Научная статья на тему 'Антропометрические показатели студентов юношеского возраста на начальном этапе обучения в вузе'

Антропометрические показатели студентов юношеского возраста на начальном этапе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
2457
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / АНТРОПОМЕТРИЯ / ANTHROPOMETRY / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / СОМАТОТИПЫ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / PERFORMANCE / АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / ADAPTATION TO TRAINING / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / SOMATOTYPES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимошенко К. Т., Николенко В. Н., Миннибаев Т. Ш., Никитюк Д. Б., Клочкова С. В.

Представлены результаты антропометрических измерений 253 студентов-первокурсников 17-18 лет. Определены основные морфофункциональные показатели физического развития: рост, масса тела, окружность грудной клетки. Проведена комплексная оценка физического развития в зависимости от пола и возраста обучаемых. Отмечено влияние соматотипа на гармоничность физического развития, уровни и динамику умственной работоспособности. Актуальный физический статус обследованных рассматривается как исходная основа для определения допустимых пределов физических нагрузок в индивидуальной программе укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни в начальный период адаптации к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тимошенко К. Т., Николенко В. Н., Миннибаев Т. Ш., Никитюк Д. Б., Клочкова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anthropometric indicators of students adolescence in the beginning of training in high school

The article presents the results of anthropometric measurements of 253 first-year students of 17-18 years. The main morphological and functional indicators of physical development height, weight, chest circumference were defined. We assessed physical development, depending on the age and gender of the students. We have noted the influence of somatotype on the harmony of physical development, the level and dynamics of mental capacity. Actual physical status of the surveyed students considered as a baseline for determining the limits of physical activity in an individual program of health promotion and healthy lifestyles in the initial period of adaptation to training in high school.

Текст научной работы на тему «Антропометрические показатели студентов юношеского возраста на начальном этапе обучения в вузе»

ЗНиСО

29

УДК 613; 611

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТУДЕНТОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

К.Т. Тимошенко, В.Н. Николенко, Т.Ш. Миннибаев, Д.Б. Никитюк, С.В. Клочкова

ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, Россия

Представлены результаты антропометрических измерений 253 студентов-первокурсников 1718 лет. Определены основные морфофункциональные показатели физического развития: рост, масса тела, окружность грудной клетки. Проведена комплексная оценка физического развития в зависимости от пола и возраста обучаемых. Отмечено влияние соматотипа на гармоничность физического развития, уровни и динамику умственной работоспособности. Актуальный физический статус обследованных рассматривается как исходная основа для определения допустимых пределов физических нагрузок в индивидуальной программе укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни в начальный период адаптации к обучению в вузе. Ключевые слова: студент, антропометрия, физическое развитие, соматотипы, работоспособность, адаптация к обучению, здоровый образ жизни.

K.T. Timoshenko, V.N. Nikolenko, T.Sh. Minmbaev, D.B. Nikitjuk, S.V. Klochkova □ ANTHROPOMETRIC INDICATORS OF STUDENTS ADOLESCENCE IN THE BEGINNING OF TRAINING IN HIGH SCHOOL □ I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia.

The article presents the results of anthropometric measurements of 253 first-year students of 17-18 years. The main morphological and functional indicators of physical development - height, weight, chest circumference were defined. We assessed physical development, depending on the age and gender of the students. We have noted the influence of somatotype on the harmony of physical development, the level and dynamics of mental capacity. Actual physical status of the surveyed students considered as a baseline for determining the limits of physical activity in an individual program of health promotion and healthy lifestyles in the initial period of adaptation to training in high school.

Key words: student, anthropometry, physical development, somatotypes, performance, adaptation to training, healthy lifestyle.

Исследований по комплексной оценке мор-фофункционального статуса студентов юношеского возраста в период адаптации на начальном этапе обучения в высшей школе недостаточно. Эти сведения необходимы для правильной с гигиенических позиций организации учебного процесса, планирования и нормирования индивидуальных умственных и физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий.

Цель исследования - определение показателей физического развития студентов юношеского возраста как исходной основы для индивидуального планирования нагрузок в период адаптации и формирования здорового образа жизни на начальном этапе обучения в высшей школе в условиях крупного мегаполиса.

Материалы и методы. Настоящее исследование является самостоятельным фрагментом общей программы научных исследований авторов «Конституция и морфо-психофункциональ-ные соотношения адаптационных резервов в условиях интенсивной интеллектуальной деятельности». Программа исследований включает комплексную оценку медико-социального статуса; физического развития, соматотипирования, силовых качеств и адаптационного потенциала; психофизиологических личностных особенностей, работоспособности, успешности обучения и здоровья студентов за период обучения в вузе.

Представлены данные об особенностях физического статуса студентов 17-18 лет на начальном этапе обучения в вузе. Обследовано 253 студента: 102 юноши, 151 девушка. Распределение обследованных по половозрастным группам: 17 лет (юношей — 55, девушек — 74), 18 лет (юношей — 47, девушек — 77).

Измерительным инструментом служил классический трубчатый металлический антропометр Мартина (Швейцария) с точностью измерительных показателей 1,0 мм. Антропометрические исследования проводились на раздетых до нижнего белья испытуемых, в стандартном положении стоя, в первой половине дня в светлом, теплом помещении. Программа антропометрических исследований включала измерение основных показателей физического статуса - рост (см), масса тела (кг), индекс массы тела (индекс Кетле), обхватные размеры, см (9 показателей), диаметры тела (6 показателей), толщина подкожно-жировой складки (калипе-рометрия), компонентный состав тела (биоим-педансометрия). Проведена комплексная оценка индивидуального физического развития с учетом пола и возраста по модифицированным региональным шкалам регрессии массы тела по длине тела, отражающая физиологическую зависимость между этими показателями.

Результаты и обсуждение. Особенность настоящего исследования, в отличие от антропометрических исследований в рамках тех или иных регионов, заключается в том, что оно направлено не на установление справочных (оценочных) таблиц показателей физического развития подростков определенной местности и социальных условий. Объектом исследования являются студенты как отдельная социальная группа, образ жизни и здоровье которых формировались в различных условиях. Поступив в вузы, все они оказываются в условиях одинаковых интенсивных учебных нагрузок, требований выполнения учебных программ в рамках установленных сроков обучения. Для того, что-

12763065

30

ЗНиСО

бы не было срывов в физическом и психическом здоровье в процессе современного инновационного обучения, в вузе созданы условия для занятий физической культурой и спортом -имеются вузовский стадион, спортивные залы, спортивно-оздоровительный лагерь на берегу моря. Сегодня студенты занимаются укреплением своего физического здоровья и спортом не только на занятиях по учебному графику, но и индивидуально в свободное время. Для этого им необходимо знать исходные уровни основных показателей морфофункционального статуса, вести самоконтроль эффективности таких занятий. Методологически и методически это очень важно, если учесть, что в настоящее время в развитии высшего профессионального образования центральное место занимает интенсификация обучения, повышение качества знаний и умений выпускаемых специалистов. С гигиенических позиций здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. В условиях повышения информационных нагрузок и интенсивности учебного процесса возрастают требования к физическому состоянию и здоровью обучаемых. Результаты многолетних исследований показывают, что в среднем около 25-30 % студентов имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 50-60 % -сформировавшиеся еще в школьные годы хронические заболевания, в структуре которых немалую долю занимают отклонения в морфо-функциональном статусе [5-7]. В динамических исследованиях показано ухудшение некоторых физиометрических и психосоматических показателей к концу обучения [1, 8]. Описаны особенности физического развития лиц подросткового и юношеского возраста Приволжского федерального округа [4], Саратовского [2], и Волгоградского [3] регионов. Авторы констатируют, что параметры физического развития юношей и девушек отличаются от соответствующих показателей молодежи, проживающей в других регионах России.

Основные характеристики медико-социального портрета обследованных нами студентов на начальном этапе обучения (1-й курс) имели следующие особенности. Суммарная учебная нагрузка в среднесуточных бюджетах времени составляла в среднем 11,5 часов с индивидуальными колебаниями от 9 до 12,5 часов в день. Основная масса обследованных (79,6 % юношей и 89,4 % девушек) свое материальное положение оценили как «среднее» (вполне удовлетворительное), «высокое» - 12,2 и 4,3 %, «ниже среднего» - 8,2 и 6,3 % соответственно. По данным анкетного опроса, в учебные дни недели студенты на сон отводят в среднем 6,5 часов с индивидуальными колебаниями в отдельные дни недели от 5 до 8 часов. Для выполнения внеаудиторных самостоятельных занятий 80,6 % юношей и 90,8 % девушек имеют дома постоянное рабочее место, 11,2 и 7,8 % -отдельный кабинет. Существенно изменилось отношение у современных студентов к формированию основ здорового образа жизни. Изменилось отношение к табакокурению: на вопрос анкеты «Курите ли Вы?» 68,4 % юношей и 78,0 % девушек ответили «Никогда не ку-

рил(а)», 14,3 и 14,2 % опрошенных ответили «Раньше курил(а), теперь бросил(а) курить» и сэ лишь 17,3 % юношей и 7,8 % девушек ответили рЕ «Постоянно курю». На вопрос анкеты «Ваша о оценка своего здоровья» 83,9 % юношей и ^^ 58,2 % девушек ответили «Практически здо- = ров(а)», 15,3 и 28,4 % - «Функциональные отклонения», а 16,3 и 13,4 % соответственно -«Хронические заболевания». На вопрос «Укажите факторы риска, влияющие на Ваше здо- ■—^ ровье» большинство студентов (56,1-70,0 %) ^ отметили учебную перегрузку и недостаточную двигательную активность.

За последние годы увеличивается доля сту- I—

дентов, осознанно относящихся к охране и ук- ■_

реплению своего физического здоровья. Из числа опрошенных каждый четвертый студент отметил, что систематически самостоятельно занимается каким-либо видом спорта.

Анализ результатов антропометрических исследований обследованной группы первокурсников показал, что у юношей 17 и 18 лет одного года набора ростовые показатели несколько отличаются и составляют в среднем (177,327 ± 1,102) и (180,553 ± 1,156) см соответственно (р < 0,05), в то время как у девушек

17 и 18 лет ростовые показатели стабилизировались и составляют в среднем одинаковые величины - (166,081 ± 0,568) и (166,117 ± 0,72) см соответственно. Несколько иная картина получена при анализе данных по массе тела и окружности грудной клетки. Средние показатели массы тела у юношей 17 лет составляют (68,309 ± 1,805) кг, а у юношей 18 лет - несколько больше - (72,511 ± 1,684) кг. Выявленные различия средних величин массы тела в группе обследованных юношей статистически не значимы (р > 0,05). У девушек выявлены статистически значимые возрастные различия в показателях массы тела. У девушек 17 и 18 лет средние показатели массы тела составили соответственно (54,730 ± 0,825) и (57,844 ± 1,035) кг (р < 0,05). Средние величины окружности грудной клетки (в паузе) как у юношей, так и у девушек 18 лет в среднем на 2,4 и 1,5 см больше по сравнению с аналогичными данными у студентов в возрасте 17 лет. Различия статистически не достоверны (р > 0,05).

Таким образом, анализ результатов антропометрических измерений обследованной группы студентов свидетельствуют о том, что к 18 годам физическое развитие еще окончательно не завершено. У студентов-юношей оно продолжается по всем основным показателям -длине и массе тела, обхвату груди, а у девушек - только по массе тела и обхвату груди. Длина тела у студенток-первокурсниц в возрасте 17 и

18 лет имеет одинаковые значения по статистическим параметрам и персентильным характеристикам.

Следующим этапом анализа результатов выполненных антропометрических исследований явилось определение гармоничности физического развития обследованных студентов (табл.). Выделены следующие группы физического развития и варианты степени гармоничности физического статуса на момент обследования.

12763065

ЗНиСО

31

Таблица. Комплексная оценка гармоничности физического развития

Наименование Критерий оценки Частота распределения, %

Юноши Девушки Всего

1. Гармоничное от М - 1 оЯ до М + 2 оЯ 70,59 70,20 70,36

2. Дисгармоничное, за счет 29,41 29,14 29,25

- дефицита массы тела масса тела ниже М - 1,1 оЯ 6,86 21,85 15,86

- избытка массы тела масса тела выше М + 2,1 оЯ 8,82 1,99 4,74

- низкой длины тела длина тела М < М - 2,1 о 2,94 0,00 1,19

- высокой длины тела длина тела М > М + 2,1 о 10,78 5,30 7,51

Из данных таблицы видно, что большая часть обследованных юношей и девушек (70,36 %) имеет гармоничное физическое развитие. Доля лиц с дисгармоничным развитием составляет в среднем 29,25 %. При этом у 21,85 % девушек - за счет дефицита массы тела, а у 10,78 % юношей - за счет высокой длины тела. Указанные особенности в физическом статусе, несомненно, учитываются при определении индивидуальных видов и величин физических нагрузок.

В комплексной оценке морфофункциональ-ного статуса студентов важно учитывать особенности конституционального соматотипиро-вания. Как известно, последние определяют не только физическое развитие человека, но и характеризуют особенности его обмена веществ, развитие костной, мышечной или жировой ткани, особенности психики и даже склонность к определенным заболеваниям. Существенно важно, что, зная свой соматотип можно наиболее адекватно построить свои тренировочные физические нагрузки, подобрать соответствующую по основным характеристикам диету. В наших исследованиях соматотип развития рассчитывался по результатам измерения длины и массы тела, а также окружности грудной клетки по наиболее устойчивому показателю - индексу Пинье. Установлено, что около 1/3 обследованных (29,2 %) имели гипотонический (долихоморфный) тип телосложения, 55,0 % -нормостенический (мезоморфный) и 15,8 % -гиперстенический типы телосложения. При дальнейшем углубленном анализе полученных результатов антропометрических исследований выявлены существенные различия в распространенности соматотипов развития юношей и девушек. Сравнительный анализ показал, что в группе юношей по сравнению с группой обследованных девушек в 4 раза чаще встречается гиперстенический тип телосложения -29,4 % против 6,6 %. В группе девушек-студенток относительно больше частота встречаемости нормостенического (59,0 %) и астенического (34,4 %) соматотипов по сравнению с таковыми в группе юношей (49,0 и 21,6 % соответственно). Выявлена статистически достоверная связь между степенью гармоничности и соматотипом физического развития. Среди лиц с нормостеническим типом телосложения в

92,8 % случаев отмечается гармоничность физического развития, в то время как число таковых в группе студентов с астеническим сомато-типом составляет лишь 32,4 %. Среди гипер-стеников гармоничное физическое развитие встречается в 2/3 случаев наблюдения (62,5 %).

Проведена комплексная оценка умственной работоспособности по количественным и качественным критериям выполнения дозированного во времени экспериментального задания. Выявлены индивидуальные типы работоспособности у обследованной группы студентов. По показателям скорости и точности выполнения задания на основе известных принципов сигмальных отклонений от среднего арифметического взвешенного были выделены работы, выполненные на «хорошо» (высокая скорость и точность выполнения работы), «удовлетворительно» (показатели скорости и точности работы в пределах М ± 15) и «неудовлетворительно» (допущенных в работе ошибок больше при меньшей скорости ее выполнения). У абсолютного большинства нормостеников (85,6 %) и гиперстеников (85,0 %) работоспособность отмечена как «хорошая» или «удовлетворительная». Число таковых среди гипостеников составило 77,0 %. К концу учебного дня указанные соотношения в показателях умственной работоспособности существенно изменились в сторону увеличения доли работ, выполненных с условной оценкой «неудовлетворительно». Наиболее заметное снижение продуктивности работы отмечено в группе гипостеников - у 32,4 % обследованных этой группы работы были выполнены с оценкой «неудовлетворительно». К концу занятий число работ с такой оценкой среди нормо- и гиперстеников составило 26,6-22,5 %. К началу следующего учебного дня количественные и качественные показатели умственной работоспособности восстанавливаются у всех студентов вне зависимости от конституционального соматотипа развития.

Заключение. Антропометрические исследования студентов 17-18 лет одного года набора показали, что к 17 годам физическое развитие еще окончательно не завершено. Выявлены особенности изменения росто-весовых показателей от 17 к 18 годам в зависимости от пола. У юношей 18 лет ростовые показатели достоверно выше, чем у 17-летних, в то время как у девушек 17

12763065

32

ЗНиСО

и 18 лет они практически одинаковы. Различия в показателях массы тела у юношей статистически недостоверны, а у девушек 17 и 18 лет выявлены статистически значимые возрастные различия в показателях массы тела.

Гармоничное физическое развитие выявлено у большей части обследованных юношей и девушек. Дисгармоничность развития выражена у юношей за счет высокой длины тела, а у девушек - дефицита массы тела.

Выявлена связь между соматотипом и гармоничностью физического развития, соматоти-пом и уровнем и динамикой умственной работоспособности обследованных. Физический статус первокурсников может рассматриваться как исходная основа для определения допустимых пределов физических нагрузок в индивидуальной программе укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни в начальный период адаптации к обучению в вузе. Результаты исследований могут быть использованы при разработке индивидуальных оздоровительных программ укрепления физического здоровья за период обучения в высшей школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонов А.И. и др. Гигиеническая характеристика состояния адаптации у школьников города Уфы / А.И. Агафонов, А.Г. Масагутова, Е.А. Поварго [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 7. С. 14-16.

2. Добровольский Г.А. и др. Анатомо-функциональные особенности физического развития саратовских женщин 17-25 лет в таблицах / И.Г. Добровольский,

B.Н. Николенко / Под общей редакцией Г.А. Добровольского. Саратов, 2008. 286 с.

Мандриков В. Б. и др. Соматотипология и показатели физического развития лиц призывного возраста (по материалам Волгоградского региона) / В.Б. Мандриков, В.Н. Николенко, А.И. Перепелкин, А.И. Краюш-кин. Волгоград: Изд-во ВОЛГГМУ, 2013. 138 с. Матвеева Н.А. и др. Этническо-территориальные особенности физического развития школьников в регионах Приволжского федерального округа / Н.А. Матвеева, Ю.Г. Кузмичев, Е.С. Богомолова, А.В. Леонов // Нижегородский медицинский журнал. 2003. № 1.

C. 133-139.

Миннибаев Т.Ш. Изучение функционального состояния организма студентов при разных методах обучения // Гигиена и санитария. 1985. № 4. С. 44-47. Миннибаев Т.Ш. и др. Теоретические и методические подходы к комплексному изучению состояния здоровья студентов и преподавателей вузов / Т.Ш. Миннибаев, И.К. Рапопорт, В.В. Чубаровский [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 2. С. 15-17. Скоблина Н.А. и др. Современные тенденции физического развития детей и подростков / Н.А. Скоблина,

B.Р. Кучма, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245).

C. 9-12.

Тимошенко К.Т. Гигиеническая оценка профильного обучения в медико-биологических классах: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 2009. 24 с.

Контактная информация:

Тимошенко Камилла Талгатовна, тел.: +7 (915) 166-61-99, e-mail: [email protected] Contact information:

Timoshenko Kamilla,

phone: +7 (915) 166-61-99,

e-mail: [email protected]

V

12763065

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.