Научная статья на тему 'Посттравматическое стрессовое расстройство при некоторых видах профессиональной деятельности: постановка проблемы'

Посттравматическое стрессовое расстройство при некоторых видах профессиональной деятельности: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1115
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / STRESS / MENTAL ADAPTATION / POST-TRAUMATIC STRESSFUL FRUSTRATION / PSYCHOLOGICAL CONFLICT / PERSONOLOGICAL CONSULTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксёнов Михаил Михайлович, Жигинас Н. В., Петрова Ю. В.

Дается клинический анализ влияния хронического эмоционального напряжения в условиях профессиональной деятельности на развитие посттравматических стрессовых расстройств. Обосновывается адекватность применения персонологического подхода в консультировании лиц стрессогенных профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аксёнов Михаил Михайлович, Жигинас Н. В., Петрова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-TRAUMATIC STRESSFUL FRUSTRATION AT SOME TYPES OF PROFESSIONAL ACTIVITY: PROBLEM STATEMENT

The clinical analysis of influence of a chronic emotional pressure in the conditions of professional activity on development of post-traumatic stressful frustration is given. Adequacy of application of personological approach lies in consultation of persons of the stressor professions.

Текст научной работы на тему «Посттравматическое стрессовое расстройство при некоторых видах профессиональной деятельности: постановка проблемы»

МЕДИЦИНСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159 . 922 .7/15.21. 45

М. М. Аксёнов, Н. В. Жигинас, Ю. В. Петрова

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО ПРИ НЕКОТОРЫХ ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Дается клинический анализ влияния хронического эмоционального напряжения в условиях профессиональной деятельности на развитие посттравматических стрессовых расстройств. Обосновывается адекватность применения персонологического подхода в консультировании лиц стрессогенных профессий.

Ключевые слова: стресс, психическая адаптация, посттравматические стрессовые расстройства, психологический конфликт, персонологическое консультирование.

Согласно современным литературным данным и наблюдениям в клинической практике, условия жизни нашего общества последних десятилетий характеризуются отчетливым возрастанием распространенности в населении различных по интенсивности и длительности стрессовых воздействий, что существенным образом отражается на состоянии психического здоровья. По МКБ-10, психические нарушения, возникающие в связи со стрессом, определяются как «острая реакция на стресс» ^43.0), «посттравматическое стрессовое расстройство» (Р43.1) или как «расстройство адаптации» ^43.2). К расстройствам адаптации относятся те нарушения, возникающие непосредственно после психоэмоциональных стрессов, не достигающих чрезвычайного размаха.

Среди стрессовых факторов выделяют не только острые ситуации чрезвычайных происшествий, но и стрессорные воздействия, возникающие при некоторых видах профессиональной деятельности с повышенной физической и психической нагрузкой. Они вызывают хроническое эмоциональное напряжение, связанное с постоянной опасностью как для жизни, так и для профессиональной деятельности и здоровья индивида. В качестве важных, обусловливающих развитие нарушений, факторов выступают субъективное отношение к травмирующей ситуации и факторы внезапности, изменчивости и интенсивности стрессовых воздействий. К подобным видам человеческой деятельности, которые характеризуются отмеченными психоэмоциональными факторами, относятся профессии летчиков, подводников, служба личной охраны, инкассаторов, спасателей, коммерсантов (российских). Однако особое значение среди профессий с экстремальными условиями труда занимают военнослужащие, в том числе оперативные сотрудники МЧС. Ознакомление с литературой, посвященной последствиям стрессовых воздействий, дает основание для вывода о том, что основ-

ное внимание исследований в данном направлении уделяется острым стрессовым реакциям и ПТСР

В то же время, несмотря на важность изучения влияния хронического эмоционального напряжения в условиях профессиональной деятельности, когда экстремальные ситуации или их ожидание становятся повседневной обыденностью, они остаются недостаточно изученными, а их исследование ограничивается психологическими разработками. Из клинических же наблюдений за состоянием психической адаптации известно, что в первое время стрессовое воздействие обычно сопровождается мобилизацией психофизических возможностей организма и, как следствие, повышением работоспособности. При более длительном пребывании в условиях действия стрессовых факторов наступает истощение адаптационных ресурсов. У тех лиц, которые работают в особых условиях, по роду профессии часто пребывающих в ситуациях, связанных с опасностью для жизни, может сказываться массивное истощающее действие на организм. Такой человек формально продолжает справляться со своими обязанностями, но становится повышено чувствительным и уязвимым к незначительным стрессам обыденной жизни. В ряде случаев подобный психологический стресс приводит к временному снижению или ухудшению трудоспособности.

Если в развитии острой стрессовой реакции и ПТСР основное значение придается интенсивности воздействия стрессового фактора, то возникновение расстройства адаптации в значительной степени обусловливается преморбидными особенностями личности, фоновым состоянием и реактивностью организма, а также ситуационными обстоятельствами. Поэтому клиническое оформление расстройств адаптации оказывается более разнообразным и по МКБ-10 идентифицируется в дифференцированные подтипы как по длительности -«кратковременная депрессивная реакция» ^43.20)

длительностью не более одного месяца и «пролонгированная депрессивная реакция» (F43.21) длительностью не более двух лет, так и по структуре -«смешанная тревожная и депрессивная реакция» (F43.22), «с преобладанием расстройств других эмоций» (F43.23), «с преобладанием нарушения поведения» (F43.24), «со смешанными расстройствами эмоций и поведения» (F43.25), «с другими уточненными преобладающими симптомами» (F43.28).

Психогении последнего времени приобретают сложную структуру, представленную в фасадных и более глубинных жалобах, отражающих содержание и динамику персонологических реакций.

Из разнообразия психогенных нарушений, вызванных воздействием необычных по силе и значимости макросоциальных вредностей, выделена диагностическая категория «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР). Среди причин его возникновения выделяют психогении при массовых бедствиях: природные - климатические (ураганы, смерчи, наводнения) и сейсмические (землетрясения, извержения вулканов, цунами), а также вызванные человеком - взрывы, пожары, несчастные случаи на транспорте и в промышленности, биологические, химические и ядерные катастрофы; к числу «умышленных» бедствий отнесены террористические акты, мятежи, социальные волнения, войны. ПТСР возникает как отставленная и затяжная реакция на стрессовые события и ситуацию «исключительно угрожающего или катастрофического характера, которая в принципе может вызвать общий дистресс почти у каждого человека» [1].

Клиническая картина ПТСР складывается из описаний психогений, возникающих и формирующихся в условиях чрезвычайных ситуаций боевой обстановки, в том числе у участников боевых действий (комбатантов). Речь идет о совокупной характеристике военных конфликтов в рамках «по-ствьетнамского», «афганского», «чеченского» синдромов. В отличие от острой стрессовой реакции они возникают не в момент психотравмирующего воздействия, а в более отдаленные сроки, после выхода комбатанта из боевой ситуации. Клиническое содержание психопатологического состояния наполнено переживаниями сцен военных действий, насилия, пыток, воспоминаниями о боевых друзьях, чувством страха за свою жизнь, кошмарными сновидениями, плаксивостью, депрессивными реакциями с конверсионными симптомами, снижением некоторых когнитивных функций и ослаблением контактов с ближайшим окружением. Пугающие сны в деталях воспроизводят все пережитое, сопровождаясь ощущениями «липкого пота», сердцебиениями, чувством «спирания в гру-

ди». К облигатным симптомам ПТСР может быть отнесено повторное переживание боевого события по типу навязчивых проявлений (интрузии), носящих характер стойких, непроизвольных, чрезвычайно живых реминисценций при напоминании или попадании в ситуации, хотя бы опосредованно напоминающих стрессовую. Характерны тревожные руминации (с напряженным «прокручиванием» в сознании актуальных аспектов травматического стресса и «упущенных» возможностей предотвратить перенесенное) и переживания чувства вины перед погибшими, их родными. Реже наблюдаются реакции избегания (стремление к уклонению от разговоров, пребыванию в местах боевых действий) с усилением вялости, безынициативности или же, напротив, признаки повышенной активации, раздражительности, затрудненной концентрации, внимания и т. д. Аддиктивное поведение объясняется желанием «снять напряжение», «забыться», «наладить сон».

Формирование ПТСР является важным, но не единственным феноменологическим проявлением реакции на боевой стресс и возникающее при этом адаптационное (или психодезадаптационное) состояние. Пока человек пребывает в условиях боевых действий, собственно психопатологической картины не возникает: необходима его многоуровневая личностная «переработка» в обстановке мирной жизни. Психогенно-травматический опыт не всегда воспринимается личностью как негативный, дестабилизирующий, дезорганизующий основные жизненные функции. Даже при отрицательном отношении к своему непосредственному участию в боевых действиях преморбидно адаптированным, гармоничным натурам удается преодолеть естественные, психологически объяснимые реакции на интенсивный стресс.

Расстройства адаптации определяются в случаях, когда идентифицированный психосоциальный стресс не достигает крупномасштабного, катастрофического размаха, а возникающие при этом невротические, аффективные и личностные реакции легко выражены и кратковременны (не свыше 2-3 мес.). Острая реакция на стресс развивается вслед за психическим или физическим потрясением (в первые часы психотравмирующего воздействия) и характеризуется генерализованными тревожными расстройствами, чувством отчаяния или безнадежности, бессмысленной гиперактивностью, быстрой обратной, регредиентной динамикой. Психогенные непатологические реакции протекают на уровне физиологически сохранных вегетативно-сосудистых и психологически объяснимых симптомов: преобладание эмоциональной напряженности, соматовегетативных, гипотимических проявлений (при критической оценке происходящего

и адекватной целенаправленной деятельности). Психогенные невротические состояния представлены структурированными и относительно стабильными пограничными расстройствами в их «классических» формах проявления (истерические, диссоциативные, депрессивные, навязчивые, тревожно-фобические, астенические картины, «невроз истощения»). Острые реактивные психозы сопровождаются аффективными «шоковыми» реакциями, кратковременными изменениями сознания, состояниями двигательного возбуждения (или заторможенности). Затяжные психогенные психозы клинически оформлены в структурированные депрессивные, параноидные, истерические симпто-мокомплексы (среди последних типичны псевдодеменция, пуэрилизм, синдром Ганзера). Их прогностическая оценка и исход (при несомненном учете фактора чрезвычайного, кризисного влияния на индивида) зависят от особенности психотравмирующего воздействия, индивидуально-типологической личностной реакции на случившееся, организационных (социальных, медико-психологических) мероприятий на разных этапах кризисной ситуации.

К «факторам риска» возникновения расстройства адаптации отнесены эмоциональный тип акцентуированных черт личности, высокий уровень тревожности, синдром вегетативной дистонии. Наряду с клинико-психопатологическими и динамическими закономерностями обнаруживаются феноменологические, диагностические и прогностические отличия, зависящие от формы психической патологии, при которой они развиваются. Их рассмотрение в условиях формирования поведенческих расстройств определяет психотерапевтическую, психофармакологическую и психопрофилактическую тактику [1].

В основе стрессозависимых пограничных нервно-психических расстройств всегда находится психологический конфликт, неизбежно возникающий в процессе переработки любой внешней психологической травмы. Этот конфликт возникает в результате противодействия следующих диаметрально противоположных внутриличностных тенденций: чувство долга, моральные обязательства; целесообразное, исходя из конкретной ситуации, поведение; внутренние желания и жизненно необходимые потребности индивидуума [2].

Эти внутриличностные противоречия сопровождают жизнь каждого человека. Обычно они осознаются, и здоровая личность способна их конструктивно разрешать без ущерба для психического и соматического здоровья, сохраняя нормальное социальное функционирование. При этом присущие здоровому человеку защитные психологические механизмы («механизмы совладания») помо-

гают выработать адекватные поведенческие стратегии и сохранить здоровье.

Психологический конфликт может быть окружен избыточным «валом» патологических защит. Задача психологических защит в этом случае - выключить или исказить осознание своей внутренней проблематики, поскольку осознание не всегда приятно и безболезненно для человека. В медицине давно известно, что любая защитная функция может быть во благо и во вред организму, приводя при этом к губительным, порой катастрофическим, последствиям (таким, как, например, гиперергиче-ская воспалительная реакция). Точно так же и избыточные психологические механизмы ограничивают диапазон адаптации человека, сужают поле его сознания. Смысл избыточно работающих психологических защит - создать видимость благополучия и спокойствия за счет «выключения» таких сигналов, как тревога. При этом внутренние противоречия, «раздирающие» на части целостность личности индивидуума, перестают осознаваться. Для преодоления возможных внутриличностных конфликтов в подстерегающих индивида «кризисных» ситуациях важно постичь причины их возникновения с последующим пониманием путей их преодоления. Социально-психологическое понимание конфликтных и кризисных состояний облегчает избегание «подводных рифов» подстерегающей опасной ситуации, способствует расширению возможностей личности, смягчает и даже предупреждает психотравмирующие ситуации, возможные при столкновении с непредвиденными интерперсональными обстоятельствами.

Персонализированное консультирование означает переход от идеологии субъектности и личностной ориентированности психологии к соответствующей консультационной практике. Персонализацию необходимо рассматривать как антитезу двум распространенным психолого-педагогиче-ским подходам, которые можно условно назвать «формирующим» и «средовым» [3].

Персонологическое медико-психологическое консультирование в качестве методологического подхода основывает свою деятельность на общегуманистических принципах и понимает сопровождение как проектирование консультационной среды, создание условий для максимально успешного развития личности (Битянова, 2001; Жигинас. 2009) [4].

Суть эффективной психотерапевтической работы в рамках персонологического медико-психологического консультирования - в конструктивном разрешении внутреннего психологического конфликта и освобождении от избыточных психологических защит. При этом важнейшую задачу психотерапии мы видим в расширении границ сознания

пациента. Неслучайно со страниц многих руководств по психотерапии звучит призыв интегрировать опыт, полученный в процессе психотерапии, осознать получаемые переживания. Осознание в более широком смысле означает также формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира. Именно ясное, осознанное понимания себя и мира делает человека адаптивным, возрастает его эффективность на производстве, он обретает возможность быть творческим и счастливым [5]. Мы пришли к необходимости структурировать проводимую психотерапевтическую работу, исходя из модифицированной модели сознания К. Уилбера (1998), которая представлена на рисунке.

ш

Модифицированная схема спектра сознания

В процессе работы Б. Ю. Приленский отмечает важность положения о многомерности внутрилич-ностных конфликтов [6]. В связи с этим невротический конфликт проявляется в зависимости от степени осознания пациентом и психотерапевтом, на разных уровнях его сознания. Подобный системный подход в психотерапевтической работе позволяет нам более четко понимать психотерапевтическую стратегию.

Когнитивно-поведенческая психотерапия ставит перед собой преимущественно цели симптоматического улучшения, которое при этом достигается достаточно быстро и эффективно. Это улучшение можно объективно наблюдать, регистрируя изменения поведения в виде исчезновения тех или иных симптомов. Мы полностью отдаем себе отчет в том, что психологические механизмы при этом затрагиваются поверхностно. Важно помнить, что избавление от симптомов является одновременно достижением и предпосылкой новых мучений. Поэтому избавление от симптома - обоюдоострый меч (Витакер, 1998). Психотерапевтические подходы, направленные на работу с личностью, ставят

целью восстановление ее целостности. В процессе личностноориентированной психотерапии мы обеспечиваем возможность свободного выражения подавляемых симптомов и негативных эмоций. Второй шаг - это перевод симптомов в исходные влечения. Важно помочь пациенту осознать собственные внутриличностные противоречия, которые являются источником его страданий. Задача психотерапии, направленной на работу с телом, - помочь пациенту избавиться от «телесной анестезии». Большинство пациентов не чувствуют своих мышечных зажимов и воображают при этом, что у них все хорошо. Снятие мышечных блоков - важный шаг к восстановлению здорового функционирования тела и активизации обменных процессов. Способность чувствовать тело - это также важная предпосылка для осознания собственных потребностей.

Реконструкция нарушенных межличностных отношений пациента чрезвычайно важна. При этом речь идет не просто об изменении отношения к данному травмирующему обстоятельству, что само по себе не всегда возможно. Излечение наступает, если удается изменить систему отношений больного в целом, его отношение к миру, если изменяются в широком плане его жизненные позиции и установки. В психотерапии мы считаем обоснованным применение технологий, использующих состояния измененного сознания. В. Ю. Завьялов (1999) считает, что изменение сознания происходит во всех случаях реорганизации взаимоотношений человека с окружающим миром. Поэтому измененное состояние сознания можно рассматривать как вполне естественное и необходимое для обновления нервно-психической картины мира, обеспечивающее доступ к собственным резервам и позволяющее восстановить эффективную систему личностных защит [7]. Трансперсональная психотерапия, входящая в структуру персонологического подхода, позволяет глубоко прорабатывать и интегрировать личностные и надличностные проблемы. Для восстановления психического здоровья человеку важно научиться решать собственные экзистенциальные проблемы для восстановления целостного, осмысленного, пронизанного духовностью отношения к миру

В предлагаемом персонологическом подходе реализованы изложенные в свое время С. Л. Рубинштейном (1946) методологические принципы научного исследования, стремящегося к целостному и гуманистическому подходу в изучении человека. Он подчеркивал, что научная психология должна исходить из следующих принципиальных положений: 1) психика человека изучается «в единстве внутренних и внешних проявлений»; 2) методика психологического исследования должна опи-

раться на социально-исторический анализ деятельности человека, сохраняя свою специфичность и самостоятельность, не растворяясь в нем, а лишь основываясь на предварительном социологическом анализе человеческой деятельности и ее продуктов в общественно-исторических закономерностях их развития.

Концептуальная модель первичной профилактики в направлении предупреждения патогенного развития кризисов конструируется как медико-психологическая проблема, рассматриваемая согласно персонологическому подходу, должна выстраиваться как многомерная и многоуровневая система психологического сопровождения согласно научным критериям теории психологических систем В. Е. Клочко (2005), концепции коммуникативных миров В. И. Кабрина (2006). В ней рассматриваются индивидуально-психологические, социокультурные и трансперсональные измерения стрессозависимых пограничных нервно-психических расстройств; феноменологическое разнообразие причин кризисов и их индикаторы; переживание кри-

зиса и факторы, способствующие разрешению кризисной ситуации (защитные механизмы и ко-пинг-стратегии). Персонологическое медико-психологическое сопровождение как особая культура социализации индивидуальности, формируемая и культивируемая на основе реализации принципа соответствия возможностей человека такой среде, которая этим возможностям отвечает [2].

Таким образом, персонологический подход в консультировании и психокоррекции позволяет осмысленно и эффективно проводить психотерапию и психологическую коррекцию пограничных нервно-психических расстройств. Персонологический подход в психологическом консультировании и психотерапии позволяет интегрировать различные подходы и организовать эффективную разноуровневую помощь и поддержку лиц, профессиональная деятельность которых связана с переживаниями острых ситуаций, чрезвычайных происшествий, различного рода стрессорных воздействий, с повышенной физической и психической нагрузкой [8].

Список литературы

1. Наров М . Ю . , Аксенов М . М . Нарушения адаптации при некоторых стрессогенных профессиях . Мониторинг психического здоровья // Материалы межрегион . науч . -практ . конференции (Новокузнецк, 17-18 октября 2006 г . ) / под науч . ред . акад . РАМН В . Я . Семке . Томск: Типография «Иван Федоров» . С . 125-128.

2 . Жигинас Н . В . , Семке В . Я . Персонологический подход в консультировании кризисных состояний . Томск: Изд-во ТГПУ, 2012 . 244 с.

3 . Жигинас Н . В . Кризис идентичности студентов в свете проблемы психического здоровья // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State

Pedagogical University Bulletin) . 2009 . Вып . 4 (82) . С . 61-65 .

4 . Жигинас Н . В . Психология студенческого кризиса: методология, феноменология, типология, профилактика . Томск: Изд-во ТГПУ, 2008.

272 с

5 . Уилбер К. Никаких границ . М ., 1998. 175 с.

6 . Приленский Б . Ю . Спектральный анализ невротического конфликта // Вопросы ментальной медицины и экологии . 2002 . Т . 8 . № 1.

С 46-54

7 . Завьялов В . Ю . Необъявленная психотерапия . М . , 1999 . 250 с .

8 Санников А Ф , Жигинас Н В Персонализированный подход в организации учебно-образовательного процесса студентов заочного отделения педагогического вуза // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2012 . Вып . 12 . С . 218-222 .

Аксёнов М. М., доктор медицинских наук, профессор.

НИИ психического здоровья СО ТНЦ РАМН.

Ул. Алеутская, 4, Томск, Россия, 636014.

E-mail: [email protected]

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Жигинас Н. В., доктор психологических наук, зав. кафедрой. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Петрова Ю. В., ассистент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 07.03.2014.

M. M. Aksenov, N. V Zhiginas, Yu V Petrov POST-TRAUMATIC STRESSFUL FRUSTRATION AT SOME TYPES OF PROFESSIONAL ACTIVITY: PROBLEM STATEMENT.

The clinical analysis of influence of a chronic emotional pressure in the conditions of professional activity on development of post-traumatic stressful frustration is given. Adequacy of application of personological approach lies in consultation of persons of the stressor professions.

Key words: stress, mental adaptation, post-traumatic stressful frustration, psychological conflict, personological consultation.

References

1. Narov M .Yu, Aksenov M . M .Adaptation disorders in some stressful occupations . Monitoring of mental health. Materials of interregional scientific conference (Novokuznetsk, 17-18 October 2006) / under scientific, ed . acad . RAMS V. Ya . Semke . Tomsk, Typography “Ivan Fedorov” Publ . , pp . 125-128 (in Russian) .

2 . Zhiginas N . V. , Semke V. Ya . Personological approach in advising the crisis conditions. Tomsk, TSPU Publ . , 2012 . 244 p . (in Russian) .

3 . Zhiginas N . V. Crisis of professional educational identity of the students as the problem of mental health . Tomsk State Pedagogical University

Bulletin, 2009, vol . 4 (82), pp . 61-65 (in Russian) .

4 . Zhiginas N . V. Psychology of the student crisis: methodology, phenomenology, typology, prevention. Tomsk, TSPU Publ . , 2008. 272 p . (in

Russian)

5 . Wilber K . No boundaries. Moscow, 1998. 175 p . (in Russian) .

6 . Prilenskiy B .Yu . Spectral analysis of neurotic conflict. Questions of mental medicine and ecology, 2002, vol . 8, no . 1, pp . 46-54 (in Russian) .

7 . Zav'yalov V. Yu . Incomprehesible psychotherapy. Moscow, 1999 . 250 p . (in Russian) .

8 . Sannikov A . F., Zhiginas N . V. Personalized approach to the organization of teaching and educational process extramural students of pedagogical

high school . Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol .12, pp . 218-222 (in Russian) .

Aksenov M. M.

FGBI Mental Health Research TSC SB RAMS.

Ul. Aleutskaya, 4, Tomsk, Russia, 636014.

E-mail: [email protected]

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Zhiginas N. V

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

Petrova Yu. V

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.