основу технического задания (ТЗ) опытно-конструкторской разработки (ОКР) такого изделия.
Заключение. Предложенный
принцип регистрации и обработки микроскопических изображений
работоспособен и может быть физически реализован в принципиально новом, не
имеющем мировых аналогов, устройстве: компьютерном светооптическом
томографе для макро-микроскопических анатомических препаратов и
гистологических срезов, содержащих дискретные однозначно
дифференцируемые морфологические структуры.
Литература
1. Глотов В.А. Структурный анализ микрососудистых бифуркаций (Микрососудистый узел и гемодинамический фактор). - Смоленск: АО «Амипресс», 1995. - 251 с.
2.Глотов В.А. Алгоритм для оптической микроскопической компьютерной микрограмметрии и томографии // Вестник новых медицинских технологий. - 2002. - Т. 9, № 4. - С. 98-104.
3. Глотов В. А. Способ определения глубины залегания структур в микроскопических препаратах // Патент РФ на изобретение №1804612. Опубликовано 23.03.1993. Бюллетень №11.
4. Ромейс Б. Микроскопическая техника. - М.: Иностранная литература, 1953. - С. 209-216.
УДК 61:378.180.6+577.73
ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТУДЕНТОВ - МЕДИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ Матускова О.Н.
Научный руководитель — доцент кафедры физической культуры, ЛФК и спортивной медицины, к.м.н., Сухарукова О.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
lelya-fasolya@yandex.ru - Матускова Ольга Николаевна.
Резюме. Предметом настоящего исследования явилось изучение состояния здоровья студентов-медиков Смоленского государственного медицинского университета и их приверженность принципам здорового образа жизни. Нами было обследовано 145 студентов в возрасте от 20 до 25 лет. Методом оценки биологического возраста по В. В. Гусеву были получены данные о темпе старения молодого организма, а также о степени их жизнеспособности. Для выявления факторов риска, особенностей образа жизни применялось анкетирование. Результаты исследования свидетельствуют о высокой степени старения обследуемых по сравнению со средними значениями в популяции. Выявлены различия в темпе старения среди представителей разных факультетов; среди возрастных и гендерных групп. В целом, полученные данные свидетельствуют о необходимости корректировки образа жизни студентов-медиков университета, распространению физической культуры и спорта, грамотного режима питания. Ключевые слова: биологический возраст, степень старения, студенческая молодежь, физическая активность, образ жизни.
INTERRELATION BETWEEN BIOLOGICAL AGE OF MEDICAL STUDENTS AND THE PECULIARITIES OF THEIR LIFESTYLE Matouskova O.N.
Scientific adviser — Associate Professor Sukharukovа О. V., Candidate of Medicine
Smolensk State Medical University, 28, Krupskoy st., Smolensk, 21019, Russia Abstract: The subject of this study was to investigate the health status of medical students of Smolensk state medical University and their commitment to the principles of a healthy lifestyle. We surveyed 145 students aged 20 to 25 years. Using the method of assessment of biological age by V.
V. Gusev, were obtained data on the rate of aging of a young organism, and the extent of its viability. To identify risk factor and peculiarities of lifestyle questionnaires were used. The results of the study indicate a high degree of aging of the surveyed compared to the average values in the population. The differences were revealed in the rate of aging among the representatives of the different faculties; among age and gender groups. Overall, the data indicate the need to adjust lifestyles of medical students of the University, to pay greater attention to physical education, sport and proper diet.
Key words: biological age, degree of aging, students, physical activity, lifestyle.
Введение. Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов является одной из актуальных на сегодняшний день. По результатам многих исследований, в последние годы среди студенческой молодежи прослеживается тенденция к снижению уровня здоровья и их двигательной активности. Одним из основных направлений сохранения здоровья студентов является решение профилактической задачи по
осуществлению первичной диагностики факторов риска [3].
В диагностике уровня
индивидуального здоровья человека важным является наличие интегральных критериев его оценки. Одним из таких критериев является показатель темпа биологического старения человека. Он служит достаточно точным показателем и характеризует состояние здоровья и эффективность адаптации к необычным экологическим и профессиональным условиям [1]. Для организма значительное опережение или отставание
биологического возраста по отношению к календарному может интерпретироваться как признак снижения уровня здоровья человека и его функциональных резервов [2, 4].
В настоящие время известные доступные методы определения биологического возраста (БВ) не позволяют измерить степень молекулярно-генетического «износа», вызванного ухудшением функциональной
деятельности организма человека. Однако существуют общепринятые доступные методики, позволяющие определить относительный биологический возраст человека, который остается одним из более достоверных показателей
жизнеспособности.
Цель исследования: изучить состояние здоровья студентов старших курсов СГМУ методом определения биологического возраста (БВ) и косвенно выявить факторы, отрицательно влияющие на организм.
Методика. Было обследовано 145 студентов СГМУ в возрасте от 20 до 25 лет. Из них 80 (55%) девушек и 65 (45%) юношей. В исследовании было протестировано 86 студентов лечебного (среди которых 38 человек 4 курса и 48 - 6 курса), а также 59 человек педиатрического факультетов.
Для определения БВ
использовалась методика, разработанная Институтом Геронтологии АМН СССР в модификации В.В. Гусева, как наиболее доступная, простая в применении и достаточно информативная. С помощью этой методики сравнивались следующие параметры: фактический биологический возраст (ФБВ) и должный биологический возраст (ДБВ), а также степень постарения в исследуемых группах.
Для исследования приверженности студентов к здоровому образу жизни (ЗОЖ) проводилось анкетирование, включающее вопросы наличия у них вредных привычек, повседневного уровня физической активности, отношения к физкультуре и спорту, а также некоторые моральные аспекты здорового образа жизни у обследуемых студентов.
Хранение результатов исследования и первичную обработку данных проводили в базе данных Microsoft Excel 2010. Обработку данных осуществляли с помощью программы Statistica v5.0. Для каждой группы рассчитывали следующие показатели: среднее (М), стандартная ошибка средней (m). Сравнение результатов в группах выполняли с
помощью парного 1 - критерия Стьюдента. При р<0,01 различия считали статистически значимыми.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе работы была проведена оценка темпов старения среди студентов-медиков. В таблице 1 представлены данные, характеризующие степень БВ в различных исследуемых группах в зависимости от пола, факультета СГМУ и курса обучающихся. При анализе результатов нами отмечалась явная тенденция к увеличению БВ относительно
средних величин в популяции, независимо от половой принадлежности. Более ускоренный темп старения был очевиден среди юношей. У них темп старения наблюдался достоверно выше (на 83%, р<0,01), чем у девушек.
При сравнении БВ среди студентов двух факультетов было отмечено, что степень старения среди педиатров была достоверно выше (на 43%, р<0,01), чем у обучающихся на лечебном факультете.
Группы ФБВ ДБВ ФБВ-ДБВ
Юноши 35,58±3,9 32,50±1,9 3,08±0,3*
Девушки 30,62±1,5 30,09±1,2 0,53±0,04
Лечебный факультет 31,93±1,9 30,61±1,4 1,32±0,1
4 курс 32,45±2,0 30,3±1,2 2,15±0,16*
6 курс 31,41±1,8 30,93±1,3 0,48±0,03
Педиатрический факультет 32,69±2,3 30,8±1,2 1,9±0,12*
Таблица 1. Биологический возраст студентов в разных группах (М±т, *р<0,01.)
Примечания: ФБВ - фактический биологический возраст ДБВ - должный биологический возраст
Оценивая результаты таблицы, характеризующие БВ в зависимости от курса обучающихся на лечебном факультете, нами было отмечено, что у шестикурсников степень постарения была достоверно ниже (на 78%, р<0,01), чем у студентов 4 курса.
В результате оценки анкетирования нами выявлено, что у 74% студентов-медиков, ведущих ЗОЖ, наблюдался замедленный темп старения. Однако, у 76% обследованных, не предающих должного значения компонентам ЗОЖ, отмечался ускоренный темп. В ходе исследования было выявлено, что у студентов с ускоренным темпом старения только 15% занимались физкультурой более 3 ч в неделю, лишь 14% проводили большую часть времени в движении, хроническое недосыпание испытывали 37%, регулярного трехразового питания придерживались 14% студентов. У студентов с замедленным темпом старения 65% занимались физкультурой более 3 ч в неделю, 78% проводили большую часть времени в движении, хроническое недосыпание испытывали только 22%, регулярного трехразового питания
придерживались 45% студентов. При оценке влияния вредных привычек на БВ было выявлено, что все студенты, ведущие ЗОЖ, не курили и не злоупотребляли алкоголем, однако, в группе исследуемых с ускоренным темпом старения, отмечалось 46% и 24% лиц, которые курили и употребляли алкоголь более 2 раз в неделю, соответственно.
Выводы
1. В результате проведенного исследования у подавляющего большинства студентов-медиков был выявлен ускоренный темп старения. При этом прослеживалась четкая взаимосвязь между степенью износа организма и особенностями их образа жизни: наличие вредных привычек, низкий уровнем физической активности, пренебрежение рациональным режимом труда и отдыха, нерегулярное питание.
2. У юношей определялась большая степень постарения, что можно объяснить широкой распространенностью вредных привычек, сниженной резистентностью к психо-эмоциональным перегрузкам среди представителей мужского пола.
3. Средний биологический возраст студентов педиатрического факультета превышал тот же показатель на лечебном факультете. В известной степени это подтверждается большим объемом информации, изучаемой будущими врачами-педиатрами.
4. Снижение средних показателей постарения к 6 курсу, благоприятно и косвенным образом, свидетельствует о тенденции к некоторой нормализации
образа жизни студентов к концу обучения в ВУЗе и их осознанного отношения к собственному здоровью. 5. В целом, полученные данные свидетельствуют о необходимости корректировки стиля жизни студентов СГМУ посредством усиления внимания к состоянию их здоровья, а также популяризации физической культуры, грамотного режима питания и образа жизни.
Литература
1. Белозерова Л.М. Методы определения биологического возраста и умственной и физической работоспособности: монография. - Пермь, 2000. - 266 с.
2. Кишкун А.А. Биологический возраст и старение: возможности определения и пути коррекции: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 976 с.
3. Курысь В.Н. Коррекция биологического возраста студентов медицинских вузов средствами физической культуры // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2012.- Т.8, № 90. - С. 52-58.
4. Маркин В.В., Маркина Л.Д. Соотношение биологического, психологического и календарного возраста человека // Здоровье и образование в XXI веке: Электронный научно-образовательный вестник. - 2011. - Т. 7, № 13. - С. 323.