УДК [612:616]-057.875-071.3:796
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ОСНОВНОЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ, В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ В СЕВЕРНОМ ВУЗЕ
© 2009 г. М. Н. Кондратьева, Т. С. Окулов, Н. И. Ишекова
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельскт
Изучалось физическое развитие студентов основной и подготовительной групп Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) в динамике двух лет обучения. В структуре заболеваемости студентов I курса по данным медицинского осмотра чаще всего выявлялись заболевания органов зрения, второе и третье места отводились заболеваниям опорнодвигательного аппарата и системы пищеварения. Большинство первокурсников имели средний уровень физического развития; на фоне занятий физическим воспитанием увеличилось количество студентов, имеющих высокий и выше среднего уровень развития; однако оставалась значительной часть лиц с дисгармоничным уровнем развития. Студентам основной группы требуется оптимизация физических нагрузок для получения тренирующего эффекта. Ключевые слова: основная и подготовительная группы, студенты, физическое развитие, метод индексов и стандартов, заболеваемость.
Как известно, здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических и социальных факторов. От состояния физического развития, функционирования органов и систем студентов зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.
Физическое развитие как комплекс морфологических и функциональных показателей, которые определяют физическую работоспособность и уровень биологического состояния индивидуума в момент обследования, является одним из самых информативных критериев здоровья человека [ 1 ]. Уровень физического развития зависит от взаимовыраженности, сочетаемости и взаимодействия антропометрических признаков, определяющих понятие пропорциональности и гармоничности, а также от функциональных показателей, являющихся проявлением жизнедеятельности структурных компонентов тела [9].
Здоровье — сложный показатель, формирующийся под влиянием комплекса внутренних причин и внешних воздействий. Окончательно утвердилось мнение о том, что здоровье растущего организма характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием [5, 7]. Из вышесказанного вытекает, что существует тесная связь между уровнем физического развития, состоянием здоровья и работоспособностью студентов.
Цель работы состояла в оценке динамики физического развития студентов I и II курсов основной и подготовительной групп, занимающихся физическим воспитанием в Северном государственном медицинском университете (СГМУ) г. Архангельска.
Объектом исследования явились 233 студента I курса СГМУ в возрасте 17—19 лет, поступившие в университет в 2006 году, из них 170 девушек (72,96 %) и 63 юноши (27,04 %).
Для достижения поставленной цели использовались методы исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы, измерение антропометрических показателей (длина и масса тела, окружность грудной клетки, спирометрия, динамометрия, становая сила). Для оценки физического развития применялись методы стандартов и индексов: индекс массы тела — ИМТ, индекс пропорциональности — ИП, индекс крепости телосложения — Пинье, тест на развитие мускулатуры — ТРМ, индекс динамометрии кисти — ИДК, индекс становой силы — ИСС [2, 4, 6].
Оценка заболеваемости студентов анализировалась по данным медицинского осмотра, проведенного специалистами. Исследования осуществлялись дважды (сентябрь 2006 г. — I курс и сентябрь 2007 г. — II курс).
Тип исследования — экспериментальный. Способ создания выборки — нерандомизированный, открытый. Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием программы SPSS for Windows (версия 14.0) с учетом нормальности распределения выборки [3]. Применяли параметрический метод описательной статистики с вычислением средней величины, стандартного отклонения, ошибки средней. Уровень значимости различий и достоверность результатов оценивали с использованием t-критерия Стьюдента для парных выборок (при нормальном распределении — согласно критерию Колмогорова — Смирнова), данные, не имеющие нормального распределения, оценивали с помощью непараметрического двустороннего критерия Манна — Уитни.
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам медицинского осмотра на I курсе 132 студента (56,65 %) были отнесены к основной и 101 (43,35 %) — к подготовительной группам. На II курсе обучались 181 студент основной и подготовительной групп, из них 72,92 % девушек и 27,18 юношей. Количество студентов основной группы увеличилось на 6,33 % по сравнению с I курсом и составило 62,98 %, а подготовительной уменьшилось и составило 37,01 %.
В структуре заболеваемости студентов I курса по данным медицинского осмотра чаще всего выявлялись заболевания органов зрения (33,03 %). Второе и третье места отводились заболеваниям опорно-двигательного аппарата (7,72 %) и системы пищеварения (5,63 %). Практически здоровых первокурсников было 49,35 %. На II курсе количество практически здоровых студентов уменьшилось на 1,8 %, количество заболеваний органов зрения возросло до 40,92 %, заболеваний опорно-двигательного аппарата увеличилось на 10,01 %, а системы пищеварения уменьшилось до 3,92 %.
Анализ антропометрических показателей выявил (табл. 1), что в сравниваемых группах более высокие показатели роста отмечались у юношей, при повторном исследовании наблюдалось достоверное
увеличению данного показателя во всех группах. Самые высокие средние показатели массы тела отмечались у юношей подготовительной группы. При втором исследовании достоверно увеличилась масса тела у юношей основной (Ч = 4,79, р < 0,001), подготовительной (Ч = 4,58, р < 0,001) групп и у девушек подготовительной группы (4= 4,19, р < 0,001). Через год учебно-тренировочного процесса достоверно возросли показатели динамометрии лишь у девушек подготовительной группы (Ч = 3,9, р < 0,001). Показатели становой силы у юношей также значительно превышали таковые у девушек. При повторном исследовании данные параметры достоверно увеличились только у юношей подготовительной группы (Ч = 3,45, р = 0,006).
Оценка физического развития студентов основной группы с помощью метода стандартов (сигмальных отклонений) показала, что большинство студентов (61,60 %) имели средний уровень физического развития (рис. 1). Количество студентов, имеющих низкий уровень физического развития, в основной группе составило 4,50 %, высокий уровень отмечался у 5,30 %. На II курсе в основной группе увеличилась доля лиц с высоким и выше среднего уровнем физического развития (от 5,30 до 6,10 и от 18,80 до 26,30 % соответственно). Средний уровень развития имели 56,10 % второкурсников.
При первом обследовании анализ гармоничности физического развития у студентов основной группы выявил, что преобладающее количество их (47,40 %) имели дисгармоничное развитие, резко дисгармоничное наблюдалось у 18,80 %, а гармоничное — у
33,10 %. При повторном обследовании увеличилось количество студентов с дисгармоничным уровнем развития за счет уменьшения доли с гармоничным (30,70 %) и резко дисгармоничным (16,70 %).
Изучение физического развития студентов подготовительной группы на I курсе показало, что 69,30 % от их числа имели средний уровень физического развития (рис. 2). Доля студентов с низким уровнем физического развития составила 2,00 %, с высоким — 5,00 %. На II курсе у студентов этой группы средний
Таблица 1
Динамика антропометрических показателей студентов основной и подготовительной групп в зависимости от пола
Группа Длина тела, см Масса тела, кг Динамометрия правой кисти, кг Становая сила, кг
I курс II курс I курс II курс I курс II курс I курс II курс
Основная і77,90± і78,7і± 68,07± 7і,07± 44,54± 46,09± іі9,74± і28,69±
юношей і,і3 і іі *** і,20 і 34 *** і,69 і,06 5,і3 3,75
Основная і62,70± і63,4і± 54,70± 55,5і± 23,66± 24,02± 6і,68± 60,7і±
девушек 0,74 0,75 *** 0,80 0,82 0,66 0,62 2,і4 і,7і
П одготовительная і78,77± і79,64± 69,і5± 73,86± 44,55± 46,82± іі3,36± і29,73±
юношей і,76 і,75* 2,50 3,05 *** 2,26 і,5і 7,27 5 46 ****
П одготовительная і64,74± і65,24± 55,69± 56,99± 2і,6і± 23,7і± 57,96± 59,04±
девушек 0,80 0,79 ** 0,92 0,9і *** 0,58 0,56 *** 2,30 і,7і
Примечание. Достоверность различий показателей в годичной динамике: * — р < 0,05.;** — р < 0,01; *** — р < 0,001; ** - р < 0,005.
Рис. 1. Динамика уровня физического развития в основной группе
уровень развития наблюдался у 53,70 %, уровень физического развития выше среднего увеличился на
12,10 % и составил 29,90 %.
Дисгармоничное развитие имели 50,50 % студентов подготовительной группы. Доля студентов с резко дисгармоничным развитием составила 18,80 %, гармонично развитых студентов — 30,70 %. При повторном исследовании на II курсе дисгармоничное развитие студентов также преобладало (46,20 %), но число лиц этой группы снизилось за счет увеличения доли студентов с гармоничным развитием до 32,80 % и резко дисгармоничным до 21,0 %.
Анализ физического развития по методу индексов (табл. 2) показал, что средние значения ТРМ во всех сравниваемых группах свидетельствовали о хорошем развитии мускулатуры плечевого пояса у студентов. Повторное исследование выявило достоверное увеличение этого показателя лишь в основной группе юношей (t = 2,3, р = 0,027). Средние показатели ИП указывали, что девушки в обеих группах были более пропорционально сложены в отличие от юношей в сравниваемых группах, у которых длина ног превышала длину туловища. Значимых изменений через год учебы данный индекс не претерпел.
Рис. 2. Динамика уровня физического развития в подготовительной группе
При оценке средних значений индекса Пинье, характеризующего тип телосложения [8], было выявлено, что они соответствовали нормостеническому типу телосложения, и при повторном исследовании данные индекса достоверно снизились в группе юношей как основной ^ = 2,4, р = 0,021), так и подготовительной ^ = 4,11, р = 0,002) групп. Индекс массы тела свидетельствовал, что у всех студентов в среднем был нормальный вес. Ко II курсу ИМТ достоверно увеличился в трех исследуемых группах, кроме основной группы девушек.
Сравнение средних показателей ИДК выявило, что у юношей обеих групп этот показатель был выше, чем у девушек. Ко II курсу он достоверно увеличился лишь в подготовительной группе девушек ^ = 3,3, р < 0,001). При оценке ВСС в сравниваемых группах выявлено, что у юношей этот показатель был также выше, чем у девушек. Статистически значимых изменений этот показатель при повторном обследовании не претерпел.
Сравнение показателей индексов в каждой исследуемой группе обнаружило некоторые особенности. Так, оценка телосложения по индексу Пинье показала, что при первом обследовании у 68,24 % девушек
Таблица 2
Оценка физического развития по методу индексов в динамике исследования
Индекс Курс Основная группа девушек п=68 Основная группа юношей п=35 Подготовительная группа девушек п=56 Подготовительная группа юношей п = 11
ТРМ I 6,65+0,43 11,69+0,91 7,20+0,45 11,09 + 1,67
II 6,57+0,38 13,23+0,78* 6,78+0,45 13,81 + 1,78
ИП I 9,09+0,87 5,93+0,94 10,40+0,50 5,50 + 1,44
II 8,16+0,88 5,49+0,91 9,28+0,93 5,00 + 1,62
Пинье I 25,44 + 1,02 21,92 + 1,77 27,52 + 1,25 22,62+4,20
II 24,73+1,10 19,57+1,97* 23,46+3,07 16,86+5,21***
ИМТ I 20,6+0,23 21,51+0,36 20,50+0,28 21,69+0,86
II 20,8+0,25 22,26+0,38** 20,87+0,29** 22,95+1,02**
ИДК I 43,53+1,18 65,74+2,47 38,93+0,94 65,18+4,11
II 43,64+1,10 65,27+1,51 41,98+1,04** 64,45+3,24
ИСС I 113,81+4,15 176,69+7,37 105,20+4,39 167,82 + 14,79
II 110,38+3,25 182,23+5,44 104,66+3,19 178,45 + 10,64
Примечание. Достоверность различий показателей в годичной динамике: * — р < 0,05 ; ** — р < 0,001;
- р < 0,002.
основной группы отмечался нормостеническии тип телосложения, у 28,24 % — астенический, гиперстенический — лишь у 3,52 %. У юношей основной группы 65,91 % составили лица нормостенического типа, 20,45 % — астенического и 13,64 % — гиперстенического. На II курсе у юношей увеличилась доля лиц гиперстенического телосложения до 23,10 % и уменьшилась астенического до 15,38 %. На I курсе среди девушек подготовительной группы преобладали лица нормостенического типа (56,96 %), а среди юношей
— астенического (40,00 %). На II курсе такие различия не наблюдались, у девушек нормостеников стало 63,16 %, а у юношей — 60,0 %. На II курсе у девушек подготовительной группы более чем в четыре раза возросло число гиперстеников (с 5,06 до 22,81 %). У юношей-второкурсников уменьшилась доля как астеников (на 10,0 %), так и гиперстеников (на 15,0 %). По-видимому, изменения в типах телосложения произошли в результате перераспределения студентов по медицинским группам по состоянию здоровья при втором исследовании.
Показатели пропорциональности физического развития указывали на незначительную часть пропорционально сложенных студентов как в основной (13,17 % — I курс, 11,40 % — II курс), так и подготовительной (17,17 % — I курс, 22,38 % — II курс) группах. Причем большую часть пропорционально развитых в обоих исследованиях составляли представительницы женского пола.
Анализ ИМТ у студентов I курса основной группы выявил, что 61,30 % от их числа имели нормальную массу тела, 34,10 % — недостаточную, а 4,60 % -избыточную. При повторном обследовании основной медицинской группы было установлено увеличение доли студентов с нормальной массой тела до 64,0 %, снижение до 28,90 % с недостаточной и увеличение до
7,10 % с избыточной. На I курсе в подготовительной группе у 53,50 % студентов отмечалась нормальная
масса тела, у 37,40 % — недостаточная, у 7,10 % -избыточная и у 2,00 % — ожирение. На II курсе в подготовительной группе увеличилась доля студентов с нормальной массой тела (59,70 %), уменьшилась доля с недостаточной (34,30 %) и избыточной (6,0 %).
Исследование индекса динамометрии правой кисти у студентов основной группы за первый год обучения в вузе показало, что большая часть обследованных имела индекс ниже среднего (70,54 %), средний показатель был лишь у 23,26 % студентов, а выше среднего — у 6,20 %. На II курсе в основной медицинской группе аналогичная тенденция сохранялась (ниже среднего — 70,18 %, средний — 26,32 %, выше среднего — 3,50 %). В подготовительной группе при первом обследовании 85,86 % студентов имели показатель ниже среднего, 10,10 % — средний и 4,04 %
— выше среднего. При повторном обследовании увеличилась доля студентов, имеющих средние значения индекса динамометрии (до 22,39 %), и уменьшилась доля с индексом ниже среднего (до 74,62 %) и выше среднего (до 2,99 %).
Сравнение ИСС при первом исследовании выявило, что как в основной, так и подготовительной группах преобладали показатели данного индекса с оценкой ниже среднего (76,74 и 78,79 % соответственно). При втором исследовании данная тенденция сохранялась, причем в подготовительной группе отмечалось увеличение количества таких студентов до 89,55 %.
Таким образом, результаты исследования показали, что у студентов I курса отмечалась высокая заболеваемость органов зрения и опорно-двигательного аппарата, которая несколько возросла ко второму году обучения.
Нерациональный режим дня студента, значительное время, проводимое у компьютера или телевизора, являются фактором риска нарушений функций глаза и его придаточного аппарата. Большую нагрузку на органы зрения оказывают недостаточная освещенность
кабинетов, низкое качество учебных досок, повышенные учебные нагрузки. По-видимому, это и объясняет тот факт, что наиболее часто среди заболеваний глаз у студентов выявляются миопии различной степени и спазм аккомодации. Низкая двигательная активность студентов младших курсов, обусловленная высокой учебной нагрузкой, может способствовать росту заболеваемости опорно-двигательного аппарата.
Общая заболеваемость студентов ко II курсу несколько снизилась, и возросло количество занимающихся физическим воспитанием в основной группе. Большинство студентов-первокурсников имели средний уровень физического развития, на фоне занятий физическим воспитанием увеличилось количество имеющих высокий и выше среднего уровень развития, однако оставалась значительной часть студентов с дисгармоничным уровнем развития.
Во всех сравниваемых группах преобладали студенты с нормостеническим типом телосложения и нормальной массой тела, но девушки были более пропорционально сложены, чем юноши.
Учебно-тренировочные занятия, проводимые в течение года, способствовали увеличению показателей, характеризующих мышечную силу, в большей степени у студентов подготовительной группы. Студентам основной группы требуется оптимизация физических нагрузок для достижения тренирующего эффекта.
Список литературы
1. Абросимова М. Ю. Здоровье молодежи: монография / М. Ю. Абросимова, В. Ю. Альбицкий, Ю. А. Галлямова, А. С. Созинов. — Казань : Медицина, 2007. — С. 50.
2. Воронцов П. В. Спортивная медицина : учебное пособие / П. В. Воронцов. — Архангельск : Изд-во Поморского педагогического университета, 1994. — С. 12—28.
3. Гланц С. Медико-биологическая статистика : пер. с англ./ С. Гланц. — М. : Практика, 1998. — С. 17—365.
4. Гневушев В. В. Врачебный контроль в физическом воспитании студентов : учебное пособие / В. В. Гневушев, Е. С. Карашуров, Ю. П. Краснов, В. И. Федоренко. — Петрозаводск, 1982. — С. 26—47.
5. Громбах С. М. Социально-гигиенический аспект оценки состояния здоровья детей и подростков / С. М. Громбах
// Вестник Академии медицинских наук СССР. — 1984.
- № 4. - C. 75-80.
6. Коробицын А. А. Методы функциональных исследований в физической культуре и спорте : (учебнометодические рекомендации). — Архангельск : Изд. центр ПГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. — C. 3—6.
7. Минх А. А. Общая гигиена / А. А. Минх. — М. : Медицина, 1984. — С.18—76.
8. Никитюк Б. А. Морфология человека / Б. А. Ники-тюк, В. П. Чтецов. — М. : Изд-во МГУ, 1983. — С. 320.
9. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. — М. : Медицина, 1991. — С. 272.
THE DYNAMICS OF STUDENTS’ PHYSICAL DEVELOPMENT TRAINING IN GENERAL AND ACCESS GROUPS WITHIN TWO YEARS OF STUDYING IN NORTHERN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
M. N. Kondratyeva, T. S. Okulov, N. I. Ishekova
The Northern State Medical University
The article deals with the students’ physical development in general and access groups of NSMU during two years studying. According to the medical examination the first year student mostly had organ of vision diseases. Then it was problem with musculoskeletal system (locomotorium) and digestion system. The majority of the first year student had average power of physical development. After physical classes the number of students having high and upscale power has increased but the high rate of students with disharmonious power was present. For getting positive training results students of the general group must have optimization physical activity.
Key words: in general and access groups, students, physical education, the index and standards methods, disease.
Контактная информация:
Кондратьева Маргарита Николаевна — преподаватель кафедры физической культуры и оздоровительных технологий Северного государственного медицинского университета
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51 Тел. (8182) 28-57-73 E-mail: [email protected]
Статья поступила 23.12.2008 г.