Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРОВЕРЯЮЩИМИ ОРГАНАМИ (участие органов милиции в налоговых проверках)'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРОВЕРЯЮЩИМИ ОРГАНАМИ (участие органов милиции в налоговых проверках) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРОВЕРЯЮЩИМИ ОРГАНАМИ (участие органов милиции в налоговых проверках)»

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРОВЕРЯЮЩИМИ

ОРГАНАМИ (участие органов милиции в налоговых проверках)

В ходе налоговых проверок организаций налоговые органы тесно взаимодействуют с органами милиции. Между тем у каждого из указанных ведомств в соответствующей сфере свой строго определенный круг полномочий, которые они не вправе превышать.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговая проверка является одним из мероприятий налогового контроля, полномочия по осуществлению которого предоставлены налоговым органам, и в пределах компетенции - государственным внебюджетным фондам. Как видим, органы внутренних дел, и в частности органы милиции, в круг лиц, наделенных налоговыми контрольными правомочиями, Налоговым кодексом РФ не включаются. Правда, и здесь не обошлось без юридических казусов - буквальное толкование нормы п. 3 упомянутой ст. 82 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что органы милиции налоговые проверки все-таки осуществляют. Так, согласно указанному пункту, налоговые, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Впрочем, нормативные правовые акты (как законодательные, так и подзаконные) не пошли по пути развития указанной коллизии и роль милиции в действиях по проведению налоговых проверок определили как вспомогательную. Отражено это, прежде всего, в ст. 11 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1, согласно п. 33 которой органы милиции участвуют в налоговых проверках лишь по запросу налоговых органов.

Основные вопросы, касающиеся взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел в ходе осуществления выездных налоговых проверок, решены в приказе Министерства внутренних

дел РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 22 января 2004 г. N° 76/АС-3-06/37, утвердившем:

Инструкцию о порядке взаимодействия органов внутреннихдел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок (далее - Инструкция);

Инструкцию о порядке направления органами внутреннихдел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения;

Инструкцию о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутреннихдел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Кроме того, совсем недавно Министерством внутреннихдел РФ был издан документ, решивший вопросы проведения проверок организаций, в случае наличия достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления (приказ от 16 марта 2004 г. № 177). И хотя данные проверки под критерии налоговых уже не подпадают, тем не менее, говоря о правомочиях органов милиции в сфере налоговых правоотношений, указанный приказ следует иметь в виду.

УЧАСТИЕ МИЛИЦИИ В ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРКАХ

Согласно п. 2 Инструкции, целью привлечения органов милиции к участию в налоговых проверках является выявление и пресечение нарушений законодательства РФ о налогах и сборах.

В качестве основания проведения налоговой проверки выступает решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа либо, если в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа осуществляется повторная налоговая проверка, - мотивированное постановление руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В соответствии с приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 8 октября 1999 г. № АП-3-

16/318, решение (постановление) о проведении налоговой проверки должно содержать: наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения; наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), в отношении которого назначается проверка; индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), в отношении которого проводится проверка;

период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);

ссылку на обстоятельства, в связи с которыми проводится проверка (применительно к повторным проверкам);

Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников органов милиции;

подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина. Сотрудники органов внутренних дел привлекаются к налоговой проверке мотивированным запросом, подписанным руководителем (заместителем руководителя) соответствующего налогового органа. Причем такой запрос может быть направлен в орган внутренних дел как до начала проверки, так и в ходе ее проведения. Однако в последнем случае в решение о проведении налоговой проверки должны быть внесены коррективы, отражающие изменение состава проверяющей группы.

Основанием привлечения к проверке органов внутренних дел могут быть:

наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях проверяемыми лицами законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки таких данных с участием специалистов-ревизоров или сотрудников оперативных подразделений; назначение проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных в налоговый орган соответствующим органом внутренних дел; необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля; необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также в целях обеспечения их безопасности. В ходе осуществления проверки и те и другие органы действуют в пределах полномочий, предос-

тавленных им законодательством РФ. Для налоговых органов - это, прежде всего, Налоговый кодекс РФ и Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. № 943-1, а для органов внутренних дел - Закон РФ «О милиции».

Начинается проверка представлением руководителю проверяемой организации служебных удостоверений проверяющих, а также решения (постановления) о проведении налоговой проверки. С учетом рассмотренных выше требований к оформлению такого решения (постановления), проверяемый субъект вправе уточнить, включены ли в решение непосредственно явившиеся к немулица, а главное - упомянуты ли в таком решении сотрудники милиции. Если участие сотрудников милиции в проведении налоговой проверки надлежащим образом не подтверждено, их действия могут быть обжалованы.

Тем не менее в любом случае на предъявленном решении (постановлении) о проведении налоговой проверки руководитель проверяемой организации должен поставить свою подпись и дату, подтверждая тем самым факт ознакомления с этим документом. Впрочем, проверяемый субъект может и отказаться скрепить своей подписью решение о проведении налоговой проверки - в этом случае на решении руководителем проверяющей группы делается соответствующая отметка. Отметим, что отказ подписывать решение о проведении налоговой проверки вряд л и даст какие-либо преимущества проверяемому лицу, поскольку проверка все равно будет проведена и на действительность решения о проведении налоговой проверки это не повлияет.

Основные действия в рамках налоговой проверки - осмотр, истребование документов, выемка - осуществляются непосредственно сотрудниками налоговых органов. Сотрудники органов милиции, как правило, вступают в дело в случае, если выявленные в ходе проверки нарушения требуют проведения оперативных мероприятий, а также если проверяемый субъект тем или иным образом препятствует налоговым органам в осуществлении их полномочий.

Другое дело, если в ходе налоговой проверки выявляются признаки совершения административного правонарушения или преступления. Тогда уже круг правомочий органов милиции расширяется -по находящимся в их подведомственности административным нарушениям они могут применять весь спектр обеспечительных административных мер (изъятие вещей и документов, арест товаров и иных вещей и др.), а по прес туплениям - проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Здесь следует затронуть довольно спорный вопрос о полномочиях органов милиции по осуществ-

лению в ходе налоговых проверок контрольных (проверочных) закупок. В настоящее время с учетом того, что право милиции проводить контрольные (проверочные) закупки прописано только в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, соответствующие действия милиционеров возможны только в рамках проводимых ими оперативно-розыскных мероприятий. Иными словами, если органы милиции производят проверочную закупку, их действия должны подчиняться всем требованиям указанного Федерального закона. В частности, согласно ст. 7 данного закона, для проведения проверочной закупки у органов милиции должны иметься четкие правовые основания, например наличие возбужденного у головного дела, получение сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, поручение следователя, органа дознания, прокурора или суда. То же самое касается и возможности осуществления органом милиции иныхоператив-но-розыскных мероприятий - сбора образцов для сравнительного исследования, контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи и других (ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. N9 144-ФЗ). Все эти действия, в случае совершения их органами милиции в ходе налоговой проверки, будут законными только в том случае, если будет надлежащим образом подтверждена их обоснованность.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ С УЧАСТИЕМ ОРГАНОВ

милиции

Результаты проведенной с участием органов милиции налоговой проверки (впрочем, как и всякой другой проверки) фиксируются в акте проверки, подписываемом всеми участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками милиции (за исключением сотрудников милиции, которые привлекались для участия в проверке в качестве специалистов или для обеспечения безопасности сотрудников налоговых органов), а также руководителем проверяемой организации. Если по поводу содержания акта проверки между налоговыми органами и органами милиции возникли разногласия, окончательное решение по спорному вопросу принимается руководителем проверяющей группы, а несогласные с этим лица могут из-

ложить свое мнение в заключении, которое приобщается к материалам проверки. Один экземпляр акта проверки должен быть обязательно передан проверяемому субъекту.

Дальнейшие действия, связанные с налоговой проверкой, осуществляются уже налоговым органом, - органы милиции, участвовавшие в проверке, о таких действиях лишь уведомляются.

Однако, если при рассмотрении материалов налоговой проверки выявляются факты, свидетельствующие о совершении проверяемым лицом административного правонарушения, а рассмотрение такого правонарушения не относится к подведомственности налоговых органов, материалы проверки направляются компетентному органу милиции.

Здесь следует иметь в виду, что правомочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях (и, соответственно, наложению административных штрафов), налоговые органы наделены только в случаях выявления:

продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) без применения контрольно-кассовой техники;

нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций; невыполнения обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.

Выявление в ходе налоговой проверки любого иного административного правонарушения должно быть оформлено протоколом, составляемым уже сотрудником милиции, и все действия по привлечению организации к административной ответственности будут осуществляться именно им.

Впрочем, не стоит забывать о том, что к сфере правомочий налоговых органов относятся все действия, связанные с привлечением проверяемого субъекта к ответственности за предусмотренные гл. 16 Налогового кодекса РФ налоговые правонарушения.

Если же по материалам налоговой проверки выявляются признаки совершения проверяемым лицом преступления, вопрос о возбуждении дела по выявленному нарушению может принимать исклю-чительноорган внутреннихдел. В частности, согласно п. 25 Инструкции, в случае выявления в ходе налоговой проверки фактов уклонения от уплаты налогов (сборов) в крупных и особо крупных размерах, неисполнения обязанностей налогового агента, сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов), налоговые органы направляют материалы проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о привлечении проверяемого лица к уголовной ответственности по статьям соответственно 199, 119.1 и 199.2 Налогового кодекса РФ.

ПРОВЕРКИ ДАННЫХ, УКАЗЫВАЮЩИХ НА ПРИЗНАКИ НАЛОГОВОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Как уже упоминалось, 16 марта 2004 г. Министерством внутренних дел РФ был издан приказ (N9 177), утвердивший Инструкцию по вопросам проведения органами милиции проверок организаций, в случае наличия достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления. Данные проверки непосредственно к разряду налоговых не относятся и осуществляются органами милиции уже не на основании запроса налоговых органов, а самостоятельно, ввиду соответствующих правомочий, оговоренных в п. 35 ст. 11 Закона РФ «О милиции».

Согласно п. 3 указанной Инструкции, проверки организаций в случае наличия достаточных данных, указывающих на признаки совершения ими налогового преступления, проводятся сотрудниками подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, в должностные обязанности которых входит предупреждение, пресечение, выявление и документирование соответствующих правонарушений, а в необходимых случаях - с участием специалистов и сотрудников правовых подразделений органов внутренних дел.

Право на проведение проверки подтверждается предъявлением руководителю (представителю) организации постановления о ее проведении, исходящего от уполномоченного на то должностного лица органа внутренних дел. В постановлении обязательно должен быть указан состав сотрудников милиции, проводящих проверку. ^

Если проверка производится в занимаемых организацией помещениях, руководитель такой организации вправе присутствовать при проведении проверки, о чем ему до начала проведения проверки должно быть разъяснено.

В ходе проверки возможно применение фото-и киносъемки, видеозаписи, иных технических средств фиксации данных, с приложением материалов, полученных с помощью этих средств, к акту проверки. В случае необходимости проверка может сопровождаться досмотром транспортных средств, изучением документов на материальные ценности и денежные средства, изъятием таких документов, а также образцов сырья и продукции, опечатыванием касс, помещений и мест хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей. Однако все эти действия должны строго подчиняться требованиям Закона РФ «О милиции» и соответствующим положениям уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Оформляются результаты проверки актом, в котором отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам проведения проверки. Причем акт составляется и в том случае, если соответствующие правонарушения в ходе проведения проверки не установлены. Один экземпляр акта проверки вручается представителю организации под расписку, а в случае его отказа от получения акта, а также при невозможности вручить акт по иным обстоятельствам (в связи с болезнью, отъездом) об этом делается отметка в акте, сам акт направляется в организацию по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.

По выявленным в ходе проверки нарушениям законодательства о налогах и сборах принимается решение о возбуждении уголовного дела, а если поводы и основания для возбуждения уголовного дела отсутствуют, материалы проверки направляются компетентным органам для решения вопроса о привлечении проверяемого к административной или налоговой ответственности.

(Выпуск подготовлен по материалам Консалтинговой Группы «Что делать Консалт»

2004 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.