Научная статья на тему 'Инновационные направления профессионального роста руководителя практики студентов от университета физической культуры'

Инновационные направления профессионального роста руководителя практики студентов от университета физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION (FSES HE) / BACHELOR’S DEGREE / MASTER’S PROGRAM / UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION / PRACTICE / PRACTICAL ACTIVITY / COMPETENCYBASED APPROACH / HEAD OF PRACTICE / INNOVATIVE AREAS / PROFESSIONAL GROWTH / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ВО) / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАКТИКА / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Наталья Юрьевна

В статье раскрываются особенности организации практики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) на основе применения компетентностного подхода. Выполнен анализ инновационных тенденций в организации, содержании и задачах учебной, производственной и преддипломной практик в современном высшем образовании на основе опыта подготовки студентов в Уральском государственном университете физической культуры. Прежде всего, это: 1) преемственность в организации практик на протяжении всего периода обучения в вузе; 2) переход от содержания практики (чему преподаватель/руководитель практики должен учить) к результатам (что студент должен делать после успешного окончания прохождения практики); 3) вариативность заданий во время прохождения практики; 4) увеличение междисциплинарности в организации и прохождении практики студентами; 5) использование принципа модульной организации при проектировании программ практики; 6) вовлечение субъектов образовательного процесса в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность; 7) новые формы контроля прохождения практики студентами (внедрение балльно-рейтинговой системы (БРС), технологических карт), что ведет к организации индивидуального подхода к студенту, проходящему практику. Раскрывается сущность и содержание основных тенденций в организации практики студентов-бакалавров: компетентностный подход, вариативность заданий, индивидуализация, системность в организации практик, новые формы контроля и оценки. Предложены пути совершенствования процесса организации практики студентов в вузе. Определено, что важную роль в учебном процессе при прохождении практики студентами играет руководитель практики от университета это преподаватель, имеющий определенный опыт педагогической деятельности. Раскрыты профессиональные и личностные компетенции руководителя практики от университета, представлен опыт по организацию форм работы по профессиональной подготовке руководителей практики студентов от университета, которая осуществляется на базе Уральского государственного университета физической культуры, приведена примерная тематика занятий «Школы руководителя практики» на учебный год, выделены инновационные направления профессионального роста руководителя практики студентов от университета физической культуры. В заключении излагаются полученные выводы в результате проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мищенко Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DIRECTIONS OF PROFESSIONAL STUDENT PRACTICE HEAD GROWTH FROM THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

˷e article reveals the features of the organization of practice in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education (GEF HE) based on the application of a competency-based approach.˷e analysis of innovative trends in the organization, content and objectives of educational, industrial and undergraduate practice in modern higher education based on the experience of training students at the Ural State University of Physical Culture. First of all, these are: 1) continuity in the organization of practices throughout the entire period of study at a university; 2) the transition from the content of the practice (which the teacher / leader of the practice should teach) to the results (what the student should do arer the successful completion of the practice); 3) the variability of tasks during the internship; 4) increasing interdisciplinarity in the organization and practice of students; 5) the use of the principle of modular organization in the design of practice programs; 6) the involvement of the subjects of the educational process in the game, evaluation, discussion, reʭective activity; 7) new forms of control over students’ internships (the introduction of a point-rating system (BRS), technological maps), which leads to the organization of an individual approach to the student undergoing practice.˷e essence and content of the main trends in the organization of the practice of bachelor students are revealed: a competency-based approach, task variability, individualization, systematic organization of practices, new forms of control and evaluation. Ways are proposed to improve the process of organizing student practice at a university.It has been determined that an important role in the educational process when students undergo internship is played by the university supervisor this is a teacher who has some experience in teaching. ˷e professional and personal competencies of the head of practice from the university are disclosed, experience in organizing the forms of work for the professional training of heads of students from the university, which is carried out on the basis of the Ural State University of Physical Culture, is presented, the approximate topics of the classes of the “Head of Practice School” for theacademic year are presented, innovative directions of professional growth of the head of student practice from the University of Physical EducationFe article concludes with the ǁndings of the study.

Текст научной работы на тему «Инновационные направления профессионального роста руководителя практики студентов от университета физической культуры»

УДК 378.147.88

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ОТ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Мищенко Наталья Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания. Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]

INNOVATIVE DIRECTIONS OF PROFESSIONAL STUDENT PRACTICE HEAD GROWTH FROM THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

Mishchenko Natalya Yurevna

J. Item of N, Associate Professor of the Theory and Technique of Physical Training. Ural State University of physical culture. Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Следует цитировать / Citation:

Мищенко Н. Ю. Инновационные направления профессионального роста руководителя практики студентов от университета физической культуры // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2019. — № 4 (15). Спецвыпуск по гранту РФФИ № 19-013-20149\19. — С. 134-142. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Mishchenko N. Yu. 2019. Innovative directions of professional student practice head growth from the university of physical culture. Health, Physical Culture and Sports, 4 (15), рр. 134-142. (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh.

Поступило в редакцию / Submitted 15.05.2019 Принято к публикации / Accepted 16.09.2019

Аннотация. В статье раскрываются особенности организации практики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) на основе применения компетентностного подхода.

Выполнен анализ инновационных тенденций в организации, содержании и задачах учебной, производственной и преддипломной практик в современном высшем образовании на основе опыта подготовки студентов в Уральском государственном университете физической культуры. Прежде всего, это: 1) преемственность в организации практик на протяжении всего периода обучения в вузе; 2) переход от содержания практики (чему преподаватель/руководитель практики должен учить) к результатам (что студент должен делать после успешного окончания прохождения практики); 3) вариативность заданий во время прохождения практики; 4) увеличение междисциплинарности в организации и прохождении практики студентами; 5) использование принципа модульной организации при проек-

тировании программ практики; 6) вовлечение субъектов образовательного процесса в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность; 7) новые формы контроля прохождения практики студентами (внедрение балльно-рейтинговой системы (БРС), технологических карт), что ведет к организации индивидуального подхода к студенту, проходящему практику.

Раскрывается сущность и содержание основных тенденций в организации практики студентов-бакалавров: компетентностный подход, вариативность заданий, индивидуализация, системность в организации практик, новые формы контроля и оценки. Предложены пути совершенствования процесса организации практики студентов в вузе.

Определено, что важную роль в учебном процессе при прохождении практики студентами играет руководитель практики от университета — это преподаватель, имеющий определенный опыт педагогической деятельности. Раскрыты профессиональные и личностные компетенции руководителя практики от университета, представлен опыт по организацию форм работы по профессиональной подготовке руководителей практики студентов от университета, которая осуществляется на базе Уральского государственного университета физической культуры, приведена примерная тематика занятий «Школы руководителя практики» на учебный год, выделены инновационные направления профессионального роста руководителя практики студентов от университета физической культуры.

В заключении излагаются полученные выводы в результате проведенного исследования.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), бакалавриат, магистратура, университет физической культуры, практика, практическая деятельность, компетентностный подход, руководитель практики, инновационные направления, профессиональный рост.

Abstract. The article reveals the features of the organization of practice in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education (GEF HE) based on the application of a competency-based approach.

The analysis of innovative trends in the organization, content and objectives of educational, industrial and undergraduate practice in modern higher education based on the experience of training students at the Ural State University of Physical Culture. First of all, these are: 1) continuity in the organization of practices throughout the entire period of study at a university; 2) the transition from the content of the practice (which the teacher / leader of the practice should teach) to the results (what the student should do after the successful completion of the practice); 3) the variability of tasks during the internship; 4) increasing interdisciplinarity in the organization and practice of students; 5) the use of the principle of modular organization in the design of practice programs; 6) the involvement of the subjects of the educational process in the game, evaluation, discussion, reflective activity; 7) new forms of control over students' internships (the introduction of a point-rating system (BRS), technological maps), which leads to the organization of an individual approach to the student undergoing practice.

The essence and content of the main trends in the organization of the practice of bachelor students are revealed: a competency-based approach, task variability, individualization, systematic organization of practices, new forms of control and evaluation. Ways are proposed to improve the process of organizing student practice at a university.

It has been determined that an important role in the educational process when students undergo internship is played by the university supervisor — this is a teacher who has some experience in teaching. The professional and personal competencies of the head of practice from the university are disclosed, experience in organizing the forms of work for the professional training of heads of students from the university, which is carried out on the basis of the Ural State University of Physical Culture, is presented, the approximate topics of the classes of the "Head of Practice School" for the

academic year are presented, innovative directions of professional growth of the head of student practice from the University of Physical Education The article concludes with the findings of the study.

Key words: Federal State Educational Standard of Higher Education (FSES HE), bachelor's degree, master's program, university of physical education, practice, practical activity, competency-based approach, head of practice, innovative areas, professional growth.

Актуальность. В системе подготовки будущих специалистов сферы физической культуры и спорта практика является одной из основных форм их профессионального становления, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт. Как писал К. Д. Ушинский, «метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой» [7, с. 3]. Овладение разными видами деятельности (педагогическая, тренерская, научно-исследовательская, управленческая, проектная и др.) и формирование готовности к ним возможны только при взаимопроникновении и взаимообусловленности теоретической и практической подготовки будущего спортивного педагога: ни один компонент профессиональных умений и навыков нельзя сформировать лишь в процессе лекционных занятий.

Важно отметить, что практика - это активная индивидуальная форма обучения студентов, в процессе которой у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на разработанные индивидуальные планы и задания. Это, прежде всего, и отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (уровень бакалавриата), минимальный период практической деятельности студентов составляет две недели. От курса к курсу продолжительность практики увеличивается (до четырех недель). Достаточно большая длительность практики, особенно на старших курсах, позволяет более

грамотно подходить к организации и прохождению практики, снизить трудности, связанные с прохождением практики студентами, минимизировать напряжение, волнение у студентов в процессе прохождения практики, который может быть связан с дезадаптацией будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в профессиональной сфере.

При грамотной организации практики данная дезадаптация успешно преодолевается в достаточно короткие сроки, при этом у студентов формируется адекватная самооценка и уверенность в своем профессиональном выборе. Кроме того, длительная практика позволяет научиться самостоятельно планировать свою деятельность, дает возможность уже в самом ее процессе устанавливать конструктивные взаимоотношения и полезные контакты с работодателями и определять ролевую профессиональную позицию студента-практиканта, формирует ответственность за проведенную работу, позволяет студенту почувствовать себя востребованным на современном рынке труда в сфере физической культуры и спорта, создает благоприятные условия для написания курсовых работ и выпускных квалификационных работ и, возможно, определиться с будущим местом работы. Практика позитивно влияет на процесс профессионального становления студентов, способствует росту эмпатии, тактичности, толерантности, выдержки, психологической устойчивости, развивает коммуникативные и организаторские способности, которые так необходимы спортивному педагогу.

Во время прохождения практики студент университета физической культуры должен не только ознакомиться с состоянием образовательного процесса в образовательном учреждении (организации), но и приобщиться к новым психолого-педагогическим тех-

нологиям, обеспечивающим становление его как профессионала. В связи с этим приоритетом в организации учебной (производственной, преддипломной) практики становится компетентностный подход, выдвигающий на первый план субъекта деятельности (ученика и педагога), его мотивацию и способности, связанные с решением конкретных задач деятельности [2].

Первой особенностью организации практики в соответствии с ФГОС ВО является необходимость применения компетентностного подхода. Внедрение компетентностного подхода может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций образования, новому видению самого содержания образования, его методов и технологий [6].

Вторым требованием к организации учебного процесса в соответствии с ФГОС ВО является то, что все обучение студентов должно быть практико-ориентированным [6]. Данное требование предполагает не просто увеличение объема часов (зачетных единиц) на практическую подготовку студентов, а непрерывность всех видов практики в процессе обучения студента в вузе. Выделение видов практики на разных уровнях подготовки предполагает установление взаимосвязей между ними, т. е. разработки сквозной, преемственной программы практики по направлениям подготовки [6].

Третьей особенностью организации практики является то, что руководство практикой носит распределенный характер: студенты, начиная со 2 курса обучения, на две/четыре недели направляются в образовательные учреждения и организации разного типа и реализуют программу практики, индивидуальные задания и инструкции руководителя практики от вуза и руководителя практики от организации. Основная задача руководителей практики — помочь студентам проанализировать затруднения в выполнении ими профессиональных действий, затем, в ходе теоретического изучения дисциплин, произвести индивидуальную или групповую рефлексию выделенных затруднений и обобщить способ выполнения профессиональных действий совместно с преподавателями вуза.

Такая организация учебного процесса в рамках реализации ООП является абсолютно новой, так как прежние требования к организации практики включали в себя сначала теоретическую подготовку студентов по дисциплинам, а потом практическое применение полученных теоретических знаний [6].

Четвертой особенностью организации практики студентов-бакалавров в соответствии с ФГОС ВО является требование сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и общего образования [6]. В контексте обучения это подразумевает, что образование является непрерывным процессом и сопровождает человека не только в процессе обучения в школе, а всю жизнь [8].

Также речь идет об организации такого образовательного пространства, в котором целью становится среда субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика, супервизора и студента [8]. Более того, руководители практики от профильных организаций в дальнейшем становятся членами Государственной аттестационной комиссии при проведении итоговой аттестации студентов.

Пятая особенность организации практики в соответствии с инновационными процессами, проходящими в высшей школе, — вариативность заданий, которые получает студент, и вариативность контроля и оценки выполнения этих заданий (внедрение балль-но-рейтинговой системы, технологических карт и др.). Внедрение балльно-рейтинговой системы в процесс контроля и оценки прохождения практики способствует следующему [1]: активизация самостоятельной работы студента, повышение эффективности внеаудиторных контактов руководителя практики и студента; переход к асинхронным, нелинейным и гибким методам организации процесса прохождения практики; высокая степень дифференциации оценки (многоуровневая шкала); учет учебных и внеучебных достижений студентов; свобода руководителя практики в определении правил формирования рейтинга студента; стимулирование творческой работы студентов, активизация их исследовательской деятельности, выходящей за рамки обязательного минимума учебного

плана; активизация рефлексии студента в период прохождения практики.

Сущность представленных особенностей в организации практики заключается в создании условий для развития познавательного интереса студентов через внедрение новых психолого-педагогических технологий в практику; введение элементов дифференциации, индивидуализации; использование различных форм работы, игровых моментов, творческих заданий.

Выполненный нами анализ специальной литературы, публикаций и программ практик позволил аккумулировать инновационные тенденции в организации практики студентов в современной высшей школе, в том числе и студентов, обучающихся в университете физической культуры. Прежде всего, это:

1) преемственность в организации практик на протяжении всего периода обучения в вузе;

2) переход от содержания практики (чему преподаватель/руководитель практики должен учить) к результатам (что студент должен делать после успешного окончания прохождения практики); 3) вариативность заданий во время прохождения практики; 4) увеличение междис-циплинарности в организации и прохождении практики студентами; 5) использование принципа модульной организации при проектировании программ практики; 6) вовлечение субъектов образовательного процесса в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность; 7) новые формы контроля прохождения практики студентами (внедрение балльно-рейтинговой системы (БРС), технологических карт), что ведет к организации ин-

дивидуального подхода к студенту, проходящему практику.

Таким образом, становится понятно, что важную роль в образовательном процессе при прохождении практики студентами играет руководитель практики от университета — преподаватель, имеющий определенный опыт педагогической деятельности. Однако в реальной ситуации нередко наблюдается противоречие между значительной ролью руководителя практики студентов от университета и отсутствием специальной подготовки, несоответствие социального статуса его педагогической компетентности. В психолого-педагогической литературе освещаются различные аспекты организации и проведения практики студентов. Вместе с тем система профессиональной подготовки руководителей практики представлена явно неудовлетворительно.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» с участием руководителей практики от университета 2, 3 и 4 курсов направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (уровень бакалавриата) и 49.04.01 «Физическая культура» (уровень магистратура) в период с сентября 2016 по июнь 2018 г.

Результаты и их обсуждение. В УралГУФК организуются и проводятся все виды практик, предусмотренные ФГОС ВО в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса: учебная, производственная и преддипломная (табл. 1).

Таблица 1

Виды и способы проведения практики бакалавров и магистрантов направления подготовки «Физическая культура» УралГУФК

Курс Вид практики Способы проведения практики Продолжительность

Бакалавры

Второй Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) Стационарная 2 недели

Третий Производственная практика (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) Стационарная (выездная) 4 недели

Четвертый Преддипломная практика Стационарная (выездная) 4 недели

Окончание таблицы 1

Курс Вид практики Способы проведения практики Продолжительность

Магистранты

Первый Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) Стационарная Пролонгировано, 1 раз в неделю, 2 семестр

Второй Производственная практика (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) Стационарная (выездная) 6 недель

Второй Преддипломная практика Стационарная (выездная) 4 недели

Организация практик проходит в соответствии с Положением об организации практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования в ФГБОУ ВО «УралГУФК» (27октября 2018 г.), с учетом особенностей организации и проведения производственных практик в условиях уровневого высшего образования (бакалавр, магистр).

По всем видам (учебная, производственная, преддипломная) практик на кафедрах всех направлений подготовки разработаны и размещены на сайте УралГУФК Программы практик, включающие не только задания для студентов, но и методические рекомендации, образцы оформления документации по практике, как для практикантов, так и для руководителей практики.

Организация практики представляет собой определенную систему, в которую входит: подготовка студентов к прохождению практики при изучении определенных дисциплин учебного плана; организационная и методическая работа с руководителями практики УралГУФК и базовых учреждений; разработка документационного обеспечения практики; проведение анализа и рефлексия результатов по каждому виду практики; информирование о результатах прохождения практики студентов и преподавателей факультета.

В действующем в УралГУФК Положении об организации практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования в ФГБОУ ВО «УралГУФК» (27октября 2018 г.), представлен перечень функциональных обязанностей руководителя практики студентов от университета.

Руководителем практики от университета может являться один из преподавателей соответствующей кафедры вуза, в учебной нагрузке которого содержится пункт «Руководство учебной, производственной и/или преддипломной практикой», а также информация о количестве студентов и семестре/курсе их обучения. Как правило, руководитель практики от университета должен провести установочную конференцию (организационное собрание), в ходе которой студенты могут получить следующую информацию и документацию: методические и организационные установки для прохождения практики (программу практики, где обозначаются ключевые цели и задачи, соответствующие общей стратегии подготовки студентов и федеральным государственным образовательным стандартам); образцы документов: дневник прохождения практики, форма отзыва руководителя практики от организации, форма отзыва руководителя практики от вуза; форма отчета по результатам прохождения практики; договор о практике и др. [3].

Для реализации функциональных обязанностей руководитель практики студентов от университета должен обладать обязательными профессиональными и личностными качествами:

— профессиональные — компетентность («научная», «методическая», «академическая», «профессиональная»), наличие опыта педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях (вузе), знание самого предмета и методики его проведения, мастерское владение умениями и навыками обучения, психолого-педагогическая культура (знание возрастных и индивидуальных особенностей, навыки конструктивного общения, организаторские способности), умение грамотно проанализиро-

вать занятие (урок), творческий подход к делу, высокий уровень профессиональной мотивации, готовность к сотрудничеству, стремление к сотворчеству с практикантами, оптимистическая позиция, заинтересованность в профессиональном росте студентов и в своем собственном, а также способность к инновациям, расширению сферы деятельности, готовность к постоянному самообучению.

— личностные — толерантность, ответственность, демократичность, критичность, наблюдательность, требовательность, эмпа-тийность, доброжелательность, открытость, гибкость в общении, корректность.

Руководитель практики студентов от университета — это профессионально компетентный преподаватель, имеющий практический опыт работы в общеобразовательной организации (учреждении), готовый лично продемонстрировать то, что требуется от студентов, а не только рассказать им об этом, осуществляющий творческий подход к делу. Одновременно он ответственный, коммуникабельный, интеллигентный, толерантный, требовательный преподаватель [4].

Такой перечень требований действительно может являться ориентиром профессионального саморазвития для руководителя практики студентов от университета. Однако не каждый

преподаватель рефлексирует собственные качества, состояния, барьеры, стереотипы, установки.

Студенты-практиканты, в свою очередь, указывают на значимость профессионального поведения преподавателя, основанного на понимании, поддержке, творчестве и лишенного назидательности и авторитарности.

Образовательная ситуация сегодня такова, что сложно говорить о существовании отечественной системы подготовки руководителей практики. Она находится на этапе становления. В этой связи поделимся имеющимся опытом по организацию форм работы по профессиональной подготовке руководителей практики студентов от университета, которая осуществляется на базе УралГУФК.

На протяжении всего учебного года отделом производственной практики УралГУФК организуется «Школа руководителя практики», в рамках которой проводятся теоретические и практические занятия, а также мастер-классы. Основная задача «Школы руководителя практики» — формирование профессиональных компетенций у начинающих руководителей практики и их совершенствование — у имеющих опыт руководителей практики. Примерная тематика занятий «Школы руководителя практики» на учебный год представлен в таблице 2.

Таблица 2

Примерный план занятий «Школы руководителя практики» на учебный год

№ п/п Тема Кол-во часов

1 Организация и проведение практики в 2017-2018 учебном году 2

2 Йога как система оздоровления (теория) 2

3 Мастер-класс «Оздоровительная йога» 2

4 Формы и виды работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для инвалидов (теория) 2

5 Мастер-класс «Паралимпийские виды спорта» 2

6 Особенности организации и проведения производственной практики студентов 3 курса направления подготовки «Физическая культура» 2

7 Теоретические основы гимнастики (основные) (теория) 2

8 Мастер-класс «Развитие физических качеств у детей 14-17 лет средствами основной гимнастики» 2

9 Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию (теория) 2

10 Педагогический контроль в физическом воспитании (теория) 2

11 Мастер-класс «Гравитационная терапия — разгрузка и коррекция позвоночника» 2

12 Мастер-класс «Даосская практика» 2

Окончание таблицы 2

№ п/п Тема Кол-во часов

13 Мастер-класс «Классическая аэробика» 2

14 Особенности организации и проведения учебной практики студентов 2 курса направления подготовки «Физическая культура» 2

15 Мастер-класс «Оздоровительный цигун» 2

16 Особенности организации и проведения преддипломной практики студентов 4 курса направления подготовки «Физическая культура» 2

17 Мастер-класс «Использование элементов бокса в фитнесе» 2

18 Мастер-класс «Бодифлекс» 2

Кроме того, для руководителей практики от университета проводятся начальником отдела практики и специалистами по учебно-методической работе систематические индивидуальные консультации по вопросам организации и проведения практики студентов, а также реализации цели и задач практики, содержанию программы практики, выполнению индивидуальных заданий, оформлению отчетных документов студентов, заполнению отчетных документов руководителя практики от университета, разрешению конфликтных ситуаций и др.

Инновационными направлениями профессионального роста руководителя практики студентов от университета физической культуры можно выделить следующие:

— организация и проведение конкурсов профессионального мастерства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— разработка авторских программ, направленных на профессиональное развитие руководителя практики студентов от университета;

— участие в интернет-проектах, мастер-классах, научных конференциях, вебинарах, тренингах, видеотренингах, спецсеминарах;

— организация и проведение встреч с деятелями образования и идеологами образовательных программ;

— изучение опыта работы образовательных организаций и педагогических работников физкультурных вузов как России, так и зарубежных стран, в вопросах организации и проведении практики обучающихся и профессиональной подготовки руководителя практики студентов;

— создание условий по распространению педагогического опыта организации и прове-

дения практики студентов в образовательных организациях через публикации в научно-педагогических журналах и в сети Интернет:

— формирование индивидуального образовательного маршрута руководителя практики студентов от университета на основе личных образовательных потребностей самого специалиста, выбранной (обозначенной) методической проблемы (или темы самообразования) над которой работает педагог, а также потребностей той образовательной организации, в которой работает педагогический работник с целью совершенствования профессиональной компетентности [5].

Выводы. Важным звеном в профессиональной подготовке специалистов сферы физической культуры и спорта является практика. При обучении студенты проходят целый ряд различных учебных и производственных видов практики, которые определены ФГОС ВО РФ. Каждая из них обеспечивает поступательный профессиональный рост будущих специалистов. От характера подготовки, организации практики, а также уровня подготовки руководителя практики студентов от университета во многом зависит ее успех. В свою очередь, преподаватели, работающие в вузе и выполняющие функции руководителя практики от университета, должны хорошо представлять себе особенности и возможности данного периода в жизни студентов, в их профессиональном становлении, а также свою роль в этих процессах, в частности, в решении задач учебной, производственной и преддипломной практики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Глухова Т. В. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов: проблемы внедрения и перспективы развития // Мир науки и образования. 2015. № 1 (1). С. 18-20.

2. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 41-57.

3. Мищенко Н. Ю. Организация практической подготовки студентов университета физической культуры на современном этапе // Среднее профессиональное и высшее образование в сфере физической культуры и спорта: современное состояние и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практич. конф. (29 марта 2018 г.); под ред. М. В. Габова. Челябинск: Уральская Академия, 2018. С. 39-42.

4. Мищенко Н. Ю. Подготовка руководителя практики студентов от университета к организации и проведению практики в образовательных организациях и учреждения в современных условиях // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» (Санкт-Петербург, январь 2019). СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. С. 22-36.

5. Мищенко Н. Ю. Руководитель практики студентов от университета: проблемы подготовки и перспективы роста // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 59. Ч. 1. С. 243-247.

6. Нижегородцева Н. В. Инновационные тенденции в организации обучения студентов в современной высшей школе // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы науч.-практич. конф. «Чтения Ушинского». Ч. 1. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. С. 385-390.

7. Педагогическая практика в начальной школе / Г. М. Коджаспирова, Л. В. Борикова, Н. И. Бо-станджиева и др. М.: Академия, 2000. 272 с.

8. Тарханова И. Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. 67 с.

REFERENCES

1. Glukhova T. V. 2015. Score-rating system for monitoring and evaluating students' knowledge: implementation problems and development prospects.World of Science and Education. No. 1(1), рр. 18-20 (in Russian).

2. Margolis A. A. 2014. Problems and prospects for the development of teacher education in the Russian Federation.Psychological science and education. T. 19. No. 3., рр. 41-57 (in Russian).

3. Mishchenko N. Yu. 2018. Organization of practical training of students of the University of Physical Education at the present stage. Secondary professional and higher education in the field of physical culture and sports: current status and development prospects: Materials of All-Russian. scientific and practical conf. (March 29, 2018). Ed. M. V. Gabova. Chelyabinsk: Ural Academy, рр. 39-42 (in Russian).

4. Mishchenko N. Yu. 2019. Training of the head of student practice from the university to organize and conduct practice in educational organizations and institutions in modern conditions. Collected nickname of selected articles on the basis of scientific conferences of the National Research Institute "National Development" (St. Petersburg, January 2019). SPb.: GNII "National Development", рр. 22-36 (in Russian).

5. Mishchenko N. Yu. 2018. Head of the university student practice: problems of preparation and growth prospects. Problems of modern pedagogical education. Ser.: Pedagogy and psychology. Collection of scientific papers. Yalta: RIO GPA. Issue. 59. Part 1., рр. 243-247 (in Russian).

6. Nizhegorodtseva N. V. 2016. Innovative trends in the organization of student learning in modern higher education. Pedagogy and psychology of modern education: theory and practice: materials of scientific and practical. conf. "Ushinsky Readings." Part 1. Yaroslavl: RIO YAGPU, рр. 385-390 (in Russian).

7. Teaching practice in elementary school. 2000. G. M. Kodzaspirova, L. V. Borikova, N. I. Bostanjieva and others. M.: Publishing Center "Academy", 272 (in Russian).

8. Tarkhanova I. Yu. 2012. Interactive strategies for organizing the educational process in a university: a study guide. Yaroslavl: Publishing House of YAGPU, 67 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.