УДК 159.922.7/15.21.45
Ю. В. Петрова, Н. В. Жигинас
СТРЕСС И ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ СОТРУДНИКОВ МЧС
Представлен психологический анализ профессиональной деятельности и специфики личностного реагирования сотрудников МЧС, медико-психологический аспект психоэмоциональных переживаний чрезвычайных ситуаций, их последствий, а также сохранение психического здоровья профессиональных спасателей, дается тезаурус основных понятий и определений.
Ключевые слова: стресс, риск, экстремальные состояния, психическое здоровье.
В последнее время большое внимание уделяется психологическим факторам социального стресса. Эмоциональное отношение к окружающему, субъективная оценка определяют мотивацию к действию. Психологический стресс (Р. Лазарус, 1970), включающий проблемную ситуацию, субъективное восприятие данной ситуации, оценку личной значимости, имеет высокую степень деструктивных воздействий как на личность, так и на отдельные группы населения. Экстремальные условия деятельности тесно связаны с возникновением чрезмерного эмоционального напряжения, которое может приводить к различным формам психической дезадаптации. В таких условиях осуществляется деятельность сотрудников МЧС. Она сопровождается неблагоприятным воздействием физических, химических, психологических и других патогенных факторов, вызывающих выраженный физиологический и психоэмоциональный стресс [1, 2]. Такие условия характеризуются сильным травмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику сотрудника. Это воздействие может быть мощным и однократным при угрозе жизни и здоровью, взрывах, обрушениях знаний и т. п. или многократным, требующим адаптации к постоянно действующим источникам стресса. Оно характеризуется различной степенью внезапности, масштабности, может служить источником как объективно, так и субъективно обусловленного стресса.
Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации [3]. К наиболее мощным объективным стрессорам относятся: угроза собственной жизни, жизни товарищей по службе, некоторых категорий граждан (женщин, детей, стариков). Специфичным стрессогенным фактором для профессиональной деятельности сотрудников МЧС является режим тревожного ожидания при несении суточного боевого дежурства. К субъективным причинам стресса относятся: недостаточная опытность, психологическая неподготовленность, низкая эмоциональная устойчивость. Готовность к риску также может обратиться в стрессовую ситуацию. Сле-
дует отметить, что сотрудники МЧС подвергаются повышенному риску [4].
Риск - ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха [5].
В психологии термину «риск» соответствуют три основных взаимосвязанных значения:
1) риск как мера ожидаемого благополучия при неуспехе в деятельности, определяемое сочетанием вероятности неуспеха и степени благоприятных последствий в этом случае;
2) риск как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом). Экспериментально различается риск мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответствующего действия выделяют оправданный и неоправданный риск;
3) риск как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями). Традиционно здесь выделяются два класса ситуаций, в которых:
а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений (ситуация типа «уровень притязаний»);
б) неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции). Важное различие имеется между теми ситуациями, где исход зависит от случая (шансовые ситуации), и теми, в которых он связан со способностями субъекта (ситуации навыка).
Выявлено, что при прочих равных условиях люди обнаруживают более высокий уровень риска в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, когда человек считает, что от него что-то зависит. В психологии понятие «риск» раскрывается главным образом в аспекте понятия «риск», то есть активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному. Внимание исследовате-
лей привлекают явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности [5]. В психологии различают объективные и субъективные оценки проявления риска. Психологическая концепция мотивации достижения успеха объясняет проявление тенденции к риску в условиях свободного выбора задач различной трудности. Однако предпочтение рискованных вариантов действия осторожным не всегда может быть предоставлено в виде исхода борьбы двух конкурирующих тенденций - надежды на успех и страха перед неудачей, постулируемых этой концепцией. Современными исследованиями выявлено наличие тенденции к бескорыстному риску, когда предпочтение опасных вариантов поведения безопасным выглядит с точки зрения стоящих перед субъектом задач. Подобная спонтанная активность иногда переживается субъектом как влечение к опасности. Этой тенденции принадлежит важная роль в предопределении повышенной склонности к риску [6].
Переживание опасности проявляется по-разному и может выступать в одних случаях как фактор, предостерегающий, мобилизирующий и активизирующий человека, а в других - как фактор, нарушающий поведение и действия человека и угнетающий его активность. Поэтому неправильно рассматривать всякую форму переживаний чувства опасности и страха как отрицательное явление. Их природное назначение - оберегать жизнь человека. Рисковать -это значит сознательно идти на опасность, решаться на поступок или действие, заведомо связанное с опасностью. В подобных случаях успешное завершение поступков часто зависит от уровня развития моральных и волевых качеств человека, сознания ответственности, долга перед коллективом, самообладания, мужества и мастерства.
Переживание опасности, сопровождающееся страхом, обычно неприятно, то есть носит характер отрицательной эмоции. Но просто переживание опасности не всегда неприятно. Порой именно опасность привлекает к решению той или иной задачи, придает ей особый интерес. Однако опасные ситуации и рискованные действия могут вызывать разнообразные и притом противоположные эмоциональные отношения и реакции у людей, которые характеризуются как «смелые» или «робкие», имеют различные индивидуально-психологические особенности. Переживание опасности не всегда вызывает скованность, возникающую под действием страха. Человек с хорошо развитыми волевыми чертами активности, инициативности, смелости может отвечать на опасность подъемом сил, обострением анализирующей и обобщающей способности мышления, жаждой борьбы. Подобные переживания остаются в воспоминании как яркие, ув-
лекательные, интересные минуты жизни. Встречаясь с опасностями, страх может пережить любой, даже самый волевой человек. Но иногда страх нарушает волевые действия человека. Это происходит тогда, когда человек не может преодолеть страх и теряет контроль над своим поведением, своими действиями - переживания подобного рода называются экстремальными состояниями.
Экстремальные состояния (от лат. extremum -крайние точки зрения, критические состояния) вызываются чрезвычайными по силе, продолжительности, непривычными стрессовыми воздействиями, к которым индивид оказывается неадаптированным, а поэтому не готов действовать в новых условиях. Обычно имеет место заметное падение работоспособности и ряда функциональных показателей, появление психологического напряжения, дискомфорта, симптомов личностной тревожности [4]. Под влиянием неблагоприятных факторов выделен континуум психологических реакций - от состояния полного душевного благополучия к напряжению психического приспособления (психоадаптационные состояния) и последующему возможному срыву психической адаптации (психо-дезадаптационные реакции), далее к клинически развернутым формам, а затем к затяжным состояниям (развитиям) [8].
Массовые социальные и природные бедствия, спровоцированные чрезвычайными по силе и непредсказуемыми по значимости стрессогенными факторами, поражают психику человека, вызывают тягостные душевные потрясения, нарушают социальную адаптацию индивида. Любой человек, переживающий душевную катастрофу, не в состоянии самостоятельно преодолеть возникшую «встряску» и зачастую остро нуждается в моральной поддержке, в своеобразном «психологическом костыле». Психологический кризис подвергается сложной интеллектуальной и эмоциональной переработке, создающей нередко субъективно значимый личностный смысл и восприятие искаженной картины мира; лишь планомерная, последовательная работа психологов и клиницистов способна помочь человеку обрести новые цели и ценности в жизни, преодолеть тяжесть утраты, боль, страх [9]. Знания, умения, опыт иногда не только подкрепляют волевое качество смелости, но даже принимают часть ее функции на себя. Однако в минуты реальной опасности даже у опытного человека возникает нервное возбуждение, свойственное переживанию опасности. Оно мобилизирует человека на активные действия и помогает выйти из этой ситуации. Активно действуя, человек уже не переживает страх. Если же вызванный сознанием опасности приток сил и энергии по тем или иным условиям не находит выхода в активной деятельности, возникает неприятное, тягостное
состояние пассивного ожидания, бездействия, а следовательно, и страх. В связи этим «наблюдатели» в опасных и рискованных ситуациях часто проявляют большую нервозность, чем человек, сам подвергающийся опасности или риску [10, 11].
Проблема прогнозирования поведения людей в экстремальных условиях деятельности, а также оценка вероятности сохранения их здоровья и работоспособности после воздействия экстремальных факторов привлекает пристальное внимание многих исследователей. В настоящее время все больше внимания уделяется профилактическим мерам, которые способствуют повышению стрес-соустойчивости индивидуумов. Большую роль в их разработке играет идея о том, что знание пост-травматических стрессовых механизмов и эффектов в значительной мере способствует возможности распознать их у себя и других, относясь к этому как к естественному процессу. Для этого рекомендуется решить комплексную триединую задачу на данном этапе: а) познакомиться с посттравмати-ческим стрессом как с особым целостным состоянием, не сводимым к набору отдельных проявлений; б) проанализировать, что лично для вас означает пребывание в данном состоянии; в) начать работу над индивидуальным стилем преодоления по-сттравматического стресса [9].
Сохранение психического здоровья профессиональных спасателей, работающих в составе спасательных бригад, является важным компонентом в экстремальных операциях. Их работа разрушающе действует на психику, ежеминутно сталкивая их
с самыми ужасными зрелищами и запахами. Даже если они умело подготовлены к своей ежедневной работе в качестве полицейских, пожарников, водителей скорой помощи, тем не менее, ежечасный контакт с болезненными переживаниями, травматическим воздействием переживается очень тяжело. Определенное вовлечение общественно-политических учреждений в отклик на бедствие является всеобщим и во многих случаях обширным. Уровень, на котором правительство становится вовлеченным, значимо различается среди разных сообществ. Непосредственно после бедствия представляются возможности для сообщений в средствах массовой информации достоверных известий о происшедшем и состоянии психического здоровья пострадавших. Распространение информации о службах психического здоровья, включая консультирование и образование, облегчает действенную операцию помощи, в том числе по предотвращению развития «синдрома выгорания».
Стрессовые события и пролонгированная тяжелая психотравма являются основным причинным фактором возникновения острых реакций на тяжелый стресс, расстройства адаптации во всех группах [12, 7].
Посттравматическое стрессовое расстройство, симптомы которого также нужно рассматривать как нарушение адаптации, ведущее к неадекватному социальному функционированию лиц, непосредственно вовлеченных в экстремальные операции, несет угрозу психическому здоровью профессиональных спасателей в целом [13].
Список литературы
1. Жигинас Н. В., Семке В. Я. Персонологический подход в консультировании кризисных состояний. Томск: изд-во ТГПУ. 2012. 244 с.
2. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 7-е изд. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2011. Кн. 1: «Основы общей психологии». 688 с.
3. Медикаментозная коррекция состояний психической дезадаптации у сотрудников пожарной охраны в напряженных и экстремальных условиях деятельности: метод. рекоменд. М.: ВНИИПО МВД СССР, 1992. 16 с.
4. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: метод. рекоменд. Изд. 2-е. М., 2001. 256 с.
5. Марьин М. И., Ловчан С. И., Иванихина И. В. и др. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы: метод. пособие / под ред. Е. А. Мешалкина. 2-е изд. М.: ВНИИПО, 1998. 101с.
6. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 6-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 2010. 494 с.
7. Жигинас Н. В. Организация, направления и методы исследования психического здоровья студентов: принципы и методы психологической помощи студентам, переживающим кризис // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 10 (73). С. 45-48.
8. Семке В. Я., Епанчинцева Е. М. Душевные кризисы и их преодоление. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. 212 с.
9. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика. Пресс, 2009. 440 с.
10. Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. 104 с.
11. Тимошенко Л. Г. Этнокультурное образование в условиях современного социума // Научно-пед. обозрение «Pedagogical Review». 2013. № 1. URL: http://npo.tspu.edu.ru
12. Епанчинцева Е. М., Семке В. Я., Аксенов М. М., Якутенок Л. П., Ветлугина Т. П., Авдеенок Л. Н. Ранняя диагностика и клиническая динамика посттравматических стрессовых расстройств: метод. рекоменд. Томск, 2004. 30 с.
13. Жигинас Н. В. Теоретические и концептуальные основы профилактики психического здоровья студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 6 (84). С. 71-74.
Жигинас Н. В., доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития личности.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Петрова Ю. В., ассистент кафедры психологии развития личности.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.11.2013.
Y. V. Petrova, N. V. Zhiginas
STRESS AND THE WILLINGNESS TO RISK THE RESCUERS
The article provides a psychological analysis of the professional and personal reaction specificity of the rescuers; thesaurus provides the basic concepts and definitions. The article demonstrates the medical-psychological aspect of psycho-emotional experiences of emergencies and their consequences, as well as the preservation of mental health of professional rescuers.
Key words: stress, risk, extreme states, mental health.
References
1. Zhiginas N. V., Semke V. Ya. Personological approach in advising the crisis conditions. Tomsk. Publishing House of Tomsk State Pedagogical University, 2012. 244 p. (in Russian).
2. Nemov R. S. Psychology: textbook for stud. of higher ped. institutions. In 3 books. 7th ed. Moscow, VLADOS Publ., 2011, Book 1: “Fundamentals of general psychology”, 688 p. (in Russian).
3. Drug correction of states of mental maladjustment of employees of fire protection in stressful and extreme conditions: Method. recomm. Moscow, VNIIPO MVD USSR Publ., 1992. 16 p. (in Russian).
4. Diagnosis, prevention and correction of stress disorders among employees of the State Fire Service Russian Interior Ministry: method. recommend. Ed. 2nd. Moscow, 2001. 256 p. (in Russian).
5. Mar’in M.I., Lovchan S. I., Ivanikhina I. V. et al. Evaluation and optimization of psychological climate, leadership style in management bodies and offices of the State Fire Service: handbook / ed. E.A Meshalkina, 2nd ed., Moscow, VNIIPO Publ., 1998. 101 p (in Russian).
6. Psychology. Dictionary / Under general editorship A. V. Petrovsky, M. G. Yaroshevskiy. 6th ed., Moscow, Politizdat Publ., 2010. 494 p. (in Russian).
7. Zhiginas N. V. Organization, direction and methods of students’ psychic state research: principles and methods of psychological help to students in crisis. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2007, no. 10 (73), pp. 45-48 (in Russian).
8. Semke V. Ya., Epanchintseva E. M. Spiritual crisis and overcoming them. Tomsk: TSU Publ., 2005. 212 p. (in Russian).
9. Psychological Dictionary / Ed. V. P. Zinchenko, B. G. Meshcheryakov. 4th ed., Moscow, Politizdat Publ., 2009. 440 p. (in Russian).
10. Chernikova O. A. Rivalry, risk, composure in sport. Moscow, Physical Culture and Sports Publ., 1980. 104 p. (in Russian).
11. Tymoshenko L. G. Ethnocultural education in today's society. Scientific-pedagogic review «Pedagogical Review», 2013, no. 1. URL:http://npo. tspu.edu.ru (in Russian).
12. Epanchintseva E. M., Semke V. Ya., Aksenov M. M., Yakutenok L. P., Vetlugina T. P., Avdeenok L. N. Early diagnosis and clinical dynamics of post-traumatic stress disorder, method. recommend. Tomsk, 2004. 30 p. (in Russian).
13. Zhiginas N. V. Theoretical and conceptual bases of preventive measures of psychological health of students. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, no. 6 (84), pp. 71-74 (in Russian).
Zhiginas N. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Petrova Yu.V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]