Научная статья на тему 'Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов'

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
818
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / модели эмоционального интеллекта / личность с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта / копинг-поведение / взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения / emotional intelligence / models of emotional intelligence / a person with a high level of development of emotional intelligence / coping behavior / the relationship of emotional intelligence and coping behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириллова Е. П.

Цель работы – выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов. Методы и объекты исследования. Объект исследования – эмоциональный интеллект и копинг-поведение личности. Методами исследования стали: теоретические (анализ, синтез, обобщение), анкетирование с помощью методик («Опросник эмоционального интеллекта» Д. В. Люсина; методика диагностики эмоционального интеллекта – МЭИ М. А. Манойловой; «Опросник для изучения копинг-поведения» Э. Хайма в адаптации Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева; методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Нормана, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, М. И. Паркера; адаптированный вариант Т. А. Крюковой), методы математической статистики (коэффициент Колмогорова-Смирнова, коэффициент корреляции Спирмена). Результаты. Выявлены взаимосвязи общего эмоционального интеллекта и стратегий копинг-поведения у студентов-будущих психологов. Выводы: нами была выдвинута и проверена гипотеза: чем выше уровень развития эмоционального интеллекта у студентов-будущих психологов, тем более адаптивные стратегии копинг-поведения они используют. Наша гипотеза полностью подтвердилась в ходе теоретического и эмпирического исследований. Полученные результаты может использовать психологическая служба ВУЗа для развития эмоционального интеллекта у студентов-будущих психологов, а также для развития умения применения адаптивных стратегий копинг-поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кириллова Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of emotional intelligence and coping behavior among students-future psychologists

Purpose of the article is to identify the relationship of emotional intelligence and coping behavior among students future psychologists. Methods and objects of the research. The object of study is emotional intelligence and personality coping behavior. The research methods were: theoretical (analysis, synthesis, generalization), questioning using methods (“Questionnaire of emotional intelligence” D. V. Lyusina; methodology for the diagnosis of emotional intelligence MEI M. A. Manoilova; “Questionnaire to study coping behavior” E. Jaime in adaptation of the V. Bekhterev Psychoneurological Institute; methodology “Coping behavior in stressful situations” by S. Norman, D. F. Endler, D. A. James, M. I. Parker; adapted version of T. A. Kryukova), methods of mathematical statistics (Kolmogorov-Smirnov coefficient, Spearman correlation coefficient). Results: The interconnections of general emotional intelligence and coping behavior strategies among students-future psychologists are revealed. Conclusions: we have put forward and tested the hypothesis that the higher the level of development of emotional intelligence in students-future psychologists, the more adaptive coping behavior strategies they use. Our hypothesis was fully confirmed in the course of theoretical and empirical studies. The obtained results can be used by the psychological service of the university for the development of emotional intelligence in students-future psychologists, as well as for the development of the ability to use adaptive coping behavior strategies.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов»

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов

Кириллова Е.П.,

[email protected]

Стародумова Е.О.,

starodumovaeo@mail. т

ФГБОУВО «Вятский государственный университет» (г. Киров, Россия)

УДК 159.9.075

Аннотация. Цель работы - выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов. Методы и объекты исследования. Объект исследования - эмоциональный интеллект и копинг-поведение личности. Методами исследования стали: теоретические (анализ, синтез, обобщение), анкетирование с помощью методик («Опросник эмоционального интеллекта» Д. В. Люсина; методика диагностики эмоционального интеллекта - МЭИ М. А. Манойловой; «Опросник для изучения копинг-поведения» Э. Хайма в адаптации Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева; методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Нормана, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, М. И. Паркера; адаптированный вариант Т. А. Крюковой), методы математической статистики (коэффициент Колмогорова-Смирнова, коэффициент корреляции Спирмена). Результаты. Выявлены взаимосвязи общего эмоционального интеллекта и стратегий копинг-поведения у студентов-будущих психологов. Выводы: нами была выдвинута и проверена гипотеза: чем выше уровень развития эмоционального интеллекта у студентов-будущих психологов, тем более адаптивные стратегии копинг-поведения они используют. Наша гипотеза полностью подтвердилась в ходе теоретического и эмпирического исследований. Полученные результаты может использовать психологическая служба ВУЗа для развития эмоционального интеллекта у студентов-будущих психологов, а также для развития умения применения адаптивных стратегий копинг-поведения.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, модели эмоционального интеллекта, личность с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, копинг-поведение, взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения.

The relationship of emotional intelligence and coping behavior among students-future psychologists

Kirillova E.P.,

[email protected]

Starodumova E.O.,

starodumovaeo@mail. ru

Vyatka State University (Kirov, Russia)

UDC 159.9.075

Annotation. Purpose of the article is to identify the relationship of emotional intelligence and coping behavior among students - future psychologists. Methods and objects of the research. The object of study is emotional intelligence and personality coping behavior. The research methods were: theoretical (analysis, synthesis, generalization), questioning using methods ("Questionnaire of emotional intelligence" D. V. Lyusina; methodology for the diagnosis of emotional intelligence - MEI M. A. Manoilova; "Questionnaire to study coping behavior" E. Jaime in adaptation of the V. Bekhterev Psychoneurological Institute; methodology "Coping behavior in stressful situations" by S. Norman, D. F. Endler, D. A. James, M. I. Parker; adapted version of T. A. Kryukova), methods of mathematical statistics (Kolmogorov-Smirnov coefficient, Spearman correlation coefficient). Results: The interconnections of general emotional intelligence and coping behavior strategies among students-future psychologists are revealed. Conclusions: we have put forward and tested the hypothesis that the higher the level of development of emotional intelligence in students-future psychologists, the more adaptive coping behavior strategies they use. Our hypothesis was fully confirmed in the course of theoretical and empirical studies. The obtained results can be used by the psychological service of the university for the development of emotional intelligence in students-future psychologists, as well as for the development of the ability to use adaptive coping behavior strategies.

Keywords: emotional intelligence, models of emotional intelligence, a person with a high level of development of emotional intelligence, coping behavior, the relationship of emotional intelligence and coping behavior.

Введение

Исследование феномена эмоционального интеллекта является одним из наиболее актуальных вопросов на данный момент времени в современной психологии, а развитие эмоциональной культуры человека становится одной из наиболее важных проблем. И. Н. Андреева считает, что эмоциональный интеллект - это основа достижения успеха в различных сферах жизнедеятельности человека, так как на протяжении всей жизни каждый из нас сталкивается со всевозможными ситуациями, в которых необходимо уметь понимать свои эмоции, управлять ими и распознавать эмоции окружающих людей.

С феноменом эмоционального интеллекта тесно связан другой феномен - копинг-поведение. По мнению Р. Лазаруса и С. Фолкмана, стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в сложных ситуациях, с целью сохранения физического, психического и социального благополучия называется копинг-поведением. Копинг-поведение или совладающее поведение, которое выбирает человек, не всегда бывает эффективным и продуктивным. При использовании

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

некоторых неадаптивных моделей поведения человек не только не сможет решить свою проблему, но и усугубит ее.

Высокий уровень развития эмоционального интеллекта, использование адаптивных стратегий копинг-поведения в современном мире являются необходимыми условиями, чтобы стать реализовавшимся специалистом в какой-либо сфере профессиональной деятельности.

В процессе обучения в вузе необходимо овладеть умениями, знаниями, навыками, которые нужны для осуществления той или иной деятельности. Именно в этот период времени, в период студенчества, молодые люди попадают в новую среду, сталкиваются с многочисленными новыми и нестандартными ситуациями. Для того чтобы быть успешными в качестве студентов, овладеть новыми знаниями, научиться применять их на практике, молодые люди должны уметь справляться со своими эмоциями и применять те модели поведения, которые были бы наиболее эффективными и продуктивными в конкретной ситуации. Особенно важно уметь владеть своими эмоциями для студентов, направление подготовки которых связано с тесным взаимодействием с другими людьми. Одной из таких профессий является психолог. Для того чтобы быть полезным другим и при этом не вредить себе, важно обладать высоким уровнем развития эмоционального интеллекта.

Интерес в данной исследовательской работе представляет возможность изучить уровень развития эмоционального интеллекта и стратегии копинг-поведения у студентов-будущих психологов. Данная выборка была ранее мало изучена, взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов не выявлялась. В соответствии со всем вышеперечисленным нами были обозначены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.

Цель - выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов. Объект исследования - эмоциональный интеллект и копинг-поведение личности. Предмет исследования - взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов.

Гипотеза - существует взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов: чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем более адаптивный вариант копинг-поведения используют студенты-будущие психологи.

Задачи:

1. провести анализ научной психологической литературы и изучить сущность понятий «эмоциональный интеллект» и «копинг-поведение»;

2. выявить показатели развития эмоционального интеллекта и применения продуктивных стратегий копинг-поведения у студентов - будущих психологов;

3. выявить наличие и характер взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов - будущих психологов.

Методами исследования стали:

1) методы теоретического анализа, синтеза и обобщения психологической литературы по теме исследования;

2) эмпирические методы: «Опросник эмоционального интеллекта» Д. В. Люсина; методика диагностики эмоционального интеллекта - МЭИ М. А. Манойловой; «Опросник для изучения копинг-поведения» Э. Хайма в адаптации Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева; методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой);

3) статистические методы (критерий Колмогорова-Смирнова, коэффициент корреляции Спирмена).

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Основная часть

Психологическое исследование проводилось в соответствии с поставленными задачами.

1. Сущность понятий «эмоциональный интеллект» и «копинг-поведение»

Проблема эмоционального интеллекта является крайне актуальной на сегодняшний день, так как эмоции, чувства, способность справляться с ними играют важную, значимую роль в межличностных отношениях, в решении повседневных задач и важных, значимых проблем [6]. Эмоции, чувства, их влияние на жизнь человека, на его поступки и так далее интересовали ученых еще с древних времен. Получение все большего количества знаний об эмоциях, об интеллекте, идея единства аффективных и когнитивных процессов стали предпосылкой для выделения отдельного понятия «эмоциональный интеллект» [1].

В 1990 году П. Сэловей и Дж. Майер опубликовали свои научные труды, в которых дали определение понятию «эмоциональный интеллект» [9]. Эмоциональный интеллект - это «способность глубокого постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности» [9].

В целях более точного понимания сущности феномена «эмоциональный интеллект», рассмотрим модели эмоционального интеллекта. В рамках современной психологической науки модели эмоционального интеллекта рассматриваются по двум основным направлениям: смешанные модели и модели способностей.

К смешанным моделям относят модели, предложенные Д. Гоулменом, Р. Бар-Оном, Р. Купером, включают когнитивные, личностные, мотивационные черты, они связаны с адаптацией человека к реальной жизни. Кратко рассмотрим некоторые из них.

Д. Гоулмен в своей концепции предложил следующие понятие эмоционального интеллекта: «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей». Эмоциональный интеллект, по мнению исследователя, включает в себя набор различных параметров, а именно: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость, управление отношениями [7]. Данные качества могут быть в различной степени представлены у различных индивидов.

Р. Бар-Он определяет данный феномен как все некогнитивные способности, знания и компетентность, которые позволяют человеку справляться со всевозможными жизненными ситуациями. Ученый выделил пять сфер компетентности, которые он отождествляет с пятью компонентами эмоционального интеллекта (познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение) [5].

К смешанным моделям эмоционального интеллекта также можно отнести модель отечественного исследователя Д. В. Люсина. Автор утверждал, что данный феномен является комплексом, состоящим из когнитивных способностей, а также из личностных черт человека [4]. По мнению Д. В. Люсина, понимание эмоций - это способность распознать, идентифицировать эмоцию. Управление - это способность контролировать эмоции, то есть снижать или повышать их интенсивность.

К моделям способностей, которые определяют эмоциональный интеллект как совокупность субъективных способностей, относят модель Дж. Мэйера, Д. Карузо и П. Сэловея.

Эмоциональный интеллект в рамках данной концепции понимается, как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях. Компоненты эмоционального интеллекта: эмоциональное восприятие; эмоциональная интеграция; эмоциональное понимание; управление эмоциями [4]. Эти четыре компонента, по мнению авторов, выстраиваются в иерархию и осваиваются последовательно человеком по мере его взросления, развития.

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Еще одним важным психологическим феноменом является «копинг-поведение». Копинг-поведение - это «стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или большим успехом), имеющий условия для активизации адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, психического и социального благополучия» [8].

В исследовании копинг-поведения можно выделить трехфакторную модель копинг-поведения, разработанную Р. Лазарусом и С. Фолкманом. Модель включает в себя копинг-поведение, копинг-ресурсы и копинг-стратегии.

Копинг-стратегия - это реакция личности на возникающую трудную, стрессовую ситуацию, которая ведет к действиям, направленным на разрешение этой ситуации. Копинг-ресурсы -устойчивые характеристики, служат поддержкой внутреннего состояния индивида в процессе совладания со стрессовой ситуацией [3]. Копинг-поведение - это поведение человека, обусловленное наличием внешних и внутренних ресурсов в сочетании с использованием копинг-стратегий [2].

Р. Лазарус и С. Фолкман предложили два основных типа копинг поведения: проблемно-фокусированные или проблемно-ориентированные стратегии, к ним можно отнести планирование решения, поиск социальной поддержки, поиск дополнительной информации; эмоционально-фокусированные или эмоционально-ориентированные стратегии, к ним относят конфронтация, самоконтроль, позитивная переоценка, принятие ответственности, бегство — избегание [2].

Также авторы определили 8 видов ситуативно-специфических копингов: планомерное разрешение проблем, позитивная переоценка, принятие ответственности, поиск социальной поддержки, конфронтация, самоконтроль, дистанцирование, избегание.

2. Уровень развития эмоционального интеллекта у студентов-будущих психологов, наиболее часто применяемые копинг-стратегии студентами-будущими психологами

В соответствии с выявленными теоретическими данными, нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов.

Респондентами стали студенты, обучающиеся по направлению «Психология» 1-4 курсов бакалавриата очного и заочного отделений, а также студенты, обучающиеся по направлению «Психология личности» 1-2 курсов магистратуры. Всего в исследовании принял участие 101 респондент. Из них 10 мужчин и 91 женщина, средний возраст респондента составляет 22 года.

Для изучения эмоционального интеллекта была использована методика «Опросник эмоционального интеллекта» Д. В. Люсина. В результате обработки данных были получены следующие соотношения студентов-будущих психологов (п=101) по уровню развития общего эмоционального интеллекта. У 34 человек (33,7%) был выявлен высокий уровень развития общего эмоционального интеллекта, у 33 человек (32,6%) был выявлен средний уровень развития общего эмоционального интеллекта, у 34 человек (33,7%) был выявлен низкий уровень развития общего эмоционального интеллекта. Распределение студентов по остальным шкалам, которые выявляет данная методика представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение респондентов по шкалам, выявляемых с помощью методики Д. В.

Люсина, %

МП МУ ВП ВУ ВЭ ПЭ УЭ МЭИ ВЭИ ОЭИ

Высокий 33,7 26,7 30,7 26,7 24,7 33,7 26,7 31,7 29,7 33,7

Средний 22,8 38,6 42,6 26,7 27,7 22,8 31,7 33,7 30,7 32,6

Низкий 43,5 34,7 26,7 46,6 47,6 43,5 41,6 34,6 39,6 33,7

Примечание: МП - понимание чужих эмоций, МУ - управление чужими эмоциями, ВП -понимание своих эмоций, ВУ - управление своими эмоциями, ВЭ - контроль экспрессии, ПЭ - понимание эмоций (как своих, так и чужих), УЭ - управление эмоциями (как своими, так и чужими), МЭИ - межличностный эмоциональный интеллект, ВЭИ - внутриличностный эмоциональный интеллект, ОЭИ - общий эмоциональный интеллект_

Как видно из таблицы 1, у 31,7% респондентов наблюдается высокий уровень развития межличностного эмоционального интеллекта, что свидетельствует об умении студентов-будущих психологов правильно распознавать эмоции окружающих людей. А вот у 34,6% студентов-будущих психологов наблюдается низкий уровень развития межличностного эмоционального интеллекта, что говорит о том, что данные студенты не могут эффективно воспринимать эмоции, которые транслирует собеседник.

Исходя из приведенных данных, можно увидеть, что у 29,7% студентов выявлен высокий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта, что говорит об умении респондентов четко определять эмоции, которые они чувствуют. У 39,6% наблюдается низкий уровень развития внутриличностного эмоционального интеллекта, что говорит о неспособности студентов понимать свои эмоции, управлять своими эмоциями.

С целью выявления наиболее часто используемых стратегий копинг-поведения у студентов-будущих психологов были применены следующие методики: «Опросник для изучения копинг-поведения» Э. Хайма в адаптации Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева; методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой).

В результате проведения первой методики Э. Хайма были обнаружены следующие данные, которые представлены в таблице 2.

Можно увидеть, что наиболее популярными когнитивными копингами оказались: сохранение самообладания, проблемный анализ, установка собственной ценности. Данные копинги являются адаптивными. Чаще всего в группе эмоциональных копингов выбирались подавление эмоций (неадаптивный) и оптимизм (адаптивный). В результате сбора данных было выявлено, что наиболее применяемыми поведенческими копингами стали компенсация и отвлечение, обе копинг-стратегии являются относительно адаптивными, а также сотрудничество (адаптивный).

Для изучения того, какие же копинги используют студенты-будущие психологи с различным уровнем развития общего эмоционального интеллекта, нами была проведено сопоставление полученных эмпирических данных по двум методикам: «Опросник эмоционального интеллекта» Д. В. Люсина и «Опросник для изучения копинг-поведения» Э. Хайма в адаптации Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. В результате были получены данные, представленные в таблице 3.

Таблица 2 - Распределение респондентов по стратегиям копинг-поведения, методика Э. Хайма, %

№ Когнитивные копинги Эмоциональные копинги Поведенческие копинги

Название Адаптивность % Название Адаптивность % Название Адаптивность %

1 Игнорирование Неадаптивный 3,0 Протест Адаптивный 6,9 Отвлечение Относительно адаптивные 18,8

2 Смирение Неадаптивный 5,0 Эмоциональная разрядка Относительно адаптивные 7,9 Альтруизм Адаптивный 8,9

3 Диссимуляция Неадаптивный 10,9 Подавление эмоций Неадаптивный 11,9 Активное избегание Неадаптивный 7,9

4 Сохранение самообладания Адаптивный 17,8 Оптимизм Адаптивный 53,5 Компенсация Относительно адаптивные 16,8

5 Проблемный анализ Адаптивный 17,8 Пассивная кооперация Относительно адаптивные 7,9 Конструктивная активность Относительно адаптивные 4,0

6 Относительность Относительно адаптивные 9,9 Покорность Неадаптивный 5,0 Отступление Неадаптивный 14,9

7 Религиозность Относительно адаптивные 3,0 Самообвинение Неадаптивный 5,9 Сотрудничество Адаптивный 21,8

8 Растерянность Неадаптивный 5,9 Агрессивность Неадаптивный 1,0 Обращение Адаптивный 6,9

9 Придача смысла Относительно адаптивный 9,9

10 Установка собственной ценности Адаптивный 16,8

Форум молодёжной науки, Выпуск 1, № 2, 2020

Youth Science Forum Journal, Vol. 1, Issue 2, 2020

Таблица 3 - Стратегии копинг-поведения используемые студентами с различным уровнем

развития общего эмоционального интеллекта, Д. В. Люсин, Э. Хайм, %

Общий уровень развития эмоционального интеллекта и применяемые копинги

Копинг и степень адаптивности копинг стратегии Уровень развития общего эмоционального интеллекта

Высокий Средний Низкий

2 ы X в х Ё X г о X Адаптивный 74 48 35

Относительно адаптивный 15 27 26

Неадаптивный 12 24 38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 X л к а X о X а о S Э Адаптивный 79 55 47

Относительно адаптивный 9 9 29

Неадаптивный 12 36 24

Поведенческие Адаптивный 50 39 24

Относительно адаптивный 26 39 53

Неадаптивный 24 21 24

Из таблицы 3 можно увидеть, что студенты-будущие психологи, имеющие высокий уровень развития общего эмоционального интеллекта, применяют адаптивные когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии копинг-поведения. Студенты с низким уровнем развития чаще применяют неадаптивные и относительно адаптивные стратегии копинг-поведения, что можно объяснить неумение студентов понимать эмоции и управлять своими чувствами, а это значит, когда они сталкиваются с трудными ситуациями, то не могут грамотно распоряжаться своими эмоциями, что мешает в эффективном решении тех или иных проблем или задач.

Второй методикой, послужившей для исследования стратегий копинг-поведения у студентов-будущих психологов, послужила методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой). В результате проведения данной методики были выявлены следующие положения. У 23,8% респондентов проблемно-ориентированный копинг имеет высокий уровень развития. 6,9% респондентов умеют грамотно использовать эмоционально-ориентированный копинг. У 27,7% респондентов копинг, ориентированный на избегание, развит на высоком уровне. У 33,7% респондентов данный копинг развит на низком уровне, что говорит о том, что эти студенты не избегают проблемы.

3. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов-будущих психологов

Для исследования взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и стратегиями копинг-поведения у студентов-будущих психологов был использован корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена. Были выявлены положительные связи

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

общего эмоционального интеллекта с адаптивными вариантами копинг-поведения: проблемный анализ, оптимизм, сотрудничество, проблемно-ориентированный копинг. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем чаще студенты используют данные копинги.

В результате статистической обработки данных были выявлены отрицательные взаимосвязи общего эмоционального интеллекта и следующих копингов: относительность, растерянность, самообвинение, компенсация, эмоционально-ориентированный копинг. Это может свидетельствовать о том, что, чем выше уровень развития общего эмоционального интеллекта, тем реже и меньше используются вышеперечисленные копинги.

Чем ниже уровень эмоционального интеллекта, тем больше и чаще используются данные копинги. Это может быть связано с тем, что студенты-будущие психологи не умеют точно определять ту эмоцию, которую ощущают на данный момент, не могут грамотно ей управлять, стремятся не решить проблему, а обвинять самого себя, не видят выходов из сложившихся ситуаций.

Заключение

В результате проведенного исследования нами были выявлены основные теоретические положения о таких феноменах как эмоциональный интеллект и копинг-поведение. Было проведено эмпирическое исследование, в результате которого было выявлено, что чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем более адаптивные стратегии копинг-поведения используют студенты-будущие психологи.

Тем не менее, было выявлено, что не все студенты-будущие психологи имеют высокий уровень развития общего эмоционального интеллекта, примерно треть студентов обладает низким уровнем развития эмоционального интеллекта. Это приводит к тому, что данные студенты не могут правильно понимать свои эмоции, управлять ими, а как следствие не могут грамотно подбирать тот копинг, который был бы эффективен в решении той или иной задачи.

В качестве рекомендаций можно предложить тренинговую программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта, которую могла бы применять психологическая служба высшего учебного заведения. Данная программы направлена на развитие всех компонентов эмоционального интеллекта. Перспективой данного исследования можно считать полную разработку данной программы.

Библиографический список

1. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83-95.

2. Гарбер А.Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 17-19.

3. Змановская Е.В. Психологические механизмы отклоняющего поведения // Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений, 2-е. изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. С. 51-81.

4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. / Под ред. Д. В. Люсина, Д.В. Ушакова, Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004.

5. Практический интеллект / Р. Дж. Стенберг [и др.]; под общ. ред. Р. Стенберга. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

6. Хазова С.А. Эмоциональные ресурсы совладающего поведения // Ярославский педагогический вестник. 2014. №1.

7. Goleman D., Boytzis R.E., McKee A. Primal leadership. Boston MA: Harvard Business School Press, 2002.

8. Lazarus R.S., Folkman, S. Stress, appraisal, and coping. N. Y.: Springer, 1984. 456 p.

9. Mayer J.D., Salovey P. What is emotional intelligence? // Emotional development and emotional intelligence: educational implications/ Ed. by P. Salovey, D. Sluyter. N.Y.: Perseus Books Group, 1997. P. 3-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.