Научная статья на тему 'Взаимосвязь копинг-стратегий и эмоционального интеллекта у студентов технических специальностей'

Взаимосвязь копинг-стратегий и эмоционального интеллекта у студентов технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1591
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
копинг-стратегии / эмоциональный интеллект / студенты / гендер / coping strategies / emotional intelligence / students / gender

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леонтьева Е. С., Сараева Е. В.

Цель работы – установить взаимосвязи копинг-стратегий с эмоциональным интеллектом у студентов технических специальностей. Методы и объекты исследования. В ходе исследования был проведен опрос. Нами использовались следующие методики: методика диагностики когнитивно-поведенческих стратегий преодоления И.Г. Сизовой и С.И. Филиппченковой, диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой), опросник эмоционального интеллекта Д. Люсина, диагностика эмоционального интеллекта Н. Холла. Объектами нашего психологического исследования стали явления копинг-стратегий и эмоционального интеллекта. Данные обработаны с помощью методов математической статистики. Результаты. Изучив научную литературу по теме, мы ознакомились с подходами к рассмотрению копинг-стратегий и эмоционального интеллекта. В ходе анализа данных исследования мы установили взаимосвязи копинг-стратегий и шкал эмоционального интеллекта, также найдены различия в уровне выраженности отдельных шкал у юношей и девушек и даны соответствующие рекомендации. Выводы. Диагностическим путем установлено, что студенты с более выраженной способностью распознавать и контролировать свои эмоции применяют более конструктивные стратегии борьбы со стрессом. Кроме того, мы выяснили, что юноши чаще используют конструктивные стратегии и лучше контролируют свои эмоции, чем девушки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of coping strategies and emotional intelligence in students of technical specialties

The purpose of work is to establish the relationship of coping strategies with emotional intelligence in students of technical specialties. Methods and objects of research. During the study, a survey method was conducted. We used the following techniques: a diagnostic technique for cognitive-behavioral strategies to overcome I.G. Sizova and S.I. Filippchenkova, diagnosis of coping behavior in stressful situations (S. Norman, D.F. Endler, D.A. James, M.I. Parker; adapted version of T.A. Kryukova), the emotional intelligence questionnaire of D. Lyusin, the diagnosis of emotional intelligence N. Hall. The object of our psychological study was the phenomenon of coping strategies and emotional intelligence. Results. Having studied the scientific literature on the topic, we familiarized ourselves with approaches to considering coping strategies and emotional intelligence. In the analysis of the research data, we established the relationship of coping strategies and scales of emotional intelligence, we also found differences in the severity of individual scales in boys and girls and made appropriate recommendations. Conclusions. It was established by a diagnostic method that students with a more pronounced ability to recognize and control their emotions apply more constructive strategies to combat stress. In addition, we found out that boys more often use constructive strategies and better control their emotions than girls.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь копинг-стратегий и эмоционального интеллекта у студентов технических специальностей»

Взаимосвязь копинг-стратегий и эмоционального интеллекта у студентов технических специальностей

Леонтьева Е.С.,

katk5889@gmail. com

Сараева Е.В.,

usr10987@vyatsu.ru

ФГБОУВО «Вятский государственный университет» (г. Киров, Россия)

УДК 159.9.072.432

Аннотация. Цель работы - установить взаимосвязи копинг-стратегий с эмоциональным интеллектом у студентов технических специальностей. Методы и объекты исследования. В ходе исследования был проведен опрос. Нами использовались следующие методики: методика диагностики когнитивно-поведенческих стратегий преодоления И.Г. Сизовой и С.И. Филиппченковой, диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой), опросник эмоционального интеллекта Д. Люсина, диагностика эмоционального интеллекта Н. Холла. Объектами нашего психологического исследования стали явления копинг-стратегий и эмоционального интеллекта. Данные обработаны с помощью методов математической статистики. Результаты. Изучив научную литературу по теме, мы ознакомились с подходами к рассмотрению копинг-стратегий и эмоционального интеллекта. В ходе анализа данных исследования мы установили взаимосвязи копинг-стратегий и шкал эмоционального интеллекта, также найдены различия в уровне выраженности отдельных шкал у юношей и девушек и даны соответствующие рекомендации. Выводы. Диагностическим путем установлено, что студенты с более выраженной способностью распознавать и контролировать свои эмоции применяют более конструктивные стратегии борьбы со стрессом. Кроме того, мы выяснили, что юноши чаще используют конструктивные стратегии и лучше контролируют свои эмоции, чем девушки.

Ключевые слова: копинг-стратегии, эмоциональный интеллект, студенты, гендер.

The relationship of coping strategies and emotional intelligence in students of technical specialties

Leontieva E.S.,

katk5889@gmail.com

Saraeva E. V.,

usr10987@vyatsu.ru

Vyatka State University (Kirov, Russia)

UDC 159.9.072.432

Annotation. The purpose of work is to establish the relationship of coping strategies with emotional intelligence in students of technical specialties. Methods and objects of research. During the study, a survey method was conducted. We used the following techniques: a diagnostic technique for cognitive-behavioral strategies to overcome I.G. Sizova and S.I. Filippchenkova, diagnosis of coping behavior in stressful situations (S. Norman, D.F. Endler, D.A. James, M.I. Parker; adapted version of T.A. Kryukova), the emotional intelligence questionnaire of D. Lyusin, the diagnosis of emotional intelligence N. Hall. The object of our psychological study was the phenomenon of coping strategies and

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

emotional intelligence. Results. Having studied the scientific literature on the topic, we familiarized ourselves with approaches to considering coping strategies and emotional intelligence. In the analysis of the research data, we established the relationship of coping strategies and scales of emotional intelligence, we also found differences in the severity of individual scales in boys and girls and made appropriate recommendations. Conclusions. It was established by a diagnostic method that students with a more pronounced ability to recognize and control their emotions apply more constructive strategies to combat stress. In addition, we found out that boys more often use constructive strategies and better control their emotions than girls.

Keywords: coping strategies, emotional intelligence, students, gender.

Введение

Данная работа посвящена сложной и значимой в области психологии проблеме изучения взаимосвязи копинг-стратегий и эмоционального интеллекта у студентов технических специальностей. На данном этапе развития науки изучаемая нами проблема относится к числу недостаточно исследованных и требует, как теоретического, так и практического изучения всех ее аспектов.

Проблему копинг-стратегий разрабатывали такие зарубежные ученые, как Р. Лазарус [9], М. Перре [16], Н. Хайм [26], С. Фолкман [23], Х. Хекхаузен [24], а также отечественные ученые Л.И Анцыферова [2], И.М. Никольская и Р.М. Грановская [15], С.К. Нартова-Бочавер [14], А.Н. Поддьяков [17], И.Г. Сизова и С.И Филиппченкова [22], Е.И. Рассказова [19], Т.Л. Крюкова [8] и другие. Красной нитью в данных работах проходит идея о главной задаче копинг-стратегий, которая состоит в обеспечении и поддержании благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями. Копинг-стратегии в данном случае рассматриваются как способ снятия напряжения, избавления от источника стресса.

Учебная деятельность студентов насыщена стрессогенными факторами, связанными со своевременной подготовкой к занятиям, контролю знаний со стороны преподавателей, экзаменационной сессией, а также второстепенными факторами, напрямую не связанными с учебой. Осведомленность студентов о своем эмоциональном состоянии, умение управлять своими эмоциями, способность мотивировать себя в ситуации неопределенности, а также предпочтение конструктивных копинг-стратегий в трудных ситуациях являются важными предпосылками формирования стрессоустойчивости и разработке эффективных путей решения проблемы.

Актуальные вопросы, связанные с эмоциональным интеллектом, нашли свое отражение в трудах таких зарубежных авторов как Р.Д. Робертс и Дж. Мэттьюс [20], Д. Гоулман [4], Р. БарОн [25], Т. Бредберри и Дж. Гривз [3], К.Э. Изард [6] и таких отечественных ученых как Д. Люсин и Д.В. Ушаков [12], А.И. Леонтьев [10], А.В. Карпов и А.С. Петровская [7], И.Н. Андреева [1], и других. В их работах прослеживается мысль о необходимости признать важную роль эмоций в когнитивных процессах, их непосредственное влияние на ход наших мыслей и эффективность решений. Следовательно, данный феномен целесообразно рассматривать во взаимодействии с другими аспектами психологической деятельности человека.

Особенно следует отметить, что личностное развитие, развитие эмоциональной компетентности студентов, обучающихся по техническим специальностям, осложнено, с одной стороны, психологическими особенностями их ценностно-смысловой сферы [18], с другой

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

стороны, спецификой технизированной образовательной среды, не позволяющей студентам в полной мере реализовать и развивать чувствительность к эмоциональным состояниям и уделять внимание анализу своего поведения в стрессовых ситуациях [11].

В психологии существует значительное многообразие различных подходов и концепций к рассмотрению вопросов о копинг-поведении [5, 9, 13, 19] и особенностях, а также эмоционального интеллекта [4, 6, 20, 21]. Однако в контексте эмоционального интеллекта совладающее поведение практически не исследовалось, что говорит о потребности глубже изучить данные аспекты в их взаимосвязи. Менее изучена данная тема области технических специальностей учебных заведений. Установление взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта и стратегий совладания со стрессом может рассматриваться как шаг по направлению к разрешению данной проблемы, что и обосновывает актуальность нашего исследования.

Следовательно, проблема исследования заключается в нахождении взаимосвязей копинг-стратегий и эмоционального интеллекта, которые помогут студентам технических специальностей эффективнее справляться со стрессом.

В соответствии с этим, мы поставили перед собой цель - установить взаимосвязи копинг-стратегий с эмоциональным интеллектом у студентов технических специальностей.

Гипотезы нашего исследования:

1. Студенты с развитой способностью распознавать и контролировать свои эмоции используют более конструктивные копинг-стратегии;

2. Для юношей более характерен контроль своих эмоций и использование конструктивных копингов.

Задачи исследования:

1) Провести теоретический анализ понятий «копинг-стратегии» и «эмоциональный интеллект»;

2) Подобрать методический инструментарий для изучения таких психологических явлений, как «копинг-стратегии» и «эмоциональный интеллект»;

3) Исследовать взаимосвязь используемых копинг-стратегий и эмоционального интеллекта у студентов;

4) Исследовать гендерный аспект взаимосвязи копинг-стратегий и эмоционального интеллекта у студентов технических специальностей;

5) Разработать рекомендации по развитию эмоционального интеллекта и выбору более конструктивных копинг-стратегий для студентов технических специальностей.

Объект психологического исследования: копинг-стратегии и эмоциональный интеллект.

Предметом нашего исследования является взаимосвязь копинг-стратегий с эмоциональным интеллектом у студентов технических специальностей.

Для проведения исследования нами были использованы несколько методик:

1. Методика диагностики копинг-поведения в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) включает в себя перечень заданных реакций на определенные стрессовые ситуации и нацелена на выявлени доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий. Участникам требовалось оценить по пятибалльной шкале частоту своего обращения к перечисленным реакциям в случае стрессовых ситуаций. По итогу нам представляется возможность сравнить, какая из пяти стратегий реагирования наиболее выражена у данного испытуемого

2. Методика диагностики когнитивно-поведенческих стратегий преодоления И.Г. Сизовой и С.И. Филиппченковой предназначена для диагностики преобладающей стратегии совладающего поведения. Опросник состоит из 53 утверждений. В нем предлагаются субшкалы для оценки частоты употребления каждой из 13 стратегий. Испытуемые выбирают подходящие для них

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

варианты реагирования и заносят их в предоставленный бланк ответов. По результату тестирования можно определить доминирующие стратегии совладания со стрессом.

3. Опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина. Данная психодиагностическая методика, состоящая из 46 утверждений, основана на самоотчёте и предназначена для измерения эмоционального интеллекта и включает 10 шкал. Испытуемые обозначают степень своего согласия с утверждением и заносит свой вариант ответа. Результаты позволяют сделать вывод о выраженности конкретных характеристик эмоционального интеллекта.

4. Методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла включает в себя 30 пунктов и предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и способности управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Испытуемым требуется оценить свои личностные характеристики и отношение к той или иной заданной ситуации. На основе полученных результатов представляется возможным сделать вывод о преобладании конкретных видов эмоционального интеллекта и проинтерпретировать выявленные характеристики.

В исследовании приняли участие 93 студента технических специальностей различных ВУЗов страны, из них: 49 юношей и 44 девушки. Возрастные границы испытуемых: 17-24 года. Данные для исследования собирались дистанционно.

Основная часть

На основе полученных данных мы посчитали общую дескриптивную статистику наших данных и получили следующие результаты:

Статистика распределения данных по шкале «Конструктивные преобразующие стратегии копинга» показала следующее (рис. 1).

57

§ « н о

о <и

к ч

о «

н о

60 40 20 0

29

0

Никогда Редко Часто Очень часто

Частота использования стратегии

6

Рисунок 1. Частота использования конструктивных преобразующих стратегий копинга у

студентов технических специальностей

На диаграмме мы видим, что большинство студентов используют конструктивные преобразующие стратегии совладания со стрессом, а именно, их ресурсы направлены на устранение непосредственно источника стресса и на решение проблемной ситуации, менее поддаваясь эмоциям. Такие копинги дают возможность решить проблему, не меняя своих личностных характеристик, и позволяет не изменять своего отношения к событию.

В случае же с конструктивными приспособительными стратегиями (рис. 2), наоборот, больше половины студентов редко обращаются к данной сратегии, а значит, они не склонны внутренне меняться, менять каким-то образом свое отношение, мысли относительно сложившейся стрессовой ситуации, отдавая предпочтение другой стратегии.

о rn н о <и и о н К 100 55 28

er к <и и 8 0

ч о « ? w р

о 0 Никогда Редко Часто Частота использования стратегии Очень часто

Рисунок 2. Частота использования конструктивных приспособительных стратегий копингау

студентов технических специальностей

На следующем этапе мы исследовали эмоциональный интеллект студентов технических специальностей. Мы посчитали уровни общего эмоционального интеллекта у студентов технических специальностей. Результаты приведены в диаграмме ниже (рис. 3).

100 58

а 32

то 50 т 3

с а Ча 0 Низкий ур. Щ ^^^^

Средний ур. Высокий ур. Уровень ЭИ

Рисунок 3. Распределение уровней эмоционального интеллекта у студентов технических

специальностей

Полученные результаты исследования показали, что преобладающее количество студентов данной выборки имеют низкий уровень эмоционального интеллекта (58 человек), средний уровень у 32 студентов и всего лишь 3 человека обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта. Возможно, это обусловлено спецификой их будущей профессии, не связанной с глубокой рефлексией и высокой чувствительностью к себе и окружающим.

Затем мы выявили различия в распределении всех полученных результатов в зависимости от пола с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни.

Для уточнения различий нами был дополнительно применен метод однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). С помощью данного метода мы выявили различия в характеристиках эмоционального интеллекта и выявили следующее: юноши в меньшей степени поддаются своим эмоциям, чем девушки. Девушкам, в свою очередь, труднее управлять своим эмоциональным состоянием в трудной ситуации, они более эмоциональны, и им реже удается скрыть свое истинное отношение и эмоциональную реакцию на тот или иной аспект жизни.

В случае с конструктивными приспособительными стратегиями результаты у юношей оказались также несколько выше. Такие повышенные результаты юношей позволяют нам предположить, что в стрессовой ситуации они склонны применять конструктивные стратегии, а значит, скорее всего, продуктивно справляются с проблемой. Они выбирают более эффективный

путь решения, нежели девушки, и направляют свои ресурсы на разрешение ситуации, не тратя их на эмоции или бегство от ситуации, вместо устранения источника стресса.

Для исследования взаимосвязи между характеристиками копинг-стратегий и эмоционального интеллекта мы применили корреляционный коэффициент Спирмена. Таким образом, мы обнаружили некоторые взаимосвязи между шкалами методик на выявление копинг-стратегий и шкалами методик на диагностику эмоционального интеллекта (Таблица 1).

Таблица 1 - Корреляция копинг-стратегий и эмоционального интеллекта

Показатель Когнитивная репетиция Идущее вверх сравнение Идентификация со счастливчиками Ориент. на эмоции

ЭО 0,589 ** - - -

С 0,589 ** 0,433** - -

МЭИ 0,462** - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЭИ - - - -0,602**

ПЭ 0,444** - -0,434** -0,618**

УЭ 0,519** - - -0,663**

ПЧЭ 0,481** - - -

УЧЭ 0,481 ** - - -0,520**

ПСЭ - - -0,409** -0,539**

УСЭ - - - -0,586**

ОУЭИ 0,546** - - -0,710**

** - корреляция значима на уровне 0,01

ЭО - эмоциональная осведомленность; С - самомотивация; МЭИ - межличностный эмоциональный интеллект; ВЭИ - внутриличностный эмоциональный интеллект; ПЭ -понимание эмоций; УЭ - управление эмоциями; ПЧЭ - понимание чужих эмоций; УЧЭ -управление чужими эмоциями; ПСЭ - понимание своих эмоций; УСЭ - управление своими эмоциями; ОУЭИ - общий уровень эмоционального интеллекта.

Из таблицы мы видим, что шкала «когнитивная репетиция» имеет значимые положительные корреляции со шкалами эмоционального интеллекта. При высокой эмоциональной осведомленности и понимании эмоций человек способен объективно оценить обстановку и свое эмоциональное состояние, и на основе этого принимать решение о преобразовании ситуации. Положительная взаимосвязь со шкалами «понимание эмоций» и «управление эмоциями», что подразумевает способность рационально мыслить даже в трудной жизненной ситуации, не поддаваясь панике, и выработать позитивное ее изменение. Самомотивация также позволяет «увидеть» и оценить свои эмоции и, исходя из собственных наблюдений, сделать соответствующие выводы о своих дальнейших действиях. Обладая развитой способностью к управлению чужими эмоциями, возможно использование сложившихся обстоятельств в свою пользу. Намечая дальнейший план действий и планируя решение проблемы, человек может рассчитывать на то, что ему удастся оказать какое-либо влияние на поведение другого.

Сильная значимая, но отрицательная корреляция копинг-стратегии, ориентированной на эмоции, со шкалами эмоционального интеллекта говорит о том, что человек, осознающий и понимающий правильно свои и чужие эмоции и чувства, менее предрасположен к импульсивному реагированию на трудные обстоятельства, которые перед ним возникают. Очевидно, чем выше способность управлять своими эмоциями и осознавать их, тем более возможна корректировка своего поведения в зависимости от конкретной ситуации, отвлечение от эмоций и субъективного, возможно ошибочного, восприятия проблемы.

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Также отрицательную умеренную корреляцию имеет стратегия «идентификация со счастливчиками» со шкалами «понимание эмоций» и «понимание своих эмоций». Следовательно, человек, испытавший неудачу, старается объяснить это какими-либо не зависящими от него обстоятельствами, невезением, но осознав влияние на него негативных эмоций в данный момент, прерывает подобный ход мыслей и находит более продуктивный вариант.

Последняя корреляция между стратегией «идущее вверх сравнение» и шкалой эмоционального интеллекта «самомотивация» находит свое объяснение в том, что воспоминания человека о собственных победах, возможно о тех, которые были еще труднее чем настоящая, и понимание того, что даже с такой непреодолимой, казалось бы, проблемой он справился, дает дополнительные ресурсы на решение возникшей трудности.

Проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы. Положительно коррелируемые с эмоциональным интеллектом копинг-стратегии по методике С.И. Филиппченковой, а именно, «когнитивная репетиция», «идущее вверх сравнение» и «идентификация со счастливчиками», являются конструктивными стратегиями, неконструктивные же стратегии не связаны с уровнем эмоционального интеллекта и его характеристиками. Также положительная значимая корреляция шкалы «когнитивная репетиция» с большинством видов эмоционального интеллекта свидетельствует о том, что, чем больше студент осознает свое эмоциональное состояние и состояние других людей и чем выше его общий уровень эмоционального интеллекта, тем более вероятно, что при возникновении проблемной ситуации, он наметит план своих действий, проиграет в уме возможные последствия данной ситуации и попытается решить трудную ситуацию по намеченному плану.

Заключение

Таким образом, нам удалось доказать выдвинутые гипотезы и провести качественный анализ полученных результатов. Большинство опрошенных нами студентов склонны прибегать к конструктивным стратегиям преодоления. Опираясь на результаты статистики, можем сказать, что юноши чаще прибегают к конструктивным приспособительным стратегиям и более ориентированы на решение проблемы, отчуждение от нерациональных мыслей и направляют свои ресурсы именно на попытку пройти через это испытание и справиться с трудной ситуацией.

Что касается эмоционального интеллекта, у большинства студентов технических специальностей выражен низкий уровень его проявления, высокий уровень развит меньше всего.

Также нами были выявлены взаимосвязи отдельных копинг-стратегий со шкалами эмоционального интеллекта, что позволило нам сделать соответствующие выводы: чем больше человеку поддаются осознанию его эмоции, возникшие при столкновении с трудностями, тем с большим успехом он сможет их контролировать и не допускать их доминирования над разумом. Соответственно, пути реагирования при таком понимании эмоционального состояния будут более конструктивны, обдуманы.

Кроме этого, мы выяснили, что юношам более свойственно применение конструктивных приспособительных стратегий, так как они с большим успехом, чем девушки, способны управлять своим эмоциональным состоянием в критической ситуации и направлять ход своих мыслей на разрешение проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов студентами с целью оптимизации своего учебного процесса, научению наиболее эффективно и безболезненно для психологического здоровья справляться со стрессовыми ситуациями как в учебной, так и в повседневной жизни.

Благодаря этой работе мы обнаружили у большинства студентов технических специальностей низкий уровень эмоционального интеллекта, из чего следует вывод, что студентам следует

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

обратить особое внимание на развитие своего эмоционального интеллекта посредством регулярной рефлексии своих чувств и эмоций, а также наблюдением за эмоциональным состоянием, жестами и мимикой других людей. Глубже осознать свои эмоции и ощущения можно с помощью техники ведения дневника. В ходе записи своих мыслей и чувств, человек детально изучает себя, осуществляет самоанализ. Кроме того, существует необходимость в поддержании конструктивности своего совладающего поведения, так как это напрямую связано с уровнем эмоционального интеллекта. Чтобы повысить продуктивность своих стратегий преодоления, следует отказаться от применения избегающих и отрицающих копинг-стратегий, которые мало способствуют развитию эмоционального интеллекта и разрешению проблемной ситуации. Естественно, что для более эффективного выполнения всех рекомендаций, важна информированность студентов об особенностях таких психологических явлений, как копинг-стратегии и эмоциональный интеллект, что поможет лучше осознать проявление у себя конкретных характеристик и направить усилия на устранение неконструктивных реакций.

Также считаем целесообразным проведение обучающих семинаров и игр по развитию конструктивных копинг-стратегий посредством создания для студентов условной стрессовой ситуации. В ходе ее решения, участники смогут выработать наиболее эффективные пути решения и перенести свои результаты в реальную жизнь. Групповая работа в данном случае поможет студентам наблюдать за полезным опытом других участников и найти для себя новые стратегии преодоления для использования в будущем.

Библиографический список

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии, 2016. - №3 - С. 78-86.

2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-16.

3. Бредберри Т., Гривз Дж. Эмоциональный интеллект 2.0. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2017. - 200 с.

4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.

5. Журавлев А.Л., Хащенко Н.Н., Шорохова Е.В. Современная психология: состояние и перспективы исследований // В кн.: Юбилейная научая конференция «Современная психология: состояние и перспективы исследований». М.: Институт психологии РАН, 2002. 368с.

6. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 464с.

7. Карпов А.В., Петровская А.С. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика. - Ярославль, 2008.

8. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, №5 - 2013. - С. 184-188.

9. Лазарус Р. Стресс, оценка и копинг. М.: Медицина, 1984. 131с.

10. Леонтьев А.И. Психология общения. - М., 2007.

11. Лызь H.A., Прима А.К. К проблеме активизации саморазвития молодежи / Задачи преобразования Таганрога: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Таганрог: Изд-во МБФ «Ангел Руси», 2013. С.84-85.

12. Люсин Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к изменениям / под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2009. - 176 с.

13. Минияров В.М., Василевская Е.А. Формирование копинг-стратегий педагогов в состоянии эмоционального выгорания // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т.17. №1(2). С. 388-393.

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

14. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 1997. - Т.18. - № 5. - С. 20-30.

15. Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. -СПб.: «Речь». - 2010. - 352 с.

16. Перре, М. Стресс и копинг как факторы влияния. Клиническая психология / М. Перре, АР. Лайрейтер, У. Бауман. - СПб.: Питер, 2007.

17. Поддьяков А.Н. Преднамеренное создание трудностей и совладание с ними / Поддьяков А.Н. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2008. №1 (1).

18. Прима А.К. Психологические особенности развития представлений о жизненном пути студентов технических специальностей: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07: утв. 14.03.13. Ростов-на-Дону, 2013. 202 с.

19. Рассказова Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса. М.: Литра, 2014. 354 с.

20. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. №4. С. 3-26.

21. Рыжов Д.М. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2012. №1-2 (73) С. 142-147.

22. Сизова И.Г., Филиппченкова С.И. Методика диагностики когнитивно - поведенческих стратегий преодоления // Современная психология: состояние и перспективы исследований: Материалы юбилейной научн. конф. Ин-та психологии РАН. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2002.

23. Фолкман, С. Персональный контроль, стресс и копинг-процессы / С. Фолкман. - М.: Медицина, 1984. - 54 с.

24. Хекхаузен, Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения / Х. Хекхаузен, сост. и общая редакция Н. В. Гришиной // 114 Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2001. - С. 58-91.

25. Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto: Multi"Health Systems, 1997.

26. Heim E. Coping und Adaptivität: Gibt es Geeignetes oder Ungeeignetes Coping? // Psychoter. Psychosom. Med. Psychol. 1988. H. 1. S. 8-17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.