Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ФОРМАМИ РЕАГИРОВАНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ОХРАННИКОВ ООО ЧОО «АМУЛЕТ»)'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ФОРМАМИ РЕАГИРОВАНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ОХРАННИКОВ ООО ЧОО «АМУЛЕТ») Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ФОРМЫ РЕАГИРОВАНИЯ / НАПРЯЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОХРАННИКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алонцева Александра Ивановна, Шомшина Юлия Олеговна

В статье рассматривается проблема связи эмоционального интеллекта с формами реагирования в напряженных ситуациях на примере профессиональной деятельности охранников. Освещены результаты теоретического и эмпирического исследований. Произведен психологический анализ профессиональной деятельности сотрудников охраны, изучено явление эмоционального интеллекта, приведено понимание форм реагирования в напряженных ситуациях во взглядах разных авторов. В эмпирическом исследовании отражены результаты психодиагностического исследования эмоционального интеллекта и форм реагирования в напряженных ситуациях охранников и выявленные корреляционные взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алонцева Александра Ивановна, Шомшина Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF EMOTIONAL INTELLIGENCE WITH FORMS OF REACTION IN TENSE SITUATIONS (ON THE EXAMPLE OF THE GUARDS OF LLC CHOO "AMULET")

The article deals with the problem of the connection of emotional intelligence with forms of reaction in tense situations on the example of the professional activity of security guards. The results of theoretical and empirical research are highlighted. A psychological analysis of the professional activities of security personnel was carried out, the phenomenon of emotional intelligence was studied, an understanding of the forms of reaction in tense situations in the views of different authors was given. The empirical study reflects the results of a psychodiagnostic study of emotional intelligence and forms of reaction in tense situations of guards and the revealed correlations.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ФОРМАМИ РЕАГИРОВАНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ОХРАННИКОВ ООО ЧОО «АМУЛЕТ»)»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Алонцева Александра Ивановна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Шомшина Юлия Олеговна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ФОРМАМИ РЕАГИРОВАНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ОХРАННИКОВ ООО ЧОО «АМУЛЕТ»)

Аннотация. В статье рассматривается проблема связи эмоционального интеллекта с формами реагирования в напряженных ситуациях на примере профессиональной деятельности охранников. Освещены результаты теоретического и эмпирического исследований. Произведен психологический анализ профессиональной деятельности сотрудников охраны, изучено явление эмоционального интеллекта, приведено понимание форм реагирования в напряженных ситуациях во взглядах разных авторов. В эмпирическом исследовании отражены результаты психодиагностического исследования эмоционального интеллекта и форм реагирования в напряженных ситуациях охранников и выявленные корреляционные взаимосвязи.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, формы реагирования, напряженные ситуации, профессиональная деятельность охранников.

Annotation. The article deals with the problem of the connection of emotional intelligence with forms of reaction in tense situations on the example of the professional activity of security guards. The results of theoretical and empirical research are highlighted. A psychological analysis of the professional activities of security personnel was carried out, the phenomenon of emotional intelligence was studied, an understanding of the forms of reaction in tense situations in the views of different authors was given. The empirical study reflects the results of a psychodiagnostic study of emotional intelligence and forms of reaction in tense situations of guards and the revealed correlations.

Key words: emotional intelligence, forms of reaction, tense situations, professional activity of security guards.

Введение. Для обеспечения безопасности, предотвращения экстренных ситуаций и оперативного реагирования в них, созданы многочисленные охранные службы. Частную охранную деятельность мы рассматриваем в качестве профессиональной области, которая предъявляет высокие требования к психике сотрудников: готовность к резко меняющимся и экстремальным ситуациям, способность к быстрому переключения и большому распределению внимания, наличие развитых эмоционально-волевых качеств, умение оценить обстановку и принять важное решение, способность адаптироваться к конфликтным ситуациям и разрешать их и т.п. При отсутствии в учреждении компетентных кадров, обеспечивающих его безопасность, возможно увеличение числа преступлений, что может привести к низкому уровню благополучия личности в целом. В этом тезисе мы находим необходимость изучения проблемы личностных характеристик охранников, обуславливающих эффективность их профессиональной деятельности. Актуальность проблемы зависимости форм реагирования в напряженных ситуациях от эмоционального интеллекта находит себя в нехватке и отсутствии компетентных представителей частных охранных предприятий, способных оперативно оценить ситуацию, адаптироваться к ней, принять верное решение и разрешить сложившийся конфликт.

Изложение основного материала статьи. Объектом нашего исследования стала профессиональная деятельность сотрудников охраны. Предметом исследования мы обозначили взаимосвязь эмоционального интеллекта с формами реагирования в напряженных ситуациях сотрудников охраны. В начале исследования мы выдвинули гипотезу о том, что между формами реагирования в напряженных ситуациях и эмоциональным интеллектом охранников существует взаимосвязь, а именно: чем выше эмоциональный интеллект сотрудника охраны, тем выше готовность к риску, принятия ответственности, планирования решений, стратегии сотрудничества и компромисса.

В психологическом анализе профессиональной деятельности сотрудников охраны мы обозначили социальную ценность труда, которая заключается в охране имущества, социальной и личной безопасности сотрудников учреждения, оперативное реагирование в случае чрезвычайных ситуаций, соблюдение правопорядка. Характер психической и физической нагрузки обуславливается обеспечением сохранности имущества, здоровья сотрудников организации, вероятностью возникновения риска для жизни сотрудника, контактами с разнообразным контингентом граждан. Также данный перечень можно продолжить, необходимостью проходить специальные подготовки позволяющие иметь допуск к работе с оружием, суточные дежурства, внезапность экстремальных ситуаций и т.п. Основываясь на вышеизложенном, к профессионально-важным качествам можно отнести: уравновешенность, развитое словесно-логическое мышление, развитые характеристики внимания (концентрация, переключаемость, распределение), большой объем и продолжительное сохранение материала, высокая точность и скорость воспроизведения. Психомоторные свойства охранников должны характеризоваться высокими показателями силы, выносливости. Эмоционально-волевая регуляция сотрудника должна находиться на высоком уровне, что обеспечивается развитым эмоциональным интеллектом, для преодоления стрессовых ситуаций и межличностного взаимодействия. Также важными качествами личности охранников являются готовность к рискованным действиям, конфликтным и стрессовым ситуациям, умение приспосабливаться к ним и эффективно реагировать для верного принятия решения и сохранения психологического благополучия [3, 7].

Межличностное взаимодействие людей - одно из самых сложных и многообразных проявлений психики человека. Без развитых способностей управлять собственным эмоциональным состоянием, вовремя проявлять эмоциональные реакции и понимать проявления эмоций окружающих людей, невозможно успешно адаптироваться к быстроменяющимся условиях окружающей реальности. Именно поэтому важную роль в охранной деятельности занимает эмоциональный интеллект. Зарубежный психолог Т. Бредберри под эмоциональным интеллектом предлагает понимать составляющую четырех навыков: самовосприятие, управление собой, эмпатия, управление отношениями [1]. Согласно модели Д. Гоулмана, который основывается на взглядах Г. Гарднера, Дж. Майера и П. Саловей, эмоциональный интеллект представляется набором разнообразных знаний, навыков, поведенческих реакций, которые способствуют пониманию человеком своих состояний и психических процессов, а также управлению ими [4]. В отечественной психологии большой вклад в развитие исследований эмоционального интеллекта принадлежит Д. В. Люсину, разработчику методики измерения изучаемого явления. Модель, предложенная автором, включает в себя два основных вида эмоционального интеллекта: внутриличностный и межличностный. Согласно мнению автора эмоциональный интеллект - это объединяющее образования, включающее в себя когнитивные и личностные особенности человека, формирующееся в процессе его жизни

под воздействием ряда факторов, которые обуславливают уровень его развития и специфические индивидуальные особенности [6].

В психологической науке напряженные или трудные ситуации рассматриваются учеными, прежде всего, как проявление окружающей человека среды, предъявляющей к человеку требования, выходящие за пределы нормы. Напряженные ситуации, как отмечает Л.Ю. Бурлачук, являются разновидностью трудных жизненных ситуаций и которые понимаются автором как события среды, воздействующие на личность и способ ее реагирования, которым является стресс. Поведение личности в напряженной ситуации определяется сочетанием двух психологических уровней регуляции. Первый уровень - приспособительные, активизирующие и ориентировочные ответные реакции, навыки. Второй уровень -активизирующие сложные интеллектуальные функции. Они способствуют формированию стратегии поведения и обеспечивают процесс выработки нового адекватного ситуации плана и способа деятельности [2]. В связи с тем, что напряженная ситуация имеет такую характерологическую черту, как внезапность (по Л.Ю. Бурлачук), любому индивиду важно обладать психическими явлениями, которые способствуют формированию оперативного ответа на нее. Так, одной из форм реагирования на внезапные ситуации различного характера называется готовность к риску или рискованному поведению. О готовности прибегать к рискованному поведению, как форме реагирования на разные жизненные ситуации, в том числе напряженные, и действовать в состоянии неопределенности, пишет А.В. Шаболтас [8]. Отечественный исследователь в области психологии конфликта Н.В. Гришина приводит взгляд на формы реагирования в напряженной ситуации таких исследователей, как М. Дойч, М. Шериф. Согласно подходу исследователей, конфликтные реакции индивида принято понимать в виде ответных действий на внешнюю ситуацию [5]. В нашем исследовании мы обозначили психологические явления, которые, по-нашему мнению, в наибольшей степени являются формами реагирования на напряженных ситуаций: стратегии поведения в конфликте (М. Дойч, М. Шериф), готовность к риску (А.В. Шаболтас) и копинг-стратегии (Л.Ю. Бурлачук).

Стратегии поведения в конфликте по К. Томасу - поведение субъекта в конфликте, определенное его приверженностью к напористости или сотрудничеству. Напористость - степень учета собственных интересов и беспокойств. Сотрудничество - проявление готовности учесть интересы оппонента и уступить ему в конечном результате. Авторами было выделено 5 основных стратегий поведения в конфликте: стратегия конкуренции или соперничества, стратегия избегания, стратегия приспособления, стратегия сотрудничества, стратегия компромисса.

В качестве основного термина «готовность к риску» мы будем понимать предложенный и рассмотренный Т.В. Корниловой подход. Готовность к риску - способность принимать решения в условиях неопределенности при недостаточности ориентиров или должного контроля над ситуацией.

Под копинг-стратегиями (совладающим поведением) в нашем исследовании мы понимаем предложенный Р. Лазарусом и С. Фолкманом подход: сознательно выбранные и поддерживаемые психозащитные механизмы, стратегии действий, с целью преодоления стрессовых состояний и негативных переживаний, а именно конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство (избегание), планирование решения проблемы, положительная переоценка ситуации.

Выборку нашего исследования составили 44 сотрудника частного охранного предприятия, в возрасте от 22 до 44 лет, из которых 100% мужчин. Все сотрудники характеризуются наличием 4 разряда и выше. Для достижения цели нашего исследования мы использовали следующие методы работы: теоретический анализ научной литературы, профессиографический анализ деятельности, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных (коэффициент корреляции Пирсона). В качестве психодиагностического инструментария для получения эмпирического материала, мы использовали следующие методики: тест эмоционального интеллекта, Д.В. Люсин; тест на поведение в конфликтной ситуации, К. Томас, Р. Килманн, адаптация Н.В. Гришина; опросник личностных факторов принятия решений, Т.В. Корнилова; опросник способов совладающего поведения, Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева.

По результатам психодиагностического тестирования больше всего исследуемых охранников (70%) имеют высокий уровень эмоционального интеллекта. Они имеют способность к точной обработке эмоциональной информации и пониманию причин возникновения эмоций, обладают развитой способностью к управлению эмоциональными реакциями как своих собственных, так и окружающих людей. Такие охранники наиболее успешно взаимодействуют с социумом, могут оперативно адаптироваться к напряженным ситуациям. Сотрудники со средним уровнем эмоционального интеллекта допускают ошибки в понимании эмоций и не всегда способны управлять их экспрессией.

Наиболее используемыми стратегиями поведения в конфликте среди выборки являются сотрудничество (34%) и конфронтация (32%). Охранники, использующие стратегию сотрудничество, предпочитают конструктивно разрешать проблемы, активно слушать оппонента, приходить к конструктивному результату конфликта. Данная стратегия является наиболее эффективной для межличностного взаимодействия, поскольку обеспечивает сознательный подход к напряженным ситуациям конфликта и адекватной адаптации к ней. Использование сотрудниками стратегии конфронтации предполагает, что они предпочитают добиться защиты и упорного отстаивания собственных интересов в ущерб интересов другим. Такое поведение является нападающим, что находит свое отражение в контроле действий и высказываний собеседника, высокой уверенностью в себе и агрессией. Для сотрудников охраны такое поведение целесообразно для защиты интересов охраняемой организации и успешной адаптации в напряженных ситуациях дефицита времени и вероятности опасных последствий.

Большинство сотрудников охраны (66%) имеют высокий показатель готовности к риску, который отражает такую форму реагирования в напряженной ситуации, как готовность принимать решения и совершать действия в ситуации неопределенности, они могут проявлять импульсивное и резкое поведение. Для сотрудников охраны преимуществом высокого показателя готовности к риску является возможность оперативной реакции на экстренные случаи без траты времени на обдумывание последствий.

Преобладающее количество исследуемых охранников (41%) предпочитают в напряженных ситуациях использовать копинг конфронтации. Для них характерно активное проявление негативных эмоций, нецеленаправленных импульсивных действий, применение силы и агрессивного поведения, повышенной конфликтности. В охранной деятельности такой копинг может быть полезен для защиты интересов охраняемой организации, быстрого реагирования на напряженные ситуации, мобилизации физических и психических ресурсов сотрудников.

В процессе корреляционного анализа мы выявили статистически значимые связи между эмоциональным интеллектом и формами реагирования у сотрудников охраны.

Между эмоциональным интеллектом по методике Д. В. Люсина и стратегией поведения в конфликте «Конфронтация» по методике К. Томас и Р. Килманн имеется сильная обратная взаимосвязь (p < 0,01). Также обратная связь обнаружилась между эмоциональным интеллектом со стратегией поведения в конфликте «Избегание» (p < 0,05). Чем выше эмоциональный интеллект, тем ниже конфронтация и избегание.

Обнаружилась прямая взаимосвязь между эмоциональным интеллектом по методике Д.В. Люсина и стратегией поведения в конфликте «Компромисс» по методике К. Томас и Р. Килманн (p < 0,05). Чем выше эмоциональный интеллект, тем выше компромисс.

Между эмоциональным интеллектом по методике Д.В. Люсина и готовностью к риску по методике Т.В. Корниловой была выявлена сильная обратная взаимосвязь (p < 0,01). Чем выше эмоциональный интеллект, тем ниже готовность к риску.

Имеются сильные прямые связи между эмоциональным интеллектом по методике Д.В. Люсина и копинг-стратегиями по методике Р. Лазарус, С. Фолкман «Положительная переоценка» (p < 0,01) и «Самоконтроль» (p < 0,01). Чем выше эмоциональный интеллект, тем выше положительная переоценка и самоконтроль.

Обнаружилась сильная обратная связь между эмоциональным интеллектом по методике Д.В. Люсина и стратегией совладания по методике Р. Лазарус, С. Фолкман «Конфронтация» (p < 0,01); и имеется обратная взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и копинг-стратегией «Дистанцирование» (p < 0,05). Чем выше эмоциональный интеллект, тем ниже конфронтация и дистанцирование.

Выводы. Цель исследования, предполагающая изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта с формами реагирования в напряженных ситуациях, достигнута. Заявленная гипотеза о том, что между формами реагирования в напряженных ситуациях и эмоциональным интеллектом охранников имеется взаимосвязь, а именно: чем выше эмоциональный интеллект сотрудника охраны, тем выше готовность к риску, принятия ответственности, планирования решений, стратегии сотрудничество и компромисс в конфликте.

Литература:

1. Бредберри, Т. Эмоциональный интеллект 2.0 / Т. Бредберри, Д. Гривз; пер. с английского П. Миронов. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 208 с. - ISBN 978-5-00100-689-3.

2. Бурлачук, Л.Ю. Психология жизненных ситуаций / Л.Ю. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. - Москва: Российской педагогическое агентство, 1998. - 262 с. - ISBN 5-86825-056-7. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21159633 (дата обращения: 26.09.2022)

3. Ворона, В.А. Охранные подразделения / В.А. Ворона, В.А. Тихонов. - Москва: Горячая линия-Телеком, 2012. -211 с. - ISBN 978-5-9912-0239-8

4. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе / Д. Гоулман; пер. с английского А.П. Исаева. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 512 с. - ISBN 978-5-91657-729-7

5. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - Санкт-Петербург: Издательство Питер, 2016. - 600 с. -ISBN 978-5-496-02350-4

6. Люсин, Д.В. Связь эмоционального интеллекта и личностных черт с настроением / Д.В. Люсин, В.В. Овсянникова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - № 3. - С. 154-164

7. Тишков, В.В. Основы охранной деятельности в сфере предпринимательства / В.В. Тишков, В.В. Никушин. -Вологда: Инфра-Инженерия, 2019. - 124 с. - ISBN 978-5-9729-0257-6. - Текст: непорседственный.

8. Шаболтас, А.В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований / А.В. Шаболтас // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2014. - № 3. - С. 5-16. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/risk-i-riskovannoe-povedenie-kak-predmet-psihologicheskih-issledovaniy (дата обращения: 06.12.2022)

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Алонцева Александра Ивановна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Максимцова Ирина Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВООРУЖЕННЫХ И НЕВООРУЖЕННЫХ СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ

Аннотация. В данной статье представлен краткий обзор исследования на тему «Сравнительный анализ индивидуально-типологических характеристик вооруженных и невооруженных сотрудников службы охраны». Актуальность исследования продиктована необходимостью набора на данную должность исключительно квалифицированных кадров, так как именно они обеспечивают в организациях безопасность и сохранность, а при чрезвычайных ситуациях первые оказываются на месте. При профессиональном отборе необходимо большое внимание уделять профессионально-важным качествам личности, которые обусловлены индивидуально-типологическими характеристиками претендентов на вакантные должности охранников. Важно учитывать индивидуально-типологические характеристики, именно их учет способствует повышению эффективности работы системы охраны и помогает в распределении сотрудников на определенный вид деятельности, где они покажут высокую эффективность.

Ключевые слова: индивидуально-типологические характеристики личности, сотрудники службы охраны, социальный интеллект, тревожность, нейротизм, эмотивность.

Annotation. This article provides a brief overview of the study on the topic «Comparative analysis of individual typological characteristics of armed and unarmed security officers. » The relevance of the study is dictated by the need to recruit exceptionally qualified personnel for this position, since it is, they who ensure safety and security in organizations, and in emergency situations, the first ones are in place. In professional selection, it is necessary to pay great attention to professionally important personality traits, which are determined by the individual typological characteristics of applicants for vacant positions of security guards. It is important to take into account individual typological characteristics, it is their accounting that helps to increase the efficiency of the security system and helps in the distribution of employees to a certain type of activity, where they will show high efficiency.

Key words: individual-typological characteristics of personality, security service employees, social intelligence, anxiety, neuroticism, emotivity.

Введение. В настоявшее время частные и государственные организации все чаще пользуются услугами охранных предприятий. Это свидетельствует о том, что риск возникновения чрезвычайных ситуаций не изменяется и потребность в высококвалифицированных специалистах, обеспечивающих безопасность, растет. В сфере охраны различают следующие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.