Научная статья на тему 'Формирование у школьников регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах (первый год обучения)'

Формирование у школьников регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах (первый год обучения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSICAL EDUCATION / TEACHING TO PLAY MUSICAL INSTRUMENTS / PLUCKED STRING MUSICAL INSTRUMENTS / REGULATORY UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / CHILDREN'S MUSIC SCHOOLS / SCHOOLCHILDREN / SUPPLEMENTARY EDUCATION / SUPPLEMENTARY EDUCATION INSTITUTIONS / MUSICAL ACTIVITY / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ / СТРУННО-ЩИПКОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ШКОЛЬНИКИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Лада Викторовна, Газизова Ирина Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме музыкального образования, связанной с поиском путей оптимизации процесса обучения школьников игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах в условиях детской музыкальной школы. В процессе обучения игре на музыкальном инструменте у школьников возникают трудности, причины которых связаны с неумением организовать свою учебную деятельность, мотивировать себя на выполнение учебных заданий, сосредоточиваться и контролировать их выполнение. В этой связи авторы статьи считают целесообразным в первый год обучения сосредоточить внимание на формировании у школьников регулятивных универсальных учебных действий применительно к новым условиям и задачам учебной музыкальной деятельности. Вопросы формирования универсальных учебных действий у обучающихся детской музыкальной школы в теории и практике музыкального образования разработаны недостаточно, поскольку такая задача не была отражена в Федеральных государственных требованиях (в отличие от общеобразовательной школы, где формирование у школьников универсальных учебных действий закреплено в Федеральных государственных образовательных стандартах). Сложившаяся ситуация противоречит реализации идеи целостного развития личности ребенка в едином образовательном пространстве. В статье в опоре на базовую концепцию универсальных учебных действий и результаты исследований в смежных областях знания раскрывается содержание регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с задачами, решающимися на различных этапах первого года обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах. Формирование регулятивных универсальных учебных действий рассматривается как результативный способ преодоления трудностей, возникающих у школьников в процессе освоения технических приемов игры на струнно-щипковых музыкальных инструментах и подготовки к первым концертным выступлениям. Приводятся результаты опроса педагогов детских музыкальных школ, подтверждающие результативность предложенных идей и разработанных методических материалов в обучении школьников игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF REGULATORY UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF TEACHING THEM TO PLAY PLUCKED STRING MUSICAL INSTRUMENTS (FIRST YEAR OF STUDY)

The article is devoted to the urgent problem of musical education related to finding ways to optimize the process of teaching schoolchildren to play plucked string musical instruments at children's music school. In the process of learning to play a musical instrument, schoolchildren have difficulties, the reasons for which are associated with the inability to organize their learning activities, to motivate themselves to complete learning tasks, to focus and control their implementation. In this regard, the authors of the article consider it expedient in the first year of study to focus on the formation of schoolchildren of regulatory universal learning actions in relation to new conditions and tasks of educational musical activity. The issues of forming universal learning actions for students of children's music school are not sufficiently developed in the theory and practice of musical education, since such a task is not formulated in the Federal State Requirements (as opposed to the general education school, where the formation of universal learning actions in schoolchildren is enshrined in the Federal State Educational Standards). The current situation is contrary to the implementation of the idea of the holistic development of the child’s personality in single educational space. The article, based on the central concept of universal learning actions and the results of research in related fields of knowledge, reveals the content of regulatory universal learning actions in accordance with the tasks that are being solved at different stages of the first year of learning to play plucked string musical instruments. Formation of regulatory learning actions is considered as an effective way to overcome the difficulties encountered by schoolchildren in the process of mastering the techniques of playing plucked string musical instruments and preparing for the first concert performances. The article carries the results of a survey of teachers of children's music schools confirming the effectiveness of the proposed ideas and developed teaching materials in teaching school children to play plucked string musical instruments.

Текст научной работы на тему «Формирование у школьников регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах (первый год обучения)»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 372.8:681.817.5/.9

ББК Щ315.6-7р ГРНТИ 14.27.09 Код ВАК 13.00.02

Матвеева Лада Викторовна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620000, г. Екатеринбург, ул. К. Либ-кнехта, д. 9; e-mail: [email protected].

Газизова Ирина Александровна,

преподаватель, детская музыкальная школа № 3 имени Д. Д. Шостаковича; 620062, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 82 / ул. Гагарина, д. 12; e-mail: [email protected].

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СТРУННО-ЩИПКОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкальное образование; обучение игре на музыкальных инструментах; струнно-щипковые музыкальные инструменты; регулятивные универсальные учебные действия; детские музыкальные школы; школьники; дополнительное образование; учреждения дополнительного образования; музыкальная деятельность.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена актуальной проблеме музыкального образования, связанной с поиском путей оптимизации процесса обучения школьников игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах в условиях детской музыкальной школы. В процессе обучения игре на музыкальном инструменте у школьников возникают трудности, причины которых связаны с неумением организовать свою учебную деятельность, мотивировать себя на выполнение учебных заданий, сосредоточиваться и контролировать их выполнение. В этой связи авторы статьи считают целесообразным в первый год обучения сосредоточить внимание на формировании у школьников регулятивных универсальных учебных действий применительно к новым условиям и задачам учебной музыкальной деятельности. Вопросы формирования универсальных учебных действий у обучающихся детской музыкальной школы в теории и практике музыкального образования разработаны недостаточно, поскольку такая задача не была отражена в Федеральных государственных требованиях (в отличие от общеобразовательной школы, где формирование у школьников универсальных учебных действий закреплено в Федеральных государственных образовательных стандартах). Сложившаяся ситуация противоречит реализации идеи целостного развития личности ребенка в едином образовательном пространстве. В статье в опоре на базовую концепцию универсальных учебных действий и результаты исследований в смежных областях знания раскрывается содержание регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с задачами, решающимися на различных этапах первого года обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах. Формирование регулятивных универсальных учебных действий рассматривается как результативный способ преодоления трудностей, возникающих у школьников в процессе освоения технических приемов игры на струнно-щипковых музыкальных инструментах и подготовки к первым концертным выступлениям. Приводятся результаты опроса педагогов детских музыкальных школ, подтверждающие результативность предложенных идей и разработанных методических материалов в обучении школьников игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах.

Matveyeva Lada Viktorovna,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Music Education, Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Gazizova Irina Aleksandrovna,

Teacher, Children's Music School Number 3 named after D. D. Shostakovich, Ekaterinburg, Russia.

FORMATION OF REGULATORY UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF TEACHING THEM TO PLAY PLUCKED STRING MUSICAL INSTRUMENTS (FIRST YEAR OF STUDY)

KEYWORDS: musical education; teaching to play musical instruments; plucked string musical instruments; regulatory universal learning actions; children's music schools; schoolchildren; supplementary education; supplementary education institutions; musical activity.

ABSTRACT. The article is devoted to the urgent problem of musical education related to finding ways to optimize the process of teaching schoolchildren to play plucked string musical instruments at children's music school. In the process of learning to play a musical instrument, schoolchildren have difficulties, the reasons for which are associated with the inability to organize their learning activities, to motivate themselves to complete learning tasks, to focus and control their implementation. In this regard, the authors of the article consider it expedient in the first year of study to focus on the formation of schoolchildren of regulatory universal learning actions in relation to new conditions and tasks of educational musical activity.

The issues of forming universal learning actions for students of children's music school are not sufficiently developed in the theory and practice of musical education, since such a task is not formulated in the Federal State Requirements (as opposed to the general education school, where the formation of universal learning actions in schoolchildren is enshrined in the Federal State Educational Standards). The current situation is contrary to the implementation of the idea of the holistic development of the child's personality in single educational space. The article, based on the central concept of universal learning actions and the results of research in related fields of knowledge, reveals the content of regulatory universal learning actions in accordance with the tasks that are being solved at different stages of the first year of learning to play plucked string musical instruments. Formation of regulatory learning actions is considered as an effective way to overcome the difficulties encountered by schoolchildren in the process of mastering the techniques of playing plucked string musical instruments and preparing for the first concert performances. The article carries the results of a survey of teachers of children's music schools confirming the effectiveness of the proposed ideas and developed teaching materials in teaching school children to play plucked string musical instruments.

К группе струнно-щипковых относятся музыкальные инструменты, источником звука у которых является натянутая струна, а звукоизвлечение происходит посредством ее защипывания пальцами или медиатором. В их число входят инструменты «семейства лютни», состоящие из резонирующего корпуса и грифа: домра, балалайка и гитара, обучение игре на которых осуществляется в детских музыкальных школах по дополнительным предпрофес-сиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты» предметной области «Музыкальное исполнительство» [3].

В музыковедческих исследованиях рассмотрены исторические аспекты развития народного инструментария и становления соответствующих музыкально-исполнительских традиций [6], а также современные тенденции в эволюции народно-инструментального искусства, обусловливающие поиск новых методологических подходов к его анализу [4]. Не останавливаясь подробно на данных аспектах, обратим внимание на то, что отмеченная Д. И. Варламовым [4] тенденция к академизации народного музыкального исполнительства ярко проявляется и в организации образовательного процесса в детской музыкальной школе.

Обучение школьников игре на струнно-щипковых инструментах в настоящее время осуществляется в достаточно сложных условиях угасания в социуме интереса к народно-инструментальному исполнительству. Как правило, современные школьники не проявляют интереса к струнно-щип-ковым инструментам (за исключением гитары), что обусловливает прием обучающихся с более низким уровнем музыкальных способностей. Обучение игре на данных инструментах, согласно Федеральным государственным требованиям, может осуществляться как в течение восьми, так и в течение пяти лет, что требует от обучающихся большей организованности и мобильности, а от педагогов — использования

методик, оптимизирующих процесс обучения. В музыкальных школах практикуется последовательное освоение обучающимися нескольких струнно-щипковых инструментов в опоре на сходство в их строении (деление грифа с помощью ладов), когда они сначала обучаются игре на домре или балалайке, а затем — на гитаре (что является для них стимулом). Такая организация образовательного процесса также требует поиска путей оптимизации процесса обучения, особенно на его начальном этапе.

Первый год обучения игре на музыкальном инструменте всегда сопряжен для школьника со значительными трудностями объективного и субъективного плана. Не случайно именно в этот период происходит значительный отток обучающихся [19]. Анализ собственного опыта и опрос педагогов детских музыкальных школ о трудностях, испытываемых школьниками в процессе обучения в детской музыкальной школе [13], показал, что причины их возникновения могут быть обусловлены не только уровнем музыкальных способностей, физиологическими особенностями игрового аппарата и личностными характеристиками обучающихся, но и неумением организовать свою учебную деятельность, мотивировать себя на выполнение учебных заданий, сосредоточиваться и контролировать себя при выполнении учебных заданий и в процессе концертных выступлений, отсутствием самодисциплины и др.

Полученные результаты побудили нас сосредоточить внимание на формировании у обучающихся детской музыкальной школы регулятивных универсальных учебных действий. В отличие от общеобразовательной школы, где освоение школьниками универсальных учебных действий (в широком смысле — умений учиться, в узком — способов действий и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний и формирование умений [7]) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС [18], в детской музыкальной школе такая задача

© Матвеева Л. В., Газизова И. А., 2018

не нашла нормативного закрепления на уровне Федеральных государственных требований (ФГТ). Ситуация, обусловленная различной ведомственной подчиненностью, не единична в практике современного музыкального образования. Так, например, у Н. Г. Тагильцевой «вызывают вопросы и несостыковки содержания Федеральных государственных требований (ФГТ) к образовательной программе дошкольного образования и требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)» [16, с. 122] по части постановки целей, определения форм организации деятельности детей и ожидаемых результатов.

Искусственность размежевания целевых ориентиров в двух взаимосвязанных системах музыкального образования — общем и дополнительном — все более явно осознается в практике современного музыкального образования, тем более что реализация предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства может осуществляться и на базе учреждений общего образования, руководствующихся требованиями ФГОС. Как указывают Н. Г. Тагильцева и М. Н. Курла-пов, «требования к результатам обучения, сформулированные в ФГОС НОО, не являются прерогативой только общего образования. В едином образовательном пространстве должно быть органичное сочетание требований к результатам образования в системе как общего, так и дополнительного образования детей, что способствует созданию условий для целостного развития личности» [17, с. 69].

Применительно к предметам искусства понятие «универсальные учебные действия» интерпретировано Л. Л. Алексеевой [1] в широком (умение учиться искусству, под которым понимается саморазвитие и самосовершенствование человека посредством активного присвоения художественной культуры и эстетического опыта человечества) и узком (совокупность способов действий и связанных с ними навыков художественно-творческой деятельности) смыслах. На наш взгляд, в условиях обучения ребенка игре на музыкальном инструменте на первый план выходит второй вариант [5], что еще раз подчеркивает актуальность обращения к проблеме формирования у школьников регулятивных универсальных учебных действий в новых для них условиях учебной музыкальной и концертно-испол-нительской деятельности.

Регулятивные процессы как подсистема психики человека «направлены непосредственно на построение, организацию и регуляцию деятельности. Состав этого класса

процессов определяется теми задачами, которые необходимо решать при построении деятельности» [8, с. 326]. В трактовке, предложенной исследовательским коллективом под руководством А. Г. Асмолова [7], к регулятивным учебным действиям, обеспечивающим обучающимся организацию их учебной деятельности, отнесены 7 действий: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

«Несмотря на то, что понятие "регулятивные универсальные учебные действия" появилось сравнительно недавно, вопросы формирования способности младших школьников к самоорганизации учебной деятельности неоднократно рассматривались на протяжении последних десятилетий многими учеными», — отмечает А. К. Лукьянович [10, с. 61]. Мы также обращаем внимание на то, что каждое из семи действий, включенных авторами концепции универсальных учебных действий в блок регулятивных, в предшествующих исследованиях подверглось многоаспектному анализу применительно к различным задачам, содержанию и условиям деятельности. Результаты данных исследований привлекаются авторами современных работ для конкретизации содержания компонентов регулятивных универсальных учебных действий, выявления возрастных особенностей их формирования, разработки критериев и уровней сформированности [12]. Указанная исследовательская традиция продолжает развиваться. В частности, в области дополнительного музыкального образования в последние годы были детально рассмотрены вопросы развития у младших школьников эмоционально-волевой саморегуляции (О. А. Малахова) [11] и формирования навыков самостоятельной деятельности (Е. С. Курдина) [9].

Введение термина «регулятивные универсальные учебные действия» не только подтвердило актуальность проблемы «поиска средств формирования навыков самоорганизации у младших школьников» [10, с. 61], но и побудило исследователей к переосмыслению имеющейся и вновь получаемой информации в новой логике. Регулятивные действия рассматриваются в комплексе, последовательно, на примере овладения определенным видом деятельности [10]; их диагностика и формирование подразумевают очередность выполнения учебных заданий в соответствии с пошаговыми инструкциями [2]. Одним из эффективных условий формирования регулятивных универсальных учебных действий считается обучение по индивидуальным учебным планам [14], что соотносится с интересующими нас условиями индивидуального обу-

чения школьников игре на музыкальном инструменте.

В нашем исследовании перечень регулятивных универсальных учебных действий, предложенный А. Г. Асмоловым [7], рассматривается как единый цикл деятельности, последовательность (для школьников — «цепочка») взаимосвязанных действий. Данная последовательность представляет собой универсальную «матрицу», которая в своей целостности может быть перенесена в любые новые условия деятельности. Процесс формирования у школьников регулятивных универсальных учебных действий при обучении игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах рассматривается нами как переход от осмысления сущности «цепочки действий» в ходе решения конкретной учебной музыкальной задачи через осознанное воспроизведение «цепочки действий» в ходе решения новых учебных музыкальных задач к уверенному оперированию «матрицей действий» в ходе учебной, концертно-исполнительской и музыкально-проектной деятельности. Было выдвинуто предположение о том, что формирование регулятивных универсальных учебных действий, организованное в соответствии с вышеизложенными позициями, может стать результативным способом преодоления трудностей, возникающих у школьников в процессе обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах.

Первый год обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах может быть условно подразделен на пять этапов, на каждом из которых регулятивные универсальные учебные действия (РУУД) формируются в процессе решения доминирующих учебных задач. На доинструмен-тальном этапе формирование РУУД осуществляется в процессе освоения новых двигательных ощущений (формирование основных навыков посадки и постановки рук, контроля за состоянием игрового аппарата). На технологическом этапе формирование РУУД осуществляется в процессе овладения способами звукоизвлечения и начальными музыкально-игровыми навыками. Для этих этапов, на которых закладываются основы правильной игры на музыкальном инструменте, характерны многократные повторы технических заданий и упражнений. Обучающийся должен четко и ясно представлять, для чего нужны эти упражнения, какую роль они играют в обучении искусству игры на музыкальном инструменте. На ху-дожественно-деятельностном этапе формирование РУУД осуществляется в процессе реализации учебного музыкально-исполнительского замысла при исполнении музы-

кального произведения. Этот этап характеризуется переходом от начальных технических задач к воплощению художественного образа посредством имеющегося арсенала музыкально-исполнительских средств. На исполнительском этапе формирование РУУД осуществляется в процессе подготовки к исполнению музыкальных произведений в концертных условиях. Данный этап характеризуется формированием позитивного концертно-исполнительского поведения. И наконец, на завершающем, поисковом этапе, который рассматривается нами в качестве вариативного, формирование РУУД осуществляется в процессе музыкально-проектной деятельности обучающихся.

Так, например, при постановке игрового аппарата решается важнейшая учебная задача постановки пальцев левой руки на грифе инструмента. Эта задача регламентируется годовыми требованиями первого класса (первое полугодие). Вместе с педагогом обучающийся осознает цель — научиться правильно ставить на гриф пальцы левой руки (целеполагание). Это достигается в результате представления о верном положении пальцев, которое демонстрирует педагог, повтора его действий и закрепляется при игре упражнений — песен-прибауток на отдельно взятой ноте, освоении мажорных и минорных тетрахордов (планирование). Вместе с педагогом обучающийся обсуждает вопрос о том, для чего нужен данный игровой навык, где и как он будет применяться в ближайшее время, основой чего послужит в дальнейшем (прогнозирование). Обучающийся пробует самостоятельно выполнить постановку руки на гриф, тщательно следя за своими движениями, осознавая и запоминая мышечные ощущения (контроль). В результате выполнения упражнений возникают небольшие неточности, которые исправляются (коррекция). Завершая серию упражнений, обучающийся самостоятельно выставляет пальцы на гриф и оценивает достигнутый результат (оценка). Вместе с педагогом обучающийся анализирует результат проделанной работы, учится конструктивно воспринимать не только успехи, но и неудачи, мобилизовывать волевые усилия для преодоления возникших препятствий (саморегуляция). По мере овладения обучающимся навыками саморегуляции данный микроэтап в качестве самостоятельного в «цепочке действий» может быть свернут, а саморегуляция будет осуществляться в ходе выполнения других действий.

В процессе подготовки к первому концертному выступлению, согласно годовым требованиям (первый класс, первое полугодие), особое внимание уделяется усвоению

учеником элементарных правил сценической этики, формированию навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях. Поэтому педагог ставит перед обучающимся цель: сыграть выученное музыкальное произведение полностью, без остановок, перед зрителями, в качестве которых выступают его сверстники (целепола-гание). Для этого необходимо вспомнить эталонный вариант исполнения произведения (которое ранее демонстрировал педагог) и собственные наилучшие исполнительские попытки, предварительно сыграть произведение педагогу, устранить недочеты, настроиться на выступление перед аудиторией (планирование). Исполняя произведение перед педагогом, обучающийся старается избегать ошибок, затем обговаривает с педагогом недочеты в исполнении (контроль), исправляет их (коррекция) и повторно исполняет произведение «как на концерте», стремясь продемонстрировать свои наилучшие музыкально-исполнительские умения и качества (оценка). Далее обсуждаются особенности поведения артиста перед публикой (саморегуляция) и приглашается сверстник-зритель. После выступления происходит его обсуждение (оценка того, что из задуманного получилось, а что — нет и почему), намечаются дальнейшие задачи в совершенствовании музыкально-исполнительских навыков, волевых качеств и др. (саморегуляция).

В ходе опытно-поисковой работы, которая проводилась на базе МАОУК ДОД «Детская музыкальная школа № 3 им. Д. Д. Шостаковича», отделения дополнительного образования детей ГБОУ СПО «Свердловское музыкальное училище (колледж) им. П. И. Чайковского», МОУК ДОД «Детская школа искусств № 7» г. Екатеринбурга, были разработаны и апробированы алгоритмы действий, конкретизирующие «цепочку» регулятивных универсальных учебных действий применительно к условиям учебной (классные и домашние задания), концертно-исполнительской (подготовка к концерту, «тренировочный» концерт, основной концерт) и проектной (поиск и презентация информации об исполняемом музыкальном произведении) деятельности. На основе данных алгоритмов были составлены памятки для обучающихся, педагогов и родителей. Также был разработан диагностический инструментарий (критерии, показатели, карты оценивания), позволяющий выявлять и оценивать уровень сформирован-ности регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся.

В отличие от учителей общеобразовательных школ, целенаправленно овладевающих методиками формирования уни-

версальных учебных действий в рамках проблемных семинаров, работы экспериментальных площадок, сетевого взаимодействия и других мероприятий [15], преподаватели музыкальных школ, как правило, оказываются неподготовленными к подобной организации образовательного процесса. Учитывая недостаточную осведомленность преподавателей детских музыкальных школ о концепции формирования универсальных учебных действий, мы провели работу по их информированию в этой области, выявлению позиции относительно целесообразности формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения в ДМШ, ознакомлению с идеями и промежуточными результатами нашего исследования, оснащению методическими материалами. Данная работа проводилась в рамках заседаний методических объединений, научно-методических конференций, а также посредством сетевого общения.

Результаты анкетирования, в котором приняли участие преподаватели детских музыкальных школ и детских школ искусств (41 чел.), были подробно освещены в одной из наших предыдущих публикаций [13]. В частности, все опрошенные приняли «постановку вопроса о формировании регулятивных универсальных учебных действий, хотя специально этим не занимались» [13, с. 144]; 93% опрошенных посчитали, что «усиление внимания к формированию регулятивных действий будет способствовать преодолению различных трудностей, возникающих у младших школьников при обучении игре на музыкальном инструменте» [13, с. 144], перечислили эти трудности и указали их причины.

В апробации элементов разработанной методики формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах были задействованы преподаватели МАОУК ДОД «Детская музыкальная школа № 1 им. М. П. Фролова», МБОУК ДОД «Детская музыкальная школа № 13 им. И. О. Дунаевского», МАОУ «Гимназия № 176» (6 чел.), а также студенты Свердловского музыкального училища (колледжа) им. П. И. Чайковского в период педагогической практики (9 чел.). В условиях индивидуального обучения общее количество обучающихся составило 20 чел.

По результатам опроса педагогов о результативности учебного процесса, организованного на основе предложенных методических материалов, были получены следующие данные. Выбирая ответ из числа предложенных, педагоги отметили, что у 45% обучающихся повысился качественный уровень выполнения домашних заданий; у

35% обучающихся повысился качественный уровень работы над музыкальным произведением в классе; у 20% обучающихся внедрение предложенных материалов положительно повлияло на публичные выступления. В свободных ответах педагоги отметили, что результативность предложенной методики проявляется: в преодолении обучающимися различных учебных трудностей благодаря самоконтролю и дисциплине; организованности и направленности внимания при выполнении поставленных задач; стабилизации исполнения на сцене благодаря тренировочным концертам и урокам-репетициям; систематизации работы над отдельными техническими элементами («деталями») музыкального произведения; возрастании скорости выучивания пьес благодаря «легкой» и «четкой» формулировке памяток. Отмечено, что предложенные па-

мятки стимулировали самостоятельную работу обучающихся, потому что позволяли четко следовать «инструкциям». Студенты, с которыми результаты обучения по предложенным методическим материалам специально обсуждались по итогам педагогической практики, отметили, что если ученикам и учителю удастся систематически следовать предложенным материалам в домашней и классной работе, «то результаты однозначно будут очень положительные».

Полученные результаты подтверждают верность нашего предположения о том, что формирование регулятивных универсальных учебных действий может стать результативным способом преодоления трудностей, возникающих у школьников в процессе обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Л. Л. Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства в школе: теоретические аспекты и возможности реализации // Педагогика искусства. — 2012. — № 2. — С. 20—27.

2. Антошкина А. А. Проблема развития у школьников регулятивных УУД: состояние, перспективы решения / / Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. — 2016. — Т. 11. — № 6. — С. 100—106.

3. Аракелова А. О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. В 2 ч. Ч. 1. Монография / авт.-сост. А. О. Аракелова. — М. : Минкультуры России, 2012. — 118 с.

4. Варламов Д. И. Теория и практика народного инструментализма: от понятий — к действиям // Тр. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. — СПб., 2015. — Т. 207 : Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России : Всерос. науч.-практ. конф. (30—31 янв. 2014 г., Санкт-Петербург). — С. 9—22.

5. Газизова И. А. Формирование регулятивных действий у младших школьников в процессе обучения в музыкальной школе // Казанская наука. — 2013. — № 4. — С. 187—189.

6. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах : учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. — М. : Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. — 351 с.

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред. А. Г. Асмо-лова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

8. Карпов А. В. Психология менеджмента : учеб. пособие. — М. : Гардарики, 2005. — 584 с.

9. Курдина Е. С. Методика формирования навыков самостоятельной деятельности у начинающих эстрадных вокалистов // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 7. — С. 164—169.

10. Лукьянович А. К. Формирование регулятивных УУД у младших школьников в рамках внеурочного курса «Образовательная робототехника» / / Начальная школа плюс До и После. — 2013. — № 2. — С. 61—65.

11. Малахова О. А. Методика развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников в условиях вокально-хоровой деятельности / / Педагогическое образование в России. — 2015. — № 6. — С. 107—113.

12. Мамоджанова А. К. Возрастные особенности формирования компонентов регулятивных УУД у младших школьников // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Сер. «Гуманитарные науки». — 2013. — № 7—8. — С. 26—29.

13. Матвеева Л. В., Газизова И. А. Перспективы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения в детской музыкальной школе (по материалам констатирующего обследования) // Казанская наука. — 2015. — № 7. — С. 143—146.

14. Моисеева Л. В., Драчева Е. Ю. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе естественнонаучной подготовки старшеклассников по индивидуальным учебным планам [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — Режим доступа: Ьйрэ: //www.science-education.ru/ article/view?id=l9498 (дата обращения: 21.08.2017).

15. Свиридова Л. А., Белогородцева Е. А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий — контроля и коррекции у учащихся начальной и средней школы // Эксперимент и инновации в школе. — 2014. — № 1. — С. 5—8.

16. Тагильцева Н. Г. Организация музыкальных занятий в стартовых школах // Образование и наука. — 2013. — № 6 (105). — С. 118—130.

17. Тагильцева Н. Г., Курлапов М. Н. Диагностика развитости коммуникативных навыков младших школьников — участников скрипичного ансамбля // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 3. — С. 68—76.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение, 2011. — 33 с.

19. Халилова Ж. Г. Проблемы сохранения контингента учащихся в детской музыкальной школе (начальный этап обучения) // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности : материалы докл. науч.-практ. конф., 23—24 дек. 1999 г- / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2000. — Т. 4. — С. 83—85.

REFERENCES

1. Alekseeva L. L. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy na urokakh iskusstva v shkole: teoreticheskie aspekty i vozmozhnosti realizatsii // Pedagogika iskusstva. — 2012. — № 2. — S. 20—27.

2. Antoshkina A. A. Problema razvitiya u shkol'nikov regulyativnykh UUD: sostoyanie, perspektivy resheniya // Uch. zap. Zabaykal. gos. un-ta. — 2016. — T. 11. — № 6. — S. 100—106.

3. Arakelova A. O. O realizatsii dopolnitel'nykh predprofessional'nykh obshcheobrazovatel'nykh programm v oblasti iskusstv. V 2 ch. Ch. 1. Monografiya / avt.-sost. A. O. Arakelova. — M. : Minkul'tury Rossii, 2012. — 118 s.

4. Varlamov D. I. Teoriya i praktika narodnogo instrumentalizma: ot ponyatiy — k deystviyam // Tr. S.-Peterb. gos. in-ta kul'tury. — SPb., 2015. — T. 207 : Russkie narodnye muzykal'nye instrumenty v sovremennoy kul'ture Rossii : Vseros. nauch.-prakt. konf. (30—31 yanv. 2014 g., Sankt-Peterburg). — S. 9—22.

5. Gazizova I. A. Formirovanie regulyativnykh deystviy u mladshikh shkol'nikov v protsesse obucheniya v muzykal'noy shkole // Kazanskaya nauka. — 2013. — № 4. — S. 187—189.

6. Imkhanitskiy M. I. Istoriya ispolnitel'stva na russkikh narodnykh instrumentakh : ucheb. posobie dlya muzykal'nykh vuzov i uchilishch. — M. : Izd-vo RAM im. Gnesinykh, 2002. — 351 s.

7. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole. Ot deystviya k mysli : posobie dlya uchitelya / A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I. A. Volodarskaya [i dr.] ; pod red. A. G. Asmolova. — M. : Prosveshchenie, 2008. — 151 s.

8. Karpov A. V. Psikhologiya menedzhmenta : ucheb. posobie. — M. : Gardariki, 2005. — 584 s.

9. Kurdina E. S. Metodika formirovaniya navykov samostoyatel'noy deyatel'nosti u nachinayushchikh estradnykh vokalistov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2017. — № 7. — S. 164—169.

10. Luk'yanovich A. K. Formirovanie regulyativnykh UUD u mladshikh shkol'nikov v ramkakh vneurochnogo kursa «Obrazovatel'naya robototekhnika» / / Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. — 2013. — № 2. — S. 61—65.

11. Malakhova O. A. Metodika razvitiya emotsional'no-volevoy samoregulyatsii u mladshikh shkol'nikov v usloviyakh vokal'no-khorovoy deyatel'nosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2015. — № 6. — S. 107— 113.

12. Mamodzhanova A. K. Vozrastnye osobennosti formirovaniya komponentov regulyativnykh UUD u mladshikh shkol'nikov // Sovremennaya nauka. Aktual'nye problemy teorii i praktiki. Ser. «Gumanitarnye nauki». — 2013. — № 7—8. — S. 26—29.

13. Matveeva L. V., Gazizova I. A. Perspektivy formirovaniya regulyativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy u mladshikh shkol'nikov v protsesse obucheniya v detskoy muzykal'noy shkole (po materialam konstatiruyushchego obsledovaniya) // Kazanskaya nauka. — 2015. — № 7. — S. 143—146.

14. Moiseeva L. V., Dracheva E. Yu. Formirovanie regulyativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy v protsesse estestvennonauchnoy podgotovki starsheklassnikov po individual'nym uchebnym planam [Elektronnyy resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2015. — № 3. — Rezhim dostupa: https://www. science-education.ru/article/view?id=19498 (data obrashcheniya: 21.08.2017).

15. Sviridova L. A., Belogorodtseva E. A. Formirovanie regulyativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy — kontrolya i korrektsii u uchashchikhsya nachal'noy i sredney shkoly // Eksperiment i innovatsii v shkole. — 2014. — № 1. — S. 5—8.

16. Tagil'tseva N. G. Organizatsiya muzykal'nykh zanyatiy v startovykh shkolakh // Obrazovanie i nauka. — 2013. — № 6 (105). — S. 118—130.

17. Tagil'tseva N. G., Kurlapov M. N. Diagnostika razvitosti kommunikativnykh navykov mladshikh shkol'nikov — uchastnikov skripichnogo ansamblya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2017. — № 3. — S. 68—76.

18. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. — M. : Pro-sveshchenie, 2011. — 33 s.

19. Khalilova Zh. G. Problemy sokhraneniya kontingenta uchashchikhsya v detskoy muzykal'noy shkole (nachal'nyy etap obucheniya) // Muzykal'no-esteticheskoe obrazovanie v sotsiokul'turnom razvitii lichnosti : materialy dokl. nauch.-prakt. konf., 23—24 dek. 1999 g. / Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2000. — T. 4. — S. 83—85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.