февраль N02 (287) ЗНиСО
15
УДК 61.613.9
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ КАК ОЦЕНКА И КРИТЕРИЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
П.И. Мельниченко, Н.А. Ермакова, Н.И. Прохоров, А.А. Матвеев, Е.В. Кочина
ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия
Актуальная научная задача - найти одну величину, позволяющую охарактеризовать состояние организма человека. В большей мере этой задаче отвечает показатель биологического (функционального) возраста человека. С целью оценки биологического возраста студентов как критерия их здоровья проведено изучение динамики основных его показателей. В результате установлены значения темпа старения, которые могут характеризовать влияние образа жизни на здоровье студентов.
Ключевые слова: биологический возраст, оценка, студенты, здоровье.
P.I. Mel'nichenko, N.A. Ermakova, N.I. Prokhorov, A.A. Matveev, E.V. Kochina □ BIOLOGICAL AGE AS THE ASSESSMENT AND CRITERIA FOR STUDENTS HEALTH □ Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia.
The actual task is to find the same value to describe the state of the human body. To a greater extent this task is responsible to measure of biological (functional) age of the person. In this regard, in order to evaluate the biological age of the students as a criterion for their health were studied dynamics of its main indicators. As a result, the values set the tempo of aging, which can characterize the effect of lifestyle on the health of students.
Key words: biological age, assessment, students, health.
Оценка биологического возраста (БВ) необходима для решения социально-гигиенических задач, диагностики заболеваний, суждения о здоровье и эффективности мероприятий по замедлению темпов старения и продлению активной старости. Определение биологического возраста человека используется для разработки средств увеличения продолжительности жизни, об эффективности которых можно судить по изменениям этого важного показателя. Его применение может быть успешным в гигиенической диагностике.
За последнее десятилетие было проведены многочисленные исследования состояния здоровья человека, изучались вопросы сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья населения. Вместе с тем на сегодняшний день содержание понятия «здоровье», его философскую, социальную и методологическую интерпретации можно дополнить оценкой изменений биологического возраста человека в непосредственной взаимосвязи с образом жизни.
По нашим данным и результатам исследований многих других авторов, между показателями уровня индивидуального здоровья и биологического возраста существует достаточно отчетливая корреляционная связь [3, 4, 6].
Кроме того, определение БВ имеет значение и как объективный метод общей оценки индивидуального здоровья человека, связанного с динамическим равновесием организма со средой при осуществлении биологических и социальных функций.
Авторы выбрали «модель» профессионального здоровья студентов-медиков, которые должны обладать высокими функциональными возможностями и устойчивостью к будущей
трудовой деятельности, связанной с высокими психоэмоциональными нагрузками.
Все составляющие образа жизни влияют на биологический возраст, показывающий уровень развития морфологических структур и связанных с ним функциональных явлений жизнедеятельности организма. Суровые, неблагоприятные условия жизни, постоянный, иногда изнурительный труд, психологический дискомфорт не закаляют, а преждевременно изнашивают организм. С учетом существующей в настоящее время тревожной тенденции ухудшения здоровья студентов вопросы возможности использования биологического возраста в донозологической диагностике имеют весомое значение.
Цель исследования — оценить показатели биологического возраста студентов в процессе обучения.
Материалы и методы. Использованы архивные учетно-отчетные материалы поликлиники ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» и результаты прямых обследований состояния здоровья студентов. Оценку биологического возраста проводили по стандартной методике [7].
Результаты исследования. Количественная оценка состояния здоровья относится к числу наиболее значимых задач современной медицины и осуществляется по прямым и мор-бидным показателям.
Прямые показатели отражают величину здоровья, которая складывается из морфологических элементов и функциональных резервов организма: физическое развитие, функциональное состояние, биохимический, иммунологический статус и т. п. Морбидные показатели характеризуют отрицательные аспекты состояния
1С
ЗНиСО Февраль N2 (20/)
здоровья (заболеваемость, трудопотери, госпитализация, смертность и др.).
К сожалению, такой интегральный критерий здоровья человека как биологический возраст не находит должного применения среди специалистов по профилактике болезней. Данный показатель, в дополнение к используемым методам, может более полно раскрывать текущее состояние и жизненные резервы организма, а также позволит сформулировать прогностические заключения, поэтому остается актуальным стремление охарактеризовать состояние организма человека одной величиной. Соотнесение значений этого возраста с календарным (паспортным) позволяет определить темп старения организма, зависящий как от наследственных особенностей и образа жизни, так и в немалой степени от воздействия комплекса факторов окружающей среды [1].
Представляется очевидным, что научная разработка основных положений концепции оценки БВ позволяет повысить эффективность профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий, так как темп и интенсивность старения отражают напряженность действующих на организм человека факторов риска.
Определение БВ сводится к решению следующих задач: выбор показателей, характеризующих функциональное состояние важнейших систем организма; определение средних значений каждого показателя для разного возраста и пола; построение уравнения множественной линейной регрессии с определением коэффициента регрессии и коэффициентов смешивания для каждого показателя; расчет величины БВ путем внесения индивидуальных значений отдельных показателей в разработанную формулу.
При выборе показателей, используемых для расчета БВ, исходили из того, что они должны быть наиболее информативными и характери-
зовать изменения, происходящие по мере ста- <—[рения организма, то есть интегрально отражать состояние основных систем организма: сердеч- ^^ но-сосудистой, центральной нервной, дыха- ^ тельной и опорно-двигательной. ^
В наших исследованиях определение биологического возраста было использовано в ка- хЕ честве интегрального критерия влияния факто- 1 ров риска образа жизни на здоровье студентов. Результаты представлены на рис. 1.
В результате изучения динамики показателей биологического возраста было установлено, что они находятся в пределах от 37-46 лет у мужчин и 38-43 лет соответственно у женщин (при среднем возрасте исследуемых групп 1922 года) (р < 0,05). Достоверных различий биологического возраста межу мужчинами и женщинами не выявлено. Настораживает тот факт, что биологический возраст имеет тенденцию к увеличению от г = 2,5 лет у женщин до 4,4 года у мужчин за рассматриваемый период, то есть за период обучения (6 лет) студента он увеличивается ~ на 15 лет у женщин и ~ на 26 лет у мужчин.
Наиболее значимый показатель - интенсивность старения - находится на довольно высоком уровне (рис. 2.)
Значения данного показателя были определены в интервале от 1,5 до 1,7 у женщин и от 1,8 до 2,3 у мужчин (р < 0,05), что свидетельствует о постоянном воздействии факторов риска.
К таким факторам можно отнести изменившийся образ жизни молодых людей после поступления в вуз: новые традиции питания, повышение психоэмоциональных нагрузок, снижение физической активности, отсутствие внимания к вопросам формирования культуры отдыха и свободного времяпрепровождения. Большую роль в ухудшении состояния здоровья студентов играют нездоровый образ жизни и вредные привычки [5].
Рис. 1. Динамика биологического и должного биологического (ДБВ) возраста студентов за три года
февраль N02 (287) ЗНиСО
17
Рис. 2. Динамика интенсивности старения у студентов за три года
Известно, что на здоровье современных студентов оказывает влияние целый ряд перечисленных выше причин. Все это - факторы риска, то есть факторы, напрямую связанные с развитием того или иного заболевания и ассоциирующиеся как с большим распространением, так и с повышенной вероятностью возникновения новых случаев заболеваний. Как правило, действует не один из этих факторов, а несколько. С ними связан рост заболеваемости наиболее значимыми для студентов болезнями нервной системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной и мочеполовой системы. Данные нозологические формы встречаются у студентов в 2-4 раза чаще, чем у молодежи, не связанной с получением высшего образования [2].
Выводы. В результате изучения динамики биологического возраста и должного биологического возраста было установлено, что данные показатели находятся в пределах от 37-46 лет у мужчин и 28-32 лет соответственно у женщин (при среднем возрасте исследуемых групп 1922 года) (р < 0,05).
Полученные результаты свидетельствуют, что образ жизни современного студента, изменившийся после поступления в вуз, увеличивает темпы старения в среднем в 3 раза.
Студенты-медики должны обладать дополнительными знаниями в области коррекции биологического возраста человека, формирования здорового образа жизни и владеть современными технологиями, используемыми в сфере физической культуры.
На биологический возраст оказывают влияние факторы долголетия и факторы риска, о чем студентам следует помнить в процессе обучения. Понимание и осознание проблемы изменения модели медицинского образования с учетом фактора биологического возраста даст возможность влиять на подготовку студентов-медиков к оказанию профессиональной и эффективной помощи людям на разных этапах жизнедеятельности.
Оценка «истинного» биологического возраста человека и направленных влияний на него заставит современных студентов осознать, что только от каждого конкретного человека зависит, какой будет его старость: деградацией или активным, интересным, творческим этапом жизни с оптимальным приспособлением к возрастным изменениям.
Для достижения максимальной продолжительности активной жизни без возрастной деградации необходимо как можно раньше начинать профилактические мероприятия, направленные на выбор в пользу здорового образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Донцов В. И. и др. Общая единая теория старения / В.И. Донцов, В.Н. Крутько // Доклады МОИП. № 50. М., 2012. С. 7-21.
2. Здоровье студентов: социологический анализ // Отв. ред. И.В. Журавлева. М.: Институт социологии РАН, 2012. 252 с.
3. Измеров Н.Ф. и др. Труд и здоровье / Н.Ф. Измеров, И.В. Бухтияров, Л.В. Прокопенко [и др.]. М.: Литерра,
2014. 416 с.
4. Калюжный Е.А. и др. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки / Е.А. Калюжный, Ю.Г. Кузмичев, С.В. Михайлова [и др.] // Научное мнение. 2012. № 4. С. 133-137.
5. Миннибаев Т.Ш. и др. Изучение влияния условий и организации обучения на показатели успеваемости и здоровья студентов / Т.Ш. Миннибаев, П.И. Мельниченко, Н.И. Прохоров [и др.] // Гигиена и санитария.
2015. № 4. С. 57-60.
6. Михайлова С.В. и др. Здоровый образ жизни - фактор профессионально-личностного развития студентов / С.В. Михайлова, Е.И. Норкина, Ю. Тремаскина [и др.] // Молодой ученый. 2014. № 18-1. С. 64-65.
7. Определение биологического возраста человека методом Войтенко В.П.: Учеб. пособие / Под ред. Л. Д. Маркиной. Владивосток, 2001. 29с.
Контактная информация:
Ермакова Нина Анатольевна, тел.: +7 (499) 248-51-55; 8-916-150-0706, e-mail: [email protected] Contact information: Ermakova Nina,
ohone: +7 (499) 248-51-55; 8-916-150-0706,
e-mail: [email protected] + + -