Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / АУТИЗМ / ДИАГНОСТИКА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MUSIC PEDAGOGY / AUTISM / DIAGNOSTICS / MUSICAL ABILITY / INCLUSION / INCLUSIVE EDUCATION / DIRECTION OF STUDY / INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Угренинова Мария Александровна, Низова Марина Александровна

В статье рассматриваются особенности диагностики музыкальных способностей у детей с аутизмом на предварительном тестировании при приеме в Детскую музыкальную школу или Детскую школу искусств. Раскрывается значение музыкальной терапии для развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Определяются психофизические отличия нормотипичных учащихся от учеников с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание уделяется взаимодействию педагогического состава и родителей по вопросам обсуждения медицинских диагнозов. Обнаруживается связь между выбором музыкального инструмента и психофизических особенностей ребенка. Даны методические рекомендации при выборе направления обучения, напрямую зависящие от особенностей и ограничений для игры на различных музыкальных инструментах. Рассматриваются различия в подходе к обучению в инструментальной и вокальной подготовке. Раскрывается эффективное влияние обучения музыке на деятельность головного мозга, в том числе и на межполушарное взаимодействие. Определяется значимость музыкального образования, воздействующая на личностные качества ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Угренинова Мария Александровна, Низова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF DIAGNOSTICS OF MUSICAL ABILITIES AND CHOICE OF DIRECTION OF EDUCATION IN CHILDREN'S SCHOOL OF ARTS IN CHILDREN WITH AUTISM

The article discusses the features of the diagnosis of musical abilities in children with autism during preliminary testing for admission to the Children's Music School or Children's Art School. The importance of music therapy for the development of a child with special educational needs is revealed. The psychophysical differences between normotypical students and students with disabilities are determined. Much attention is paid to the interaction of the teaching staff and parents on the discussion of medical diagnoses. A connection is found between the choice of a musical instrument and the psychophysical characteristics of the child. Methodological recommendations are given when choosing a direction of study, which directly depend on the features and limitations for playing various musical instruments. The differences in the approach to teaching in instrumental and vocal training are considered. The effective influence of teaching music on the activity of the brain, including interhemispheric interaction, is revealed. The importance of musical education, which affects the personal qualities of the child, is determined.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ»

Педагогика

УДК 376

преподаватель Угренинова Мария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Низова Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), преподаватель

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Линдовская школа искусств городского округа Бор Нижегородской области» (г. Нижний Новгород)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности диагностики музыкальных способностей у детей с аутизмом на предварительном тестировании при приеме в Детскую музыкальную школу или Детскую школу искусств. Раскрывается значение музыкальной терапии для развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Определяются психофизические отличия нормотипичных учащихся от учеников с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание уделяется взаимодействию педагогического состава и родителей по вопросам обсуждения медицинских диагнозов. Обнаруживается связь между выбором музыкального инструмента и психофизических особенностей ребенка. Даны методические рекомендации при выборе направления обучения, напрямую зависящие от особенностей и ограничений для игры на различных музыкальных инструментах. Рассматриваются различия в подходе к обучению в инструментальной и вокальной подготовке. Раскрывается эффективное влияние обучения музыке на деятельность головного мозга, в том числе и на межполушарное взаимодействие. Определяется значимость музыкального образования, воздействующая на личностные качества ребенка.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, аутизм, диагностика, музыкальные способности, инклюзия, инклюзивное обучение, направление обучения, учреждения дополнительного образования.

Annotation. The article discusses the features of the diagnosis of musical abilities in children with autism during preliminary testing for admission to the Children's Music School or Children's Art School. The importance of music therapy for the development of a child with special educational needs is revealed. The psychophysical differences between normotypical students and students with disabilities are determined. Much attention is paid to the interaction of the teaching staff and parents on the discussion of medical diagnoses. A connection is found between the choice of a musical instrument and the psychophysical characteristics of the child. Methodological recommendations are given when choosing a direction of study, which directly depend on the features and limitations for playing various musical instruments. The differences in the approach to teaching in instrumental and vocal training are considered. The effective influence of teaching music on the activity of the brain, including interhemispheric interaction, is revealed. The importance of musical education, which affects the personal qualities of the child, is determined.

Keywords: music pedagogy, autism, diagnostics, musical ability, inclusion, inclusive education, direction of study, institutions of additional education.

Введение. Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. Этот термин возник в терминологии современной отечественной науки относительно недавно. Активно развиваясь последние пятнадцать лет и затрагивая все уровни образования - начальное, среднее и высшее, инклюзивное образование активно используется и в дополнительном образовании. Педагогическая среда открыта для новых форм обучения, позволяющих продуктивно взаимодействовать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для самих же учеников с особыми образовательными потребностями (ООП) инклюзия дает возможность обучаться вместе с нормотипичными сверстниками. На территории РФ такие понятия как «инклюзивное образование» и «учащиеся с особыми образовательными потребностями» были впервые внесены в Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании» от 2012 года. При этом отечественная педагогическая школа имеет многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ, однако он основан на практике обучения в коррекционных и закрытых образовательных учреждениях. Следует отметить, что такой подход противоположен принципам инклюзивного образования, где учащимся с особыми образовательными потребностями дается возможность учиться вместе с остальными сверстниками, включаясь в профессиональную деятельность и социализируясь наравне с другими.

Изложение основного материала статьи. Музыкальная терапия широко применяется во всем мире для лечения и коррекции психических, психологических и невротических расстройств. Подход Карла Кёнига, основателя шнейтерианских лечебно-педагогических лечебных общин в Великобритании, представляет особый интерес: его утверждения о том, что активное включение в музыкальную деятельность (игра на музыкальном инструменте, пение, воплощение музыки в движениях) позволяет музыке воздействовать сильнейшим образом на организм человека [4]. Следует учитывать, что степень нарушений в развитии ребенка напрямую сопряжена с его физическими и ментальными возможностями обучения. Возникают ситуации, когда на первой диагностике при поступлении в музыкальную школу или детскую школу искусств невозможно определить, есть ли у него особенности развития и необходима ли ему адаптивная образовательная программа. Ученики с невысокой степенью нарушений могут получать музыкальное образование в соответствии с Федеральными Государственными требованиями (ФГТ). Однако необходимо понимать, что условия обучения такого ребенка будут отличаться от стандартных, поэтому требуется предварительное тестирование и беседа с родителями или опекунами. Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка и его диагнозе может быть предоставлена только по желанию родителей, и ее отсутствие затрудняет диагностику при поступлении, что не позволяет в полном объеме раскрыть потенциал будущего ученика и скорректировать вариант поступления на то или иное отделение музыкальной школы. Существует

немало особенностей при выборе того или иного музыкального инструмента, также следует учитывать индивидуальные особенности ребенка с тем или иным ограничением возможности здоровья при приоритете обучения по вокальным или инструментальным дисциплинам. Отсюда следует вывод, что просьба о предоставлении медицинских документов вовсе не случайна, а необходима на предварительном собеседовании. Каждое из направлений обучения в музыкальной школе имеет не просто свои особенности, но и ограничения, которые мы обозначим ниже.

Самым популярным, и в то же время самым спорным инструментом в Детской школе искусств было и остается фортепиано. Чаще всего это связано с музыкальным опытом самих родителей, которые обучались игре на этом инструменте. В то же время, будущий ученик сам хочет учиться и заниматься в данном направлении, однако зачастую это связано с недостаточным количеством опыта самого ребенка - в своей дошкольной и школьной жизни именно этот инструмент превалирует в музыкальных занятиях над другими. Тем не менее, необходимо учитывать, что фортепиано - крайне сложный музыкальный инструмент, именно здесь дети чаще всего бросают занятия и прекращают обучаться музыке. В первую очередь нужно помнить, что этот инструмент вызывает очень быстрое мышечное утомление. Если у ребенка есть гипотонус, астения, быстрая утомляемость и хроническая усталость, стоит задуматься о правильности выбора музыкального инструмента, так как вреда эти уроки могут нанести больше, чем ожидаемой пользы. В то же время, такие занятия помогают в постановке осанки, что крайне важно для детей с не самым развитым мышечным каркасом. При игре на фортепиано возникает очень сложное межполушарное взаимодействие, именно поэтому ребенку с отставанием в ментальном развитии и с нарушением межполушарных связей головного мозга советуют занятия именно здесь, так как обучение будет нести не только обучающую и развивающую функции, но также включает компенсирующую и регуляторную составляющие. С другой стороны, фортепиано осваивать очень тяжело из-за характерных для него непростых ритмов и разнообразной динамики, однако, чем сложнее инструмент, тем больше развития для ребенка он может дать.

В то же время, родители нередко выбирают для ребенка такой музыкальный инструмент, как скрипка. Необходимо знать, что обучение на ней рекомендовано только полностью здоровым детям. Это связано с ассиметричным положением тела при игре н этом инструменте, а также с неправильным наклоном головы. В подавляющем большинстве случаев у детей с особенностями ментального развития нарушено кровообращение и венозный отток из-за проблем с шеей. Обучение игре на скрипке лишь усугубит физиологическую ситуацию. Кроме того, необходимо помнить, что игра на этом инструменте способствует различному тонусу мышц рук: одна из них всегда статична, вторая всегда подвижна: подобная дифференциация не сможет положительно отразиться на ребенке. На начальном этапе работы со скрипкой одной из главных проблем является проблема звукоизвлечения. Маленькому скрипачу очень сложно извлечь правильный, ровный звук, без лишних призвуков. Неровное, неуверенное движение правой руки ученика способствует прерывистому звучанию и скрипу смычка. У детей с расстройством аутического спектра очень часто встречается повышенная слуховая чувствительность и гиперакузия, которая вызывает болезненные ощущения, что впоследствии может привести к фонофобии (страх перед звуком) или мизофонии (неприязнь к звуку) [2]. В этом случае преподавателям и родителям необходимо учитывать как предполагаемую пользу от обучения на струнно-смычковом инструменте, так и возможный вред, которое оно может нанести.

Развивая тему слабого мышечного каркаса у ребенка, необходимо вспомнить о таких музыкальных инструментах как баян и аккордеон. Для их освоения требуется немало физических сил, поэтому детям со слабым мышечным тонусом поначалу будет очень тяжело обучаться из-за сильной усталости. С другой стороны, эта сложность будет компенсирована в дальнейшем прекрасной постановкой спины и хорошей осанкой, так как правильная посадка ребенка при многолетнем обучении не может не сказаться положительным образом. Динамика всего тела при обучении игре на баяне способствует хорошему тонусу мышц, а сложная моторика - развитию межполушарного компонента. Музыкальное воспитание при игре на баяне или аккордеоне преимущественно строится на русской национальной основе и на фольклорных образах других народов, что не может не сказываться положительным образом на ментальном развитии ребенка. При этом варианте обучения преподаватель с самых первых уроков приобщает ученика к ансамблевому исполнительству, играя совместно на двух инструментах. Данная методика способствует не только повышению музыкальной концентрации, но и позволяет укрепить доверие и взаимопонимание между участниками процесса, что немаловажно при коммуникативных трудностях ребенка с аутизмом.

Одним из самых удачных музыкальных инструментов для обучения ребенка с особенностями развития является флейта. Эти занятия характеризуются гармоничным сочетанием статики и динамики: тело неподвижно, в то время как пальцы двигаются, что немаловажно для детей с моторными стереотипиями или гиперактивностью - при регулярных занятиях ребенок начинает понемногу ощущать свое тело в пространстве без дополнительных стимулирующих ощущений типа бега, прыжков, кружений, раскачиваний или балансировки. Мелкая же моторика развивается за счет кинестетики - ученик должен контролировать, закрыл ли он все дырочки на флейте, и до конца ли это сделал, чтобы звучал нужный звук. Проблемой в этом случае может стать распределение мышечного тонуса по руке, так как руки и пальцы у ребенка могут быть слишком вялыми для подобной работы. Взаимосвязь между кинестетическим ощущением закрытых звуковых отверстий и слуховым анализом сыгранного звука способствуют развитию межполушарных взаимодействий головного мозга. Необходимо подчеркнуть, что главным стимулом для освоения флейты является регуляция респираторного дыхания и практика правильного выдоха, так как именно они являются основой правильной речи и чтения, а это немаловажный аспект в развитии гармоничной личности ребенка с аутизмом. Преподавателю следует обращать особое внимание на правильность вдоха и выдоха учащегося. Одной из самых распространенных ошибок является так называемое «дыхание плечами», в то время как требуется делать вдох «животом». Неправильная постановка дыхания формирует неправильный звук -слишком слабый, либо наоборот, слишком сильный. И то, и другое считается ошибкой: слабый выдох придает звуку свистящие призвуки, раздражающие слуховые анализаторы, слишком сильный же вдох и выдох приводят к гипертрофированному и оглушающему звучанию, а также может привести к гипервентиляции легких, что особенно опасно у детей с эпилептической активностью. Упражнения по формированию правильного дыхания должны включать в себя дифференцированный носовой и ротовой вдох и выдох: вдох всегда осуществляется через нос, а выдох - через рот, с одновременным звукоизвлечением.

Разграничивая музыкальную подготовку на инструментальную и вокальную, следует начать разговор об одном из самых интересных направлений обучения в музыкальной школе для ребенка с особыми

образовательными потребностями - вокальное искусство. При условии наличия речи, ребенку с особенностями развития может оказаться даже легче освоить вокальную технику, нежели инструментальную. Обучение правильному выдоху, столь необходимому в вокальном искусстве, сыграет положительную роль в развитии правильной речи. Подобная компенсирующая и лечебная функция давно известна и практикуется, к примеру, при заикании у детей. Неотъемлемой частью вокальной педагогики являются дыхательные упражнения, правильное выполнение которых способствуют обеспечению адекватной потребности головного мозга скорости потребления кислорода, насыщению и напряжению кислородом артериальной крови [3]. Грамотно поставленная вокальная работа и статичное положение тела при пении способствует расслаблению мышечного тонуса, что помогает детям с гипертонусом или гиперактивностью при диагнозе СДВГ. Обучение вокальному искусству имеет ряд преимуществ перед инструментальным мастерством. В первую очередь, голос - наиболее близкий самому ребенку способ звукоизвлечения, напрямую связанный с речью, что делает доступным такой вид занятий практически любому ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Также совершенствование вокальных навыков способствует улучшению качества жизни учащегося, развивая его коммуникативные и когнитивные способности. Анализ внутренних ощущений своего тела при вокальном исполнительстве, работы связок и диафрагмы при вокальном исполнительстве, которые ребенок не может увидеть, но способен осознавать, позволяет говорить как о достаточно большой сложности в процессе обучения, так и о ценности и важности подобных занятий для гармоничного развития.

Все вышеперечисленные направления имеют индивидуальный характер работы. Следует помнить, что несколько обособлено стоит хоровое искусство. Для ребенка с аутизмом или другими ментальными особенностями обучение на хоровом отделении музыкальной школы может включать как положительные, так и отрицательные аспекты. Необходимо знать, что ребенок сразу будет обучаться в группе, причем немалочисленной, следовательно, подход к ученику будет не таким индивидуальным, как в инструментальном или вокальном исполнительстве. Если ребенок болезненно реагирует на громкие звуки, окружающие его, если у него звуковая гиперчувствительность, стоит задуматься, будет ли ему комфортно заниматься в окружении немалого количества детей. Зачастую такие дети очень замкнуты и им тяжело находиться в тесном контакте с большой группой детей, что может спровоцировать болезненную реакцию прямо во время урока в виде крика или истерики. В случае обучения хоровому искусству родителям необходимо отталкиваться от личности педагога, от его готовности работать с ребенком с особенностями развития. Положительными сторонами пения в хоре станут не только развитие его вокальных способностей, речевых навыков за счет регуляции респираторного дыхания, но и возможность улучшить свои коммуникативные навыки, вести активную концертную и гастрольную деятельность, завести друзей. Групповые занятия на хоре помогают ребенку в освоении самоконтроля: групповое занятие предусматривает совместную деятельность детей и регулирующего эту деятельность педагога. Умение слушать и слышать преподавателя не только с глазу на глаз, но и в группе, дает возможность учащемуся развивать такие качества, как терпение, усидчивость, концентрация внимания. В случае, если ребенок посещает занятия по хору в дошкольный период, это служит хорошей подготовкой для обучения в общеобразовательной школе, только более щадящей, так как музыкальные занятия организуются с участием активной деятельности учеников.

В заключение следует отметить, что такие направления обучения в музыкальной школе как игра на гитаре, ударных инструментах, медных духовых (валторна, саксофон, труба, тромбон) не рассматривались в данной статье, так как они сложны для начального музыкального образования. Их освоение нужно начинать не раньше третьего или четвертого года обучения в музыкальной школе, поэтому для первоначального тестирования и диагностики они не предусмотрены даже для нормотипичных детей, и тем более для детей с расстройством аутического спектра.

Выводы. Информацию об особенностях работы с детьми с аутизмом необходимо доносить до студентов - будущих преподавателей музыкальных дисциплин, чтобы они могли не только рекомендовать направления обучения, но и активно включаться в него: учить постепенной работе, адаптации в школе, общению, при этом учитывая сверхчувствительность ребенка, расширять знания ребенка об окружающем мире и других людях, развивать имеющиеся способности, создавать впечатление успеха и дружелюбную творческую атмосферу. Предварительная диагностика музыкальных способностей ребенка чрезвычайна важна на предварительном тестировании при вступительных испытаниях, так как дает всеобъемлющее представление о его возможностях и предпочтениях, помогает выявить превалирующие интересы и склонность к тому или иному виду музыкальной деятельности. На основе данного собеседования крайне важно разъяснять родителям необходимость выбора обучения по тому или иному направлению в зависимости от физических и психических особенностей ребенка с особыми образовательными потребностями. В первую очередь это способствует успешному обучению в учреждении дополнительного образования, что помогает всесторонне развивать профессиональные, творческие, этические и коммуникативные качества.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ) // [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Азова О.И. Нарушение обработки слуховой информации: исследования и слуховые терапии. В сборнике: Актуальные проблемы логопедии. 2018. С. 5-13.

3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

4. Дадаева Х.Х., Борукаева И.Х. Зависимость распределения индекса и амплитуды основных биоритмов электроэнцефалограммы от обеспечения кислородом головного мозга у детей 8-12 лет // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2012. №5. С. 196-201.

5. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2006. - 176 с.

6. Карл Кениг. Лечебно-педагогическая диагностика. — Чебоксары: Антропософский центр социальной терапии, 2001. - С. 39-60.

7. Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога. - Изд. 3-е испр. и доп. - М.: Теревинф, 2018. - 392 с.

8. Кочнева Е.М., Гришина А.В. О создании модели психологопедагогического сопровождения позитивного родительства // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 10

9. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Педагогические инновации музыкально-эстетического образования в условиях применения информационных технологий. В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. 2018. С. 47-50.

10. Ткачева А.Н. Особенности музыкального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детской школе искусств // Современное педагогическое образование. 2019. №12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberienmka.ru/artide/n/osobennosti-muzykalnogo-obuchemya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-detskoy-shkole-iskusstv

11. Угренинова М.А. взаимосвязь развития мотивации детей к обучению в музыкальной школе и детско-родительских отношений. В сборнике: Культура, образование и искусство: традиции и инновации. 2020. С. 98-100.

12. Четверикова Т.Ю. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования / Т.Ю. Четверикова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - Киров: Изд-во «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2016. - №S8. - С. 71-77.

Педагогика

УДК 378.2

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Захарова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема реализации проектного подхода в образовательной деятельности обучающихся, его зарождение и развитие. Проектный подход — неотъемлемая и важная составляющая педагогической практики. Внедрение проектного подхода в образовательную деятельность отечественной педагогики ускорилось благодаря взаимодействию отечественных учёных и исследователей с зарубежными коллегами, а так же это поспособствовало ориентации педагогов на развитие творческих способностей обучающихся.

Ключевые слова: проектный подход, профессиональное образование, образовательный процесс, образовательная деятельность, проект, результат.

Annоtation. The article discusses the actual problem of the implementation of the project approach in the educational activities of students, its origin and development. A project-based approach is an integral and important component of pedagogical practice. The introduction of the project approach into the educational activities of domestic pedagogy has accelerated thanks to the interaction of domestic scientists and researchers with foreign colleagues, and it also contributed to the orientation of teachers towards the development of students' creative abilities.

Keywords: project approach, professional education, educational process, educational activities, project, result.

Введение. Деятельность образовательных учреждений профессионального образования предполагает применение разнообразных педагогических технологий, методов, а так же подходов обучения. Одной из форм организации образовательного процесса активно применяемой в профессиональном образовании является проектный подход. Достижение дидактической цели проектного подхода возможно лишь через тщательную проработку проблемы, завещающим этапом которой является реальный практический результат. Понятие типа реализуемой задачи, состава операций исполнителей и форм их взаимодействия лежит в основе сущности и понятия проектного подхода.

Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и выделить этапы развития и применения проектного подхода в профессиональном образовании.

Изложение основного материала статьи. В результате анализа исторического развития проектного подхода можно выделить, что человек склонен к проектированию с рождения. Данная склонность проявляется на ранних этапах становления человечества. Она выражалась в виде ремесла, создания мифов, сказок и прочего.

Проектирование, как идея, всегда была актуальна в период перемен. Данный факт можно выделить в результате анализа исторических периодов развития проектирования. В процессе своего развития проектный подход существовал на уровне сознания человека о том, каким должно быть орудие труда, жилище и т.д.

Рядом философов проектирование рассматривается как элемент культуры. Проектирование, как элемент превращает человека в существо, способное творить. Именно поэтому у людей формировалось не только практическое сознание, но и продуктивное воображение, которое отражалось в мифологическом и игровом сознании детей. Исследователем Б. Валясэком отмечается, что проектный подход начинает своё происхождение со времён Римской Империи. Обучающимися Римской академии токутетв тоздавалтоь oпределённые рабoты, имеющие название «progetti», то есть проекты. Ориентация на деятельность обучающихся, на действительность, а так же на конечный продукт является фундаментальным признаком проекта. В основе проектной деятельности лежала самостоятельная работа обучающихся, предметом которой выступали практические проблемы. Проектные работы обучающихся обычно не внедрялись в практику, но именно они стали стартом проектного подхода в педагогическом контексте [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.