Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов учебных военных центров'

Моделирование процесса формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов учебных военных центров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / КУРСАНТ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ПРОЦЕСС / УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР / ФОРМИРОВАНИЕ / MILITARY-PROFESSIONAL RESPONSIBILITY / COMPONENTS / CADET / MODELING / MODEL / PROCESS / MILITARY TRAINING CENTER / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куксов Алексей Юрьевич

В статье на основе системно-деятельностного подхода рассматривается вопрос моделирования процесса формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов учебных военных центров. Автором спроектирована соответствующая модель, направленная на достижение необходимого уровня военно-профессиональной ответственности у курсантов и состоящая из целевого, методологического, диагностико-аналитического, программно-содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE PROCESS OF FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF EDUCATIONAL MILITARY CENTERS CADETS

In the article, on the basis of the system-activity approach, the issue of modeling the process of formation of military professional responsibility of cadets of military training centers is considered. The author has designed the corresponding model aimed at achieving the required level of cadets’ military professional responsibility and consisting of targeted, methodological, diagnostic, analytical, program-substantive, organizational, activity, and evaluation and performance components

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов учебных военных центров»

А.Ю. Куксов

(г. Краснодар)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРОВ

MODELING THE PROCESS OF FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF EDUCATIONAL MILITARY CENTERS CADETS

В статье на основе системно-деятельностного подхода рассматривается вопрос моделирования процесса формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов учебных военных центров. Автором спроектирована соответствующая модель, направленная на достижение необходимого уровня военно-профессиональной ответственности у курсантов и состоящая из целевого, методологического, диагностико-аналитического, программно-содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов. Ключевые слова: военно-профессиональная ответственность, компоненты, курсант, моделирование, модель, процесс, учебный военный центр, формирование.

In the article, on the basis of the system-activity approach, the issue of modeling the process of formation of military professional responsibility of cadets of military training centers is considered. The author has designed the corresponding model aimed at achieving the required level of cadets' military professional responsibility and consisting of targeted, methodological, diagnostic, analytical, program-substantive, organizational, activity, and evaluation and performance components.

Key words: military-professional responsibility, components, cadet, modeling, model, process, military training center, formation.

Актуальность исследования обусловлена происходящими организационно-штатными изменениями, связанными с заменой военных кафедр в гражданских вузах на единые военные учебные центры. Такие центры будут реализовывать три программы военного обучения: подготовку офицеров запаса, кадровых офицеров и рядовых и сержантов запаса [2].

Подготовка в условиях гражданского вуза военных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации ставит на повестку дня важнейшую научную задачу формирования военно-профессиональной ответственности (ВПрО) у будущих офицеров армии и флота, как кадровых, так и запаса,

их готовности качественно и результативно выполнять функциональные обязанности, соответствовать высоким современным требованиям, предъявляемых Министерством обороны.

В связи с этим встает вопрос о моделировании процесса формирования ВПрО у курсантов военных учебных центров (ВУЦ).

В педагогике общенаучный метод моделирования применяется широко и понимается как «исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей» [1, с. 23]. Моделирование позволяет вычленять целостные системы, исследовать их функционирование и получить целостную информацию о модели.

Согласно точке зрения В.В. Краевского, модель есть специфическая система элементов, воспроизводящая «некоторые стороны, связи, функции объекта исследования» [3, с. 211].

Основываясь на выполненном теоретическом анализе и опыте исследований А.Н. Томилина [6], О.В. Фомичевой [8] и др., была разработана модель формирования ВПрО у курсантов учебных военных центров, состоящая из шести взаимосвязанных компонентов: 1) целевого (содержит: цель, задачи, основные противоречия); 2) методологического (включает: основной научный подход и принципы); 3) диагностико-анали-тического (предназначен для исследования характерологических личностных особенностей курсантов ВУЦ, анализа полученных результатов); 4) программно-содержательного (определение педагогических условий, проектирование авторской целевой программы формирования ВПрО у курсантов); 5) организационно-деятельностного (этапы и технология формирования ВПрО); 6) оценочно-результативного (охватывает: показатели и уровни сформированности ВПрО у курсантов, контроль, оценку результатов и коррекцию целевой программы формирования ВПрО).

Рассмотрим подробнее компоненты разработанной модели.

Целевой компонент модели определяет общее ее назначение - разрешение установленных противоречий и достижение намеченной цели - сформировать высокий уровень ВПрО у курсантов ВУЦ в процессе обучения и овладения воинской специальностью.

В конструируемой модели система формирования ВПрО у курсантов ВУЦ ориентирована на цель, на которую устремлена деятельность руководства, преподавателей и самих курсантов. Намеченная цель модели - это предварительно-прогнозируемые итоговые результаты, реализуемые в личностных качествах и потенциале, компетенциях, знаниях, навыках и умениях курсанта, которыми он овладеет в процессе изучении целевой программы «Ответственность и военно-профессиональная деятельность».

Достижение установленной цели возможно только при решении следующих задач:

- уяснение курсантами сущности ВПрО и её потребности для военных кадров и военно-профессиональной деятельности;

- развитие у каждого курсанта способности брать на себя ответственность за свою деятельность и свое поведение;

- формирование привычки подходить к порученному делу взвешенно и продуманно, доводить дело до конца;

- воспитание направленности на развитие профессиональных навыков;

- формирование дисциплинированности, уважительного отношения к начальникам, командирам и старшим;

- усвоение норм и правил поведения в социуме и воинском коллективе.

Рассматриваемый компонент, выступая в роли системообразующего, выполняет ключевые функции:

а) целепологания (отражает выявление и постановку цели и задач);

б) прогнозирования (заключается в предвидении и раскрытии особенностей предстоящего развития личности курсанта и ожидаемых прогрессивных последствий);

в) мотивирования (охватывает деятельность руководства и преподавателей по формированию побуждений, определяющих характер деятельности курсантов, развитию их внутренней мотивации к познанию и результативной деятельности);

г) управления (обеспечивает системность и организованность процессу достижения намеченной цели).

Второй компонент модели - методологический, включает базовый методологический подход и принципы формирования ВПрО у курсантов.

В качестве методологической основы исследования выбраны положения систем-но-деятельностного подхода, который предполагает такую организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности курсанта. Сущность подхода проявляется в формировании лично-

сти курсанта и продвижении его в развитии тогда, когда он воспринимает знания не в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Основной результат профессионально обучения курсантов ВУЦ - развитие личности курсанта на основе учебной деятельности.

К требованиям системно-деятельност-ного подхода относятся:

- личность курсанта выступает как активное творческое начало, взаимодействуя с преподавателями и сокурсниками, она строит и формирует сама себя;

- воспитание и развитие профессиональной ответственности и других качеств личности соответствуют требованиям социума, информационного общества, инновационной экономики, задачам подготовки военных кадров;

- ориентация на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС ВПО, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- вариативность форм и методов формирования ВПрО курсанта в процессе обучении в УВЦ.

Основными руководящими положениями системно-деятельностного подхода в формировании ВПрО у курсантов выступают принципы: интеграции (раскрывает общность целей, ценностей, содержания, деятельности образовательной и военно-профессиональной сфер в единой военно-профессиональной среде); гуманизации (состоит в уважении личности курсанта, его выбора, в доверительных отношениях преподавателей и курсантов, сотрудничестве и доброжелательности); ценностной ориентации (подразумевает формирование

ВПрО как ценности, характеристики личности курсанта); воспитания в деятельности (требует включения личности курсанта в разнообразную и продуктивную деятельность, что позволяет эффективнее овладеть теорией и практикой ответственности); воспитывающего характера обучения (означает, что формирование ВПрО осуществляется как в процессе целенаправленного воспитательного воздействия, так и в процессе учебной деятельности); воспитания в коллективе (предполагает активное использование возможностей коллектива для развития личности и формирования у нее ВПрО, воинского товарищества).

Третий компонент модели - диагности-ко-аналитический - предполагает исследование характерологических особенностей курсантов, уровня ответственности, анализ результатов.

Для педагогического исследования существенное значение имеет педагогическая диагностика, с помощью которой исследователь получает достаточно верную, надежную и полезную информацию для последующей работы. Полученные результаты первичного диагностирования позволяют:

- установить исходный уровень ответственности у респондентов;

- измерить некоторые личностные качества курсантов;

- выполнить обобщение и всесторонний анализ данных;

- получить объективную оценку ВПрО курсантов;

- обобщить полученные результаты и сформулировать корректные выводы о необходимости продолжения исследования, организации учебной и воспитательной работы.

Четвертый компонент модели - программно-содержательный - предусматривает проектирование авторской целевой программы «Ответственность и военно-профессиональная деятельность», состоящей из пяти модулей: теоретического (изучение и овладение теорией ответственности); ценностной ориентации (изучение ценностного аспекта ВПрО); военно-профессионального (изучение специфики ВПрО

в условиях военно-профессиональной деятельности); воспитательной и культур-но-досуговой работы (сочетание служебных, внеслужебных и культурно-досуговых мероприятий); установочного (установка на дальнейшее самосовершенствование и самовоспитание с целью саморазвития).

Эффективности формирования ВПрО значительно способствуют умело выбранные и созданные педагогические условия.

А. Создание целевой информационно-образовательной среды как доминирующего фактора формирования ВПрО у курсантов.

Работа курсанта ВУЦ в информационно-образовательной среде в интересах получения новых компетенций, новых знаний требует:

- осознания потребности в информации;

- определения путей и способов восполнения имеемых «пробелов» в информации;

- конструирования стратегии поиска и обнаружения информации;

- поиска и получения доступа к необходимой информации;

- сравнения и оценки информации, полученной из разных источников;

- организации, применения и передачи информации различными способами в соответствии с существующей ситуацией;

- осуществления коммуникации в информационном пространстве;

- владения компьютерной грамотностью.

Обучение в такой среде позволяет обогатить знания об ответственности, усилить субъектность и самостоятельность обучения.

Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей по следующим направлениям:

- активное участие в плановой методической учебе, проводимой в ВУЦ с преподавателями;

- целенаправленное самообразование, обеспечивающее постоянное приобретение новых знаний, умений, навыков, потребных для педагогической практики с курсантами;

- использование возможностей самовоспитания, способствующее развитию мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности;

- саморазвитие, содействующее совершенствованию психических процессов и способностей;

- изучение и овладение передовым педагогическим опытом обучения и воспитания курсантов, формирования у них ВПрО.

В. Развитие интереса курсантов.

Общеизвестно, что познавательный интерес представляет собой важнейший, глубинный внутренний мотив, мощный побудитель активности личности, который базируется на свойственной ей врожденной познавательной потребности. Основные усилия по развитию интереса у курсантов следует сосредоточить по следующим направлениям: а) тщательная подготовка содержания учебного материала; б) продуманная организация учебно-воспитательной деятельности; в) создание обстановки общения в учебном процессе, диалога между преподавателем и курсантами.

Г. Стимулирование курсантов, базирующееся на комплексном применении моральных побудителей и на индивидуально-типологических особенностях личности учащегося.

Для отечественной педагогики характерно применение следующих методов стимулирования: поощрение (обеспечивает возбуждение положительных эмоций, вселяет уверенность, повышает ответственность), соревнование (основано на естественной склонности личности к соперничеству); наказание (служит отрицательной оценкой действий курсанта).

Д. Активизация самовоспитания, гарантирующего курсантам позитивное изменение личностных качеств, дисциплины и поведения. Для этого целесообразно:

- использование апробированных педагогических технологий, развивающих потребность курсантов в самовоспитании;

- адекватное применение самооценивания курсантами для побуждения к самовоспитанию и создания внутриличност-ных стимулирующих источников роста;

- подготовка преподавателей к педагогической поддержке самовоспитания курсантов [5].

Пятый компонент модели - организаци-онно-деятельностный - включает этапы и технологию формирования ВПрО у курсантов.

Слово «этап» поясняется в толковых словарях как «отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса» [4]. То есть это некий промежуток времени, охватывающий какое-то событие, стадию в развитии педагогического процесса.

В процессе формирования ВПрО выделим этапы: входной, обучения и воспитания, мониторинга, итогового тестирования. Важнейшими особенностями для каждого этапа являются: входной (осуществление первичного анкетирования и тестирования); обучения и воспитания (производится на основе целевой программы «Ответственность и военно-профессиональная деятельность»); мониторинга (систематический сбор, регистрация, хранение и анализ информации о состоянии процесса освоения целевой программы и формирования ВПрО

у курсантов); итогового тестирования (проведение заключительного анкетирования и тестирования курсантов, обработка эмпирических данных, оценка полученных данных).

Технология формирования ВПрО предусматривает детальное проектирование педагогического процесса, включающего следующие компоненты: цель, задачи, содержание, формы, методы воспитания и преподавания, средства обучения и др., что гарантирует получение требуемого результата - наличие высокого уровня ВПрО у курсанта ВУЦ, обеспечивающее качественное и результативное выполнение им задач военно-профессиональной деятельности.

Шестой компонент - оценочно-результативный - включает оценочную систему сформированности ВПрО по разработанным критериям, показателям и уровням, а также контроль, объективную оценку полученных результатов и коррекцию целевой программы.

Для оценки полученных результатов диагностики разработаны критерии сфор-мированности ВПрО, соответствующие им

Таблица 1.

Показатели сформированности ВПрО курсантов ВУЦ

Критерий Показатели

Когнитивно-знаниевый • знания - о сущности ответственности и ВПрО; • о нормах и ценностях военно-профессиональной деятельности; • о специфике военно-профессиональной деятельности; • о воинской дисциплине, служебно-профессиональных отношениях; • о воинском этикете и нормах поведения, через которые реализуется профессиональная ответственность

Мотивационно-ценностный • мотивация обучения в ВУЦ; • желание и стремление стать офицером ВС РФ; • осознание ответственности и ВПрО как ценностей; • мотивация достижения цели или избегания неудач; • мотивация принятия ответственных решений

Волевой • уровень развития эмоциональной устойчивости, настойчивости, организованности, решительности, способность к эмоциональным переживаниям при выполнении принятого решения; • готовность отвечать за результаты своей деятельности

Деятельностно-поведенческий • умения целеполагания, планирования, самоконтроля, коррекции и совершенствования стиля и системы своей деятельности, отвечающей нормам военно-профессионального ответственного поведения; • добросовестность в выполнении своих обязанностей; • наличие личностных качеств: рефлексивности, независимости, самостоятельности, субъективного контроля

показатели и уровни. В качестве критериев сформированности ВПрО курсанта ВУЦ выбраны: когнитивно-знаниевый, мотиваци-онно-ценностный, волевой и деятельност-но-поведенческий. Показатели критериев приведены в таблице 1.

Выделены три уровня сформированно-сти ВПрО у курсантов ВУЦ: низкий (преобладание неудовлетворительных и слабых результатов по большинству показателей); средний (преобладание удовлетворительных результатов по большинству показателей) и высокий (преобладание отличных и хороших результатов по большинству показателей).

Оценочно-результативный компонент модели предполагает, что у курсантов на основе обучения сформирована военно-профессиональная ответственность, которая обеспечивает готовность к результативной военно-профессиональной деятельности на офицерских должностях.

Таким образом, разработанная модель позволяет последовательно и целостно представить процесс формирования ВПрО у курсантов учебных военных центров, организовать и проводить соответствующую учебно-воспитательную деятельность с будущими военными кадрами.

Литература

1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: конспект лекций. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Изд-во Брайт, 2010. - 239 с.

2. В Минобороны прокомментировали информацию о замене военных кафедр в гражданских вузах на единые учебные центры [Электронный ресурс] / tvzvezda.ru (дата обращения: 12.09. 2018).

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. - 944 с.

5. Окунев Ю.Н. Педагогические условия активизации самовоспитания курсантов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Хабаровск, 2002. - 22 с.

6. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: моногр. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010. - 136 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: моногр. - Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 124 с.

8. Фомичева О.В. Формирование профессиональной готовности будущих офицеров запаса к лидерской деятельности в гражданском морском вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. - Великий Новгород, 2013. - 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.