Научная статья на тему 'Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему'

Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / SUBJECT / СУБЪЕКТНОСТЬ СТУДЕНТА И КУРСАНТА ВУЗА / УРОВНИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА (КУРСАНТА) / КОМПОНЕНТЫ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА (КУРСАНТА) / СУБЪЕКТНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / SUBJECTIVE PERSONAL POSITION / LEVELS OF A SUBJECT POSITION OF STUDENT / THE COMPONENTS OF A SUBJECT POSITION OF STUDENT / КРИТЕРИИ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТА И КУРСАНТА / THE CRITERIA FOR SUBJECTIVITY STUDENTS AND CADETS / ИНДИКАТОРЫ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТА И КУРСАНТА / INDICATORS OF SUBJECTIVITY STUDENTS AND CADETS / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТА (КУРСАНТА) / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE STUDENT / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТА И КУРСАНТА ВУЗА / SUBJECTIVITY STUDENTS AND CADETS OF THE UNIVERSITY / THE CONDITIONS OF SUBJECTIVITY STUDENT AND UNIVERSITY STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна, Аксенова Галина Ивановна

В статье представлен феномен субъектности студента и курсанта вуза. В качестве критериев и индикаторов субъектности студента и курсанта рассматриваются социально-психологическая адаптированность и субъектная личностная позиция. Субъектная личностная позиция студента (курсанта) определяется как включающая в себя целенаправленную сознательность; результативное целеполагание; осознание себя как распорядителя всех сил личности; свободу как осознанную необходимость; возможность выбора, непредсказуемость; уникальность, неповторимость. Описаны уровни развития субъектной позиции студента и курсанта: объектный, объект-субъектный, субъект-объектный и собственно субъектный. Каждый уровень представлен через отношенческий, мотивационно-ценностный, регулятивно-деятельностный компоненты. Перечислены условия развития субъектности студента и курсанта вуза: разъяснение важности и значимости предстоящей профессиональной деятельности, возможностей личного вклада в общий результат, обеспечивающих заинтересованность в планируемой работе; обучение способам самотестирования и самодиагностики, объективной самооценки собственных возможностей и способностей; включение в процесс целеполагания и планирования различных видов деятельности; овладение способами проектирования и моделирования собственной деятельности; предоставление возможности принимать самостоятельные решения по вопросам, которые затрагивают их интересы, потребности, мотивы; ориентация педагогов вуза на интересы и потребности учащихся, учет уровня их готовности к предстоящей деятельности, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе; создание ситуаций выбора и самоопределения, социальных и профессиональных проб; привлечение к анализу собственной и коллективной деятельности; использование индивидуальных и коллективных способов стимулирования творчества, активности студентов и курсантов; обучение студентов (курсантов) инновационным, адаптационным технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of subjectivity of a student and a cadet of the university:modern view on the problem

The article presents the phenomenon of subjectivity of a student and cadet of the university. The criteria and indicators of subjectivity of a student and cadet of a high school are considered socio-psychological adaptation and subjective personal position. Subjective personal position of the student (cadet) is defined as including targeted awareness; efficient goal-setting; awareness of themselves as stewards of all the forces of the individual; freedom as a perceived need; choice, unpredictability; uniqueness and originality. The levels of development of a subject position of the student and the student: the object, the object-subject, a subject-object and the actual subjective are described. Each level is represented by relational, motivational and value, regulatory and activity components. There are the lists the conditions for the development of subjectivity student and high school student: an explanation of the importance and significance of the upcoming professional activities, opportunities for personal contribution to the overall result of providing an interest in the proposed work; training methods self-testing and self-diagnostics, objective self-assessment of their own abilities and capabilities; involvement in the process of goal-setting and planning various activities; harnessing own design and simulation activities; providing the opportunity to make independent decisions on matters that affect their interests, needs, motives; orientation of teachers of high school on the interests and needs of pupils, their level of preparedness for the upcoming activities, providing them with opportunities to achieve positive results, success in work; creating a situation of choice and self-determination, social and professional samples; involvement in the analysis of their own and community activities; the use of individual and collective ways to stimulate creativity, activity of students and cadets; training of students (cadets) innovation, adaptation technologies... The article presents the phenomenon of subjectivity of a student and cadet of the university. The criteria and indicators of subjectivity of a student and cadet of a high school are considered socio-psychological adaptation and subjective personal position. Subjective personal position of the student (cadet) is defined as including targeted awareness; efficient goal-setting; awareness of themselves as stewards of all the forces of the individual; freedom as a perceived need; choice, unpredictability; uniqueness and originality. The levels of development of a subject position of the student and the student: the object, the object-subject, a subject-object and the actual subjective are described. Each level is represented by relational, motivational and value, regulatory and activity components. There are the lists the conditions for the development of subjectivity student and high school student: an explanation of the importance and significance of the upcoming professional activities, opportunities for personal contribution to the overall result of providing an interest in the proposed work; training methods self-testing and self-diagnostics, objective self-assessment of their own abilities and capabilities; involvement in the process of goal-setting and planning various activities; harnessing own design and simulation activities; providing the opportunity to make independent decisions on matters that affect their interests, needs, motives; orientation of teachers of high school on the interests and needs of pupils, their level of preparedness for the upcoming activities, providing them with opportunities to achieve positive results, success in work; creating a situation of choice and self-determination, social and professional samples; involvement in the analysis of their own and community activities; the use of individual and collective ways to stimulate creativity, activity of students and cadets; training of students (cadets) innovation, adaptation technologies. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему»

ФЕНОМЕН СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТА И КУРСАНТА ВУЗА: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Аннотация: в статье представлен феномен субъектности студента и курсанта вуза. В качестве критериев и индикаторов субъектности студента и курсанта рассматриваются социально-психологическая адаптированность и субъектная личностная позиция. Субъектная личностная позиция студента (курсанта) определяется как включающая в себя целенаправленную сознательность; результативное целепо-лагание; осознание себя как распорядителя всех сил личности; свободу как осознанную необходимость; возможность выбора, непредсказуемость; уникальность, неповторимость. Описаны уровни развития субъектной позиции студента и курсанта: объектный, объект-субъектный, субъект-объектный и собственно субъектный. Каждый уровень представлен через отношен-ческий, мотивационно-ценностный, регулятивно-деятельностный компоненты. Перечислены условия развития субъектности студента и курсанта вуза: разъяснение важности и значимости предстоящей профессиональной деятельности, возможностей личного вклада в общий результат, обеспечивающих заинтересованность в планируемой работе; обучение способам самотестирования и самодиагностики, объективной самооценки собственных возможностей и способностей; включение в процесс целеполагания и планирования различных видов деятельности; овладение спо-

Ф. Г. Мухаметзянова, Г. И. Аксенова

собами проектирования и моделирования собственной деятельности; предоставление возможности принимать самостоятельные решения по вопросам, которые затрагивают их интересы, потребности, мотивы; ориентация педагогов вуза на интересы и потребности учащихся, учет уровня их готовности к предстоящей деятельности, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе; создание ситуаций выбора и самоопределения, социальных и профессиональных проб; привлечение к анализу собственной и коллективной деятельности; использование индивидуальных и коллективных способов стимулирования творчества, активности студентов и курсантов; обучение студентов (курсантов) инновационным, адаптационным технологиям.

Ключевые слова: субъект, субъект-ность студента и курсанта вуза, субъектная личностная позиция, уровни развития субъектной позиции студента (курсанта), компоненты субъектной позиции студента (курсанта), критерии субъ-ектности студента и курсанта, индикаторы субъектности студента и курсанта, социально-психологическая адапти-рованность студента (курсанта), условия развития субъектности студента и курсанта вуза.

Проблема исследования субъектных феноменов приобретает актуальность в силу подъема на новый уро-

вень человека как субъекта, «впущенного в бытие», роста его самосознания, самоопределения, творческого потенциала [10]. С позиций личностно-ориентированного и вытекающего из него субъектно-деятельностного подхода современный вуз рассматривается не как место и время обучения, а как пространство взросления юношей и девушек, место «взращивания» личностной субъектности. Педагогический процесс вуза все более ориентируется на активизацию личностно-субъектного саморазвития учащихся и условий их субъектного роста, потребности состояться как человек.

В психолого-педагогических исследованиях последних лет студент и курсант вуза рассматриваются с позиций субъектно-деятельностного подхода, согласно которому акцентируется внимание на нем как на инициативном и активном участнике образовательного процесса. С этих же позиций высшее профессиональное образование представляет собой процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанного на диалоге, обмене смыслами, творческом сотрудничестве всех его участников [2, 3, 8]. Становление субъектности студента и курсанта вуза прежде всего тесно связано с развитием его общекультурных и профессиональных компетенций, профессионально значимых личностных качеств и социального опыта. При этом профессионально значимые личностные качества студента и курсанта вуза являются связующим звеном в процессе перехода учащихся от образовательной к профессиональной субъектности.

Субъектность студента и курсанта находит отражение в реальной дей-

ствительности учебного процесса вуза, в таких профессионально значимых личностных качествах, как профессиональное целеполагание, мышление, направленность, рефлексия, такт [7].

В настоящее время в психологии и педагогике в рамках субъектной проблематики принцип субъектности становится полипарадигмальным и выражает движение личности к вершинам совершенства или «акме» [5]. В XXI веке понятие «субъект» относительно студента и курсанта рассматривается в основном в двух значениях: как субъект учебно-профессиональной деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, внутреннего (душевного) мира, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности.

Становление и развитие субъектно-сти студента и курсанта вуза не имеют четких возрастных границ,посколь-ку зависят от социальных, социально-психологических и психолого-педаго-гическихусловий индивидуального бытия человека как индивидуального или коллективного субъекта [2, 3].

Студенческий возраст метафорично можно назвать «золотым веком» проявления и развития личностной субъектности — своеобразного психологического новообразования этого возраста. В психологии с изучением проблемы субъектности человека в целом и субъектности студента и курсанта вуза в частности сложилась достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, трудно назвать другую проблему, привлекавшую большее внимание философов, психологов, педагогов, а с другой — до сих пор нет

общепризнанного определения человеческой субъектности.

В психологии даже наметилась своеобразная тенденция или «борьбы за субъектность» (которую отражают авторы данной статьи), или «отрицания субъектности». Психология как будто даже избегала этой проблематики, предпочитая изучать поведение как совокупность реакций, различные могущественные силы, руководящие человеком из бессознательного, отдельные познавательные процессы, «осмысленную деятельность», возможно, потому, что человеческая субъектность — это крайне трудный объект для изучения методами естественных наук, каковой психология долгое время стремилась стать. В то же время способы, пригодные для описания объектов, неадекватны в применении к субъекту, а необходимые для ее изучения понятия не поддаются жесткой операционализации. Своего рода защитным механизмом стало объявление субъектности этакой «научной метафорой» или признание за ней лишь гносеологического, но не онтологического содержания.

Мы считаем, что субъектность студента и курсанта вуза — это источник его внутренней личностной активности, ответственности и самостоятельности.

В студенческом возрасте личностная субъектность проявляется в личностной субъектной позиции, которая подразумевает активную творческую деятельность в противоположность пассивности и реактивности объекта.

Субъектная личностная позиция студента (курсанта) включает в себя:

- целенаправленную сознательность;

- результативное целеполагание;

- осознание самого себя как распорядителя всех своих формирующих сил личности;

- свободу как осознанную необходимость;

- возможность выбора и в силу этого в известной мере непредсказуемость;

- уникальность, неповторимость.

Нарушения индивидуального развития личности — преступность, алкоголизм, наркомания, неврозы, иждивенчество — это признаки затрудненного вхождения в социум, несформирован-ности субъектной позиции.

Значимость субъектной позиции личности и явные сложности ее становления на современном этапе побуждают к анализу предпосылок ее формирования, вернее развития. Традиционно рассматриваются две группы факторов: личностные особенности человека и влияние окружающей среды. Предпосылки принятия субъектной позиции формируются еще в период детства, однако особенно значимым в этом плане является студенческий возраст.

Важнейшей задачей раннего юношеского возраста в целом и студенческого в частности является формирование у человека готовности к включению в существующую систему социальных связей и отношений, принятию важных решений, к жизненному самоопределению. Если субъектность студента (курсанта) мы понимаем как источник его внутренней личностной активности (внутреннее через внешнее), тогда субъектность можно увидеть в «сдвиге поведения», им самим же выстроенным (внешнее через внутренне). Тогда субъектную позицию студен-

та и курсанта мы рассматриваем как экстериоризацию этой активности.

Задача зафиксировать субъект-ность студента (курсанта) является нелегкой, а в современном обществе с его нестабильностью она становятся все более трудной. Субъектность студента (курсанта) в период кризиса общества может принять форму социально не одобряемой деятельности и перейти в аддикции или выражаться только в «санкционированной» активности.

Мерой успешности преодоления трудностей развития субъектности студента и курсанта вуза является его социально-психологическая адап-тированность. В связи с этим специально оговоримся, что термин «адаптация» нами употребляется как гибко организованная в новых условиях поисковая активность личности студента и курсанта как субъекта учебно-профессиональной деятельности.

Можно выделить наиболее существенные признаки, характеризующие субъектные составляющие адаптации студентов и курсантов вуза:

1) адаптированность деятельности как следствие развития (саморазвития) и самореализации потенциальных возможностей личности как субъекта учебно-профессиональной деятельности, а не следствие внешних воздействий;

2) активность личности, проявляющаяся в стремлении к выбору смысла жизни, среды, ближайшего окружения;

3) ответственность за принимаемые решения.

Система диагностики субъектной позиции студента и курсанта имеет два своеобразных контура. Первый из них — внешний — заключается в подго-

товке и проведении методик, выбранных экспериментатором; второй — внутренний — в развитии навыков самодиагностики, актуализации и интереса к своему внутреннему миру и душевной организации других людей, в составлении индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития [3, 6].

В результате теоретико-экспериментального изучения субъектной позиции студента и курсанта определились следующие уровни ее развития: объектный, объект-субъектный, субъект-объектный и собственно субъектный [2, 6].

1. Объектный уровень

Мотивационно-ценностный

компонент

Слабый уровень самостоятельности и осознанности выбора профессионального и жизненного пути, мотивы профессиональных предпочтений не связаны с профессиональной направленностью. Не сформирована система ценностных ориентаций на образовательную и профессиональную деятельность; преобладание ценностей личной жизни. Мотивы и цели профессионального образования воспринимаются только на уровне «знаемых»; не окрашены личностным смыслом и не обладают реальной побудительной силой. Наблюдается «размытость» познавательных интересов, их непоследовательность и ситуативность. На этом фоне отчетливо отражается слабый интерес к психолого-педагогическим знаниям, к душевному миру человека. Отсутствует потребность в любых видах исследовательской, поисковой деятельности, к творческому решению

учебно-профессиональных и жизненных проблем. Этот уровень характеризуется прагматической мотивацией учения, проявляющейся в формальном отношении к нему; направленностью на бесконфликтное существование в учебно-профессиональной среде, избегание неудач в личной жизни и общении. Не проявляется потребность в саморазвитии, самоутверждении и самореализации в различных сферах жизнедеятельности.

Отношенческий компонент

Негативное отношение к собственной личности; слабый интерес к собственному внутреннему миру. Неадекватная самооценка (чаще занижена); неоправданно завышенный или крайне низкий уровень притязаний. Высокая степень социального и учебного комформизма, боязнь собственного мнения, самостоятельных решений и действий, чрезмерная опора на авторитеты. Низкие показатели самоуважения. Отношение к преподавателю чаще всего определяются как «психологическое дистанцирование», недоверие к нему иногда сочетается с подобострастно уважительным отношением к его знаниям, жизненному и профессиональному опыту, социальному статусу. Низкий внутригрупповой статус; межличностные отношения в группе имеют редкий ситуативный характер. Слабо знает своих сокурсников, мало интересуется их проблемами, и учебная группа отвечает ему тем же. Низкие показатели эмпатийных и рефлексивных способностей.

Регулятивно-деятельностный

компонент

У учащихся этого уровня нет целостной системы самоуправления, а частич-

но или полностью сформированы лишь отдельные ее звенья. Такие учащиеся сильно переживают собственные неудачи. Эмоциональная оценка преобладает над рациональной, то есть полноценный цикл самоуправления даже не начинается, а потому и не формируется. Не проявляет активности в профессиональном становлении, не склонен заниматься самообразованием и самовоспитанием. Собственная познавательная деятельность не осознается; характерна неустойчивость, изменчивость деятельности в зависимости от условий ее осуществления и мнения авторитетных лиц. В учебной деятельности просматривается явное предпочтение действиям репродуктивного характера, часто выполняемым эпизодически, по необходимости. Слабо развиты различные виды самоконтроля (эмоциональный, когнитивный, волевой); отсутствует умение планировать, организовывать и оценивать свою жизнедеятельность, собственные жизненные выборы без посторонней помощи.

2. Объект-субъектный уровень

Мотивационно-ценностный

компонент

Характеризуется положительным отношением к профессии, осознанием мотивов и целей профессионального образования. Однако мотивы выбора профессии отражают лишь частичную связь с профессиональной направленностью, не совсем четко просматриваются пути личностного и учебно-профессионального саморазвития. Перспектива часто блокируется внешними факторами и условиями. В системе ценностных ориентаций отчетливо видна доминанта ценностей лич-

ной жизни наряду со стремлением к самоутверждению в различных сферах жизнедеятельности. У учащихся этого уровня проявляется интерес к профессиональным вопросам, но недостает самостоятельности, настойчивости, творчества в их исследовании; образовательная мотивация не подкрепляется активностью. Неопределенность профессиональной мотивации обусловливает слабую иерархичность учебно-познавательных интересов:такой студент (курсант) или всем понемногу, или отдает предпочтение предметам, которые интересны «сами по себе, интересно преподаются» и т. п. У студентов (курсантов) этого уровня существует стремление к осмыслению собственного жизненного и учебного опыта, осознанию своей позиции к окружающей действительности. Важное место в структуре мотивационно-ценностного компонента занимает потребность в самореализации, личностном саморазвитии, но часто безотносительно к будущей профессиональной деятельности.

Отношенческий компонент

В целом отношение к себе может быть охарактеризовано как позитивное. Такие студенты (курсанты) проявляют интерес к исследованию своего внутреннего мира, адаптации своих возможностей к условиям жизнедеятельности для более полной (главным образом личностной) самореализации. Их самооценка становится относительно устойчивой, но все еще зависящей от внешних обстоятельств; достаточно высокие показатели приобретает потребность в признании, достижениях, уровень притязаний. Все еще сильной остается ориентация на экстерналь-ный контроль и регуляции жизнедея-

тельности, но вместе с тем появляется отчетливое стремление к самостоятельной организации своего жизненного и профессионального пути. Отношение к преподавателю в целом позитивное, как к человеку, способному оказать реальную поддержку прежде всего в решении образовательных проблем. Межличностные отношения с учебной группой строятся на принципах делового общения, совместного решения учебных задач; внутригрупповой статус приобретает черты предпочитаемого. При этом студенты (курсанты) этого уровня испытывают определенные трудности при отстаивании в группе собственного мнения, часто поддаются групповому давлению. Средние показатели развития эмпатии и рефлексии.

Регулятивно-деятельностный

компонент

Учащихся этого уровня характеризует наличие стремления к самоуправлению, саморегуляции собственной жизни и деятельности. Они проявляют способности в отстаивании собственных позиций на основе теоретических знаний и практического опыта, проявляют потребность в соотнесении личностных потребностей и условий их реализации. Их активность обнаруживается в адаптации к профессиональным требованиям; личностная ориентация направлена на профессиональную идентичность. Такие студенты (курсанты) обладают способностью к анализу жизненных и учебно-профессиональных противоречий, проявляют волевые качества и регулятивные умения, испытывают потребность в самостоятельном планировании и организации собственной жизнедеятельности. Однако их активность существенно ограничи-

вается неумением, а иногда боязнью принимать ответственные, инициативные решения и действовать в соответствии с избранной стратегией. Иными словами, обладая потребностью в самостроительстве, они слабо представляют «тактику» последнего и, как следствие, испытывают существенные трудности в предвидении результатов своей жизнедеятельности, их оценке и возможной коррекции. Часто у таких студентов (курсантов) под влиянием прежде всего внешних обстоятельств блокируется реализация уже принятых решений, деформируются жизненные и профессиональные установки и предпочтения. В целом такой тип студентов (курсантов) может быть охарактеризован как неустойчивый, активно ищущий пути, способы и средства самореализации в различных жизненных и профессиональных средах, обладающий аморфной структурой жизненной и учебно-профессиональной позиции. Учебно-профессиональная деятельность обычно носит репродуктивно-творческий характер.

3. Субъект-объектный уровень

Мотивационно-ценностный

компонент

Характеризуется осознанным выбором профессии, стремлением к реализации профессиональных ценностей и идеалов, приобретающих личностный смысл. В иерархии ценностных ориен-таций доминируют ценности профессиональной деятельности в единстве с ценностями личной жизни. Такие студенты (курсанты) уверены в правильности своего профессионального выбора. Наблюдается устойчивость и избирательность их познавательных ин-

тересов, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

На этом фоне особый интерес вызывают предметы психолого-педагогического и узкопрофессионального цикла. Специфичность познавательных интересов находит отражение в осмыслении многообразии явлений социальной и профессиональной действительности, в удовлетворении от процесса познания, стремлении эффективного использования субъективно-значимых ценностей в учебно-профессиональной деятельности. Студенты (курсанты) ориентированы на глубокое познание собственных личностно-профессиональных качеств, их максимальной реализации в различных сферах жизнедеятельности. В частности, высокие показатели приобретает направленность на самоутверждение и самореализацию в учебно-профессиональной деятельности, имеющей в рассматриваемом уровне личностно значимый характер.

Отношенческий компонент

Позитивное отношение к собственной личности и личности другого, выражающееся в принятии, любви, уважении к себе и другому человеку. Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний, потребность в достижениях в личной и профессиональной жизнедеятельности. Взаимоотношения в системе «студент (курсант) — преподаватель» такие студенты (курсанты) обозначают как полисубъектное взаимодействие, ценя в педагоге в равной степени и личные, и профессиональные качества. Идеал преподавателя предстает не только как человека, обладающего жизненным опытом, профессиональным мастерством, но и не в мень-

шей мере как человека, способного понять, помочь студенту (курсанту) в реализации личностно-профессиональных планов.

Отношение с учебной группой основываются на принципах делового и личного сотрудничества. Студенты (курсанты) этого уровня открыты к разнообразным формам общения, коммуникабельны, всегда готовы прийти на помощь, часто имеют в группе прочные дружеские связи, пользуются авторитетом. Их внутригрупповой статус определяется как «предпочитаемые» или «лидеры»; они умеют отстаивать собственное мнение, слабо подвержены групповому давлению. Высокий уровень эмпатии и рефлексии.

Регулятивно-деятельностный

компонент

Студенты (курсанты) этого уровня характеризуются нестандартным, индивидуально-творческим подходом к исследованиям проблем социальной и профессиональной действительности, обладают способностью к самоуправлению различными формами активности. Однако они не всегда последовательны в реализации принятых решений, с трудом отказываются от избранных стратегий, несколько консервативны в мышлении. Такие студенты (курсанты) способны к проектированию собственной учебной и профессиональной деятельности, согласованной с их жизненными и профессиональными ценностями и идеалами. У них выражено стремление к преобразованию теоретических идей в конкретные жизненные и учебно-профессиональные ситуации, развиты волевые и регулятивные способности, учебная деятельность носит характер творческого тру-

да. Такие студенты (курсанты) избирательно активны, инициативны и ответственны; умеют отстаивать свои жизненные и профессиональные позиции. Иными словами, они достаточно четко осознают цели и ценности собственной жизнедеятельности, продуцируют разнообразные личностно-профессиональные стратегии, но не всегда способны оценить их продуктивность и внести в них необходимые коррективы. В целом позиция таких студентов (курсантов) в жизни и деятельности может быть охарактеризована как субъектная, но с определенным недоразвитием регулятивно-деятельностного (тактического) компонента. Они четко представляют что, зачем и почему нужно делать, чтобы по возможности максимально реализовать себя в жизни и будущей профессии, но не всегда представляют себе, как это делать.

4. Собственно субъектный

уровень

Мотивационно-ценностный

компонент

Самостоятельный, глубоко осознанный личностно значимый выбор профессии. В ценностной иерархии доминирующие позиции занимают личностно-профессиональные ценности; выражено отношение к будущему труду как к важнейшему жизненному смыслу; мотивы и цели жизнедеятельности отражают направленность на объективацию субъективных ценностей, идей и идеалов на самореализацию в различных сферах жизненного и профессионального бытия.

Профессиональные интересы отличаются широтой и глубиной, распространяются на большинство учебных

предметов; подчинены задачам личностного и профессионального самосовершенствования.

Высокие показатели приобретают склонности и способности к самопознанию, саморазвитию и самоутверждению в различных жизненных ситуациях, в образовательной и профессиональной деятельности.

В оценках перспектив жизненных планов и стратегий профессия воспринимается студентами (курсантами) этого уровня как социальная ниша, в которой они с наибольшей эффективностью смогут реализовать себя как личность, развивать и совершенствовать собственную индивидуальность, в которой плотно смыкаются их личностные и профессиональные интересы и потребности. Учебная и профессиональная деятельность выступает для них как средство и одновременно полигон для развития своей человеческой сущности, испытания собственной личной и профессиональной деятельности.

Отношенческий компонент

Студенты (курсанты) этого уровня характеризуются позитивным, доброжелательным отношением к людям, миру, самому себе. Им свойственны адекватная самооценка собственной личности, деятельности и поведения, высокий уровень притязаний. В самопрезентации такие студенты (курсанты) проявляют черты инициативной, ответственной личности, способной к творческому преобразованию и себя, и условий своей жизнедеятельности и окружающей действительности. В общем виде их самоотношение можно классифицировать как «хозяин» собственной жизни, судьбы, своих духовных и душевных сил, то есть полноценный субъ-

ект своей жизнедеятельности. Как наиболее оптимальную оценивают систему межличностных связей преподавателя и студента (курсанта), выстроенную на принципах отношений равноправных субъектов. В этой системе позиция преподавателя определяется в категориях наставничества, помощи и даже дружбы. На первый план в идеале преподавателя выходят его человеческие качества (наряду с профессионализмом); как актуальная оценивается его способность к развитию личности и индивидуальности студента (курсанта); как дезавуирующее даже богатую предметную подготовку — стремление к подавлению самостоятельности, активности, «инакомыслия» студента (курсанта). Положение в группе личностно-комфортное, часто близкое к лидерству. Учебную группу подкупают добросердечие, открытость, способность к эмпатии, готовность помочь в учебных и житейских ситуациях, проявляемые студентами (курсантами) этого уровня. Такой студент (курсант) уважает мнение учебной группы и каждого из ее членов, способен отстаивать свои убеждения, в том числе через поиск разумных компромиссов. Обладает высоким уровнем эмпатии и рефлексии.

Регулятивно-деятельностный

компонент

Такие студенты (курсанты) обладают высоким уровнем развития способности к самоуправлению и саморегуляции собственной жизнедеятельности, направлены на реализацию личностно-ответственного способа жизни.

Они способны к четкому планированию, организации, оценке и коррекции индивидуальных программ личностно-

профессионального саморазвития. Студенты (курсанты) этого уровня могут методологически рассматривать профессиональные ситуации и проблемы, критически осмысливать собственные способы реальной или конструируемой деятельности, переоценивать свои жизненные и профессиональные ценности.

Обладают хорошо развитой способностью предвидеть результаты собственных действий и поступков, при необходимости быстро меняя их тактику. Отличаются высоким творческим потенциалом, воспринимая само творчество в качестве важной ценности, сопровождающей, отражающей характер их жизнедеятельности. Эти студенты (курсанты) стремятся и способны осуществлять преобразующую деятельность в различных личностно-профессиональных сферах. Они могут генерировать идеи, хотят все делать по-своему, умеют не просто быстро адаптироваться в окружающей социальной и профессиональной действительности, но и видоизменять, нарушать определенный ход и ритм последней с целью ее приспособления к собственным личностно-профессиональным особенностям.

Студенты (курсанты) этого уровня характеризуются устойчивыми жизненными и профессиональными позициями, которые способны доказательно отстаивать в любых ситуациях, в присутствии любых авторитетов. В целом их жизненная, учебная и профессиональная позиции носят активно-избирательный характер, соотносимый с собственными ценностями и идеалами, с активностью других людей и отношением к ним как субъектам собственной жизнедеятельности. Такой студент

(курсант) может быть охарактеризован как человек, твердо осознающий собственные жизненные и профессиональные стратегии, самостоятельно выбирающий их из множества возможных альтернатив и уверенно реализующий индивидуально-своеобразную тактику достижения поставленных целей личностно-профессионального саморазвития и самосовершенствования.

Таким образом, важнейшими индикаторами субъектности студента и курсанта могут выступать его социально-психологическая адаптированность и субъектная личностная позиция в любом виде деятельности [9].

Для развития субъектности необходимо:

1) разъяснение студентам и курсантам важности, значимости предстоящей профессиональной деятельности, возможностей личного вклада в общий результат, обеспечивающих заинтересованность в планируемой работе;

2) обучение студентов и курсантов способам самотестирования и самодиагностики, объективной самооценки собственных возможностей и способностей; включение в процесс целепола-гания и планирования различных видов деятельности на всех уровнях (коллектива факультета, курса, группы, объединения по интересам, своей индивидуальной деятельности, в учебной и вне-учебной работе, на практике и в исследовательской деятельности);

3) овладение студентами и курсантами способами проектирования и моделирования собственной деятельности;

4) предоставление возможности студентам и курсантам принимать самостоятельные решения по вопросам,

которые затрагивают их интересы, потребности, мотивы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) ориентация педагогов вуза (при организации образовательного процесса) на интересы и потребности учащихся, учет уровня их готовности к предстоящей деятельности, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;

6) создание ситуаций выбора и самоопределения, социальных и профессиональных проб;

7) привлечение студентов и курсантов к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии;

8) использование индивидуальных и коллективных способов стимулирования творчества, активности студентов и курсантов;

9) обучение студентов (курсантов) инновационным, адаптационным технологиям (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, «портфолио», «кейс-технологии») [1, 4, 8, 9].

Литература

1. Аксенова ГИ. Подготовка практических психологов для пенитенциарных учреждений: проблемы и пути решения // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 10-15.

2. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998. 448 с.

3. Аксенова ГИ. Субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию курсантов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 26-33.

4. Аксенова ГИ. О необходимости инновационных форм и методов обучения в профессиональной подготовке психологов уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2013. № 5 (132). С. 2-4.

5. Деркач АЛ. Субъектные феномены: акмеоло-гический подход. М.: Изд-во РАГС, 2010. 240 с.

6. Купцов М.И., Видов С.В. К вопросу о применении математических методов при проведении психологических исследований и анализе их результатов // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 131-136.

7. Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика : автореф. ... дис. д-ра пед. наук. Киров, 2002. 42 с.

8. Мухаметзянова Ф.Г, Мифтахов И.И. Феномен субъектности студента в психологии // Казанский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 126-130.

9. Мухаметзянова Ф.Г, Боговарова В.А. Индикаторы изучения феномена субъектности студента вуза // Казанский педагогический журнал. 2012. № 1 (91). С. 82-89.

10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.