Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ'

ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / СТУДЕНТ / ОФИЦЕР / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ВОЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тропкина Галина Сергеевна

Целью статьи является изучение компонентов субъектной позиции будущих офицеров запаса. Проанализированы различные подходы к определению структуры субъектной позиции военного специалиста. В субъектной позиции студентов, обучающихся в военных учебных центрах, автор выделяет три основные составляющие: аксиологическую, профессиональноличностную и функциональную. В статье приведены результаты эмпирического исследования, проведённого на базе учебных военных центров Дальневосточного федерального университета и Забайкальского государственного университета. Возраст респондентов составил 19-21 год. В качестве диагностического инструментария были использованы: методика измерения уровня самоактуализации личности САТ (Э. Шостром), опросник военно-профессиональной мотивации (Б.В. Овчинникова, А.Ф. Боровикова) и методика определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева). Результаты исследования свидетельствуют о том, что за время обучения в военном учебном центре состояние показателей военно-профессиональной мотивации и рефлексии не претерпевают существенных изменений, оставаясь на среднем уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тропкина Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE STRUCTURAL COMPONENTS OF THE SUBJECT POSITION OF STUDENTS OF MILITARY TRAINING CENTERS

The purpose of the article is to study the components of the subject position of future reserve officers. Various approaches to determining the structure of the subject position of a military specialist are analyzed. In the subjective position of students studying in military training centers, the author identifies three main components: axiological, professional-personal and functional. The article presents the results of an empirical study conducted on the basis of military training centers of the Far Eastern Federal University and the Trans-Baikal State University. The age of the respondents was 19-21 years. The following diagnostic tools were used: the method of measuring the level of self-actualization of the individual SAT (E. Shostrom), the questionnaire of military-professional motivation (B.V. Ovchinnikova, A.F. Borovikova), the questionnaire “Style of self-regulation of behavior” (V.I. Morosanova) and the method of determining the level of reflexivity (A.V. Karpov, V.V. Ponomareva). The results of the study indicate that during training at the military training center, the state of indicators of military-professional motivation, self-regulation and reflection do not undergo significant changes, remaining at an average level.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ»

Изучение структурных компонентов субъектной позиции студентов военных учебных центров

Тропкина Галина Сергеевна,

аспирант кафедры «Теории и методики педагогического и дефектологического образования» Тихоокеанского государственного университета E-mail: tropkina_galina1980@rambler.ru

Целью статьи является изучение компонентов субъектной позиции будущих офицеров запаса. Проанализированы различные подходы к определению структуры субъектной позиции военного специалиста. В субъектной позиции студентов, обучающихся в военных учебных центрах, автор выделяет три основные составляющие: аксиологическую, профессионально-личностную и функциональную. В статье приведены результаты эмпирического исследования, проведённого на базе учебных военных центров Дальневосточного федерального университета и Забайкальского государственного университета. Возраст респондентов составил 19-21 год. В качестве диагностического инструментария были использованы: методика измерения уровня самоактуализации личности САТ (Э. Шостром), опросник военно-профессиональной мотивации (Б.В. Овчинникова, А.Ф. Боровикова) и методика определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева). Результаты исследования свидетельствуют о том, что за время обучения в военном учебном центре состояние показателей военно-профессиональной мотивации и рефлексии не претерпевают существенных изменений, оставаясь на среднем уровне.

Ключевые слова: субъектная позиция, студент, офицер, военнослужащий, военный учебный центр, самоактуализация, военно-профессиональная мотивация, рефлексивность.

о с

U

см о см

Среди стратегических направлений высшего военного образования всё более актуальным становится создание условий для становления субъектной позиции будущих военных специалистов на всех ступенях обучения.

Применительно к процессу подготовки офицеров запаса на базе военных учебных центров, образовательная среда должна не просто формировать у студентов конечный набор заранее заданных компетенций, а ориентировать студентов на непрерывное самостоятельное образование, способствовать актуализации ценностно-смысловых ориентаций в соответствии с особенностями военно-профессиональной деятельности.

Термин «субъектная позиция» в настоящее время не имеет единой трактовки, не существует также и единого взгляда на структуру и содержание субъектной позиции военного специалиста.

Не претендуя на полноту обзора научных исследований, посвящённых субъектной позиции военных специалистов, хотелось бы отметить некоторые работы, выполненные в последние годы.

Согласно результатам современных исследований позиция личности является динамическим образованием, развивается и формируется в деятельности. Становление субъектной позиции с одной стороны выступает в качестве результата образовательного процесса, с другой - как условие успешности и эффективности этого процесса.

По мнению И.В. Сыромятникова, содержанием субъектной позиции является достижение смысловой определённости в самоотношении и отношении к выполняемой деятельности, структурирование и интеграция своего профессионального будущего [1, с. 96-98].

Изучению процесса становления субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза посвящены исследования Н.В. Щукиной, Д.В. Шулепникова, Е.Е. Ровиной, Д.В. Андреева и Л.И. Холиной, О.Ю. Литвиновой и др.

В исследовании Н.В. Щукиной [2] обосновывается положение, согласно которому, субъектная позиция курсанта интегрирует ценностные установки, характеризующие осознанный выбор военной профессии, осознание важности и значимости учебного труда, отношение к самому себе как к субъекту учебной деятельности, сформированные учебные умения и высокий уровень знаний, а также самостоятельность и свободу выбора в учебной деятельности. Д.В. Андреев и Л.И. Хо-лина [3] утверждают, что в проявления субъектной позиции курсантов ключевую роль играет

способность к рефлексии. Д.В. Шулепников [4] в структуре субъектной позиции курсантов выделяет мотивационно-ценностный, когнитивный и регулятивно-деятельностный компоненты. По мнению Е.Е. Ровиной [5] решающее значение в становлении субъектной позиции курсантов имеют знание собственных индивидуальных особенностей и внутренних ресурсов, психологическая готовность к личностно профессиональному саморазвитию и мотивация к достижению высоких результатов в учёбе и службе. О.Ю. Литвинова [6] в основе субъектной позиционности курсантов как выделяет систему ценностей, осознанное принятие решений, ответственность и высокий уровень саморегуляции.

Целый ряд исследований, посвящён вопросам совершенствования подготовки офицеров запаса в гражданских вузах. А.Е. Денисов [7] считает, что для эффективного обучения у студентов ВУЦ необходимо развивать мотивацию саморазвития, самостоятельность и военно-профессиональную направленность. По мнению К.В. Маркова и В.А. Ле-вищева [8], особое внимание следует уделять патриотическому воспитанию студентов. Важность формирования самоконтроля и самооценки будущих офицеров запаса подчёркивается в исследовании Г.А. Проскурина [9]. Проблеме формирования воинской идентичности у студентов военных учебных центров посвящены статьи П.В. Суханова и Е.Н. Карловой [10]. Профессиональные ценностные ориентации студентов военного учебного центра стали предметом изучения Н.А. Довгой и В.С. Довгия [11].

В субъектной позиции студентов военного учебного центра, нами выделяются три основные составляющие: аксиологическую, профессионально-личностную и функциональную.

Для аксиологической составляющей главным критерием является система ценностно-смысловых ориентаций, которая включает: адекватность самооценки, способность ценить свои достоинства; осознание собственной значимости и неповторимости, доброжелательное отношение к людям, ориентация на положительные качества окружающих, готовность прийти на помощь другим людям, осмысленность учебной деятельности, внутренний характер мотивации; выраженность стремления к приобретению знании; ответственность. Для профессионально-личностной составляющей - отношение к военно-профессиональной деятельности, а именно: наличие смысла в военной службе, военно-профессиональной направленности и профессиональных установок. Проявлением функциональной составляющей субъектной позиции являются высокая значимость ценностей самореализации и саморазвития; инициатива, настойчивость в достижении целей; способность планировать; способность к анализу своих поступков и ошибок, выраженность творческой направленности личности.

В феврале 2021 года на базе учебных военных центров Дальневосточного федерального универ-

ситета (далее ДВФУ) и Забайкальского государственного университета (далее ЗГУ) нами было проведено исследование, направленное на изучение характеристик субъектной позиции студентов. В качестве респондентов выступили студенты 2-го (начального) и 5-го (выпускного) курсов в возрасте 19-21 год.

Для изучения и оценки основных составляющих субъектной позиции студентов нами был использован комплекс следующих методик:

- методика измерения уровня самоактуализации личности САТ (Э. Шостром);

- опросник военно-профессиональной мотивации (Б.В. Овчинникова, А.Ф. Боровикова), предназначенный для изучения и оценки основных компонентов общей и военно-профессиональной мотивации;

- методика определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева), целью применения которой является выявление склонности к анализу собственной деятельности и поступков других людей.

В ходе статистического анализа полученных данных в табличном процессоре MS Excel были выполнены проверки гипотез о нормальности эмпирических распределений исследуемых показателей, и гипотез о достоверности различий средних значений показателей субъектной позиции в выборках студентов с помощью t-критерия Стью-дента.

Результаты исследования показателей самоактуализации у студентов, обучающихся в ВУЦ ДВФУ, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительный анализ показателей самоактуализации у студентов ВУЦ ДВФУ

Мы можем видеть, что оптимальному уровню самоактуализации личности (55-66 Т-баллов) в выборке студентов 2 курса соответствуют показатели по шкалам «Ценностные ориентации», «Самоуважение» и «Познавательные потребности», что свидетельствуют о значимости для студентов ценностей, присущих самоактуализирующейся личности, об их позитивном отношении к себе, об осознании собственной ценности, о стремления к приобретению новых знании. Остальные показатели попадают в диапазон 45-55 Т-баллов,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

который составляет психическую и статистическую норму самоактуализации. У студентов 5 курса уровню самоактуализации личности отвечают показатели «Ценностных ориентаций», «Самоуважения» и «Представлений о природе человека», что возможно по причине того, что за время совместного обучения в военном учебном центре к 5 курсу у многих студентов установились дружеские отношения, и они испытываю радость и удовлетворение от общения с окружающими их людьми.

В таблице 1 представлены результаты проверки достоверности различий средних значений показателей самоактуализации студентов с помощью Ькритерия Стьюдента.

Таблица 1. Результаты проверки гипотезы о достоверности различий средних значений показателей по шкалам методики САТдля студентов ВУЦ ДВФУ (п=44)

Шкалы Средние значения показателей Вероятность, что средние значения выборок совпадают

2 курс 5 курс

Ориентация во времени 52 48 0,54

Поддержка 52 53 0,77

Ценностные ориентации 58 63 0,4

Гибкость поведения 47 51 0,29

Сензитивность 47 51 0,22

Спонтанность 49 45 0,44

Самоуважение 61 65 0,45

Самопринятие 51 54 0,54

Представления о природе человека 52 57 0,33

Синергия 54 54 0,94

Принятие агрессии 49 48 0,74

Контактность 48 53 0,21

Познавательные потребности 56 51 0,34

Креативность 44 49 0,31

Несмотря на то, что средние показатели по шкалам «Поддержка», «Ценностные ориентации», «Гибкость поведения», «Сензитивность», «Самоуважение», «Самопринятие», «Представления о природе человека», «Контактность», «Креативность» группы студентов 5-го курса несколько выше, чем студентов 2-го курса проверка Ькрите-рия Стьюдента не выявила достоверных различий.

На рисунке 2 представлена диаграмма с результатами тестирования студентов ВУЦ ЗГУ по методике САТ.

Визуальный анализ позволяет констатировать, что студенты начального курса достаточно высоко ценят свои достоинства и придают высокую 5 значимость ценностям саморазвития и самоак-I туализации. Кроме этого, у студентов 2-го курса е^ оптимальному уровню самоактуализации соответ-~ ствуют показатели шкал «Представления о при-г роде человека» и «Синергии», отражающие спо-

собность человека к целостному восприятию мира и людей. Вместе с тем низкий уровень (менее 45 Т-баллов) по шкалам «Гибкость», «Сензитивность» и «Спонтанность», говорит о не готовности студентов быстро реагировать на изменяющиеся условия, отдавать себе отчет в своих потребностях, спонтанно и непосредственно выражать свои чувства.

Результаты прохождения теста CAT студентам и начального и выпускного курсов ВУЦ ЗГУ

ТЛилы "=

Рис. 2. Сравнительный анализ показателей самоактуализации у студентов ВУЦ ЗГУ

На диаграмме также видно, что у студентов 5-го курса выпускников в диапазон самоактуализирующейся личности попадают средние значения по шкалам «Ориентация во времени», «Поддержка», «Ценностные ориентации», «Самоуважение», «Представление о природе человека», «Синергия» и «Контактность».

Значения Ькритерия Стьюдента по результатам проверки гипотезы достоверности различий средних значений показателей самоактуализации студентов ЗГУ представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты проверки гипотезы о достоверности различий средних значений показателей по шкалам методики САТ для студентов ВУЦ ЗГУ (п=50)

Шкалы Средние значения показателей Вероятность, что средние значения выборок совпадают

2 курс 5 курс

Ориентация во времени 50 59 0,03

Поддержка 52 55 0,2

Ценностные ориентации 59 67 0,05

Гибкость поведения 44 51 0,06

Сензитивность 42 47 0,29

Спонтанность 43 49 0,24

Самоуважение 64 74 0,08

Самопринятие 52 53 0,87

Представления о природе человека 57 57 1

Синергия 55 59 0,49

Принятие агрессии 47 50 0,36

Окончание

Шкалы Средние значения показателей Вероятность, что средние значения выборок совпадают

2 курс 5 курс

Контактность 50 55 0,36

Познавательные потребности 51 53 0,67

Креативность 50 50 1

Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что значимые различия у студентов 2-го и 5-го курсов проявляются только в степени осознания ценностей, характерных для самоактуализирующейся личности (шкала «Ценностные ориентации», р<0,05) и понимании жизни как целостного процесса, в котором прошлое, настоящее и будущее связаны между собой (шкала «Ориентация во времени», р<0,05).

Для исследования особенностей формирования и развития военно-профессиональных мотивов студентов, нами был использован опросник военно-профессионально мотивации (далее ВПМ). Сравнительный анализ результатов, прохождения опросника студентами ВУЦ ДВФУ, представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Сравнительный анализ показателей ВПМ у студентов ВУЦ ДВФУ

Общий уровень «военно-профессиональной мотивации» у студентов 2-го и 5-го курса характеризуется как средний.

Если рассматривать выраженность отдельных показателей военно-профессиональной мотивации исходя из максимально возможного значения 24 балла по каждой шкале, то можно отметить, что большинство из них также соответствуют среднему уровню (14-20 баллов).

На 2-м курсе наименее выражены показатели по шкалам «Жизненные цели», «Стремления к достижениям», «Широта интересов» и «Общая военная доминанта».

Что касается показателей военной доминанты, то специальная военная доминанта у студентов

5-го курса значительно выше, чем у студентов начального курса. По нашему мнению, такой результат объясняется эффективной работой преподавательского состава, по формированию у студентов устойчивого стремления приобрести определенную военную специальность.

Достоверность различий в средних показателях специальной военной доминанты подтверждаются Ькритерием Стьюдента (Таблица 3). Вместе с тем, по остальным шкалам достоверных различий не выявлено.

Таблица 3. Результаты проверки гипотезы о достоверности различий средних значений показателей по шкалам опросника ВПМ для студентов ВУЦ ДВФУ (п=44)

Шкалы Средние значения оказателей Вероятность, что средние

2 курс 5 курс значения вы-

борок совпадают

Мировоззрение 20,25 20,25 1

Широта интересов 16,96 17,56 0,47

Жизненные цели 15,93 17,19 0,19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стремление к достижениям 16,82 17,63 0,47

Уравновешенность эмоций 17,36 17,44 0,93

Модальность эмоций 18,93 18,06 0,3

Полноценность влечений 18,75 18,38 0,65

Полноценность саморегуляции влечений 18,82 18,88 0,94

Военная доминанта (общая) 16,54 16,88 0,72

Военная доминанта (специальная) 19,32 17,19 0,05

Итоговый показатель ВПМ 5,39 5,56 0,76

Рис. 4. Сравнительный анализ показателей ВПМ у студентов ВУЦ ЗГУ

Данные полученные при тестировании студентов ВУЦ ЗГУ (Рисунок 4) также свидетельствуют о среднем уровне «военно-профессиональной мотивации» студентов. При этом среди отдельных

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

показателей наиболее выражены «Полноценность регуляции влечений» и «Мировоззрение», что говорит о понимании студентами роли армии в современном государстве и обществе и их способности эффективно контролировать собственное поведение.

В результате проверки Ькритерия Стьюдента, (таблица 4), достоверные различия выявлены по шкале «Общая военная доминанта», которая отражает общую направленность личности на военную службу: у студентов 5 курса этот показатель значительно выше.

Таблица 4. Результаты проверки гипотезы о достоверности различий средних значений показателей по шкалам опросника ВПМ для студентов ВУЦ ЗГУ (п=50)

Шкалы Средние значения показателей Вероятность, что средние значения выборок совпадают

2 курс 5 курс

Мировоззрение 20,28 21,24 0,11

Широта интересов 18,00 17,88 0,86

Жизненные цели 16,64 17,56 0,25

Стремление к достижениям 16,64 18,12 0,1

Уравновешенность эмоций 18,52 19,16 0,42

Модальность эмоций 19,24 19,20 0,94

Полноценность влечений 19,80 18,28 0,02

Полноценность саморегуляции влечений 19,72 20,36 0,32

Военная доминанта (общая) 15,00 17,20 0,01

Военная доминанта (специальная) 16,92 16,88 0,97

Итоговый показатель ВПМ 6,08 6,52 0,42

Важным показателем субъектной позиции студентов выступает рефлексия. Для выявления у студентов склонности к анализу собственной деятельности мы использовали методику определения уровня рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономаревой.

Диагностические данные выраженности рефлексивных процессов у студентов ВУЦ ДВФУ представлены на рисунке 5.

Сравнивая показатели диагностики определения общего уровня рефлексивности студентов 2-го и 5-го курсов, мы наблюдаем небольшую разницу по шкале, соответствующей среднему уровню развития рефлексивности.

Исходя из того, что максимально возможный балл по каждой шкале составляет 56 баллов, можно утверждать, что отдельные виды рефлексивной деятельности студентов, также находятся на среднем уровне.

Согласно результатам проверки критерия Стьюдента (таблица 5), уровень развития рефлексивности у студентов в течение обучения не изменяется.

Таблица 5. Результаты проверки гипотезы о достоверности различий средних значений показателей по шкалам методики определения уровня рефлексивности для студентов ВУЦ ДВФУ (п=44)

Шкалы Средние значения показателей Вероятность, что средние значения выборок совпадают

2 курс 5 курс

Ретроспективная рефлексия деятельности 38 35 0,16

Рефлексия настоящей деятельности 39 37 0,28

Рассмотрение будущей деятельности 38 40 0,4

Рефлексия общения и взаимодействия 37 36 0,58

Общий уровень рефлексивности 126 124 0,66

Результаты анализа рефлексивных процессов у студентов ВУЦ ЗГУ представлены на рисунке 6.

Рис. 5. Сравнительный анализ показателей рефлексивности у студентов ВУЦ ДВФУ

Рис. 6. Сравнительный анализ показателей рефлексивности у студентов ВУЦ ЗГУ

На диаграмме видно, что склонность к анализу выполненной деятельности и свершившихся событий у студентов несколько ниже, чем других видов

деятельности. Вместе с тем, все показатели свидетельствуют о среднем уровне сформированно-сти рефлексивных процессов. Необходимо отметить снижение показателей к 5 курсу.

По результатам проверки критерия Стьюден-та (таблица 6), достоверные различия в уровнях отдельных показателей рефлексивности студентов 2-го и 5-го курсов отсутствуют.

Таблица 6. Результаты проверки гипотезы о достоверности различий средних значений показателей по шкалам методики определения уровня рефлексивности для студентов ВУЦ ЗГУ (п=50)

Шкалы Средние значения показателей Вероятность, что средние значения выборок совпадают

2 курс 5 курс

Ретроспективная рефлексия деятельности 37 35 0,26

Рефлексия настоящей деятельности 40 38 0,15

Рассмотрение будущей деятельности 40 38 0,21

Рефлексия общения и взаимодействия 39 39 0,88

Общий уровень рефлексивности 131 125 0,13

Обобщая результаты исследования, можно заключить, что студенты, которые выбирают военный учебный центр в качестве источника дополнительного образования, высоко ценят свои достоинства и уважают себя как личность, придают высокую значимость ценностям саморазвития и самоактуализации.

Подтверждены значимые различия у студентов 2-го и 5-го курсов в степени осознания ценностей, характерных для самоактуализирующейся личности и понимании жизни как целостного процесса.

Вместе с тем, состояние большинства показателей военно-профессиональной мотивации и рефлексивной деятельности за время обучения в военном учебном центре не претерпевают существенных изменений.

В качестве перспектив настоящего исследования можно обозначить изучение педагогических условий, способствующих позитивной динамике указанных компонентов субъектной позиции в учебно-воспитательном процессе военного учебного центра.

Литература

1. Сыромятников И.В. Психология профессиональной субъектности управленческих кадров. Москва., 2006. 248 с.

2. Щукина Н.В. Развитие субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе

военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 24 с.

3. Андреев Д.В. Холина Л.И Проявление субъектной позиции первокурсниками в процессе адаптации к образовательной среде военного института // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сборник научных статей XI Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2019. С. 10-14.

4. Шулепников Д.В. Формирование субъектной позиции курсантов в образовательном процессе вуза ФСИН РФ: автореф. дис. . канд. пед. наук. Кострома, 2016. 24 с.

5. Ровина Е.Е. Пути становления субъектной позиции курсанта образовательной организации МВД России// Социальные и психологические проблемы современного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 2018. -С.343-347.

6. Литвинова О.Ю. Субъектная позиция как условие формирования психологической готовности военнослужащего к деятельности в экстремальных условиях // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 177180.

7. Денисов А.Е. Педагогические пути мотивации обучающихся в учебных военных центрах// мир образования - образование в мире. 2017. № 2(66). С. 161-167

8. Марков К.В. Левищев В.А. Патриотическое воспитание студентов военного учебного центра при университете// сборник статей XXXII Международной научно-практической конференции. 2019. Издательство: Наука и Просвещение (Пенза). С. 94-97

9. Проскурин Г.А. педагогические условия подготовки офицеров запаса в образовательном пространстве технического вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 2006. 24 с.

10. Суханов П.В., Карлова Е.Н., Морозова Н.В. Проблема воинской идентичности студентов учебных военных центров// Научно-информационный журнал армия и общество. 2012. № 4 (32). С. 42-47

11. Довгая Н.А., Данилкина Л.В., Довгий В.С. Мотивы выбора профессии и профессиональные ориентации студентов учебных военных центров // Научные исследования: теория, методика и практика: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2017. С.142-144

STUDY OF THE STRUCTURAL COMPONENTS OF THE

SUBJECT POSITION OF STUDENTS OF MILITARY

TRAINING CENTERS

Tropkina G.S.

Pacific National University

The purpose of the article is to study the components of the subject position of future reserve officers. Various approaches to de-

cs о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

termining the structure of the subject position of a military specialist are analyzed. In the subjective position of students studying in military training centers, the author identifies three main components: axiological, professional-personal and functional. The article presents the results of an empirical study conducted on the basis of military training centers of the Far Eastern Federal University and the Trans-Baikal State University. The age of the respondents was 19-21 years. The following diagnostic tools were used: the method of measuring the level of self-actualization of the individual SAT (E. Shostrom), the questionnaire of military-professional motivation (B.V. Ovchinnikova, A.F. Borovikova), the questionnaire "Style of self-regulation of behavior" (V.I. Morosanova) and the method of determining the level of reflexivity (A.V. Karpov, V.V. Ponomareva). The results of the study indicate that during training at the military training center, the state of indicators of military-professional motivation, self-regulation and reflection do not undergo significant changes, remaining at an average level.

Keywords: subject position, student, officer, soldier, military training center, self-actualization, military-professional motivation, reflex-ivity, self-regulation.

References

1. Syromyatnikov I.V. Psychology of professional subjectivity of managerial personnel. Moscow, 2006, 248 p.

2. Shchukina N.V. Development of the subject position of future officers in the educational process of a military university: abstract. ... candidate of Pedagogical Sciences. Ryazan, 2006. 24 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Andreev D.V. Kholina L.I. The manifestation of the subjective position of first-year students in the process of adaptation to the educational environment of the military institute// Directions and prospects of education development in military institutes of the National Guard troops of the Russian Federation: collection of scientific articles of the XI Interuniversity Scientific and Practical

Conference with international participation. Novosibirsk, 2019. p. 10 14 14.

4. Shulepnikov D.V. Formation of the subject position of cadets in the educational process of the university of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation: abstract. ... candidate of Pedagogical Sciences. Kostroma, 2016. 24 p.

5. Rovina E. E. Ways of formation of the subject position of the cadet of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Social and psychological problems of modern education: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Irkutsk, 2018. - p. 343-347.

6. Litvinova O. Yu. The subject position as a condition for the formation of psychological readiness of a military man to work in extreme conditions // Theory and practice of social development. 2012. No. 12. p. 177-180.

7. Denisov A.E. Pedagogical ways of motivating students in military training centers. mir obrazovaniya-obrazovanie v mir. 2017. No. 2(66). pp. 161-167

8. Markov K.V. Levishchev V.A. Patriotic education of students of the military training center at the university / / collection of articles of the XXXII International Scientific and Practical Conference. 2019. Publisher: Nauka i Prosveshchenie (Penza). pp. 94-97

9. Proskurin G. A. pedagogical conditions for training reserve officers in the educational space of a technical university: author's abstract. . candidate of Pedagogical Sciences. Krasnoyarsk, 2006. 24 p.

10. Sukhanov P. V., Karlova E.N., Morozova N.V. The problem of military identity of students of military training centers// Scientific and informational journal army and Society. 2012. No. 4 (32). pp. 42-47

11. Dovgaya N. A., Danilkina L.V., Dovgiy V.S. Motivy vybora pro-fessionalii i professionalnye orientatsii studentov uchebnykh voennykh tsentrov [Motives for choosing a profession and professional orientations of students of military training centers]. 2017. pp. 142-144.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.