Научная статья на тему 'Направленность на военно-профессиональную деятельность как категория психологии развития'

Направленность на военно-профессиональную деятельность как категория психологии развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1949
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ / НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY / PROFESSIONAL MILITARY ORIENTATION OF TEENAGERS AND ADOLESCENTS / ORIENTATION TO PROFESSIONAL MILITARY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губин В. А., Загорюев Анатолий Леонидович

Предложена теоретическая модель направленности на военно-профессиональную деятельность как мотивационной категории, развивающейся в процессах профессиональной ориентации и профессионального самоопределения человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Губин В. А., Загорюев Анатолий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orientation to professional military activity as the category of developmental psychology

The researchers suggest the theoretical model of orientation to professional military activity as the motivation category developed in professional orientation and professional self-identity.

Текст научной работы на тему «Направленность на военно-профессиональную деятельность как категория психологии развития»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДСПЕКГЫ СТАНОВЛЕНИЯ и развития личности

УДК 159.9.07

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

В. А. Губин, А. Л. Загорюев

Предложена теоретическая модель направленности на военно-профессиональную деятельность как мотивационной категории, развивающейся в процессах профессиональной ориентации и профессионального самоопределения человека.

Ключевые слова: психология развития; военно-профессиональная ориентация подростков и юношей; направленность на военно-профессиональную деятельность.

В современном обществе традиционно важной является профессиональная деятельность, связанная с несением службы в «силовых» структурах (служба в Вооруженных Силах РФ, Внутренних войсках МВД РФ и т. п.), которую мы далее будем именовать военно-профессиональной деятельностью, а среду осуществления этой деятельности—армией (понимая различия, существующие между указанными структурами). В годы реформ привлекательность службы в армии заметно снизилась (Н. П. Кущев, В. В. Плотников, В. В. Шалупенко и др.). Поступление в военные средние общеобразовательные учебные заведения (суворовские, нахимовские училища, кадетские корпуса) и учеба в них рассматриваются родителями подростков как способ гарантировать усвоение общеобразовательной программы средней школы и дальнейшее поступление в гражданский вуз. Весьма тревожна ситуация в части профессиональной подготовки молодых офицеров, которые после получения специального образования не стремятся стать профессионалами. Претерпела изменения и система мотивов службы военных профессионалов — они потеряли уверенность в том, что государство полностью удовлетворит их социальные (утилитарные) потребности.

В то же время потребность общества в военных профессионалах остается высокой. В перечень профессионально важных факторов включается не только высокий уровень пригодности, но и выраженная военно-профессиональная направленность (В. А. Губин, Л. Ф. Железняк, А. Г. Маклаков, Ю. Д. Менжега, М. Ю. Петрова, А. Н. То-милин и др.) в виде комплекса установок, ставших свойствами личности и проявляющихся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение 1.

Применительно к деятельности военного профессионала (в психологии труда и военной психологии) Л. Ф. Же-

лезняк определял направленность личности как основанную на мировоззрении устойчивую систему внутренних осознанных побуждений, жизненных целей, установок, перспектив, намерений и стремлений, обусловленных не только внутренними, собственно личностными факторами, но и внешними, обязанными своим существованием специфической социальной ситуации. Особо Л. Ф. Железняк отмечал, что направленность личности военнослужащего имеет системный характер, так как все элементы ее структуры взаимосвязаны, взаимообусловлены и действуют как единая динамическая система 2.

Приведенные определения отчетливо отражают смысл категории «направленность» как вектора, основывающегося на индивидуальном жизненном опыте человека, ориентированного на доминирующие в его сознании жизненные ценности. Избирательность формирования личностного опыта, специфика осуществляемого вида деятельности придают профессиональной направленности личности индивидуальность и неповторимость, сопровождая существование и развитие личности в прошлом, настоящем и будущем.

Одной из задач психологии развития личности можно назвать формирование ориентации на военно-профессиональную деятельность подростков и юношей, находящихся в иной, по сравнению с военными профессионалами, социальной ситуации. Объект их намерений, перспектив, стремлений имеет виртуальный характер и не ограничен конкретными должностными обязанностями. Военно-профессиональная деятельность не отражена в жизненном опыте подростков, их личностные ценности не носят достаточно предметный характер, но имеют обобщенный характер, что в итоге обусловливает невозможность формирования у них военно-профессиональной направленности, как свойства личности.

Однако в структуре личности подростков и юношей в результате разнообразных процессов профессиональной ориентации неизбежно формируется комплексное мотивационное образование, отражающее степень интереса к военной профессии (влечения, желания, склонность к ее освоению) и определяющее социальный облик личности (демонстрируемое намерение занять определенную социальную позицию). Очевидно, что это мотивационное образование представляет собой один из видов личностной направленности, уже окрашенной в тона предпочитаемой профессии, но пока еще допрофессиональной — направленности на военно-профессиональную деятельность.

Таким образом, мы считаем необходимым отдельно рассматривать феномены военно-профессиональной на-

Рис. Взаимодействие элементов направленности на военно-профессиональную деятельность

правленности (ВПН) в рамках военной психологии или психологии труда, когда речь идет о мотивационной сфере профессионала - человека, выполняющего профессиональную деятельность, и направленности на военнопрофессиональную деятельность (НВПД), когда речь идет о мотивационных основаниях предполагаемого выбора профессии на этапах профессиональной ориентации и профессионального самоопределения в психологии развития.

В психологической литературе достаточно широко представлены исследования ВПН, нацеленные на задачи выявления уровня профессионально-психологических качеств военных профессионалов и целевых установок в рамках осуществляемой ими профессиональной деятельности (Л. Ф. Железняк, В. А. Губин, Н. В. Довбешко, Н. А. Яковлева, К. В. Лосев, Ю. И. Сурменко, С. В. Филимонов, В. В. Ша-лупенко, Н. П. Кущев и др.). Попытки перенести теоретическую модель военно-профессиональной направленности на проблемы отбора кандидатов на военно-профессиональное обучение приводят к тому, что выявление мотивов собственно профессиональной деятельности исключается из программы диагностики, а основное внимание в ходе диагностики начинает уделяться качествам, одинаково важным в любой профессии, а не только в военной3.

Кроме того, основные исследования ВПН, сопряженные с созданием и апробацией соответствующих измерительных инструментов, выполнены в культурноисторических условиях, существенно отличавшихся от се-

годняшних. Так, эти методики практически не учитывали такие важные факторы выбора профессии, как оценка оптантом своего будущего материального благополучия, что в современных рыночных условиях становится приоритетным. В качестве субъекта военно-профессиональной ориентации традиционно рассматривались возрастные группы подростков и юношей допризывного возраста. Однако в настоящее время, в ситуации формирования контрактной системы службы в силовых структурах юноши, призванные на срочную службу, еще не осуществившие выбор военной профессии, фактически находятся в ситуации специализированной профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.

Направленность личности, в том числе на профессиональную деятельность, всегда социально обусловлена и формируется в процессе образования и воспитания4 Как отмечает А. Г. Маклаков, «в отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования интересов человека как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности»5. Однако в русле изучения формирования направленности на профессиональную деятельность следует рассмотреть формирование не только мотивов, побуждающих человека к познавательной деятельности, но и социальных мотивов, определяющих его стратегию и тактику движения к удовлетворению других потребностей, в том числе утилитарных, а также самоуважения, самоактуализации и т. д.6

На основе концепции направленности личности Л. Ф. Железняка нами предложена теоретическая модель конструкта «Направленность на военно-профессиональную деятельность НВПД» как мотивационной категории, развивающейся в процессах профессиональной ориентации и профессионального самоопределения человека. с учетом роли социальных мотивов выбора профессии.

Структуру НВПД целесообразно представить в виде сочетания двух групп элементов (мотивационных образований): внутренних (профессиональные ценностные ориентации, интерес к профессиональной деятельности и самооценка профессиональной пригодности) и внешних (система представлений о профессиональной деятельности, социальной защищенности и степени социальной поддержки профессионала). В соответствии с принципом детерминации С. Л. Рубинштейна, внешние элементы направленности, интериоризируясь в сознании человека, приобретают смысл ее факторов.

Взаимодействие элементов направленности на военнопрофессиональную деятельность можно изобразить в виде блок-схемы, где исходным элементом является система представлений человека о военно-профессиональной деятельности 7, с одной стороны, обусловливающая формирование военно-профессиональных ценностных ориентаций, а с другой стороны — отражающая их влияние (рис.).

Указанные элементы предопределяют характер и интенсивность интереса к военно-профессиональной деятельности как положительной эмоциональной установки на познание объекта деятельности8, после формирования которого закономерно встает вопрос о самооценке человеком своей военно-профессиональной пригодности как результате взаимодействия базовых стремлений и представлений о военно-профессиональной деятельности, включая представления о социальной защищенности и социальной поддержке военного профессионала.

Вышеперечисленные элементы НВПД определяют облик человека в социальном плане (В. С. Мерлин 9), реализующийся в поведении и деятельности в двух вариантах —человек выбирает либо военную, либо гражданскую профессию. С точки зрения военно-профессиональной ориентации первый вариант следует признать позитивным, а второй — негативным. Однако и во втором варианте человек, выбирая гражданскую траекторию своего личностного развития, на всю жизнь может сохранить позитивное отношение к военной профессии. Единственным негативным исходом военно-профессиональной ориентации является ситуация отказа от военной профессии, сопровождающегося отрицательным отношением к армии. На основании предложенной модели разработан диагностический комплекс «Направленность на военно-профессиональную деятельность (НВПД)», показавший в ходе апробации на разновозрастных выборках подростков и юношей хорошие психометрические параметры10

Изложенная концепция представляется универсальной и может быть использована применительно к любой

деятельности. Действительно, если, например, в приведенной блок-схеме заменить термин «военно-профессиональная деятельность» на «медицинская деятельность», то она не потеряет своего смысла. Оставаясь основой теоретического анализа направленности на выбранную профессиональную деятельность, она позволяет создать диагностический комплекс, специфически ориентированный на иную профессиональную деятельность.

1 Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2012. 583 с.

2 Железняк Л. Ф. Методика изучения военно-профессиональной направленности офицеров // Военная мысль. 1970. № 6. С. 70-77 ; Его же. Психология высшей школы пограничной службы: учебник. М., 2003. 400 с. ; Железняк Л. Ф., Мо-щенко А. В., Помогайбин В. Н. Основы психологии личности. М., 2007. 207 с. ; Забродин Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 100-108.

3 Довженко В.Н., Ярмоленко А. В., Надуваев А. А. Проблема психодиагностики мотивации при профессиональном психологическом отборе среди различных категорий военнослужащих ВМФ. СПб., 2007. 216 с.

4 Маклаков А. Г Указ. соч. 583 с. ; Железняк Л. Ф. Методика изучения военно-профессиональной направленности офицеров. С. 70-77 ; Железняк Л. Ф. Психология высшей школы пограничной службы: учебник. 400 с. ; Железняк Л. Ф., Мощен-ко А. В., Помогайбин В. Н. Указ. соч. 207 с.

5 Маклаков А. Г. Указ. соч. 583 с.

6 Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 288 с. ; Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов : хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. СПб., 2001. С. 256-269 ; Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / отв. ред. А. А. Бодалев. М., 1988. 191 с. ; Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2010. 816 с. ; Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. М., 1988. 136 с. ; Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001. 224 с. ;ХекхаузенX. Мотивация и деятельность. В 2 т. М., 1986 ; Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981. 96 с.

7 Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. 304 с. ; Евсеичева И. В., Любимова Г. Ю. Косвенная диагностика профессиональной направленности студентов-психо-логов // Психология в вузе. 2009. № 5. С. 57-74 ; Ковтуно-вич М. Г. Мировоззренческие компоненты и специфика «образа мира» у представителей экстремальных профессий // Мир психологии. 2010. № 2 (62). С. 241-250 ; СтрижневВ. И. Формирование готовности курсантов ввузов МВД к военнопатриотическому воспитанию военнослужащих внутренних войск: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 19 с.

8 ИльинЕ. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. 752 с.

9 Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 253 с.

10 Загорюев А. Л. Психометрические параметры диагностического комплекса «Военно-профессиональная направленность» // Вестник ЮУрГУ. 2011. № 29 (246). Серия «Психология». Вып. 14. С. 20-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.