Научная статья на тему 'Поведенческие факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний в юношеском возрасте'

Поведенческие факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
280
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кувшинов Д. Ю.

Одним из факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний считается поведенческий тип, который называется «личностью типа А». Однако недостаточно ясны взаимосвязи поведенческого коронарного риска с параметрами стрессреактивности и темпами старения у лиц юношеского возраста. У студентов юношеского возраста лечебного и педиатрического факультетов медицинской академии проводили количественную оценку уровня стрессреактивности шестью различными методами, оценивали биологический возраст старения и коронарное поведение. У лиц коронарного типа А найдены относительно высокие кардиальные проявления стрессов, высокая тревожность и нейротизм. Среди юношей тип А выявляется чаще, чем среди девушек. Представители типа А имеют тенденцию к более высоким темпам старения, по сравнению с лицами коронарного типа АБ. Полученные данные можно использовать для ранней первичной профилактики факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кувшинов Д. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поведенческие факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний в юношеском возрасте»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Д.Ю. Кувшинов

Кемеровская государственная медицинская академия,

г. Кемерово

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗА ВОЗРАСТЕ

ЗАБОЛЕВАНИИ В ЮНОШЕСКОМ

Одним из факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний считается поведенческий тип, который называется «личностью типа А». Однако недостаточно ясны взаимосвязи поведенческого коронарного риска с параметрами стрессреактивности и темпами старения у лиц юношеского возраста. У студентов юношеского возраста лечебного и педиатрического факультетов медицинской академии проводили количественную оценку уровня стрессреактивности шестью различными методами, оценивали биологический возраст старения и коронарное поведение. У лиц коронарного типа А найдены относительно высокие кардиальные проявления стрессов, высокая тревожность и нейротизм.

Среди юношей тип А выявляется чаще, чем среди девушек. Представители типа А имеют тенденцию к более высоким темпам старения, по сравнению с лицами коронарного типа АБ. Полученные данные можно использовать для ранней первичной профилактики факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Behavioral type A is one of cardiovascular risk factors. But its connection with stressreactivity (SR) and biological age (BA) in youthful age is unknown. In this work quantitative evaluation of BA, coronary behavior and SR level by six methods was made in medical academy students of medical and pediatric faculties. In the coronary type A personalities level of anxiety, neu-rotism and cardial SR was more then in type AB students. There was tendency to BA level of type A personalities be more then in type AB students. There were more personalities of type A among men then among female students. These data may be used for early primary prevention of cardiovascular risk factors among students.

B конце ХХ — начале XXI веков среди причин (type A personality) [6]. Поведение типа А — ком-

смертности населения цивилизованных стран плекс личностных характеристик, включающих не-

по-прежнему лидируют сердечно-сосудистые терпеливость, агрессивность, стремление к домини-

заболевания (ССЗ) [1, 2, 3]. Большинство стран Цен- рованию, деятельность на износ при максимальном

тральной и Восточной Европы имеют высокие по- напряжении духовных и физических сил, стремле-

казатели смертности, по сравнению с таковыми ос- ние достичь эффекта во многих сферах деятельностальных стран, в отдельных возрастных группах эти ти, неумение отдыхать, склонность остро реагировать

показатели между странами Европы различаются при- даже на незначимые события (сниженную толеран-

мерно в 7 раз [4]. Если в США, начиная с 60-х го- тность), недостаточную гибкость в поведении, ридов прошлого века, смертность от сердечно-сосудис- гидность в установках и отношениях, затрудненность

тых заболеваний снижается примерно на 2,5 % в год адаптации к новым условиям. Представители лич-

[3], то в России сегодня она достигает уровня сверх- ностного типа А более предрасположены к развитию

смертности, и в 3-6 раз превосходит показатели та- ишемической болезни сердца. У лиц коронарных ти-

ких стран, как США и Франция [1, 5]. пов «Б» и «АБ» эти черты менее выражены: эти лю-

Этиология сердечно-сосудистых заболеваний — ди более умеренны в движениях, чередуют работу

это «сеть» факторов, каждый из которых может и напряжение с отдыхом, признаки эмоциональной

лишь умеренно определять риск. Однако, их соче- напряженности у них выражены слабо, при этом

тание может повышать риск ССЗ не в арифметичес- они не относятся к числу пассивных и при выпол-

кой, а в геометрической прогрессии. нении своих обязанностей достигают поставленных

В частности, фактором риска сердечно-сосудистых целей [7]. Поведенческие факторы риска можно кор-заболеваний считается поведенческий тип личности, ректировать. Все большее значение приобретают сис-

который выявили американские ученые M. Friedman темы антистрессорной защиты, основанные на изме-

и R. Rosenman и назвали его «личностью типа А» нениях мотиваций человека [8, 9, 10].

Мп т опт СУПЯскщиШ

32 2 2007 вКузбассе

Однако, особенности коронарного поведения у лиц юношеского возраста, а также их взаимосвязь с другими факторами риска остаются не до конца изученными.

Цель исследования — выяснение характера взаимосвязи поведенческого коронарного риска с параметрами стрессреактивности и темпами старения у лиц юношеского возраста.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

У студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинской академии (100 — мужского и 171 — женского полов) в возрасте 17-21 лет проводили количественную оценку уровня стрессреак-тивности (СР), темпов старения и коронарного поведения. Для оценки СР использовали: 1) цветовой тест Люшера; 2) опрос по Дж. Тейлору для выявления уровня тревожности; 3) оценку «индивидуальной минуты»; 4) функциональную пробу «Математический счет»; 5) автоматический анализ ритма сердца (программно-аппаратным комплексом «СЬго-посаЫ 2.2») для расчета индекса напряжения регуляторных систем (ИНРС); 6) иридоскопическое определение числа нервных колец радужки с помощью щелевой лампы ЩЛ-2Б. Все параметры ранжировали в баллах на высокие, средние и низкие (3, 2 и 1 балл, соответственно).

Биологический возраст (БВ) определяли по методике В.П. Войтенко с соавторами [11], находили соотношение фактического (ФБВ) и должного (ДБВ). Опросником Айзенка определяли степень интровер-сии-экстраверсии в баллах, опросником Дженкинса — риск коронарного поведения. Лиц, набравших 30 баллов и менее, относили к поведенческому типу А, более 30 баллов — к типу АБ, 40 баллов и более — к типу Б.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Юношей коронарного типа А было выявлено 25, девушек — 26, то есть в процентном отношении значительно меньше, чем среди юношей, юношей коронарного типа АБ было 75 человек, девушек типа АБ — 145. Представителей коронарного поведения типа Б выявлено не было.

Анализом особенностей биологического возраста старения у юношей выявлена тенденция к его более высоким показателям у лиц типа А, по сравнению с юношами коронарного типа АБ (соотношение ФБВ/ДБВ составило 1,42 ± 0,06 и 1,39 ± 0,03, соответственно). Таким образом, для юношей обоих типов найдено превышение фактических темпов старения над должными примерно на 40 %, эти параметры оказались у юношей значительно больше, чем у девушек, как типа А (1,08 ± 0,03), так и типа АБ (1,04 ± 0,02).

Суммарный уровень стрессреактивности имел тенденцию к более высоким показателям у юношей коронарного типа А (i2,06 ± 0,22 баллов), по сравнению с лицами типа АБ (ii,5 ± 0,i2 баллов). Анализ отдельных проявлений стрессреактивности показал, что у студентов коронарного типа А уровень тревожности превышал параметры лиц типа АВ (2i,3 ± 2,8 и i6,03 ± i,26 баллов, соответственно). Также можно отметить, что показатели пробы «Счет» и показатели ИНРС — кардиальные проявления стрессов — были достоверно выше у студентов типа А. Число колец радужки, по которому можно судить о выраженности вегетативных проявлений стресса, было недостоверно большим у студентов типа АБ (в среднем, 4,7 ± 0,3 колец суммарно на обеих радужках); лица типа А имели 4,З ± 0,5 кольца.

Параметры экстраверсии у студентов типов А и АБ различались несущественно (i2,9 ± i,34 и ii,8i ± 0,57 баллов, соответственно). Уровень нейротизма у юношей типа А был достоверно выше, чем у представителей типа АВ (i0,4 ± i,9i и 8,53 ± 0,88 баллов, соответственно).

Уровень стрессреактивности у девушек был в целом выше, чем у юношей. Суммарный уровень СР у девушек коронарного типа А был достоверно выше (i3,09 ± 0,25 баллов), по сравнению с уровнем девушек типа АБ (i2,4 ± 0,i8 баллов). Девушки с коронарным поведением типа А имели больший уровень личностной тревожности (25,35 ± i,5 баллов), чем студентки типа АБ (i9,3 ± i,5 баллов). Более высокие показатели проб «Счет» и «Индивидуальная минута» также свидетельствовали о большей стрес-сорной активации у лиц типа А. Величины ИНРС и параметры теста Люшера мало различались у студенток типов А и АБ. Число колец радужки было недостоверно большим у девушек типа АБ — 5,i5 ± 0,2i колец в среднем, у студенток типа А — 4,9 ± 0,3 колец.

Степень экстраверсии у девушек типа А был достоверно выше (i3,4i ± 0,73 баллов), чем у представительниц типа АБ (i0,72 ± 0,57 баллов). Уровень нейротизма был достоверно выше у девушек коронарного типа А (ii,44 ± 0,8i баллов), по сравнению с таковым девушек типа АБ (9,08 ± 0,64 баллов).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У лиц коронарного типа А выявлены более высокие показатели тревожности, нейротизма и кардиальных проявлений стрессорных реакций, по сравнению с параметрами представителей типа АБ.

Найдены половые особенности — среди юношей тип А встречается значительно чаще, чем среди девушек.

Полученные данные можно использовать при обучении здоровому образу жизни, что, как известно, может предупредить развитие факторов риска заболеваний или снизить их выраженность [2, i2, i3].

ОУШщит ..

вКуэбассе N2 2 200/ 33

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аронов, Д.М. Первичная и вторичная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний -интерполяция на Россию /Д.М. Аронов //Сердце. - 2002. - Т. 1, № 3. - С. 109-112.

2. Оганов, Р.Г. Успехи и проблемы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в конце XX века /Р.Г. Оганов //Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. -

1998. - № 5. - С. 3-9.

3. Task Force 1. - Magnitude of the prevention problem: Opportunities and challenges /E.J. Benjamin, S.C. Smith, R.S. Cooper et al. //J. Am. Coll. Cardiol. - 2002. - N 4. - P. 588-602.

4. Sans, S. On behalf of the Task Force. The burden of cardiovascular diseases mortality in Europe. Task Force of the European Society of Cardiology on Cardiovascular Mortality and Morbidity Statistics in Europe /S. Sans, H. Kesieloot, D. Kromhout //Eur. I. Heart J. - 1997. -N 8. - P. 1231-1248.

5. Оганов, Р.Г. Сердечно-сосудистые заболевания в Российской Федерации во второй половине XX столетия: тенденции, возможные причины, перспективы //Р.Г. Оганов, Г.Я. Масленникова /Кардиология. - 2000. - № 6. - С. 4-8.

6. Rosenman, R.H. Neurogenic factors in pathogenesis of coronary heart disease /R.H. Rosen-man, M. Friedman //Med. Clin. N. Amer. - 1974. - V. 58. - P. 269-271.

7. Данилова, Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Уч. пособие /Н.Н. Данилова. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 192 с.

8. A study of the effectiveness of two group behavioural medicine intervention for patient with psychosomatic complaints /J.C. Hellman, M. Budd, D.C. McCleman et al. //Behav. Med. -1990. - V. 4, N 4. - P. 166-173.

9. In search of effective programs to address students' emotional distress and behavioural problems /A. Wassef, D. Ingham, M. Collins et al. //Adolescence. - 1995. - V. 30, N 119. -P. 523-538.

10. A meta-analysis of triad evacuating patient education and counseling for three groups of preventive health behaviors /P.D. Mullen, D.G. Sinson-Morton, G. Ramirez et al. //Patient Educ. Couns. - 1997. - V. 32. - Р. 157-173.

11. Войтенко, В.П. Методика определения биологического возраста человека /В.П. Вой-тенко, А.В.Токарь, А.М. Полюхов //Геронтология и гериатрия. Ежегодник. - 1984. -С. 133-137.

12. Primary Prevention of Cardiovascular Disease: 3 year intervention Results in Boys of 12 Years of Age /A.A. Alexandrov, G.Y. Maslennikova, S.M. Kulikov et al. //Preventive Medicine. -1992. - V. 21. - P. 53-62.

13. Kopp, М. Behavioural medicine in health promotion /Kopp М. //Acta. Physiol. Hung. -

1999. - V. 86, N 3-4. - P. 191-197.

ЧАЙ ПОМОГАЕТ БОРОТЬСЯ С ОЖИРЕНИЕМ

Китайские ученые доказали, что чай помогает стать стройнее. Около 5 лет они занимались проблемой ожирения и выяснили, что полифенолы, содержащиеся в чае, способствуют снижению веса. Больше всего этих веществ в чае сорта улун. "Длительное употребление чая улун приводит к усилению метаболизма жировой ткани и нормализации веса", - говорят ученые. Чай улун наиболее популярен на юго-востоке Китая.

По материалам Reuters. Источник: www.medlinks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.