described. The main characteristics of the concepts “professional competency”, “professional awareness” are considered; their formation importance at students is revealed. The key tasks of students’ foreign language education at technical university are determined. The need of integration of professionally oriented teaching (teaching for specific purposes - esp) into the foreign language education of future graduates is grounded.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

коммуникативной компетенции. 3) Особенности образовательного процесса, организуемого на основе личностно-деятельностного подхода, включающие личностную значимость студента, проблемность деятельности, эмоциональную и познавательную привлекательность деятельности для студента, а также сочетание групповых и индивидуальных форм взаимодействия преподавателя и студентов, создание и поддержание ситуации успеха и опора на положительные достижения студентов позволяют педагогу добиваться эффективных результатов в процессе иноязычной подготовки студентов.

Литература:

1. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-3. С. 77-80.

2. Грибанова В.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации воспитательного процесса по формированию гражданской активности студентов // Современная педагогика. 2015. № 8. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4801 (дата обращения: 09.11.2020).

3. Грибанова В.А. Личностно-деятельностный подход как условие совершенствования профессиональной подготовки социальных педагогов // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. №2. С. 53-56. URL: https://cyberienmka.m/artide/n/lichnostno-deyatelnostayy-podhod-kak-uslovie-sovershenstvovaniya-professionalnoy-podgotovki-sotsialnyh-pedagogov (дата обращения: 31.10.2020).

4. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика. 1989. 328 с.

6. Чернышова Е.Е. Педагогические условия организации эффективной самостоятельной работы учащихся // Человек и образование №3 (24) 2010, С. 71-72.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития профессиональной компетенции студентов, изучающих технические специальности, в процессе иноязычного образования. Определяется значимость работы Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева в рамках сотрудничества с международными компаниями. Объясняются причины высоких требований, предъявляемых компаниями, особенно международными, к молодому специалисту. Описываются преимущества и возможности технического образования, предоставляемые студентам, получающих высшее образование в Нижегородском государственном техническом вузе. Рассмотрены основные характеристики понятий «профессиональная компетенция», «профессиональная компетентность», выявлена значимость их формирования у студентов. Определены ключевые задачи иноязычного образования студентов технического вуза. Обосновывается необходимость интегрирования в иноязычную подготовку будущих специалистов профессионально-ориентированного обучения (обучения для специальных целей - esp).

Ключевые слова: студент, развитие, профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, иноязычное образование, технический вуз.

An^tatton. The article is devoted to the question of professional competency development of students of technical specialties in the process of foreign language education. The importance of work carried out at Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev in the framework of cooperation with international companies is described. The reasons of making high demands on young specialist by companies, especially by international companies, are explained. The advantages and possibilities of higher technical education presented to the students of Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev are described. The main characteristics of the concepts "professional competency", "professional awareness" are considered; their formation importance at students is revealed. The key tasks of students' foreign language education at technical university are determined. The need of integration of professionally oriented teaching (teaching for specific purposes - esp) into the foreign language education of future graduates is grounded.

Keywords: student, development, professional competency, professional awareness, foreign language education, technical university.

Введение. Постоянное увеличение межкультурных связей, происходящее в мире, оказывает влияние на жизнь практически каждого человека. Существенное значение иностранные партнерства имеют в научном и научно-практическом сообществах, что, в свою очередь, диктует высокие требования, предъявляемые к молодому специалисту, желающему построить успешную карьеру и быть в курсе появления новых тенденций и технологий. Особую актуальность в этом отношении приобретает образовательная деятельность технических вузов, т.к., именно в них сосредоточена научная, научно-исследовательская и научно-проектная деятельность, позволяющая координировать усилия ведущих ученых вуза и молодых будущих специалистов. Новейшее оборудование, большое количество модернизированных лабораторий позволяют студентам осваивать современные актуальные технологии уже на уровне бакалавриата, разрабатывать свои оригинальные идеи, участвовать в совместных программах, организуемых вузом и различными предприятиями, как отечественными, так и зарубежными. Все вышесказанное реализуется в Нижегородском государственном техническом университете, о чем регулярно рассказывается в специально созданной передаче, выходящей в эфир местного телевидения «Десять минут с Политехом». В таком ключе изучение иностранного языка, освоение коммуникативных умений общаться с иностранными партнерами на профессиональные темы приобретает все большее значение для студентов, изучающих технические специальности. Нужно отметить о существующих противоречиях между потребностями современных

компаний, имеющих филиалы за рубежом и нуждающихся в специалистах, владеющих умениями иноязычного профессионального общения в различных коммуникативных ситуациях; специалистах, владеющих навыками вести неофициальную непринужденную беседу с иностранными партнерами и не испытывать связанных с недостаточным владением иностранным языком неудобств, например, в командировках при использовании международных авиалиний. И лимитированными возможностями иноязычного образования технического вуза, обусловленными основной направленностью на изучение основной специальности. Следует отметить, что студенты старших курсов и магистратуры в отличие от бакалавров первых и вторых курсов по данным анкетирования признают ценность и важность иноязычной подготовки как необходимого компонента формирования будущей профессиональной компетентности. Так, если на первом и втором курсах только 20% студентов считают необходимым изучать иностранный язык для профессионального общения, то на старших курсах и в магистратуре уже 65% студентов выражают стремление овладеть навыками устного и письменного владения иностранным языком в сфере профессиональной коммуникации в связи с мотивацией работать в международных компаниях. Таким образом, можно сделать вывод, что на последних курсах обучения интегрирование в иноязычную подготовку профессионально-ориентированной работы является актуальным, востребованным для студентов, следовательно, обучение будет проходить максимально эффективно в связи с внутренней мотивацией студентов овладеть навыками иноязычного общения в сфере профессиональной коммуникации.

Целью данной статьи является исследование вопроса формирования и развития профессиональной компетенции студентов, изучающих технические специальности, в процессе иноязычного обучения в вузе. Следует отметить роль профессиональной компетенции в дальнейшем формировании профессиональной компетентности.

Изложение основного материала статьи. При рассмотрении данной проблемы необходимо определить понятие профессиональной компетенции, компетентности, взгляд ученых, изучающих данный вопрос.

По мнению Л.С. Алаевой, Н.А. Соболевой, которое авторы выражают в работе «К вопросу о формировании профессиональных компетенций у студентов вузов», в настоящее время ученое сообщество уделяет особое внимание понятиям компетенции и компетентности. Это объясняется тем, что общество и жизнедеятельность людей должны находиться в постоянном развитии, что может быть достигнуто только усилиями квалифицированных специалистов во всех сферах науки, что в результате, и будет оказывать положительное влияние на качество жизни общества в целом. Высшее образование ориентируется на формирование у будущего специалиста способности к самосовершенствованию как основы его саморазвития, а также способности к развитию умений организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять объективную самооценку собственных достижений [1]. И.В. Гладкая в статье «Становление понятия «Профессиональная компетентность» в теории профессионального образования», проанализировав термин «компетентность», приходит к заключению, что этот термин применим к обозначению многообразных качеств личности, индивидуального характера осуществления умственной активности, умений межличностного порядка, лингвистических умений, мотивационных тенденций, личностных позиций, способности человека к самокритике [4]. Компетентность подразумевает связь профессионально-личностного компонента с умениями индивида достигать показательных результатов.

А.А. Алдашева в работе «Профессиональная компетентность: понятие и структура» определяет значимость знаний, практического опыта, Я-концепции, мотивационных факторов в построении специалистом стратегического поведения, направленного на наилучшее решение задач и выполнение заданий [2]. Понятия профессиональной компетенции и профессиональной компетентности изучали в своих работах Г.В. Мухаметзянова, В.Д. Шадриков, К.В. Шапошников, Н.В. Кузьмина. Профессиональная компетенция -это интегративный комплекс знаний, умений и навыков, призванных позволить молодому специалисту осуществлять профессиональную деятельность, т.е. реализовывать свою компетентность на практике. Профессиональная компетентность рассматривается как наиболее четкий показатель качества полученного выпускником профессионального образования, а также как способность и готовность специалиста соблюдать, правила, стандарты, рекомендации, установленные на предприятии, на котором работает выпускник, по выполнению профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность включает важное умение и желание специалиста выполнять задачи и задания, связанные с его профессией, продуктивно и эффективно, в наивысшей степени добиваясь наилучших результатов реализации планов, используя самые современные и действенные способы решения профессиональных задач.

Целесообразно рассмотреть понятие профессиональной компетентности в рамках акмеологического подхода, положения которого изучали Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач А.И. Донцов, Н.В. Кузьмина. В соответствии с данным подходом профессиональная компетентность выступает основным когнитивным компонентом личностного профессионализма, что предполагает систематическую мыслительную работу индивида по совершенствованию и обогащению собственных знаний, которые могут позволить специалисту выходить на все более высокий уровень профессиональных умений. Для формирования профессиональной компетентности ключевое значение имеет деятельность. Важным также является тот факт, что компетентность является составным компонентом личности человека, ее интегративным свойством, находящимся в неразрывной связи и взаимосвязи с внутренними установками, ценностями, направленностью личности на качественное решение профессиональных задач. Именно внутренние мотивы и внутренняя глубокая убежденность человека в своей способности продуктивно выполнять профессиональную деятельность составляют сущность становления будущей компетентности. Стремление стать хорошим специалистом в своей области, развиваться в профессиональном плане в дальнейшем не только ради построения собственной успешной карьеры, но для привнесения посредством своей деятельности положительных изменений в науке являются мощными действенными факторами эффективной работы человека над своими навыками и умениями. Благодаря личностным установкам и мотивам профессиональной деятельности специалист может называться компетентным и будет приносить пользу и помощь людям. Таким образом, можно говорить о многосторонности и системности понятия профессиональной компетентности. Понятие профессиональная компетентность - это полная, цельная и всеобъемлющяя характеристика личностных и деловых качеств человека, представляющих единство и совокупность. Данная характеристика как неотъемлемая часть профессиональной жизни отражает достигнутый молодым специалистом уровень знаний, умений, навыков, а также степень сформированности умений их

практического применения. Высокий уровень данных показателей определяет возможность развития профессионального мастерства.

Обучение иностранным языкам является неотъемлемой частью процесса формирования и совершенствования профессиональной компетенции и профессиональной компетентности. Как уже упоминалось выше, специалист высшего уровня должен уметь не только вести ознакомительную беседу с иностранными представителями компаний-партнеров (т.е. участвовать в официальном и неофициальном общении, например, в рамках посещения вуза, технических предприятий иностранными гостями-партнерами или на международной научно-практической конференции), но и обладать способностями и желанием работать над собственным профессиональным саморазвитием. Будущему выпускнику важно осваивать умения самостоятельного поиска необходимой информации на английском языке, читать иноязычную оригинальную литературу по специальности, участвовать в межкультурных контактах в научно-профессиональной сфере, владеть навыками реферирования, аннотирования. Все это позволяет специалисту быть успешным и грамотным в своей профессии, уметь использовать зарубежные сайты и другие иностранные источники, иметь возможность узнавать последние важные и интересные новости в науке и технике. Целью занятий по иностранному языку является обучение магистрантов технических специальностей навыкам устной и письменной речи на английском языке. Будущие выпускники должны овладеть необходимым лексическим материалом для осуществления монологических и диалогических высказываний научного и делового характера, и в результате стать высококвалифицированными специалистами, способными к постоянному личностному и профессиональному росту.

В данной статье будет приведена часть практической работы со студентами магистратуры по направлению подготовки 11.04.04. «Электроника и наноэлектроника».

Рассматривая проблему формирования и развития профессиональной компетенции магистров, следует отметить, какие установленные программой магистратуры универсальные компетенции (УК) и общепрофессиональные компетенции (ОПК), определены в ФГОС ВО по данному направлению, которые должны быть сформированы в результате освоения программы магистратуры.

Среди универсальных компетенций (УК) в сфере «Коммуникация» выделена универсальная компетенция УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия. Среди общепрофессиональных компетенций (ОПК) важно отметить в области «Научное мышление» ОПК-1: Способен представлять современную научную картину мира, выявлять сущность проблем, находить пути их решения и оценивать эффективность выбранных стратегий[5]. Данная общепрофессиональная компетенция будет лучше реализовываться при условии, что специалист владеет способностью самостоятельно определять современные научные тенденции, происходящие в мире, используя иностранные источники.

Таким образом, установленные программой магистратуры компетенции в своем неразрывном взаимодействии должны способствовать эффективному формированию у будущего выпускника способности осуществлять профессиональную деятельность на высшем уровне, включая коммуникативные ситуации иноязычного общения.

В рамках интегрирования в процесс иноязычной подготовки магистрантов профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (языку для специальных целей - esp) были выделены следующие разделы работы: 1. Чтение и говорение. Данный раздел включает работу в области профессиональной иноязычной коммуникации. В начале работы магистранты изучают материалы по научно-популярным тематикам, постепенно переходя к чтению узкоспециализированных статей и текстов по специальности. Извлечение информации происходит из оригинальных газет, журналов, научных периодических изданий. Упражнения на данном этапе делятся на предтекстовые, стимулирующие высказывания студентов по указанной теме с целью выразить уже имеющиеся знания, полученные в процессе технического обучения. Данные упражнения также нацелены на то, что магистранты имеют возможность, учитывая проблематику темы, обмениваться мнениями и опытом. После прочтения текста магистранты обсуждают изученную информацию, также делятся мнениями по теме. Важно то, что магистранты составляют высказывания, основываясь не только на прочитанном материале, но и на сведениях, полученных в процессе изучения основной специальности в вузе. 2. Аннотирование. Написание аннотаций к научным статьям и текстам. Включает обучение навыкам письменного оформления аннотации на английском языке с объяснением структурных и логических частей аннотации. Магистранты обучаются основным грамматическим правилам оформления аннотаций, изучают языковые средства, необходимые для написания аннотации. Процесс выполнения данной работы может вызвать следующие трудности: чтение и перевод терминов и терминосочетаний, выделение смысловых частей статьи/текста для последующего аннотирования, лексико-грамматическое оформление аннотации. Было выявлено, что основная грамматическая сложность связана с особенностью построения английского предложения, когда необходимо построить высказывание типа «данная проблема

рассмотрена/изучена/проанализирована/исследована/определена и т.д.». При этом необходимо грамотно согласовать подлежащее и сказуемое, учитывая, что в английском предложении сказуемое должно находиться в конце предложения. 3. Написание собственных научных статей. Данный раздел характеризуется чрезвычайной сложностью, связанной с умением студента выстраивать самостоятельную работу, в процессе которой магистрант занимается написанием научно-практической статьи по результатам своей научно-исследовательской деятельности на иностранном языке. Студенту необходимо не только освоить структуру, стиль, логику написания статьи, но и осуществить грамотный перевод на английский язык. При выполнении данной работы магистрант обращается за консультациями и к преподавателям технических специальностей, и к преподавателю иностранного языка. Данная работа является самым мощным развивающим средством лингвистических и профессиональных компетенций студента.

Выводы. Таким образом, учитывая многогранность понятия «профессиональная компетентность», можно сделать вывод о том, что включение в иноязычную подготовку студентов старших курсов и магистрантов профессионально-ориентированных заданий будет способствовать развитию их профессиональной компетенции, и в результате, становлению профессиональной компетентности.

Литература:

1. Алаева Л.С., Соболева Н.А. К вопросу о формировании профессиональных компетенций у студентов вузов // Сибирское юридическое обозрение. 2011. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-professionalnyh-kompetentsiy-u-studentov-vuzov (дата обращения: 11.11.2020).

2. Алдашева А.А. Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №4 (109). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/professionalnaya-kompetentnost-ponyatie-i-struktura (дата обращения: 10.11.2020).

3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.

4. Гладкая И.В. Становление понятия «Профессиональная компетентность» в теории профессионального образования // ЧиО. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-ponyatiya-professionalnaya-kompetentnost-v-teorii-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.11.2020).

5. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 N 959 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 11.04.04 «Электроника и наноэлектроника» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2017 N 48462). - 15 с.

6. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль, 2000.

7. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002. 396 с.

8. Софьина В.Н. Акмеологический подход к анализу структуры профессиональной компетентности // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. №1 (Психология). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskiy-podhod-k-analizu-struktury-professionalnoy-kompetentnosti (дата обращения: 16.11.2020).

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования и развития волевой саморегуляции студентов технического университета. Целью статьи является рассмотрение проблемы развития волевой саморегуляции студентов первых и вторых курсов бакалавриата, обучающихся в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева, в процессе изучения иностранного языка. Рассмотрены основные характеристики понятий «воля», «волевая саморегуляция», выявлена их значимость для жизни и обучения. Определяются средства формирования и развития волевой саморегуляции студентов в процессе изучения иностранного языка. Приводится описание практической работы, направленной на развитие волевой саморегуляции студентов.

Ключевые слова: студент, развитие, воля, волевое усилие, волевая саморегуляция, иноязычное образование, технический вуз.

Annоtation. The article is devoted to the question of volitional self-regulation formation and development of students of technical university. The purpose of the article is to consider the problem of volitional self-regulation development of the first and second-year students who study at Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev in the process of foreign language education. The main characteristics of the concepts "will", "volitional self-regulation" are considered; their importance for life and education is revealed. The means of students' volitional self-regulation formation and development in the process of foreign language education are determined. The description of practical work aimed at students' volitional self-regulation development is given.

Keywords: student, development, will, conation, volitional self-regulation, foreign language education, technical university.

Введение. Обучение иностранному языку в университете всегда вызывает определенные сложности, которые приходится преодолевать учащимся. В таком случае необходимую помощь, поддержку должен оказать преподаватель, грамотно оценивая возможности и способности группы и каждого студента, разработав адекватную стратегию обучения. Особые трудности возникают при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. В данной статье будет рассмотрена проблема формирования и развития волевой саморегуляции студентов технического университета.

Целью данной статьи является рассмотрение проблемы развития волевой саморегуляции студентов первых и вторых курсов бакалавриата, обучающихся в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева, в процессе изучения иностранного языка.

Целесообразно отметить, что профессиональная деятельность будущего специалиста напрямую зависит от устойчивых к препятствиям, хорошо развитых волевых качеств личности [1]. Особое значение имеет формирование у человека сильной воли еще и потому, что волевое усилие способствует мобилизации внутренних ресурсов и создает устойчивую мотивацию для достижения поставленных целей [8].

Изучение иностранного языка является эффективным средством развития волевых качеств личности, т.к. данный процесс требует применения от учащихся, усидчивости, концентрации внимания, активной мыслительной работы.

Изложение основного материала статьи. В ходе осуществления иноязычного образовательного процесса, используя методы наблюдения и анкетирования, было отмечено, что проблема заключается в том, что студенты имеют различный уровень базовой языковой подготовленности. Если на первом курсе в начале изучения общих тем иностранного (английского) языка около 75% студентов проявляют интерес к изучаемым темам. Это объясняется тем, что изучение данного материала не требует от студентов, особенно имеющих хороший уровень языковой подготовленности, применения волевых усилий. В процессе постепенного включения в иноязычную подготовку материалов, связанных с технической терминологией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.