Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗОВ'

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ОТНОШЕНИЕ / ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / SUBJECT / ACTIVITY / SUBJECT OF THE ACTIVITY / SUBJECTNESS / PERSONALITY POINT OF VIEW / ATTITUDE / LIVE ATTITUDE / SELF-CONFIDENCE ATTITUDE / SUBJECT-FIELD-DRIVEN POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тропкина Галина Сергеевна

Центральной идеей системы высшего профессионального образования сегодня является - целостное развитие личности обучающегося как субъекта деятельности и общения. В статье рассмотрен феномен субъектной позиции, проанализированы сущностные характеристики понятий «отношение», «субъект» и «субъектность», определена сущность и структурные компоненты субъектной позиции студентов военных учебных центров. Субъектная позиция студента военного учебного центра определяется как интегративное личностное образование, основанное на осознании себя как активного субъекта деятельности, включающее систему ценностных ориентаций, готовность к деятельности и эмоционально-волевые качества, характеризующие направленность на учебную деятельность, военную службу и профессионально-личностное общение. Модель субъектной позиции студентов военных учебных может быть представлена как система ключевых отношений: к себе (самоотношение), к военной службе, к учебной деятельности, и к другим людям. Осевым элементом модели выступает личностное и профессиональное самосознание. Валентность и степень выраженности каждого вида отношения в структуре субъекной позиции студента зависит от содержания и уровня развития трёх компонентов: аксиологического, деятельностного и эмоционально-волевого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тропкина Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF FORMATION OF THE SUBJECT-FIELD-DRIVEN POSITION OF STUDENTS OF MILITARY TRAINING CENTERS OF CIVIL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The Central idea of the system of higher professional education today is the integral development of the student's personality as a subject of activity and communication. The article considers the phenomenon of the subject-field-driven position, analyzes the essential characteristics of the concepts "attitude", "subject" and "subjectness ", defines the essence and structural components of the subject-field-driven position of students of military training centers. The subject-field-driven position of a student of a military training center is defined as an integrative personal education based on self-awareness as an active subject of activity, including a system of value orientations, readiness for activity and emotional and volitional qualities that characterize the focus on educational activities, military service and professional and personal communication. The model of the subject-field-driven position of military training students can be represented as a system of key relationships: to themselves (self-relation), to military service, to educational activities, and to other people. The axial element of the model is personal and professional self-awareness. The valence and degree of expression of each type of relationship in the structure of the subject position of the student depends on the content and level of development of three components: axiological, activity and emotional-volitional.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗОВ»

Tropkina Galina Sergeevna PROBLEM OF FORMATION ..

pedagogical sciences

УДК 378.1

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0098

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗОВ

© 2020

ORCID: 0000-0002-7805-7280

Тропкина Галина Сергеевна, аспирант

Тихоокеанский государственный университет (680035, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, e-mail: [email protected])

Аннотация. Центральной идеей системы высшего профессионального образования сегодня является - целостное развитие личности обучающегося как субъекта деятельности и общения. В статье рассмотрен феномен субъектной позиции, проанализированы сущностные характеристики понятий «отношение», «субъект» и «субъект-ность», определена сущность и структурные компоненты субъектной позиции студентов военных учебных центров. Субъектная позиция студента военного учебного центра определяется как интегративное личностное образование, основанное на осознании себя как активного субъекта деятельности, включающее систему ценностных ориента-ций, готовность к деятельности и эмоционально-волевые качества, характеризующие направленность на учебную деятельность, военную службу и профессионально-личностное общение. Модель субъектной позиции студентов военных учебных может быть представлена как система ключевых отношений: к себе (самоотношение), к военной службе, к учебной деятельности, и к другим людям. Осевым элементом модели выступает личностное и профессиональное самосознание. Валентность и степень выраженности каждого вида отношения в структуре субъекной позиции студента зависит от содержания и уровня развития трёх компонентов: аксиологического, деятельностного и эмоционально-волевого.

Ключевые слова: Субъект, деятельность, субъект деятельности, субъектность, позиция личности, отношение, жизненная позиция, внутренняя позиция, субъектная позиция.

PROBLEM OF FORMATION OF THE SUBJECT-FIELD-DRIVEN POSITION OF STUDENTS OF MILITARY TRAINING CENTERS OF CIVIL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

© 2020

Tropkina Galina Sergeevna, graduate student of "Theory and Technique of Pedagogical and Defektologichesky Education" department Pacific National University, Khabarovsk, Russia (680035, Russia, Khabarovsk, Pacific street 136, e-mail: [email protected])

Abstract. The Central idea of the system of higher professional education today is the integral development of the student's personality as a subject of activity and communication. The article considers the phenomenon of the subject-field-driven position, analyzes the essential characteristics of the concepts "attitude", "subject" and "subjectness ", defines the essence and structural components of the subject-field-driven position of students of military training centers. The subject-field-driven position of a student of a military training center is defined as an integrative personal education based on self-awareness as an active subject of activity, including a system of value orientations, readiness for activity and emotional and volitional qualities that characterize the focus on educational activities, military service and professional and personal communication. The model of the subject-field-driven position of military training students can be represented as a system of key relationships: to themselves (self-relation), to military service, to educational activities, and to other people. The axial element of the model is personal and professional self-awareness. The valence and degree of expression of each type of relationship in the structure of the subject position of the student depends on the content and level of development of three components: axiological, activity and emotional-volitional.

Keywords: subject, activity, the subject of the activity, subjectness, personality point of view, attitude, live attitude, self-confidence attitude, subject-field-driven position.

ВВЕДЕНИЕ

Военная подготовка студентов в гражданских вузах России является важным элементом системы военного образования. Эта специфическая система является главным источником воспроизводства резервов офицерских кадров в рамках системы высшего образования страны.

В 2019 году вступил в силу закон, согласно которому система военной подготовки в гражданских вузах осуществляется на базе 93 военных учебных центров. В них производится подготовка военнослужащих по двум направлениям: военная подготовка офицеров запаса и подготовка к военной службе по контракту на должностях, замещаемых должностью офицера. В отличие от военных вузов, где курсанты полностью погружены в военно-учебную деятельность, совмещая учёбу и военную службу, обучение на базе военных учебных центров проводится методом «военного дня» 1 раз в неделю в течение 3 лет. Перед преподавателями военных учебных центров стоит довольно непростая задача: за такой ограниченный период времени подготовить офицера, обладающего высокими боевыми и морально-психологическими качествами, способного выполнять служебные обязанности, и не менее компетентного, чем его коллеги, которые прошли военную подготовку в военных вузах по аналогичным военно-учетным специальностям.

В условиях изменения военно-доктринальных пред-

ставлений в государстве, модернизации армии переосмысливаются подходы к конструированию военно-образовательного процесса. С позиции гуманистического подхода приоритетными являются формирование и развитие ценностного отношения к военной службе, воинской деятельности, товарищам, долгу, патриотизму и др. Субъектный подход нацеливает на рассмотрение личности военнослужащего как субъекта своего личностного и профессионального развития, способного к активной преобразовательной деятельности бытия и самого себя. Это предполагает доминирование в образовательном процессе не административных, а военно-педагогических отношений, в которых офицер за счёт педагогического мастерства сначала превращает подчиненного в активный субъект учебной деятельности, а затем сопровождает эту деятельность.

Принципы субъектного и гуманистического подходов находят отражение в идеальном представлении современного военнослужащего. «Идеальный военнослужащий современных Вооружённых Сил России - это нравственно зрелый, обладающий чувством долга, чести, личного достоинства, патриотически настроенный, профессионально надёжный, законопослушный, интеллектуально и физически развитый, культурный, постоянно стремящийся к самосовершенствованию военнослужащий» [1, с.34]. Необходимым условием обладания

180

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Тропкина Галина Сергеевна ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ...

всеми перечисленными качествами является наличие субъектной позиции у военнослужащего.

Как показывает анализ публикаций, субъектная позиция была и остаётся предметом многочисленных исследований. Существуют различные авторские подходы к пониманию субъектной позиции представителей различных профессий, её структуры, факторов, оказывающих влияние на её формирование в образовательном процессе. В этом направлении ведутся исследования субъектной позиции учащихся (Ю.В. Зарецкий, В.К. Зарецкий, И.Ю. Кулагина, Н.М. Борытко, О.М. Мацкайлова), изучаются сущностные характеристики субъектности студента (Г.И. Аксёнова, А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная, Ф.Г. Мухаметзянова, А.Д. Кариев, А.Н. Кимберг), выделяются типы субъектных позиций студента (С.А. Гильманов), исследуются закономерности и принципы становления субъектной позиции (Р.М. Гаранина), рассматриваются сущность и содержание профессиональной субъект-ности (А.А. Деркач, И.В. Сыромятников), компоненты субъектности военных (О.А. Стребиж, А.А. Фасоля), особенности внутренней позиции военнослужащих (Ф.В. Мальчинский, С.Д. Некрасова, К.А. Рямова), её структура и факторы становления в условиях военного вуза (Д.В. Шулепников).

В исследованиях Т.В. Маркеловой, Ф.В. Маль-чинского, С.Д. Некрасова, И.В. Сыромытникова, А.А. Фасоля, Н.В. Щукиной, Д.В. Шулепникова рассматриваются различные аспекты совершенствования профессиональной подготовки военнослужащих, подчёркивается важность формирования субъектных качеств, исследуются педагогические условия формирования субъектной позиции курсантов в военно-образовательном процессе.

Базовыми для современных исследований являются работы А.К. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Брушлинского, В.В. Знакова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Осницкого, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова.

Принимая во внимание важность и значимость проводимых исследований, необходимо отметить, что вопросы становления субъектной позиции студентов, проходящих военную подготовку на военных факультетах гражданских вузов остаются мало разработанными.

Цель статьи - уточнение содержания и структуры субъектной позиции студента военного учебного центра.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В трактовке позиции личности выделяются два основных плана: внешний и внутренний. Внешний аспект рассматривает позицию как социальную роль, которую играет человек в системе жизненных отношений, характеризующихся сочетанием прав и обязанностей. Внутренний аспект позиции человека связан с внутренним миром личности: позиция - устойчивая система отношения человека к определенным аспектам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Позиция - это развивающее образование [2, с.392]

Позиция личности, как система отношений, создаётся на протяжении всей жизни, в результате общественных отношений в которые человек оказывается вовлечён в результате своей деятельности. Положительный или отрицательный опыт взаимодействия личности с окружающей действительностью однозначно формирует и соответствующую систему внутренний отношений.

Отношение является центральным понятием в концепции В.Н. Мясищева, согласно которой структура личности человека рассматривается через систему его отношений к отдельным сторонами внешней среды. Одно из важнейших положений теории личности В.Н. Мясищева гласит, что система общественных отношений, в которой оказывается человек с момента своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности [3].

Позиция личности представляет органическое сочетание приобретаемых знаний, переживаемых чувств и практических действий, образующихся в результате развития, воспитания и самовоспитания человека.

Рассматривая отношения личности к окружающему миру, Л.Ф. Фридман и К.Н. Волков [4] выделяют практическое, познавательное и теоретическое (оценочное) отношения. Авторы подчёркивают их взаимосвязь и взаимообусловленность: теоретическое отношение, заключающееся в понимании, оценке личностью кого-либо или чего-либо, является итогом познавательного отношения, а практическое отношение как та или иная модель поведения, является результатом теоретического, т.к. в соответствии с произведённой оценкой или пониманием объекта, у человека возникает к этому объекту определённое отношение.

В трудах С.Л. Рубинштейна позиция личности рассматривается как компонент характера. Именно характер, по мнению учёного, обуславливает определённость человека как субъекта деятельности и позволяет ему определённым образом относится к миру. Степень включенности субъекта в различные виды деятельности определяется занимаемой по отношению к ним позицией. Заключаясь в определённом отношении личности к значимым для неё целям и задачам, позиция личности, с одной стороны, выступает результатом взаимодействия личности с окружающей действительностью, с другой побудителем деятельности, детерминантом её активности. Проявляясь в делах и поступках, позиция личности в них же и формируется [5].

Б.С. Братусь пишет, что хотя жизненная позиция вырабатывается самим субъектом, принадлежит ему и глубоко пристрастна, тем не менее, в своем объективном значении она является принадлежностью человеческого общества, продуктом и в то же время причиной социальных связей и отношений [6, С. 58-59].

Позиция отражает систему ценностных ориентаций личности, сформированную в ходе знакомства с окружающей действительностью. Ценности определяют направленность деятельности, регулируют степень усилий личности, определяют мотивы и цели её деятельности. Б.Г. Ананьев считает, что ценностные ориентации в общей структуре личности играют стратегическую роль, задавая линии поведения в ходе выполнения различных видов человеческой деятельности [7, с. 13].

А.Н. Ходусов, Л.В. Мокрусова в результате исследования мотивационо-ценностных отношений специалиста отмечают, что система ценностей находится в состоянии постоянного развития и изменения. Под действием различных жизненных обстоятельств разные ценности способны выходить на передний план и определять поведение человека. Достаточно устойчивыми ценностями являются такие общечеловеческие ценности как семья, нравственность, жизнь, здоровье, добро, красота и т.п.; к ситуативным - работа, власть, материальные блага, самостоятельность, общение, независимость и т.п. [8, с.24]

Феномен позиции личности как выражение субъективного отношения к чему-либо или кому-либо находит отражение в понятиях жизненной и внутренней позиции.

К.А. Абульханова-Славская определяет жизненную позицию личности как обобщенный на основе жизненных ценностей, способ самоопределения личности в жизни, позволяющий ей регулировать, организовывать свой жизненный путь. Позиция выступает своеобразной опорой личности, становится потенциалом ее развития. Исследователь отмечает, что занять определённую жизненную позицию для человека означает не только определённым образом относится к жизни, но и реализовы-вать эти отношения, в соответствии с потребностями и ценностями личности [9, С. 25-27].

Исследования становления внутренней позиции в процессе осуществления учебной деятельности связаны с работами Л.И. Божович. Понятие внутренней позиции автор связывает с направленностью личности и внутрен-

Tropkina Galina Sergeevna pedagogical

PROBLEM OF FORMATION ... sciences

ней мотивацией. Внутренняя позиция - есть направленность личности, её интересов и стремлений, связанных с потребностью в нахождении своего места в труде, в жизни [10, с.52].

Ф.В. Мальчинский и С.Д. Некрасов рассматривают внутреннюю позицию как ядро самосознания человека, формируемое в течение жизни, связанное с осознанием человеком себя в качестве деятеля и проявляющееся в особенностях решения им задач бытия [11, с.19].

Необходимо отметить, что жизненная позиция в современных психолого-педагогических исследованиях понимается как более широкое понятие, чем внутренняя позиция, которую рассматривают как систему отношений, к определённому виду деятельности, например учебной.

Позиция личности подразумевает определённый способ включения личности в жизнедеятельность общества. В зависимости от валентности доминирующих отношений позиция может характеризоваться как позитивная, негативная, индифферентная, созерцательная.

В теории Э. Берна, каждый взрослый человек имеет собственный сценарий, основанный на одной из четырех жизненных позиций: позиция лидера и победителя, позиция превосходства, позиция депрессивности и позиция безнадежности и неудачника [12].

Желая подчеркнуть деятельностную сущность личности, её активную жизненную позицию, обращаются к понятию субъектной позиции личности.

Раскрывая содержание субъектной позиции, современные исследователи исходят из сущностных характеристик понятия «субъект».

Согласно современным представлениям субъект предполагает качество активности. «Субъект - не нечто пассивное, только воспринимающее воздействия извне и перерабатывающее их способом, производным от его «природы», а носитель активности. Объект - часть бытия, противостоящая человеку в его познании или деятельности, обуславливающая эту деятельность обстоятельство из которого человек вынужден исходить» [13, с.437].

С.Л. Рубинштейн заложил основы субъектного подхода к изучению личности. Свое понимание человека как субъекта он дает через понятие «субъект жизни». Субъект жизни - это человек способный к продуктивной самореализации своего потенциала в практике жизни, строящий условия жизни и свое отношение к ней. В своих трудах С.Л. Рубинштейн подчёркивает, что субъект познаёт мир и изменяет его не только и не столько с целью самореализации своего потенциала в практике жизни, но прежде всего, для того, чтобы изменить, усовершенствовать себя самого [14].

Исследованию субъектных характеристик личности уделяется большое внимание в работах А.В. Брушлинского и К.А. Абульхановой-Славской.

Наиболее важным системным качеством человека как субъекта, по мнению А.В. Брушлинского, является ответственность. Ответственность, основывается на знании о ситуации, в которой действует человек и знании возможных последствий своих действий, обеспечивает готовность действовать в этих условиях [15].

К.А. Альбуханова-Славская понимает категорию субъект как личность, постоянно движущуюся к совершенству, способную подчинять свой жизненный путь своим целям, ценностям, разрешать возникающие противоречия [9].

Интересна точка зрения И.Г. Корсунцева, который рассматривает категорию субъект с точки зрения информационно-технологического подхода: «Субъект - это такая саморазвивающаяся информационная структура, которая осознала свою ценность для самой себя и свою самодостаточность» [16, с. 10]. Поддерживая идею о непрерывном процессе саморазвития, присущем субъекту, И.Г. Корсунцев в качестве его базовых характеристик указывает осознание человеком собственного «Я», са-182

моценности и самодостаточности.

В психолого-педагогических исследованиях становление личности в качестве субъекта жизнедеятельности связывают с развитием субъектности.

С.Л. Рубинштейн определяет субъектность как ядерное образование личности, в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю, способному осуществлять изменения в мире, других людях и в самом себе. Субъектность, согласно С.Л. Рубинштейну, интегрирует такие личностные качества как активность, развитие и саморазвитие, способность сознательно действовать, осуществлять самоопределение и самоидентификацию. Ключом к проявлению субъектности является наличие смысла жизни [5;14].

По мнению В. Франкла для обретения человеком смысла есть три способа: «во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Помимо этого, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он при известных условиях способен видеть смысл. Дело в позиции и установке, с которой он встречает свою судьбу, которой он не в состоянии избежать или изменить» [17, С.40-41].

А. Н. Кимберг отмечает, что одним из важнейших критериев субъекта является рефлексивность, актуализированное осознание себя [18, с. 25].

«В ходе рефлексии человек формирует и развивает свои цели (которые могут быть только осознанными), т.е. цели деятельности, общения, созерцания и других видов активности» - пишет А.В. Брушлинский [15, с.20]. По мнению автора о личности можно сказать, что она является субъектом лишь тогда, когда она способна на постоянное размышление о себе и своих поступках.

В настоящее время в педагогических исследованиях вопросы становления и развития субъектной позиции представлены довольно широко.

В статье И.И. Казимирской [19] рассматривается становление субъектной позиции студента в учебно-исследовательской деятельности. В качестве системообразующего компонента субъектной позиции И.И. Казимирская выделяет педагогическую позицию студента по отношению к самому себе, к своим способностям, возможностям, своей индивидуальности, показателями которой выступают адекватная самооценка, непрерывное самовоспитание и самообразование. По мнению автора, развитая субъектная позиция в первую очередь обеспечивает правильную организацию обучающимся своей жизнедеятельности и распределение учебного времени, отвечает за упорядочивание в сознании имеющейся и поступающей информации, ориентирует на поддержание и развитие положительных эмоциональных состояний, переживаний полноты бытия, актуализирует психические механизмы для самосовершенствования, принятия ответственных решений и обеспечивает восстановление физической, интеллектуальной, эмоциональной энергии, израсходованной в различных видах деятельности. В соответствии с указанными теоретическими положениями в качестве основных функций субъектной позиции в учебном процессе И.И. Казимирская выделяет организующую, стимулирующую, мобилизующую, функцию категоризации структуры индивидуального сознания при освоении информации, гедонистическую, актуализирующую и психо-терапевтическую функции.

О.А. Москвитина анализируя особенности поведения человека как субъекта в ситуациях неопределённости, заключает, что обучающиеся с развитой субъектной позицией отличаются высоким и устойчивым интересом и мотивацией, осмысленностью учения и поддерживают позитивные деловые отношения с преподавателями. Под субъектом она понимает активно, целенаправленно и осознанно действующую личность. Кроме того, для преодоления трудных учебных ситуаций субъекту необходимы волевые качества, таки как решительность, Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Тропкина Галина Сергеевна ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ...

организованность, самостоятельность, ответственность, настойчивость и инициативность [20].

Г.И. Аксенова, Ф.Г. Мухаметзянова в своей статье не видят принципиальной разницы в субъектной позиции студента и курсанта. В качестве основных компонентов структуры субъектной позиции они выделяют целенаправленную сознательность, результативное целеполагание, осознание себя как распорядителя всех сил личности, свободу как осознанную необходимость, возможность выбора, непредсказуемость, уникальность, неповторимость. В зависимости от степени выраженности каждого компонента авторы выделяют четыре уровня развития субъектной позиции личности: объектный, объект-субъектный, субъект-объектный и собственно субъектный [21].

С нашей точки зрения отождествление субъектной позиции курсанта и студента не совсем правомерно. Становление субъектной позиции в процессе профессионального образования связанно с обогащением личности ценностными ориентациями, мотивами и смыслами профессиональной деятельности. Индивидуально-профессиональные ценности выделяются на основе содержательных и функциональных компонентов профессиональной деятельности. Например, субъектная позиция курсанта предполагает личностную значимость воинской деятельности, её ритуалов (приведение к военной присяге, парад, воинское приветствие и т.п.), её ценностей (воинский долг, воинская честь и достоинство, воинское мастерство, требовательность к подчиненным и забота о них). Формируя субъектную позицию военнослужащих, нельзя ограничиваться воспитанием только ответственности за себя, необходимо привить им чувство сопричастности к общим делам, желание разделить со всеми ответственность за дела коллектива. В тоже время все перечисленные ценностные ориентации не будут определяющими в системе направленностей личности, скажем, студента медицинского или юридического института.

Н. С. Скрыпник в структуре субъектной позиции студента высшего технического учебного заведения выделяет четыре основных компонента: мотивационно-от-ношенческий, когнитивный, деятельностный и личностный. В своей статье он отмечает, что субъектная позиция всех студентов имеет общее основание, связанное с содержанием учебной деятельности, возрастными и социально-психологическими особенностями. Вместе с тем, автор подчёркивает, что субъектная позиция студента высшего технического учебного заведения имеет свою специфику, обусловленную особенностями технического образования [22].

И. В. Шумова и Н. Э. Петрова в основе субъектной позиции специалистов педагогического профиля выделяют убежденность студента в самоценности профессии и педагогической деятельности. В качестве ценностного основания субъектной позиции будущего педагога выступает осознание смысла деятельности педагога [23].

А.Е. Тарасова в своей статье отмечает, что субъектная позиция обучающегося в первую очередь базируется на культуре умственного труда, которая характеризует уровень владения интеллектуальными, познавательными, исследовательскими и организационно-техническими умениями, и позволяет с наименьшими затратами времени и сил осуществлять деятельность учения. В основе субъектной позиции находятся личностные позитивные отношения обучающихся к познавательному процессу, проявляющиеся в готовности к усвоению учебной информации, устойчивой действенной потребности в самообразовании, в совершенствовании своих интеллектуальных способностей [24].

А.Д. Кариев определяет субъектную позицию студента как системную целостность ценностно-смысловых отношений к своему социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности. В качестве макрокомпонентов субъектности студента автор выделяет

направленность на себя и направленность на внешний мир [25].

С. А. Гильманов предлагает рассматривать субъектную позицию студента как феномен, обусловленный сложной системой смысложизненных ценностей, установок, уровнем общего и интеллектуального развития, который задаёт общий смысл действий и взаимодействий студента в учебных ситуациях и актуализируют потенциальные ресурсы его личности. Он подчёркивает, что для успешной организации учебного процесса в высшей школе необходимо стремиться чтобы у студентов складывалась не только позиция субъекта учебной и образовательной деятельности, но и профессиональная субъектная позиция [26].

В.В. Ковров интерпретирует субъектную позицию студента как деятельностную реализацию его ценностного отношения к профессиональному образованию. Формирование субъектной позиции автор связывает с приобретением актуального образовательного опыта [27].

С точки зрения Р. М. Гараниной субъектная позиция есть неповторимое, уникальное, самоформируемое внутреннее качество личности. К показателям субъектной позиции она относит рефлексивность, психологическую адаптивность и мобильность [28].

ВЫВОДЫ

Сопоставив разные точки зрения на субъектную позицию студента, взяв за основу современное понимание субъекта и субъектности, в качестве исходных положений в понимании сущности субъектной позиции следует принять:

- В качестве центрального системообразующего компонента субъектной позиции выступает личностное и профессиональное самосознание, т.е. осознание им самого себя как субъекта учебной и профессиональной деятельности, который организует, направляет и контролирует процесс саморазвития.

- Становление субъектной позиции личности будущего офицера предполагает формирование ценностных оснований военной деятельности, в основе которых находятся значимые для военно-профессионального сообщества этические нормы, идеи, концепции, цели, убеждения, идеалы.

- Не владея интеллектуальными, познавательными, исследовательскими и организационно-техническими умениями студент никогда не станет субъектом учебно-познавательной деятельности, поэтому деятельностный компонент в сочетании с ценностным отношением к учебной деятельности и самообразованию является важным структурной составляющей субъектной позиции студента военного учебного центра.

- Субъектная позиция студента проявляется в его стремлении и готовности к общению, следовательно отношение к людям как субъектам, стремление к сотрудничеству, проявление волевых качеств при налаживании контактов, целеустремлённости и инициативы в познании других выступают в качестве необходимого компонента субъектной позиции студента и будущего офицера.

Таким образом, под субъектной позицией студента военного учебного центра мы понимаем интегратив-ное личностное образование, основанное на осознании себя как активного субъекта деятельности, включающее систему ценностных ориентаций, готовность к деятельности и эмоционально-волевые качества, характеризующие направленность на учебную деятельность, военную службу и профессионально-личностное общение.

Процесс становления студентов учебных военных центров как субъектов учебной и профессиональной деятельности включает формирование трёх взаимосвязанных компонентов:

1. Аксиологический компонент предполагает ценностные ориентации личности, определяющие направленность на реализацию себя как субъекта учебной де-

Tropkina Galina Sergeevna PROBLEM OF FORMATION ..

pedagogical sciences

ятельности, военной службы и профессионально-личностного общения.

2. Деятельностный компонент подразумевает систему знаний и умений, полученных в результате субъектного опыта, позволяющих выполнять военную и учебную деятельности, осуществлять деловое и межличностное общение, в целях личностно-профессионально развития.

3. Эмоционально-волевой компонент обеспечивает волевое регулирование действий, преодоление трудностей и достижение целей учебной деятельности, военно-профессионального и межличностного общения, и включает такие качества личности как дисциплинированность, принципиальность, организованность, обязательность, самообладание.

Более подробно содержание каждого компонента представлено в Таблице 1.

Таблица 1- Структура субъектной позиции студента военного учебного центра

Компоненты субъектной позиции Самосознание Отношение к службе Отношение к учебной д еятельности Отношение к

Аксиологический Ценности (личное достоинство; адекватная самооценка, стремление к самосовершенст Военно- пенно сти (Отечество, воинский долг, ответственность, профессио-нализми тд.) Ценности учебной деятельности (познание, р азвитие, творчество, и)Р Ценности о-лично сти ого общения товарищество и взаимовыручка, тр еб овательно ст ьк подчиненным и уважение достоинства)

Деятельности ын компонент Система предсталений о себе как субъекте личностного и саморазвития (представление о качествахи адекватная самооценка, професснональн ьш обр аз «Я» и Т.Д.) Система знаний о деятельностии её личности, пониманиенорм и правил деятельности во енно служащего. представление о целях и задачах военной службы Умения ставить учебные цели, планировать, организовать и выполнять необходимые учебные действия Знания и умения организации делового и общения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъектный опыт деятельности

Рефлекс ивные умения

Эмоционально-волевой - ответственность; - дисциплинированность; - принципиальность; - организованность; - самообладание идр.

Можно полагать, что уточнение структуры и содержания субъектной позиции студента военного учебного центра позволит в дальнейшем перейти к рассмотрению педагогического сопровождения её развития в условиях военно-педагогического процесса военного учебного центра гражданского вуза. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шарухин А.П. Военная педагогика. Учебник для военных вузов.

— СПб.: Питер, 2017. - 576 с.

2. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь /В.Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. — Изд. 3-е Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. — 806 с.

3. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А.А. Бодалёва / Вступительная статья А.А. Бодалёва. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.

4. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука — учителю. —М.: Просвещение, 1985. — 224 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб. : Питер, 2002. — 720 с.

6. Братусь Б.С. Аномалии личности /Б.С. Братусь — М.: Книга по Требованию, 2012 — 304 с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. труды. Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.

8. Ходусов А.Н., Мокрусова Л.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения специалиста к профессиональной деятельности // Московский пед. Гос. Ун-т; Курский гос. Ун-т. — Москва — Курск, 2009. — 284 с.

9. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 229 с.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна /Вступительная статья Д.И. Фельдштейна.

— М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.

11. Мальчинский Ф.В., Некрасов С.Д. Внутренняя позиция лично-

сти курсанта военного авиационного училища / Ф.В. Мальчинский, С.Д. Некрасов. Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА», Кубанский гос. ун-т, 2012. - 283 с.

12. Бэрн Э. Игры в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы / Эрик Бэрн. — Пер. с англ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 480 с.

13. Современный философский словарь / Под общ. редакцией В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. — 4-е изд. Исп. И доп. — М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. — 823 с.

14. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2012. — 224 с.

15. Брушлинский А.В. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловоковой. — М. : ПЕРСЭ, 2002. — 368 с.

16. Корсунцев И.Г. Эволюция субъекта в технологическую эпоху. — М.: ИПНгосслужбы, 1999. — 59 с.

17. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

18. Кимберг А.Н. Субъектно-деятельностный подход: возвращение человека живущего // Студент как субъект образовательного процесса. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Краснодар: Экоинвест, 2005. — 148 с.

19. Казимирская И.И. Становление субъектной позиции студента университета в процессе изучения педагогических дисциплин: теоретические подходы и практика их реализации //Педагогическая среда университета как пространство профессионально-личностного развития будущего специалиста: сб. науч. Ст. — София-Габрово, «ЕКС-ПРЕС», 2010. — с.295-298

20. Москвитина О.А. Субъект учения в ситуации неопределённости // Вестник Омского университета. Серия «Психология», 2016 №3, с.46-55

21. Аксёнова Г. И., Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность студента и курсанта вуза: перспективы изучения и развития // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. №28(249). Выпуск 32, 2016, с.164-170

22. Скрыпник Н.С. О педагогических условиях формирования субъектной позиции студентов технических вузов во внеаудиторной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 2 (58) Т. 2, с. 114-117

23. Шумова И.В., Петрова Н. Э. Субъектная позиция и её роль в педагогической практике бакалавров филологического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21), с.434-438

24. Тарасова А.Е. Становление субъектной позиции обучающегося в образовании взрослых// Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XVмеждународной научно-практической конференции (17 июня 2016 года)./ Отв. редактор Уварина Н.В. — Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2016. с. 142-146.

25. Кариев А.Д. Представление субъектности человека: учёт направленности // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74) , с. 90-91

26. Гильманов С.А. Характеристики субъектной позиции студента в учебном взаимодействии // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Т. 3. № 1. С. 220-233.

27. Ковров В. В. Формирование индивидуального профессионального опыта и развитие субъектной позиции студента в вузе // Приоритетные направления развития образования и науки Сборник материалов IIМеждународной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. с. 139-144.

28. Гаранина Р.М. Дидактические принципы процесса формирования субъектной позиции студентов // Образование и наука. Том 19, № 4. 2017, С. 58—83.

Статья поступила в редакцию 26.03.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

184

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.