выки, в том числе профессиональные (hard skills), но и формируются личностные навыки (soft skills) с учетом того, какое направление профессионально-личностного движения он выбирает Конкретная форма наставничества используется в зависимости от актуальной потребности. Именно соорганизация и взаимодополняемость разных форм наставничества, реализуемых в ЦВР, помогают найти новый смысл данного вида деятельности [6].
Библиографический список
Социальное партнерство, осуществляемое в ЦВР, предназначено для создания условий для самоопределения, социализации и самореализации, и, в конечном итоге, для развития hard skills и soft skills учащегося, убежденного в необходимости продуктивной деятельности на благо Родины, уважающего собственную индивидуальность и осознающего многообразие личностных проявлений в социуме, обладающего эмпатией, толерантностью, умением сотрудничать и созидать.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-Ф3. Собрание законодательства Российской Федерации. 31.12.2012 г № 53 (ч. I). Ст. 7598 с изменениями и дополнениями в редакции от 01.05.2019 г
2. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» от 04.09.2014 № 1726-р. Собрание законодательства Российской Федерации. 15.09.2014 г № 37. Ст. 4983.
3. Грибоедова Т.П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерства в современном образовании. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008; № 68.
4. О федеральных инновационных площадках. Приказ № 318 от 18 декабря 2018 года Министерства просвещения Российской Федерации. Available at: https://docs.edu. gov.ru/document/51a90c97b87c772e4927a4aa80ec2bf6/
5. Гром С.Д., Шульга И.И. Социальное партнерство в сфере образования. Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2018; № 9 (13).
6. Французова О.А. Конвергенция в образовании: soft skills или неакадемические (жизненные) навыки школьников. Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. 2019: 278 - 283.
References
1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.12 № 273-FZ. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 31.12.2012 g. № 53 (ch. I). St. 7598 s izmeneniyami i dopolneniyami v redakcii ot 01.05.2019 g.
2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej» ot 04.09.2014 № 1726-r. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 15.09.2014 g. № 37. St. 4983.
3. Griboedova T.P. Soderzhanie ponyatiya i osobennosti realizacii social'nogo partnerstva v sovremennom obrazovanii. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008; № 68.
4. O federal'nyh innovacionnyh ploschadkah. Prikaz № 318 ot 18 dekabrya 2018 goda Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii. Available at: https://docs.edu.gov.ru/docu ment/51a90c97b87c772e4927a4aa80ec2bf6/
5. Grom S.D., Shul'ga I.I. Social'noe partnerstvo v sfere obrazovaniya. Sovremennaya psihologiya i pedagogika: problemy i resheniya: sbornik statej po materialam XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2018; № 9 (13).
6. Francuzova O.A. Konvergenciya v obrazovanii: soft skills ili neakademicheskie (zhiznennye) navyki shkol'nikov. Sovremennye vektory razvitiya obrazovaniya: aktual'nye problemy i perspektivnye resheniya. 2019: 278 - 283.
Статья поступила в редакцию 12.09.19
УДК 37.035.6
KuksovA.Yu., serviceman, (Krasnodar, Rossia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AT CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL CENTER.
The geostrategic goals of the state and the current international and military-political situation, along with many cardinal measures taken, require the formation of a high level of responsibility among all officials and performers, including military personnel, students of military universities and military training centers. This will increase the level of vigilance, combat readiness of the army and Navy, strengthen military discipline and law and order in military teams, ensure timely, informed and thoughtful decision-making by commanders and chiefs.
In the offered article on the basis of approaches of domestic scientists the basic provisions of pedagogical technology of formation of military-professional responsibility at cadets of the military training center which is substantially including set of elements (forms, methods, receptions) of training and education of cadets, and guaranteeing formation at them of the required level of responsibility for the decisions, actions and acts are proved, and revealed.
Key words: military-professional responsibility, cadets, methods, responsibility, pedagogical technology, techniques, military training center, formation, forms.
А.Ю. Куксов, военнослужащий, г. Краснодар, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА
Геостратегические цели государства и складывающаяся в современных условиях международная и военно-политическая обстановка наравне со многими принимаемыми кардинальными мерами требуют формирования высокого уровня ответственности у всех должностных лиц и исполнителей, в том числе и у военных кадров, учащихся военных вузов и военных учебных центров. Это позволит повысить уровень бдительности, боевой готовности армии и флота, укрепить воинскую дисциплину и правопорядок в воинских коллективах, обеспечить своевременное, обоснованное и продуманное принятие необходимых решений командирами и начальниками.
В предлагаемой статье на основе подходов отечественных ученых обосновывается и раскрываются основные положения педагогической технологии формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов военного учебного центра, содержательно включающую совокупность элементов (формы, методы, приемы) обучения и воспитания курсантов и гарантирующую становление у них требуемого уровня ответственности за свои решения, действия и поступки.
Цель статьи: на основе анализа подходов отечественных и зарубежных ученых к теории и практики педагогической технологии обосновать и разработать авторскую технологию формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов, будущих офицеров армии и флота России.
Ключевые слова: военно-профессиональная ответственность, курсанты, методы, ответственность, педагогическая технология, приемы, учебный военный центр, формирование, формы.
Ключевой задачей образованных в недавнем времени военных учебных центров (ВУЦ) является качественная подготовка военных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). При этом каждый офицер должен обладать не только требуемыми компетенциями, но и располагать комплексом развитых личностных качеств, таких как активность, энергичность, коммуника-
бельность, инициативность, предприимчивость, интеллигентность, самостоятельность, ответственность, деловитость, добросовестность и др.
В этом ряду личностных качеств ответственность занимает особое место. Для военнослужащего ответственность - это одно из базовых профессиональных качеств, включающее:
- осознание личной ответственности за защиту рубежей и территории РФ;
- уяснение сути и смысла воинской службы, значения бдительности, боевой готовности, воинской дисциплины для защиты Родины и своего народа;
- готовность (моральная, психологическая, физическая) к преодолению тягот и лишений военно-профессиональной деятельности, а также к пресечению нападения любого агрессора и достижения победы над ним;
- забота о качестве и результативности выполнения задач боевой подготовки;
- способность следовать в ходе военно-профессиональной деятельности положениям федеральных законов, требованиям военной присяги и общевоинским уставам;
- уважение к воинским традициям, их соблюдение и приумножение.
Термин «педагогическая технология» (ПТ) зародился в США. В отечественной педагогике он применяется уже длительный период. Его история насчитывает более 50 лет Существенный вклад в становление теории и практики педагогической технологии внесли В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, Л.С. Подымова, Г К. Селевко, В.А. Сластенин и др.
Для уяснения сущности изучаемого феномена рассмотрим определения, сформулированные отечественными и зарубежными учеными.
К примеру, один из первых в нашей стране разработчиков теории педагогической технологии В.П. Беспалько рассматривает данный феномен как специфическую модель, всесторонне продуманную и сконструированную для успешного воздействия на личность в интересах её совершенствования. При этом основанием для разрабатываемой технологии может быть только педагогическая система. Автор относит к ключевым положениям создаваемой инновационной ПТ продумывание, планирование и заблаговременную разработку учебно-педагогического проекта; уяснение «дидактической задачи»; установление компонентов «технологии обучения», определяющих структуру и содержание последующей учебно-познавательной деятельности учащихся [1].
В 1986 году ЮНЕСКО сформулировало дефиницию термина «педагогическая технология», трактуемого как «систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» [2]. Известный ученый и практик Б.Т Лихачев [3] основывается на позиции, что ПТ есть уникально-специфический конструкт, включающий определенные психолого-педагогические установки, которые обуславливают выбор потребного педагогического инструментария (формы, методы, способы, приемы обучения и воспитания), что гарантирует эффективное влияние на воспитуемого в течение всего учебно-воспитательного процесса.
Согласно позиции Л.С. Подымовой и В.А. Сластёнина [4], технологию следует рассматривать как определенную педагогическую систему приемов, педагогическую технику. П.Д. Митчел утверждает, что «педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов» [5, с. 78].
Вышеприведенный анализ дефиниций термина «педагогическая технология» позволяет заключить:
1. Все авторы выделяют в сформулированных определениях общие признаки технологизации образовательного процесса.
2. На основе выполненного анализа дадим авторское определение, предусматривающее понимание термина «педагогическая технология формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов военного учебного центра» как систему логически последовательных действий преподавателя, направленных на конструктивное и эффективное решение педагогических задач в сфере обучения и воспитания будущих военных кадров в интересах становления и развития требуемого уровня военно-профессиональной ответственности, реализуемой в процессе последующей военно-служебной деятельности.
По мнению Г.К. Селевко [6], для каждой ПТ характерны три аспекта: 1) научный (подразумевает научное обоснование как составную часть педагогической теории); 2) процессуально-описательный (содержит пошаговое изложение, позволяющее её осмысление и понимание, повторение на практике); 3) процессуально-действенный: (предусматривает практическое применение в педагогической деятельности и реализацию намеченной цели).
Отечественные ученые [1, 3 - 6] придерживаются взгляда, согласно которому любой ПТ необходимо соответствовать определенным методологическим требованиям и отличаться концептуальностью (предусматривает базирование на конкретных концептуальных положениях); системностью (содержит присутствие системных признаков, таких как логика процесса, взаимосвязь структурных элементов, целостность); управляемостью (включает планирование учебно-воспитательного процесса, последовательную диагностику (на каждом этапе), варьирование средствами и методами, обеспечивающими коррекцию результатов); эффективностью (означает гарантированное достижение требуемого уровня учебной и воспитательной деятельности, получение высокого результата в образовании и воспитании личности); воспроизводимостью (обеспечивает возможность применения определенных технологий и достижения нужных результатов).
В педагогической литературе принято обозначать ПТ следующей формулой:
ПТ = цель + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения и воспитания.
Педагогическая технология формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов военных учебных центров. Каждая технология базируется на конкретной концепции, содержащей методологические подходы, стержневые идеи и сущностные положения [7].
Военно-профессиональная ответственность (ВПрО) курсанта ВУЦ представляет собой личностную и базовую профессиональные характеристики учащегося военного учебного заведения, которые отражают отношение к исполнению военно-служебного долга и установленным должностным обязанностям по защите рубежей Отечества в мирное и военное время, решению боевых и учебно-боевых задач в условиях воинской деятельности, предполагающих ревностное, добросовестное и неукоснительное выполнение требований Военной присяги, общевоинских уставов, приказов командиров и начальников, умение предвидения результатов и возможных последствий деятельности.
В качестве методологической основы выбран системно-деятельностный подход. Его основные положения разработал А.Г Асмолов [8]. По мнению автора, предложенный им подход направлен не на передачу учащимся некоего объема знаний, а на создание наиболее эффективной организации учебного и воспитательного процесса, предусматривающего главенствующую роль интересной, увлекательной, оживленной, деятельной, в наибольшей степени самостоятельной, автономной познавательной деятельности учащихся. Подход реализуется путем воспитания личности учащегося, его формирования не методом усвоения готовых знаний, а непосредственно в процессе его собственной учебной, творческой деятельности, направленной на поиск и «открытие нового знания». Учащийся должен «научиться учиться». Основной результат такого обучения и воспитания - развитие личности учащегося на основе активной учебно-воспитательной деятельности.
При конструировании технологии формирования ВПрО у курсантов ВУЦ следует учитывать следующие требования системно-деятельностного подхода [8]:
- личность курсанта выступает как активное творческое начало, которая, взаимодействуя с преподавателями и сокурсниками, строит и формирует сама себя;
- главный фактор развития личности курсанта - учебно-воспитательная деятельность, формирование которой означает становление духовного развития личности;
- воспитание и развитие ВПрО и других качеств личности соответствуют требованиям социума, современного информационного общества, задачам подготовки военных кадров;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности, форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- вариативность форм и методов формирования ВПрО курсанта в процессе обучении в УВЦ.
Основными руководящими положениями системно-деятельностного подхода в формировании ВПрО у курсантов ВУЦ выступают принципы: интеграции (раскрывает общность целей, ценностей, содержания, деятельности в образовательной сфере в единой военно-профессиональной среде); гуманизации (состоит в уважении личности курсанта, его выбора, в доверительных отношениях преподавателей и курсантов, сотрудничестве и доброжелательности); ценностной ориентации (подразумевает формирование ВПрО как ценности, характеристики личности курсанта); воспитания в деятельности (требует включения личности курсанта в разнообразную и продуктивную деятельность, что позволяет эффективнее овладеть теорией и практикой ответственности); воспитывающего характера обучения (означает, что формирование ВПрО осуществляется как в процессе целенаправленного воспитательного воздействия, так и в процессе учебной деятельности), воспитания в коллективе (предполагает активное использование возможностей коллектива для развития личности и формирования у нее ВПрО, воинского товарищества).
В соответствии с формулой ПТ рассмотрим её компоненты, способствующие формированию ВПрО у курсантов ВУЦ.
Цель технологии. В педагогике под термином «цель» понимается «конечный результат деятельности» и путь его достижения с помощью определённых педагогических средств [9, с. 255]. В нашем случае таковой конечной целью является формирование высокого уровня ВПрО у курсантов ВУЦ в период обучения. Достижение намеченной цели будет возможным в случае последовательного решения следующих задач:
- обогащение курсантов необходимыми знаниями в сфере ВПрО;
- развитие мотивации у каждого курсанта к формированию ВПрО;
- формирование у каждого курсанта ВУЦ военно-профессиональной позиции;
- совершенствование таких личностных качеств курсантов, как честность, дисциплинированность, исполнительность, трудолюбие, добросовестность и др.;
- ориентация личностного поведения и дисциплины.
Важнейшим компонентом технологии является содержательный, предусматривающий реализацию целевой программы «Ответственность и военно-профессиональная деятельность». При создании целевой программы использованы рекомендации А.Н. Томилина [10], С.Н. Томилиной [11]. Данная программа структурно состоит из четырех логически взаимосвязанных модулей: «Установочного» (его назначение - уяснение установок и указаний на формирование высокого уровня ВПрО, развитие мотивации к изучению теории феномена «ответственность», овладение тематикой модулей целевой программы, активное участие во всех видах деятельности и мероприятия культурно-досуговой работы); «Теоретического» (содержит перечень тем теории ВПрО, что позволяет обогатить знания курсантов в этой сфере, расширить их представления о сущности, структуре и способах проявления ВПрО); «Деятельностного» (предусматривает привлечение курсантов к различным видам деятельности, способствующих формированию у них высокого уровня ВПрО); «Культурно-досугового» (охватывает мероприятия культурно-досугового содержания, целенаправленные на формирование личной и военно-профессиональной ответственности курсантов).
Реализация содержательного компонента требует соответствующей организации воспитательного процесса, который предусматривает применение комплекса методов, приемов, средств и форм.
Под термином «метод» в педагогике понимается определенный способ, обеспечивающий эффективную реализацию намеченной цели, решение поставленной или намеченной задачи [12]. Исходя из осознания намеченной цели, для настоящей технологии выбран комплекс методов, способствующий эффективной организации учебно-воспитательной деятельности с курсантами ВУЦ. В состав комплекса включены следующие методы: убеждения; развития каузального самосознания; анализ конкретных ситуаций; создания воспитывающих ситуаций; стимулирования и мотивации ответственности; переживания ответственности; понимания; доверия; критики; диагностики военно-профессиональной ответственности.
Существенную роль в формировании у курсантов ВПрО выполняют педагогические приемы, понимаемые как «отдельный акт взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение конкретной воспитательной задачи» [12]. Разрабатываемая ПТ предусматривает не только конкретные действия преподавателя (воспитателя), но и целенаправленные действия самого учащегося (воспитанника). В данном случае важнейшими действиями курсантов по формированию у себя ВПрО являются действия по овладению целевой программой, а также необходимые действия работы над собой. Для этого ПТ требует применения следующих приемов: самопознания, самооценки, самовоспитания, самопроверки, самоконтроля.
Для организации педагогического процесса применяются различные педагогические средства, под которыми понимаются материальные объекты, предна-
Библиографический список
значенные для его качественной организации и эффективного осуществления. В качестве таковых педагогических средств нами использовались учебные программы Военного учебного центра; программа войсковой практики, целевая программа «Ответственность и военно-профессиональная деятельность», разработанный критериально-диагностический инструментарий; комплекс проблемных ситуаций военно-профессиональной деятельности.
Внешним выражением содержания процесса формирования ВПрО у курсантов ВУЦ являются формы обучения и воспитания. Автором выбраны следующие формы обучения и воспитания: аналитические беседы, обзорные лекции, мини-лекции, тематические кейсы, практические занятия, экскурсии в воинские части, встречи с действующими офицерами и ветеранами воинской службы, творческие занятия, диспуты, дискуссии, деловые игры, социально-педагогические тренинги ответственности, игровое проектирование, вечера вопросов и ответов и др.
Основными этапами формирования ВПрО у курсантов ВУЦ являются входной (осуществление первичного анкетирования и тестирования); обучения и воспитания (производится на основе целевой программе «Ответственность и военно-профессиональная деятельность»); мониторинга (систематический сбор, регистрация, хранение и анализ информации о состоянии процесса освоения целевой программы и формирования ВПрО у курсантов); итогового тестирования (проведение заключительного анкетирования и тестирования курсантов, обработка эмпирических данных, оценка полученных данных и их интерпретация).
Педагогическая технология формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов военного учебного центра представляет собой систему целенаправленных педагогических воздействий, вызывающих качественные изменения военно-профессиональной ответственности у курсантов учебного военного центра. Данная технология основана на авторском подходе и определении данного понятия как базового свойства будущего офицера, его способности предвидеть результаты служебных отношений и военно-профессиональной деятельности, готовности нести ответственность за свое поведение, принятые решения и отданные приказы.
Технология формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов УВЦ предусматривает реализацию следующих управляющих воздействий: 1) совершенствование форм и методов учебно-воспитательной деятельности преподавательского состава с целью усиления влияния на формирование военно-профессиональной ответственности у курсантов; 2) разработку и применение возможной авторской целевой программы «Военно-профессиональная ответственность будущих военных кадров»; 3) усиление роли войсковой практики в воинской части (на корабле); 4) подготовку методических рекомендаций для преподавательского состава и командиров подразделений по формированию военно-профессиональной ответственности у курсантов ВУЦ.
Творческое применение предлагаемой авторской педагогической технологии позволит сформировать у курсантов высокий уровень военно-профессиональной ответственности, необходимый для военно-служебной деятельности на кораблях и в частях Вооруженных Сил Российской Федерации.
1. Асмолов А.Г Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. Педагогика. 2009; № 4: 18 - 22.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989.
3. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж: ЮНЕСКО, 1986.
4. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под редакцией Загвязинского В.И., Закировой А.Ф. Москва: Академия, 2008.
5. Колесов В.И. Основы педагогики. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство «7 СТУДИЯ РИК», 2014.
6. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. Москва: Юрайт-М, 2010.
7. Митчел П.Д. Энциклопедия педагогических средств, коммуникаций и технологий. Лондон, 1978.
8. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Москва: Издательский центр ИЭТ, 2013.
9. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. Под общей редакцией Подымовой Л.С., Сластенина В.А. Москва: Издательство Юрайт, 2016.
10. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. Москва: НИИ школьных технологий, 2005.
11. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2010.
12. Томилина С.Н. Педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Сибирский педагогический журнал. 2019; № 3: 36 - 44.
References
1. Asmolov A.G. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya. Pedagogika. 2009; № 4: 18 - 22.
2. Bespal'ko V.P. Slagaemyepedagogicheskojtehnologii. Moskva: Pedagogika, 1989.
3. Glossarij terminov po tehnologii obrazovaniya. Parizh: YuNESKO, 1986.
4. Pedagogicheskijslovar': uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej Zagvyazinskogo V.l., Zakirovoj A.F. Moskva: Akademiya, 2008.
5. Kolesov V.l. Osnovypedagogiki. Uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «7 STUDIYa RIK», 2014.
6. Lihachev B.T. Pedagogika: Kurs lekcij. Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij i slushatelej IPK i FPK. Moskva: Yurajt-M, 2010.
7. Mitchel P.D. 'Enciklopediya pedagogicheskih sredstv, kommunikacij i tehnologij. London, 1978.
8. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: Izdatel'skij centr I'ET, 2013.
9. Pedagogika: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Pod obschej redakciej Podymovoj L.S., Slastenina V.A. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2016.
10. Selevko G.K. Pedagogicheskie tehnologii na osnove didakticheskogo i metodicheskogo usovershenstvovaniya UVP. Moskva: Nll shkol'nyh tehnologij, 2005.
11. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: MGA im. adm. F. F. Ushakova, 2010.
12. Tomilina S.N. Pedagogicheskaya tehnologiya gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2019; № 3: 36 - 44.
Статья поступила в редакцию 12.09.19