с
es
Психология
m
% УДК 159.9
s s
о О. А. Жидкова
о рц
1-д ЖИДКОВА, Ольга Александровна, преподаватель кафедры организации работы полиции, адъюнкт кай федры юридической психологии. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. ^ Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-951-672-97-37. E-mail: [email protected]. н
(D
13 ZHIDKOVA, Olga Alexandrovna, lecturer of the department of organization of work of police, adjunct of the
te department of legal psychology. St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, «
в
s
^
g Эмоционально-волевая саморегуляция как основа адаптационного потенциала
S сотрудников полиции
(н
а
^ Emotional-volitional self-regulation as the basis for the adaptative potential of police officers
a
H
Д В статье рассмотрены современные теоретические подходы к проблеме саморегуляции, выступающей в
198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Phone.: 8-951-672-97-37. E-mail: [email protected].
качестве адаптационного потенциала личности. Представлен аналитический обзор актуальных исследований проблемы саморегуляции и анализ эмоциональных и волевых процессов, участвующих в деятельности адаптационных механизмов. Раскрываются особенности эмоционально-волевой саморегуляции как психического явления и необходимой компетенции в деятельности сотрудников полиции. Анализируется конструкт «эмоционально-волевая саморегуляция», предлагается трактовка данного термина. Эмоционально-волевая самоед регуляция рассматривается как процесс, позволяющий обеспечить конструктивное управление собственной активностью, а также достичь надежных результатов в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, сотрудник полиции, концепция осознанной саморегуляции, адаптивная активность субъекта, адаптационный потенциал, саморазвитие личности, эмоциональная регуляция, волевая регуляция, эмоционально-волевая саморегуляция.
The modern theoretical approaches to the problem of self-regulation as the adaptative potential of the individual are considered in the article. The analytical overview of current researches of the problems of self-regulation and analysis of emotional and volitional processes involved in the activities of adaptative mechanisms is presented. The peculiarities of emotional-volitional self-regulation are described as psychic phenomena and the necessary competence in the work of police officers. The construct «emotional-volitional self regulation» is analyzed, interpretation of the term is proposed. Emotional-volitional self-regulation is considered as a process that allows you to provide a constructive control of own activity, and achieve reliable results of professional activity.
Keywords: law enforcement, police officer, the concept of conscious self-regulation, adaptive activity of the subject, adaptive potential, self-development of personality, emotional regulation, regulation of volitional regulation, emotional-volitional self-regulation.
Актуальность исследования феномена эмоционально-волевой саморегуляции в системе правоохранительной деятельности определяется необходимостью решения задач, связанных с формированием способности субъекта к осознанному самоконтролю. Особую значимость это приобретает на начальной стадии становления специалиста, в условиях учебно-профессиональной деятельности, ориентированной на процессы формирования профессионально-значимых компетенций. В числе базовых компетенций сотрудника правоохранительных органов ведущей является способность к организации собственной профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных условиях посредством ее оценки и коррекции. Это становится возможным через процесс опредмечивания психологических знаний в практической деятельности. Вместе с тем способность к структурированию деятельности немыслима без навыков саморегуляции собственного психического состояния, т.к. процесс профессионализации актуализует проблему уравновешивания или гармо-
низации с профессией и акмесинергической средой [18, с. 19].
Теоретические и практические исследования в данной области показывают, что способность к саморегуляции составляет основу адаптационного потенциала субъекта деятельности и может проявляться как на уровне бессознательной психической регуляции, так и при помощи сознательного изменения собственных психических состояний. Однако для осуществления сознательных действий от субъекта требуется наличие комплекса определенных профессионально важных качеств и компетенций. Универсальные компетенции и компетентности личности служат базой для успешной профессиональной деятельности [21, с. 79]. Так, сотрудник, обладающий низким уровнем компетентности в сфере эмоционально-волевой саморегуляции, располагает крайне ограниченным инструментарием, не позволяющим осуществить процессы приспособления собственных функций к изменяющимся требованиям деятельности. Это выражается в выборе непродуктив-
Жидкова О.А. Эмоционально-волевая саморегуляция как осн
ных копинг-стратегий, низком уровне совладания с негативными эмоциональными состояниями, ограниченной способности к ассертивному разрешению трудных ситуаций. Об этом свидетельствуют исследования данной проблемы, показывающие, что в арсенале копинг-стратегий сотрудников силовых ведомств наравне с адаптивным копинг-поведени-ем часто присутствуют пассивные и дезадаптивные копинги [6; 8]. Проблемы обнаруживаются уже в первые годы службы сотрудников правоохранительных органов в виде негативных поведенческих проявлений, преждевременной профессиональной деформации, эмоционального выгорания, стагнации в профессиональном развитии. Повышенная стрес-согенность профессии требует от субъекта деятельности больших резервов психики, самообладания, навыков саморегуляции [6].
Проблематика саморегуляции психической деятельности в различных аспектах её проявления рассматривается в научных работах многих отечественных исследователей, среди которых значимый вклад в развитие данного направления внесли О.А. Конопкин (1980), Б.В. Зейгарник (1981), Г.Ш. Габдре-ева (1981), А.К. Осницкий (1986), В.И. Моросанова (1989), В.В. Николаева и Е.Т. Соколова (1995), Ю.А. Голиков и А.Н. Костин (1996), А.О. Прохоров (2002), Л.Г. Дикая (2003), Е.А. Сергиенко (2007) и др.
Современные психологические исследования феномена саморегуляции основываются на её понимании в качестве процесса, направленного на изменение состояния, возникающего в ситуации нарушения равновесия со средой, посредством активизации адаптационных механизмов. Происходит это за счёт преобразования не только среды, но и, в первую очередь, собственных психических процессов и состояний. При этом механизмы саморегуляции определяются особенностями психического отражения, связанными с активной позицией субъекта деятельности, при которой, по мнению С.Л. Рубинштейна, должна производиться не только оценка ситуации, но и представление о конечном результате операций, действий и их последствий [16, с. 284]. К этому субъекта вынуждает изменчивость внешних условий существования и многообразие средовых факторов, детерминирующих адаптационные процессы.
Феномен саморегуляции является предметом исследования многих отраслей научного знания, что предопределило повсеместное использование данного термина в различных научных сферах: экономике, психологии, социологии, экологии. Анализ термина саморегуляция (англ. - self-regulation) позволяет проследить его заимствование из биологии, где данным термином обозначена способность живых клеток и организмов самостоятельно поддерживать относительно постоянный уровень процессов жизнедеятельности. Термин «саморегуляция» широко используется в психологической науке, в т.ч. в сфере исследования проблематики стресса и стресс-преодолевающего поведения.
Содержательный анализ понятия «саморегуляция» позволяет отнести его к сложным терминам, т.к. в его составе определяются два корня: «сам» и «регул». Показателен в данном случае присутствующий здесь глагол «регулировать» (от лат. «regulare»), означающий «приводить в порядок», «налаживать». В Большом толковом словаре современного русско-
адаптационного потенциала сотрудников полиции...
го языка Д.Н. Ушакова его значение связано с воз- е действием «на что-нибудь с целью внести порядок, Т правильность в движение, деятельность или разви- g тие какого-нибудь явления» [19]. Пребывание корня С «сам» в составе сложного слова, как справедливо за- g метил Г.С. Никифоров, «имеет вполне определенное -значение, смысл которого заключается в обозначе- Й нии направленности действия на того, кто его про- е изводит» [11, с. 20]. б
Интерес к данной проблеме породил множество г концептуальных подходов к изучению саморегуля- к ции. Неоднозначность психологической трактовки ® термина «саморегуляция» объясняется конкретны- у ми научными взглядами исследователя и зависит g от взятого за основу теоретического основания в р понимании данного феномена. Так, в рамках исто- и рико-эволюционного подхода к изучению личности Й А.Г. Асмолов при исследовании проблемы «изменя- 3 ющейся личности в изменяющемся мире» отмечает В способность субъекта к свободному, ответственному д и целенаправленному поведению, в ходе которого р осуществляется преобразование природы, общества С и самого себя [1, с. 282]. В повторении известного g определения деятельности тут обнаруживается фе- ^ номен не только изменения предмета труда, но из- 3 менение, в первую очередь, самого субъекта труда. 7 Психологический механизм изменений кроется в не- 3 обходимости постоянной корректировки собствен- 1 ного поведения, направленности, ценностей в соот- 7 ветствии с изменяющимися требованиями среды, и существующими в ней эталонами поведения [4]. Чтобы реализовать себя, субъект должен обладать достаточным уровнем психической энергии (показатель работоспособности) и в то же время быть достаточно пластичным (адаптивность), чтобы соответствовать требованиям общества [20, с. 41]. В процессе самоизменения и саморазвития конструктивная личность стремится к гармоничному взаимодействию со средой, поэтому неизбежно обращается к собственным адаптационным ресурсам, надежность отклика которых зависит от сбалансированности и осознанности процессов саморегуляции.
А.В. Брушлинский в развитие теории личности С.Л. Рубинштейна отмечал, что саморазвитие личности осуществляется посредством воздействия внешних причин и влияний на внутренние условия [3]. Поскольку саморегуляция является необходимой реакцией в ситуации нарушения гомеостаза, особенно значимым является внутреннее, сознательное понимание «возможности изменения процессов самоопределения в необходимом направлении» [2]. Регулятивные закономерности профессиогенеза позволяют личности в неравновесной ситуации достигнуть гомеостаза за счет адаптивного потенциала. При этом выбор формы регуляции подразумевает наличие личностной и ситуативной готовности к определенному способу поведения.
Анализ теоретических источников показывает, что саморегуляция проявляется в способности личности адаптироваться и эффективно функционировать в различных условиях жизнедеятельности, в т.ч. и в условиях трудной ситуации [2; 6; 8; 10; 11; 14; 15]. В соответствии с таким пониманием следует отметить, что сложные ситуации профессиональной деятельности разрешаются несколькими способами. Во-первых, путём корректировки собственных состояний и дей-
Психология
ствий субъекта в соответствии с требованиями ситуации. Во вторых, посредством целенаправленного осознанного воздействия на сложную ситуацию с целью её изменения. В третьих, постоянной стимуляцией воле-^ вой адаптивной активности субъекта, выполняющей ^ решающую роль в обеспечении сбалансированной ра-§ боты сознательных процессов саморегуляции. о Интерес представляют взгляды на проблему
^ саморегуляции И.П. Павлова, который подчеркивал р? её значение как одной из ведущих функций организ-§ ма человека. Он считал, что каждый «человек может н стать тем, кем он может и должен стать», т.к. «чело-^ век есть система... единственная по высочайшему ^ регулированию... сама себя поддерживающая, вос-« станавливающая, поправляющая и даже совершен-м ствующая» [13, с. 394]. В данном случае И.П. Павлов ^ отводит саморегуляции роль фундаментального ме-Ц ханизма, обеспечивающего адаптацию. й В работах Н.С. Лейтеса саморегуляция рассма-
^ тривается в качестве первоосновы способностей, ко-а торые предопределяют успешность различных видов £ деятельности. Саморегуляция, выступая динамиче-1-? ской характеристикой общей активности, с развитием || личности преобразуется в осознанную форму. Таким ^ образом, её возможности повышаются, увеличивают-« ся [9]. Без развития личности, напоминает Ю.А. Шара-я нов, невозможно полностью осуществить перенос оби разовательных компетентностей в профессиональную Ю среду [21, с. 79]. Соглашаясь с его позицией, мы уточняем, что если воздействие на сферу саморегуляции будет обладать случайным характером, исключающим целенаправленное воздействие, то и динамика саморегуляции будет спонтанной и непрогнозируемой.
Процессы саморегуляции являются системными явлениями, обеспечивающими адаптацию субъекта, и их необходимо рассматривать в совокупности свойств и частей. На факты саморегуляции как системного проявления личности указывают в своих исследованиях Е.Т. Соколова и В.В. Николаева, отмечая её роль в обеспечении адекватной адаптации к условиям за счет изменчивости и пластичности [17, с. 195]. В соответствии с таким пониманием свойства саморегуляции составляют основу адаптационного потенциала субъекта и должны рассматриваться в качестве важной профессиональной компетенции, необходимой в условиях практической профессиональной деятельности.
Представляет интерес трактовка проблем саморегуляции психической деятельности с позиции структурно-функционального подхода, предложенная О.А. Конопкиным, В.И. Моросановой и А.К. Ос-ницким. В зависимости от наличия или отсутствия осознанности они различают непроизвольную (неосознанную) и произвольную (осознанную) саморегуляцию [7; 10; 12]. Концепция осознанной саморегуляции была разработана О.А. Конопкиным, предложившим рассматривать общую способность к осознанной саморегуляции в качестве критерия субъектности. При этом саморегуляция, обладая характером внутренней активности со сложной закономерной структурой, осуществляет функции целеполагания, инициации, построения, поддержания деятельности и её управления для достижения принятой цели [7, с. 22-25]. В соответствии с таким пониманием осознанная саморегуляция выступает ключевым конструктом механизма адаптации к дея-
тельности в целом, что позволяет субъекту не только конструктивно управлять собственной активностью, но и достигать надежных результатов.
Осознанная саморегуляция, проявляясь в различных формах и психологических феноменах, способствует гармоничному развитию личности, определяя качество её жизнедеятельности и способность к самоактуализации. Саморегуляция произвольной активности субъекта обоснованно рассматривается как процесс инициации и выдвижения субъектом целей активности, а также управления достижением этих целей (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий и др.).
В рамках авторской концепции В.И. Мороса-новой было предложено понятие «индивидуального стиля саморегуляции». Понимая в целом под саморегуляцией возможность достижения человеком субъективно приемлемых результатов, она отмечает существование индивидуальных особенностей саморегулирования [10]. Стиль саморегуляции представляет собой результат аккумуляции наиболее типичных способов регуляции достижения целей, сформировавшихся у субъекта [15, с. 35-40]. Индивидуальный стиль саморегуляции наряду с адаптивной активностью включает в себя субъектную активность по преобразованию себя и окружающей действительности (ситуации).
Аналитический обзор ряда словарей психологических терминов и понятий выявил трактовку понятия «эмоционально-волевой саморегуляции» как системы приёмов последовательного самовоздействия личности в целях повышения эмоционально-волевой устойчивости в напряженных и опасных ситуациях [22]. Приведённое определение не полностью отражает теоретическую сущность данного термина, сужая его смысловую нагрузку до практи-ко-ориентированного понятия, и таким образом несколько искажает его значение.
Проведенный анализ психологической литературы показал, что в современных научных источниках отсутствует системное изучение феномена эмоционально-волевой саморегуляции личности, что свидетельствует о недостаточной проработанности этого проблемного вопроса. Как правило, конструкты «волевая регуляция» и «эмоциональная регуляция» изучаются отдельно. Термин «волевая регуляция» относится к довольно широким понятиям, и означает весь спектр психических процессов, осуществляемых с использованием собственной активности человека. Проблемам волевой регуляции посвящены работы В.К. Иванникова (1989), В.К. Калина (1989), Т.И. Шульги (1994), А.В. Быкова (2003), В.Н. Шляпникова (2008), Д.Д. Барабанова (2015), А.В. Монроз (2016) и др. Проблемами эмоциональной регуляции занимались О.В. Дашкевич (1985), М.Л. Якубовская (1988), А.Я. Чебыкин (1991), Л.Ф. Блинова (1996), О.В. Липунова (2009) и др. По нашему мнению, проблемы эмоциональной саморегуляции, лежат исключительно на бессознательном физиологическом или психофизиологическом уровне.
Вместе с тем саморегуляция, как отмечает Е.П. Ильин, это волевой процесс, предполагающий осознанное приложение волевых усилий [5, с. 156]. Эмоциональная регуляция генетически является бессознательным процессом, обеспечивающим адаптацию человека в сложных условиях среды. Эмоции выпол-
Жидкова О.А. Эмоционально-волевая саморегуляция как основа адаптационного потенциала сотрудников полиции..
няют главную функцию адаптации - подготовить организм к защите. Саморегуляция предполагает когнитивную оценку эмоциогенной ситуации, и затем только сознательное регулирование эмоционального состояния. Это требует определенных волевых усилий, которые придают осмысленность процессу саморегуляции. Воля встраивается в процессы адаптации, как необходимый и ключевой компонент саморегуляции эмоциональной сферы личности, целенаправленно мобилизуя поведенческую активность субъекта в русле его замысла. Именно волевое усилие вносит сознательность, конструктивность и планомерность в процесс эмоционально-волевой саморегуляции, позволяя осуществлять ее на ценностно-смысловом уровне. Использование в данном контексте только конструкта «эмоциональная регуляция» нецелесообразно, т.к. это ведёт не только к обеднению смысловой нагрузки, но и к упрощению сущности данного явления. Поэтому наиболее рациональным в исследовании данного феномена является оперирование термином «эмоционально-волевая саморегуляция», который отражает его интегратив-ную сущность, позволяя подчеркнуть произвольный, активный, целенаправленный, осознанный, динамичный и перманентный характер.
В исследовании, проведённом С.П. Потаниным, эмоционально-волевая саморегуляция определена как системно-организованная деятельность, включающая инициацию, построение, поддержание, управление различных уровней и форм произвольной психической активности. Она непосредственно регулирует процесс принятия и достижения целей и задач служебной деятельности [14, с. 14]. Данное определение существенно расширяет границы термина «эмоционально-волевая саморегуляция», т.к. произвольная психическая активность своими корнями уходит в формирование сенсомоторной произвольности, в дальнейшем преобразовываясь в регуляцию высших психических функций.
Таким образом, анализ феномена эмоционально-волевой саморегуляции показывает, что его содержание охватывает широкий спектр проблем, затрагивающих вопросы реализации адаптационных механизмов, что подчеркивает актуальность исследования проблемы и подлежит глубокому исследованию.
Выводы.
1. Эмоционально-волевая саморегуляция - это произвольный, активный, целенаправленный, со-
знательный, динамичный и перманентный процесс е
управления субъектом своим актуальным эмоци- Т
ональным состоянием, посредством осмысления, и
оценки и трансформации наличных эмоциональных С
реакций с целью повышения качества и надежности §5
профессиональной деятельности. -
2. Значимость эмоционально-волевой само- Й регуляции для сотрудников полиции определяется е стрессогенной спецификой правоохранительной де- б ятельности. В рамках адаптивного профессиогенеза г эмоционально-волевая саморегуляция преобразу- к ется в витальную способность, которая позволяет ® обеспечить прогнозируемую стабильность функци- у онирования собственных психических процессов, с и одной стороны, и пластичный отклик личностного и ер субъектного энергопотенциала, с другой. и
3. Способность к эмоционально-волевой само- Й
т
регуляции выступает в качестве основы адаптационного потенциала личности сотрудника полиции и В обеспечивает осуществление целенаправленного са- д моуправления, а также изменение собственного по- р ведения в соответствии с требованиями и условиями С профессиональной деятельности. я
4. Эмоционально-волевая саморегуляция осу- ^ ществляется при помощи интегративных психоло- . гических механизмов, представленных эмоциональ- 7 ными процессами, познавательными функциями, . волевыми усилиями, логическими построениями, 1 что в совокупности обеспечивает субъекту способ- 7 ность к осознанному самоконтролю поведения.
5. В ситуации нарушения гомеостаза субъект эмоционально-волевой саморегуляции преследует конкретную цель, которая требует когнитивного и волевого вмешательства для своевременной оптимизации наличного психического состояния. В соответствии с целевой установкой увеличиваются мобилизационные возможности личности, происходит расширение релаксационного потенциала, повышается эффективность функционирования в трудной ситуации профессиональной деятельности.
6. Сформированность целостной когнитивно-волевой системы личности сотрудника полиции, обеспечивающей возможность эмоционально-волевой саморегуляции, определяет его скоростные характеристики адаптации к сложным оперативным задачам правоохранительной деятельности, способность к рефлексии собственных состояний и эффективность в различных видах практической деятельности.
Список литературы
1. Асмолов, А. Г. Психология личности : учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
2. Боброва, И. А., Гончарова, Н. А. Психологические особенности самоопределения личности на начальной стадии профессиогенеза // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 4 (64).
- С. 198-205.
3. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. - 1991.
- Т. 12. - № 6. - С. 3-10.
4. Гончарова, Н. А., Костылева, И. В. Аксиологические основания надежности личности сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 2 (61). - С. 7-12.
5. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
6. Кобозев, И. Ю. Профессиональный стресс руководителей ОВД и его психопрофилактика : автореф. дис. ... канд. психол. наук / 19.00.06. - СПб., 2011. - 25 с.
7. Конопкин, О. А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. -2008. - № 3. - С. 22-34.
Психология
^ 8. Лебедев, И. Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресспреодолевающего поведения
^ (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (на примере сотрудников МВД России) : дис. ... t? докт. психол. наук / 05.26.02. - СПб., 2002. - 432 с.
^t- 9. Лейтес, Н. С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Советская педагогика. - 1974. - №
% 1.-С.97-107. и
к 10. Моросанова, В. И., Коноз, Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии.
§ - 2000. - № 2. - С. 118-127.
^ 11. Никифоров, Г. С., Филимоненко Ю. И., Польшин А. К. Психологические аспекты саморегуляции состо-
лдВ яния : учебное пособие. - Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1986. - 43[2] с.
2 12. Осницкий, А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. - №
g 1. - С. 5-19.
Ё 13. Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных :
а учебник. - М.: Наука, 1973. - 664 с.
к 14. Потанин С. П. Повышение эффективности эмоционально-волевой саморегуляции офицера ВМФ :
^ автореф. дис.... канд. пед. наук / 13.00.01. - СПб., 1996. - 25 с.
2 15. Прохоров, А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности
о : монография. - М.: Персэ, 2005.- 352 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. - М.: Академия наук СССР, 1957. - 332 с.
17. Соколова, Е. Т., Николаева, В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматиче-Й ских заболеваниях : учебное пособие. - М.: SvR-Аргус, 1995. - 359 с.
^ 18. Статный, В. М., Шаранов, Ю. А. Акмесинергетическая среда становления профессионала органов
| внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 4 (59). - С. 16-21. О 19. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс] // Сайт «Словари и энцикло-
§ педии». - Режим доступа: http://gufo.me/content_ushakov/regulirovat-115097.html (дата обращения: 27.02.2017). н 20. Шаповал, В. А. Профессиональное психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел:
р^ диагностика, прогнозирование мониторинг : монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - 296 с.
21. Шаранов, Ю. А. Основные противоречия развития ведомственного образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. - № 1 (64). - С. 76-82.
22. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] // Сайт «Академик». - Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru/ 21218 (дата обращения 16.12.2016).
© Жидкова О.А., 2017
УДК 316.624.2
К. В. Злоказов
ЗЛОКАЗОВ Кирилл Витальевич, доцент кафедры педагогики и психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: zkirvit@ rambler.ru.
ZLOKAZOV Kirill Vitalievich, assistance professor, Department of Pedagogy and Psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilutova str., 1. E-mail: [email protected].
Влияние идентичности на предпочтение стратегии социального поведения The influence of identity in social behavior strategies
В статье обсуждается отношение между идентичностью и стратегиями поведения. Указывается, что идентичность является индикатором социальной интеграции подростков, юношей и молодёжи. Предполагается, что изучение представлений об идентичности повысит эффективность психологической профилактики девиантного и делинквентного поведения. Утверждается, что для измерения идентичности можно использовать её параметры - субъективное представление об определённости и продуктивности. Предполагается, что определённость и продуктивность идентичности говорят об успешной социальной интеграции, а неопределённость и непродуктивность - о социальной дезинтеграции.
Социальная интеграция связывается со стратегиями социального поведения. Отмечается, что поведение может иметь конструктивные, реконструктивные, деструктивные либо избегающие черты. Об интеграции можно говорить, если субъект применяет конструктивные стратегии, а о дезинтеграции - деструктивные, избегающие.
Отношение между представлениями об идентичности стратегиями поведения подвергается эмпирическому исследованию. Результаты частично подтверждают общую гипотезу. Параметры идентичности связаны со стратегиями социального поведения: определённость способствует проявлению конструктивного и рекон-