ходимо учесть, что их расчет осуществлялся на различных объемах ответов, так как некоторые респонденты не выделили незначимые главы. Соответственно, имеет место несопоставимость объемов выборки, где рейтинг незначимых глав может быть нерепрезентативен для сравнения. Несмотря на это, авторы приводят его и отмечают данное обстоятельство как очередной косвенный фактор подтверждения гипотезы в части различия потребностей среди аспирантов.
Продолжая исследование, авторы предлагают проанализировать главы методического пособия, углубляя ранжирование по уровню значимости или незначимости. В результате, углубленное ранжирование данных позволяет выявить главы, имеющие наибольшую значимость среди значимых и среди незначимых для аспирантов (рис. 2), а также определить долю аспирантов, отдающих предпочтение той или иной главе методического пособия.
Примечательно, что Глава I, являясь значимой для одних аспирантов (41,7%), в то же время имеет низкую значимость для других (37,5%). Похожая ситуация и с Главой III, где ее высокую значимость отметили одни (33,3%), а другие (25%) обозначили ее как незначимую. Данные обстоятельства позволяют утверждать, что анализируемая выборка крайне неоднородна, и с высокой долей вероятности аспиранты имеют диаметрально противоположные потребности в отдельных направлениях знаний (заинтересованность). На этом противоречивые совпадения заканчиваются, и если не учитывать «лидеров» (главы I, III), то можно определить Главу VIII (16, 7%) и Главу II (8,3%) в качестве наиболее значимых, а Главу IX (25%) как наименее значимую для конкретной выборки респондентов.
В итоге, применив различные подходы к анализу базы данных ответов, можно однозначно предположить, что респонденты не только имеют различную заинтересованность (потребность) в изучении определенных глав методического пособия, но и уровень такой заинтересованности существенно отличается, а в отдельных случаях может быть диаметрально противоположным. Соответственно, само по себе методическое пособие не требует переформатирования, так как каждая его глава вызвала заинтересованность у аспирантов и/или способна удовлетворить потребности отдельного аспиранта. Вышеприведённое исследование показывает наличие уровня заинтересованности аспирантов к определенным главам, и данное явление может использоваться научно-педагогическим соста-
Библиографический список
вом как фактор, вызывающий потребность к переформатированию программы обучения по дисциплине (например, как метод преподавания лекций с целью повышения посещаемости).
Полученные в ходе исследования результаты подтверждают гипотезу авторов в части различий в заинтересованности (потребности) аспирантов, но не позволяют сделать однозначный вывод о необходимости переформатирования образовательной программы и приведения ее к какому-то особому (индивидуальному для данной выборки) виду или порядку изучения. Причиной, положенной в основу указанных выводов об опровержении второй части гипотезы, где сформулирована необходимость переформатирования образовательной программы, можно считать тот факт, что рассматриваемая дисциплина преподаётся в режиме свободного посещения, что не позволяет говорить о жесткости структуры образовательной программы, требующей необходимости корректировки в зависимости от заинтересованности аспирантов.
Однако уровень заинтересованности может использоваться для небольшой корректировки отдельных образовательных методов в целях повышения уровня посещаемости занятий, работы аспирантов во время занятия или формирования домашних заданий.
По мнению авторов, подход свободной посещаемости наиболее рационален и позволяет каждому аспиранту удовлетворить свою потребность в изучении определенной главы или представляет возможность не посещать занятие, проводимое в рамках неактуальной для него главы. Но эффективность использования подхода свободной посещаемости может быть достигнута только при условии правильного выбора методов или их комбинаций. Вполне очевидно, что заинтересованность имеет место быть как фактор и может учитываться при выборе методов реализации образовательной программы, если программа предусматривает обязательное посещение на протяжении всего курса. Кроме того, при регулярном исследовании уровня заинтересованности научно-педагогический состав может решить проблему, связанную с качеством усвоения образовательной программы или объемом посещаемости.
Проведенная авторами работа может послужить базой для дальнейшего изучения уровня влияния заинтересованности на эффективность применения подхода свободного посещения.
1. Витвицкая Л.А. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса. Высшее образование в России. 2009; № 7.
2. Дотдуева Ж.Б., Базарова Д.Р, Чернова А.И., Басхаева И.И. Психологические факторы удовлетворенности личности условиями образовательного процесса. Вестник УРАО. 2018; № 5.
3. Субботкина З.Н. Проблемы активизации мыслительной деятельности учащихся и их решения. Достижения науки и образования. 2020; № 16 (70).
4. Ларионова Н.И. Использование активных методов обучения при выполнении курсового проекта по специальным дисциплинам. Вестник Казанского технологического университета. 2013; № 12.
5. Хальзова Н.А., Лунина Ю.В. Практический опыт применения интерактивных занятий в вузе. Проблемы науки. 2018; № 6 (126).
6. Тимофеева Т.В., Нестеренко М.А. Об интеграции курсов компьютерной и инженерной графики для инженерных специальностей. ВестникРУДН. Серия: Инженерные исследования. 2012.
7. Банарцева А.В., Нечаева А.А. Обучение иностранному языку онлайн: преимущества и недостатки. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016.
8. Фон Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. Москва: Наука, 1970.
9. Костенко Е.П. Теория прогрессивного управления А. Маслоу. Пространство экономики. 2012; № 1-3.
References
1. Vitvickaya L.A. Organizaciya vzaimodejstviya sub'ektov obrazovatel'nogo processa. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009; № 7.
2. Dotdueva Zh.B., Bazarova D.R., Chernova A.I., Bashaeva I.I. Psihologicheskie faktory udovletvorennosti lichnosti usloviyami obrazovatel'nogo processa. Vestnik URAO. 2018; № 5.
3. Subbotkina Z.N. Problemy aktivizacii myslitel'noj deyatel'nosti uchaschihsya i ih resheniya. Dostizheniya naukii obrazovaniya. 2020; № 16 (70).
4. Larionova N.I. Ispol'zovanie aktivnyh metodov obucheniya pri vypolnenii kursovogo proekta po special'nym disciplinam. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2013; № 12.
5. Hal'zova N.A., Lunina Yu.V. Prakticheskij opyt primeneniya interaktivnyh zanyatij v vuze. Problemy nauki. 2018; № 6 (126).
6. Timofeeva T.V., Nesterenko M.A. Ob integracii kursov komp'yuternoj i inzhenernoj grafiki dlya inzhenernyh special'nostej. VestnikRUDN. Seriya: Inzhenernye issledovaniya. 2012.
7. Banarceva A.V., Nechaeva A.A. Obuchenie inostrannomu yazyku onlajn: preimuschestva i nedostatki. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2016.
8. Fon Nejman Dzh., Morgenshtern O. Teoriya igr i 'ekonomicheskoe povedenie. Moskva: Nauka, 1970.
9. Kostenko E.P. Teoriya progressivnogo upravleniya A. Maslou. Prostranstvo 'ekonomiki. 2012; № 1-3.
Статья поступила в редакцию 01.07.21
УДК 378.1
Tropkina G.S., postgraduate, Theory and Technique of Pedagogical and Defectology Education Department, Pacific National University (Khabarovsk, Russia),
E-mail: tropkina_galina1980@rambler. ru
THE RELATIONSHIP OF THE BASIC VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF MILITARY TRAINING CENTERS WITH INDICATORS OF MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION AND SUBJECTIVITY. The article reveals results of a study of closeness and significance of relationships between indicators of structural components of the subject position of students of military training centers. The study is conducted on the basis of the military training center of the Far Eastern University of Railway Transport. The sample is made up of students of two study groups aged 19-20 years, studying in the direction "Application of military units and units of mechanization of restoration and construction of railway tracks". As a diagnostic tool, the researcher uses a complex consisting of 4 methods: "Diagnostics of value orientations" (V.F. Sopov, L.V. Karpushina), a questionnaire "Orientation to military-professional activities" (V.A. Gubin, A.L. Zagoryuev), a projective method of "20 definitions of the concept of army" (V.A. Gubin, A.L. Zagoryuev), a method for determining the level of subjectivity (I.A. Seregina). To determine the degree of consistency of changes in the indicators of the subject position, the Spearman rank correlation method is used. Calculations are carried out with MS Excel. As a result of the conducted research, it is found that there are statistically significant relationships between the personal value of knowledge, the presence of military-professional
values, self-assessment of professional fitness, ideas about social support for military personnel and the final indicator of military-professional orientation. There is also a positive correlation between the student's self-esteem and self-assessment of professional aptitude. The presence of a positive correlation between the value significance of responsibility and the presence of military-professional values, the level of professional self-esteem, ideas about social support for military personnel and the final indicator of orientation to military-professional activities was revealed. A positive correlation is found between the value of cognitive activity and the student's freedom of choice. The positive relationship between the value orientation on cognition and self-development of the individual is confirmed. It is established that the nature of the student's attitude to himself positively affects the level of activity, freedom of choice and awareness of his own uniqueness. The indicator of value attitude to other people has a direct correlation with such an indicator of subjectivity as understanding and acceptance of others. The degree of acceptance of responsibility as a value is positively correlated with the activity, self-development and freedom of choice of the student.
Key words: military training center, student, subject position, structure of subject position, components of subject position, indicators of subject position, value orientations, military-professional orientation, subjectivity, relationship.
Г.С. Тропкина, аспирант, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И СУБЪЕКТНОСТИ
Статья раскрывает результаты исследования тесноты и значимости взаимосвязей между показателями структурных компонентов субъектной позиции студентов военных учебных центров. Исследование проводилось на базе военного учебного центра Дальневосточного университета путей сообщения. Выборку составили студенты двух учебных групп в возрасте 19 - 20 лет, обучающиеся по направлению «Применение воинских частей и подразделений механизации восстановления и строительства железнодорожного пути». В качестве диагностического инструментария мы использовали комплекс, состоящий из 4 методик: «Диагностика ценностных ориентаций» (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина), опросник «Направленность на военно-профессиональную деятельность» (В.А. Губин, А.Л. Загорюев), проективная методика «20 определений понятия «армия»» (В.А. Губин, А.Л. Загорюев), методика определения уровня субъективности (И.А. Серегиной). Для выявления степени согласованности изменения показателей субъектной позиции был применён метод ранговой корреляции Спирмена. Осуществление расчётов проводилось с использованием табличного процессора MS Excel. В результате проведённого исследования было установлено наличие статистически значимых взаимосвязей между личностной ценностью познания, наличием военно-профессиональных ценностей, самооценкой профессиональной пригодности, представлениями о социальной поддержке военнослужащих и итоговым показателем военно-профессиональной направленности. Также подтвердилась положительная корреляционная связь между отношением студента к себе и самооценкой профессиональной пригодности. Выявлено присутствие положительной корреляции между ценностной значимостью ответственности и наличием военно-профессиональных ценностей, уровнем профессиональной самооценки, представлениями о социальной поддержке военнослужащих и итоговым показателем направленности на военно-профессиональную деятельность. Положительная корреляционная зависимость обнаружена между ценностью познавательной деятельности и свободой выбора студента. Подтверждена положительная связь между ценностной ориентацией на познание и саморазвитием личности. Установлено, что характер отношения студента к себе положительно влияет на уровень активности, свободу выбора и осознание собственной уникальности. Показатель ценностного отношения к другим людям имеет прямую корреляционную связь с таким показателем субъектности, как понимание и принятие других. Степень принятия ответственности как ценности положительно коррелирует с активностью, саморазвитием и свободой выбора студента.
Ключевые слова: военный учебный центр, студент, субъектная позиция, структура субъектной позиции, компоненты субъектной позиции, показатели субъектной позиции, ценностные ориентации, военно-профессиональная направленность, субъектность, взаимосвязь.
Актуальность и степень разработанности проблемы. В определении ведущих направлений развития и совершенствования современной системы высшего образования существенную роль играют вопросы военной подготовки студентов в гражданских вузах.
Выступая на Всероссийской научно-практической конференции «Военная подготовка студентов - новые возможности и перспективы», которая состоялась 30 апреля 202l года, министр обороны Сергей Шойгу отметил, что количество студентов, желающих получить военно-учётную специальность без отрыва от учёбы, увеличивается с каждым годом. Поэтому с целью расширения доступности получения военного образования в ближайшем будущем во всех ведущих высших учебных заведениях страны будут созданы военные учебные центры, где наряду с офицерами запаса будут готовить младший командный состав и рядовых.
По итогам конференции была принята декларация, согласно которой в числе приоритетных направлений работы по обеспечению качества и эффективности военной подготовки в гражданских вузах указывается создание условий, «способствующих привитию студентам, обучающимся в ВУЦ, военно-профессиональных навыков, формированию у них активной жизненной позиции» [1].
Считается, что осознанная, целенаправленная активность является основной характеристикой субъекта - носителя предметно-практической деятельности и познания [2], поэтому в современных исследованиях активную жизненную позицию принято называть субъектной.
Проблема становления субъектной позиции студента достаточно давно является предметом пристального внимания отечественных психологов и педагогов. Об этом свидетельствуют посвященные этой проблематике его многочисленные исследования и публикации.
Накоплен богатый теоретический и экспериментальный материал, касающийся организации целенаправленного становления субъектной позиции в процессе профессиональной подготовки педагогов (А.П Гогоберидзе, Е.К. Дворянки-на, Е.Н. Залевская, А.М. Ковалёва, А.М. Трещёв, А.С. Лебедев, О.В. Щербакова, И.А. Шакиров), в условиях юридического вуза (Л.Г Пушкина), в условиях языкового вуза (Н.А. Пронина), в образовательном пространстве медицинского вуза (РМ. Гаранина), в образовательном процессе военного вуза (О.М. Бабич, Н.В. Щукина, Д.В. Шулепников). В исследованиях Ю.Б. Байрамукова, А.Ю. Кук-сова, Г А. Ильина, П.В. Шумакова, А.С. Крепак, А.С. Сергеева, Д.В. Солтанова, В.И. Дробышева, В.Г Трубникова, А.С. Басеева и др. рассматриваются различ-
ные аспекты становления субъектности студентов в процессе военно-профессиональной подготовки в системе гражданских вузов.
Анализируя субъектную позицию студентов, авторы по-разному представляют её содержание и структуру.
С точки зрения Г.И. Аксёновой, субъектную позицию студента следует рассматривать как интегральное качество личности, представляющее единство мотивационно-ценностного, отношенческого и регулятивно-деятельностного блоков. В качестве ведущего компонента выступает мотивационно-ценностный блок, который включает учебно-познавательные мотивы и интересы студента, его ценностные ориентации и профессиональную направленность [3, с. 16 - 18].
По мнению А.Г Гогоберидзе, в основе субъектной позиции лежат ценностное отношение к образованию и профессиональное самосознание. В совокупности с инициативой и ответственностью именно они позволяют студенту выстраивать собственную образовательную траекторию и впоследствии стать субъектом личностно-профессионального становления [4].
Н.М. Борытко и О.А. Мацкайловой считают, что становление субъектной позиции происходит на основе развития трёх её составляющих: эмоционально-смысловой, деятельно-ценностной и поведенчески-нормативной [5].
М.А. Галанова, исследуя профессионально-субъектную позицию будущего педагога, выделяет в её содержании когнитивный, аффективный, поведенческий и творческий компоненты. Согласно результатам исследования, творческий компонент охватывает все структурные компоненты субъектной позиции и является обобщенным результатом их сформированности [6].
О.В. Коломиец в теоретической модели субъектной жизненной позиции выделяет экзистенциальный, познавательный, мотивационный, аффективный, волевой, регулятивный и деятельностный компоненты [7].
Р.М. Гаранина в качестве параметров позиции студента как субъекта деятельности выделяет ценностно-смысловые ориентации, мотивационно-потреб-ностную сферу, видение картины мира, специфику субъектной самостоятельности и активности [8].
Несмотря на широкий спектр исследований, следует заметить, что вопросы, касающиеся сущности и структуры субъектной позиции студентов, обучающихся в военных учебных центрах гражданских вузов, освещены явно недостаточно.
Цель исследования - выявить тесноту и значимость взаимосвязей между показателями субъектной позиции студентов военных учебных центров.
В процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- подобрать диагностический комплекс методик, для оценки показателей субъектной позиции студентов;
- провести первичную статистическую обработку полученных данных;
- используя методы корреляционного анализа, установить степень согласованности изменения показателей и доказать статистическую достоверность выявленных связей.
В качестве гипотез были выдвинуты следующие предположения:
1. Существует положительная корреляционная связь между базовыми ценностными ориентациями студентов и показателями военно-профессиональной направленности.
2. Существует положительная корреляционная связь между базовыми ценностными ориентациями студентов и показателями субъектности.
Теоретическая значимость. Полученные результаты позволяют расширить представления о взаимосвязях ценностных ориентаций студентов и отдельных показателей военно-профессиональной направленности и субъект-ности.
Таблица 1
Оценка интенсивности корреляционных связей
Интенсивность связи Значение коэффициента корреляции
Слабая 0,1 < |r| < 0,29
Умеренная 0,3 < |r| < 0,49
Заметная 0,5 < |r| < 0,69
Высокая 0,7 < |r| < 0,89
Весьма высокая 0,9 < |r| < 0,99
Результаты исследования
На основе статистической обработки полученных данных и результатов последующего корреляционного анализа была составлена матрица коэффициентов корреляции между показателями ценностных ориентаций и показателями военно-профессиональной направленности студентов (табл. 2)
Таблица 2
Корреляционные связи между ценностными ориентациями студентов и показателями направленности на военно-профессиональную деятельность
Показатели НВПД Ценностные ориентации
Познание как ценность (П) Я-ценность (Я) Другой - ценность (ДР) Ответственность как ценность (О)
Ценностные ориентации (УО) 0,44 0,27 0,09 0,46
Интерес к профессиональной деятельности (Р1) 0,11 0,05 0,28 0,33
Самооценка профессиональной пригодности ^Е) 0,66 0,48 0,21 0,62
Социальный прогноз ^Р) -0,18 -0,19 0,10 0,04
Социальная поддержка 0,44 0,31 0,22 0,41
Итоговый показатель (НВПД) 0,44 0,29 0,26 0,62
Практическая значимость. На основании полученных результатов строится дальнейшее исследование педагогических условий становления субъектной позиции студентов в образовательном процессе военного учебного центра.
В теоретической модели субъектной позиции студентов - военных учебных центров в качестве базовой составляющей мы выделяем аксиологический компонент, показателями которого выступают ценность образовательной деятельности, ценностное отношение к себе, понимание и принятие других, степень признания ответственности как ценности. Наряду с системой ценностно-смысловых ориентаций в качестве подструктур субъектной позиции нами были выделены профессионально-личностный и функциональный компоненты [9].
Исследование компонентов субъектной позиции студентов проводилось на базе военного учебного центра Дальневосточного университета путей сообщения. Выборку составили студенты в возрасте 1 - 20 лет, обучающиеся по направлению «Применение воинских частей и подразделений механизации восстановления и строительства железнодорожного пути».
Методология и методы исследования. В качестве диагностического инструментария мы использовали комплекс, состоящий из 4 методик:
1. Методика «Диагностика ценностных ориентаций» (В.Ф. Сопов, Л. В. Кар-пушина).
Данная методика представляет собой анкету, состоящую из пяти содержательных блоков, каждый из которых содержит 10 вопросов, направленных на диагностику степени выраженности у студентов определённой ценностной ориентации. Максимальная оценка каждого из показателей - 10 баллов. Из представленных диагностических шкал ключевое значение для нашего исследования имели четыре: «Познание как ценность», «Я - ценность», «Другой - ценность» и «Ответственность как ценность».
2. Диагностический комплекс «Направленность на военно-профессиональную деятельность» (В.А. Губин, А.Л. Загорюев).
Диагностический комплекс включает опросник «Направленность на воен-но-профессионапьную деятельность» и проективную методику «20 определений понятия «армия»» [10] и позволяет выявить отношение студентов к военно-профессиональной деятельности.
3. Методика определения уровня субъективности (И.А. Серегиной).
Данная методика, состоящая из б2 утверждений, позволяет комплексно
оценить степень выраженности показателей, характеризующих функциональный компонент субъектной позиции.
Для выявления степени согласованности изменения по казателей субъектной позиции был применён метод ранговой корреляции Спирмена. Осуществление расчётов проводилось с использованием табличного процессора MS Excel.
Качественная оценка интенсивности корреляционных связей производилась в соответствии со шкалой Чеддока (табл. 1).
Статистическая достоверность коэффициентов корреляции устанавливалась исходя из имеющегося объема выборки n = 36 и соотвеосвуюдегокрктиче-ского значения (г5)к = 0,33 для уровня статистической значимости p < 0,05.
Полученные данные свидетельствуют о наличии положительной связи между осознанием ценности и значимости познавательной деятельности, профессионально важными ценностными ориентациями военной деятельности, уровнем профессиональной самооценки, представлениями о социальной поддержке военнослужащих и итоговым показателем военно-профессиональной направленности студентов. Также существует прямая умеренная связь между отношением студента к себе и самооценкой профессиональной пригодности.
Корреляционные зависимости выявлены между степенью ответственности студента, его военно-профессиональными ценностями, уровнем профессиональной самооценкой, представлениями о социальной поддержке военно-профессиональной деятельности и итоговым показателем НВПД. Интенсивность выявленных связей наглядно представлена на корреляционном графе (рис. 1).
(- ) - связь заметная
Рис. 1.Графкорреляционныхсвязей ценностныхориентацийстудентов и показателей НВПД
В ходе исследования был выполнен анализ согласованности показателей, полученных в результате применения методик диагностики ценностных ориента-ннйзонрерялеки я уоовня собъсктявиосттяттденяо в (сабл.Н).
Пслуторные уоэффицоеътыкор^лт^ррвяденлльттвулрртол, сыр у|ъо-вейьырыизнъгтр, пиоявоения сзыЛодывыОетбйлныерстрернеятй.нтынони остз-нания собственной уникальности и саморазвития студентов имеют положитель-яую нвузь и oсезнониeм цеинвоти потравиттувнойдеятельности, стремлением к приобретению знаний.
( -)-связь умеренная
Табли црА
Корреляционные связи междуцрнурзтнруи ор иентацирмистуыентовнроказатеьямисубъеАУОстр
Цеоностнаюориенттц ии
Показатели субъектности Познание Я-ценность Другой - ценность Ответственность как
как ценность (П) (Р) СДР) цеаноссь (О)
Активность (А) А,ЗА рут 0,02 0,34
Способность к рефлексии (Р) 0,ЗА рут 0,01 0,29
Свобода выбора и ответственность за него (СВ) 0,64 (У43 0,Ы оно
Осознание собственной уникальности (У) Н,Тб У,40 0,13 0,29
Понимание и принятие другого (ППД) Н,Т9 У,22 0,47 0,29
Саморазвитие (СР) 0,67 0,39 0,08 0,42
Ценностное отношение к себе, в свою очередь, положительно коррелирует с уровнем активности, свободой выбора, осознанием собственной уникальности и саморазвитием студентов.
Коэффициент корреляции между показателями по шкалам «Другой - ценность» и «Понимание и принятие другого» подтверждает тот факт, что способность к конструктивному межличностному взаимодействию связана с сознанием ценности другого человека.
Уровень ответственности оказывает положительное влияние на активность, свободу выбора и саморазвитие студента.
Теснота взаимосвязей показателей субъектности и ценностными ориента-циями показана на графе (рис. 2).
В результате проведённого исследования частично подтвердилась гипотеза о существовании положительных корреляционных связей между базовыми ценностными ориентациями студентов и показателями военно-профессиональной направленности. Было установлено наличие статистически значимых взаимосвязей между личностной ценностью познания, наличием военно-профессиональных ценностей, самооценкой профессиональной пригодности, представлениями о социальной поддержке военнослужащих и итоговым показателем военно-профессиональной направленности. Также подтвердилась положительная корреляционная связь между отношением студента к себе и самооценкой профессиональной пригодности. Выявлено присутствие положительной корреляции между ценностной значимостью ответственности и наличием военно-профессиональных ценностей, уровнем профессиональной самооценки, представлениями о социальной поддержке военнослужащих и итоговым показателем направленности на военно-профессиональную деятельность.
В подтверждении второй гипотезы выявлена заметная положительная корреляционная зависимость между ценностью познавательной деятельности и свободой выбора студента. Также подтвердилась положительная связь между
Библиографический список
1. Военная подготовка студентов - новые возможности и перспективы: Всероссийская научно-практическая конференция. Available at: https://sc.mil.ru/social/health/ news/more.htm?id=12359053@egNews
2. Современный философский словарь. осква: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015.
3. Аксёнова ПИ. Студент как субъект образовательного процесса: монография. Москва - Рязань: РИНФО, 1998.
4. Погоберидзе А.П Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2002.
5. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Воспитание субъектности студента как основа гуманитаризации профессионального образования. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009; № 4 (38): 37 - 42.
6. Галанова М.А. Формирование профессионально-субъектной позиции будущего педагога в условиях информационной образовательной среды. Образование и наука. 2009; № 8 (65): 104 - 113.
7. Коломиец О.В. Теоретическое обоснование психологического конструкта «субъектная жизненная позиция». Мир науки. Педагогика и психология. 2019; Т. 7, № 6: 105.
8. Паранина РМ. Проблемы формирования субъектной позиции студента в педагогических исследованиях. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018; № 4 (32): 104 - 111.
9. Тропкина ПС. Изучение структурных компонентов субъектной позиции студентов военных учебных центровю. Современное педагогическое образование. 2021; № 4: 42 - 48.
10. Пубин В.А., Загорюев А.Л. Диагностический комплекс «Направленность на военно-профессиональную деятельность». Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013; № 3 (54): 91 - 95.
References
1. Voennaya podgotovka studentov- novye vozmozhnosti i perspektivy Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Available at: https://sc.mil.ru/social/health/news/ more.htm?id=12359053@egNews
2. Sovremennyj filosofskij slovar'. oskva: Akademicheskij prospekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2015.
3. Aksenova G.I. Student kak sub'ekt obrazovatel'nogo processa: monografiya. Moskva - Ryazan': RINFO, 1998.
4. Gogoberidze A.G. Teoreticheskie osnovy razvitiya sub'ektnoj pozicii studenta v usloviyah vysshego professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.
5. Borytko N.M., Mackajlova O.A. Vospitanie sub'ektnosti studenta kak osnova gumanitarizacii professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; № 4 (38): 37 - 42.
6. Galanova M.A. Formirovanie professional'no-sub'ektnoj pozicii buduschego pedagoga v usloviyah informacionnoj obrazovatel'noj sredy. Obrazovanie i nauka. 2009; № 8 (65): 104 - 113.
7. Kolomiec O.V. Teoreticheskoe obosnovanie psihologicheskogo konstrukta «sub'ektnaya zhiznennaya poziciya». Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2019; T. 7, № 6: 105.
8. Garanina R.M. Problemy formirovaniya sub'ektnoj pozicii studenta v pedagogicheskih issledovaniyah. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2018; № 4 (32): 104 - 111.
9. Tropkina G.S. Izuchenie strukturnyh komponentov sub'ektnoj pozicii studentov voennyh uchebnyh centrovyu. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2021; № 4: 42 - 48.
10. Gubin V.A., Zagoryuev A.L. Diagnosticheskij kompleks «Napravlennosf na voenno-professional'nuyu deyatel'nost'». Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2013; № 3 (54): 91 - 95.
Статья поступила в редакцию 30.06.21
(- )- связь умеренная
( -)- связь заметная
Рис. 2. Граф корреляционных связей ценностных ориентаций студентов и показателей субъектности
ценностной ориентацией на познание и саморазвитием личности. Установлена прямая взаимосвязь между осознанием студентом собственной уникальности, уровнем его активности, проявлением свободы выбора. Выявлено, что степень принятия ответственности как ценности положительно связана с активностью, саморазвитием и свободой выбора студента.