2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2007. - 366 с.
3. Кашин, Н.И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения : на примере вузов МВД : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Кашин Н.И. - СПб., 2005. - 24 с.
4. Матвеев, А.П. К проблеме содержания образования по физической культуре в контексте требований стандарта второго поколения / А.П. Матвеев, Ю.И. Разинов // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 6. - С. 53-57.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. (2013), "Factors negatively affecting the health status of university students", Health - the basis of human potential: problems and ways to solve them, materials of the Conference, No. 1, pp. 164-165.
2. Ilyinich, V.I. (2007), Physical culture of the student and life: textbook, Gardariki, Moscow.
3. Kashin, N.I. (2005), The maintenance and a technique of is professional-applied physical preparation of cadets of high schools of power departments at the initial stage of training (on an example of high schools of the Ministry of Internal Affairs), dissertation, St. Petersburg.
4. Matveev, A.P. and, Razinov, Yu.I. (2009), "To the problems of education on physical culture in the context of the requirements of the second-generation standard", Theory and practice of physical. culture, No. 6, pp. 53-57.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.08.2018
УДК 796.077.05
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ
ПУТИ РЕШЕНИЯ
Лилия Евгеньевна Идиатуллина, кандидат педагогических наук, доцент, Яна Владимировна Кириллова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), Челябинск
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования особенностей самоактуализации личности студентов, в числе которых необходимо выделить ценностные ориентации, творческий потенциал, отношение к познанию, взаимодействие, сотрудничество с другими людьми и как они оказывают влияние на становление профессиональной позиции студентов университета физической культуры. Показаны некоторые психологические барьеры, препятствующие становлению профессиональной позиции студентов и значение деятельности преподавателя в профессиональном становлении современной молодежи. На основании полученных результатов диагностики представлены педагогические условия, способствующие становлению профессиональной позиции студентов в учебном процессе университета.
Ключевые слова: профессиональная позиция, психологические барьеры, становление личности, студенты, самоактуализация, педагогическая деятельность.
FORMATION OF PROFESSIONAL POSITION OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE: PROBLEMS AND POSSIBLE WAYS OF
SOLUTION
Liliya Evgenievna Idiatullina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yana Vladimirovna Kirillova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Annotation
The article presents the results of the study of the peculiarities of students' self-actualization, including the value orientations, creativity, attitude to cognition, interaction, cooperation with other people and
how they influence on the formation of the professional position of the students of the University of physical culture. Some psychological barriers preventing the forming of the professional position of the students are shown, including the importance of the teacher in the professional development of modern youth. On the basis of the diagnostic results obtained, the pedagogical conditions that contribute to the formation of the professional position of the students in the educational process of the university are presented.
Keywords: professional position, psychological barriers, formation of personality, self-actualization, students, pedagogical activity.
ВВЕДЕНИЕ
Своевременное становление личности студенческой молодежи обусловливает их самореализацию в профессии, что является одним из важных направлений деятельности высшего учебного заведения. Успешность профессионального роста во многом определяется образовательной системой подготовки кадров. Обществу необходимы квалифицированные специалисты с активной жизненной и профессиональной позицией. В научной литературе и образовательной практике уделяется внимание исследованию феномена «позиция» и в зависимости от специфики деятельности, определяются ее составляющие. Мы придерживается следующей трактовки термина «позиция» - это положение, расположение; точка зрения, отношение к какому-либо делу, вопросу [7, с. 444]. Следовательно, позиция - это некое отношение человека к определенной ситуации и действительности, проявляемая в общении, поведении, поступках. Позиция - развивающееся явление, зрелость которой характеризуется относительной стабильностью, определенностью и непротиворечивостью. Ученые обращаются к изучению социальной, жизненной, личностной, педагогической, рефлексивной, субъектной позиции будущих педагогов, управленческих кадров, позиции студентов-психологов в период обучения в вузе. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом становления личности, ее качественных характеристик и особенностей самореализации в профессиональной сфере. В частности, исследователи обращаются к вопросам становления профессиональной позиции педагогов-практиков и будущих специалистов [1; 9]. Публикации ученых позволяют нам констатировать, что целесообразно проводить работу в данном направлении со студентами в период обучения в вузе [1; 2; 4; 5; 6; 8; 9]. Преподаватель как носитель культурных и педагогических ценностей соответственно репрезентирует себя как: воспитатель, помощник, консультант, куратор, методист, наставник, тренер и т. д.
Цель нашего исследования: выявить проблемы в становлении профессиональной позиции студентов в период обучения в университете физической культуры и определить возможные пути решения. Профессиональная позиция является сложным многофункциональным феноменом. Следовательно, необходимы такие педагогические подходы и направления деятельности, на основании которых возможна продуктивная работа преподавателя и студентов в процессе обучения в вузе. На наш взгляд личностные особенности студентов влияют на дальнейшие перспективы в их профессиональном становлении, что позволяет своевременно, в период обучения в университете скорректировать пути развития личности юношей и девушек. Следует отметить, что кроме когнитивного компонента в профессиональной подготовке студентов, преподавателю следует акцентировать внимание, например, и на мотивационно-ценностный, поведенческий компоненты в становлении профессиональной позиции молодых людей. А педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов на основе личностно-деятельностного подхода, будет способствовать более эффективной адаптации, развитию, самообразованию, потребности и умению работать с новой информацией, работать к команде, а также достойно вести себя в различных профессиональных и непрофессиональных ситуациях деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Перед профессорско-преподавательским составом вуза встает необходимость решить следующую задачу, каким образом, университет физической культуры может
содействовать студентам в профессиональном становлении? Этот вопрос касается не только знаний и компетенций, но и психологической составляющей, куда входят установки, мировоззрение, ценности, отношения, что в том числе определяет профессиональную позицию будущего специалиста. Выпускники реализуют себя в педагогической, научной, тренерской деятельности после окончания вуза. Профессиональная позиция является одним из элементов в структуре педагогической профессиограммы. От роста профессионализма зависит личностное и профессиональное благополучие не только обучающихся, но и их будущих воспитанников [1; 2; 8; 9].
В 2016-2017 годах согласно поставленной цели, авторами статьи было проведено исследование среди студентов Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК) по следующим методикам: «Психологическая автобиография» [2, с. 136-155], «Аналитический обзор стиля обучения» [8, с. 94-103], «Тест самоактуализация», в аббревиатуре САТ, для выявления особенностей и направленности личности студентов [3]. Выборку составили 150 человек - юноши и девушки в возрасте от 18 до 20 лет, студенты второго курса дневной формы обучения, направление подготовки физическая культура.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обратимся к результатам исследования по методике «Психологическая автобиография». Направленность в будущее отмечается у 90% студентов, на семью - у 72%, на карьеру - у 85%, после окончания вуза работать по специальности желают 60% респондентов. Позитивная направленность в ответах - у 93%, неустойчивая, с негативным оттенком - у 2% студентов. Далее проанализируем результаты по методике «Аналитический обзор стиля обучения». Экстравертированный стиль общения преобладает у 85% студентов, ин-тровертированный - у 28% респондентов. Индивидуальные особенности студентов: интуитивные способности представлены у 77%, логические - у 56%. Интуитивный тип восприятия и обработки информации имеет место быть там, где процесс мышления основывается не столько на логике, сколько на предположении, ощущении, то есть, задействованы иррациональные функции. Эти субъекты деятельности, как правило, избегают жестких требований и инструкций. У них есть способности к моделированию, проектированию, теоретизированию. Студенты, у которых доминируют логические способности, более устремлены на поэтапное восприятие информации, алгоритмизацию действий, стараются организовать свою учебную и тренировочную деятельность. Они обращают внимание на детали, предпочитают контролировать ход событий. Жёстко регламентированный стиль (в учебе, тренировке, работе) выявлен у 83% студентов, нерегламентированный у 42% респондентов. Предпочтение жестко регламентированного стиля наблюдается у тех студентов, кто склонен планировать свою деятельность, волевыми усилиями достигают поставленной цели. Они более сосредоточены, не могут расслабиться. Специфика спортивной деятельности ориентирована на формирование личностных качеств, таких как ответственность, дисциплинировать, необходимость структурировать свою деятельность согласно инструкции, выполнять рекомендации тренера и т.д. Предпочтение нерегламентирован-ного стиля чаще наблюдается у тех испытуемых, кто умеет более гибко реагировать изменяющиеся обстоятельства, более свободны в рамках заданного алгоритма действий. Что касается стиля мышления, то синтез является ведущим у 83% испытуемых. Это констатирует следующее: мыслительный процесс сосредоточен на ведущих и ключевых аспектах учебного и тренировочного процесса, не углубляясь в детали. Они уясняют общую идею, связь между различными категориями. Преобладание аналитического склада ориентирует на нюансы, детализацию. Данный тип переработки информации выявлен - у 51% студентов. Следует отметить, что в соответствии с индивидуальными особенностями студентов им важно выбрать тот вид деятельности в профессии, который бы соответствовал продвижению сильных сторон и качеств личности. Далее рассмотрим для анализа результаты по
методике «САТ». В методике описываются две основные и 12 вспомогательных шкал. По всем шкалам представлены уровни, которые дифференцируются согласно полученным баллам респондентами. Наличие высокого уровня характеризуется, когда респондент набрал более 60 баллов, средний уровень от 40 до 60 баллов, и, ниже среднего уровня, когда студент получил менее 40 баллов. Как показало тестирование, по двум основным шкалам: «Ориентация во времени» высокий уровень самоактуализации наблюдается у 10,44% студентов, средний уровень у 43,28%, низкий уровень у 44,77% респондентов. По шкале «Поддержка» высокий уровень самоактуализации выявлен у 38,8% студентов, средний уровень у 35,82%, низкий уровень - у 23,88% респондентов. Далее предоставим результаты тестирования по дополнительным шкалам. По шкале «Ценностные ориентации» высокий уровень наблюдается у 41,8% студентов, средний уровень у 38,8%, низкий уровень у 15,97% респондентов. По шкале «Гибкость поведения» высокий уровень мы наблюдаем у 20,89% студентов, средний уровень у 53,73% и низкий уровень у 25,37% респондентов. Следующая шкала «Сензитивность», здесь высокий уровень самоактуализации представлен у 29,85% студентов, средний уровень у 37,31%, низкий уровень у 32,83% обучающихся. По шкале «Спонтанность» высокий уровень самоактуализации выявлен у 23,88% студентов, средний уровень у 58,21%, низкий уровень у 17,91% респондентов. По шкале «Самоуважение» высокий уровень самоактуализации мы наблюдаем у 65,67% студентов, средний уровень у 26,86%, низкий уровень у 7,46% обучающихся. Итак, полученные результаты констатируют следующее: более 60% испытуемых своими ответами показывают, что ценят и уважают себя, нравятся себе. Если сравнить результаты по данной шкале с результатами по другим шкалам, то именно здесь мы можем наблюдать следующее: самый высокий процент студентов в высоком уровне и самый низкий процент в низком уровне из числа обучающихся, принявших участие в исследовании. Однако стоит отметить, что, по шкале «Самопринятие», высокий уровень самоактуализации наблюдается у 19,4% студентов, средний уровень у 41,79%, низкий уровень мы можем констатировать у 38,8% респондентов. Это, возможно, связано с тем, что студенты, с одной стороны, ценят и уважают себя, но, в тоже время не знают свои особенности, и, в итоге, может отражаться на самопринятии. Следовательно, у студентов возникают сложности как с самопониманием, так и с самопринятием. По шкале «Представление о природе человека» высокий уровень самоактуализации наблюдается у 26,86% студентов, средний уровень у 59,7%, низкий уровень у 13,43% респондентов. По шкале «Синергия» высокий уровень самоактуализации наблюдается у 37,31% студентов, средний уровень у 32,83%, низкий уровень у 29,85% обучающихся. Далее по шкале «Принятие агрессии» высокий уровень самоактуализации наблюдается у 38,8% студентов, средний уровень у 35,82%, низкий уровень у 25,37% респондентов. По шкале «Контактность» высокий уровень самоактуализации наблюдается у 22,38% студентов, средний уровень у 46,26%, низкий уровень у 31,34% обучающихся. Далее следует шкала «Познавательные потребности», где высокий уровень самоактуализации наблюдается у 19,4% студентов, средний уровень у 38,8%, низкий уровень у 41,79% респондентов. По шкале «Креативность» высокий уровень самоактуализации наблюдается у 25,37% обучающихся, средний уровень у 47,76%, низкий уровень у 26,86% студентов. Наибольшее количество студентов получили высокие показатели (65,67%) по дополнительной шкале «Самоуважение», а наибольшее количество низких показателей (44,77%) по основной шкале «Ориентация (компетентность) во времени». Таким образом, полученные результаты констатируют следующее: большинство студентов ценят свои достоинства, положительные свойства характера, уважают себя за них, однако, им трудно принять себя такими, каковы они есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков. В тоже время эти студенты, как субъекты деятельности, ориентированы на один из отрезков временной шкалы, то есть, сосредоточены в большей степени на прошлом, настоящем или будущем. Возможно, что пребывание в одном из отрезков своей жизни со-причастно с личностным развитием и таким студентам сложно воспринять единство и
целостность своего жизненного пути.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Как показало данное исследование, одной из особенностей личностного развития в студенческом возрасте является ценностное самоопределение. Пересматривается и уточняется иерархия ценностей. Формирование личности студента как субъекта учебной деятельности предполагает овладение им основными формами этой деятельности, умением планировать и организовывать эту деятельность, определять учебные действия необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности, однако студенчеству приходится преодолевать разнообразные психологические барьеры (ситуации), которые не позволяют занять активную позицию и реализовать себя в конкретном виде деятельности. Это, возможно, связано с острыми отрицательными переживаниями по поводу конкретных проблем и актуальных ситуаций. Здоровье, семья, любовь, материальное благополучие как универсальные человеческие ценности занимают весомое место у студентов среди других ценностей. Однако важно понимать, что в данном возрастном периоде осознание жизненно важной ценности как профессиональное становление должно служить мотивом для сохранения ценностных представлений и идеалов будущего специалиста - это осознание личной потребности в профессиональном становлении, ценностное отношение к профессии, которые становятся все более прочной и реализуется субъектом в профессиональной деятельности. Таким образом, в студенческом возрасте закладываются основы для становления профессиональной позиции (осознание мотивов своего поведения, высокий уровень самосознания, потребность в самопознании, формирование индивидуального стиля жизни, умение интегрироваться и работать в команде). Все это создает предпосылки в деятельности преподавателя для создания педагогических условий становления профессиональной позиции у студентов университета физической культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам выше представленной диагностики можно констатировать следующее: у студентов присутствуют профессиональная направленность, положительное отношение к будущей профессии, что являются следствием правильного для них профессионального выбора. У студентов также наблюдается направленность на семью, карьеру, работу по специальности. В процессе учебной деятельности у студентов могут возникать психологические барьеры, которые оказывают влияние на профессиональное становление. Причины их возникновения могут заключаться в мотивации, приоритетах, ожиданиях, личностных особенностях. Для преодоления возможных барьеров студентам необходима не только глубинная внутренняя самостоятельная работа, но и педагогические условия, где сотрудничество преподавателя и студентов организовано посредством субъект-субъектного взаимодействия, психологической поддержки, академического консультирования. Преподаватель может и должен содействовать становлению профессиональной позиции студентов через преподаваемую дисциплину, учебный модуль. Для поставленной цели и достижения результата преподавателю необходимо выделить такие структурные элементы как содержание и методы деятельности субъектов образования. Предназначение преподавателя состоит и в том, чтобы он умел рефлексировать свою профессиональную деятельность. Следует отметить, что через призму собственной профессиональной позиции преподаватель доносит функции современного образования. Преподаватель исполняет роль организатора учебно-воспитательного процесса, фасилитатора, педагога, консультанта, психолога. Следовательно, необходимо систематически осуществлять интроспекцию и коррекцию мыслеформ, общения, поведения, траекторию деятельности как наставника. Таким образом, взаимодействие преподавателя и студентов позволят обучающимся быстрее адаптироваться в процессе его профессиональной подготовки, владеть профессиональным языком (понятиями), в том числе понимать логику работы с новой информацией и
осваивать новые знания, компетенции, адаптировать информацию и полученные знания к современной реальности, чтобы совершенствовать свою профессиональную деятельность. Здесь также необходим процесс педагогической коррекции и дальнейшего развития имеющихся способностей, что определяет развивающий характер функций современного образования. Методологической основой в качестве фундамента профессиональной деятельности преподавателя, на наш взгляд, является личностно-деятельностный подход, который базируется на принципах сотрудничества и поддержки, субъектности, диалога, педагогической рефлексии. Оптимально выстроенное взаимодействие субъектов образования, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности окажет содействие юношам и девушкам в осмыслении личных и профессиональных планов и ценностей, овладении профессиональными компетенциями, что обеспечит непрерывный характер становления профессиональной позиции в процессе обучения в университете.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борытко, Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Борытко Н.М. -Волгоград, 2001. - 40 с.
2. Бурлачук, Л. Ф. Психология жизненных ситуаций : учеб. пособие / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. - М. : Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с. - ISBN 5-86826-056-7.
3. Гозман, Л. Я. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская.
- М. : Российское педагогическое агентство, 1995. - 43 с. - ISBN 5-86825-008-7.
4. Данилова, А. В. Физическое воспитание как фактор формирования активности студентов вуза / А. В. Данилова, А. И. Попова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. -№ 2 (156). - С. 54-58.
5. Идиатуллина, Л. Е. Влияние академического консультирования на становление профессиональной позиции студентов в университете физической культуры // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность : V Международная научно-практическая конференция / Уральский государственный университет физической культуры. -Челябинск, 2016. - С. 132-139.
6. Кириллова, Я. В. Проблема самоактуализации в процессе профессионального воспитания студентов вуза физической культуры / Я. В. Кириллова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. - № 4 (36). - С. 157-160.
7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. -Москва : Русский язык, 1987. - 750 с.
8. Сиротюк, А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии : практическое руководство для учителей и родителей / А. Л. Сиротюк. - М. : Сфера, 2000. - 128 с. - ISBN 5-89144-136-5.
9. Соколовская, О. К. Становление профессиональной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Соколовская О. К. - Ярославль, 2010.
- 18 с.
REFERENCES
1. Borytko, N.M. (2001), Theory and practice of becoming professionally position of teacher-educator in the system of continuous education, dissertation, Volgograd.
2. Burlachuk, L.F. and Corzhova, E.U. (1998), Psychology of life situations, Russian Pedagogical Agency, Moscow.
3. Gozman, L.Ya., Croz, M.V. and Latinskaya, M.V. (1995), Self-actualization test, Russian Pedagogical Agency, Moscow.
4. Danilova, A.V. and Popova, A.I. (2018), «Physical education as university students' activity forming factor», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2(156), pp. 54-58.
5. Idiatullina, L.E. (2016), "The influence of academic counseling on the development of the professional position of students at the University of Physical Education", Quality management system in the university: health, education, competitiveness, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, pp. 132-139.
6. Kirillova, Ya.V. (2013), "The issue of self-actualization in the process of professional education of students of the higher institution of physical culture", Herald of the Chelyabinsk state academy of culture
and arts, No. 4(36), pp. 157-160.
7. Ozhegov, S.I. (1987), Dictionary of Russian, Russian language, Moscow.
8. Sirotyuk, A.L. (2000), Teaching children with psychophysiology: a practical guide for teachers and parents, Sphere, Moscow.
9. Sokolovskaya, O.K. (2010), The formation of the professional position of a student-psychologist in the process of studying at university, dissertation, Yaroslavl.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.08.2018
УДК 796
ИНФОРМАТИВНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВЕДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК ПВО, НЕСУЩИХ БОЕВЫЕ ДЕЖУРСТВА
Чермен Юрьевич Калоев, преподаватель, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж; Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Алексей Викторович Полуян, начальник кафедры, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж; Константин Юрьевич Черны-шенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГКОУ ВО КрУМВД
России), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены данные, характеризующие показатели информативности физической подготовленности, психологических ресурсов эффективности профессиональной деятельности, волевых и профессионально важных личностных качеств военнослужащих войск противовоздушной обороны, несущих систематические боевые дежурства, на различных этапах годичного цикла. Информативность профессионально важных качеств определялась на основе анализа коэффициентов корреляции, рассчитанных между результатами тестирования и критерием, в качестве которого использовалась составная характеристика успешности реализации служебных обязанностей.
Ключевые слова: информативность, физическая подготовленность, психологические ресурсы, волевые и профессионально важные личностные качества, военнослужащие войск ПВО, несущие боевые дежурства.
INFORMATIONAL CONTENT OF INDICATORS OF LEVEL OF DEVELOPMENT OF LEADING PROFESSIONAL QUALITIES OF THE MILITARY PERSONNEL OF TROOPS OF AIR DEFENSE KEEPING THE WATCH
Chermen Yuryevich Kaloyev, the teacher, the Military Training and Scientific Center of the Air Force of Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin, Voronezh; Valery Aleksandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Alexey Viktorovich Poluyan, the Head of the Department, the Military Training and Scientific Center of Air Force the Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and YuA. Gagarin, Voronezh; Konstantin Yuryevich Chernyshenko, the candidate of pedagogic science, senior teacher,
Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Annotation
The article presents the data characterizing the indicators of informativeness of physical preparedness, psychological resources of efficiency for professional activity, strong-willed and professionally