Научная статья на тему 'Современное состояние физического развития школьников Пензенского региона'

Современное состояние физического развития школьников Пензенского региона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
346
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АНТРОПОМЕТРИЯ / НОРМАТИВЫ / HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS / PHYSICAL DEVELOPMENT / ANTHROPOMETRY / STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаврюшин М. Ю.

Пензенский регион является одним из основных развитых центров Приволжского федерального округа, в котором уровень загрязнения окружающей среды превышает средний уровень по России, что не может не сказываться на состоянии здоровья и, соответственно, физическом развитии детского населения. Целью исследования явилось изучение современного состояния физического развития детей школьного возраста Пензенского региона. Для этого, в первую очередь, проведены антропометрические измерения 2539 детей в возрасте 717 лет (1387 школьников в г. Пензе и 1152 в Пензенской области). Исходя из полученных результатов разработаны антропометрические стандарты развития школьников Пензенского региона, на основе которых была проведена оценка современного состояния физического развития детей г. Пензы и Пензенской области. Помимо стандартных методик использовалось разработанное компьютерное приложение «Программа индивидуальной оценки физического развития школьника» (свидетельство №2016616135). Анализ гармоничности физического развития современных школьников 7-17 лет Пензенского региона показал, что нормальное (гармоничное) физическое развитие имели 47% детей в г.Пензе и 60,43% школьников Пензенской области. При определении сома-тотипа исследованных детей выявлено, что мезосоматический тип развития имели 23,8% школьников г. Пензы и 41,1% Пензенской области. Высокая доля обследованных детей с дисгармоничными и отстающими от средних антропометрических показателей физического развития подтверждает необходимость осуществления комплекса профилактических мероприятий среди детского населения школьного возраста Пензенского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гаврюшин М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY STATE OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN OF PENZA REGION

Penza region is one of the main developed area of the Volga Federal district, where the level of environmental pollution exceeds the average level in Russia, what has an impact on health and, consequently, physical development of the child population. The aim of the research was to study the current state of physical development of school-age children of the Penza region. For this, first of all, were conducted anthropometric measurements 2539 children aged 7-17 years (1387 pupils in the city of Penza and 1152 in the Penza region). Based on the results were developed anthropometric standards for the development of pupils of the Penza region, based on which was evaluated the current state of physical development of children of the city of Penza and Penza area. In addition to the standard methods, we used developed computer application "Program of individual estimation of physical development of the student" (certificate №2016616135). Analysis of the harmonicity of physical development of modern schoolchildren 7-17 of the Penza region has shown that the normal (harmonious) physical development had 47% of children in the city of Penza and 60,43% of students in Penza area. When we were determining the somatotype of the investigated children revealed that normal (meza) type of development had 23.8% of schoolchildren of Penza and 41.1% of Penza area. A high proportion of the surveyed children with disharmonious and behind the average anthropometric indicators of physical development confirms the necessity for implementation the complex of preventive measures among children of school-age population of the Penza region.

Текст научной работы на тему «Современное состояние физического развития школьников Пензенского региона»

УДК 613.955:613.956:613.96

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА

Гаврюшин М.Ю.

ФГБОУ ВО «Самарский Государственный медицинский университет», г. Самара, Российская Федерация

Аннотация. Пензенский регион является одним из основных развитых центров Приволжского федерального округа, в котором уровень загрязнения окружающей среды превышает средний уровень по России, что не может не сказываться на состоянии здоровья и, соответственно, физическом развитии детского населения. Целью исследования явилось изучение современного состояния физического развития детей школьного возраста Пензенского региона. Для этого, в первую очередь, проведены антропометрические измерения 2539 детей в возрасте 717 лет (1387 школьников в г. Пензе и 1152 - в Пензенской области). Исходя из полученных результатов разработаны антропометрические стандарты развития школьников Пензенского региона, на основе которых была проведена оценка современного состояния физического развития детей г. Пензы и Пензенской области. Помимо стандартных методик использовалось разработанное компьютерное приложение «Программа индивидуальной оценки физического развития школьника» (свидетельство №2016616135). Анализ гармоничности физического развития современных школьников 7-17 лет Пензенского региона показал, что нормальное (гармоничное) физическое развитие имели 47% детей в г.Пензе и 60,43% школьников Пензенской области. При определении сома-тотипа исследованных детей выявлено, что мезосоматический тип развития имели 23,8% школьников г. Пензы и 41,1% - Пензенской области. Высокая доля обследованных детей с дисгармоничными и отстающими от средних антропометрических показателей физического развития подтверждает необходимость осуществления комплекса профилактических мероприятий среди детского населения школьного возраста Пензенского региона.

Ключевые слова: гигиена детей и подростков, физическое развитие, антропометрия, нормативы.

Важнейшей задачей российского здравоохранения является совершенствование организации и проведения профилактических осмотров детского населения как этапа выявления наиболее ранних отклонений в состоянии здоровья детей разных возрастно-половых групп [1]. Физическое развитие является одной из ведущих характеристик состояния здоровья детской популяции, отражающей влияние эндогенных и экзогенных факторов [2; 3; 4]. Пензенский регион является одним из основных развитых центров Приволжского федерального округа, в котором уровень загрязнения окружающей среды превышает средний уровень по России, что не может не сказываться на состоянии здоровья и, соответственно, физическом развитии детского населения. Антропометрические данные, собранные на

основе исследований однородных групп детского населения, являются репрезентативным материалом для создания нормативов физического развития, поэтому стандарты физического развития требуют регулярного (не реже 1 раза в 10 лет) обновления, с адаптацией для каждого региона страны [5]. Оценка физического развития является инструментом определения состояния здоровья и характера питания детей и подростков как на популяционном уровне в эпидемиологических исследованиях, так и на индивидуальном уровне. Поэтому необходимо получение информации о современном состоянии физического развития подрастающего поколения, при этом оценка должна быть основана на региональных антропометрических стандартах [6; 7].

—---

'Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

—--—

Цель исследования: изучение современного состояния физического развития детей школьного возраста Пензенского региона.

Материал и методы исследования. Проведены измерения основных антропометрических параметров детей и подростков, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях г. Пензы и Пензенской области. Первоначально было получено информированное добровольное согласие на исследования детей от их родителей (законных представителей). Далее проводилась оценка состояния здоровья детей в соответствии с Приложением № 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 г. № 1346н, заключающаяся в выко-пировки данных углубленных медицинских осмотров из медицинской документации: истории развития ребёнка (ф. 112-у), медицинской карты ребенка (ф.026-у). Исходя из данных медицинской документации, все дети были распределены по группам здоровья. В группу исключения вошли дети III, IV и V групп здоровья. Для исследования были отобраны дети, которые по данным медицинской документации относились к здоровым и практически здоровым (I и II группы). Всего в группу обследования вошло 2539 детей в возрасте 7-17 лет: 1387 школьников в г. Пензе и 1152 - в Пензенской области. Обследованные дети постоянно проживали в г. Пензе или Пензенской области более 5 лет. Все измерения проводились по унифицированной антропометрической методике с использованием стандартного инструментария [8]. Исходя из полученных результатов измерений разработаны антропометрические стандарты развития школьников Пензенского региона, на основе которых была проведена оценка современного состояния

физического развития детей г. Пензы и Пензенской области. Помимо стандартных методик оценки использовалось разработанное компьютерное приложение «Программа индивидуальной оценки физического развития школьника» (свидетельство №2016616135). В исследовании оценивались гармоничность антропометрических показателей длины и массы тела, окружностей грудной клетки, талии и бёдер, уровень физического развития, а также интегральный показатель, характеризующий питание ребёнка - индекс массы тела (ИМТ). Сбор и хранение первичных данных выполняли в среде «Microsoft Excel 2010». Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью пакета прикладных программ SPSS 21 (лицензия № 20130626-3).

Результаты. Анализ гармоничности физического развития современных школьников 7-17 лет Пензенского региона показал, что нормальное (гармоничное) физическое развитие имели 47% детей в г.Пензе и 60,43% школьников Пензенской области. При этом дисгармоничное физическое развитие школьников г. Пензы обусловлено, в большей части, избыточной массой тела и составило 20,0% от общего числа учащихся в пензенских школах. В Пензенской области доля детей с дисгармоничным физическим развитием (25,9%) выше, чем у городских сверстников и обусловлено, в основном, отклонениями показателя массы тела и антропометрических окружностей от среднего значения. Резко дисгармоничный морфофункциональный статус школьников города Пензы и Пензенской области обусловлен в большей части избыточной массой тела.

Таблица 2

Оценка физического развития детей и подростков в возрасте 7-17 лет в г. Пензе и Пензенской области.

Показатели физического развития г. Пенза,% Пензенская об-ласть,% Достоверность различий

Морфофункциональный статус: гармоничный дисгармоничный 47,00 20,00 60,43 25,90 p<0,05 p>0,05

резко дисгармоничный 33,30 13,67 p<0,05

Соматотип:

микросоматический мезосоматический 30,20 23,80 30,58 41,10 p>0,05 p<0,05

макросоматический 46,00 28,32 p<0,01

ИМТ:

Гармоничные значения Избыточная масса 42,40 34,42 56,80 23,50 p<0,05 p<0,05

Недостаточная масса 23,18 19,70 p>0,05

Определение соматотипа ребенка позволяет дать представление о морфофункциональном состоянии его организма. В г. Пензе почти половина исследованных детей (46,0%) имели макро-соматический тип развития в большей степени за счет избыточной массы тела. При этом мезосо-матический тип был выявлен только у 23,8% учащихся, а микросоматический тип развития (30,2%) был обусловлен низким, относительно среднего, показателем параметра ОГК. В Пензенской области макросоматический тип развития (28,32%) был обусловлен как избыточной массой тела, так и высоким, относительно среднего, показателем длины тела. Доля детей Пензенской области с мезосоматическим типом развития составила 41,1%, с микросоматическим -30,58%. Расчет индекса массы тела (ИМТ) школьников Пензенского региона выявил аналогичные тенденции. Гармоничные значения ИМТ были выявлены у 42,4% школьников г. Пензы и 56,8% учащихся Пензенской области. Отклонения индекса массы тела, сопровождающиеся избыточной массой и ожирением, были определены у 34,42% детей и подростков г. Пензы и 23,5% Пензенской области. В тоже время доля детей с недостаточной массой и патологическим дефицитом массы тела составила в г. Пензе -23,18%, в Пензенской области - 19,7%.

Заключение. Результаты гигиенической оценки антропометрических показателей физического развития и индекса массы тела школьников Пензенского региона продемонстрировали, что дети региональной столиц достоверно отличаются по основным антропометрическим показателям от своих сверстников, проживающих в районных центрах. Своеобразные условия обучения, образ жизни и факторы окружающей среды оказывают неоднородное влияние на рост и развитие детей, проживающих и обучающихся в региональных столицах и за их пределами. Высокая доля обследованных детей с дисгармоничными и отстающими от средних антропометри-

ческих показателей физического развития подтверждает необходимость осуществления комплекса профилактических мероприятий среди детского населения школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березин И.И., Сазонова О.В., Гаврюшин М.Ю. Региональные аспекты гигиенической оценки физического развития детей и подростков на примере г.о. Новокуйбышевск // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 2-2. С. 419-421.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже десятилетий. М.: НЦЗД РАМН. 2008. 216 с.: ил.

3. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья студентов по результатам медицинских осмотров // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 2. С. 4057.

4. Гаврюшин М.Ю., Березин И.И., Сазонова О.В. Антропометрические особенности физического развития школьников современного мегаполиса // Казанский медицинский журнал. 2016. Т. 97. № 4. С. 629633.

5. Березин И.И., Гаврюшин М.Ю. Обоснование необходимости создания современных региональных стандартов физического развития детей и подростков Приволжского федерального округа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 5-2. С. 829-831.

6. Русакова Н.В., Березин И.И. Динамика антропометрических показателей детей и подростков г. Самары (1978-2008 гг.) // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 8. С. 200-206.

7. Сазонова О.В., Березин И.И., Бородина Л.М. Йододефицитные состояния среди детей школьного возраста города Самара // Фундаментальный исследования. 2014. № 10-1. С. 170-173.

8. Кучма В.Р., Вишневецкая Т.Ю., Ямщикова Н.Л. Исследование физического развития детей и подростков в системе социально-гигиенического мониторинга. Методические указания. М.; 1999. 37 с.

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

—--—

C ONTEMPORARY STATE OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN OF PENZA REGION

Gavryushin M.Yu.

Samara State Medical University, Samara, Russian Federation

Annotation. Penza region is one of the main developed area of the Volga Federal district, where the level of environmental pollution exceeds the average level in Russia, what has an impact on health and, consequently, physical development of the child population. The aim of the research was to study the current state of physical development of schoolage children of the Penza region. For this, first of all, were conducted anthropometric measurements 2539 children aged 7-17 years (1387 pupils in the city of Penza and 1152 - in the Penza region). Based on the results were developed anthropometric standards for the development of pupils of the Penza region, based on which was evaluated the current state of physical development of children of the city of Penza and Penza area. In addition to the standard methods, we used developed computer application "Program of individual estimation of physical development of the student" (certificate №2016616135). Analysis of the harmonicity of physical development of modern schoolchildren 7-17 of the Penza region has shown that the normal (harmonious) physical development had 47% of children in the city of Penza and 60,43% of students in Penza area. When we were determining the somatotype of the investigated children revealed that normal (meza) type of development had 23.8% of schoolchildren of Penza and 41.1% of Penza area. A high proportion of the surveyed children with disharmonious and behind the average anthropometric indicators of physical development confirms the necessity for implementation the complex of preventive measures among children of school-age population of the Penza region.

Key words: hygiene of children and adolescents, physical development, anthropometry, standards.

REFERENCES

1. Berezin I.I., Sazonova O.V., Gavryushin M.Yu. Regional aspects of hygienic assessment of physical development of children and adolescents on the example of the city of Novokuibyshevsk. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2015, vol. 17, № 2-2, pp. 419-421 (in Russian)

2. Baranov A.A., Kuchma V.R., Skoblina N.A. Fizi-cheskoe razvitie detej i podrostkov na rubezhe desjatiletij. M.: Nauchnyj centr zdorov'ja detej RAMN. 2008. 216 s.: il. (in Russian)

3. Minnibaev T.Sh., Rapoport I.K., Chubarovskij V.V. Metodicheskie rekomendacii po kompleksnoj ocenke sostojanija zdorov'ja studentov po rezul'tatam medicinskih osmotrov. Voprosy shkol'noj i universi-tetskoj mediciny i zdorov'ja. 2015, № 2, pp. 40-57 (in Russian)

4. Gavryushin M.Yu, Berezin I.I., Sazonova O.V. Anthropometric features of physical development of modern metropolis schoolchildren. Kazanskij medicinskij

zhurnal. 2016, vol. 97, № 4, pp. 629-633 (in Russian) DOI: 10.17750/KMJ2015-629

5. Berezin I.I., Gavryushin M.Yu. Justification the need of creation the modern regional standards of physical development of children and teenagers in Volga Federal District. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2014, vol. 16, № 5-2, pp. 829-831 (in Russian)

6. Rusakova N.V., Berezin I.I. Dinamika antropo-metricheskih pokazatelej detej i podrostkov g. Samary (1978-2008 gg.). Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009, № 8, pp. 200-206. (in Russian)

7. Sazonova O.V., Berezin I.I., Borodina L.M. Iodine deficiency among schoolchildren of Samara city. Fundamental research. 2014, № 10-1, pp. 170-173. (in Russian)

8. Kuchma V.R., Vishneveckaja T.Ju., Jamshhikova N.L. Issledovanie fizicheskogo razvitija detej i podrostkov v sisteme social'no-gigienicheskogo monitoringa. Metodicheskie ukazanija. M.; 1999. 37 s. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.