Научная статья на тему 'Взаимодействие налоговых органов и ОВД в рамках контроля за соблюдением налогового законодательства'

Взаимодействие налоговых органов и ОВД в рамках контроля за соблюдением налогового законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
565
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ДАВНОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ / TAX INSPECTION / LIMITATION OF BRINGING TO JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суворов Максим Александрович

Рассматривается порядок проведения выездных налоговых проверок с участием органов внутренних дел, с закреплением обязательного их взаимодействия в случае проверки на основании представленных ОВД материалов. Предлагается расширить перечень оснований осуществления выездных налоговых проверок, в том числе повторных, вышестоящим налоговым органом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation of Tax Agencies and Agencies of the Interior Ministryin Supervising the Application of Tax Law

The article reveals the algorithm of field tax inspections with the Interior Ministry agencies’ participation and legislation of their obligatory cooperation in case the grounds for inspection are data given by the Interior Ministry agencies. The researcher suggests extending the list of grounds for field tax inspections including re-inspections conducted by the higher tax agency.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие налоговых органов и ОВД в рамках контроля за соблюдением налогового законодательства»

УДК 347.73:336.2 © М. А. Суворов, 2013

Взаимодействие налоговых органов и ОВД в рамках контроля за соблюдением налогового законодательства

М. А. Суворов *

Рассматривается порядок проведения выездных налоговых проверок с участием органов внутренних дел, с закреплением обязательного их взаимодействия в случае проверки на основании представленных ОВД материалов. Предлагается расширить перечень оснований осуществления выездных налоговых проверок, в том числе повторных, вышестоящим налоговым органом.

Ключевые слова: налоговые проверки, давность привлечения к ответственности.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов относится к исключительной компетенции налоговых органов (ст . 30 НК РФ) . Вместе с тем в случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах, имеющего признаки преступления, расследование относится к компетенции органов внутренних дел . Кроме того, в соответствии со ст . 5 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» *, ОВД обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая реализацию мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных обязанностей На практике нередко возникает необходимость активного взаимодействия налоговых органов и ОВД при осуществлении ими контрольной деятельности

Статьей 36 НК РФ и ст. ст. 12 и 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» 2 предусмотрены две формы такого взаимодействия:

— участие ОВД в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках;

— направление ОВД материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов

Совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» 3 были введены: Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок; Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения . Указан-

* В нашем журнале опубликовал статью «Соотношение налоговой тайны и иных видов тайны в налоговых правоотношениях» (2011. № 1) .

ные инструкции соответствуют принятым ранее ведомственным нормативным актам по вопросам взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел 4 .

Следует отметить, что в последние годы ведется работа по совершенствованию действующего законодательства, в результате которой усиливаются защита интересов налогоплательщиков, а также оперативность и эффективность контрольной деятельности уполномоченных органов . Так, в 2009 г. утратил силу п . 35 ч . 1 ст. 11 Закона от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» 5, в соответствии с которым ОВД было предоставлено право проводить проверки организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В 2011 г. внесены изменения в приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 6, направленные на приведение его в соответствие с действующим законодательством

Участие органов внутренних дел в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках

В настоящее время участие сотрудников ОВД в выездных налоговых проверках строится на положениях п. 1 ст. 36 НК РФ и п. 28 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», к проведению камеральных налоговых проверок сотрудники ОВД привлекаться не могут

В соответствии с пп . 7 и 8 Инструкции о порядке взаимодействия ОВД и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, основанием для участия сотрудников ОВД в выездных налоговых проверках является мотивированный запрос налогового органа, подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа . При этом сотрудники ОВД могут быть привлечены к участию как в планируемой, так и в уже начавшейся проверке В последнем случае руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о внесении изменений в ранее принятое решение о проведении выездной налоговой проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы

Основаниями для направления запроса могут являться:

— наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

— назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных ОВД в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п 2 ст 36 НК РФ;

— необходимость привлечения сотрудников ОВД для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т д );

— необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей .

Таким образом, налоговые органы вправе привлекать сотрудников ОВД в ходе проведения как основных, так и дополнительных мероприятий налогового контроля

Не позднее пяти дней со дня поступления запроса налогового органа ОВД предоставляет информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке

В целях обеспечения координации действий участников выездной налоговой проверки непосредственно перед ее началом либо перед принятием решения о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки должностными лицами налогового органа и сотрудниками ОВД, назначенными для участия в ее проведении, на рабочем совещании вырабатываются основные направления предстоящей (проводимой) проверки, составляется аналитическая схема выявления нарушений налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, по которым имеется соответствующая информация, а также вопросы организации и тактики применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие действуют в пределах прав и обязанностей, предоставленных им законодательством Российской Федерации: должностные лица налоговых органов руководствуются положениями НК РФ, Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации»; сотрудники органов внутренних дел — федеральными законами «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» 7, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими их деятельность При этом взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников ОВД не препятствует их самостоятельности в выборе предусмотренных законодательством

средств и методов проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции, в рамках согласования всех осуществляемых ими в процессе проверки действий Функцию общей координации мероприятий в процессе проверки выполняет руководитель проверяющей группы, которым является сотрудник налогового органа

В случае установления фактов нарушения законодательства о налогах и сборах проверяющим должны быть приняты меры по сбору доказательств

Результаты выездной налоговой проверки оформляются в порядке, установленном НК РФ К материалам налоговой проверки могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные ОВД

Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах и подписывается участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа, лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем), а также сотрудниками ОВД Один экземпляр акта хранится в налоговом органе, второй в установленном порядке вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, третий передается (направляется) в ОВД, сотрудники которого участвовали в проверке. Если сотрудники ОВД привлекались в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, акт выездной налоговой проверки для органа внутренних дел не составляется и его сотрудниками не подписывается .

Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, который направляется по почте заказным письмом по местонахождению организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица .

При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы По спорному вопросу проверяющие вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и ОВД .

В случае представления лицом, в отношении которого проводилась проверка, возражений по акту проверки, документов, подтверждающих обоснованность возражений, их копии в трехдневный срок со дня представления направляются налоговым органом в ОВД, сотрудники которого участвовали в выездной налоговой проверке Вынесенное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки

решение в трехдневный срок с момента вступления его в силу также направляется в ОВД

При выявлении в ходе выездной налоговой проверки административных правонарушений, совершенных проверяемым лицом, должностными лицами налоговых органов и сотрудниками ОВД (в пределах компетенции соответствующих органов или должностных лиц) возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В течение трех дней копия постановления по делу об административном правонарушении направляется налоговым органом или органом внутренних дел соответственно в ОВД или в налоговый орган, сотрудники которого участвовали в проведении проверки

Направление органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов

В соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Кодексом к полномочиям налоговых органов, ОВД обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения Аналогичная норма закреплена в п. 34 ч . 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции»

В соответствии с Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы, указанные материалы направляются с сопроводительным письмом за подписью начальника (заместителя начальника) ОВД и включают в себя документы, свидетельствующие о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Налоговый орган в десятидневный срок письменно уведомляет орган внутренних дел о принятом решении:

— о назначении выездной налоговой проверки (с указанием срока начала ее проведения) или о планируемом проведении камеральной налоговой проверки (с указанием планируемого срока начала ее проведения) Если материалы, направленные ОВД, свидетельствуют о нарушениях законодательства о налогах и сборах, влекущих уголовную ответственность, одновременно с уведомлением о назначении выездной налоговой проверки направляется запрос об участии в выездной (повторной выездной) налоговой проверке сотрудников ОВД;

— об отказе в проведении мероприятий налогового контроля (с указанием оснований данного отказа)

Основаниями для отказа налогового органа в принятии решения о проведении мероприятий налогового контроля по материалам, представленным ОВД, могут являться:

— отсутствие в представленных ОВД материалах документально подтвержденных фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах;

— наличие обстоятельств, препятствующих проведению выездной налоговой проверки (если период деятельности организации или физического лица, в котором, согласно материалам ОВД, были совершены налоговые правонарушения, ранее был проверен налоговым органом по соответствующим видам налогов (за исключением случаев реорганизации и ликвидации организации), а также если материалы ОВД свидетельствуют о налоговых правонарушениях, совершенных в период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором может быть вынесено решение о проведении проверки);

— наличие обстоятельств, препятствующих проведению камеральной налоговой проверки (если период деятельности организации или физического лица, в котором, согласно материалам ОВД, были совершены налоговые правонарушения, выходит за рамки срока проведения камеральной налоговой проверки)

При отказе налогового органа в проведении мероприятий налогового контроля ОВД вправе направить материалы, свидетельствующие о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в вышестоящий налоговый орган с предложением рассмотреть вопрос об обоснованности данного отказа

В случае проведения налоговой проверки без участия сотрудников ОВД налоговый орган уведомляет ОВД, направивший материалы, о результатах проверки в десятидневный срок со дня вступления в силу решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Следует отметить, что, несмотря на работу по совершенствованию действующего законодательства, оно не лишено недостатков В частности, в связи с разными сроками давности, установленными НК РФ и УК РФ, в практической деятельности возможно возникновение ситуаций, не позволяющих в полной мере защитить интересы государства

В соответствии со ст. 15 УК РФ, преступления в сфере налогообложения, предусмотренные ч 2 ст 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций» и ч. 2 ст. 1991 «Неисполнение обязанностей налогового агента», относятся к тяжким преступлениям Согласно ст 78 УК РФ, срок давности привлечения к ответственности за совершение данных преступлений составляет десять лет

Как уже отмечалось ранее, контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов относится к исключительной компетенции налоговых органов Таким образом, основанием для возбуждения дела по указанным выше ст. ст. 199 и 1991 УК РФ являются акты налоговых проверок, в которых зафиксированы такие нарушения В то же время, в соответствии со ст 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации Выездной проверкой, в соответствии со ст 89 НК РФ, могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки

При выявлении ОВД обстоятельств, указывающих на признаки преступления в сфере налогообложения, совершенного свыше трех календарных лет назад, предшествующих году выявления таких обстоятельств, налоговые органы не вправе будут провести проверку, и расследование не сможет быть доведено до конца

Даже если налогоплательщик подаст уточненную налоговую декларацию за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором была представлена такая декларация, исходя из нормы п . 4 ст. 89 НК РФ 8 выездная налоговая проверка по такой декларации может быть проведена, если соответствующий период ранее не был охвачен выездной налоговой проверкой Проверка такой декларации в рамках повторной выездной налоговой проверки, проводимой вышестоящим налоговым органом, в соответствии с п. 10 ст. 89 НК РФ, невозможна

Анализ практики контрольной деятельности показывает, что результативность проверок, проведенных совместно налоговыми органами и ОВД, значительно превышает эффективность проверок, проводившихся налоговыми органами самостоятельно В результате совместно проведенной проверки с гораздо большей точностью могут быть установлены правовые основания привлечения к ответственности В связи с этим представляется обоснованным предусмотреть обязательное участие в проведении выездных налоговых проверок сотрудников ОВД, когда основанием для назначения проверки послужили материалы, поступившие из ОВД

Кроме того, в целях обеспечения полной реализации норм Уголовного кодекса представляется обоснованным закрепить возможность проведения выездных налоговых проверок, в том числе повторных, вышестоящим налоговым органом на основании направленных ОВД материалов, указывающих

на нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, совершенного более трех лет назад, предшествующих году выявления такового нарушения

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 . № 15, ст. 492.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900. С. 2140-2186.

3 Рос. газета . 2009. 16 сент.

4 Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства

Российской Федерации по налогам и сборам от 22 января 2004 г. № 76/ АС-3-06/37 // Рос . газета . 2004. 6 марта .

5 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 № 16, ст 503

6 О внесении изменений в Приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 года № 495/ММ-7-2-347 : приказ Министерства внутренних дел Российской Федераци и и Федеральной налоговой службы от 14 ноября 2011 г № 1144/ММВ-7-2/774@ // Рос . газета . 2011 . № 293.

7 Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33, ст. 3349. С.6132-6145.

8 Письмо Федеральной налоговой службы от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792 // Официальные документы . 2012. № 23 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.