Научная статья на тему 'Исследование эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте'

Исследование эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
816
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLECT / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / COPING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Файзулина Зиля Фирдусовна, Муртазина Эльмира Ильдусовна

Статья посвящена исследованию эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте. Выявлены различия по показателям эмоционального интеллекта и способам совладающего поведения у студентов психологической и музыкальной специализации по показателям «эмоциональная осведомленность» и «эмпатия», по копинг-стратегиям «конфронтационный копинг», «самоконтроль», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка». Полученные данные могут быть использованы для работы психологов со студентами Вузов, колледжей и общеобразовательных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Файзулина Зиля Фирдусовна, Муртазина Эльмира Ильдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND COPING STRATEGIES IN ADOLESCENCE

The article is devoted to the study of emotional intelligence and coping strategies in adolescence. Differences in the indicators of emotional intelligence and methods of coping behavior among students of psychological and musical specialization in terms of "emotional awareness" and "empathy" indicators, on coping strategies "confrontational copying", "self-control", "problem solving planning", "positive reassessment". The obtained data can be used for the work of psychologists with students of universities, colleges and general schools.

Текст научной работы на тему «Исследование эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте»

21. Чалдини Р. Психология влияния. М., 1993.

22. Ямпольский М. Темнота и различие (по поводу эссе Жиля Делёза «Платон и симулякр») // Новое литературное обозрение, 1993, № 5.

23. Mark Poster. Jean Baudlliard. Selected Writings. Cambridge, 1988.

Психология

УДК:159.98

магистрант ИПиО Файзулина Зиля Фирдусовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Муртазина Эльмира Ильдусовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В

ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена исследованию эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте. Выявлены различия по показателям эмоционального интеллекта и способам совладающего поведения у студентов психологической и музыкальной специализации по показателям «эмоциональная осведомленность» и «эмпатия», по копинг-стратегиям «конфронтационный копинг», «самоконтроль», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка». Полученные данные могут быть использованы для работы психологов со студентами Вузов, колледжей и общеобразовательных школах.

Ключевые слова: юношеский возраст, эмоциональный интеллект, копинг-стратегии.

Annotation. The article is devoted to the study of emotional intelligence and coping strategies in adolescence. Differences in the indicators of emotional intelligence and methods of coping behavior among students of psychological and musical specialization in terms of "emotional awareness" and "empathy" indicators, on coping strategies "confrontational copying", "self-control", "problem solving planning", "positive reassessment". The obtained data can be used for the work of psychologists with students of universities, colleges and general schools.

Keywords: adolescence, emotional intellect, coping strategies.

Введение. Юношеский возраст - это период поиска своего места в мире, где немаловажную роль играют процессы самосознания и самоопределения. Возрастает значимость, умение понимать, управлять своими и чужими эмоциями, способность к бескорыстному самопожертвованию. Это период формирования социальной зрелости [1, 2].

Данному возрасту характерна особая чувствительность, которая оказывается наиболее уязвима перед жизненными трудностями [2, 3]. Не обладая в полной мере жизненными навыками, юноши и девушки испытывают трудности в использовании эффективных механизмов психологической защиты [4, 5]. В связи с этим эмоциональный интеллект и копинг-стратегии являются значительными психологическими явлениями в жизни студентов юношеского возраста, необходимыми для успешной социализации. К данным психологическим конструктам формируется высокий научный интерес [6, 7, 8]. Так, изучением эмоционального интеллекта и копинг-стратегиями занимались следующие исследователи: Д.Гоулман, Д.Мэйер, П.Саловей, С.К. Нартова-Бочавер [9, 10]. Копинг-стратегии, как объект научного исследования находились в сфере интересов Т.Л.Крюкова, З.Х.Сиерральта [10, 11] и другие. В связи с выше изложенным, актуальной является проблема рассмотрения эмоционального интеллекта и способов преодоления жизненных трудностей, а именно выбора копинг-стратегий как механизма, который позволяет адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

Формулировка цели статьи. Цель данного исследования заключалась в исследовании особенностей эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте. Мы предположили, что существуют различия в особенностях эмоционального интеллекта и копинг-стратегий у студентов музыкантов и психологов юношеского возраста.

Изложение основного материала статьи. Для исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте среди студентов музыкантов и писхологов были использованы следующие методики: 1) «Уровень эмоционального интеллекта» (LEI - Level of Emotional Intelligence) (Беляев С.А., Янович А.И., Мазуров М.И.); 2) " Тест на определение эмоционального интеллекта" Н. Холла; 3) «Способы совладающего поведения Р. Лазаруса.

Выборка представлена юношеским возрастом в следующем соотношении: 50 музыкантов, обучающихся в Казанском музыкальном колледже им. И.В.Аухадеева, и 50 студентов психологов Казанского (Приволжского) Федерального университета. Средний возраст испытуемых - 18-20 лет.

На рисунке 1 представлены результаты исследования эмоционального интеллекта с помощью методики Н. Холла на выборке музыкантов и психологов юношеского возраста.

Гистограмма распределения показателей уровня эмоционального интеллекта

Рисунок 1. Гистограмма распределения показателей эмоционального интеллекта в юношеском

возрасте

Для психологов и музыкантов юношеского возраста присуща "эмоциональная осведомленность" (психологи - 8,94, музыканты - 9,2). Юноши и девушки обладают достаточно глубоким навыком понимания своих эмоциональных состояний, могут осознавать и описывать эмоциональную картину своих переживаний, ясно осознавая причины и источник возникших эмоциональных состояний. Люди с высокой эмоциональной осведомленностью имеют более ясное представление о своем внутреннем состоянии, чем другие.

У обеих групп опрошенных выявлен средний уровень значений показателей «самомотивация» (психологи - 6,9, музыканты - 7,1) и «эмпатия» (психологи и музыканты - 7,5). Это означает то, что студенты могут регулировать свое поведение, осознавая свои эмоции, то есть они обладают эмоциональной гибкостью. Также респонденты обладают способностью к сопереживанию и вчувствованию в эмоциональное состояние окружающих людей. Они ясно и детализированно могут ощутить внутреннее эмоциональное состояние другого человека, склонны эмоционально откликаться и готовы оказать поддержку нуждающемуся.

Низкие значения как у студентов психологов (0,12), так и у музыкантов (0,7) по показателю «управление своими эмоциями». Эти данные могут свидетельствовать о том, что опрошенные обладают тенденцией к "застреванию" на негативных эмоциях, зацикливанию на отрицательно окрашенных переживаниях после фрустрирующих явлений, а также они обладают низким уровнем контроля над своими чувствами в конфликтных ситуациях.

Гистограмма распределения показателей по типу интеллекта

- Музыканты

- Психологи

личностныи эмоциональный интеллект

коммуникативный эмоциональный интллект

Рисунок 2. Гистограмма распределения показателей типа эмоционального интеллекта в

юношеском возрасте

Данная гистограмма представляет показатели по типам "личностный эмоциональный интеллект" и "коммуникативный эмоциональный интеллект".

Мы видим у психологов очень высокие значения по коммуникативному эмоциональному интеллекту (70,0). Это говорит нам о том, что психологи в юношеском возрасте способны устанавливать и поддерживать удовлетворяющие взаимоотношения. Они готовы идти на уступки и компромиссы, проявляют по отношению к другим чуткость. Также высокие значения по данному типу эмоционального интеллекта демонстрируют то, что опрошенные обладают пониманием о необходимости заботы о других, принятии ответственности за группу. Их причастность к группе так же вызывает стремление использовать свои способности и таланты во благо коллектива.

У студентов-музыкантов личностный эмоциональный интеллект и коммуникативный эмоциональный интеллект имеют средние значения. Однако превалируют показатели по уровню коммуникативного эмоционального интеллекта (68,45), что так же, как и у студентов-психологов, демонстрирует полную включенность в групповой процесс во взаимодействии, конструктивное поведение при общении с другими людьми, и вектор их действий направлен прежде всего на гармоничное общение с окружающими.

Гистограмма распределения показателей по способам копинг-стратегий

к 16

X 14

о т 12

С! X 10

со 8

о 6

X 4

О 2

о 0

.0 X X

о

^ 1-

^ X

(С ^

I- а

х о

о ^ ^р

X

о

Ф .0 и и ф о;

и л к 1- и Ф и ф а

н о * с н л н

а р р ф о а н ю

т 1- к ф и н г а т о о л

о р и н о к с и о Ч Ч 1- о; н н Ф т ю з р с Ф 1- и

^ н а о а с о с =г и р с 1с 1- и о т р и н а л с о; и н * о л

с и с о с т 1- 1с г 3 о с

о ф ю Ф р

• Музыканты Психологи

х

ф

^

о ф

^р ф

с

Рисунок 3. Гистограмма распределения показателей копинг-стратегий в юношеском возрасте

Исследование копинг-стратегий (рис. 3) у психологов в юношеском возрасте выявило, что наиболее выражен показатель «самоконтроль» (14,3). Представители данной группы обладают высоким уровнем самообладания, негативные переживания преодолеваются за счет целенаправленного сдерживания эмоций, уменьшения их влияния на выбор стратегий поведения и дальнейшего разрешения проблемы. Данный тип стратегии также предполагает наличие стремления скрывать от окружающих свои переживания, связанные с проблемной ситуацией, тяги к сверхконтролю поведения и излишней требовательности к себе.

Для данной группы нехарактерна выраженность такого качества, как «принятие ответственности» (7,6). То есть респонденты не стремятся признавать свою роль в проблеме с сопутствующей темой и прикладывать усилия к ее решению. Для них предпочтительно избегание анализа ситуации с обнаружением собственных действий, которые способствовали возникновению данной проблемы. Вместе с тем низкие показатели по данной копинг-стратегии говорят нам о том, что студенты этой группы не склонны к неоправданной самокритике, к излишнему переживанию чувства вины.

В ходе исследования были обнаружены низкие значения по показателям "конфронтационный копинг"(8,94) и "дистанцирование" (8,76). Исследуемые не стремятся к применению агрессивных усилий по изменению ситуации, что предполагало бы определенную степень враждебности и готовности к риску. Им несвойственна враждебность, трудность планирования своих действий. Также для опрошенных нетипично "дистанцирование", то есть применение когнитивных усилий для отделения от ситуации и уменьшения ее значимости. Респондентам сложно дается умение справляться с ситуацией через приемы рационализации, переключения внимания, чувства юмора. Однако отсутствие склонности к использованию данной копинг-стратегии свидетельствует о том, что опрошенные не будут обесценивать свои переживания, а также способы конструктивного преодоления проблемных ситуаций.

У музыкантов юношеского возраста выражен показатель "положительная переоценка" (14,6). Негативные переживания преодолеваются за счет положительного переосмысления, то есть данное переживание преобразуется в стимул для личностного роста. Подход к проблеме характеризуется философской направленностью, создается понимание проблемы как ситуации, способствующей саморазвитию личности. В то же время опрошенные могут проявлять недооценку возможностей конструктивного разрешения проблемной ситуации.

Низкие показатели были выявлены по показателю «принятию ответственности» (2,9). Так же, как и студенты-психологи, музыканты стремятся избегать анализа возникшей проблемной ситуации с обнаружением причин, связанных с их личностными качествами. Им нехарактерна излишняя, разрушительная самокритика и превалирующее чувство вины в связи с совершенными поступками.

Далее в целях проверки гипотез о достоверности различий между средними значениями показателей методики Н.Холла "Тест на определение эмоционального интеллекта", Тест "Уровень эмоционального интеллекта" (LEI - Level of Emotional Intelligence), а также методики Р.Лазаруса «Способы совладающего поведения» в группах студентов-психологов и студентов-музыкантов в юношеском возрасте, был проведен параметрический метод - t-критерий Стьюдента.

Применив t-критерий Стьюдента в группе студентов-психологов и музыкантов, мы обнаружили достоверные различия по следующим показателям методики «Тест на определение эмоционального интеллекта»:

«эмоциональная осведомленность» t эмп. = 2,66 при р = 0,05. «эмпатия» t эмп.= 1,87, при р=0,05.

По методике Тест «Уровень эмоционального интеллекта» (LEI - Level of Emotional Intelligence) были обнаружены достоверные различия по обоим показателям:

«личностный эмоциональный интеллект» t эмп. = 6,6 , при р=0,01. «коммуникативный эмоциональный интеллект» t эмп. = 12,8, при р=0,01.

Между группами студентов-психологов и музыкантов по методике «Способы совладающего поведения» были установлены различия по показателям:

«конфронтационный копинг» t эмп. = 7,06 , при р=0,01. «самоконтроль» t эмп. = 8,0 , при р=0,01. «планирование решения проблемы» t эмп. = 8,8 , при р=0,01. «положительная переоценка» t эмп. = 8,3 , при р=0,01.

Исходя из полученных данных, следует отметить, что гипотеза Н1 принимается в восьми случаях по выше названным шкалам на выборках студентов-психологов и студентов-музыкантов юношеского возраста, следовательно, можно сделать вывод о том, что различия по данным показателям достоверны. В остальных случаях принимается гипотеза Н0, что говорит о недостоверных различиях. Выводы:

1. Установлено, что уровни эмоционального интеллекта среди студентов-психологов и студентов-музыкантов имеют достаточно схожие значения. Так, по методике " Тест на определение эмоционального интеллекта" Н.Холла у обеих групп респондентов наиболее выраженным оказался уровень эмоционального интеллекта "эмоциональная осведомленность", наименее выраженным - "управление своими эмоциями".

По второй методике ("Уровень эмоционального интеллекта" (LEI - Level of Emotional Intelligence)) были получены так же схожие данные: в обеих группах наиболее выражен коммуникативный эмоциональный интеллект, то есть умение понимать чужие эмоции и сопереживать окружающим.

2. Результаты исследования показали, что группа студентов-психологов и группа студентов-музыкантов имеют различные значения в совладающем поведении.

У выборки студентов-психологов шкала "самоконтроль" свидетельствует о высоком напряжении данного копинга, то есть преодоление негативных переживаний происходит за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, сверхконтроля своего эмоционального состояния.

У выборки студентов-музыкантов шкала "положительная переоценка" свидетельствует о высоком напряжении данного копинга, что значит следующее: при возникновении трудностей их разрешение происходит за счет переосмысления в положительную сторону, восприятия трудностей как новых возможностей развития.

3. При проверке гипотез о достоверности различий между средними значениями показателей были получены следующие результаты: в группе студентов-психологов и студентов-музыкантов были получены достоверные различия по методике "Тест на определение эмоционального интеллекта" по следующим

шкалам: "эмоциональная осведомленность", "эмпатия". По методике "Уровень эмоционального интеллекта" (LEI) были обнаружены достоверные различия по обоим показателям: "личностный эмоциональный интеллект", "коммуникативный эмоциональный интеллект".

По методике "Способы совладающего поведения" были установлены различия по следующим шкалам: "конфронтационный копинг", "самоконтроль", "планирование решения проблемы", "положительная переоценка".

Литература:

1. Малютина Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). с. 129—133.

2. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. с. 157-159.

3. Муртазина Э.И., Исследование взаимосвязи коммуникативной культуры и межличностных отношений в юношеском возрасте // Образование и саморазвитие. 2014, №3(41), с. 90-98.

4. Муртазина Э.И., Минуллина А.Ф. Исследование детско-родительских отношений и эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (28.01.2017 г., г. Екатеринбург). В 3 ч. 2. / - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017, с. 190-194.

5. Дроздикова-Зарипова А.Р., Муртазина Э.И., Касимова Р.Ш. Взаимосвязь самоотношения и копинг-стратегий в юношеском возрасте. Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - Сб.статей: Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 51, Ч. 7., с. 368-374.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн., 1997. Т.18. №5, с. 20-30.

7. Гоулман Д. В лабиринте эмоционального интеллекта // Отдел кадров. 2012. №8, с. 98-100.

8. Мещерякова И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Территория науки. - Воронеж, 2008, № 9(10), с. 110-115.

9. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.

10. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. // Кострома: Авантитул, 2004.

11. Сиерральта З. Х. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте (Копинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект): Дисс. канд. психол. наук: 19.00.04: СПб., 2000, 163 с.

12. Беляев С.А. Диагностика эмоционального интеллекта личности. Методика "Уровень эмоционального интеллекта" / С.А. Беляев, А.И. Янович, М.И. Мазуров // Управление в социальных и экономических системах: материалы ХУШ международной научной-практической конференции/ МИУ; редкол.: Н.В. Суша [и др.]. - Минск, 2009, с. 276-277.

13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп // М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.

14. Битюцкая Е.В. Опросник способов копинга: методическое пособие. // М., ИИУ МГОУ, 2015. - 80 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Шагивалеева Гузалия Расиховна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Статья посвящена психологической безопасности образовательной среды как определяющего компонента сохранения психического здоровья студентов. В работе рассматриваются вопросы адаптации студентов как необходимого условия обеспечения безопасности образовательной среды.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, профессиональная адаптация, социально-психологическая адаптация, образовательная среда, одиночество, психологическая безопасность, психологическое здоровье.

Annotation. The article is devoted to the psychological safety of the educational environment as a determining component of the preservation of mental health of students. The paper deals with the psychological and pedagogical adaptation of students as a necessary condition for ensuring the safety of the educational environment.

Keywords: adaptation, social adaptation, professional adaptation, social and psychological adaptation, educational environment, loneliness, psychological safety, psychological health.

Введение. Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий для учёбы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды [7, с. 4].

Адаптация к условиям обучения в вузе является одним из важнейших условий включения первокурсника в процесс учебной деятельности. Вопрос адаптации студентов к среде вуза является актуальным, так как от того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят и успехи студентов, а также процесс их профессионального становления.

В целях ускорения и усовершенствования адаптации первокурсников к обучению в вузе необходимо: создавать условия для познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения в ней, её требованиям, обязанностям; знакомить с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.